Депозитарий международных договоров играет важную процедурную роль, связанную с функционированием международных соглашений, особенно многосторонних договоров, и несет ответственность за хранение подлинных документов. В конце XIX века государства стали заменять обмен ратификационными грамотами между всеми сторонами, подписавшими какой-либо документ, гораздо более простой практикой депонирования таких документов в одном месте.
В зависимости от пожеланий договаривающихся сторон, центральным депозитарием обычно назначается либо министерство иностранных дел участвующего в переговорах государства, либо Генеральный секретарь Лиги Наций, а позднее – Организации Объединенных Наций. Сегодня обычной практикой является назначение в качестве депозитария международного договора либо компетентного органа международной организации, либо государства, под эгидой которого созывается конференция для проведения переговоров по определенному документу.
Поскольку договаривающиеся государства сами устанавливают способы своих взаимоотношений, основным источником права, предоставляющим или ограничивающим, функции депозитария международных договоров, является соглашение между государствами. Нормы международного обычного права, кодифицированные в статьях 76 — 80 Венской конвенции о праве международных договоров, определяющие функции депозитария, применяются в тех вопросах, относительно которых в договоре ничего не говорится.
В случае включения в сам договор положений, регулирующих функции депозитария, они применяются с момента принятия текста договора (Венская конвенция, ст. 24.4).
В качестве депозитария международного договора могут выступать одно или несколько государств, международная организация, главное исполнительное должностное лицо такой организации (Венская конвенция, ст. 76.1) или любой другой орган.
Функции депозитария договора являются международными по своему характеру, и при исполнении своих функций депозитарий обязан действовать беспристрастно (Венская конвенция, ст. 76.2).
Полномочия депозитария международного договора носят преимущественно административный характер. На депозитарий возлагаются обязанности по хранению подлинного текста договора и относящихся к нему документов, таких как подписи, ратификационные грамоты, документы о присоединении, оговорки, уведомления и другие сообщения.
В обязанности депозитария входит информирование всех заинтересованных сторон о полученных уведомлениях и сообщениях, относящихся к договору. Депозитарию также поручается передача договоров в ООН для регистрации и опубликования (Венская конвенция, ст. 77.1.g и ст. 80).
Однако функции депозитария международных договоров выходят за рамки чисто механических операций, в его обязанности может включаться контрольная и надзорная деятельность.
Так, например, депозитарий, как правило, проверяет находятся ли представленные документы «в полном порядке и надлежащей форме» и выполнены ли условия, необходимые для вступления в договора в силу. Депозитарий также обычно отвечает за сертификацию копий подлинных текстов договоров и подготовку любых переводов, которые могут потребоваться в соответствии с договором.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Что касается исправления ошибок в соответствующих документах, то компетенция депозитария международных договоров может распространяться даже на внесение исправлений в текст договора и замену на него содержащего ошибку текста ab initio, если в течение установленного срока авторы договора не выскажут возражений (Венская конвенция, ст. 79.2.a и 79.4).
Правила, касающиеся исправления ошибок, также применяются в случае отсутствия соответствия между аутентичными текстами на разных языках.
Вопрос о компетенции депозитария по рассмотрению заявлений, касающихся договора, в частности актов о присоединении и оговорках, является предметом отдельного обсуждения. Например, проверку, находится ли документ в полном порядке и надлежащей форме, не всегда можно отделена от таких самостоятельных вопросов, как допустимость содержания данной оговорки или правоспособности субъекта придерживаться положений договора.
Однако дискреционные полномочия депозитария, как правило, не слишком широкие и ограничены определенными условиями. В соответствии с положениями Венской конвенции, если между государством и депозитарием возникают разногласия относительно выполнения функций последнего, депозитарий обязан довести этот вопрос до сведения других заинтересованных сторон (статья 77.2). Совершенно очевидно, что неприемлемый документ не может вступить в действие с санкции депозитария.
Одним из спорных моментов был вопрос о том, в какой мере получение документа депозитарием может отождествляться с его получением заинтересованными государствами. Превалирующая точка зрения, по-видимому, сводится к тому, что депозитарий международного договора не может считаться общим агентом сторон.
Согласно Венской конвенции декларация считается сделанной после ее получения депозитарием; например, согласие государства на обязательность для него договора считается установленным, поскольку оно может быть условием вступления в силу всего договора (Венская конвенция, ст. 24.4, 16 и 78.b).
Уведомление не будет считаться полученным государством, для которого оно предназначалось, до тех пор, пока последнее не будет проинформировано депозитарием (Венская конвенция, ст. 78.c).