Ч. 1 ст. 237 Уголовного кодекса РФ устанавливает ответственность за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, ч. 2 – за совершение преступления, указанного в ч. 1, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия.
Состав преступления, предусмотренный ст. 237 Уголовного кодекса РФ, имеет следующие особенности:
1) Субъект преступления – специальный (по ч. 1 – это лицо, обязанное обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, а по ч. 2 - лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, глава органа местного самоуправления);
2) Предметом преступления является информация о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо окружающей природной среды (например, о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, их последствиях, о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях, об окружающей природной среде);
3) Объективная сторона преступления выражается в сокрытии (бездействие) или искажении информации (действие). К искажению можно отнести сообщение неполных сведений, фальсификацию фактических данных, предоставление неверных официальных прогнозов и оценок о развитии опасных для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды событий и явлений;
4) Состав преступления по ч. 1 является формальным (т.е. преступление окончено с момента совершении действий по сокрытию или искажении информации), а по ч. 2 – материальным (ответственность наступает момента наступления последствий – «причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия»), а также может быть также формальным (если деяние совершено лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления);
5) Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом (лицо осознает, что скрывает от населения или уполномоченных органов информацию о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, или искажает ее содержание при предоставлении населению или органам, уполномоченным принимать меры по устранению грозящей опасности, и желает скрыть или исказить соответствующую информацию), а по отношению к последствиям, указанным в ч.2 – неосторожная форма вины.
Обязанность по информированию органов государственной власти и населения предусмотрена, например, следующими нормативными актами:
- ст. 30 Федерального закона N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (граждане и юридические лица, имеющие стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде);
- ст. 9 Федерального закона N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (собственник гидротехнического сооружения и органы местного самоуправления обязаны информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений)- ст. 9 Федерального закона N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте) и т.д.
Что касается информирования населения о состоянии окружающей среды – в п. 2 ч. 4 ст. 8 Федерального закона N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также в ст. 17 Федерального закона N 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» дополнительно указано, что доступ к информации о состоянии окружающей среды не может быть ограничен.
Совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 237 УК РФ, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 237 УК РФ, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
В правовой литературе сокрытием доходов от налогообложения считаются следующие факторы:
• Увеличение объема финансовых средств, которые находятся в распоряжении физических и юридических лиц за счет искажения сведений, подаваемых в виде отчетов о полученных доходах, которые становятся основой для вычета налогов;
• Предумышленное сокрытие полученных доходов и иных объектов, которые должны облагаться налогами.
Если говорить более конкретно, то под сокрытие доходов подпадают следующие деяния:
• Осуществление предпринимательской деятельности без получения предварительного разрешения от государства.
• Непредоставление налоговой декларации в отведенные для этого временные рамки.
Как и любое противоправное деяние, сокрытие налогов повлечет за собой определенную меру наказания для виновного лица. Какая она будет, зависит от множества факторов. Но в первую очередь от размера сокрытой денежной суммы.
Законодательная система за подобные правонарушения предусматривает следующие виды ответственности:
• Административная;
• Уголовная.
В качестве субъектов рассматриваемых противоправных действий могут выступать любые лица, которые подвергаются налогообложению. Т.е. это будут организации и физические лица, которых НК РФ признает в качестве налогоплательщиков. При этом необходимо учитывать, что по российским законам к уголовной ответственности привлечь юридическое лицо не получится. Поэтому, если речь идет об организации, а деяние рассматривается в рамках уголовного дела, то обвинение будет предъявлено одному или нескольким ответственным лицам (например, главному бухгалтеру и генеральному директору).
Наиболее распространенным видом сокрытия доходов считается непредоставление налоговой декларации. Если посмотреть ст. 119 НК РФ, то становится понятным, что в этой части законодательство не делает различий между плательщиками. И для физических лиц, и для организаций наказание за непредоставление декларации будет одно – это штраф в размере 5 % от суммы, которая должна быть выплачена данным лицом в качестве налогов. Он взимается за каждый месяц просрочки, и не может составлять менее 1 тыс. руб. Такая штрафная санкция и расценивается в качестве наказания за сокрытие доходов.
Такое деяние как занижение налоговой базы также подпадает под рассматриваемые нарушения. Если в отчетности указаны неверные суммы, то это приведет к выплате штрафа в размере 20 % от невыплаченных налогов (но не меньше, чем 40 тыс. руб.). Если будет установлено, что указанные суммы были занижены не случайно, а преднамеренно, то размер штрафа возрастет до 40 %.
Если сокрытие осуществляется в размерах, определяемых законодательством, как крупные или особо крупные, то мера наказания по ним будет определяться уже с помощью УК РФ. Так, ст. 199.2 устанавливает, что за крупные суммы минимальным наказанием для ответственного лица станет штраф от 200 до 500 тыс. руб., а максимальным – лишение свободы на срок до 3 лет. Кроме того виновный может быть лишен права заниматься определенными видами деятельности также в течение 3 лет.
Если размер дохода определен как особо крупный, то за сокрытие его меры ужесточаются. Так, в качестве штрафа придется заплатить сумму от 500 тыс. до 2 млн. руб., а свободы лишить на срок до 7 лет.
Кроме того УК РФ устанавливает меру ответственности и за уклонение от социальных взносов во внебюджетные фонды, что также можно приравнять к сокрытию доходов. Ст.199.3 устанавливает, что, если такое деяние совершается в крупном размере физическим лицом, то ему придется выложить штраф в размере до 200 тыс. руб., реже в качестве меры наказания устанавливают исправительные работы (до 360 часов). За особо крупный размер сокрытия штраф возрастает до 300 тыс. руб., а в особых случаях гражданина могут лишить свободы на срок до года.
Если от уплаты в крупном размере уклоняется организация, то наказывают ответственное лицо, которому придется выплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В особых случаях его могут лишить свободы на срок до года. При особо крупном размере сокрытия на ответственное лицо будут наложены штрафные санкции в размере от 300 до 500 тыс. руб., а максимум лицо могут лишить свободы на срок до 4 лет.
При вынесении решения о назначении наказания за сокрытие доходов учитываются множественные нюансы. Кроме самой схемы и общей суммы на меру ответственности повлияет наличие или отсутствие злого умысла.
Если лицо совершает данное противоправное деяние впервые даже в особо крупных размерах, то оно может не опасаться уголовного преследования, а отделается просто административным штрафом.
Плюс судья обязательно учтет, подвергалось ли виновное лицо угрозам и шантажу с целью совершения правонарушения, а также наличие тяжелых жизненных обстоятельств. В таких случаях, как правило, размер штрафных санкций сокращается вдвое.
Сокрытие преступления
Уголовная ответственность за заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений предусмотрена ст. 316 УК РФ. Если лицо участвует в преступлении, заранее обещая укрыть его, оно отвечает за пособничество. На общих основаниях ответственность за эти преступления несут как частные, так и должностные лица.
Сокрытие преступлений должностным лицом - представителем власти, в полномочия которого входит выявление, регистрация, раскрытие преступлений, возбуждение и расследование уголовного дела, не предусмотрено специальными нормами. Но может быть квалифицировано по ст. ст. 285, 286, 292 УК, а когда это сопровождается незаконным освобождением от уголовной ответственности лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, - по ст. 300 УК.
В судебной практике к ответственности за должностное укрывательство преступлений чаще привлекаются сотрудники органов внутренних дел. В основном за укрывательство преступлений общеуголовной направленности: краж, грабежей, разбоев. О сложности дел об укрывательстве говорит тот факт, что по ним чаще всего выносились оправдательные приговоры (33% из числа рассмотренных).
С учетом особенностей составов злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК), превышения должностных полномочий (ст. 286) и служебного подлога (ст. 292) следует учитывать следующие объективные и субъективные признаки должностного укрывательства преступлений.
Объект преступления - правоохранительная деятельность в сфере борьбы с преступностью, а соответственно, права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства. Должностное укрывательство преступлений дезорганизует деятельность правоохранительных органов, препятствует реализации целей, задач и принципов уголовного судопроизводства, снижает защищенность граждан, государства, общества, подрывает авторитет государства и его правоохранительной системы.
Потерпевшими по таким делам признаются юридические и физические лица, защита интересов которых - основная задача правоохранительной деятельности соответствующих органов и должностных лиц.
При должностном укрывательстве преступлений предмет преступления является обязательным либо факультативным признаком.
В качестве предмета преступления могут признаваться:
1) поступившие для рассмотрения заявления, сообщения о преступлении;
2) полученные в ходе служебной деятельности материалы доследственной проверки, оперативно-розыскной деятельности;
3) процессуальные решения по результатам проверки, расследования: постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела за отсутствием события преступления, за отсутствием в деянии состава преступления.
В составе служебного подлога (ст. 292 УК) предмет преступления - официальный документ. При всем разнообразии трактовок предмета служебного подлога в теории уголовного права, в судебной практике достаточно устойчивым остается признание в качестве такового процессуальных документов, содержащих юридически значимое решение должностного лица. Так, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела определяет характер и содержание уголовно-правовых отношений по поводу криминального происшествия, формально "оправдывает" бездеятельность правоохранительных органов, т.е. освобождает их от выполнения трудоемких мероприятий по раскрытию преступлений и изобличению виновных, существенно ограничивает права и законные интересы участников этих отношений.
В то же время не являются официальным документом письменное заявление гражданина, сообщение организации, объяснения, взятые при рассмотрении материала. Искажение этих документов может быть признано способом злоупотребления должностными полномочиями или их превышения и свидетельствует о направленности умысла на укрытие преступления. В судебной практике не признается служебным подлогом и составление статистических карточек, книги учета преступлений, журнала учета иной информации о правонарушениях, оформление которых сопровождает, но не определяет правоохранительную деятельность в борьбе с преступностью. Наличие и достоверность заполнения указанных документов не устанавливает каких-либо юридических фактов и не влечет правовых последствий.
При должностном укрывательстве преступлений виновный может опорочить исследуемые документы и материалы, скрыть их от оценки либо внести в них недостоверные данные. В любом случае их оформление и рассмотрение должны входить в компетенцию должностного лица, а сама информация о преступлении должна быть состоятельной: поступить в производство должностному лицу надлежащим образом и с достаточной полнотой указывать на признаки преступления.
Согласно ст. 140 УПК РФ заявление о преступлении, явка с повинной, иное сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, являются поводом для возбуждения уголовного дела, а основанием - наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Установления всей совокупности признаков состава преступления на этой стадии не требуется. Укрытие административного либо иного (не предусмотренного уголовным законом) правонарушения не влечет уголовной ответственности.
С объективной стороны должностное укрывательство преступлений представляет собой: отказ в принятии заявления и сообщения о преступлении; их рассмотрение как иного сообщения, например жалобы; незаконную пересылку материала в иные органы; ненадлежащее разрешение материала с искажением обстоятельств и оснований для последующих решений путем составления и приобщения подложных заявлений, объяснений граждан и должностных лиц, справок, документов, должностных инструкций, актов проверок и ревизий и др.; вынесение заведомо незаконного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении. В этих случаях речь идет о юридическом (уголовно-процессуальном), но не фактическом (как по ст. 316 УК) укрывательстве преступлений.
При этом следует различать должностное укрывательство преступлений как воспрепятствование надлежащему производству по конкретному факту и действия, сопровождающие это деяние или способствующие ему: составление подложной отчетности, статистических карточек, иных учетных документов, не имеющих уголовного либо уголовно-процессуального значения, что не исключает оценки таких действий как пособничества в должностном преступлении (укрывательство укрывательства преступления).
Право обжаловать незаконное решение об отказе в возбуждении уголовного дела в порядке ст. 125 УПК, а также право прокурора устранить допущенное нарушение и возбудить уголовное дело не исключает ответственности должностного лица за принятое решение.
Ответственность за должностное укрывательство преступлений по ст. ст. 285 или 286 УК наступает в случае существенного нарушения прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.
Предусмотренные законом общественно опасные последствия могут выражаться в причинении имущественного ущерба (реального либо упущенной выгоды), а также неимущественного вреда, включая существенное нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина, дезорганизацию работы государственных органов и организаций. В свое время высшая судебная инстанция также предлагала учитывать такие последствия, как подрыв авторитета органов власти, создание помех и сбоев в их работе, сокрытие крупных хищений, тяжких преступлений и т.п.
В тех случаях, когда преступление посягает на законные права и интересы граждан, укрывательство такого преступления, наряду с причинением вреда в виде дезорганизации деятельности правоохранительного органа, также нарушает гарантированные ст. ст. 2, 17, 45, 46, 52 Конституции РФ права граждан на государственную, судебную защиту, доступ к правосудию, защиту от злоупотреблений властью.
В судебной практике авторитет органов государственной власти справедливо рассматривается в качестве дополнительного объекта посягательства, поскольку он хотя и важный, но не основной компонент охраняемых правоотношений. Кроме того, существенность вреда посредством подрыва авторитета правоохранительного органа не имеет четких критериев оценки.
Малозначительность деяния по объективным признакам - одно из достаточно распространенных оснований оправдательного приговора, когда несущественным, с уголовно-правовой точки зрения, суд признавал: дискредитацию, подрыв авторитета правоохранительного органа, несущественность нарушения прав граждан, когда потерпевшие не настаивали на возбуждении уголовного дела, причиненный вред полагали незначительным.
Учитывая, что по делам о незаконном обороте наркотиков, коррупции, экологических и некоторых других преступлениях граждане не часто признаются потерпевшими, вопрос о существенности вреда, причиненного фактом укрытия таких преступлений, особенно небольшой или средней тяжести, определяется по усмотрению правоприменителя.
Субъект должностного укрывательства преступлений - представитель власти, наделенный Законами "О полиции", "Об оперативно-розыскной деятельности", УПК РФ и иными нормативно-правовыми актами полномочиями по выявлению, регистрации, раскрытию и расследованию преступлений. Согласно ч. 1 ст. 144 УПК дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение. Из указанных лиц чаще осуждались должностные лица органа дознания: участковые и оперуполномоченные, дежурные инспекторы, начальники подразделений органов внутренних дел, что, очевидно, не в полной мере отражает состояние правоохранительной деятельности в сфере борьбы с коррупцией, с незаконным оборотом наркотиков, отнесенной к компетенции иных органов.
Совершение лицом действий, не относящихся к его компетенции, например, отказ в возбуждении уголовного дела или прекращение дела неуполномоченным лицом, не влечет правовых последствий по делу, а, следовательно, и ответственности за должностное укрывательство преступления.
Так, приговором суда по ч. 1 ст. 285 УК оправдан участковый уполномоченный Ф. за отсутствием в его действиях состава преступления. Органами предварительного следствия он обвинялся в том, что при разрешении материала не принял мер к надлежащей и своевременной проверке, необоснованно отказал в возбуждении уголовного дела по факту обнаружения трупа К. при наличии признаков преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего). Это преступление подследственно прокуратуре (ст. 151 УПК), и сотрудник органа дознания не может принимать окончательного решения по делу.
С субъективной стороны должностное укрывательство преступлений характеризуется умыслом (прямым или косвенным - по ст. ст. 285 и 286 УК; прямым - по ст. 292 УК), а также - корыстной или иной личной заинтересованностью (ст. ст. 285 и 292 УК).
Добросовестное заблуждение в оценке фактических обстоятельств и применении уголовного закона при принятии правового решения не влечет уголовной ответственности по указанным статьям УК, но при наличии оснований может быть квалифицировано как халатность по ст. 293.
Ответственность наступает при условии, что компетентное должностное лицо достоверно знало о преступлении (при очевидности признаков преступления как повода и оснований для возбуждения уголовного дела), но с целью его сокрытия совершило указанные в диспозициях соответствующих статей УК действия.
Корыстная заинтересованность может выражаться в получении имущественной выгоды, удержании материальных средств, уклонении от расходов и др. Если должностное лицо за вознаграждение прекращает проверку по заявлению о преступлении, незаконно отказывает в возбуждении уголовного дела, виновный подлежит ответственности за получение взятки за незаконные действия (по ч. 2 ст. 290) и за должностное укрывательство преступления.
Иная личная заинтересованность - это стремление извлечь выгоду неимущественного характера: карьеризм, желание приукрасить действительное положение дел, избавиться от трудностей по раскрытию преступления и при этом избежать ответственности за ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей.
При должностном укрывательстве преступлений виновный может не стремиться к извлечению личной выгоды, но, опасаясь испортить отношение с руководителем и иными влиятельными лицами, действовать по мотиву угодничества с расчетом на взаимное благорасположение, что также охватывается понятием иной личной заинтересованности.
Должностное укрывательство преступлений нередко носит продолжаемый характер. Тогда содеянное квалифицируется по правилам единого продолжаемого преступления, например по ч. 1 ст. 285 УК, а при наличии признаков других преступлений - и по другим статьям УК (ст. ст. 292, 290).
Приговором суда признан виновным и осужден по ч. 1 ст. 285 УК начальник криминальной полиции К. за то, что давал указания своим подчиненным о сокрытии преступлений, предусмотренных ст. ст. 159, 158, 161 УК (всего 8 преступлений), утверждал постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 8 месяцев.
Представляется, что поэпизодная квалификация продолжаемого злоупотребления должностными полномочиями, определяемого единством объективных и субъективных признаков, не всегда обоснованна, хотя в практике распространены случаи обвинения в укрывательстве преступлений по совокупности преступлений по каждому из укрытых преступлений.
Квалификация должностного укрывательства преступлений по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 285 (или ст. 286) и ст. 292 УК, оправдана при наличии к тому фактических и юридических оснований, когда служебный подлог не является основным и единственным способом злоупотребления должностными полномочиями и причинения вреда объекту уголовно-правовой охраны.
Сокрытие фактов
Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, - наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Объект преступления - общественные отношения, обеспечивающие право гражданина на получение достоверной информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья.
Факультативный объект - отношения по охране здоровья, окружающей природной среды.
Предметом преступления является информация. Согласно Федеральному закону N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Объективная сторона преступления выражается в сокрытии или искажении информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.
Согласно ч. 3 ст. 41 Конституции РФ сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Под сокрытием следует понимать как утаивание от граждан названной информации, так и несвоевременное оповещение и информирование населения о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.
Искажение означает предоставление недостоверных, фальсифицированных сведений о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.
Сокрытие или искажение может касаться, например, информации о радиационной обстановке, в том числе о негативном воздействии ионизирующего излучения на окружающую среду, о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, например о порче земель опасными для здоровья людей и окружающей среды отходами производства и потребления.
Медицинские сотрудники могут понести ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей, например о замалчивании того, что взятая донорская кровь, направленная реципиентам и уже кому-то перелитая, оказалась зараженной.
Оконченным преступление является с момента сокрытия или искажения информации. Состав преступления формальный.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
Субъект преступления специальный - лицо, обязанное обеспечивать население такой информацией.
К таковым могут быть отнесены:
• должностные лица органов местного самоуправления;
• должностные лица органов государственной власти;
• работники аварийной, пожарной служб и др.
Квалифицированным (ч. 2 ст. 237 УК РФ) преступление является тогда, когда оно совершено лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации (примечания 2 и 3 к ст. 285 УК РФ), а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия (вред средней тяжести здоровью многих людей, распространение эпизоотий, радиационное заражение местности). Последнее понятие является оценочным и подлежит установлению в каждом конкретном случае.
Предмет преступления - информация о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.
Сокрытие означает утаивание, несообщение населению или указанным в законе органам информации, когда доведение ее до сведения данным адресатам является обязательным в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и было необходимо для воздействия на события, факты или явления, создающие опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.
Искажение информации характеризуется сообщением неполных сведений, фальсификацией фактических данных, неверными официальными прогнозами и оценками о развитии опасных для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды событий и явлений.
Преступление считается оконченным с момента совершения указанного в законе деяния независимо от того, поступила ли адресатам необходимая информация из других источников и была ли устранена грозящая опасность.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
Субъект преступления специальный - лицо, обязанное обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению опасности, информацией о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.
В качестве квалифицирующих признаков (ч. 2 ст. 237) выступают:
а) совершение преступления лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления (см. комментарий к ст. 285 УК);
б) причинение в результате совершенного преступления тяжкого вреда здоровью человека;
в) наступление иных тяжких последствий. К ним относятся существенное нарушение экологической безопасности (например, загрязнение воздуха, воды, земли, уничтожение флоры и фауны), крупных материальных затрат, осуществленных в связи с устранением экологического вреда, нарушение нормального жизнеобеспечения населения и др.
Вина по отношению к указанным последствиям может выражаться только в форме неосторожности.
Сокрытие налогов
Налоговые поступления являются важной статьей государственного бюджета, за счет которого решаются многие социальные и экономические вопросы. Налоговые отчисления представляют собой обязательные, безвозмездные и принудительные платежи, величину которых плательщики стараются уменьшить. Зачастую для этого используются различные мошеннические схемы. Как итог – государство недополучает деньги, что является нарушением экономической безопасности страны. Для нарушителей, предусматриваются меры уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства.
Налоговые преступления рассматриваются государством как тяжкие, так как они влияют на экономическое положение страны, и могут заметно ослабить безопасность в данной сфере. Потому государство стремится максимально защитить себя от недобросовестных налогоплательщиков, и устанавливает жесткие правила относительно нарушителей.
Уклонение от уплаты налогов представляет собой ряд действий, направленных на уменьшение налоговых отчислений в пользу государства. Все они носят умышленный характер, и потому ответственность тут будет гарантированная. Государство рассматривает множество способов уклонения от уплаты.
Чаще всего встречаются следующие:
1. После получения прибыли ее реальная величина занижается. Для этого злоумышленники подменяют или аннулируют накладные, а также уничтожают оригиналы документов. Как итог – первичная документация отсутствует, и прибыль искажается в сторону, выгодную неплательщику. Уклонение от уплаты налогов и сборов тут налицо.
2. После продажи определенных услуг (товаров) размер выручки отображается не в полном объеме, или вообще не фиксируется в документах. Нарушители уничтожают документы, тем самым не внося их в налоговый реестр. Итогом будет значительное уменьшение суммы налога.
3. Физическое лицо сдает принадлежащую ему собственность в аренду, однако не заключает никаких официальных договоренностей, не фиксирует полученный доход в своей налоговой декларации.
Большая часть всех способов уклонения от уплаты налогов являются противозаконными, и их использование влечет за собой определенную ответственность для нарушителей.
В настоящее время недобросовестные плательщики используют следующие механизмы уклонения:
• привлекают к решению вопросов кредитные и банковские учреждения, которые могут провести операции по обналичиванию сделок;
• используют средства, полученные гражданами по различным социальным программам (материнский капитал, военная ипотека), и незаконно обналичивают их;
• переводят денежные ресурсы на счета физических лиц, в свою очередь владелец счета снимает всю сумму поступления, после чего замораживает или закрывает счет;
• используют услуги фирм-однодневок, на их расчетные счета переводятся крупные суммы денег, а после снятия их и получения в банке, фирма аннулируется и перестает существовать.
Отметим, что при обнаружении факта неуплаты налогов нарушители будут привлечены к ответственности. Впрочем, если преступление совершено впервые, а неплательщик в полном объеме погасил свою задолженность и уплатил штрафы, против него не будут использовать уголовную ответственность за неуплату налогов. Если же преступление фиксируется неоднократно, а сам нарушитель пытается уклониться от штрафов, от судебного разбирательства ему никуда не деться.
Характеристика такого преступления, как уклонение от уплаты налогов со стороны физлиц и различных фирм практически одинаковая, и не имеет особых различий. В обоих случаях объектом преступления признаются финансовые интересы государства, которое недополучает сумму налоговых взносов, и, следовательно, имеет недостаток бюджетных средств.
В качестве субъекта могут выступать граждане, достигшие 16-летнего возраста, и обладающие на момент совершения противоправного поступка дееспособностью, понимающие, что их действия лежат вне правового поля России и влекут за собой негативные последствия, а точнее уголовную ответственность за неуплату налогов. Касательно юридических лиц субъектом преступления будет должностное лицо, на которое возложена обязанность по уплате налоговых отчислений. К таковым относят руководителей компаний, а также главных бухгалтеров. Так как они являются уполномоченными сотрудниками, призванными следить за исполнением действительных норм налогового законодательства, против них будут применены более суровые методы наказания.
Субъективная сторона вопроса всегда характеризуется наличием прямого умысла. Нарушитель осознает, что его действия носят противоправный характер, и при тщательной проверке он будет нести ответственность. При этом, причины уклонения от уплаты налога государство интересовать не будут.
Объективная сторона вопроса заключается в исполнении определенных действий и поступков, целью которых является уменьшение налоговых взносов. Так как основным параметром данного нарушения является прямой умысел, законодатель понимает под уклонением от уплаты умышленные деяния, направленные на нарушение действительных налоговых принципов.
Они влекут за собой уменьшение бюджета за счет отсутствия средств, что является ударом по экономической безопасности государства.
При вынесении вердикта относительно конкретных штрафных санкций, необходимо первоначально определить сумму недоимки, то есть установить размер денежных средств, которые были недополучены бюджетом. Здесь для различных категорий плательщиков устанавливаются разные рамки.
Если виновный является физическим лицом, то для него величина недоимки составит (статья 198 УК РФ):
• крупный размер – более 600 тыс. рублей за период в 3 года, однако, при наличии обязательного условия, что часть неуплаченных платежей составляет более 10%, что в денежном эквиваленте равняется 1,8 млн. рублей;
• особо крупный размер – уклонение от уплаты налогов физическим лицом свыше 3 млн. рублей недоимки, или же не менее 5% неуплат или 9 млн. рублей.
Для производственных компаний, фирм с различной формой деятельности квалифицирующие признаки будут следующими (статья 199 УК РФ):
• крупный размер – уклонение от налогов на сумму более 2 млн. рублей за трехлетний временной отрезок, при 10% неуплаченных взносов или более 6 млн. рублей;
• особо крупный размер – более 10 млн. рублей за аналогичный период времени (3 года), при сокрытии отчислений более 5%, то есть свыше 30 млн. рублей.
Если размер ущерба, причиненного государству оценивается в меньшую сумму, уголовное судопроизводство начато не будет, а нарушителей ждет ответственность согласно действительных норм налогового и административного законодательства. Состав преступления будет установлен лишь при наличии крупного или особо крупного квалифицирующего признака.
В перечне квалифицирующих признаков имеется еще два параметра, играющих важную роль (ст.199.2 УК РФ):
1. Правонарушение совершено должностным лицом, то есть особой, имеющей большие возможности у сокрытию своих реальных доходов. Если данный факт будет установлен, ответственность для нарушителя будет ужесточена.
2. Уклонение от уплаты налогов осуществляется группой лиц, которые действуют в соответствии с заключенными ранее договоренностями. В данной ситуации факт наличия вины будет гарантированным, что повлечет за собой уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов вне зависимости от суммы ущерба.
Наказание для недобросовестных налогоплательщиков за уклонение от уплаты налогов может быть установлено как действующими налоговыми принципами, так и в соответствии с Административным и Уголовным кодексом страны. В первых двух случаях нарушителя будут ждать различные штрафные санкции в виде штрафов и пени. Что касается уголовного судопроизводства, то здесь меры наказания имеют более широкий характер.
Для физических лиц уголовная ответственность за налоговое преступление предусматривает следующие типы наказания:,
• штраф в 300 тыс. рублей и лишение воли на 1 год – если сумма неуплаты крупная;
• если неуплата налогов характеризуется как особо крупная, то наказание будет ужесточено, нарушитель имеет все шансы оказаться за решеткой на 3 года, а также будет оштрафован на 500 тыс. рублей.
Если нарушителем действительных налоговых принципов является юридическое лицо, уголовную ответственность за налоговые правонарушения для него определят по ст.199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов»:
1. Должностное лицо при установлении факта отсутствия сборов с организации в крупном размере будет оштрафовано на 300 тыс. рублей. Кроме того, положениями ст.199 УК РФ предусматривается лишение воли на 2 года, и 3-летний запрет на занятие определенными служебными обязанностями.
2. Если квалифицирующие признаки определены как особо крупный размер неуплаты, или преступление совершено несколькими особами по предварительной договоренности, сумма штрафный санкций составит 500 тыс. рублей, а срок тюремного заключения увеличится до 3 лет.
Говоря о налоговых преступлениях, совершенных физическим лицом или организацией, невозможно не упомянуть о сроках давности.
Касательно правонарушений в налоговой сфере (уклонение от уплаты налогов) государство использует два вида срока давности:
1. Для привлечения нарушителей к ответственности (ст.113 НК РФ).
2. Для взыскания штрафных санкций и компенсаций (ст.115 НК РФ).
В обоих случаях устанавливается срок давности в 3 года (10 лет при наличии особых квалификационных признаков).
Однако, тут имеются некоторые нюансы и тонкости. Так, статья «уклонение от уплаты налогов» указывает, что налоговики имеют возможность приостановить течение срока давности, если появятся подозрения в намеренном затягивании процесса и уклонении в оплате штрафов. Для этого составляется специальный акт по форме КНД 1160074.
Сокрытия или искажения информации
,/h3>
Статья 237 предусматривает лишение свободы на срок до пяти лет – за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды. Статья является относительно новой и включена в Кодекс в результате длительного обсуждения проблем, связанных с огромной опасностью утаивания от общества экологической и медицинской информации, как это имело место при чернобыльской катастрофе.
Максимальное наказание в этом случае предусмотрено, только если очевиден результат преступления чиновника: причинён вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия (к примеру, гибель людей). Во-вторых, ответственность установлена не просто для чиновника, имеющего такую информацию, а лишь для того, кто обязан обеспечивать население подобной информацией, но скрыл её или исказил. То есть в перечне служебных обязанностей чиновника, который будет нести ответственность за подобного рода преступление, должна быть соответствующая запись.
Статья 140 УК РФ карает штрафом в размере до 500 минимальных размеров оплаты труда за отказ в предоставлении гражданину информации. Казалось бы, всё просто: гражданин приходит к чиновнику, тот неправомерно отказывает ему в предоставлении информации, обиженный гражданин подаёт жалобу в прокуратуру, чиновника штрафуют на 500 минимальных окладов. Естественно, на практике этого не происходит, потому что в статье говорится не просто об отказе гражданину в предоставлении информации, а об отказе в ознакомлении с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы именно этого гражданина. Если же права и свободы просителя прямо не затронуты – значит, за отказом в предоставлении информации не последует уголовного наказания.
Наконец, обсуждаемым проблемам близка по смыслу статья 144 УК. В соответствии с ней воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путём принуждения их к распространению либо отказу от распространения информации наказывается штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года. То же деяние, совершённое лицом с использованием своего служебного положения, наказывается исправительными работами на срок до двух лет либо лишением свободы на срок до трёх лет с возможным запретом занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трёх лет.
Аккредитация должна рассматриваться как нормальная форма обеспечения общества информацией о деятельности государственных органов через СМИ. Аккредитация предусмотрена в тех случаях, когда необходимо упорядочить доступ журналистов к тем или иным событиям, к заседаниям органов власти, особенно когда интерес СМИ превышает физические возможности его удовлетворить (т.е. если отсутствуют надлежащие условия для одновременной работы большого количества представителей прессы). Аккредитация позволяет определить те СМИ и тех журналистов, которые, действительно, специализируются на конкретном виде деятельности, с целью предоставления им первоочередного права на получение соответствующей информации.
Во всём федеральном законодательстве аккредитация российских журналистов регулируется только статьёй 48 Закона «О средствах массовой информации». В соответствии с ней аккредитацию получают журналисты редакций, подавших заявки в государственные органы, организации, учреждения, органы общественных организаций. Если заявка соответствует правилам аккредитации этого органа, то он обязан аккредитовать журналиста.
Выдача аккредитации влечёт за собой определённые обязанности аккредитующего органа перед аккредитованным журналистом, а именно: извещать его о своих заседаниях, совещаниях и других мероприятиях; допускать на эти мероприятия (если они не объявлены закрытыми для прессы); обеспечивать соответствующими стенограммами, протоколами (если они ведутся), документами, обсуждаемыми на этих заседаниях; создавать благоприятные условия для проведения аудио- и видеозаписи, фото- и киносъемки.
По Закону о СМИ журналиста можно лишить аккредитации только в двух случаях: первый – если вступило в законную силу решение суда о распространении этим журналистом (или его редакцией) не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство аккредитовавшей организации (практика таких случаев автору неизвестна); второй, довольно простой в применении и потому часто встречающийся, – нарушение журналистом правил аккредитации. Следует заметить, что единых либо модельных правил аккредитации не существует. Но, как и любой другой документ, принимаемый государственным органом, такие правила не должны противоречить нормам действующего законодательства.
На неправомерное лишение аккредитации возможно подать жалобу вышестоящему руководству в самой аккредитующей организации, или руководству вышестоящей по отношению к ней организации, или в суд. Так, Верховный Суд РФ в своём решении признал незаконным постановление Государственной Думы о приостановлении аккредитации при данном органе корреспондентов ОРТ. Применение такой меры депутаты обосновали тем, что в телерепортажах на этом канале извращалась суть высказываний парламентариев, из выступлений в Думе «выдёргивали» отдельные фразы, тем самым, искажая смысл обсуждения. Суд отметил, что точка зрения аккредитующей организации не может служить основанием для ограничения прав представителей СМИ на поиск и получение информации, по крайней мере, до тех пор, пока недостоверность и порочащий характер распространяемых ими сведений не будет подтвержден вступившим в законную силу решением суда.
Сокрытие имущества
Сокрытие имущества, подлежащего конфискации или подвергнутого аресту либо описи, наказывается штрафом от ста до трехсот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или лишением свободы на срок до двух лет.
Конфискация имущества осужденного является одним из видов дополнительных наказаний. Она заключается в принудительном безвозмездном изъятии в государственную собственность всего или части имущества, которое является личной собственностью осужденного. Кроме этого, конфискации подлежат орудия преступления, принадлежащие обвиняемому (п. 1 ч. 1 ст. 81 УПК), а также предметы, которые были использованы как средство совершения преступления или явились непосредственным объектом административного правонарушения (п. 4 ч. 1 ст. 24 КоАП).
Обеспечение гражданского иска и возможности конфискации имущества осуществляется путем наложения ареста на вклады, ценности, иное имущество подозреваемого или обвиняемого, а также в отношении лиц, которые согласно закону несут материальную ответственность за его действия (где бы эти вклады или имущество не находилось), либо изъятием имущества, на которое наложен арест.
Описанное или подвергнутое аресту имущество может быть передано на хранение представителям учреждений, предприятий, организаций, владельцу этого имущества, его родственникам или другим лицам.
Объектом преступления признается нормальная деятельность органов правосудия по обеспечению и исполнению приговоров и решений суда (в части конфискации имущества) и обеспечения гражданского иска.
Объективная сторона преступления выражается в следующих формах:
1) сокрытии имущества, подлежащего конфискации;
2) сокрытии имущества, которое подверглось аресту или описи.
Под сокрытием следует понимать действия, направленные на утаивание от ареста или описи имущества, которое подлежит описи или аресту для его конфискации, или имущества, которое уже подвергнуто аресту или описи.
Преступление признается оконченным с момента совершения указанных в ст. 388 действий.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный сознает, что скрывает имущество, подлежащее конфискации или на которое наложен арест, или которое описано, и желает этого.
Мотивы преступления на квалификацию не влияют (могут быть корыстными, а также желание незаконно помочь иным лицам и т.п.).
Субъектом преступления может быть как собственник имущества, так и какие-либо другие лица, а также лица, которым подвергнутое описи или аресту имущество было передано под расписку.
Сокрытие несчастного случая
Любой несчастный случай на производстве должен быть расследован в установленном законом порядке. Для этого работодателю нужно выполнить ряд обязательных действий, в том числе уведомить о произошедшем ФСС и другие службы.
Статья 228.1 ТК РФ говорит о том, что если на предприятии произошел несчастный случай, то руководство должно сообщить об этом в следующие инстанции:
• Фонд социального страхования,
• инспекцию по труду,
• прокуратуру по месту, где произошел несчастный случай,
• администрацию населенного пункта (местности), где произошел несчастный случай,
• профсоюзное объединение, к которому относится организация (даже если на самом предприятии нет профсоюза).
Сообщать во все перечисленные органы нужно не обо всех происшествиях на предприятии, а только, если они относятся к следующим категориям:
• В несчастном случае пострадали два и более работника, то есть он квалифицируется как групповой.
• Произошедший несчастный случай относится к тяжелым, либо признан таковым впоследствии.
• Имеет место смертельный исход – сразу или через некоторое время.
Сообщение нужно отправить в следующие сроки:
• В течение суток с момента происшествия.
• В течение трех суток после того, как несчастный случай был отнесен к одному из вышеперечисленных видов, если такая квалификация произошла спустя некоторое время.
Если данная процедура не будет выполнена, либо выполнена, но с нарушением сроков, это будет считаться сокрытием произошедшего несчастного случая.
За сокрытие несчастного случая налагается ответственность в соответствии со статьей 15.34 КоАП РФ. Она предусматривает следующее наказание:
• для граждан – денежный штраф в размере от 300 до 500 рублей,
• для должностного лица – от 500 до 1000 рублей,
• на предприятие штраф налагается в сумме от 5000 до 10 000 рублей.
Также может быть применена статья 5.27 КоАП РФ за нарушение норм трудового права, которая предусматривает следующие штрафы:
• 1000 – 5000 рублей для должностного лица или индивидуального предпринимателя.
• 30 000 – 50 000 рублей в отношении юридического лица.
Помимо уплаты штрафа работодателя обяжут провести расследование несчастного случая и по его результатам могут применяться дополнительные меры наказания, согласно КоАП или УК РФ (например, за нарушение требований охраны труда).
Сокрытие несчастного случая на производстве означает, что руководство предприятия, на котором он произошел, не уведомило в установленный сроки Фонд социального страхования, трудинспекцию и другие организации, указанные в законодательстве. При выявлении факта сокрытия на работодателя накладывается административное наказание и проводится расследование несчастного случая, по результатам которого также может быть принято решение о наказании.
Факт сокрытия информации
Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией (в ред. Федерального закона № 50-ФЗ), – наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением нрава занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (в ред. Федеральных законов № 162-ФЗ, № 420-ФЗ).
Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, – наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (в ред. Федеральных законов № 162-ФЗ, № 420-ФЗ).
Общественная опасность данного преступления заключается в том, что сокрытие от граждан информации о событиях, фактах или явлениях, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, не позволяет населению принять соответствующие меры для сохранности своего здоровья и жизни.
Преступления, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи, относятся к категории преступлений небольшой тяжести; преступления, предусмотренные ч. 2 – к категории преступлений средней тяжести.
Непосредственный объект данного преступления – общественные отношения, обеспечивающие здоровье населения. Дополнительный объект – отношения, связанные с правом граждан на получение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды. Факультативным объектом выступает жизнь, здоровье конкретного человека либо отношения собственности и т.д.
Предмет преступления – информация о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни и здоровья людей либо окружающей среды.
Информация – сведения о лицах, предметах, фактах и событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Под документированной документацией понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
Факт – результат происшедшего, свершившегося. Например, крупный выброс токсичных веществ в атмосферу или в систему водоснабжения.
Событие – проявление, связанное с общественной жизнью. Например, возникновение чрезвычайной ситуации, аварии, крушения, взрыва, повлекших нарушение экологической ситуации на определенной территории.
Явление – чрезвычайная ситуация природного происхождения, которое угрожает здоровью населения или окружающей среде, например: землетрясение, цунами, ураган, снежная лавина, селевой поток.
Окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов (ст. 1 Закона об охране окружающей среды).
Объективная сторона преступления выражается:
1) в сокрытии информации (путем действия и бездействия);
2) в искажении информации (путем действия).
Сокрытие означает утаивание соответствующей информации любыми способами, в том числе путем недоведения или несвоевременного сообщения, а также путем отказа предоставить информацию по запросам населению, а также органам, уполномоченным на принятие мер по устранению грозящей опасности. Искажение информации – предоставление необъективной, недостоверной, фальсифицированной информации, сообщение неполных или недостоверных данных, официальных прогнозов, оценок и т.д.
Обязательным условием сокрытия или искажения информации является создание опасности для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.
Преступление, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, – с формальным составом и считается оконченным с момента выполнения действий, образующих объективную сторону состава преступления независимо от того, поступила ли адресатам объективная информация из других источников и была ли устранена грозящая опасность.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что искажает или скрывает информацию, и желает этого. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, характеризуется виной в форме прямого умысла по отношению к деянию и в форме неосторожности применительно к наступившим последствиям.
Мотив и цель сокрытия или искажения информации о событиях, фактах и явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, не влияют на квалификацию содеянного. Отсутствует состав указанного преступления в случае сокрытия или искажения информации, которая в соответствии с Законом РФ № 5485-1 "О государственной тайне" не могла быть сообщена тем или иным лицам.
Субъект преступления специальный. Им может быть физическое лицо, обязанное обеспечить население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению опасности, соответствующей информацией. Подобная обязанность возлагается на них законом или иным нормативным правовым актом, инструкцией. Например, такими лицами могут быть должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, сотрудники специальных подразделений (владельцы информационных систем, сотрудники и руководители органов местного самоуправления, бюро прогнозов, санэпидемстанций, МЧС России, МВД России).
Квалифицирующим признаком ч. 2 комментируемой статьи является совершение указанного преступления лицом, занимающим государственную должность РФ или субъекта РФ, а также главой органа местного самоуправления (см. коммент, к ст. 285).
В ч. 2 комментируемой статьи в качестве самостоятельного квалифицирующего признака предусмотрено причинение в результате таких деяний вреда здоровью человека или наступление иных тяжких последствий.
Под причинением в результате совершенного преступления вреда здоровью человека понимается вред здоровью любой тяжести, в том числе и тяжкий вред. Поэтому дополнительной квалификации действий виновного помимо ч. 2 комментируемой статьи еще и по ст. 118 УК не требуется.
Наступление иных тяжких последствий включает в себя гибель людей, существенное нарушение экологической безопасности, причинение крупного имущественного вреда, нарушение нормальной работы предприятий, учреждений, организаций и т.п.
Сокрытие или искажение фактов
Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Данное конституционное право закреплено также в п.1 ст. 11 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которому каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст.10 Федерального закона № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» государственные информационные ресурсы РФ являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа.
Запрещено относить к информации с ограниченным доступом документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом.
Объективная сторона данного правонарушения заключается в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении соответствующей информации.
Под сокрытием имеется в виду утаивание информации, отказ в ее предоставлении лицам, имеющим право на получение такой информации.
Под искажением следует понимать предоставление заведомо ложных либо неполных сведений, вводящих заинтересованные лица в заблуждение относительно наличия и размеров опасности для жизни и здоровья людей либо для окружающей среды.
Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной соответствующей информации лицами, обязанными сообщать такую информацию, образует состав административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей.
Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, влечет уголовную ответственность в соответствии с ч.1 ст.237 УК РФ.
Сокрытие с места ДТП
В Государственную Думу были внесены предложения об изменениях законодательства и тяжести ответственности за оставление места ДТП.
Было предложено ввести новую статью в Уголовный Кодекс за оставление места ДТП, по которой нарушителя лишат свободы на срок 2-5 лет. Подобные действия могут квалифицироваться как оставление человека в опасности.
Также предлагают ввести штрафы до 30000 рублей, так как в КоАП пока не содержится статей о штрафных санкций за оставление места аварии.
Каждый автомобилист должен быть осведомлен о том, что будет, если скрылся с места ДТП. Покидая место аварии, участник нарушает ПДД, и ему грозит административное наказание: лишение прав на срок 1-1,5 года или административный арест на 15 суток (КОАП РФ, статья 12.27).
Но грубым нарушением не считается тот факт, когда автомобилист недалеко отъезжает, потом отходит от стресса, возвращается и успевает к месту аварии до приезда ГИБДД или до подписания протокола.
Некоторое отступление от правил имело место, но наказанием будет штраф в размере одной тысячи рублей (Статья 12.27. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием).
Строгое наказание предусматривается для водителей, которые намеренно покинули место происшествие или совершили это из-за незнания законов.
На практике судья иногда не видит состава нарушения, и дело закрывают (например, если автомобилист не заметил, как задел чужую машину).
Но нарушитель должен подкрепить свои заверения в невиновности неоспоримыми доказательствами. Голословное утверждение того, что «не увидел», не имеет юридического веса.
Если случай спорный, некоторые судьи индивидуально подходят к рассмотрению.
Опьянение в момент аварии — обстоятельство, которое значительно отягчает вину. А раскаяние, стремление возместить ущерб, состояние аффекта смягчают ее.
По этой причине некоторые нетрезвые автомобилисты скрываются, а через несколько дней приходят в ГИБДД и признаются в содеянном, чтобы избежать максимально строгого наказания за оставление места ДТП без пострадавших.
Юридически не имеет значения, кто покинул место случившегося, виновник или пострадавший. Статьи КоАП РФ трактуются для всех одинаково, и каждый из нарушителей должен понести ответственность.
Участники решили, что не имеют друг к другу претензий, а после разъезжаются. Но затем один из них приезжает обратно, вызывает сотрудников ДПС и оформляет аварию по закону.
При этом ссылается на факт, что другой участник покинул место ДТП. Пусть такой водитель и поступает отвратительно с моральной точки зрения, но к нему не придраться юридически, если другой автомобилист не сможет доказать, что место аварии покинули абсолютно все.
Как второму водителю доказать свою невиновность? ДТП следует оформлять по всем правилам или фиксировать на видео обоюдную договоренность, отсутствие претензий, решение разъехаться «мирно».
Также можно взять друг у друга расписку с подписью и датой, а также описанием всех подробностей.
Если водитель скрылся осознанно и бросил людей, которые нуждаются в медицинской помощи, такое деяние может быть квалифицировано в качестве «оставления в опасности» (статья 125 УК РФ).
В таком случае грозит одно из следующих наказаний:
• штраф от 80 000 рублей до полугодового дохода ответчика;
• до 360 часов общественных работ или принудительные работы до года;
• арест на 3 месяца;
• лишение свободы до года.
Также страховые компании могут потребовать от сбежавшего виновника выплаченную сумму, которая была предварительно выплачена пострадавшему.
У такого нарушения также есть трехмесячный срок давности. Если скрывшегося нарушителя не нашли и не вынесли постановления, по истечению срока его более не могут привлечь к ответственности.
Но в больших городах с огромным количеством камер слежения на подобный срок спрятаться очень сложно.
Если одного из участников нет, сотрудником ГИБДД выносится определение о возбуждении административного дела в отношении водителя и начале проведения расследования.
Инспекция должна принять меры, чтобы установить личность уехавшего водителя.
Автомобилист в добровольном или принудительном порядке прибывает в отделение. Здесь, на основании собранных материалов, сотрудники оформляют протокол. На разбор нарушитель имеет право привести адвоката.
О дате и месте рассмотрения дела в суде автомобилист извещается письмом или смс-сообщением, если в протоколе водитель указал контактный номер. Далее выносят постановление.
Наказание в виде ареста приводят в исполнение немедленно. При решении лишить водительского удостоверения нарушитель сдает свой документ в отделение ГИБДД в течение трех дней (но у него есть 10 дней, чтобы подать заявление на обжалование судебного решения).
Сокрытие алиментов
До 18-летнего возраста любой ребенок по закону имеет право на материальное обеспечение со стороны своих родителей. Это значит, что до наступления полного совершеннолетия своего ребенка папа и мама обязаны создать для его роста и развития все условия.
В первую очередь речь идет о помощи на:
1. пропитание и проживание;
2. социально-бытовые нужды (одежда/обувь, коммунальные платежи за воду/газ/свет, оплата за учебу и посещение общеразвивающих секций/кружков и пр.);
3. лечение и оздоровление ребенка и другие аспекты.
Довольно часто в жизни происходит так, что родители поругались, развелись или даже просто разъехались, и горе-отец посчитал себя абсолютно свободным от проблем своего ребенка. Все заботы о благополучии и нормальном физическом/интеллектуальном развитии ложатся на плечи матери.
Закон строго преследует таких мужчин. Есть все правовые основания для принудительного взыскания с дохода отца необходимых и достаточных средств в пользу его ребенка.
Ст. 157 УК РФ обозначает степень вины экс-мужа, который вопреки решению суда не выплачивает обозначенную сумму алиментов на своих детей в равных частях:
1. год исправительных или/и принудительных работ;
2. пребывание в досудебных местах лишения свободы (в КПЗ) на 3 месяца;
3. отбывание судебного наказания на зоне в течение 1 года.
Нередки случаи, когда один из родителей (чаще всего – это бывший муж, который самоустранился от совместного проживания с ребенком и его воспитания) скрывает свои действительные заработки.
Цель данной лжи – во что бы то ни стало не выплачивать алименты ребенку. Вопрос, как и где узнать, какую получает экс-муж з/п, задают многие женщины.
Получить информацию про з/п другого человека можно только через суд: работник судебной инстанции, судебный пристав, отправляет судебный запрос (официальное письмо) в пенсионный фонд, чтобы узнать сумму отчислений, которые удерживаются из зарплаты этого человека.
При этом пенсионный фонд укажет только сумму отчислений в процентах, которые предполагают отчисления по ежемесячной з/п + премии + 13-я з/п и прочие доходы. Т.е. точную сумму зарплаты узнать все равно можно будет лишь приблизительно.
Знать сумму з/п бывшего мужа не обязательно, т.к. алименты назначаются в процентном отношении ко всему годовому доходу и делятся в равных частях на каждого ребенка.