Почему потребности безграничны, а ресурсы ограничены?
«С точки зрения экономиста, условия человеческого существования характеризуются следующими четырьмя фундаментальными положениями: человек стремится к различным целям; время и средства, находящиеся в его распоряжении, ограничены; они могут быть направлены на достижение альтернативных целей; в каждый момент времени разные цели обладают различной важностью. Да, мы таковы — существа, наделенные ощущениями, желаниями и притязаниями, массой инстинктивных стремлений, побуждающих нас к действию. Но время для действий ограничено. Внешний мир не предоставляет нам возможностей для достижения всех наших целей. Жизнь коротка, а природа скупа. Цели других людей не совпадают с нашими. Но мы можем употребить свою жизнь на то, чтобы заниматься разными делами, используя имеющиеся ресурсы и услуги других людей для того, чтобы добиваться различных целей» (Роббинс Л. Предмет экономической науки).
Наука на протяжении веков накопила огромные знания об общественных системах, способах производства, развитии самых разнообразных сфер человеческой деятельности и, конечно, прежде всего о самом человеке. Основываясь на этих знаниях, ученые в целом имеют современное (хотя далеко не полное и неокончательное) представление о потребностях человека, которые имели в разные периоды разные количественные параметры и качественные характеристики. Человек никогда не был свободен ни от влияния духовного начала космоса и собственного внутреннего мира, ни от ячейки общества, в которой он жил, ни от государства, гражданином которого он являлся, ни от переменных сил природы и устремлений других людей. Вся история человека — это поиск истинных целей своего существования и выбор путей и их достижения.
Вот почему так важно понимать не только экономический, но прежде всего историко-философский смысл потребностей, под которыми чаще всего понимается надобность, необходимость, а также состояние человека (индивида), создаваемое нуждой в тех или иных предметах (товарах), необходимых для его существования и развития и выступающих источником его активности.
Естественно, что по мере развития человеческого общества и самого человека не только все более и более расширялся круг потребностей, но и вполне обоснованно можно говорить о ряде революций потребностей. Так, например, конец XX в. по характеристикам потребностей качественно и количественно отличается от конца XIX в. И еще очень важно понимать то, что есть потребности, без удовлетворения которых человек и общность людей просто не могут существовать. Это первичные потребности: определенные природные и климатические условия, чистый воздух, чистая вода, необходимые продукты питания, огонь, жилища, одежда, условия для начала и продолжения рода (родовая, экологическая среда) и др. Наивно думать, что творчество Леонардо да Винчи сдерживало отсутствие компьютера, а М. И. Кутузов испытывал нужду в автомате «Калашников». Нужно было время, чтобы и компьютер и автомат были изобретены, изготовлены и стали товаром, чтобы информация и реклама сделали их известными и художнику и полководцу, чтобы, наконец, у них появилась технология эти «товары» приспособить к своей деятельности, в первом случае к творчеству художника, во втором случае к военному искусству. Наконец, компьютер и автомат могли просто изменить мышление этих людей в молодости. Леонардо да Винчи мог просто заняться компьютерной графикой и работать в крупной издательской фирме, а у юного Кутузова автомат мог бы вызвать отвращение к военному делу как таковому, ибо его изобретение весьма серьезно повлияло на изменение принципов ведения войны и на военное искусство в целом.
Приведенный пример ярко иллюстрирует то, что на каждом из этапов человеку прошлое передает набор освоенных и осознанных потребностей, в некоторых новых, о которых он узнал или же они были обусловлены новыми условиями жизни, у него появляется нужда в течение жизни, о тех же нуждах, которые будут у людей будущего, он просто не знает. Поэтому каждому периоду развития общества и человека соответствует весьма конкретный и далеко не совсем абстрактный перечень нужд и потребностей.
Вместе с тем нельзя не учитывать то, что на протяжении истории менялись блага, с помощью которых человек удовлетворял одни и те же свои потребности. Так, потребность в средстве передвижения по морю сначала удовлетворялась примитивным плотом, на котором человек едва ли на небольшое расстояние удалялся от берега. Потом появились лодки, затем ладьи, еще позже парусные корабли и, наконец, гигантские судна и подводные лодки на ядерном топливе и даже плавающие по воде, передвигающиеся по суше и летающие по воздуху одновременно «корабли». Разумеется, подводная лодка ученого фантаста Жюля Верна — это весьма отдаленное подобие современной атомной подлодки.
Обращаем на это столько внимания потому, что нередко потребности рассматриваются абстрактно, в отрыве от цивилизационных процессов и, как следствие, искажается понятие не только потребностей, но прежде всего их безграничности. Однако на самом деле первое ограничение безграничности состоит в том, что даже сегодня зная о двух-трех миллионах товаров (в целом), тысячи из которых хотелось бы иметь, мы совершенно не знаем о тех еще пяти-шести миллионах (может быть, и значительно больше), которые появятся в начале XXII в. и, естественно, не зная о них, не испытываем в них потребности.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Второе ограничение выражается в том, что хотя сегодня много высказывается рассуждений о глобализации мировых проблем, интеграции стран, создании транснациональных компаний и т. д., мир по-прежнему разделен государственными границами, идеологиями, религиями, традициями национальных экономик и другими «границами», которые ограничивают возможности общества и человека удовлетворить свои потребности.
Но на самом деле, третье, быть может самое важное, ограничение вытекает из того, что всегда ограничены ресурсные (в том числе и финансовые) возможности государства, общества, социальной группы, предприятия, семьи, человека. В некоторых учебниках можно встретить даже утверждение о том, что ограниченность ресурсов — это аксиома. И все же ограниченность того дохода, который может получить государство, общество, социальная группа, семья, человек, ограниченность благ, которыми располагает государство и общество, с помощью которых удовлетворяются потребности, не позволяет воспользоваться всем набором благ и удовлетворить все потребности (первичные и вторичные, материальные и духовные и т. д., на самом деле в условиях научно-технической революции их деление требует новой классификации).
В-четвертых, нельзя забывать и о том, что общество и человек не всегда точно и ясно могут определить свои цели, у них не хватает времени и средств воспользоваться тем, что находится у них в распоряжении.
Итак, ограниченность ресурсов — это недостаточность по сравнению с потребностью в них, исходя из безграничности потребностей.
В современном мире происходят существенные изменения. Еще недавно многие ученые-экономисты в качестве примера предмета внешнего мира, встречающегося в изобилии, приводили воздух, использование которого не требовало отказа от других благ. Однако уже сегодня, в начале XXI в., чистый воздух, способствующий нормальной жизнедеятельности человека, — это редкость. Немало людей, которые вынуждены отказываться от многих благ, чтобы «найти» для себя «чистый» воздух.
На протяжении всей истории общество, человек пытаются разрешить противоречие (а нередко конфликт) между ограниченными ресурсами и безграничными потребностями. Развитие общества, усовершенствование человека делают ресурсы все более ограниченными, а потребности — еще более безграничными. Общество и человек стремятся найти такую модель экономики, которая бы смогла всестороннее и полнее разрешить это вечное противоречие.
Выбирать — значит «экономить»?
Для понимания поставленного вопроса необходимо вспомнить, что такое факторы производства. В предыдущих темах к ним были отнесены: труд, капитал, земля, предпринимательство, то есть ресурсы, необходимые для осуществления производства. В общем виде все ресурсы можно разделить на материальные ресурсы (земля и капитал) и людские ресурсы (труд и предпринимательство).
Но если потребности безграничны, а ресурсы ограничены, то, естественно, невозможно удовлетворить все потребности. Поэтому государству, обществу, социальным группам, семьям, человеку всегда нужно определить, что производить, а от чего следует отказаться. Невозможно одновременно угнаться за двумя зайцами. В том случае, если предприниматель испытывает потребность получить одновременно высшее финансовое и инженерное образование при отсутствии вузов в родном городе, он должен сделать выбор, какой вуз заочно закончить в первую очередь, так как он не сможет в летнюю и зимнюю сессии в одно и то же время находиться в финансовом и инженерном вузе, расположенных на расстоянии тысячи километров друг от друга. Но даже если у него будет личный скоростной самолет, предприниматель обязан сделать выбор — оправданны ли такие огромные затраты на содержание самолета и перелеты из одного города в другой или нет. В том случае, если два вуза находятся в родном городе предпринимателя, он опять же должен сделать выбор между эффективной работой в своей фирме и учебой сразу в двух вузах, в то время, когда даже учеба в одном требует траты значительного времени в ущерб ведению собственного дела.
Вот почему приходится выбирать, то есть «экономить» время и ресурсы, да и не только их. Это значит выстраивать такую систему потребностей, которая обеспечит наиболее оптимальное разрешение противоречия между неограниченными потребностями и ограниченными ресурсами. Таким образом, достигнуть цели можно разными способами. Общество и человек обречены выбирать, «экономить». Те люди и государства, которые неплохо научились делать выбор при наличии альтернатив, в большинстве своем достигли высокого уровня развития и значительного прогресса.
Цена выбора, или альтернативная стоимость, показывает, во что обошелся сделанный выбор. В нашем примере, в том случае, если предприниматель примет решение учиться заочно в двух вузах одновременно, находящихся на расстоянии в тысячу километров, то альтернативной стоимостью такого выбора будет потерянная выгода от занятий бизнесом, а также все издержки, связанные с эксплуатацией личного самолета в целях обучения. Наиболее ярко цену выбора можно проиллюстрировать на примере деятельности правительства той или иной страны, так как выбор, сделанный им, затрагивает интересы огромного числа людей и субъектов хозяйственной деятельности. Скажем, в бюджете страны появились незапланированные дополнительные средства. Правительство может их потратить на повышение пенсий пенсионерам или на закупку пятидесяти заводов по производству диетических продуктов. В первом случае ценой выбора в пользу пенсионеров будет сохранение неблагоприятной ситуации в стране с производством диетических продуктов и, наоборот, закупка и введение в эксплуатацию заводов не только могут обеспечить значительные объемы производства данной группы товаров и новые рабочие места, но и увеличение налоговых поступлений и, как следствие, повышение пенсий пенсионерам. Подчеркнем, что альтернативная стоимость определяется тем вариантом, с помощью которого можно достичь наибольшего эффекта и результата.
Для упрощенного описания, как уже отмечалось, экономики используются экономические модели, которые выражают функциональную зависимость между двумя или несколькими переменными.
При изучении данной проблемы неизбежно встает вопрос об определении границ производственных возможностей любой экономики. Граница производственных возможностей — это график, с помощью которого можно представить самые разные варианты развития экономики при данных факторах производства и его технологии. Под производственными возможностями понимаются возможности экономики той или иной страны по производству определенной продукции. Модель, с помощью которой наиболее просто можно представить необходимость постоянного выбора, называют «кривой производственных возможностей». Для ясности допустим, что в стране производится только два товара — X и У, а отрасли, их производящие, используют все факторы производства экономики. В том случае, если все ресурсы экономики будут использованы для производства 100 ед. товара X, то не будет произведено ни одной ед. товара У и, наоборот, если в стране будет производиться 300 ед. товара У, не будет произведено ни одной ед. товара X, и отсутствующие товары необходимо будет приобретать за границей. Такие ситуации отображаются на графике кривой с двумя конечными точками графика Х100 и У300.
Точка А показывает, что если ресурсы будут разделены поровну между двумя отраслями экономики, то можно будет производить 200 ед. товара У и 75 ед. товара X, а экономика уже не имеет возможности увеличить производство одного товара без снижения производства другого. Точка Z показывает тот уровень производства, которого невозможно достичь из-за ограниченности ресурсов. Точка Q показывает состояние экономики, когда она работает неэффективно и производится всего 100 ед. товара У и 30 ед. товара X. В том случае, если удастся правильно найти причины неэффективной работы и их преодолеть, производство с точки Q сможет переместиться в точку А.
В том случае, если экономика развивается от точки А до точки В, происходит увеличение товара У с 200 ед. до 250 ед. и одновременно сокращение товара X с 75 ед. до 50 ед. Альтернативные издержки производства дополнительно 50 ед. товара У составляют 25 ед. товара X. Это означает, что, увеличивая производство товаров У, неизбежно придется уменьшить производство товаров X.
Естественно, что эта модель в значительной степени упрощает то, что на самом деле происходит в экономике, где производятся сотни тысяч товаров на огромном количестве предприятий. И все же данная модель дает представление об эффективном и неэффективном производстве, цене выбора, или альтернативной стоимости, издержках упущенных возможностей, экономическом росте.
В заключение отметим, в том случае, если решается задача, что производить из всего многообразия товаров и услуг и в каком количестве, то осуществляется выбор продукции. Ответ на вопрос, как производить, с помощью какого инструментария, предполагает выбор способа производства, который обуславливает эффективность и качество производства. Наконец, ответ на вопрос, для кого производить, требует выбора тех, на чей платежеспособный спрос следует ориентироваться. Правильный выбор можно осуществить, опираясь только на принцип рациональности, с помощью которого реализуются подходы к решению экономических проблем, основанные на максимизации результата и минимизации усилий по его достижению.