Управление финансами Получите консультацию:
8 (800) 600-76-83

Бесплатный звонок по России

документы

1. Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году
2. Как использовать материнский капитал на инвестиции
3. Налоговый вычет по НДФЛ онлайн с 2021 года
4. Упрощенный порядок получения пособия на детей от 3 до 7 лет в 2021 году
5. Выплата пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет по новому в 2021 году
6. Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
7. Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
8. Защита социальных выплат от взысканий в 2021 году
9. Банкротство пенсионной системы неизбежно
10. Выплата пенсионных накоплений тем, кто родился до 1966 года и после
11. Семейный бюджет россиян в 2021 году

О проекте О проекте    Контакты Контакты    Загадки Загадки    Психологические тесты Интересные тесты
папка Главная » Юристу » Состояние правопорядка

Состояние правопорядка

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Правопорядок

Вернуться назад на Правопорядок
Не забываем поделиться:


Анализ состояния законности – это необходимая предпосылка эффективного осуществления надзорных и иных полномочий органов прокуратуры и одновременно вершина аналитической деятельности, результаты которой составляют основу предоставляемого Генпрокурором РФ ежегодного доклада палатам Федерального Собрания и Президенту РФ "О состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению" (п. 7 ст. 12 Закона о прокуратуре). Аналитические доклады в силу ст. 4 Закона готовят также прокуроры нижестоящих органов прокуратуры, информируя органы публичной власти и население о состоянии законности.

Применительно ко всей системе прокуратуры важной задачей является анализ деятельности органов прокуратуры по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Для разработки стратегии прокурорско-надзорной деятельности необходимо не только оценить состояние преступности и иных видов правонарушений, но и дать прогноз развития ситуации, установив типичные и наиболее устойчивые группы правонарушений, информировать Генпрокурора РФ о влиянии социальных процессов на различные формы отклоняющегося правового поведения, об эффективности прокурорского надзора и мерах по совершенствованию законодательства, правоприменительной практики, общесоциальных и организационных мерах по противодействию преступности и наиболее опасным видам иных правонарушений, являющихся питательной средой для процветания коррупции, преступлений, посягающих на жизнь, здоровье граждан, государственные устои.

Правовой основой анализа состояния законности и правопорядка помимо Закона о прокуратуре служит приказ Генпрокурора РФ № 55 "О совершенствовании информационно-аналитической работы в Генеральной прокуратуре Российской Федерации".

Законность как родовое понятие, включающее представление о состоянии преступности и иных видах правонарушений без признаков уголовно-наказуемых деяний, имеет свои особенности, поддающиеся статистическому наблюдению. Поэтому изучение статистических данных – обязательное направление количественного статистического наблюдения, имеющего целью разработку мер по коррекции процессов, оказывающих воздействие на интенсивность, динамику, структуру совершаемых в регионе общественно-опасных противоправных деяний. Необходимо при этом исключить подмену анализа воспроизведением данных статистической отчетности или приведением многочисленных примеров, не иллюстрирующих существенные изменения в динамике, структуре преступлений и правонарушений. Чтобы статистическая информация более достоверно характеризовала состояние законности, необходимо использовать данные как минимум за последние три года с выделением тенденций, сложившихся на заключительном этапе. Генпрокурор РФ в приказе № 55 требует от подчиненных прокуроров привлекать для анализа и иные данные, в том числе статистическую отчетность правоохранительных и контролирующих органов, обращения граждан, общественных организаций, материалы уголовных и гражданских дел, публикации СМИ.

Для наглядности представленных сведений можно использовать схемы, таблицы и графики, которые целесообразно оформлять в виде приложений. Истребование необходимой информации органами прокуратуры производится в соответствии со ст. 6 Закона о прокуратуре.

Генпрокуратурой РФ, а также прокуратурами субъектов РФ заключены соглашения о взаимодействии с государственными органами и общественными организациями. Полученные от этих структур материалы также могут быть использованы для целей анализа.

При истребовании информации из органов государственного и муниципального контроля следует руководствоваться п. 15 приказа Генпрокурора РФ № 195, согласно которому запрещается возложение на контролирующие и иные органы обязанности по представлению статистических данных, не предусмотренных законодательством.

Официальная статистическая информация формируется в соответствии с планом федерального статистического учета, содержащим перечни субъектов статнаблюдения и выполняемых ими работ с указанием периодичности выполнения каждой из них, сроков предоставления пользователям (ст. 5 Федерального закона № 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации").

Широкие возможности получения необходимой для анализа информации представляют компьютерные технологии, связанные с размещением сведений о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в сети Интернет (Федеральный закон № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления").

Наработанная практика подготовки информационно-аналитических записок о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации за полугодие и за год, представляемых Генпрокурору РФ, позволяет выделить следующие блоки вопросов, подлежащих освещению:

1) общая характеристика состояния законности на поднадзорной территории (в поднадзорной специализированному прокурору сфере);
2) характеристика состояния законности в отдельных сферах социальной жизни, серьезно влияющих на уровень, динамику, структуру правонарушений, включая преступность;
3) противодействие преступности и иные меры укрепления законности;
4) общие выводы и предложения.

Обычно подготавливаемые на местах доклады включают два взаимосвязанных направления:
интересное на портале
документ Тест "На сколько вы активны"
документ Тест "Подходит ли Вам ваше место работы"
документ Тест "На сколько важны деньги в Вашей жизни"
документ Тест "Есть ли у вас задатки лидера"
документ Тест "Способны ли Вы решать проблемы"
документ Тест "Для начинающего миллионера"
документ Тест который вас удивит
документ Семейный тест "Какие вы родители"
документ Тест "Определяем свой творческий потенциал"
документ Психологический тест "Вы терпеливый человек?"


а) собственно анализ состояния законности и правопорядка;
б) оценку деятельности органов прокуратуры.

Такой информационно-аналитический документ представляется в Генпрокуратуру РФ и Академию Генпрокуратуры РФ в виде докладов прокуроров регионального уровня об итогах работы за год, в которых освещаются следующие вопросы:

а) планирование и организация работы;
б) результаты работы по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
в) результаты работы в сфере надзора за исполнением федерального законодательства;
г) результаты работы по противодействию преступности;
д) состояние прокурорского надзора за расследованием отдельных видов преступлений;
е) состояние прокурорского надзора за исполнением законодательства, регулирующего ОРД подразделений органов внутренних дел, таможенных органов, органов федеральной службы исполнения наказаний, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

В связи с особыми задачами, стоящими перед органами прокуратуры по противодействию коррупции, выделяется специальный раздел.

В виде отдельных подразделов доклада обозначены другие направления, характеризующие деятельность прокуратуры:

а) результаты работы по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел;
б) результаты работы органов прокуратуры по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе.

Как видим, изучение состояния законности, проводимое районными, городскими прокуратурами, а также прокуратурами субъектов РФ, служит практическим задачам организации противодействия правонарушениям и их предупреждению.

Поскольку вопросам организации работы органов прокуратуры посвящены отдельные параграфы настоящего пособия, сосредоточимся на анализе данных о преступности и иных правонарушениях, позволяющих характеризовать явление в целом. Отправной точкой анализа является статистическая картина выявленных прокурорами, органами государственного и муниципального контроля (надзора) правонарушений и зарегистрированных преступлений.

Формирование единой картины правонарушаемости в настоящее время затруднено, поскольку в нашей стране единый учет правонарушений отсутствует. Важным источником информации об этом явлении служит прокурорская отчетность, однако этого явно недостаточно. Поэтому следует стремиться к созданию банка данных, аккумулирующих информацию о выявленных контролирующими органами нарушениях закона. Отчасти проблемы неполноты источников информации решает реализация предоставленных Федеральным законом № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" прокурорам полномочий о даче согласия на внеплановую проверку субъектов предпринимательской деятельности. При этом приказом Генпрокурора РФ № 93 утвержден Порядок согласования с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок контролирующими органами.

Одним из важнейших источников информации в регионе становятся сегодня материалы координационных совещаний по обеспечению правопорядка в субъектах РФ, созданных в соответствии с Указом Президента РФ № 1535 "О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка".

Основными задачами координационных совещаний, куда входят руководители территориальных органов МВД России и иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, являются:
Самое читаемое за неделю

документ Введение ковидных паспортов в 2021 году
документ Должен знать каждый: Сильное повышение штрафов с 2021 года за нарушение ПДД
документ Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году
документ Доллар по 100 рублей в 2021 году
документ Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
документ Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
документ 35 банков обанкротятся в 2021 году


Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!

Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!

1) обобщение и анализ информации о состоянии правопорядка в регионе, а также прогнозирование тенденций его развития;
2) анализ эффективности деятельности территориальных органов по обеспечению правопорядка;
3) разработка мер, направленных на обеспечение правопорядка в субъектах РФ;
4) организация взаимодействия правоохранительных органов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества.

Решения координационных совещаний оформляются актами высших должностных лиц, а в необходимых случаях – актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Анализ состояния правонарушаемости по данным форм "ОН", "ГАС" и др. включает в себя:

а) количество выявленных правонарушений на поднадзорной территории (в абсолютных и относительных показателях за последние три года);
б) данные о структуре, динамике правонарушаемости (в абсолютных и относительных показателях за последние три года);
в) территориальное распределение правонарушений по районам (в абсолютных и относительных показателях за последние три года);
г) предложения по принятию мер, направленных на улучшение состояния законности и правопорядка, в том числе о совершенствовании законодательства, правоприменительной практики и повышении эффективности прокурорской деятельности.

Работа органов прокуратуры по осуществлению надзорной и иной функциональной деятельности на конкретном направлении оценивается с позиций:

а) соответствия мер прокурорского реагирования характеру выявляемых нарушений законов;
б) эффективности мер прокурорского реагирования, в том числе: соотношения количества принесенных и удовлетворенных протестов (в %); соотношения количества направленных в суд и удовлетворенных заявлений (исков), в том числе сумма ущерба (в %); соотношения материалов, направленных в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК для решения вопроса об уголовном преследовании, и принятых решений о возбуждении уголовного дела (в %);
в) отражения существенных изменений показателей прокурорского реагирования за последние три года с объяснением причины их роста или снижения.

Особое внимание должно уделяться состоянию законности в правотворческой практике органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления.

Целесообразно анализировать также информацию:

1) о появлении новых тенденций в состоянии, структуре правонарушений и возникающих в связи с этим проблемах правоприменения;
2) о динамике криминогенных факторов социальной жизни и социальных отношений, оказывающих существенное влияние на реализацию надзорной функции прокуратуры в регионе;
3) об организационно-управленческих проблемах прокурорской деятельности на региональном уровне, включая предложения о совершенствовании организации работы и управления в органах прокуратуры;
4) об оценке состояния законности в деятельности контролирующих органов;
5) об использовании данных контролирующих органов в работе прокуратуры (влияние на планирование работы, совершенствование методик прокурорского надзора, на предметную специализацию прокуроров и др.).

Данные о выявленных правонарушениях должны увязываться со сведениями, характеризующими уровень, динамику зарегистрированных преступлений в их взаимосвязи и обусловленности с тем, чтобы нацелить средства прокурорского реагирования на предупреждение тех правонарушений, которые продуцируют преступность, создают комфортные условия для укоренения самых опасных противоправных деяний.

При анализе состояния преступности следует выделять криминогенные детерминанты. С этой целью:

• производится общая оценка уровня преступности за последние три года, особое внимание фокусируется на истекшем годе (темпы прироста, падения), приводится объяснение отмечаемой динамики;
• выявляются города и районы, где отмечается наибольший рост или сокращение количества зарегистрированных преступлений, а также применительно к их социально-экономическим условиям излагаются причины и условия произошедших изменений;
• производится оценка позитивного или негативного влияния тенденций отдельных видов преступлений на динамику всей преступности в субъекте РФ;
• анализируется динамика поступления в органы внутренних дел заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях и ее сопоставление с динамикой преступлений, зарегистрированных в субъекте РФ по итогам истекшего года, и объясняются причины их расхождения;
• дается итоговая оценка выявленных тенденций зарегистрированных преступлений, зафиксированных в истекшем году с учетом динамики за продолжительный период (не менее трех лет в зависимости от характера изменений).

Выводы и оценки должны подтверждаться конкретными доказательствами, основанными на реальных свидетельствах совершенствования деятельности органов прокуратуры и правоохранительных органов, а не только на формальных статистических данных.

Для оценки динамики зарегистрированных преступлений и для расчетов уровневых показателей используются соответствующие формы государственной статистической отчетности, в том числе: 1-А; 1-ЕГС, 3-ЕГС, 4-ЕГС, 2-Е и др., а также при необходимости могут привлекаться материалы, поступившие из правоохранительных органов. Характеризуя сложившуюся криминальную ситуацию, нужно излагать тенденции в ее изменении, а не перечислять показатели форм статистической отчетности, для чего целесообразно пользоваться диаграммами, графиками и схемами.

Важно также анализировать следующую информацию:

• динамику состояния и структуры преступности, а также раскрываемости преступлений;
• данные о ходе реализации федеральных и региональных программ профилактики правонарушений и приоритетных направлениях социальной профилактики правонарушений;
• принятые нормативные документы, определяющие основы системы профилактики в регионе;
• данные о привлечении к решению задач предупреждения преступлений представителей конкретных институтов гражданского общества и об эффективности их работы;
• данные о законности и полноте мер, применяемых к лицам, состоящим на профилактическом контроле органов внутренних дел, с разбивкой по категориям: осужденные к мерам наказания, не связанным с лишением свободы; освободившиеся из мест лишения свободы; подследственные, не взятые под стражу на период расследования и рассмотрения уголовного дела в суде; лица, допускающие правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений; хронические алкоголики, наркоманы и другие лица, представляющие опасность (все показатели по сравнению с аналогичным периодом прошлого года);
• данные о соблюдении законности при осуществлении мер наблюдения за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией, представляющими опасность для окружающих, в целях профилактики правонарушений;
• данные о соблюдении законности и полноте мер по контролю за лицами, освобожденными из мест лишения свободы и, прежде всего, лицами, находящимися под административным надзором, а также осужденными, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно;
• удельный вес преступлений различного вида тяжести (особо тяжкие, тяжкие, средней тяжести, небольшой тяжести) по сравнению с отчетным периодом прошлого года;
• динамику удельного веса и структуры преступлений, имеющих наибольшую распространенность в регионе, а также вызывающих значительный общественный резонанс, по сравнению с отчетным периодом прошлого года;
• анализ состава лиц, совершивших преступления, в том числе несовершеннолетних, женщин, учащихся, безработных, совершивших преступления в группе (по сравнению с прошлым годом);
• анализ состава иностранных граждан, в том числе граждан СНГ, лиц без гражданства, совершивших преступления; удельный вес преступлений, совершенных такими лицами; причины и условия, способствующие совершению преступлений иностранными гражданами (по сравнению с прошлым годом);
• динамику и структуру преступлений, совершенных указанными лицами;
• возрастной и социальный состав лиц, совершивших преступления;
• динамику рецидива (простого и специального);
• динамику количества лиц, совершивших преступления в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

>Чтобы обеспечить полноту и достоверность выводов об изменениях в состоянии и структуре преступности, необходимо соблюдать определенные правила, в их числе:

а) правильная систематизация (группировка) статистической информации;
б) правильное определение периода анализа;
в) правильная и точная формулировки анализируемых событий;
г) отбор сопоставимых и сравнимых показателей.
В противном случае неправильная группировка статистического материала может дать искаженную (некорректную) картину преступности.

Необходимо стремиться точно воспроизводить показатели, приводимые как в табличной форме, так в текстовом изложении выводов. Они должны соответствовать правовым нормам и понятиям, уголовно-правовой структуре преступлений и отражать те статистические приемы, которые использовались для получения выводов. При характеристике преступности в статистике используются различные показатели.

Абсолютные показатели характеризуют преступность и деятельность правоохранительных органов в абсолютных цифрах (количество преступлений, число осужденных, сумма ущерба и т.д.). Наряду с абсолютными используют относительные показатели – коэффициент преступности (соотношение числа преступлений и осужденных к численности населения на 100 тыс. и 10 тыс. человек) и показатели структуры преступности – отдельных видов преступлений (удельный вес отдельных видов преступлений, преступлений, совершенных ранее судимыми, и т.д.). Перечисленные три вида показателей (абсолютные показатели, коэффициенты преступности и структурные показатели) характеризуют состояние преступности. Эти же показатели, взятые в сравнении за разные периоды, характеризуют динамику преступности (правонарушаемости). Судить об уровне преступности следует с привлечением коэффициентов, рассчитанных на 100 тыс. или 10 тыс. населения, что позволит в масштабах области выделить города и районы с высоким, средним, низким уровнем преступности, наметить и осуществить мероприятия, в том числе связанные с проверкой достоверности учета преступлений и фактического состояния борьбы с ними.

При общности задач по анализу законности и правопорядка на территории района (города) и субъекта РФ есть и существенные различия. Прокуратура субъекта РФ решает управленческие по отношению к районному звену задачи, поэтому исходная база анализа, объем используемой информации в первом и во втором случаях разнятся. Важно провести анализ по единой методологии и методике с тем, чтобы обеспечить сопоставимость данных на всех уровнях прокурорской системы от районного звена до Генпрокуратуры РФ включительно.

Итак, анализ данных о выявленных прокурорами правонарушениях и зарегистрированных преступлениях должен показать, какие из совершенных деяний обнаруживают тенденцию к росту (снижению), какова структура правонарушений, какие из них оказывают существенное влияние на общее состояние законности, на организацию работы прокуратуры в целом (отражаются на планировании, выборе приоритетов в надзорной и иных видах деятельности), в организации проверок на социально-значимых объектах, в тематике учебы прокуроров на местах и т.д.

Если речь идет об оценке исполнения федерального законодательства и законов субъектов РФ, то отдельное внимание уделяется следующим сферам и областям общественных отношений:

а) экономике;
б) охране окружающей среды и природопользованию;
в) соблюдению прав и свобод человека и гражданина;
г) соблюдению прав и интересов несовершеннолетних;
д) деятельности органов государственной власти;
е) исполнительному производству;
ж) государственной и муниципальной службе;
з) обеспечению безопасности дорожного движения;
и) обеспечению пожарной безопасности;
к) транспортной сфере;
л) таможенной сфере и ряду других.

Все из перечисленных сфер отражены в действующих в настоящее время отчетах о работе прокурора, являются обязательными для заполнения, однако для отдельного рассмотрения должны выделяться особо значимые для региона области общественных отношений и, в первую очередь, те, где обнаруживаются резкие колебания статистики.

Применительно к преступности и оценке результативности деятельности органов прокуратуры необходимо выделить следующие данные:

а) организованную преступность и противодействие ей;
б) террористические преступления и борьба с ними;
в) преступления в сфере экономики;
г) таможенные преступления;
д) преступления, связанные с оборотом наркотиков;
е) экологические преступления;
ж) преступления на транспорте;
з) преступления несовершеннолетних;
и) преступления, совершенные осужденными в местах лишения свободы, а также работниками администраций органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера.

Общество и государство нуждаются в достоверной информации о состоянии законности и правопорядка, поскольку без этого невозможна должная организация борьбы с правонарушениями ни в районе, ни в субъекте РФ. Другим непреложным условием этой борьбы является изучение практической деятельности правоохранительных органов с целью выявления передового опыта и устранения негативных явлений в их работе.

Анализ состояния законности и правопорядка осуществляется в два этапа:

1) сбор необходимой информации о состоянии законности и правопорядка. Помимо статистических данных необходимо прибегнуть к изучению уголовных дел, приговоров, постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, документов прокурорского реагирования, материалов контролирующих органов и др.;
2) анализ собранной информации в целях принятия управленческих решений, значимых для прокурорской системы, формулирования выводов, на основе которых разрабатываются предложения о совершенствовании законодательства, правоприменительной деятельности, по коррекции контрольной политики государства.

темы

документ Истец
документ Ответчик
документ Право и правопонимание
документ Состязательность
документ Правопреемство

Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!

Не забываем поделиться:


Загадки

Как можно наполнить половину бочки водой, не пользуясь никаким измерительным прибором?

посмотреть ответ


назад Назад | форум | вверх Вверх

Загадки

Зеленое, в пятнах, прыгает...

посмотреть ответ
важное

Новая помощь малому бизнесу
Изменения по вопросам ИП

НДФЛ в 2023 г
Увеличение вычетов по НДФЛ
Планирование отпусков сотрудников в небольших компаниях в 2024 году
Аудит отчетности за 2023 год
За что и как можно лишить работника премии
Как правильно переводить и перемещать работников компании в 2024 году
Что должен знать бухгалтер о сдельной заработной плате в 2024 году
Как рассчитать и выплатить аванс в 2024 г
Как правильно использовать наличные в бизнесе в 2024 г.
Сложные вопросы работы с удаленными сотрудниками
Анализ денежных потоков в бизнесе в 2024 г
Что будет с налогом на прибыль в 2025 году
Как бизнесу правильно нанимать иностранцев в 2024 г
Можно ли устанавливать разную заработную плату сотрудникам на одной должности
Как укрепить трудовую дисциплину в компании в 2024 г
Как выбрать подрядчика по рекламе
Как небольшому бизнесу решить проблему дефицита кадров в 2024 году
Профайлинг – полезен ли он для небольшой компании?
Пени по налогам бизнеса в 2024 и 2025 годах
Удержания по исполнительным листам в 2025 году
Что изменится с 2025г. у предпринимателей на УСН



©2009-2023 Центр управления финансами.