Статью подготовила ведущий эксперт-экономист по бюджетированию Ошуркова Тамара Георгиевна. Связаться с автором
Сегодня мы поговорим про экономических агентов, дадим определение, разберем виды, признаки, причины и все что ними связано. Я постаралась раскрыть тему полностью, поэтому статья получилась большая. Для удобства навигации по статье я разбила её на темы:
Экономическая система состоит из множества экономических агентов, которые можно свести к трем группам: фирмы, домохозяйства, государство.
Фирма это экономический агент, который производит товары и услуги для продажи. Фирма обладает технологической и организационной целостностью. В экономической теории под фирмой понимается не только предприятия, зарегистрировавшиеся в качестве юридического лица, а любой экономический агент, который производит товары и оказывает услуги для домохозяйств, других фирм, государства. Фирмой является завод, производящий военную технику, частная мастерская по ремонту часов, банк, магазин и т.д.
Фирма получает доход в виде выручки от реализации продукции. В процессе производства она терпит издержки. Разница между выручкой и затратами называется прибылью. Главной целью фирмы является максимизация прибыли.
Фирмы классифицируются по нескольким признакам:
1. Вид деятельности.
2. Время функционирования.
3. Масштабы деятельности.
Фирмы занимаются в основном тремя видами деятельности - производственной, коммерческой, финансовой. Наибольший удельный вес в рыночной экономике имеют фирмы, производящие товары и услуги - примерно 75%, затем фирмы, осуществляющие коммерческую деятельность (торговую и снабженческо-сбытовую) - около 20%, финансовыми операциями занимается лишь 5% от общего числа фирм.
По времени функционирования фирмы делятся на временные и постоянные. Фирмы, создаваемые на длительный период времени как самостоятельные хозяйственные единицы называются постоянными. Временные фирмы представляют собой временный союз самостоятельных фирм с целью объединения усилий по осуществлению крупных проектов и программ. Такое временное объединение предприятий для координации действий фирм называется консорциумом.
По масштабам деятельности различают мелкие, средние и крупные фирмы. Критерием отнесения фирмы к той или другой группе являются численность рабочих, объем производимой продукции, размер выручки. В России размер предприятия определяется численностью рабочих. К малым предприятиям относятся предприятия с количеством работников - меньше 100, к средним - от 100 до 500, к крупным - более 500.
Фирма может включать в себя одну или несколько производственных единиц (заводов, фабрик, шахт, ферм), осуществляющих хозяйственную деятельность. Фирмы, включающие в себя несколько предприятий, образуют объединения и конгломераты. Комбинирование (объединение) предприятий может быть вертикальным и горизонтальным. Вертикальное комбинирование представляет собой объединение предприятий, находящихся на различных стадиях единого технологического процесса по преобразованию исходного сырья в готовый продукт. Например, нефтеперерабатывающий комбинат может последовательно заниматься добычей нефти, ее транспортировкой до пункта переработки, преобразованием нефти в химические продукты для изготовления на их основе товаров конечного потребления - краски, масла, пластмассу, синтетические волокна.
При горизонтальном комбинировании предприятия находятся на одной стадии преобразования исходных материалов в готовую продукцию. Примером такого комбинирования может служить объединение двух швейных фабрик, выпускающих разные виды продукции. Обе фабрики могут выпускать по отдельности готовую для конечного потребления продукцию, но решили объединить свои капиталы в целях лучшего маневрирования своими ресурсами и оперативного реагирования на потребности людей.
Возможно комбинирование предприятий, совершенно технологически несопряженных (из разных отраслей экономики). Например, нефтеперерабатывающий комбинат начинает вкладывать капиталы в развитие судоходства.
Группа фирм выпускающих однородную по предназначению продукцию, использующие сходные технологии, использующие похожие ресурсы образуют отрасли. Все отрасли, производящие различные товары и услуги, можно подразделить на три большие группы: первичные, вторичные и третичные. Первичные отрасли объединяют предприятия, обеспечивающие первый этап технологического процесса. Они занимаются производством или выращиванием сырых материалов. К первичным отраслям относятся добывающая промышленность, сельское хозяйство, лесоводство и рыболовство.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Обрабатывающие отрасли, обеспечивающие второй этап технологического процесса, называются вторичными отраслями. Эти отрасли осуществляют производство готовой продукции или полуфабрикатов из сырых материалов: машин, станков, продуктов питания, одежды, зданий, сооружений, дорог и т.д.
Третичные отрасли предоставляют предприятиям двух первых групп отраслей разнообразные услуги. Сюда относятся банки, страховые компании, предприятия связи, транспорта, оптовой и розничной торговли. Третичные отрасли предоставляют также услуги непосредственно конечным потребителям - населению. Это медицинское обслуживание, услуги образования, общественного питания, туризма, развлечений.
Взаимодействие отдельных предприятий определяет хозяйственную жизнь страны. Поэтому важно рассмотреть, что такое предприятие и формы его организации.
На положение фирмы в экономической системе действует три группы факторов: внешние, промежуточные и внутренние. К внешним факторам относятся демография, социально-культурная среда, экология и экономико-правовая сфера. Внутренними факторами являются производственные мощности предприятия (количество ресурсов, которыми обладает предприятие), цели, стоящие перед фирмой, организационная структура фирмы и кадры работников. К промежуточным факторам относятся партнеры, конкуренты, банки, биржи труда и союзы предпринимателей.
Домашние хозяйства занимают в экономической системе двойственное положение. С одной стороны они являются владельцами экономических ресурсов, от продажи которых получают доход. С другой стороны они расходуют полученные доходы на приобретение товаров и услуг. Основным мотивом поведения домохозяйств в экономической системе является максимизация полезности приобретаемых благ и максимизация доходов от принадлежащих им факторов производства.
Доходы домашних хозяйств (населения) могут выступать в виде заработной платы (от продажи рабочей силы), ренты (от сдачи земли в аренду), арендной платы, дивидендов и процентов по ценным бумагам, прибыли от предприятий, где они являются совладельцами. Расходы домашних хозяйств распределяются на три вида: налоги, личное потребление и сбережения.
Налоги это безвозмездное платежи в государственную казну. Система налогообложения играет важную роль в любом государстве, и является сложным механизмом, действие которого определяется множеством факторов.
Размеры и структура потребительских расходов зависят от уровня доходов, социального слоя, природно-климатических условий, традиций общества и т.д. В свою очередь расходы влияют на масштабы и структуру общего объема производства страны. Потребительские расходы подразделяются на товары и услуги. В свою очередь товары могут быть длительного и кратковременного пользования.
Спрос на товары длительного пользования менее стабилен по сравнению с потребностями в товарах кратковременного пользования в связи с тем, что они служат не один год и цены на них намного выше, чем на товары кратковременного пользования. Кроме того, спрос на товары длительного пользования более зависим от уровня доходов населения.
Услуги - это обслуживание потребителей врачами, адвокатами, парикмахерами, учителями. Услуги могут быть жилищные и услуги досуга (отдыха) и т.д.
Сбережения представляют собой ту часть доходов домашних хозяйств, которая остается после уплаты налогов и не потребляется. Эти доходы вкладываются в страховые полисы, облигации, акции и другие финансовые активы. Причины сбережений многочисленны и разнообразны, но сводятся в основном либо к защите доходов от инфляции, либо к спекуляции.
Возможность делать сбережения зависит от размеров дохода. Если доход низкий, то домохозяйства будут расходовать на потребление часть своих сбережений, или брать кредит, займы за счет будущих сбережений.
Государство как третий субъект экономической системы в смешанной экономике выполняет следующие функции:
1) обеспечение правовых основ и предоставление услуг для эффективного функционирования экономики;
2) воздействие на динамику и структуру национального продукта, уровень занятости и инфляцию посредством дифференциации налоговых ставок, регулирования цен, законодательного определения минимума заработной платы, субсидирования потребителей и производителей, осуществления государственных закупок и государственного предпринимательства;
3) перераспределения доходов с целью сокращения уровня неравенства в доходах.
Рассмотрим государственный сектор экономики, выполняющий эти функции. Он включает в себя государственные предприятия и учреждения, находящиеся в экономических отношениях с частными фирмами и домашними хозяйствами. Государственные предприятия - это такие предприятия, основная доля капитала которых принадлежит государству. Они выполняют те же функции в экономике, что и частные фирмы, только стратегию их поведения на рынке контролирует государство. Государственные предприятия так же выступают продавцами на рынке товаров и услуг и покупателями на рынке ресурсов.
Государственные учреждения предназначены для удовлетворения общегосударственных и социальных потребностей. К общегосударственным потребностям относятся потребности в управлении государством, в защите его границ, защите населения от преступных посягательств и от негативных последствий развития экономики, в поддержании определенного уровня образования, здравоохранения, в сохранении и развитии культуры.
Поведение экономических агентов
Экономические агенты преследуют свои интересы, а их поведение рационально, но отнюдь не всегда.
Экономический интерес домохозяйств состоит в максимизации их доходов и максимизации полезности благ, приобретаемых на эти доходы. Фирмы стремятся максимизировать свою прибыль, хотя руководствуются и другими интересами, особенно усилением своей экономической власти на рынке. Интерес некоммерческих организаций состоит в максимизации отдельных благ для домохозяйств (так, профсоюзы стремятся максимизировать блага членов профсоюза). Государство, как правило, обычно действует в интересах всего общества.
Классики экономической теории полагали: хозяйственная жизнь стоит на том, что индивиды преследуют личные интересы и все общество от этого выигрывает. Как подчеркивал Адам Смит, "не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов". Сразу оговоримся, что А. Смит вовсе не считал людей абсолютными эгоистами – в своей ранней работе "Теория нравственных чувств" он проводил мысль, что эгоизм, присущий человеку, соседствует с другим человеческим свойством – сочувствием. Ведь человек – это общественное существо и поэтому обычно принимает во внимание интересы других индивидов. Кроме того, общество и все индивиды живут не только экономической, но также социальной, политической, культурной и психологической жизнью, которая вносит свои коррективы в поведение экономических агентов. Однако при всех этих оговорках классическое допущение, что люди в хозяйственной жизни преследуют прежде всего собственные интересы, по-прежнему остается в силе.
Другое классическое допущение состоит в том, что "человек экономический" (лат. homo economicus) действует рационально. Для этого он обладает не только свободой выбора оптимального решения, но также достаточным уровнем интеллекта и информации для принятия решений. Говоря современным языком, классики экономической теории считали, что homo economicus – как бы присоединенный к Интернету "экономическим компьютером" – всегда имеет доступ ко всей информации, может просчитать свои решения и выбрать наиболее оптимальное. Они исходили из полной рациональности поведения домохозяйств. Это важное допущение классики распространяли и на фирмы.
Однако последующие поколения экономистов стали дополнять это допущение рядом важных оговорок, и неоклассическая экономическая теория стала говорить об ограниченной рациональности домохозяйств и фирм. Важный вклад в коррекцию понятия рациональности внесли две гипотезы.
Гипотеза неполноты информации предполагает, что в хозяйственной практике для принятия наиболее оптимального решения в основном невозможно иметь полную информацию из-за трудностей в ее сборе, обработке и анализе. Так, для ремонта жилья его российский владелец не всегда в состоянии найти оптимальную для него фирму или неформальную бригаду работников, потому что на рынке ремонтных услуг нет сведений о всех ремонтных фирмах и тем более бригадах, отсутствует полная информация о качестве их услуг, к тому же возможны варианты – ориентироваться ли на контракт с фирмой (что обычно дороже) или нанять бригаду (что обычно дешевле). Подобные трудности часто приводят владельца жилья к не самому оптимальному решению, а нас – к выводу, что "человек экономический" не является компьютером и ограниченно рационален.
Гипотеза асимметрии информации исходит из того, что часто одни экономические агенты имеют доступ к важной информации, а другие – нет или их доступ к информации меньше. Например, российским фирмам, связанным с государственным аппаратом, может быть доступна информация о предстоящих решениях этой бюрократии, которая недоступна всем остальным фирмам. Иными примером может быть продажа товаров длительного пользования, о свойствах которых продавцам обычно больше известно, чем покупателям. Асимметрия информации имеет и другие последствия, причем не всегда отрицательные. Так, часть экономических агентов может быть собственниками патентов и получать прибыль выше нормальной (ведь остальные экономические агенты еще не имеют доступа к этим знаниям), что стимулирует изобретательство и инновации в обществе. В то же время асимметрия информации приводит и к негативному отбору (отрицательной селекции). Например, на российском рынке молока подавляющему большинству покупателей недоступна информации о степени очистки этого продукта и, более того, многие из покупателей равнодушны к этой информации. В результате фирмы, выпускающие глубоко очищенное молоко (для этого на молокозаводах используются более дорогие фильтры), вынуждены продавать его по типичной для рынка цене (а не по более высокой из-за существенных издержек на очистку) и, соответственно, с низкой рентабельностью, что приводит к вытеснению их с рынка молока, на котором остаются продавцы менее качественного продукта.
Добавим, что термин "негативный отбор" применяется и в более широком смысле. Так, в России из-за доминирования государственного аппарата над бизнесом фирмы приспосабливаются не только к конкуренции, но и к представителям власти, от которых часто зависит судьба той или иной фирмы, некоторые вообще контролируются работниками государственного аппарата, и поэтому заметная часть российских предпринимателей процветает не вследствие своих предпринимательских способностей, а из-за связей с государством.
Вероятно, важный вклад в оценку способностей экономических агентов к рациональным действиям внесла теория рациональных ожиданий, предложенная американскими экономистами Джоном Мутом и усовершенствованная Робертом Лукасом (лауреат Нобелевской премии), основателями школы рациональных ожиданий. Согласно ей, экономические агенты принимают решения не только исходя из всей доступной им прошлой и текущей информации, но и на базе своих представлений о будущем (прежде всего о будущей экономической политике правительства), которое в точности никому неизвестно. Однако в условиях саморегулирующейся рыночной экономики и ограниченного государственного вмешательства в хозяйственную жизнь экономические агенты могут предвидеть ожидаемые в ней изменения. Теория рациональных ожиданий приходит к выводу, что в своих прогнозах экономические агенты делают ошибки, но не систематические.
Агенты экономической деятельности
Экономические агенты – субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства), фирмы, государство и его подразделения. В свою очередь, среди фирм выделяют, прежде всего, индивидуальные деловые предприятия, партнерства и корпорации. Современная экономическая теория исходит из предпосылки о рациональном поведении агентов. Это означает, что целью является максимизация результатов при данных затратах либо минимизация затрат при заданном результате. Индивиды стремятся к максимальному удовлетворению потребностей при данных издержках, государство – к наивысшему росту общественного благосостояния при определенном бюджете. В качестве экономических агентов выступают также, например, профсоюзы, целью которых является повышение зарплаты и улучшение социальных условий жизни их членов, средством – борьба за выгодные условия заключения коллективных договоров.
В современных теориях, развивающих принципы классического либерализма, единственно реальным экономическим агентом признается индивид. Все остальные агенты рассматриваются как производные от него формы: фирма – как юридические фикции, а государство – как агентство по спецификации и защите прав собственности. Традиционная для макроэкономики раздвоенность на теорию поведения индивида и теорию фирмы тем самым преодолевается, а принцип максимизации полезности приобретает универсальное значение. В теории прав собственности фирма рассматривается прежде всего как определенная форма, сеть контрактов, по которым передаются пучки правомочий. Фирма возникает как необходимая реакция на дороговизну рыночной координации, как своеобразный способ минимизации транзакционных издержек.
Экономические агенты осуществляют связи друг с другом с помощью экономических благ. Движение их образует своеобразный кругооборот.
Функционирование экономики обеспечивается хозяйствующими субъектами, обладающими правом распоряжаться экономическими ресурсами, находящимися в хозяйстве. Субъекты экономики (экономические агенты) активны, в ходе своей деятельности они ставят конкретные цели, принимают самостоятельно основные хозяйственные решения, участвуют в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. К экономическим субъектам относят как производителей, так и потребителей экономических благ, а также тех, кто организует функционирование хозяйства для достижения общественного благосостояния.
Различают простые (индивидуальные) и комплексные (групповые) экономические субъекты, или единицы.
Простые экономические единицы, или микросубъекты, в сфере потребления представляют собой индивиды, домашние хозяйства и в сфере производства – предприятия, фирмы. Комплексные (групповые) экономические единицы (макросубъекты) – это отрасли экономики, разного рода объединения (например, потребителей) и государство. Они возникают либо на базе общественного разделения труда (отрасли, сектора экономики), либо на основе общности интересов. В группе, обладающей особыми мотивами экономической деятельности, обычно доминирует определенный субъект, к которому тяготеют другие члены группы, и все они взаимосвязаны (например, функционирование предприятия в отрасли).
Среди основных участников экономического процесса принято выделять домашние хозяйства, бизнес, государство и некоммерческие организации. При этом домашние хозяйства и бизнес относятся к рыночным агентам, а государство и некоммерческие организации – к нерыночным.
Полное удовлетворение формирующихся в обществе потребностей экономических агентов может быть достигнуто несколькими способами. Для данных способов основанием служат, прежде всего, три механизма обмена, которые возникли в эволюционном процессе, иначе говоря, способы, координирующие действие экономических процессов.
К данному механизму обмена относятся следующие формы:
1. Форма обмена, имеющая властно-принудительный характер, т.е. согласно условиям командной экономики должна осуществляется поставка продукции, выпущенной в отрасли промышленности;
2. Форма обмена, основанная на взаимном и социальном уровне обмена, т.е. обменные отношения в кругу семьи, различные подарки и т.п.;
3. Форма обмена, осуществляющаяся на товарных рынках, т.е. продажа и приобретение продуктов на рынке в определенной местности.
Каждому отдельному обменному механизму присущ определенный координирующий способ в хозяйственных процессах, представленный в виде планового, традиционного и рыночного способов.
Субъекты, участвующие в хозяйственном процессе с целью удовлетворения собственных потребностей, по своему усмотрению применяют одну из трех форм обменного механизма.
В зависимости от данного выбора выделяют:
1. рыночные продукты;
2. нерыночные продукты.
Товары, производящие и распределяющиеся между экономическими агентами с применением действия рыночного механизма, образуют продукты рыночного вида.
Блага, осуществление продаж которых невозможно, что объясняется отсутствием для них специальных рынков торговли, а также продукты, цель реализации которых не достигает эффективного уровня за пределами зоны ограничений, т.к. их количество или весовая категория связаны с дорогой транспортировкой и продажей за пределами данной зоны, принято называть нерыночными продуктами, или благами.
Нерыночные продукты (блага) являются участниками определенно установленного взаимного и социального обмена, а также механизма обмена властно-принудительного характера. Функционирование обмена в рыночном механизме осуществляется на основе рыночных продуктов или благ. Действие хозяйственного процесса предусматривает вступление экономических агентов в производственные отношения, процесс распределения, обмена и потребления по поводу рыночных и нерыночных продуктов (благ). Следовательно, экономические субъекты, удовлетворяющие собственные потребности с применением рыночного механизма обмена, а также рыночных продуктов (благ), являются рыночными агентами. Удовлетворение собственных потребностей экономическими субъектами посредством обмена взаимного, социального и принудительного в обязательном порядке властям называют нерыночными агентами.
Положение и роль каждого экономического агента зависит от его отношения к экономическим ресурсам (факторам производства): одни располагают капиталами, другие – землей, третьи – рабочей силой или предпринимательскими способностями. Отсюда возникают разные возможности для реализации потребностей и интересов людей, а также способов для их достижения.
В современных теориях, развивающих принципы классического либерализма, единственно реальным агентом признается индивид, остальные агенты рассматриваются как производные от него формы.
Рассмотрим подробнее основные хозяйственные субъекты.
Домашние хозяйства – экономические единицы, связанные с ведением домашнего хозяйства, т.е. связанные преимущественно с потреблением. К домашним хозяйствам относят не только семьи, но и отдельных индивидов. Им принадлежат экономические ресурсы общества, они получат доходы, предоставляя факторы производства: труд (рабочую силу), капитал, землю и др. Продавая ресурсы, домашние хозяйства получают доходы, которые используют на потребление и сбережение.
Целью деятельности домашних хозяйств является потребление, т.е. удовлетворение потребностей. Сбережения населения становятся источником улучшения благосостояния домашних хозяйств в будущем. Население как потребитель выступает независимым агентом, поскольку самостоятельно принимает решения. Уровень потребления каждого отдельного субъекта ограничивается только размером дохода, приходящегося на каждого члена семьи.
Бизнес (фирмы, предприятия) образуют самостоятельные хозяйственные единицы, ведущие экономическую деятельность путем создания разного рода благ и через инвестирование – капиталовложения, идущие на развитие и расширение производства. Целью деятельности предприятия в отличие от домашнего хозяйства является не удовлетворение личных потребностей, а упрочение своих позиций на рынке за счет максимизации прибыли, что способствует увеличению масштабов производства. Предприятие (фирмы) различаются по формам собственности, видам производственной деятельности, объему производства и по другим критериям.
По формам собственности выделяют: частные, государственные, коллективные и другие предприятия (фирмы). По видам производственной деятельности предприятия делятся на: производящие материальные блага (потребительские и инвестиционные товары) и предлагающие услуги. По степени концентрации производства различают мелкие, средние и крупные предприятия (фирмы), по признаку доминирующего фактора производства – трудоемкие, материалоемкие, капиталоемкие и наукоемкие предприятия.
В России по организационно-правовому статусу различают: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, индивидуальные предприятия и некоммерческие организации. Последние относятся к самостоятельным субъектам экономики, целью деятельности которых является реализация интересов комплексных (групповых) экономических единиц, в том числе государства.
Некоммерческие организации включают учебные, медицинские, научные, культурные учреждения, благотворительные фонды и общественные институты. Создание и функционирование некоммерческих предприятий стало фактором социализации современной экономики. Так, образовательные учебные заведения, в том числе бесплатная их часть, призваны удовлетворять потребности людей в знаниях, в овладении профессией, в подготовке и переподготовке кадров. Предприятия здравоохранения заботятся о поддержании и восстановлении здоровья людей.
К некоммерческим предприятиям относятся также потребительские кооперативы, целью деятельности которых является удовлетворение материальных и иных потребностей их участников на основе объединения имущественных паевых взносов. Некоммерческими являются фонды, образуемые на основе добровольных, имущественных взносов, которые используются на благотворительные, культурные и иные общественно-полезные цели. На основе единых интересов формируются и всевозможные организации граждан, цель создания которых – удовлетворение общественных потребностей.
Таким образом, некоммерческие организации наряду с домашним хозяйством и бизнесом являются активными экономическими субъектами.
Большую роль в хозяйственной жизни страны играет государство. Его вмешательство в экономику выступает в многообразных формах, и поэтому можно сказать, что государство есть экономический агент, который действует совместно с индивидуальными экономическими субъектами и группами.
Существуют различные показатели и критерии, характеризующие экономическую активность государства. Это, например, доля государственных расходов в ВВП, доля налогов в ВВП, размеры государственной собственности, количество государственных предприятий.
Один и тот же человек может присутствовать в составе всех субъектов рыночного хозяйства: будучи государственным служащим – представлять государство, владея акцией – представлять бизнес, и, расходуя свой доход на товары и услуги, – являться членом домашнего хозяйства.
Современная экономическая теория исходит из предпосылок рационального поведения экономических субъектов. Это означает, что их интересом, целью является получение максимального результата при данных затратах либо минимизация затрат при заданном результате. Так, домашние хозяйства стремятся получить максимальную полезность от приобретаемых благ в рамках своего дохода. Фирмы нацелены на получение максимума прибыли, на расширение масштабов производства, на завоевание новых рынков. Государство ориентировано на реализацию интересов общества в целом, на рост общественного благосостояния при определенном бюджете.
Ощущая собственные потребности, экономические субъекты стремятся улучшить свое существование. Человеческие потребности многообразны, их удовлетворение обеспечивает сохранение, поддержание и развитие субъектов экономики. Оно происходит путем использования конкретных благ, создаваемых производством. Поэтому между производством и потребностями существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, потребность – двигатель производства, стимул для его совершенствования, а с другой – производство, создавая продукты, стимулирует потребности в них.
С течением времени потребности множатся, усложняются и дифференцируются. Это происходит в результате развития производства, появления новых его методов, совершенствования технологий. Все это позволило выявить закон возвышения потребностей, говорящий о том, что экономические потребности бесконечны и не имеют предела.
В системе экономических потребностей выделяют личные и производственные потребности. Личные потребности обеспечивают существование людей, а производственные – поддерживают производственный процесс. Человек вступает в производственные процесс, чтобы получить возможность для удовлетворения своих личных потребностей в предметах первой необходимости (пища, одежда, жилье) и в предметах роскоши (продукты, без которых можно обойтись, ковры, картины, украшения и др.).
Естественно, с ростом производства, доходов и потребностей происходит некоторая «переоценка ценностей», и продукты второй группы постоянно переходят в первую. В большинстве развитых стран автомобиль, бытовая техника уже не представляют предметы роскоши, а перешли в категорию предметов первой необходимости, поскольку их использование значительно облегчает быт.
Экономические потребности включают потребности не только в материальных, но и в духовных благах. Последние связаны с приобретением книг, картин, получением образования, посещением театров, концертов, с туристическими поездками. Население все больше стремится к удовлетворению духовных потребностей по мере экономического развития страны. Потребности как чувство неудовлетворенности толкают людей к действиям. Поэтому формой проявления экономических потребностей являются экономические интересы, т.е. мотивы, стимулы хозяйственной деятельности, направленные на удовлетворение потребностей субъектов экономики.
Экономические интересы принято делить на следующие виды: личные (связаны с индивидуальными потребностями домашних хозяйств); коллективные (выражают необходимость удовлетворения потребностей групп населения, предприятий, некоммерческих организаций – всех тех, кто объединен этим общим интересом); общественные (потребности общества, государства в целом).
В условиях рыночной экономики приоритетное место занимают личные интересы. Именно они являются главным стимулом для ведения экономической деятельности. Производители, ориентируясь на реализацию личных интересов – получение большего дохода, повышение качества жизни, – способствуют удовлетворению общественных потребностей через насыщение рынков товарами и услугами, повышение их качества, обновления ассортимента.
Политика стран с социально-рыночной экономикой строится таким образом, чтобы гармонизировать все виды интересов, что, однако, не исключает противоречий между ними. Разрешение подобных противоречий предполагает прямое и косвенное вмешательство государства в экономическую и социальную жизнь общества.
Экономические стимулы – факторы, усиливающие желание получать материальную выгоду – становятся мощным побудительным условием деятельности людей. Конкретными формами проявления стимулов являются уровень денежного дохода, заработная плата, положение в обществе и т.п. Интересы и стимулы способствуют возникновению материальной заинтересованности в ведении дел субъектами экономики.
Однако средства, которыми располагает человек, коллектив или государство для удовлетворения своих потребностей, ограниченны. Мы живем в мире, которому свойственна редкость благ. Ограниченность средств удовлетворения потребностей предполагает конкуренцию в борьбе за их использование. Конкуренция – это соперничество экономических субъектов за право использования тех или иных благ, в которых заинтересованы различные группы людей. Отсюда – проблема выбора направлений и способов использования благ, удовлетворение потребностей людей. Экономическое поведение людей при ограниченности ресурсов и безграничности потребностей формирует понятие рационального поведения человека, образ человека экономического (Homo economicus), в котором заложено стремление получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов.
Экономические субъекты могут осуществлять свой выбор тремя способами: самостоятельно; согласовывая свои предпочтения с другими; в составе группы.
Первый вид выбора называется индивидуальным, второй – двусторонним, третий – коллективным. Коллективный выбор, в свою очередь, подразделяется на общественный и групповой (олигополистический). Общественный выбор делается в составе невидимой группы, где действия одних участников не отражаются на других. Например, в хлебопекарной отрасли закрылась одна пекарня из-за высоких затрат и низких доходов, однако данный факт не отразился на функционировании отрасли в целом и на потребителях.
Коллективный выбор осуществляется в группах, в которых участники взаимосвязаны и поведение одного оказывает значительное влияние на поведение остальных. Классический пример – действие предприятий в олигополистических отраслях. Так, если в автомобильной промышленности одна фирма пошла на снижение цены, на свой автомобиль, то другие, скорее всего, последуют за ней, чтобы не потерять часть свое рынка.
Человек экономически обладает двумя фундаментальными характеристиками: рациональностью и эгоизмом. Действия такого экономического агента либо базируется на принципе максимизации выгоды, либо его поведение рационализуется формальными и неформальными нормами, которые устанавливаются различными общественными институтами. Поэтому различают полную и ограниченную рациональность экономического поведения. В первом случае предполагается, что человек наилучшим образом использует имеющуюся информацию и достигает наивысшего разрыва между достигнутыми результатами и произведенными затратами (максимум выгоды при фиксированном объеме затрат). Ограниченная рациональность отражает невозможность пользования всей информацией из-за трудностей в ее сборе или анализе. В этом случае решения принимаются на основе опыта, интуиции, что может в ряде случаев привести к меньшему результату.
Все экономические субъекты стремятся к рациональности, однако возможности ее реализации весьма ограничены. Признание ограниченности рационального поведения экономических агентов означает, что субъекты экономики не имеют полной информации о предпочтениях других и подчас нечетко осознают свои интересы.
Помимо предпосылки рационального поведения экономических агентов существует концепция эгоизма экономических субъектов, т.е. следование своим интересам. При этом различаются три формы эгоизма: сильная, полусильная и слабая. Сильная форма эгоизма означает, что отдельные экономические субъекты могут вести себя предательски, оппортунистически, т.е. использовать ложь, коварство, воровство, мошенничество и т.п., преследуя свои корыстные интересы. Эгоизм в полусильной форме представляет следование своим интересам без использования обмана и всякого рода махинаций. Слабая форма эгоистического поведения проявляется тогда, когда субъект действует на базе чужих представлений о своем интересе. Такое поведение называется послушанием, оно близко к альтруизму, т.е. фактически противоположно эгоизму.
Экономический рост в развитых странах привел к значительному повышению благосостояния, как отдельных семей, так и общества в целом. Поэтому во многих случаях действует иная модель поведения Homo economicus: в процессе реализации интересов на первое место выдвигаются потребности в самовыражении, в реализации престижа, в использовании свободного времени для всестороннего развития личности.
Экономические цели экономических агентов
Сколько будет фактически произведено продуктов в рамках технологических ограничений и как они будут распределяться в рамках балансового ограничения зависит от действий сотен миллионов субъектов: производителей, посредников, потребителей, администраторов. Разумеется никакая модели не способна описать столь сложную структуру управления. В экономической теории и экономических моделях принято группировать субъектов, выполняющих сходные роли в экономике и рассматривать эти группы как единых экономических агентов, обладающих определенным поведением. Следует отметить, что пока не существует строгих правил того, как можно и, тем более, как нужно выделять экономических агентов при описании той или иной экономической системы. Для некоторых идеализированных случаев этот вопрос может быть решен, но практически часто приходится полагаться на интуицию исследователей и наблюдения экономистов.
В данной модели мы выделяем шесть экономических агентов: производители, домашние хозяйства, государство, коммерческие банки, Центральный банк и торговые посредники. В обороте материальных благ каждый из агентов контролирует свою часть.
Деятельность банков не связана непосредственно с изображенной на рисунке сферой реальной экономики. Зона влияния банков определится ниже. Производители контролируют не только потоки выпусков и затрат, но и загрузку мощностей. Государство, как предполагается может взять на себя часть экспортно-импортных операций.
В модели первые пять агентов описаны более подробно, а торговые посредники весьма схематично. Схематичное описание состоит в том, что мы просто выдвигаем предположение о том, какое соотношение между контролируемыми агентом величинами поддерживается в экономике. При этом не обсуждается какими средствами агент поддерживает указанное соотношение и в каких условиях это соотношение будет устойчивым.
При подробном описании мы рассматриваем агента как рационального субъекта, преследующего в своей деятельности определенные цели. При этом, как это принято в теории игр и теории принятия решений, мы описываем, что агент может (множество стратегий), что агент хочет (функционал полезности или выгоды) и что агент знает (совокупность внешних факторов, от которых зависит насколько выгодной будет, та или иная допустимая стратегия). Таким образом с формально математической точки зрения подробное описание деятельности агента сводится к некоторой задаче оптимального управления. Однако прежде, чем ставить эти задачи надо описать специфические для экономики дополнительные ограничения на возможные действия агентов, а именно финансовые ограничения.
Рыночные экономические агенты
Главный и исходный субъект любой экономической деятельности – человек. Однако он не занимается хозяйствованием в одиночку, экономическая деятельность предполагает совместное участие и взаимодействие в ней множества людей.
Участников экономического процесса, самостоятельно принимающих решения и осуществляющих свои хозяйственные планы, называют экономическими агентами, или хозяйствующими субъектами.
Субъектами экономики считают тех, кто, владея определенными ресурсами, самостоятельно принимает экономические решения и осуществляет свои хозяйственные планы.
Экономическим агентом может быть как отдельное лицо, так и несколько или множество лиц. Поэтому к экономическим субъектам относят как производителей, так и потребителей экономических благ, а также тех, кто организует функционирование хозяйства для достижения общественного благосостояния.
В современных теориях, развивающих принципы классического либерализма, единственно реальным агентом экономики признается индивид. Все остальные агенты рассматриваются как производные от него формы.
Условно их подразделяют на микро- и макросубъекты.
Среди основных участников экономического процесса принято выделять домашние хозяйства, фирмы (предприятия и организации) и государство (правительство). При этом домашние хозяйства и коммерческие фирмы относятся к рыночным агентам, а правительство и некоммерческие организации – к нерыночным.
Положение и роль каждого экономического субъекта зависит от отношения его к экономическим ресурсам (факторам производства): одни владеют капиталом, другие – землей, третьи располагают рабочей силой или обладают предпринимательскими способностями. Отсюда возникают разные возможности для реализации потребностей людей, их интересов и способов их достижения.
Рассмотрим несколько подробнее основные хозяйствующие субъекты.
Домашнее хозяйство – это субъект экономики, который состоит из одного человека или группы людей, живущих совместно и связанных между собой различными видами деятельности в семье. Домохозяйствам принадлежат экономические ресурсы общества, и они получают доход, предоставляя факторы производства (труд, капитал, землю) фирмам.
Продавая ресурсы, домохозяйства получают доходы, которые используют на потребление и сбережения. Нередко домашние хозяйства производят продукцию для личного потребления в рамках натурального производства. Следовательно, цель их деятельности – потребление, т.е. удовлетворение потребностей.
Российские статистические органы ведут учет частных и коллективных домохозяйств. К частным относятся домохозяйства, представленные одним или несколькими людьми, постоянно проживающими в обычных жилых помещениях. Под коллективными домохозяйствами понимают совместно проживающие группы людей, объединенные общей целью, подчиненные общим правилам и совместно питающиеся, например лица, постоянно живущие в учреждениях социального и медицинского обслуживания, казармах, местах заключения, религиозных организациях.
Фирма (коммерческое предприятие) представляет собой организацию, владеющую одним или несколькими предприятиями, использующую ограниченные экономические ресурсы для производства товаров и оказания услуг с целью получения прибыли.
Следовательно, их деятельность, в отличие от домашних хозяйств, направлена не на удовлетворение личных потребностей, а на упрочение позиций на рынке за счет максимизации прибыли, что способствует увеличению масштабов производства и потребления. Как экономические агенты фирмы закупают производственные ресурсы у домохозяйств и производят экономические блага.
Таким образом, домохозяйства формируют спрос на экономические блага и предложение ресурсов, а фирмы определяют спрос на ресурсы и предложение товаров и услуг.
Коммерческие предприятия различаются по формам собственности, видам производственной деятельности, объему производства и другим критериям.
Так, по формам собственности выделяют частные, государственные, коллективные и др. По видам производственной деятельности предприятия делятся на производящие материальные блага (потребительские и инвестиционные товары) и предлагающие услуги. По степени концентрации производства и капитала фирмы подразделяют на мелкие, средние и крупные. По признаку доминирующего фактора производства выделяют трудоемкие, материалоемкие, капиталоемкие, наукоемкие предприятия.
Некоммерческие организации – самостоятельные субъекты экономики, цель деятельности которых состоит в реализации групповых экономических интересов и интересов государства.
Такие организации называют некоммерческими потому, что они не ставят в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.
В рыночной экономике к некоммерческим организациям относятся учебные, медицинские, научные, культурные учреждения, благотворительные фонды, разнообразные общественные институты.
Создание и функционирование некоммерческих предприятий стало фактором социализации современной экономики.
Так, образовательные учебные заведения, в том числе бесплатная их часть, призваны удовлетворять потребности людей в знаниях, овладении профессией, подготовке и переподготовке кадров и др. Предприятия здравоохранения заботятся о поддержании и восстановлении здоровья населения.
К некоммерческим предприятиям относятся также потребительские кооперативы. Их целью является удовлетворение материальных и иных потребностей участников кооператива на основе объединения их его членами имущественных паевых взносов. Некоммерческими считаются фонды, образуемые за счет добровольных, имущественных взносов, используемых на благотворительные, культурные и иные общественно-полезные цели. Кроме того, на основе единых интересов создаются всевозможные общественные организации граждан, направленные на удовлетворение общих потребностей.
Таким образом, некоммерческие организации являются также активными экономическими агентами, как домашние хозяйства и коммерческие предприятия.
Наряду с перечисленными субъектами значимым агентом экономики признается правительство или государство. В западной экономической литературе термину "государство" предпочитают термин "правительство", ибо, как справедливо отметили в своей книге "Экономикс: принципы, проблемы и политика" К. Р. Макконнслл и С. Л. Брю: "... именно правительство правит..." В отечественной науке до сих пор нет единого определения понятия "государство" или "правительство".
Примем за основу трактовку, данную в толковом словаре русского языка Ожегова и Шведовой:
"Государство – основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры..."
Правительство – это высший коллегиальный исполнительный орган государства, осуществляющий руководство государственным управлением.
Как экономический субъект правительство собирает налоги с домохозяйств и фирм, использует средства государственного бюджета для закупки товаров и услуг, необходимых для жизнедеятельности государственных органов, на содержание государственного сектора экономики, социальные нужды общества. Государство вмешивается в хозяйственную жизнь общества весьма активно и в различных формах. Его целью становится удовлетворение общественных потребностей, производство общественных благ.
Существуют различные показатели и критерии, характеризующие экономическую активность государства. Это доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте (ВВП), доля налогов в ВВП, размеры государственной собственности, количество государственных предприятий и др.
Один и тот же человек может входить в состав всех субъектов рыночного хозяйства. Например, будучи государственным служащим, представлять государство; владея акцией – бизнес, а расходуя свой доход на товары и услуги, являться членом домашнего хозяйства.
Наряду с легальными экономическими субъектами существуют нелегальные и полулегальные экономические субъекты. Они формируют так называемую теневую экономику.
Теневая экономика (скрытая экономика) – экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учета.
Так, теневая экономика представляет собой ненаблюдаемую, неформальную часть экономики, включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими. Таким образом, теневая экономика – это экономические взаимоотношения граждан общества, развивающиеся стихийно, в обход существующих государственных законов и общественных правил. Доходы этого предпринимательства скрываются и не признаются налогооблагаемой экономической деятельностью. По сути, любое предпринимательство, результатом которого служит сокрытие доходов или уклонение от уплаты налогов, может считаться теневой экономической деятельностью.
Особенностью рыночных субъектов в России является их продолжающееся развитие. Так, в домохозяйствах еще велика работа "на себя", что отвлекает с рынка часть предложения труда и определенную часть спроса на товары и услуги, а также способствует увеличению доли теневой экономики.
Функции экономических агентов
Функционирование экономики обеспечивается экономическими агентами или хозяйствующими субъектами, обладающими правом распоряжаться экономическими ресурсами, находящимися в хозяйстве.
Участников экономического процесса, самостоятельно принимающих решения и осуществляющих свои хозяйственные планы, называют экономическими агентами, или хозяйствующими субъектами.
Субъектами экономики считают тех, кто, владея определенными ресурсами, самостоятельно принимает экономические решения и осуществляет свои хозяйственные планы.
Экономическим агентом может быть как отдельное лицо, так и несколько или множество лиц. Поэтому к экономическим субъектам относят как производителей, так и потребителей экономических благ, а так же тех, кто организует функционирование хозяйства для достижения общественного благосостояния. В современных теориях, развивающих принципы классического либерализма, единственно реальным агентом экономики признается индивид. Остальные агенты рассматриваются, как производные от него формы: фирма - как юридические фикции, а государство - как агентство по спецификации и защите прав собственности.
Условно субъекты подразделяют на микро - и макросубъекты. К микросубъектам относят домохозяйства и фирмы. Последние можно подразделить на: коммерческие предприятия и некоммерческие организации.
К макросубъектам - крупные сектора экономики, в частности: сектор домашних хозяйств, предпринимательский сектор, государственный и общественный сектора, а также зарубежный сектор.
Среди основных участников экономического процесса принято выделять домашние хозяйства, фирмы (предприятия и организации) и государство (правительство). При этом домашние хозяйства и коммерческие фирмы относятся к рыночным агентам, а правительство и некоммерческие организации - к нерыночным.
От отношения экономического агента к экономическим ресурсам (факторам производства) зависит его положение и роль, занимаемые в экономике: одни располагают капиталом, другие - землей, третьи - рабочей силой или предпринимательскими способностями. Отсюда возникают разные возможности для реализации потребностей людей, их интересов и способов для их достижения.
Отличительная черта экономических агентов - принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности.
Современная экономическая теория исходит из предпосылки о рациональном поведении экономических агентов. Из гипотезы следует, что целью экономических агентов является максимизация результата при данных затратах либо минимизация затрат при заданном результате. Домохозяйства (индивиды) стремятся получить максимальную полезность от приобретаемых благ в рамках своего дохода. Фирмы же стремятся получить максимальную прибыль, расширить объемы и масштабы производства, завоевать новые рынки. А государство нацелено на увеличение общественного благосостояния при определенном бюджете.
Экономические субъекты осознают свои потребности и стремятся улучшить свое существование и благосостояние. Человеческие потребности разнообразны. Среди потребностей особую роль играют экономические. Их удовлетворение обеспечивает сохранение, поддержание и развитие агентов экономики. Оно происходит путем использования конкретных благ, создаваемых производством. Поэтому между производством и потребностями существует тесная взаимосвязь. С одной стороны - потребность - двигатель производства, стимул для его совершенствования и развития, а с другой стороны - производство, создавая продукты, стимулирует потребности в них.
Будучи осознанными, потребности проявляют себя как экономические интересы, т.е. осознанные мотивы, стимулы хозяйственной деятельности, направленные на удовлетворение потребностей субъектов экономики. Экономические стимулы - это факторы, усиливающие желание получать материальную выгоду, становясь мощным побудительным условием деятельности людей. Конкретными формами проявления стимулов являются уровень денежного дохода, заработная плата, положение в обществе и др.
Возникает некая цепочка:
1. потребность;
2. интерес;
3. стимул.
В рыночной экономике приоритетное место занимают личные экономические интересы, которые служат главным стимулом для осуществления экономической деятельности. Процесс удовлетворения потребностей исполняется за счет принятия оптимальных решений, т.е. приходится соотносить приобретенную выгоду и соответствующие понесенные затраты. Поэтому агенты должны действовать эффективно. Экономическая эффективность представляет собой способность использования того, что есть самым лучшим образом для достижения желаемой цели (максимального удовлетворения потребностей) в мире ограниченных ресурсов.
Удовлетворение потребностей экономических агентов может осуществляться с помощью одного из механизмов:
• Форма обмена, имеющая властно-принудительный характер, т.е. согласно условиям командной экономики должна осуществляться поставка продукции, выпущенной в отрасли промышленности;
• Форма обмена, основанная на взаимном и социальном уровне обмена, т.е. обменные отношения в кругу семьи, различные подарки и т.п.;
• Форма обмена, осуществляющаяся на товарных рынках, т.е. продажа и приобретение продуктов на рынке в определенной местности.
Экономические субъекты, удовлетворяющие собственные потребности с применением рыночного механизма обмена, а также рыночных продуктов (благ), являются рыночными агентами. Удовлетворение собственных потребностей экономическими субъектами посредством обмена взаимного, социального и принудительного в обязательном порядке властям называют нерыночными агентами.
Положение и роль каждого экономического агента зависит от его отношения к экономическим ресурсам (факторам производства): одни располагают капиталами, другие - землей, третьи - рабочей силой или предпринимательскими способностями. Отсюда возникают разные возможности для реализации потребностей и интересов людей, а также способов для их достижения.
Экономические агенты осуществляют связи друг с другом с помощью экономических благ. Движение их образует своеобразный кругооборот.
Модель представляет кругооборот ресурсов, продуктов и доходов в виде вечного двигателя. Она иллюстрирует взаимодействие между домохозяйствами, фирмами и государством.
Домохозяйства, выступая конечными собственниками вещественных и личных факторов производства и в роли продавцов, желают продать ресурсы, но по наивысшей цене. Фирмы, выступая в роли покупателей, желают купить ресурсы, но по наименьшей цене. Итогом столкновения личных интересов продавцов и покупателей выступает «компромиссная» рыночная цена ресурсов, удовлетворяющая интересы сторон. На ее основе происходит обмен денег на ресурсы. При этом денежные расходы фирм превращаются в денежные доходы домохозяйств в формах: ренты, процента, заработной платы, нормальной прибыли, т. е. в соответствии с поставленными на рынок ресурсами: земля, капитал, рабочая сила, предпринимательство.
Фирмы преобразуют ресурсы в широкий ассортимент благ и поставляют их на рынок товаров и услуг. Выступая в роли продавцов, они желают продать, но по максимально высокой цене. Домохозяйства же появляются на рынке товаров и услуг в роли покупателей с желанием купить, но по низкой цене. Теперь уже на этом рынке происходит столкновение личных интересов сторон. В результате «торга» формируются рыночные цены на товары и услуги. Факт передачи товаров покупателю, а денег - продавцу, подтверждает совпадение их интересов по цене объектов купли-продажи. Деньги из формы потребительских расходов домохозяйств превращаются в форму доходов фирм. Приобретенные экономические блага используются домохозяйствами для удовлетворения потребностей.
Рассмотренные процессы демонстрируют наличие двух встречных потоков - «поток благ» и «поток денег». Для экономической системы оба потока являются одновременными и бесконечно повторяемыми. Но именно потоком денег задается и обеспечивается поток, представляющий движение благ.
В модели смешанной экономической системы увеличивается число потоков. Государство перераспределяет ресурсы, закупает их на рынке ресурсов и поставляет фирмам для производства «общественных товаров». Государство перераспределяет и блага, закупает их на рынке товаров и услуг и поставляет их беднейшим домохозяйствам. В свою очередь фирмы и домохозяйства перечисляют государству налоги со своих доходов.
Кругооборот, начавшись с предоставления домохозяйствами ресурсов и закончившись присвоением ими за это доходов, совершил один цикл против часовой стрелки и по часовой стрелке. Эти циклы кругооборота вновь повторяются, осуществляя своего рода обмен веществ в негосударственном секторе народного хозяйства.
Агенты экономических отношений
Из ограниченности экономических ресурсов вытекает необходимость хозяйственной деятельности. Часто хозяйственную деятельность называют проще — экономикой. При этом, как отмечалось выше, экономическая (хозяйственная) деятельность есть не что иное, как постоянная работа по оценке, сравнению, отбору альтернативных вариантов использования экономических ресурсов. В хозяйственной деятельности участвуют хозяйствующие субъекты, называемые в экономической теории экономическими агентами.
К экономическим агентам относят домашние хозяйства (отдельных лиц и семей), предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), а также некоммерческие организации. Это самое общее, несколько условное деление. Отличительная черта экономических агентов — принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности. Положение и роль каждого экономического агента определяется его отношением к факторам производства, которыми он владеет. Одни располагают капиталом и обладают экономической властью, определяют формы хозяйствования, участвуют в управлении, занимаются предпринимательской деятельностью. Другие распоряжаются лишь собственной рабочей силой, их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов, участие в управлении ограниченны. К домашним хозяйствам принято относить тех, кто осуществлять операции, связанные с ведением домашнего хозяйства, т.е. преимущественно потреблением. Предполагается, что все экономические ресурсы в конечном счете принадлежат домашним хозяйствам. Они получают доходы, предоставляя экономические факторы — рабочую силу, капитал, землю и др., которыми они располагают, иначе говоря, путем оказания факторных услуг. Полученные доходы используются ими на приобретение необходимых товаров, а также для создания сбережений. Как потребители домашние хозяйства независимы, т.е. они вправе принимать решения самостоятельно, но эта независимость ограничивается размерами доходов и системой регламентации, существующей в обществе. Предприятия (фирмы) в отличие от домашних хозяйств, выполняющих преимущественно функцию потребления, в основном осуществляют производственную деятельность, а также инвестирование. Предприятия различаются по формам собственности (частные кооперативные, государственные), размерам и масштабам производства, видам производственной деятельности и т.д. В экономической статистике предприятия (фирмы) часто делят на два вида агентов: нефинансовые и финансовые. Предприятия (фирмы) занимаются предпринимательской, коммерческой деятельностью, цель которой — извлечение прибыли. Несколько специфические функции выполняют в обществе некоммерческие организации, например благотворительные фонды, профсоюзные организации, спортивные общества, ассоциации предпринимателей. Их основная задача — непосредственное удовлетворение потребностей людей, а не получение прибыли. Так, цель некоммерческих организаций в области спорта — физическое развитие личности и подготовка спортсменов. Хотя основные функции государства состоят в обеспечении общественных потребностей и безопасности, оно всегда играло важную роль в экономической жизни общества. Государство активно вмешивается в экономику, используя различные формы и методы. Существуют различные показатели и критерии экономической активности государства, среди них — доля государственных расходов в ВВП; доля налогов в ВВП; размеры государственной собственности и продукции, производимой государственными предприятиями.
Интересы экономических агентов обусловливаются их положением в экономической системе, выполняемыми ими функциями. Домашние хозяйства стремятся максимизировать полезность благ, приобретаемых на доходы; они ранжируют свои потребности и осуществляют расходы в пределах имеющихся у них бюджетов. Решения, принимаемые предприятиями (фирмами), неоднозначны: они определяются не только стремлением максимизировать прибыль, но и другими мотивами, например, захват и удержание доли на рынке, расширение масштабов производства, утверждение экономической власти. Выполняя функции, которые не может реализовать рынок, государство призвано обеспечивать общенациональный интерес, способствовать росту богатства нации. Исключительная роль общенационального интереса, особенно в переходные эпохи, далеко не всегда осознается членами общества. Но именно этот интерес, направляемый на решение коренных задач нации, страны в соответствии с ее положением в мире, наличием ресурсов, особенностями общественного устройства, историей и традициями, является ведущим и определяющим. В свое время еще Т. Веблен с известной долей иронии замечал, что не следует представлять «экономического человека» в виде механического шарика, своего рода «генерального калькулятора удовольствий и тягот», который руководствуется исключительно денежными мотивами. «Экономический человек» — одно из наиболее общих понятий, своего рода модель человека с точки зрения его целей, средств достижения и знаний (информации), которыми он руководствуется. Поведение человека как потребителя и как участника производства весьма неоднозначно. Экономические интересы — одна из составляющих его интересов, представляющих достаточно сложную и противоречивую систему. Следует иметь в виду, что помимо чисто личных интересов люди руководствуются интересами коллектива, села или города, региона, в котором они живут. В решениях и поступках людей присутствуют и более широкие интересы — национальные, общества в целом.
Агент экономической системы
Экономические агенты (economic agents) - субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Рыночные агенты - это домашние хозяйства и фирмы.
Домохозяйство (household) - экономический агент, состоящий из одного или более лиц, который является владельцем экономических ресурсов и основным потребителем товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребности человека. Это обособленная ячейка общества, в рамках которой происходит производство общественного продукта, его потребление, а также воспроизводство рабочей силы, т.е. самого человека. Определение домохозяйства зависит от конкретных социально-экономических условий и различается по странам. Согласно рекомендациям комиссии ООН понятие "домохозяйство" - это лицо или группа лиц, объединенных с целью обеспечения всем необходимым для жизни.
Сегодня большинство стран придерживается точки зрения ООН на домохозяйства, но в некоторых из них приняты и другие определения, причем в одних странах на первый план выдвигается совместное питание, в других - совместное проживание. Например, в США, Швеции, Швейцарии домохозяйством считается лицо или группа лиц, занимающих отдельное жилое помещение.
Домохозяйства различаются по составу:
• один человек, проживающий в отдельном жилом помещении или части жилого помещения, обеспечивающий себя всем необходимым для жизни и не объединяющий средства для ведения общего хозяйства с кем-либо из других лиц, проживающих в данном жилом помещении;
• два человека или более, проживающие совместно в отдельном жилом помещении, части его или нескольких жилых помещениях и обеспечивающие себя всем необходимым для жизни посредством ведения общего хозяйства, полностью или частично объединяя и расходуя свои средства. Эти лица могут быть связаны отношениями родства или отношениями, вытекающими из брака, либо не быть родственниками.
Следовательно, термины "домохозяйство" и "семья" - не синонимы, хотя семья является ядром домохозяйства.
Таким образом, по составу к домохозяйству относятся:
• семьи (адвокатов, врачей, фермеров, торговцев, владельцев мелких и иных некорпоративных предприятий);
• один человек (без семьи);
• группа лиц, проживающих под одной крышей, которые занимаются экономической деятельностью в течение длительного периода времени (не менее одного года).
Таким образом, все домохозяйства можно подразделить на семейные, внесемейные и общественные. К общественному домохозяйству относят лиц, проживающих в учреждениях постоянно или в течение длительного времени. Примеры таких домохозяйств: общежитие, школа-интернат, интернаты для престарелых и другие институциональные заведения, монастыри и т.д. Сюда же могут быть отнесены военнослужащие, проживающие в гарнизонах; пациенты, находящиеся подолгу в больницах; заключенные, отбывающие длительные сроки наказания, и т.п.
Следует также видеть различие между ведением домашнего хозяйства - домашней экономикой и деятельностью домохозяйства. Ведение домашнего хозяйства включает в себя хозяйственную деятельность внутри дома силами членов домохозяйства. Это поддержание в нормальном состоянии жилища и придомовой территории, приготовление пищи, уход за детьми и нетрудоспособными членами семьи и т.п. Деятельность домохозяйства включает в себя как ведение домашнего хозяйства, так и внешнее взаимодействие его членов с другими рыночными агентами в интересах домохозяйства.
В рыночной экономике домохозяйства играют двойственную роль: в первую очередь как группа получателей дохода и во вторую - как расходующая группа.
Основным источником дохода домохозяйств является заработная плата, выплачиваемая рабочим и служащим компаниями или государственными учреждениями. Доход мелких собственников (врачей, адвокатов, фермеров, владельцев мелких предприятий) является, по существу, комбинацией заработной платы, прибыли, ренты и процента. Те домохозяйства, которые владеют акциями корпораций, получают на свои вложения доход в виде дивидендов. Домохозяйства, собственники облигаций и сберегательных счетов, имеют доход в виде процентов. Рентный доход получают домохозяйства за предоставление компаниям зданий, земли и других природных ресурсов.
Каким образом домохозяйства распоряжаются доходом, который они получают? В общих чертах ответ прост: часть поступает государству в форме индивидуальных налогов, а остаток вместе с получаемыми государственными трансфертами (пенсия, пособие по безработице, стипендии студентам и др.) используются на личное потребление и личные сбережения.
Целевая функция домохозяйства - максимизация благосостояния при осуществлении потребительского выбора в условиях бюджетного ограничения. Это значит, что домохозяйство стремится иметь как можно больше товаров, причем при их покупках главной проблемой является не наличие товаров, а недостаток денег. В этих условиях члены домохозяйства заботятся главным образом об увеличении доходов, стремясь "делать карьеру". Досуг при этом воспринимается прежде всего как способ "набраться сил" для работы, а не как самоцель.
Наряду с богатыми домохозяйствами имеют место и бедные. Для последних, в целях недопущения их разрушения, государство в условиях рыночного хозяйства создает специальные стимулы. В частности, система социальных пособий рассчитана на помощь именно домохозяйствам (бедным семьям, матерям-одиночкам), а не отдельным людям. Таким образом государство определяет правила игры, но не вмешивается напрямую во внутреннюю жизнь домохозяйств.
Еще в Новое время во всех западноевропейских странах был провозглашен принцип неприкосновенности личной жизни ("мой дом - моя крепость"). Он и по сей день строго запрещает государству вмешиваться в жизнь домохозяйств, за исключением особых ситуаций (например, при жестоком обращении с членами семьи). Таким образом, домохозяйство - это объективно необходимый экономический агент всего воспроизводственного процесса, которому присущи свои функции в социально-экономической системе общества, а хозяйственно-финансовая деятельность домохозяйств объективно вписывается в экономическую систему, взаимодействуя со всеми остальными хозяйствующими в обществе субъектами.
Отметим особенности российских домохозяйств. До Октябрьской революции в нашей стране при переписях населения учитывались домохозяйства, затем было принято понятие "семья как первичная ячейка общества", которая являлась единицей учета в государственной статистике. Государственная статистика России вновь вернулась к понятию "домохозяйство", которая представляет собой единицу учета.
Как в России, так и во всех странах определяющая роль в доходной части бюджетов домохозяйств принадлежит заработной плате. Уровень заработной платы, ее динамика оказывают наиболее существенное влияние на покупательную активность домохозяйств. Доля доходов, получаемых домохозяйствами от собственной предпринимательской и иной индивидуальной деятельности, приносящей денежный доход семье, характеризует уровень развития рыночных отношений.
В России есть домохозяйства как с рыночным типом поведения, так и близкие к поведению при экономике допереходного (советского) периода - ориентирующиеся на государство. Да это и понятно. В советский период не было официально зарегистрированного частного сектора. Все было государственное. В связи с переходом к рыночной экономике первоочередной целью большинства российских домохозяйств стало выживание, а не развитие. Кстати, это продолжается и в сегодняшнее время.
В сфере потребительского поведения российских домохозяйств заметна их резкая дифференциация. Произошло расслоение домохозяйств на богатые и бедные. Причем если на современном Западе не принято выставлять богатство напоказ, то российские так называемые олигархи демонстрируют свое богатство, вызывая осуждение со стороны большинства людей.
Фирма - это хозяйственная организация, преобразующая ресурсы в продукцию (товары и услуги) с целью удовлетворения потребностей населения.
Главная ее цель - максимизация прибыли. Подчиненные цели - увеличение доли продаж собственной продукции на мировом рынке и лидерство в мировой экономике.
В рыночной экономике в качестве нерыночных агентов выступают:
• государство;
• профсоюзы;
• объединения работодателей (предпринимателей). Государство в рыночной экономике может являться собственником и контролировать деятельность определенной части экономики. Вмешательство государства в экономику объективно вызвано стремлением правительства смягчить неэффективность и "провалы", связанные с функционированием рыночной экономики.
Экономическая сила государства определяется долей национального дохода, сосредоточенной в его руках, что приводит к формированию государственного сектора. Необходимость его функционирования в условиях рыночной экономики теоретически обосновал английский экономист Дж.М. Кейнс в книге "Общая теория занятости, процента и денег", изданной в США. Эта теория получила в той или иной степени практическое применение в экономике всех развитых капиталистических стран, но особенно в экономической политике под названием "Новый курс" (англ. New Deal), проводимой администрацией Ф.Д. Рузвельта с целью выхода из масштабного экономического кризиса (Великая депрессия), охватившего США. Однако стал наблюдаться вроде бы обратный процесс - усилился интерес к рыночному механизму. Причиной явилось снижение эффективности государственного сектора. Однако это не означает, что происходит полное свертывание государственного сектора в рыночной экономике развитых стран. Мировая практика показывает, что доля государственного участия в экономике западных стран колеблется от 30 до 40% и более, кроме экономики США.
Если государство распоряжается значительной частью национального дохода, то такая экономика является смешанной. Если же государство распоряжается всем национальным доходом, то это будет командная экономика (например, в бывших социалистических странах). В России в период господства командной экономики доминирующую роль в экономике играло государство. После начала рыночных преобразований и стремительной приватизации произошло резкое сокращение его экономической активности. Появившиеся же как грибы после дождя фирмы, кроме сырьевых, оказались не готовыми к полноценному рыночному управлению. Произошли колоссальный спад производства и обнищание большей части населения на фоне сформировавшейся кучки олигархов. Профсоюзы практически прекратили свою деятельность, а объединения работодателей (ассоциации, общественные организации, некоммерческое партнерство), сформировавшиеся и действующие на основе принятия Федерального закона № 156-ФЗ, постепенно набирают силу, но значимость их в российской рыночной экономике несущественна.
Модель экономических агентов
Национальная экономическая модель — это модель, описывающая с помощью множества показателей хозяйственный механизм страны. При этом особое внимание уделяется показателям, характеризующим основы хозяйственного механизма — соотношение форм собственности в стране и степень самостоятельности ее экономических агентов.
Лучший способ выявить особенности той или иной национальной экономической модели — это сравнить ее с экономическими моделями стран схожего уровня экономического развития. Сравнивать экономические модели Германии и Индии даст мало толку, потому что эти страны находятся на разных стадиях развития.
Анализу национальной специфики форм собственности помогает методика, предложенная У.Баумолем, Р.Литаном и К.Шраммом в их книге «Хороший капитализм, плохой капитализм и экономическая теория роста и процветания». В ней предлагается различать четыре современных варианта капитализма — предпринимательский (основан на деятельности инновационных фирм, обычно малых и средних по своим размерам), капитализм крупных фирм (которые преобладают в производстве массовой продукции), государственный капитализм (с очень большим весом государства в принятии ключевых экономических решений), олигархический (в котором экономическая власть сконцентрирована в руках небольшого числа семей или индивидов, называемых олигархами).
В каждой стране с рыночной экономикой эти формы собственности (формы бизнеса) сосуществуют одновременно в разных сочетаниях и к тому же эти сочетания со временем меняются, но на каждый данный момент в той или иной рыночной экономике обычно преобладают одна-две формы, что и образует специфику национальной экономической модели с точки зрения форм собственности. Например, в США сейчас доминирует сочетание предпринимательского капитализма с капитализмом крупных фирм (первый внедряют в хозяйственную жизнь инновации, второй их подхватывает и осуществляет на их основе массовое производство новых товаров), хотя ранее здесь преобладал капитализм крупных фирм. Для современной Японии характерно сочетание капитализма крупных фирм с государственным капитализмом, хотя страна и делает попытки перейти к сочетанию американского типа.
Что касается самостоятельности экономических агентов, то это суверенитет потребителя и свобода предпринимательства. Последняя может быть сведена к тому, насколько свободно от ограничений и как хорошо защищено предпринимательство. Для анализа этой специфики можно использовать методику и статистику Всемирного банка (изложены в его ежегодном докладе «Doing Business», оценивающим благоприятность государственного регулирования для малого и среднего бизнеса в 185 странах) или Всемирного экономического форума (изложенную в его ежегодном докладе “Global Competitiveness”). Так, по данным Всемирного банка, экономические модели США и Японии, помимо соотношения форм собственности, различаются также разным уровнем свободы предпринимательства, особенно малого и среднего бизнеса, если судить по таким индикаторам, как количество процедур для открытия собственного бизнеса (по этому показателю США занимают 13-е место в мире, а Япония — 114-е место), потраченное на это время (соответственно 25-е и 64-е места), доступ к займам (3 и 23), тяжесть налогообложения и налогового администрирования (69 и 127), защита прав инвестора (6 и 19). Предвосхищая вопрос читателя, ответим, что первые места в мире по этим показателям занимают малые развитые страны.
При анализе национальной экономической модели целесообразно завершать его выявлением стратегических проблем (задач), стоящих перед страной. Это поможет расширить картину специфики национальной экономики, и понять, что ей нужно в долгосрочной перспективе. Например, для России это такие стратегические задачи, как модернизация страны, освоение ее восточных и северных территорий, преодоление демографического кризиса, реинтеграция с другими бывшими советскими республиками, повышение уровня демократии, улучшение этики.
Из анализа экономического механизма России на базе индикаторов Всемирного эко-номического форума вырисовывается картина экономики с большим внутренним рынком и рядом хороших макроэкономических показателей (неплохих темпов экономического роста, низкого госдолга, положительного платежного баланса и больших международных резервов), но которая отличается повышенной и не всегда эффективной ролью государства, доминирующего над бизнесом.
Специфика форм собственности в России может быть выражена тремя характеристиками. С одной стороны, огромная часть собственности — около 40% основных фондов (основного капитала) — является государственной и муниципальной, что усиливает политическую власть российской бюрократии. С другой стороны, частная собственность сильно сконцентрирована в руках немногих индивидов, в результате чего полсотни физических лиц контролируют компании, производящие примерно 10% ВВП России. Для физических лиц, которые контролируют крупные компании и группы компаний, в России используется термин «олигарх», означающий контроль одного или немногих физических лиц или семей над крупными компаниями в отличие от развитых стран, где подобное явление является исключением, т.к. капитал подобных компаний распылен между массой акционеров, никто из которых не обладает контрольным пакетом акций. С третьей стороны, для усиления защиты своей собственности в условиях господства бюрократии олигархи переводят права собственности на контролируемые ими российские активы в собственные компании в офшорах, также как российские чиновники переводят туда для сохранения анонимности свои взятки и права на захваченные ими активы, что позволяет назвать тех и других «офшорной аристократией».
Что касается самостоятельности экономических агентов, в частности, свободы предпринимательства, то в индексе экономической свободы, который ежегодно готовится неправительственной организацией The Heritage Foundation, Россия занимает 143-е место из 183 стран прежде всего из-за плохой защиты прав собственности и высокой коррупционной нагрузки на бизнес. Упомянутый доклад Всемирного банка присваивает России 112-е место в списке из 185 стран прежде всего из-за трудности для бизнеса получения лицензий на осуществление строительной деятельности и подключения к электросетям, сложности и дороговизны участия во внешней торговле, трудности получения банковского кредита и слабой защите прав инвесторов. В обоих рейтингах Россия уступает не только большинству странам схожего уровня развития, но и большинству постсоветских государств, а также Китаю, Индии и Бразилии.
Доминируя над всеми формами бизнеса, российское государство более благосклонно к крупному бизнесу, что подтверждается очень низкой эффективностью антимонопольной политики в нашей стране (по этому показателю Россия занимает 124-е место среди 144 стран, по данным доклада «Глобальная конкурентоспособность»). Государственное покровительство российским крупным компаниям обусловлено не только тем, что еще с советских времен они определяют лицо многих отраслей, но и тем, что верхушка российской бюрократии является совладельцами ряда крупных российских компаний, создавая им привилегированное (монополистическое) положение в экономике. Что касается среднего и низшего слоя российской власти, то он является владельцем и совладельцем ряда средних и малых компаний, которые также используют свою связь с государством. Однако основной способ получения российским госаппаратом дохода от своего политического господства — это навязывание частному бизнесу и обществу формальных (например, через сохранение большого госсектора) и неформальных (через взяточничество, контроль над судами и средствами массовой информации, особенно телевидением) «правил игры», выгодных госаппарату. Говоря экономико-теоретическим языком, российская бюрократия получает политическую (административную) ренту за счет своей чрезмерной политической (административной) власти, позволяющей ей эксплуатировать бизнес и общество.
Именно стремлением госаппарата к контролю над бизнесом объясняется и слабая защита прав собственности в нашей стране (у России по этому показателю 133-е место в мире), что позволяет этому аппарату манипулировать бизнесом, в том числе и крупным, включая даже олигархов. Подобная ситуация сильно уменьшает свободу экономических агентов, заставляя бизнес приспосабливаться не только к конкуренции, но и к представителям власти, от которых часто зависит судьба той или иной фирмы. А в результате бизнес сильно подвержен погоне за монополистической рентой, которую ему может обеспечить связь с властью, т.е. налицо большие масштабы рентоориентированного поведения. Бизнес, находящийся под покровительством государственной власти в условиях невысокой внутренней и внешней конкуренции, недостаточно эффективен (является «неэффективным собственником» принадлежащих ему активов). Он получает право на существование от бюрократии в обмен на признание выгодных ей «правил игры», а также за взятки. Но для многих частных владельцев и совладельцев-госслужащих подобный бизнес эффективен, принося им немалую прибыль за счет монополизации наиболее прибыльных сфер хозяйственной деятельности, прежде всего добычи природных ресурсов и использовании госбюджетных средств.
Итак, для нынешнего российского экономического механизма характерно переплетение госаппарата с бизнесом, особенно крупным, при доминировании государства. Поэтому российский вариант капитализма можно назвать государственным капитализмом, добавив, что из-за заметного переплетения с крупным бизнесом (а он сильно сконцентрирован в руках олигархов) это сочетание госкапитализма с олигархическим при доминировании первого, т.е. это олигархический госкапитализм. Заметим, что преобладание госаппарата над частными собственниками (система власти-собственности, при которой политическое лидерство дает право распоряжаться всей собственностью) наблюдается в России много столетий, будучи важным элементом распространенного в этой части света «восточного деспотизма» («азиатского способа производства»), что не способствовало укреплению предпринимательских традиций в нашей стране.
Олигархический госкапитализм нацелен не столько на модернизацию страны за счет использования силы государства, сколько на использование этой силы в интересах бюрократии и близких к ней компаний, преимущественно крупных, т.е. использования государственной власти в своих собственных интересах. Эта коалиция рентоориентированных сил выступает за такую модернизацию страны, которая сохранит их власть над экономикой и политикой.
Противоядием от сохранения такого варианта экономического механизма может быть поворот в сторону большей демократизации страны, что для экономического механизма означает усиление господдержки малого и среднего бизнеса, укрепление прав собственности, а также снижение уровня государственного вмешательства в повседневную деятельность фирм. Другое средство — это улучшение этического климата в стране, что для экономики означает усиление борьбы с экономической преступностью, особенно с коррупцией, а также усиление моральной ответственности власти перед обществом (о воздействии этической (культурной), психологической, политической и социальной сфер на экономический механизм.
Экономические агенты производства
Фирмой считается предприятие, преобразующее приобретенные им ресурсы в новые блага, которые оно намерено затем продать на рынке. Благом в экономической теории принято называть предмет либо услугу, которые способны удовлетворить ту или иную потребность человека. Это свойство удовлетворять потребность называют полезностью. Когда благо производится для продажи на рынке (а в маркетинге имеют дело именно с такими благами), его синонимом является «товар».
Цель фирмы — максимизация прибыли, т.е. разницы между выручкой от продажи готовых благ и издержками, которые она понесла, приобретая ресурсы для производства этих благ. При этом фирма (вернее, ее хозяин) сама определяет все параметры деятельности: какое именно благо она будет производить, какую технологию использовать и, наконец, кому продавать готовое благо. Ключевую роль в деятельности фирмы играет привило неограниченной ответственности: владелец фирмы в случае ее банкротства обязан погасить все обязательства фирмы, даже если для этого ему придется продать собственное имущество. (Иногда эту мысль выражают так: обязательства фирмы распространяются на имущество владельца.) В то же время владелец фирмы является единственным претендентом на получаемую ею прибыль. Таким образом, владелец фирмы (предприниматель) предпочитает руководствоваться принципом «всё или ничего».
Вторую группу экономических агентов в рыночной экономике составляют потребители, точнее, домохозяйства — экономические единицы, образуемые, как правило, семьей, в частном случае состоящей из одного человека. В исходном периоде они обладают фиксированным запасом денег и стремятся таким образом распределить их между приобретаемыми благами, чтобы получить от этих благ максимальную полезность. Проще говоря, если цель фирмы — получение прибыли, то цель домохозяйства — максимальное (в пределах возможного) удовлетворение разнообразных и в каждом случае индивидуальных потребностей членов домохозяйства.
Легко заметить, что как фирмы, так и потребители попеременно выступают на рынке покупателями и продавцами. В отношении фирм это утверждение выглядит бесспорным: они приобретают ресурсы (капитальные блага) и продают готовые блага. Но и домохозяйства должны иметь постоянные источники дохода для возобновления покупок потребительских благ на рынке. Такие доходы они получают за счет продажи на рынке так называемых факторов производства.
К факторам производства относят труд, землю, капитал и предпринимательские способности. Если некто намерен произвести какое-либо благо, то он вынужден объединить факторы производства в качестве ресурсов. Все они в исходный момент находятся в собственности других лиц — тех самых, которые одновременно являются потребителями. Эти лица согласятся предоставить факторы, находящиеся в их собственности, только в случае, если их услуги будут вознаграждены. Вознаграждение услуг труда называют заработной платой, земли — рентой, капитала — процентом, предпринимательских способностей — прибылью. Таким образом, продавая услуги факторов, их собственники получают доход и сами превращаются в покупателей.
Как уже говорилось, все решения экономические агенты принимают самостоятельно, не согласуя их с другими участниками рыночной игры. Но для того чтобы такие решения были безошибочными, люди должны располагать достоверной информацией о том, какие именно блага и каким образом необходимо производить. Таким источником достоверной информации в рыночной экономике выступает система равновесных цен. Она мгновенно и притом совершенно безвозмездно предоставляет рыночным агентам всю информацию об изменениях, происходящих на рынке что позволяет им вносить коррективы в свое поведение.
В условиях широкого разделения труда, когда люди специализируются не только на производстве отдельных благ, по даже на выполнении отдельных операций, каждый агент может приобрести необходимое ему благо лишь в обмен на благо, имеющееся в его распоряжении. Всеобщая система обмена становится отличительной чертой любой экономической системы, основанной на разделении труда. Но особенность рыночной экономики состоит в том, что здесь обмен благ происходит с помощью денег.
Деньги выполняют три функции. Во-первых, они выступают мерой стоимости. В деньгах выражаются пропорции обмена всех благ, обращающихся в рыночной экономике. Во-вторых, деньги служат средством обращения благ. Обмен благ, основанный на использовании денег, сопряжен с гораздо меньшими издержками по сравнению с вариантом непосредственного обмена благ (бартера). Издержки обмена (часто используется термин «трансакционные издержки») при использовании денег становятся практически равными нулю, что вызвано экономией усилий по поиску информации. В-третьих, деньги используются населением в качестве средства хранения богатства. В этом случае деньги конкурируют с другими финансовыми активами, но иногда способны выполнять эту функцию идеально.
Таковы в общих чертах основные параметры, характеризующие сугубо рыночную экономическую модель. Теперь сравним с ней ту модель, которую принято называть директивной экономикой.