Управление финансами Получите консультацию:
8 (800) 600-76-83

Бесплатный звонок по России

документы

1. Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году
2. Как использовать материнский капитал на инвестиции
3. Налоговый вычет по НДФЛ онлайн с 2021 года
4. Упрощенный порядок получения пособия на детей от 3 до 7 лет в 2021 году
5. Выплата пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет по новому в 2021 году
6. Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
7. Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
8. Защита социальных выплат от взысканий в 2021 году
9. Банкротство пенсионной системы неизбежно
10. Выплата пенсионных накоплений тем, кто родился до 1966 года и после
11. Семейный бюджет россиян в 2021 году

О проекте О проекте    Контакты Контакты    Загадки Загадки    Психологические тесты Интересные тесты
папка Главная » Экономисту » Безналичная эмиссия

Безналичная эмиссия

Статью подготовила ведущий эксперт-экономист по бюджетированию Ошуркова Тамара Георгиевна. Связаться с автором

Эмиссия

Вернуться назад на Эмиссия
Не забываем поделиться:


Вопросам правового регулирования эмиссии безналичных денежных средств отводится необоснованно мало места в финансовом праве. Однако эта проблема весьма актуальна по следующим причинам. Прежде всего, эмиссия денежных средств – составная часть денежной системы Российской Федерации. Правовые основы денежной системы – часть финансового права как отрасли права, как учебной дисциплины, науки и отрасли законодательства. Финансово-правовая наука до последнего времени исследовала лишь вопросы, связанные с эмиссией наличных денег. Свидетельством недостаточной изученности правом вопросов безналичной эмиссии можно считать следующий факт. В учебниках по финансовому праву в разделе, посвященном проблемам денежного обращения и денежной системы, при рассмотрении денежной эмиссии вопрос о безналичной денежной эмиссии даже не упоминается или обозначается несколькими фразами.

Во-вторых, денежный оборот современных государств в подавляющем своем большинстве – это безналичный оборот. Более того, "в государстве с развитой денежной системой безналичные деньги могут в любое время обращены в наличные деньги и наоборот". Как утверждают специалисты, Россия и все мировое сообщество стоят на пороге денежной революции, характеризующейся переходом к электронным деньгам, исключительно безналичному денежному обращению, а также отказу от использования бумажных денег. В условиях отмирания наличных денег отсутствие комплексных исследований, а также серьезные пробелы и противоречия в правовой регламентации безналичной эмиссии требуют особого внимания законодателя.

В-третьих, как показал опыт Соединенных Штатов Америки, неограниченная эмиссия безналичных денежных средств банками в ходе кредитования физических и юридических лиц может повлечь за собой экономический и финансовый кризисы.
Самое читаемое за неделю

документ Введение ковидных паспортов в 2021 году
документ Должен знать каждый: Сильное повышение штрафов с 2021 года за нарушение ПДД
документ Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году
документ Доллар по 100 рублей в 2021 году
документ Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
документ Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
документ 35 банков обанкротятся в 2021 году


Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!

Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!

Так, по мнению многих специалистов, основной причиной экономического кризиса США последних лет послужило увеличение объема безналичных денежных средств в процессе выдачи кредитов, что стало возможным в отсутствие соответствующего законодательного ограничения эмиссии безналичных денежных средств.

В целях рассмотрения вопроса о коллизиях правового регулирования безналичной эмиссии в нашей стране, прежде всего, обратимся к вопросу, что такое эмиссия? В основе правового регулирования лежит экономическая категория. Различают несколько видов эмиссии.

Простая эмиссия – создание денег за счет увеличения счетов так называемых, финансовых лиц, например, министерства финансов. Такая эмиссия характеризуется простым увеличением денежной массы при отсутствии чьих-либо обязательств. Простая эмиссия использовалась, в частности, в .

Кредитная эмиссия – создание новых денег под процент и на срок в виде кредита. Такой кредит погашается по окончании срока его выдачи путем предоставления нового кредита. И так неограниченное число раз. Кредитная эмиссия используется в некоторых странах. Экономисты называют ее замаскированная формой эмиссии. Но, в отличие от простой эмиссии, раз запущенный процесс кредитной эмиссии уже не может быть остановлен, он должен продолжаться до бесконечности, причем объем эмиссионных денег (и соответственно объем формальных кредитных обязательств государства) нарастает лавинообразно.

Заемная эмиссия – самый опасный вид эмиссии. Она осуществляется путем выпуска временных заемных обязательств с процентами, которые погашаются новыми заемными обязательствами. Часть этих заемных обязательств скупает на свободном (вторичном) рынке центральный банк (в США это Федеральная резервная банковская система) с целью поддержания спроса на эмиссионные деньги. Заемная эмиссия представляет эффективный инструмент управления денежно-финансовой системой в условиях стабильной системы. Однако заемная эмиссия опасна тем, что при падении доверия к государству могут быть предъявлены к оплате все заемные обязательства, а это означает крах денежно-финансовой системы и самого государства.

При правовом анализе безналичной эмиссии следует учитывать, что с позиций экономистов понятия "выпуск денег в оборот" и "эмиссия денег" неравнозначны. Вероятно, именно это обстоятельство привело к большой путанице на правовом уровне. С позиции некоторых ученых-правоведов, эмиссия – это выпуск денег в обращение. Такой подход соответствует взглядам советской финансовой науки на вопросы денежной эмиссии. Высказывается и другая позиция. Например, Е.Ю. Грачева считает, что под эмиссией денег следует понимать выпуск денег в оборот, ведущий к увеличению денежной массы, находящейся в обороте. При этом ученый справедливо указывает, что в условиях рыночной экономики эмиссию наличных денег осуществляет центральный банк, а эмиссию безналичных денег – коммерческие банки, что регулируется также центральным банком страны.

С экономических позиций "выпуск денег в оборот" и "эмиссия денег" имеют иное соотношение. Выпуск денег в оборот – это порядок эмиссии наличных денежных средств, которое не связано с увеличением денежной массы. Эмиссия денег – это порядок увеличения денежной массы, включающей увеличение, как наличных, так и безналичных денег. Названную терминологию и ее определение логично было бы использовать и правом финансовым.

С правовых позиций эмиссия денег бывает двух видов: эмиссия наличных денежных средств и эмиссия безналичных денег.

В настоящее время в Российской Федерации сложилась достаточно интересная ситуация в правовом регулировании безналичной эмиссии. Рассмотрим ее.

Согласно статье 71 Конституции денежная эмиссия находится в исключительном ведении Российской Федерации. Одновременно статья 106 Основного закона, развивая названное положение статьи 71, закрепляет, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам денежной эмиссии. Из названных статей Конституции напрашивается однозначный вывод: вопросы денежной эмиссии имеют государственное значение и государственный приоритет. Исходя из статей 106 и 71 Основного закона, эти вопросы стоят в одном ряду с вопросами федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования. По справедливому высказыванию Я.А. Гэйвандова, денежная эмиссия имеет конституционно-правовой характер.

Более того, публично-правовой характер денежной эмиссии означает, что она должна быть направлена на обеспечение интересов всего общества и не может проводиться в корпоративных интересах отдельных политических, социальных или экономических групп.

Одновременно в ст. 75 Конституции закреплено, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. При этом не делается каких-либо оговорок по вопросу о том, что речь идет о наличной эмиссии. Следовательно, как наличная, так и безналичная эмиссии осуществляются, в соответствии с Конституцией РФ, исключительно Центральным банком.

Обратимся теперь к Федеральному закону N 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)". Названный закон содержит отдельную главу, регламентирующую организацию наличного денежного обращения. В указанной главе закона предусматривается в статье 29, что эмиссия наличных денег осуществляется исключительно Банком России. Однако в законе нет норм, закрепляющих тоже в отношении и безналичной эмиссии. И это не случайно.
интересное на портале
документ Тест "На сколько вы активны"
документ Тест "Подходит ли Вам ваше место работы"
документ Тест "На сколько важны деньги в Вашей жизни"
документ Тест "Есть ли у вас задатки лидера"
документ Тест "Способны ли Вы решать проблемы"
документ Тест "Для начинающего миллионера"
документ Тест который вас удивит
документ Семейный тест "Какие вы родители"
документ Тест "Определяем свой творческий потенциал"
документ Психологический тест "Вы терпеливый человек?"


Анализ экономической литературы показывает, что в вопросах безналичной эмиссии все далеко не так просто, как это определяется в Конституции. Несмотря на то, что согласно ст. 75 Конституции денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным Банком Российской Федерации, на практике участниками безналичной эмиссии выступают Центральный банк и кредитные организации. Осуществляется безналичная эмиссия в ходе осуществления банками кредитных операций. Более того, как свидетельствуют экономисты и складывающаяся практика, безналичная эмиссия всегда предшествует наличной эмиссии. Как писал Я.А. Гэйвандов, в отличие от Конституции России, сложившиеся за годы реформ в России законодательство, банковская практика и практика денежно-кредитного регулирования не исключают, а предполагают осуществление кредитными организациями безналичной денежной эмиссии, в том числе в процессе банковского кредитования. "В то же время сам факт существования такой практики, – писал ученый, – еще не является свидетельством ее законности, если она противоречит Конституции России".

Получается следующая правовая коллизия. С одной стороны, денежная эмиссия – это исключительная компетенция Российской Федерации, вопрос национальной экономической безопасности, финансовой стабильности страны. С другой же стороны, безналичная эмиссия фактически осуществляется кредитными организациями, а ее механизм определяется не волей законодателя, как это определено в Конституции РФ, а характером кредитной политики коммерческих банков и Центрального Банка.

В целях устранения такого противоречия в Законе о Центральном банке закреплены основные инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России, куда включены нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России, а также установление ориентиров роста денежной массы (ст. 35). В законе также установлено, что размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов устанавливаются Советом директоров Банка России.

Одновременно нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций (ст. 38). При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.

Названные положения закона фактически являются нормативно-правовым регулированием безналичной эмиссии в Российской Федерации. Используя перечисленные рычаги, Центральный банк управляет, так называемым механизмом банковского мультипликатора, расширяя при этом или сужая эмиссионные возможности коммерческих банков.

Что же такое банковский мультипликатор?

Банковский мультипликатор представляет собой процесс увеличения (мультипликации) денег на депозитных счетах коммерческих банков. Иными словами, банковский мультипликатор – это механизм безналичной эмиссии, который включает в себя, в том числе, соотношение между существующей денежной массой и объемом денежных средств, которые может "создать" конкретный банк. Банковский мультипликатор работает в рыночной экономике. Одновременно рамки его существования должны закладываться в законе, а не в подзаконных нормативных актах, как это происходит сегодня.

При административно-командной системе существует полная государственная монополия на денежную эмиссию, в том числе и безналичную. Механизм банковского мультипликатора при этом не функционирует. Следует также отметить, что наличная и безналичная эмиссии осуществляются независимо друг от друга.

В рыночной экономике в условиях банковского мультипликатора эмиссия безналичных денег является первичной по отношению к эмиссии наличных денежных средств. Более того, эмиссия наличных денег осуществляется в пределах возникающей в них потребности.

Вопросы эмиссии, как наличных, так и безналичных денег в должной мере освещались в финансово-правовой науке советского периода развития нашей страны. Однако эти исследования никак не соответствуют современному положению вещей.

В социалистических странах правовыми нормами строго регламентировался выпуск бумажных денег и банкнот в обращение, а также полномочия специально управомоченного органа государства по руководству денежным обращением и контролю за соблюдением эмиссионной политики государства, что в свою очередь, образовывало эмиссионное право страны. Как отмечалось в учебнике Советского финансового права под редакцией Е.А. Ровинского, социалистический способ производства, присущие ему экономические законы определили развитие в и других социалистических странах денежной системы, принципиально отличной от денежных систем капиталистических государств.

В советский период развития государства монопольное право выпуска в обращение на территории билетов Государственного банка , государственных казначейских билетов и металлической монеты (эмиссия) принадлежали в соответствии с решениями Правительства Госбанку . Он являлся единственным эмиссионным органом страны: никто кроме него не имел права выпускать денежные знаки.

Как указывалось в учебнике под редакцией Г.С. Гуревича, Совет Министров в порядке осуществления своих прав возложил на Государственный банк монопольное право выпуска банковских билетов, казначейских билетов и металлической монеты. Таким образом, он являлся единственным эмиссионным центром страны, и никакой другой орган не имел права выпускать денежные знаки. Следует отметить, что эмиссионные операции Госбанк осуществлял на основе эмиссионной директивы Совета Министров , которая содержала указание о дополнительном выпуске денег в обращение или об изъятии определенного их количества. Для совершения этих операций в отделениях Госбанка имелись резервные денежные фонды. В , как и во всех социалистических странах, регулирование денежного обращения осуществлялось на плановых началах.

Как указывалось в учебнике по финансовому праву под редакцией В.В. Бесчеревных и С.Д. Цыпкина, увеличение количества денег в обращении должно было соответствовать действительной потребности в них, а потому регулирование эмиссионных ресурсов было строго централизовано. Перечисление денежных знаков из резервных фондов в оборотную кассу учреждения Госбанка было возможно только с разрешения вышестоящей конторы Госбанка , в пределах предоставленного ей эмиссионного права.

Таким образом, эмиссия наличных и безналичных денежных средств в командно-административной и рыночной системах базируется на разных принципах. Однако сегодня финансово-правовая наука, призванная анализировать и исследовать указанные явления, не уделяет им должного внимания. Это не может не отражаться на законотворчестве.

В настоящее время правовое регулирование и фактический механизм безналичной эмиссии не совпадают. Для устранения существующего противоречия необходимо комплексное, всесторонне с учетом объективности существующих экономических процессов исследование финансово-правовой наукой процесса безналичной эмиссии, в частности банковского мультипликатора. С другой стороны, требует доработки действующее законодательство, включая положения статьи 75 Конституции РФ. Отсутствие должного внимания со стороны законодателя к вопросам безналичной денежной эмиссии может повлечь за собой экономические и финансовые проблемы, как это было в Соединенных Штатах Америки.

тема

документ Экспертиза, аудит и принятие решений государственной экологической экспертизой
документ Экологическое страхование
документ Концепция становления государственной системы экологической безопасности России
документ Источники влияния на окружающую среду, экстерналий как источник нарушения рыночного равновесия
документ Собственность и рыночное равновесие

Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!

Не забываем поделиться:


Загадки

Зеленое, в пятнах, прыгает...

посмотреть ответ


назад Назад | форум | вверх Вверх

Загадки

Что за женщина такая, которая впервую очередь трется около тебя, а затем требует деньги?

посмотреть ответ
важное

Новая помощь малому бизнесу
Изменения по вопросам ИП

Новое в расчетах с персоналом в 2023 г.
Отчет по сотрудникам в 2023 г.
НДФЛ в 2023 г
Увеличение вычетов по НДФЛ
Что нового в патентной системе налогообложения в 2023
Что важно учесть предпринимателям при проведении сделок в иностранной валюте в 2023 году
Особенности работы бухгалтера на маркетплейсах в 2023 году
Риски бизнеса при работе с самозанятыми в 2023 году
Что ждет бухгалтера в работе в будущем 2024 году
Как компаниям МСП работать с китайскими контрагентами в 2023 г
Как выгодно продавать бухгалтерские услуги в 2023 году
Индексация заработной платы работодателями в РФ в 2024 г.
Правила работы компаний с сотрудниками с инвалидностью в 2024 году
Оплата и стимулирование труда директора в компаниях малого и среднего бизнеса в 2024 году
Правила увольнения сотрудников коммерческих компаний в 2024 г
Планирование отпусков сотрудников в небольших компаниях в 2024 году
Как уменьшить налоги при работе с маркетплейсами
Как защитить свой товар от потерь на маркетплейсах
Аудит отчетности за 2023 год
За что и как можно лишить работника премии
Как правильно переводить и перемещать работников компании в 2024 году
Размещение рекламы в интернете в 2024 году
Компенсации удаленным сотрудникам и налоги с их доходов в 2024 году
Переход бизнеса из онлайн в офлайн в 2024 г
Что должен знать бухгалтер о сдельной заработной плате в 2024 году
Как рассчитать и выплатить аванс в 2024 г
Как правильно использовать наличные в бизнесе в 2024 г.
Сложные вопросы работы с удаленными сотрудниками
Анализ денежных потоков в бизнесе в 2024 г
Что будет с налогом на прибыль в 2025 году
Как бизнесу правильно нанимать иностранцев в 2024 г
Можно ли устанавливать разную заработную плату сотрудникам на одной должности
Как укрепить трудовую дисциплину в компании в 2024 г
Как выбрать подрядчика по рекламе
Как небольшому бизнесу решить проблему дефицита кадров в 2024 году
Профайлинг – полезен ли он для небольшой компании?
Пени по налогам бизнеса в 2024 и 2025 годах
Удержания по исполнительным листам в 2025 году



©2009-2023 Центр управления финансами.