Ч. 1 ст. 237 Уголовного кодекса РФ устанавливает ответственность за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, ч. 2 – за совершение преступления, указанного в ч. 1, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия.
Состав преступления, предусмотренный ст. 237 Уголовного кодекса РФ, имеет следующие особенности:
1) Субъект преступления – специальный (по ч. 1 – это лицо, обязанное обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, а по ч. 2 - лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, глава органа местного самоуправления);
2) Предметом преступления является информация о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо окружающей природной среды (например, о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, их последствиях, о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях, об окружающей природной среде);
3) Объективная сторона преступления выражается в сокрытии (бездействие) или искажении информации (действие). К искажению можно отнести сообщение неполных сведений, фальсификацию фактических данных, предоставление неверных официальных прогнозов и оценок о развитии опасных для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды событий и явлений;
4) Состав преступления по ч. 1 является формальным (т.е. преступление окончено с момента совершении действий по сокрытию или искажении информации), а по ч. 2 – материальным (ответственность наступает момента наступления последствий – «причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия»), а также может быть также формальным (если деяние совершено лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления);
5) Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом (лицо осознает, что скрывает от населения или уполномоченных органов информацию о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, или искажает ее содержание при предоставлении населению или органам, уполномоченным принимать меры по устранению грозящей опасности, и желает скрыть или исказить соответствующую информацию), а по отношению к последствиям, указанным в ч.2 – неосторожная форма вины.
Обязанность по информированию органов государственной власти и населения предусмотрена, например, следующими нормативными актами:
- ст. 30 Федерального закона N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (граждане и юридические лица, имеющие стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде);
- ст. 9 Федерального закона N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (собственник гидротехнического сооружения и органы местного самоуправления обязаны информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений)- ст. 9 Федерального закона N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте) и т.д.
Что касается информирования населения о состоянии окружающей среды – в п. 2 ч. 4 ст. 8 Федерального закона N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также в ст. 17 Федерального закона N 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» дополнительно указано, что доступ к информации о состоянии окружающей среды не может быть ограничен.
Совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 237 УК РФ, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 237 УК РФ, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Как известно, все исконно русские женские имена оканчиваются либо на «а», либо на «я»: Анна, Мария, Ольга и т.д. Однако есть одно-единственное женское имя, которое не оканчивается ни на «а», ни на «я». Назовите его.