Управление финансами

документы

1. Компенсации приобретателям жилья 2020 г.
2. Выплаты на детей до 3 лет с 2020 года
3. Льготы на имущество для многодетных семей в 2020 г.
4. Повышение пенсий сверх прожиточного минимума с 2020 года
5. Защита социальных выплат от взысканий в 2020 году
6. Увеличение социальной поддержки семей с 2020 года
7. Компенсация ипотеки многодетным семьям в 2020 г.
8. Ипотечные каникулы с 2020 года
9. Новое в пенсионном законодательстве в 2020 году
10. Продление дачной амнистии в 2020 году


Управление финансами
Психологические тесты Интересные тесты   Недвижимость Недвижимость
папка Главная » Юристу » Санитарная ответственность

Санитарная ответственность

Санитарная ответственность

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:



1. Санитарная ответственность
2. Ответственность за санитарные правонарушения
3. Виды ответственности за санитарные правонарушения
4. Обстоятельства смягчающие ответственность за санитарные правонарушения
5. Административная ответственность санитарного законодательства
6. Возраст ответственности за санитарные правонарушения
7. Уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства
8. Привлечение к ответственности за санитарные правонарушения
9. Ответственность за нарушение санитарно эпидемиологического законодательства

Санитарная ответственность

Итак, прежде, чем говорить о мерах ответственности, применимых к нарушителям законодательства, более подробно, рассмотрим, какие виды оной имеют место быть в том случае, когда гражданин преступил закон. Разделение мер на категории не может не существовать, так как нарушения также характеризуются различными факторами, такими, например, как тяжесть совершенного и последующий урон, нанесенный окружающим.

Итак, административная ответственность за нарушение санитарного законодательства наступает в ряде случаев, оговоренных законом.

К этой категории противоправных действий можно отнести нарушения в следующих областях интересующего нас законодательного сегмента:

• соблюдении норм и требований, предъявляемых непосредственно к жилым помещениям;
• эксплуатации помещений, предназначенных непосредственно для производственных целей, а также общественных зон;
• использовании различных зданий, сооружений, а также расположенного в них оборудования; • использовании транспорта.

При условии, что вы нарушили законодательства в одной из вышеуказанных областей, то гражданин может столкнуться со следующими мерами ответственности:

• официальным предупреждением о последствиях, которые наступят при повторении обозначенных нарушений;
• наложением штрафных санкций, размер коих будет варьироваться от пяти до десяти величин МРОТ для обычных граждан;
• наложением штрафа, величина которого составит от десяти до двадцати МРОТ для индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающих определенные государственные должности;
• наложением штрафа на юридических лиц, нарушивших закон, величина которого будет варьироваться от ста до двухсот МРОТ.

В данную категорию входят нарушения законодательства, связанные с отказом от соблюдения требований, сопутствующих следующей деятельности:

• организации питания населения страны;
• поставке пищевой продукции из-за рубежа;
• использованию наименований, имеющих производственно-техническую направленность, и носящих для человека потенциальную опасность;
• производству и использованию продукции, использующейся для бытовых нужд человека;
• производству, использованию и обороту пищевых добавок, сырья производственного, а также теми производственными наименованиями, которые с ними контактируют;
• использованию веществ химической или биологической категории, наносящих вред здоровью человека.

Несоблюдение санитарных норм в области гигиены питания способно привести к таким катастрофическим последствиям, как массовое отравление, массовое заболевание и т.д.

Нарушение в области обозначенных выше пунктов влечет за собой наложение штрафной санкции в виде денежной выплаты, размеры которой будут варьироваться в зависимости от того, на кого она будет налагаться:

1. Так, если речь идет о выплате штрафа обычным гражданином, ему придется расстаться с десятью-пятнадцатью размерами МРОТ.
2. Для индивидуальных предпринимателей и занимающих государственные должности граждан эта величина составит не менее двадцати и не более тридцати МРОТ.
3. Что касается санкций для юридических лиц, то величина штрафа, актуальная для них, составит от двухсот до трехсот МРОТ.

Почему такая явная разница между величинами штрафа? Тут все просто: ответственность в области соблюдения санитарного законодательства, касающаяся юридических лиц, является по сути своей куда более серьезной, чем та, что определена другим категориям лиц. Кроме того, нарушения, производимые целыми образованиями, как правила, также всегда имеют солидные масштабы.

Так, в рассматриваемый пункт целесообразно включить ряд следующих областей человеческой деятельности, в коих могут возникать нарушения по интересующему нас направлению:

• соблюдение санитарно-эпидемиологических норм относительно объектов водной инфраструктуры страны, питьевой воды и снабжению питьем населения;
• следование правилам использования атмосферных воздушных масс на территории городских, сельских и иных поселений, а также воздуха, скопленного непосредственно в местах пребывания людей, временного или постоянного;
• использование согласно правилам почвы, территорий населенных пунктов, площадок, и ее содержание согласно нормам законодательства;
• переработка отходов производства и потребления, в цикл которой входит как сбор, так и обезвреживание, перевозка, дальнейшее хранение и т.д.;
• планирование строительных процессов и воплощение оных путем возведения зданий в городе и сельской местности.

Нарушения в перечисленных областях также подразумевают назначение определенного рода наказания, а именно:

• официального предупреждения;
• наложения штрафа.

Финансовая мера ответственности будет налагаться, как и ранее, на:

• обычных граждан;
• представителей категорий индивидуальных предпринимателей и должностных лиц;
• юридические лица.

Так, все они будут вновь расставаться с определенным количеством минимальных размеров оплаты труда. Так, например, граждане расстанутся с десятью-пятнадцатью обозначенными величинами, предприниматели с и лица, занимающие государственные посты, выделять от двадцати до тридцати МРОТ, а вот юридические лица, которые, как мы помним, платят больше всего, вынуждены будут внести в казну штраф, величина которого составит от двухсот до трехсот МРОТ.

Также имеет большую значимость соблюдение законодательства интересующей нас категории в области создания благоприятных и подходящих условий труда, а также условий для осуществления воспитательной работы, и работы, связанной с обучением граждан.

Кроме того, очень важно организовать правильно трудовое взаимодействие с источниками факторов физического воздействия на человека, различными веществами биологической категории, организмами микробиологического ряда, токсинами и т.д. Если нарушить законодательство в этой области, вы будете отвечать по всей строгости закона.

Предполагается следующее разделение мер наказания для уже известных нам категорий лиц:

• обычные граждане нашей страны обойдутся предупреждением или наложением штрафа;
• предпринимательская прослойка населения и должностные лица понесут потери в виде двадцати-тридцати МРОТ;
• юридические лица потратят на компенсацию невыполненных обязательств от двухсот до трехсот МРОТ.

Каждая организация обязана проводить мероприятия санитарно-противоэпидемического характера.

При отказе от их проведения, пропуске сроков, нарушении нормального хода проведения данных мероприятий и прочих нарушениях, могут иметь место быть следующие последствия:

• предпринимательская прослойка населения и представители государственных должностей вынуждены будут уплатить в качестве штрафа минимальный размер оплаты труда в тридцати- или сорокакратном размере;
• юридические же лица, по традиции, должны будут расстаться примерно с трехсот-четырехсоткратной величиной минимального размера оплаты труда, установленного на текущий момент для Российской Федерации.

При условии, что имело место быть нарушение санитарного законодательства, административная ответственность налагается на виновное лицо путем выпуска соответствующего постановления уполномоченного должностного лица, занимающего пост в организации, осуществляющей государственный контроль в области санитарно-эпидемиологического законодательства.

Что касается производственного процесса, начинающегося вслед за вынесением постановления, то он регулируется порядком, который был предварительно установлен Кодексом нашей страны, регулирующим отношения в области нарушения административного порядка.

Что касается дисциплинарной ответственности, тут закон определяет, что должностные лица, работники каких-либо организаций или предприятий, нарушившие законодательство в интересующей нас области, в обязательном порядке должны подвергнуться взысканиям непосредственно по месту трудовой деятельности.

Эти взыскания могут воплощаться в виде:

• отстранения от работы;
• освобождения от занимаемой должности;
• увольнения и т.д.

Обязанность по наложению взысканий ложится на плечи руководящего состава предприятий. При этом, все связанные с данным процессом мероприятия осуществляются по представлению главного государственного врача, или лица, его замещающего.

Уголовный Кодекс нашей страны также предусматривает соответствующего ряда ответственность за нарушение правил в области санитарно-эпидемиологического законодательства.

Так, если деяния того или иного лица, совершенные по неосторожности, повлекли возникновение массового заболевания граждан, их отравление и аналогичные последствия, провинившийся должен будет:

• выплатить из своего кармана штраф в размере до 80 тысяч российских рублей;
• выплатить штраф в размере заработной платы или прочего совокупного его дохода, накопленного за 6 месяцев;
• лишиться права на принятие определенной должности;
• лишиться права на ведение конкретной деятельности на срок до трех годичных периодов;
• посетить обязательные работы на срок до 360 часов;
• посетить исправительные работы на срок до одного года;
• лишиться свободы на срок до года.

При условии, что все то же деяние повлекло смерть какого-либо человека или нескольких граждан, то перечень наказаний будет следующим:

• обязательные работы на период до 480 часов;
• исправительные работы от полугода до двух лет;
• принудительные работы на период до пяти лет;
• лишение свободы на срок до пяти лет.

Постановление, вынесенное преступнику, в котором значится такое наказание, как наложение штрафа на юридическое лицо, должно быть исполнено получателем документа, то есть непосредственно нарушителем, не позднее, чем через 15 дней после того, как бумага будет ему вручена.

При условии, что вы примете решение об обжаловании решения, и проиграете, или если ваша жалоба будет отклонена, срок в 15 дней обнуляется, и начинает отсчитываться повторно с того момента, как вы будете уведомлены о том, что ваш протест не будет удовлетворён.

Как только указанный срок окончится, с вас принудительно спишут положенный штраф, в порядке, соответствующем нормам российского законодательства.

Юридическое лицо, нарушившее законодательство в области санитарно-эпидемиологического благополучия, на которое был наложен штраф, обязано исполнить свои обязательства до того, как пройдет 15 суток.

Хотим обратить ваше внимание на еще один важный факт. Если в ходе нарушения законодательства в области санитарно-эпидемиологических норм вы нанесли вред какой-либо личности или ее имуществу, то, согласно букве закона, вам придется самостоятельно его возместить, притом, оплатив все в полном объеме.

Ответственность за санитарные правонарушения

Ответственность за нарушение санитарного законодательства предусматривается законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства, в том числе действующих санитарных правил, невыполнением гигиенических, противоэпидемических мероприятий, заключений, постановлений, распоряжений и предписаний должностных лиц органов и учреждений госсанэпидслужбы. Должностные лица и граждане, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Дисциплинарная ответственность подразумевает наложение на должностных лиц и работников предприятий дисциплинарных взысканий, предусмотренных законодательством России, вплоть до отстранения от работы, освобождения от занимаемой должности и увольнения. Руководители предприятий и организаций обязаны налагать дисциплинарные взыскания на должностных лиц и работников, совершивших санитарные правонарушение, по представлению главного государственного санитарного врача или его заместителя.

В порядке административной ответственности за совершение санитарного правонарушения к должностным лицам и гражданам могут быть применены административные взыскания в виде предупреждения и штрафа. Штраф налагается постановлением главного государственного санитарного врача или его заместителя.

Уголовная ответственность наступает за совершение санитарных правонарушений, повлекших или могущих повлечь за собой возникновение массовых заболеваний, отравлений и смерть людей. Должностные лица и граждане подлежат уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предприятия и организации несут экономическую ответственность за нарушение санитарного законодательства. Предприятия, допустившие загрязнение окружающей среды, выпуск (или) реализацию продукции, употребление (использование) которой привело к возникновению массовых инфекционных или неинфекционных заболеваний или отравлений людей, по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя обязаны: уплатить штраф в доход местного бюджета; возместить затраты лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений на оказание медицинской помощи больным, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к жилым помещениям, эксплуатация производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта влечет предупреждение или наложение штрафа:

– на граждан – в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ);
– на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц – от 10 до 20 МРОТ;
– на юридических лиц – от 100 до 200 МРОТ.

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения влечет предупреждение или наложение штрафа:

– на граждан – в размере от 10 до 15 МРОТ;
– на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц – от 20 до 30 МРОТ;
– на юридических лиц – от 200 до 300 МРОТ.

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, а также к планировке и застройке городских и сельских поселений влечет предупреждение или наложение штрафа:

– на граждан – в размере от 10 до 15 МРОТ;
– на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц – от 20 до 30 МРОТ;
– на юридических лиц – от 200 до 300 МРОТ.

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда, воспитания и обучения влечет предупреждение или наложение штрафа:

– на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц – от 20 до 30 МРОТ;
– на юридических лиц – от 200 до 300 МРОТ.

Невыполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влечет предупреждение или наложение штрафа:

– на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц – от 30 до 40 МРОТ;
– на юридических лиц – от 300 до 400 МРОТ.

Постановление главного государственного санитарного врача (или его заместителя) о наложении штрафа может быть обжаловано у вышестоящего главного государственного санитарного врача (или у его заместителя) или в районном (городском) суде, решение которого является окончательным.

Жалоба может быть подана в течение 10 дней с момента вынесения постановления и рассматривается вышестоящим главным государственным санитарным врачом в 10-дневный срок со дня ее поступления.

Виды ответственности за санитарные правонарушения

Санитарные правила – это не пустой звук. Лично я считаю, да и многие со мной согласятся, что соблюдение этих норм защищает наше здоровье от различных бактерий, вредных воздействий, исключает возникновение серьезных заболеваний.

Иногда люди совершают подобные нарушения по незнанию или по неосторожности, но есть и такие лица, которые нарушают закон умышлено, и в результате страдают люди. Виды ответственности могут быть разными.

У нас на предприятии к нескольким работникам была применена дисциплинарная ответственность, и им выписали строгий выговор, но никаких существенных последствий их деяние не имело, поэтому они отделались легким испугом.

При более серьезном нарушении и наказание будет намного строже. Давайте рассмотрим вопрос ответственности за санитарные правонарушения, их виды и меры наказания.

Подробные сведения о том, какие виды ответственности предусмотрены за нарушение санитарного законодательства, изложены в ТК РФ (ст.55 и ст. 57). В целом, речь идет о стандартных мерах ответственности, которые действуют и для других типов нарушения.

В частности, речь идет о следующих вариантах:

• административная: 100-2000 рублей – штраф для физических лиц и 100-500 тыс. рублей – для компаний. Для последних предусмотрена вероятность запрета на ведение деятельности на период до 90 суток;
• дисциплинарная – виновные лица, трудящиеся на предприятии и нарушившие технологию производства, могут быть отстранены, получить выговор, замечание. Руководитель вправе их уволить;
• гражданско-правовая – ответственность, предусмотренная в случае причинения вреда имуществу, и выражается в возмещении ущерба;
• уголовная – предусматривает лишение свободы на срок до 3 лет. О том, в каком случае наступает уголовная ответственность, подробно прописано в ст. 236 УК РФ и в ряде дополнительных положений. Такая мера применяется к самым тяжелым преступлениям, связанным с нарушением санитарных норм.

Все виды ответственности за санитарные правонарушения закреплены в отдельных кодексах российского законодательства и являются официальным основанием для применения конкретных мер наказания виновного лица.

Определяющим при таких обстоятельствах продолжает оставаться такой фактор, как специфика совершенного правонарушения и его место. Две этих характеристики позволяют привлечь гражданина, нарушившего санитарные нормы, к ответственности любого уровня, но с учетом тяжести деяния.

Есть категория лиц, которые могут быть привлечь к ответственности другое лицо без обращения в судебную инстанцию.

Здесь стоит отметить:

• работодатели — за нарушение режима труда или порядка производства;
• главный санитарный врач или его зам, которые наделены полномочиями выписывать соответствующее предписание;
• контролирующие организации (для юр. лиц): СЭС, Роспотребнадзор.

При выявлении нарушений к виновным лицам применяются различные меры, начиная с проверки, в ходе которой устанавливается степень тяжести совершенного преступления.

Основные функции по наблюдению и контролю в области соблюдения санитарных норм установлены для сотрудников Роспотребнадзора. Именно эти специалисты вправе назначать различные проверки и подобные мероприятия.

Здесь могут быть организованы как плановые, так и внеплановые проверочные действия.

Последний вариант назначается при поступивших от граждан жалоб по загрязнению окружающей среды. Если деятельность вопросов не вызывает, то плановая проверка может назначаться не чаще раза в два года.

Срок внеплановой проверки может составлять не больше месяца, а по итогам мероприятия составляется специальный протокол.

В документе должны быть зафиксированы все моменты, касающиеся совершенных правонарушений или их отсутствия. Уже на основании данного протокола виновные или должностные лица будут привлечены к ответственности с учетом тяжести правонарушения.

Наиболее известным и распространенным показанием сегодня считается штраф. Именно к нему прибегают специалисты вышеуказанного органа, если нарушение не имеет слишком серьезных последствий. Вся подробная информация о сумме штрафа, подлежащего к уплате, и о периоде, в течение которого виновное лицо обязано его уплатить, должна присутствовать в выписанном постановлении.

Согласно КоАП РФ, штрафная сумма должна быть уплачена виновным лицом в течение шестидесяти суток с момента вступления постановления в законную силу. В отдельных ситуациях предусмотрена отсрочка платежа.

Если деньги по штрафу не поступили, то виновное лицо также может быть привлечено к ответственности, и размер штрафа будет удвоен. Когда у нарушителя нет возможности внести нужную сумму, его могут приговорить к выполнению обязательных работ или к аресту на 15 суток.

Обстоятельства смягчающие ответственность за санитарные правонарушения

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, приведены в ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

К ним относятся:

1. Раскаяние лица, совершившего правонарушение. Выражается в негативной оценке факта правонарушения и причиненного вреда лицом, привлекаемым к административной ответственности. При этом раскаяние лица под воздействием мер какого-либо морального или физического воздействия, принуждения означает отсутствие обстоятельств, смягчающих ответственность.
2. Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда. Основополагающим признаком данного обстоятельства является наличие доброй воли лица в предотвращении причинения вредных последствий или возмещения, устранения общественно опасных последствий и означает, что лицо действует самостоятельно, без внешнего принуждения.
3. Совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения, то есть аффекта, либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств. Данное обстоятельство учитывается только в отношении лиц, признанных вменяемыми. В том же случае, если речь идет о невменяемости, слабоумии или ином болезненном состоянии, применяются положения действующего законодательства в виде обстоятельств, исключающих административную ответственность (ст. 2.8 КоАП РФ). Для подтверждения наличия в составе административного проступка признаков аффекта (сильного душевного волнения), как правило, требуется экспертная оценка. Заключение эксперта может быть учтено в процессе административного производства. В случае несогласия с экспертной оценкой орган (должностное лицо) вправе назначить дополнительную экспертизу. Под тяжелыми личными или семейными обстоятельствами по общему правилу понимаются материальные (имущественные) проблемы, следствием которых и является совершение административного правонарушения.
4. Совершение административного правонарушения несовершеннолетним. Так как несовершеннолетний, совершивший административный проступок, в целом не способен самостоятельно оценить общественную опасность деяния либо действовал под влиянием других лиц и т.д., оно классифицируется в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность. К несовершеннолетним возможно применение специфических административных мер воспитательного воздействия, не связанных с административным наказанием, в рамках действия Федерального закона N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". К мерам воспитательного воздействия относятся: возложение обязанности принести публичное или в иной форме извинение; предупреждение; выговор или строгий выговор; возложение обязанности возместить причиненный материальный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и сумма ущерба не превышает половины минимального размера оплаты труда, или своим трудом устранить причиненный материальный ущерб, не превышающий одной второй минимального размера оплаты труда; наложение на несовершеннолетнего, имеющего самостоятельный заработок, штрафа; передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей, или общественной организации с их согласия и др.
5. Совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. В отношении рассмотрения административного правонарушения, совершенного беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка, принимаются во внимание физиологические особенности, которые не всегда позволяют в необходимом объеме предвидеть общественную опасность или степень вреда, причиняемого совершением соответствующего проступка. Важным моментом является определение категории "малолетний ребенок", которая регулируется, в частности, статьей 28 Гражданского кодекса РФ, к ней относятся несовершеннолетние, не достигшие четырнадцати лет (малолетние).

Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, не является исчерпывающим, так как судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело о правонарушении, могут по собственному усмотрению решить вопрос о наличии смягчающих обстоятельств, не указанных в статье 4.2 КоАП РФ.

За нарушение установленных на законодательном уровне санитарных норм и правил, юридические и физические лица привлекаются к различным видам ответственности. Самые строгие наказания подразумевают собой правонарушения, относящиеся к категории уголовных. Тема привлечения нарушителей к соответствующему виду ответственности регламентируется УК РФ, в частности — 236 статьей нормативной документации.

Законом предусмотрены и другие за нарушение санитарного законодательства, которые являются менее серьезными.

Под уголовной ответственностью принято понимать одну из разновидностей форм юридической ответственности. Она предусмотрена законом, привлечение к ней осуществляется в результате совершения лицом преступных действий.

Главное отличие уголовной ответственности от остальных видов ответственности — строгость. Осуждение в данном случае может исходить исключительно со стороны государства.

В случае с нарушением санитарного законодательства уголовная ответственность может наступать за совершение соответствующего вида правонарушений, повлекших за собой гибель или отравление граждан, массовое распространение болезней и эпидемий и т.п.

В свою очередь санитарный режим представляет собой совокупность определенных правил и мероприятий (к примеру, карантин), соблюдение которых позволяет предотвратить развитие заболеваний, таких как оспа, чума, холера и др.

Тема уголовной ответственности за нарушения санитарного правопорядка отражена в различных нормативных актах. Одним из таковых является ФЗ №7 , который имеет название — “Об охране окружающей среды”. В июле текущего года был принят закон РФ, согласно которому в ФЗ №7 были внесены изменения. Не менее значимую важность имеет ФЗ №52 , который имеет характерное для изучаемого вопроса название — “О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения”.

Важно учесть — для наступления уголовной ответственности должны соблюдаться определенные правила. Главным среди них по праву можно считать наличие причинно-следственной связи между деянием нарушителя (или его бездействием) и отравлением, заболеванием или гибелью граждан.

Для того чтобы привлечь лицо, нарушившее нормы санитарного законодательства к ответственности, необходимо доказать его вину. С этой целью проводится соответствующее расследование. В данном случае в нем должны принимать участие представители различных структур, в том числе специалисты, имеющие профессиональные знания по теме вирусологии, эпидемиологии, санитарии и медицины.

Преступные действия считаются совершенными только в том случае, если также соблюдены такие условия, при которых наступает уголовная ответственность:

• несоблюдение норм санитарии и гигиены;
• многочисленное распространение болезни;
• наличие доказанной взаимосвязи между вышеперечисленными пунктами.

Практически, как и при всех других формах ответственности, уголовная может быть смягчена при наличии соответствующих обстоятельств.

К обстоятельствам смягчающим за санитарные правонарушения при уголовной ответственности относится:

• несовершеннолетний возраст преступника;
• беременность;
• наличие малолетних детей;
• раскаяние/сострадание, признание вины в содеянном;
• непростые жизненные обстоятельства;
• за совершение деяния в результате оказания психологического или физического воздействия.

Каждый конкретный случай рассматривается индивидуально. При вынесении решения судебными органами учитываются все характеристики нарушителя и особенности санитарного правонарушения.

В современном мире приобретает все большее значение. Она ориентирована на обеспечение правопорядка и законности в рамках общественных отношений.

Регулирование общественных отношений осуществляется посредством издания норм, которые определяют основания применения мер к нарушителям, инструменты принуждения, порядок рассмотрения проступков и реализации санкций. В правовой доктрине под юридической ответственностью понимают применение наказания. Оно присутствует во всех мерах, используемых по отношению к нарушителю в рамках законодательства. Привлечение к административной ответственности допускается при наличии правонарушения. В этом случае активируется механизм санкции нормы. Из потенциальной возможности наступления негативных последствий для виновного она преобразуется в действительную меру.

Действующее законодательство не формулирует точного определения. Глава вторая КоАП содержит в названии такие понятия, как "административная ответственность" и "правонарушение". При этом в ст. 2.1 разъясняется только понятие проступка. В качестве него выступает виновное, противоправное поведение юрлица либо гражданина, за которое КоАП предусматривает санкции. Юридические лица привлекаются к ответственности в случае, если доказано, что они имели возможность соблюсти установленные нормы и правила, но не предприняли все зависящие от них меры для предотвращения нарушения. Применение санкций к организациям не освобождает от них физлиц, равно как и наоборот.

Исходя из указанных признаков, можно заключить, что административная ответственность выступает в качестве способности виновного лица при совершении им правонарушения претерпеть неблагоприятные последствия имущественного/личного характера, которые предусматриваются в соответствующих нормах КоАП.

Особое значение при реализации мер принуждения в отношении виновных имеют отягчающие и смягчающие обстоятельства. При их наличии варьируется размер санкций. Следует отметить, что эти признаки предусматриваются не только в КоАП. Отягчающие и смягчающие обстоятельства играют существенную роль при рассмотрении уголовных дел.

Указанные критерии, таким образом, включают в себя признаки, по которым можно квалифицировать степень опасности проступка. Эти признаки учитываются, когда в рамках рассматриваемого дела происходит назначение наказания. При смягчающих обстоятельствах применяются менее суровые санкции.

Оно предполагает наличие отрицательной оценки у самого виновного лица совершенного проступка и нанесенного вреда. В данном случае субъект исходит из собственного мировоззрения. Именно оно характеризует негативное отношение к нарушению. Раскаяния, полученные под влиянием физического или морального принуждения, не будут выступать как обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, являются добровольные действия лица по предотвращению вреда, возмещению или устранению ущерба. Оценивая эти признаки, необходимо учесть ряд моментов.

Опасные последствия нарушения КоАП отождествляет с физическим, моральным или имущественным вредом, который нанесен гражданину или организации.

Такие обстоятельства, смягчающие наказание, как возмещение или устранение причиненного вреда, возможны только при совершении нарушения. Добровольность действий субъекта означает, что он действовал самостоятельно и без внешних принуждений. Данные обстоятельства, смягчающие наказание, относятся к юридическому лицу или гражданину, умышленность поведения которых доказана постановлением, вступившим в силу. При применении санкций должны учитываться факты возмещения или устранения нанесенного вреда.

Противоправные действия гражданина в отдельных случаях могут стать следствием неосознанной реакции. В этом случае должностное лицо либо уполномоченный орган квалифицирует содеянное в состоянии аффекта как смягчающее обстоятельство. В качестве важнейших критериев неосознанной реакции выступают сиюминутный порыв, нестандартное психоэмоциональное состояние, внезапность действий, которые могут привести к нанесению ущерба. Для доказательства наличия в составе проступка признаков сильного волнения обычно необходима экспертиза. Заключение специалиста может учитываться в ходе административного разбирательства. При несогласии с оценкой эксперта уполномоченный орган или должностное лицо может назначить повторное исследование.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, могут относиться к тяжелому жизненному положению лица. Под ним в большинстве случаев следует понимать имущественные (денежные) проблемы. Вследствие неблагополучного материального состояния субъект совершает правонарушение. В качестве фактора, влияющего на уменьшение размера санкций, выступает недостижение лицом совершеннолетия. Как правило, такие граждане не могут адекватно оценить степень опасности поведения. Нахождение женщины в беременном состоянии или наличие у нее малолетнего иждивенца также выступают как обстоятельства, смягчающие административную ответственность. В данном случае при рассмотрении дела учитываются физиологические особенности, которые не всегда позволяют предвидеть вероятный вред от поведения.

При рассмотрении дела о правонарушении должностное лицо или уполномоченный орган принимают во внимание не только указанные в КоАП и прочих нормативных актах обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Они вправе учесть и иные существенные факторы, которые могли, по их мнению, повлиять на поведение субъекта. Данное право закреплено непосредственно в КоАП.

Административная ответственность санитарного законодательства

В соответствии со ст. 55, 57 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Дисциплинарная ответственность представляет собой последствие неисполнения или ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей работником, т.е. несоблюдения им трудовой дисциплины. К дисциплинарной ответственности за нарушение санитарного законодательства уполномочен привлекать работодатель. За нарушение санитарного законодательства работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, увольнения.

Гражданско-правовая ответственность устанавливается за вред, причиненный личности, имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства. Вред подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.

Возмещение вреда здоровью граждан производится исходя из:

• затрат на лечение и восстановление здоровья граждан;
• расходов социального обеспечения и др.

Возможно возмещение и морального вреда. При определении размеров компенсации морального вреда учитывается степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, а также степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства установлена Кодексом об административных правовых нарушениях РФ.

В главе 6 КоАП РФ сформулировано несколько составов административных правонарушений. К ним относятся:

• нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (ст. 6.3 КоАП РФ);
• нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. 6.4 КоАП РФ);
• нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению (ст. 6.5 КоАП РФ);
• нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения (ст. 6.6 КоАП РФ).

Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена и в других статьях КоАП РФ (ст. 6.7, 7.2, 7.8, 8.2, 8.5, 8.6, 8.21, 8.31, 10.1, 10.8, 10.12, 10.14).

Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусматривает вынесение предупреждения либо наложение административного штрафа в размере от 100 до 2000 рублей (для граждан), административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток или наложение штрафа в размере от 5000 до 100 тыс. рублей (для юридических лиц).

Уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена ст. 236 Уголовного кодекса РФ.

Так, за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, применяется один из следующих видов наказаний:

• штраф в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 мес.;
• лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
• обязательные работы на срок 180 ч;
• исправительные работы на срок до 1 года;
• ограничение свободы на срок до 3 лет.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается обязательными работами на срок от 180 до 240 ч, либо исправительными работами на срок от 6 мес. до 2 лет, либо ограничением свободы на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Также уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена в следующих статьях Уголовного кодекса РФ:

• ст. 238 «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» — в части сбыта товаров и продукции, выполнения работ или оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей;
• ст. 246 «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ» — в части нарушения санитарных правил при производстве строительных и других работ;
• ст. 247 «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов» — в части нарушения правил обращения с бактериологическими (биологическими) веществами, токсичными промышленными и другими отходами;
• ст. 248 «Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами» — в части нарушения правил по безопасности работе микроорганизмами и т.д.;
• ст. 254 «Порча земли» — в части нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами и др.

За данные виды преступлений, в зависимости от состава и отягчающих обстоятельств, предусмотрены следующие виды уголовной ответственности:

• штраф в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет;
• лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
• ограничение свободы на срок до 3 лет;
• лишение свободы до 10 лет (возможно со штрафом или с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на соответствующий срок);
• обязательные работы на срок от 120 до 240 ч;
• исправительные работы на срок до 2 лет.

В соответствии со ст. 43 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Общие положения о гражданско-правовой ответственности за нарушение прав потребителей установлены ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Так, продавец (изготовитель, исполнитель) за допущенное нарушение прав потребителя несет следующую ответственность:

• уплату неустойки (пени);
• возмещение убытков потребителя в полном объеме;
• исполнение обязательства перед потребителем, даже после возмещения ему всех убытков.

Также возможно возмещение морального вреда, причиненного вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) законодательства в сфере защиты прав потребителя.

Административная ответственность за нарушение прав потребителей установлена Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Согласно ч. 1 ст. 14,4 КоАП РФ, продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 1000-1500 рублей; на юридических лиц — 20—30 тыс. рублей.

В соответствии со ст. 14.7 КоАП РФ, обман потребителей [обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман] влечет наложение административного штрафа на граждан и на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 рублен; на юридических лиц — от 10 до 20 тыс. рублей.

Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена и в других статьях КоАП РФ (статьи 14.1, 14.2, 14.5-14.7, 14.15, 14.16, 19.5. 19.14).

Уголовная ответственность за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей предусмотрена ст. 238 УК РФ.

Так, производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а также неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности, наказываются:

• штрафом в размере до 500 тыс. рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет;
• ограничением свободы на срок до 3 лет;
• лишением свободы на срок до 10 лет (со штрафом в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет либо без такового).

Также за нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей предусмотрена уголовная ответственность и в других статьях УК РФ (ст. 171.1; ч. 1 ст. 180).

Эффективность проведения комплекса мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, а также защита прав потребителей на потребительском рынке во многом зависят от тесного взаимодействия Роспотребнадзора с органами управления здравоохранением субъектов РФ. Это взаимодействие достигается путём разработки и реализации региональных комплексных программ по охране здоровья населения, межведомственных планов мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний, совместной подготовкой приказов и иных документов, обсуждения актуальных вопросов на совместных коллегиях, совещаниях, семинарах, конференциях и т.д.

Возраст ответственности за санитарные правонарушения

На основании сведений, прописанных в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП РФ), понести ответственность при нарушении санитарных норм могут граждане, которым исполнилось 16 лет. До достижения указанного возраста россияне не могут нести наказание.

Стоит отметить, что при совершении нарушения гражданином, который не имеет личных источников дохода, штраф будет взыскиваться с родителей либо официальных опекунов. В качестве дохода несовершеннолетнего могут выступать стипендиальные выплаты, а также заработная плата, которую получил подросток на официальном месте работы.

Неважно, с какого возраста можно привлечь граждан к ответственности за санитарные правонарушения, если у него нет дохода, все материальные расходы за нарушителя понесут его поверенные лица.

В законодательстве Российской Федерации установлен перечень лиц, которые могут понести ответственность за нарушение санитарных правил и норм. Таким образом, под наказание могут попасть не все, а исключительно ограниченный перечень граждан. В особенности, в него входят должностные лица, которые относятся к основному кругу людей, подлежащему наказанию.

Помимо граждан, которые занимают руководящие должности, привлекаться к административной ответственности при нарушении санитарных норм могут юридические лица, а также обычные граждане страны. Вид наказания определяется в индивидуальном порядке на основании обстоятельств дела, тонкостей совершенного дела и других параметров правонарушения.

Согласно Федерального закона №52-ФЗ статьи 55 законодательством установлена подробная информация о видах ответственности при уклонении от санитарных правил и норм. В основном, это шаблонные обязательства, которыми могут обладать нарушители любых правил и законов, не только относительно санитарии.

К стандартному наказанию относится:

• административное – для физических лиц изъятие штрафа в размере от 100 до 2 000 рублей, а для организаций – от 100 000 до 500 000 рублей. Для фирмы также может действовать наказание в виде запрета на осуществление профессиональной деятельности на срок до трех месяцев;
• дисциплинарное – нарушителей, которые не соблюдали санитарные правила, что привело к нарушению технологии производства на предприятии, могут отстранить от работы после ряда замечаний и выговора. Также возможно и увольнение;
• гражданско-правовое – если во время работы был нанесен ущерб имуществу организации. Предусматривается компенсация причиненного вреда;
• уголовное – может выражаться в виде лишения свободы на срок до трех лет. Данная мера наказания предусматривается при серьезных преступлениях, в ходе которых были нарушены санитарные нормы и правила. Более подробно ответственность данного рода охарактеризована в Уголовном кодексе в статье 236.

С какого возраста можно привлечь граждан за санитарные правонарушения, а также виды наказания установлены в российском законодательстве. Они являются существенным поводом, чтобы привлечь нарушителя к ответственности.

Уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства

Уголовная ответственность устанавливается с учётом положений статьи 236 Уголовного кодекса РФ, а именно:

1. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлёкшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет, либо обязательными работами на срок до трёхсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года. Как видно из части 1, одним из обязательных признаков для корректной квалификации содеянного является тяжесть последствий, то есть наличие фактической причинно-следственной связи между нарушением правил и массовыми заболеваниями и/или отправлениями людей. При этом объективная сторона преступления может проявляться как в умышленных действиях, так и в умышленном бездействии, например, уполномоченное лицо не реагирует на сообщение о невозможности подачи питьевой воды в систему, из-за наличия опасных химических элементов. Наличие причинно-следственной связи – это важнейший признак, так как его отсутствие не позволит квалифицировать содеянное с учётом положений 236 УК РФ, а повлечёт квалификацию в зависимости от характера преступления, к примеру, по статье 238 УК РФ за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Данное обстоятельство также оказывает влияние на момент окончания выполнения состава рассматриваемого злодеяния, которое будет считаться оконченным не с момента фактического нарушения рассматриваемых правил, а с момента наступления негативных последствий, упомянутых в части 1.
2. То же деяние, повлёкшее по неосторожности смерть человека, наказывается обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Обуславливается теми же признаками и принципами, что и вышеприведённая часть 1, за исключением того, что добавляется ещё один обязательный признак — это смерть человека, и, конечно же, здесь также необходимо наличие причинно-следственной связи. При этом к ответственности за один состав преступления могут привлекаться как должностные лица, в обязанности которых входит контроль по соблюдению действующих норм, правил и требований, а также лица, не обременённые данными обязанностями, действия которых привели к подобным последствиям.

Санитарно-эпидемиологические правила — это свод нормативно-правовых актов, которые устанавливают перечень условий и требований по обеспечению безопасности и безвредности факторов окружающей среды для жизни человека и его жизнедеятельности.

Основным нормативно-правовым актом является ФЗ-52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в котором говорится о следующих средствах обеспечения социального благополучия:

• профилактика заболеваний и их своевременное прогнозирование;
• проведение противоэпидемических мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;
• осуществление в установленные сроки санитарно-гигиенического мониторинга;
• лицензирование видов деятельности, которые могут представлять какую-либо опасность для граждан.

Данный список не исчерпывающий и насчитывает ещё множество условий и правил, представляющих интерес по рассматриваемой теме.

Подобное деяние имеет огромную нормативно-правовую базу, в которую входят не только вышеупомянутый ФЗ, но и Уголовный и Административный кодексы, а также целый ряд Постановлений, устанавливающих локальные требования практически для каждой сферы жизнедеятельности граждан.

В Кодексе об административных правонарушениях стоит выделить 4 основных статьи (с 6.4. по 6.7. КоАП РФ), каждая из которых по отдельности раскрывает свой индивидуальный свод требований.

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трёх тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двух тысяч до трёх тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Данные основные требования установлены в вышеупомянутом ФЗ № 52 в ст. 19, в их число входит и главенствующее из них — это то, что питьевая вода, поставляемая для потребления граждан, должна быть абсолютно безопасной и безвредной. Следовательно, необходимо понимать, что субъектом правонарушения, а забегая вперёд, и преступления, могут быть лица, которые непосредственно связаны с реализацией и поставкой средств жизнеобеспечения гражданам.

Привлечение к ответственности за санитарные правонарушения

Меру наказания за нарушение санитарных условий применяют при доказанности факта причинения ущерба. При этом не играет роли мотивация совершенного нарушения (умышленного характера, по неосторожности, незнанию или в ином случае).

В зависимости от характера нарушения и тяжести наступивших последствий, вид привлечения к ответственности выбирается индивидуально и на основании статьи 55 ФЗ №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Это может быть:

1. Административное наказание.
2. Привлечение к дисциплинарной ответственности внутри действующей организации или предприятия.
3. Гражданско-правовая ответственность.
4. Уголовная ответственность – наступает при доказанности фактов особо тяжких последствий нарушения санитарно-эпидемиологического порядка и правил. Административное наказание – наиболее распространенный вид ответственности за нарушения в сфере санитарного контроля. Ответственность определяется статьей №6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и применяется в следующих случаях:
• организацией или отдельным физическим лицом нарушены действующие на момент совершения правонарушения санитарные нормы или не выполнены мероприятия по предотвращению подобных нарушений;
• был доказан факт несоблюдения установленных санитарных норм по использованию и эксплуатации жилых и нежилых помещений и зданий, сооружений общественного предназначения, пассажирского транспорта;
• были выявлены факты существенных нарушений в порядке обеспечения (подачи и снабжения) питьевой водой населения или отдельного предприятия;
• выявлены недостатки в организации и проведении мероприятий по уничтожению отходов производственного характера (захоронению пищевых отходов) и прочее;
• не выполнены или выполнены с нарушениями условия организации подвоза, доставки, хранения и выдачи (реализации) продуктов питания для населения.

Это лишь обобщенные условия применения административного наказания, каждый из перечисленных пунктов имеет множество подпунктов, включающих детализированные требования к каждому разделу.

Например, при организации питания учитывается не только порядок хранения, приготовления и выдачи продуктов на руки, но и соблюдение требований к самому зданию (место расположения, фундамент, пол, организация септика и прочее).

За одно и то же правонарушение, попадающее под раздел административной ответственности, могут быть назначены различные виды наказания.

Вид наказания определяется статьей №3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и, в зависимости от тяжести нарушения, причин и последствий, может подразделяться на:

• Вынесение официального предупреждения – как правило, применяется при незначительном правонарушении, допущенном по неосторожности, без злого умысла или при совершении нарушения в первый раз в единичном случае.
• Применение штрафных санкций. Размер штрафа варьируется в зависимости от обстоятельств:
• для граждан Российской Федерации размер штрафа, в зависимости от совершенного правонарушения, может составлять от 100 и до 500 рублей;
• для лиц, совершивших правонарушение в период исполнения должностных обязанностей (если правонарушение является следствием профессиональной деятельности), размер штрафа составляет от 500 рублей до 1 тысячи рублей;
• для лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, размер штрафа составляет от 500 до 1000 рублей, может быть заменен приостановкой деятельности на 90 дней;
• для установленным образом зарегистрированных юридических лиц штраф накладывается в диапазоне от 10 до 20 тысяч рублей. Штраф может быть заменен на меру по приостановлению деятельности предприятия сроком до трех месяцев.
• Конфискация или изъятие предмета, послужившего причиной правонарушения. К примеру, загрязняющего атмосферу строительного инструмента, если иными способами добиться сознательности от его владельца невозможно.
• Отстранение от права (специального права) на осуществление определенного вида деятельности.
• Применение административного ареста – наиболее жесткий, но и наиболее действенный метод, может применяться как основное наказание или как следствие невыполнения условий основного наказания, например, за длительную неуплату штрафа по административному правонарушению.
• Депортация за пределы Российской Федерации – применима только к гражданам-нерезидентам России, иностранным подданным, туристам и т. д.
• Дисквалификация.

В связи с тем, что касательно санитарных правонарушений нормы применения ответственности крайне низко систематизированы и разнесены по нескольким нормативно-правовым актам, сложно прогнозировать, какой конкретно вид наказания будет применен за отдельное нарушение. Исключительный вид административной ответственности определяется юридически и основываясь на опыте судебной практики по аналогичным делам.

Дисциплинарной ответственности подвергаются действующие сотрудники организаций по ходатайству (представлению) главного врача, его заместителя, председателя санитарно-эпидемиологической комиссии или иного органа контроля, выявившего нарушение.

Под дисциплинарной ответственностью понимается наложение на сотрудников внутриведомственных взысканий: выговор, строгий выговор, лишение премии и др. вплоть до отстранения от должности (увольнения по несоблюдению условий трудового договора) включительно.

Условия необходимости применения норм Уголовного кодекса Российской Федерации наступают при выявлении нарушений в сфере санитарного состояния, которые могут повлечь или уже повлекли тяжкие последствия в виде:

• массового отравления людей;
• тяжелых экономических последствий (порча продуктов питания в результате несоблюдения условий хранения);
• тяжелой болезни, явившейся следствием отравления;
• смерти человека, причиненной в том числе и по неосторожности в результате нарушения санитарно-эпидемиологических норм или создания предпосылок к таким нарушениям, а также не принятия действенных и своевременных мер по противодействию (устранению и недопущению) ставших известными нарушений.

Экономической ответственности подвергаются организации и предприятия, допустившие нарушения законодательства, выразившиеся в:

• создании условий загрязнения окружающей среды в результате профессиональной деятельности организации;
• сознательное (несознательное) производство или реализация населению продукции и товаров, потребление которых повлекло массовые отравления или заболевания.

После установления факта вины предприятия оно выплачивает компенсации пострадавшим лицам, возмещает ущерб (оплачивает лечение).

За счет собственного экономического фонда проводит комплекс противоэпидемиологических мероприятий, направленных на устранение последствий нарушения и предотвращение дальнейшего распространения инфекций.

Функционал по контролю за соблюдением норм и правил санитарно-эпидемиологического состояния, взысканию штрафов и принуждению к исполнению требований нормативных правовых актов возложен на Роспотребнадзор. Физические лица попадают под ответственность по факту совершения правонарушения и установлению обоснованных доказательств принадлежности к конкретному виду проступка.

В части, касающейся юридических лиц, Роспотребнадзор наделен правом проведения проверок состояния санитарных норм. Проверки делятся на два типа:

1. Плановый контроль – как правило, проводится с четко прослеживаемой периодичностью по обоюдно согласованным планам и графикам. При проведении проверки комиссия руководствуется текущими положениями законодательства и проверяет всю полноту соблюдения норм.
2. Внеплановые проверки – в подавляющем большинстве случаев внеплановые проверки инициированы сообщениями об имеющихся на предприятии нарушениях или фактах свершившихся аварий.

Как плановые, так и внезапные проверки не могут длиться более 30 календарных дней (установлено, что за это время вполне возможно проверить любую организацию в полном объеме, а затягивание времени создает предпосылки к возникновению коррупционных отношений в среде комиссии). Плановые проверки проводятся не чаще, чем раз в два года, и должны быть подкреплены приказом (выпиской из приказа) Роспотребнадзора.

Применение любого наказания предусматривает проведение предварительного разбирательства с определением степени вины, наличия доказательств, смягчающих и отягощающих обстоятельств.

К обстоятельствам, смягчающим степень наказания за совершение нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического права, относятся:

• раскаяние лица совершившего нарушения в своих действиях и признание их противозаконными;
• самостоятельное и бескорыстное возмещение пострадавшим лицам причиненного ущерба, создание условий дальнейшего недопущения подобных действий и устранение причин, явившихся предпосылкой к нарушению;
• совершение нарушения под влиянием сильных переживаний, расстройства, неудовлетворенности семейной жизнью или иными проблемами душевного характера;
• если нарушение совершено беременной женщиной или матерью ребенка в возрасте до одного года, а также несовершеннолетним гражданином любого пола;
• самостоятельное и добровольное сообщение правоохранительным органам о совершенном правонарушении и дальнейшее активное сотрудничество с органами контроля по устранению последствий нарушения.

Ответственность за нарушение санитарно эпидемиологического законодательства

Ответственность за нарушение обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения наступает согласно статьи 6.3. Кодекса об Административных правонарушениях «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения».

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Нормативно-правовая база санитарно-эпидемиологических требований при организации общественного питания базируется в частности на Санитарно-эпидемиологические правилах СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, согласно которых руководитель организации обеспечивает:

- наличие на каждом предприятии настоящих санитарных правил;
- выполнение требований санитарных правил всеми работниками предприятия;
- должное санитарное состояние нецентрализованных источников водоснабжения и качество воды в них;
- организацию производственного и лабораторного контроля;
- необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил на всех этапах приготовления и реализации блюд и изделий, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей;
- прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию;
- наличие личных медицинских книжек на каждого работника;
- своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками;
- организацию курсовой гигиенической подготовки и переподготовки персонала по программе гигиенического обучения не реже 1 раза в 2 года;
- выполнение постановлений, предписаний органов и учреждений госсанэпидслужбы;
- наличие санитарного журнала установленной формы;
- ежедневное ведение необходимой документации (бракеражные журналы, журналы осмотров персонала на гнойничковые и острые респираторные заболевания, журнал контроля качества фритюрных жиров и др.);
- условия труда работников в соответствии с действующим законодательством, санитарными правилами, гигиеническими нормативами;
- организацию регулярной централизованной стирки и починки санитарной и специальной одежды;
- исправную работу технологического, холодильного и другого оборудования предприятия;
- наличие достаточного количества производственного инвентаря, посуды, моющих, дезинфицирующих средств и других предметов материально-технического оснащения;
- проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;
- наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение;
- организацию санитарно-просветительной работы с персоналом путем проведения семинаров, бесед, лекций.

Органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Роспотребнадзор), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3, 6.4 -6.7, 6.24, 6.25, частью 2 статьи 7.2 Кодекса об Административных правонарушениях (в части уничтожения или повреждения знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов), статьей 8.2, статьей 8.5 Кодекса об Административных правонарушениях (в части информации о состоянии атмосферного воздуха, источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также о радиационной обстановке), частью 2 статьи 8.42, частями 8 и 9 статьи 9.22, частями 1 и 2 статьи 14.43, статьями 14.44 - 14.46, частями 1 - 4 статьи 14.46.2 Кодекса об Административных правонарушениях.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом об Административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса об Административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа:

- должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.27, 6.33, частью 8 статьи 13.15, статьями 14.4, 14.10, 14.15.2, 14.15.3, частью 2.2 статьи 14.16, частями 1 и 5 статьи 14.34, частью 3 статьи 14.43 Кодекса об Административных правонарушениях (за исключением нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), частью 5 статьи 14.46.2 Кодекса об Административных правонарушениях (за исключением нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), статьей 15.12, частью 1 статьи 18.17 Кодекса об Административных правонарушениях (в части нарушения допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации), частью 1 статьи 19.4, частями 1 и 15 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, статьей 19.33 Кодекса об Административных правонарушениях (за исключением нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) настоящего Кодекса;
- должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, - об административных правонарушениях, предусмотренных частью 8 статьи 13.15, статьей 14.6, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьями 14.17, 14.17.2, 14.18, частью 3 статьи 14.43 Кодекса об Административных правонарушениях (в части нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), частью 5 статьи 14.46.2 Кодекса об Административных правонарушениях (в части нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), частями 3 и 4 статьи 15.12, статьей 15.13, частью 1 статьи 19.4, частями 1 и 15 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, статьей 19.33 Кодекса об Административных правонарушениях (в части нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) настоящего Кодекса.

темы

документ Ответственность суда
документ Ответственность за преступление
документ Ответственность несовершеннолетних
документ Ответственность субъектов предпринимательской деятельности
документ Ответственность человека



назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами
важное

Изменения ПДД с 2020 года
Рекордное повышение налогов на бизнес с 2020 года
Закон о плохих родителях в 2020 г.
Налог на скважину с 2020 года
Мусорная реформа в 2020 году
Изменения в трудовом законодательстве в 2020 году
Запрет коллекторам взыскивать долги по ЖКХ с 2020 года
Изменения в законодательстве в 2020 году
Изменения в коммунальном хозяйстве в 2020 году
Изменения для нотариусов в 2020 г.
Запрет залога жилья под микрозаймы в 2020 году
Запрет хостелов в жилых домах с 2020 года
Право на ипотечные каникулы в 2020
Электронные трудовые книжки с 2020 года
Новые налоги с 2020 года
Обязательная маркировка лекарств с 2020 года
Изменения в продажах через интернет с 2020 года
Изменения в 2020 году


©2009-2020 Центр управления финансами. Все материалы представленные на сайте размещены исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Контакты Контакты