Управление финансами Получите консультацию:
8 (800) 600-76-83

Бесплатный звонок по России

документы

1. Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году
2. Как использовать материнский капитал на инвестиции
3. Налоговый вычет по НДФЛ онлайн с 2021 года
4. Упрощенный порядок получения пособия на детей от 3 до 7 лет в 2021 году
5. Выплата пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет по новому в 2021 году
6. Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
7. Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
8. Защита социальных выплат от взысканий в 2021 году
9. Банкротство пенсионной системы неизбежно
10. Выплата пенсионных накоплений тем, кто родился до 1966 года и после
11. Семейный бюджет россиян в 2021 году

О проекте О проекте    Контакты Контакты    Загадки Загадки    Психологические тесты Интересные тесты
папка Главная » Экономисту » Антимонопольная политика

Антимонопольная политика

Статью подготовила ведущий эксперт-экономист по бюджетированию Ошуркова Тамара Георгиевна. Связаться с автором



Антимонопольная политика

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:
Не забываем поделиться:


  • Монополистические действия и антимонопольная политика
  • Доминирующее положение хозяйствующего субъекта
  • Реклама как инструмент конкурентной борьбы

    Монополистические действия и антимонопольная политика

    На взаимодействие государства, предприятий и домашних хозяйств в сфере производства и потребления товаров и услуг решающее влияние оказывает конкуренция. Как вы уже знаете из темы № 11 «Конкуренция», она, прежде всего и определяет полноценное развитие рынка. Однако, для того чтобы потребности и интересы продавцов и потребителей наиболее полно удовлетворялись, необходимо, чтобы в стране осуществлялась соответствующая требованиям экономического развития антимонопольная политика. Без учета ее сущности, основных положений действующего законодательства об антимонопольной политике предприниматели и граждане будут всегда ограничены в достижении собственных целей.

    Действия предприятий на рынке могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, ущемление интересов других юридических и физических лиц. Такие действия классифицируются как монополистическая деятельность. Действующее законодательство к таким действиям относит: изъятие товаров из обращения, целью и результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен; навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.); включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован; создание препятствий доступа на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования; установление монопольно высоких (низких) цен; сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства; необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.

    Рассмотрение названных действий показывает, что в зависимости от «весовой категории» — например, индивидуальный предприниматель Иванов, малые предприятия, среднее предприятие — закрытое акционерное общество «Меха Сибири», крупные предприятия ЗАО «Завод минимашин» и ЗАО «Приморье», многопрофильные компании «Иванов и К0» и «Асановы и К°», которые часто фигурировали в различных образных сюжетах на страницах учебника, могут осуществлять различные виды монополистических действий. И чем разнообразнее производственные, финансовые, торговые интересы и возможности предприятия, тем более ярко проявляются намерения монополизировать рынок или осуществлять монополистическую деятельность. Ведь, например, и ЗАО «Завод минимашин», и ЗАО «Приморье» производят мини-трактора. Каждое акционерное общество имеет собственную модель поведения на рынке и нередко по разным причинам может перейти границы, за которыми оно начинает совершать монополистические действия как в отношении конкурента, так и в отношении потребителей — фермеров, торгово-сервисных фирм, агропромышленных холдингов.

    Для того чтобы воспрепятствовать монополистической деятельности, чтобы обеспечить должное функционирование рыночных механизмов, в Российской Федерации по примеру стран с развитой рыночной экономикой разработано и действует антимонопольное законодательство. Это система правовых норм и институтов, призванных обеспечить защиту покупателя от монополии производителя путем установления экономических, организационных и других ограничений и стимулов (система налоговых ставок, законодательное определение приоритетов при предоставлении кредитов, регулирование процессов ценообразования на предприятиях-монополистах, формирование благоприятных правовых условий для создания малых и средних предприятий, поощрение добросовестной конкуренции, система юридических санкций за «сговор» фирм, недостоверную рекламу и др.).

    Как видим, через антимонопольное законодательство государство стремится создать цивилизованные правила взаимодействия между изготовителями, исполнителями, продавцами и потребителями. В этой связи антимонопольная политика выступает как совокупность деятельности государственных органов по обеспечению неукоснительного соблюдения антимонопольного законодательства, развитию конкуренции и свободного предпринимательства.

    Доминирующее положение хозяйствующего субъекта


    Самое читаемое за неделю

    документ Введение ковидных паспортов в 2021 году
    документ Должен знать каждый: Сильное повышение штрафов с 2021 года за нарушение ПДД
    документ Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году
    документ Доллар по 100 рублей в 2021 году
    документ Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
    документ Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
    документ 35 банков обанкротятся в 2021 году


    Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!

    Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!

    Для того чтобы субъекты предпринимательской деятельности могли эффективно действовать и стабильно развиваться, в антимонопольном законодательстве установлены пределы, которые позволяют определить роль хозяйствующего субъекта на рынке и выработать в отношении него определенную политику государственных структур. Поэтому закономерно, что в антимонопольном законодательстве ключевым является понятие «доминирующее положение хозяйствующего субъекта». Согласно антимонопольному законодательству, установлен верхний предел (65%) — доля, наличие которой на рынке является достаточным признаком для характеристики хозяйствующего субъекта (коммерческой организации, индивидуального предпринимателя) как доминирующего (безусловная доминанта), а также нижний предел (35%), при достижении которого исключается признание положения хозяйствующего субъекта доминирующим.

    Вспомним, что предприятие «Меха Сибири» в наших рассуждениях было единственным производителем дорогостоящих меховых шуб. Естественно, будет считаться, что оно занимает доминирующее положение. ЗАО «Завод минимашин» производило 3600 мини-тракторов с экономичным мотором в год. Столько же ежегодно мини-тракторов, но старых моделей выпускало ЗАО «Приморье». Мини-трактора в таких же объемах собирали еще три завода. При таком условии ни один из этих заводов не будет занимать доминирующего положения на рынке, так как каждый производит ежегодно около 20% мини-тракторов от их общего выпуска.

    Однако необходимо подчеркнуть, что установление доминирующего положения субъекта хозяйственной деятельности отнесено к исключительной компетенции антимонопольных органов.

    Антимонопольные органы в соответствии с действующим законодательством осуществляют государственный контроль и над слиянием и присоединением коммерческих организаций и созданием их объединений (союзов, ассоциаций). Важное значение имеет требование законодательства к предприятиям, суммарная стоимость активов которых превысила 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда, уведомлять соответствующий антимонопольный орган об этом как на этапе учреждения, так и на этапе хозяйственной деятельности.

    В том случае, если создается объединение коммерческих организаций, то такому шагу должен предшествовать антимонопольный контроль. В том случае, если по его результатам не будет получено согласие антимонопольного органа, государственная регистрация объединений осуществляться не может.

    Учитывая особенности деятельности естественных монополий (нефтегазодобывающий и перерабатывающий комплексы страны, энергетическая система России, железные дороги и железнодорожный транспорт и др.), антимонопольное законодательство предусматривает прямое государственное регулирование их деятельности. Оно осуществляется путем ценового регулирования (посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня), а также определения потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установления минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в производимых субъектами естественных монополий товарах.

    Государственную антимонопольную политику реализует Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации. Его задачами являются: содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Данный государственный комитет наделен широкими правами: давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и об устранении их последствий, о восстановлении первоначального положения, об их принудительном разделении или выделении структурных подразделений из их состава, о расторжении или изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, и др. давать государственным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых ими неправомерных актов, о прекращении или изменении заключенных ими соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству; принимать решения о наложении штрафов на коммерческие и некоммерческие организации и административных взысканий на их руководителей, а также на должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления за нарушения антимонопольного законодательства.

    Из темы, посвященной конкуренции, вы уже знаете, к каким последствиям может привести недобросовестная конкуренция. Поэтому не случайно антимонопольная политика направлена не только против нее, но и любых действий хозяйствующих субъектов, направленных на приобретение преимущества в предпринимательской деятельности, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

    Выделяют следующие формы недобросовестной конкуренции: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту или нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товаров; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности; получение, использование, разглашение научно-технической производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

    Реклама как инструмент конкурентной борьбы


    интересное на портале
    документ Тест "На сколько вы активны"
    документ Тест "Подходит ли Вам ваше место работы"
    документ Тест "На сколько важны деньги в Вашей жизни"
    документ Тест "Есть ли у вас задатки лидера"
    документ Тест "Способны ли Вы решать проблемы"
    документ Тест "Для начинающего миллионера"
    документ Тест который вас удивит
    документ Семейный тест "Какие вы родители"
    документ Тест "Определяем свой творческий потенциал"
    документ Психологический тест "Вы терпеливый человек?"


    Предприятия, выходя на рынок, стремятся установить определенные отношения с потребителями, в качестве которых могут выступать юридические и физические лица. Наиболее совершенной формой оплаченной коммуникации в предпринимательской деятельности выступает реклама. Существует множество определений рекламы. Однако сущность основных понятий сводится к тому, что реклама как коммуникация не только должна быть оплачена и персонифицирована, но и, представляя собой массовую информацию, преследует цель склонить потребителя к принятию определенного решения, повлиять на него в выборе предпочтений. Реклама в большинстве случаев является результатом определенных сделок, в результате которых на начальном этапе рекламодатель несет дополнительные расходы, а в конечном случае, если реклама была продуманной и экономически обоснованной, оборачивается достижением прибыльности предпринимательского дела.

    Можно выделить следующие типы коммерческой рекламы: реклама торговой марки; торгово-розничная реклама; адресно-справочная реклама; реклама с обратной связью; бизнес-реклама; корпоративная реклама. Ученые-экономисты (в том числе и маркетологи; проблемы маркетинга будут рассмотрены в ряде следующих тем учебника) отмечают следующие роли рекламы: маркетинговая; коммуникационная; экономическая; социальная.

    Допустим, ЗАО «Завод минимашин» поставило цель проинформировать потребителей о выпуске мини-тракторов с экономичным мотором. В этом случае будет реализована реклама прямого действия. Она преследует цель показать покупателю, что на рынок произведен мини-трактор с новым экономичным мотором, цена на него повышена, однако он по многим параметрам превосходит мини-трактора других заводов. Осуществляя рекламу прямого действия, ЗАО «Завод минимашин» рассчитывает на быстрый ответ потребителей. В том случае, если мини-трактор с экономичным мотором продается уже определенное время, потребитель знаком с его достоинствами, а конкурентам известны его усовершенствования и недостатки, ЗАО «Завод минимашин» может осуществлять рекламу косвенного действия. Она рассчитана, как правило, на длительный период и преследует цель стимулировать продажи мини-тракторов не только оптовым сервисно-торговым компаниям и фермерам, но и иным потребителям, как внутри страны, так и за рубежом.

    Рекламу принято разделять на коммерческую и некоммерческую. Первый вид рекламы преследует цель в наибольшей степени реализовать цели предприятия и получить прибыль. Некоммерческая реклама рассчитывает прежде всего на то, чтобы реализовать интересы некоммерческих организаций, привлечь денежные и социальные ресурсы к проектам, которые носят прежде всего общественное значение.

    Стараясь создать каналы коммуникаций, юридические и физические лица выступают в качестве рекламодателей. Они выступают инициаторами рекламы и несут по ее существу всю ответственность. Для того чтобы на рынке рекламная деятельность учитывала все аспекты предпринимательства, создаются и действуют рекламные агентства, средства информации, привлекаются посредники.

    На рынке нередко случается, что юридические и физические лица (потенциальные рекламодатели) пытаются минимизировать издержки и считают для себя целесообразным вести рекламную деятельность самостоятельно. В результате создается иллюзия экономии средств, а на самом деле игнорируется тот профессионализм и качество работы, которые являются содержанием работы хорошо зарекомендовавших себя на рынке рекламных агентств, средств информации, в конечном счете посредников.

    Реклама является одним из инструментов конкурентной борьбы субъектов хозяйственной деятельности и зачастую используется в ненадлежащей форме. Ненадлежащая реклама — это недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований рекламного законодательства. В соответствии с Законом Российской Федерации «О рекламе» Государственный антимонопольный комитет РФ имеет право: предотвращать факты ненадлежащей рекламы; направлять рекламодателям, рекламо-производителям, рекламо-распространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения рекламного законодательства; направлять в соответствующие органы материалы о нарушении рекламного законодательства, для решения вопросов о приостановлении или досрочном аннулировании лицензии на соответствующий вид деятельности; направлять в правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы.

    В заключение отметим, что действующим законодательством предусмотрена ответственность предпринимателей за нарушение антимонопольного законодательства. Предусмотрен перечень нарушений, за которые руководители коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность.



    тема

    документ Микроэкономика
    документ Образ региона
    документ Обращение денег
    документ Неценовой фактор
    документ Номинальная стоимость
    документ Нормирование труда

    Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
    Звонок по России бесплатный!

    Не забываем поделиться:


    Загадки

    Что за женщина такая, которая впервую очередь трется около тебя, а затем требует деньги?

    посмотреть ответ


    назад Назад | форум | вверх Вверх

  • Загадки

    У какого мужского органа нет костей, есть мышцы и много вен. Он пульсирует и отвечает за занятия любовью?

    посмотреть ответ
    важное

    Новая помощь малому бизнесу
    Изменения по вопросам ИП

    НДФЛ в 2023 г
    Увеличение вычетов по НДФЛ
    Планирование отпусков сотрудников в небольших компаниях в 2024 году
    Аудит отчетности за 2023 год
    За что и как можно лишить работника премии
    Как правильно переводить и перемещать работников компании в 2024 году
    Что должен знать бухгалтер о сдельной заработной плате в 2024 году
    Как рассчитать и выплатить аванс в 2024 г
    Как правильно использовать наличные в бизнесе в 2024 г.
    Сложные вопросы работы с удаленными сотрудниками
    Анализ денежных потоков в бизнесе в 2024 г
    Что будет с налогом на прибыль в 2025 году
    Как бизнесу правильно нанимать иностранцев в 2024 г
    Можно ли устанавливать разную заработную плату сотрудникам на одной должности
    Как укрепить трудовую дисциплину в компании в 2024 г
    Как выбрать подрядчика по рекламе
    Как небольшому бизнесу решить проблему дефицита кадров в 2024 году
    Профайлинг – полезен ли он для небольшой компании?
    Пени по налогам бизнеса в 2024 и 2025 годах
    Удержания по исполнительным листам в 2025 году
    Что изменится с 2025г. у предпринимателей на УСН



    ©2009-2023 Центр управления финансами.