Монополистические действия и антимонопольная политика
На взаимодействие государства, предприятий и домашних хозяйств в сфере производства и потребления товаров и услуг решающее влияние оказывает конкуренция. Как вы уже знаете из темы № 11 «Конкуренция», она, прежде всего и определяет полноценное развитие рынка. Однако, для того чтобы потребности и интересы продавцов и потребителей наиболее полно удовлетворялись, необходимо, чтобы в стране осуществлялась соответствующая требованиям экономического развития антимонопольная политика. Без учета ее сущности, основных положений действующего законодательства об антимонопольной политике предприниматели и граждане будут всегда ограничены в достижении собственных целей.
Действия предприятий на рынке могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, ущемление интересов других юридических и физических лиц. Такие действия классифицируются как монополистическая деятельность. Действующее законодательство к таким действиям относит: изъятие товаров из обращения, целью и результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен; навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.); включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован; создание препятствий доступа на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования; установление монопольно высоких (низких) цен; сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства; необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.
Рассмотрение названных действий показывает, что в зависимости от «весовой категории» — например, индивидуальный предприниматель Иванов, малые предприятия, среднее предприятие — закрытое акционерное общество «Меха Сибири», крупные предприятия ЗАО «Завод минимашин» и ЗАО «Приморье», многопрофильные компании «Иванов и К0» и «Асановы и К°», которые часто фигурировали в различных образных сюжетах на страницах учебника, могут осуществлять различные виды монополистических действий. И чем разнообразнее производственные, финансовые, торговые интересы и возможности предприятия, тем более ярко проявляются намерения монополизировать рынок или осуществлять монополистическую деятельность. Ведь, например, и ЗАО «Завод минимашин», и ЗАО «Приморье» производят мини-трактора. Каждое акционерное общество имеет собственную модель поведения на рынке и нередко по разным причинам может перейти границы, за которыми оно начинает совершать монополистические действия как в отношении конкурента, так и в отношении потребителей — фермеров, торгово-сервисных фирм, агропромышленных холдингов.
Для того чтобы воспрепятствовать монополистической деятельности, чтобы обеспечить должное функционирование рыночных механизмов, в Российской Федерации по примеру стран с развитой рыночной экономикой разработано и действует антимонопольное законодательство. Это система правовых норм и институтов, призванных обеспечить защиту покупателя от монополии производителя путем установления экономических, организационных и других ограничений и стимулов (система налоговых ставок, законодательное определение приоритетов при предоставлении кредитов, регулирование процессов ценообразования на предприятиях-монополистах, формирование благоприятных правовых условий для создания малых и средних предприятий, поощрение добросовестной конкуренции, система юридических санкций за «сговор» фирм, недостоверную рекламу и др.).
Как видим, через антимонопольное законодательство государство стремится создать цивилизованные правила взаимодействия между изготовителями, исполнителями, продавцами и потребителями. В этой связи антимонопольная политика выступает как совокупность деятельности государственных органов по обеспечению неукоснительного соблюдения антимонопольного законодательства, развитию конкуренции и свободного предпринимательства.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Для того чтобы субъекты предпринимательской деятельности могли эффективно действовать и стабильно развиваться, в антимонопольном законодательстве установлены пределы, которые позволяют определить роль хозяйствующего субъекта на рынке и выработать в отношении него определенную политику государственных структур. Поэтому закономерно, что в антимонопольном законодательстве ключевым является понятие «доминирующее положение хозяйствующего субъекта». Согласно антимонопольному законодательству, установлен верхний предел (65%) — доля, наличие которой на рынке является достаточным признаком для характеристики хозяйствующего субъекта (коммерческой организации, индивидуального предпринимателя) как доминирующего (безусловная доминанта), а также нижний предел (35%), при достижении которого исключается признание положения хозяйствующего субъекта доминирующим.
Вспомним, что предприятие «Меха Сибири» в наших рассуждениях было единственным производителем дорогостоящих меховых шуб. Естественно, будет считаться, что оно занимает доминирующее положение. ЗАО «Завод минимашин» производило 3600 мини-тракторов с экономичным мотором в год. Столько же ежегодно мини-тракторов, но старых моделей выпускало ЗАО «Приморье». Мини-трактора в таких же объемах собирали еще три завода. При таком условии ни один из этих заводов не будет занимать доминирующего положения на рынке, так как каждый производит ежегодно около 20% мини-тракторов от их общего выпуска.
Однако необходимо подчеркнуть, что установление доминирующего положения субъекта хозяйственной деятельности отнесено к исключительной компетенции антимонопольных органов.
Антимонопольные органы в соответствии с действующим законодательством осуществляют государственный контроль и над слиянием и присоединением коммерческих организаций и созданием их объединений (союзов, ассоциаций). Важное значение имеет требование законодательства к предприятиям, суммарная стоимость активов которых превысила 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда, уведомлять соответствующий антимонопольный орган об этом как на этапе учреждения, так и на этапе хозяйственной деятельности.
В том случае, если создается объединение коммерческих организаций, то такому шагу должен предшествовать антимонопольный контроль. В том случае, если по его результатам не будет получено согласие антимонопольного органа, государственная регистрация объединений осуществляться не может.
Учитывая особенности деятельности естественных монополий (нефтегазодобывающий и перерабатывающий комплексы страны, энергетическая система России, железные дороги и железнодорожный транспорт и др.), антимонопольное законодательство предусматривает прямое государственное регулирование их деятельности. Оно осуществляется путем ценового регулирования (посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня), а также определения потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установления минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в производимых субъектами естественных монополий товарах.
Государственную антимонопольную политику реализует Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации. Его задачами являются: содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Данный государственный комитет наделен широкими правами: давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и об устранении их последствий, о восстановлении первоначального положения, об их принудительном разделении или выделении структурных подразделений из их состава, о расторжении или изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, и др. давать государственным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых ими неправомерных актов, о прекращении или изменении заключенных ими соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству; принимать решения о наложении штрафов на коммерческие и некоммерческие организации и административных взысканий на их руководителей, а также на должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления за нарушения антимонопольного законодательства.
Из темы, посвященной конкуренции, вы уже знаете, к каким последствиям может привести недобросовестная конкуренция. Поэтому не случайно антимонопольная политика направлена не только против нее, но и любых действий хозяйствующих субъектов, направленных на приобретение преимущества в предпринимательской деятельности, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.
Выделяют следующие формы недобросовестной конкуренции: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту или нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товаров; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности; получение, использование, разглашение научно-технической производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
Предприятия, выходя на рынок, стремятся установить определенные отношения с потребителями, в качестве которых могут выступать юридические и физические лица. Наиболее совершенной формой оплаченной коммуникации в предпринимательской деятельности выступает реклама. Существует множество определений рекламы. Однако сущность основных понятий сводится к тому, что реклама как коммуникация не только должна быть оплачена и персонифицирована, но и, представляя собой массовую информацию, преследует цель склонить потребителя к принятию определенного решения, повлиять на него в выборе предпочтений. Реклама в большинстве случаев является результатом определенных сделок, в результате которых на начальном этапе рекламодатель несет дополнительные расходы, а в конечном случае, если реклама была продуманной и экономически обоснованной, оборачивается достижением прибыльности предпринимательского дела.
Можно выделить следующие типы коммерческой рекламы: реклама торговой марки; торгово-розничная реклама; адресно-справочная реклама; реклама с обратной связью; бизнес-реклама; корпоративная реклама. Ученые-экономисты (в том числе и маркетологи; проблемы маркетинга будут рассмотрены в ряде следующих тем учебника) отмечают следующие роли рекламы: маркетинговая; коммуникационная; экономическая; социальная.
Допустим, ЗАО «Завод минимашин» поставило цель проинформировать потребителей о выпуске мини-тракторов с экономичным мотором. В этом случае будет реализована реклама прямого действия. Она преследует цель показать покупателю, что на рынок произведен мини-трактор с новым экономичным мотором, цена на него повышена, однако он по многим параметрам превосходит мини-трактора других заводов. Осуществляя рекламу прямого действия, ЗАО «Завод минимашин» рассчитывает на быстрый ответ потребителей. В том случае, если мини-трактор с экономичным мотором продается уже определенное время, потребитель знаком с его достоинствами, а конкурентам известны его усовершенствования и недостатки, ЗАО «Завод минимашин» может осуществлять рекламу косвенного действия. Она рассчитана, как правило, на длительный период и преследует цель стимулировать продажи мини-тракторов не только оптовым сервисно-торговым компаниям и фермерам, но и иным потребителям, как внутри страны, так и за рубежом.
Рекламу принято разделять на коммерческую и некоммерческую. Первый вид рекламы преследует цель в наибольшей степени реализовать цели предприятия и получить прибыль. Некоммерческая реклама рассчитывает прежде всего на то, чтобы реализовать интересы некоммерческих организаций, привлечь денежные и социальные ресурсы к проектам, которые носят прежде всего общественное значение.
Стараясь создать каналы коммуникаций, юридические и физические лица выступают в качестве рекламодателей. Они выступают инициаторами рекламы и несут по ее существу всю ответственность. Для того чтобы на рынке рекламная деятельность учитывала все аспекты предпринимательства, создаются и действуют рекламные агентства, средства информации, привлекаются посредники.
На рынке нередко случается, что юридические и физические лица (потенциальные рекламодатели) пытаются минимизировать издержки и считают для себя целесообразным вести рекламную деятельность самостоятельно. В результате создается иллюзия экономии средств, а на самом деле игнорируется тот профессионализм и качество работы, которые являются содержанием работы хорошо зарекомендовавших себя на рынке рекламных агентств, средств информации, в конечном счете посредников.
Реклама является одним из инструментов конкурентной борьбы субъектов хозяйственной деятельности и зачастую используется в ненадлежащей форме. Ненадлежащая реклама — это недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований рекламного законодательства. В соответствии с Законом Российской Федерации «О рекламе» Государственный антимонопольный комитет РФ имеет право: предотвращать факты ненадлежащей рекламы; направлять рекламодателям, рекламо-производителям, рекламо-распространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения рекламного законодательства; направлять в соответствующие органы материалы о нарушении рекламного законодательства, для решения вопросов о приостановлении или досрочном аннулировании лицензии на соответствующий вид деятельности; направлять в правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы.
В заключение отметим, что действующим законодательством предусмотрена ответственность предпринимателей за нарушение антимонопольного законодательства. Предусмотрен перечень нарушений, за которые руководители коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность.