Потребность — это состояние объективной нужды человеческого организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, как раз и выступает источником активности человека. Потребность, как динамическая сила, исходящая из организма, организует и направляет познавательные процессы, воображение и поведение личности. Потребности не остаются неизменными, а меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры человека, его знаний о действительности и отношений к ней.
Считается, что специфика человеческих потребностей определяется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом. Потребности различают по предмету и по происхождению.
По происхождению потребности бывают:
• естественные;
• культурные.
Естественные потребности отражают зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни. В культурных потребностях выражается зависимость человека от продуктов человеческой культуры.
По предмету потребности подразделяются:
• на материальные;
• духовные;
• социальные.
К материальным относятся физиологические (например, потребность в пище) и общественно обусловленные (например, потребность в одежде). К духовным потребностям относятся эстетические и познавательные. Социальные потребности отражают потребность в общении, в общественном признании.
Многие авторы создали реестры потребностей, состоящие из множества наименований. Например, У. Мак-Дауголл, понимавший потребности как инстинктоподобные, готовые способы реагирования, выделяет: пищедобывание, отвращение, сексуальность, страх, любознательность, покровительство, общение, самоутверждение, подчинение, гнев, поиск помощи, созидание, накопление, смех; отдых и сон, комфорт, передвижение; «примитивные» склонности — кашель, чихание, дыхание и т. д. Классификация Ф. Лерша насчитывает 18 потребностей (автор называет их «стимулирующими переживаниями»). Однако, как верно указал А. Маслоу, «при желании можно создать «перечень», в котором будет фигурировать лишь одна потребность, и равноправным такому списку будет другой, объединяющий в себе миллион желаний. Пора уже осознать, что каждая из фундаментальных человеческих потребностей на самом деле представляет собой коллектор разнообразных желаний, и подходить к его анализу следует так же, как к анализу фундаментальных категорий».
Выделим те основания классификаций, которыми пользовались представители самых разных течений в психологии, описывая мотивационное поле личности.
По критерию, притягательным или отталкивающим является предмет потребности, говорят о позитивных и негативных мотивах. Первые будут побуждать организм к достижению некоторого объекта, а вторые — к избеганию. Примером мотива позитивного типа может служить мотив достижения, а примером мотива второго типа — мотив избегания неудач. Соответственно поведение, которое побуждается позитивными мотивами, объективно будет проявляться в приближении к объекту, поведение, разворачивающееся под действием негативных мотивов, — удалением от него.
По критерию времени актуализации потребности выделяют постоянные (например, потребность в кислороде), устойчивые (например, потребность в общении), циклические (например, потребность в пище, потребность в размножении у животных) и ситуативные.
Проблема мотивации широко разрабатывалась в разных психологических школах: среди бихевиористов и когнитивистов, среди представителей психоаналитической теории и в гуманистических теориях. Остановимся на наиболее известных классификациях потребностей.
Естественные потребности человека
Существует множество видов потребностей. Их классифицируют по различным основаниям:
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
1. По происхождению потребности делят на естественные и культурные. Естественные (органические) потребности - это потребности, обусловленные биологической природой человека. Естественные потребности отражают зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни индивида. Органические потребности - потребности в кислороде, воде, продолжении рода, самосохранении и т. д. Культурные (социальные) потребности - это потребности, обусловленные социальной природой человека. Они отражают его зависимость от продуктов человеческой деятельности и общения. Культурные потребности - это потребности, которые появились в результате социально-исторического развития человека: филогенеза. Однако следует отметить относительный характер деления потребностей человека на естественные и культурные, органические и социальные. Дело в том, что все естественные потребности человека в процессе исторического развития значительно изменились, преобразовались, очеловечились, а значит, и окультурились. Историческое развитие потребности выражается в том, что меняются предметы и способы их удовлетворения. Например, удовлетворение естественной потребности в защите от экстремальных температур (холода или жары) у животных выражается в наличии шкуры, у человека же удовлетворение этой потребности преобразовалось в необходимость носить одежду, то есть естественная потребность окультурилась.
2. По предмету потребности делятся на материальные и духовные. Материальные потребности - потребности, которые отражают зависимость человека от предметов материальной культуры. Духовные потребности - потребности, выражающие зависимость человека от продуктов общественного сознания. Например, естественная по происхождению потребность по предмету может быть только материальной. Культурная по происхождению потребность может быть материальной или духовной.
В развитии индивида главную роль играет стремление к удовлетворению естественных органических потребностей, в развитии же личности - стремление к удовлетворению культурных потребностей. Особую роль в развитии личности играют духовные потребности: стремление к знаниям, творчеству, восприятию произведений искусства, самовыражению и самоутверждению.
Виды мотивов:
1. По степени осознанности мотивы могут быть неосознаваемыми и осознаваемыми. Неосознаваемые мотивы - это мотивы, при удовлетворении которых человек не отдает себе отчета в том, что побуждает его к деятельности. К неосознаваемым мотивам относятся, прежде всего, влечения и установки. Влечение - психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознаваемую или недостаточно осознаваемую потребность субъекта. Установка - психическое состояние, выражающее неосознаваемую готовность к определенным действиям, с помощью которых может быть удовлетворена та или иная потребность. Установки складываются на основе прямого опыта и могут быть как позитивными, так и негативными, то есть подразумевают то или иное действие или отказ от действия. Осознаваемые мотивы - это мотивы, при удовлетворении которых человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности. К ним относят желания, интересы, ценности, убеждения, идеалы, мировоззрение и т. д. Осознаваемые мотивы входят в направленность личности, которую мы рассмотрим далее.
2. По значимости в деятельности осознаваемые мотивы делятся на мотивы-смыслы и мотивы-стимулы. Деятельность человека носит полимотивированный характер, при этом мотивы выполняют различную роль.
Мотивы-стимулы - мотивы, побуждающие и определяющие выбор направленности деятельности и поведения человека.
Мотивы-смыслы - мотивы, которые придают всей нашей деятельности личностный смысл.
В деятельности эти мотивы выстраиваются в определенную иерархию. Низшую ступень в ней занимают мотивы-стимулы. Верхнюю ступень - мотивы-смыслы. Есть и другие концепции иерархии мотивов и потребностей, например, концепции А. Маслоу, Д. Мак-Клеланда и др.
Иерархическое отношение мотивов чаще всего осознается людьми в ситуации конфликта мотивов. В жизни каждого человека нередко сталкиваются разные мотивы, когда требуется сделать нелегкий, но важный выбор: самосохранение или честь; убеждение или благополучие и т.д.
Биологические естественные потребности
Это всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма, нормального функционирования человеческого тела: потребности питания и выделения, потребности расширения жизненного пространства, деторождения (воспроизводство рода), потребность физического развития, здоровья, общения с природой.
Подчиняясь, зову своей природы, человек побуждается к действиям, направленным на немедленное удовлетворение биологических потребностей. Естественные потребности - это проявления того инстинкта жизни, которые свойственны человеку так же, как и всему роду животных.
"Человек есть животное homo naturalis, - писал Макс Шелер. - Он, таким образом, не выделился из животного мира, а был животным, есть животное, и вечно будет животным". Но весь парадокс заключается в том, что, оставаясь животным, человек становится человеком в меру преодоления своей животности. Тот же самый Шелер и еще ранее Августин Блаженный пытались создать теорию преодоления человеком своей животности. В силу господства души над телом, человек, по Августину, вырван из природы и поставлен над ней. Но в практической жизни тело довлеет над душой человека: его разум подсказывает лучшие поступки, но он следует худшему, впадает в грех. В силу двойственности своей природы человек думает как ангел, но поступает как животное. В качестве средства преодоления своей животности Августин утверждал приоритет воли над разумом, выступив впервые в истории философии с позиции ярко выраженного волюнтаризма.
Биологические потребности человека, оставаясь биологическими по своей сущности, тогда становятся подлинно человеческими, когда они опосредуются условиями общественного бытия, детерминируются достигнутым уровнем культуры. "Голод есть голод, - писал Маркс, - однако голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, - это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо, с помощью рук, ногтей и зубов".
В "Экономическо-философских рукописях" Маркс показал, что природное отношение мужчины к женщине становится человеческим отношением лишь при условии, что оно освобождается от давления грубых физиологических потребностей и становится общественным отношением. В отношении мужчины к женщине, по Марксу, "обнаруживается, в какой мере естественное поведение человека становится человеческим или в какой мере человеческая сущность стала для него естественной сущностью, в какой мере его человеческая природа стала для него природой". Из этих высказываний Маркса следует вывод, что биологические потребности человека выражают его природу, но не его сущность и могут быть правильно поняты через призму его социально-деятельной сущности. В этом ракурсе следует рассматривать и потребность человека в общении с окружающей природой.
В человеке заложена генетическая неистребимая потребность следовать вечному зову своего естества, зову окружающей природы. Вместе с тем, гармония человека с природой (внутренней и внешней) как самоцель - кратковременная ситуация мятежного человеческого духа, не терпящего продолжительного состояния покоя, душевного удовлетворения.
Быть в слитности с естественным и растительным, и животным миром, со своими биологическими потребностями - желание преходящее, временное, не суть выражение свободы личности, а если оно и продолжительно, то отягощено сознанием своей несвободы. Ибо мир природы - это не мир человека, он может стать таковым лишь при условии, что человек организует этот мир по-своему, преобразовав его по законам человеческой деятельности.
Резюмируя сказанное, можно сделать вывод: человека удовлетворяет только такое общение с природой, при котором остаются следы его самоутверждения в природе, То есть удовлетворяет не девственная, а измененная природа. Пассивное, созерцательное отношение к природе воспринимается человеком лишь как временная пауза вечно бытийствующей деятельной сущности.
Итак, человек как живое существо имеет биологические потребности, «требования» к окружающей среде, удовлетворение которых необходимо для поддержания его в качестве живого организма. Биологические потребности зависят от строения организма человека. По-скольку организм человека с возникновением человека как нового биологического вида и до настоящего времени не изменился (по крайней мере ныне нет достоверных данных об изменениях, если даже предположить, что они произошли), постольку не изменились и необходимые для поддержания жизни биологические потребности человека. С точки зрения обусловленности строением организма биологические потребности имеют неизменную качественную и количественную определенность, неизменную меру, неизменна с этой точки зрения и совокупность «требований» организма к среде.
Деятельность естественных потребностей
Потребность — это необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом.
Для удовлетворения всех многообразных потребностей человек вынужден вступать в «деловые отношения» с другими людьми. Чтобы удовлетворить собственную потребность, человек предлагает в обмен что-то своё для других. Иными словами, удовлетворить свою потребность каждый может лишь после того, как он удовлетворил чью-то чужую потребность.
Получив в результате обмена на рынке желаемое, человек осуществляет непосредственное потребление, которое на время удовлетворяет его и порождает новые потребности. Удовлетворение одной потребности приводит к формированию новой. Потребности человека безграничны и всё время растут. Их рост постоянно развивает производство. Ведь только то необходимо производить, в чём нуждается человек. С другой стороны, развитие производства, технологические изменения в обществе не только расширяют круг желаний и предпочтений человека, но и изменяют структуру его потребностей.
Потребности могут возникать и изменяться как под влиянием внутренних побудительных мотивов, так и под внешним воздействием. Они становятся побудительным мотивом экономической деятельности.
Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами.
Экономические блага — это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.
Общественные блага — это те блага, которые требуются всем людям без исключения (например — уборка мусора на улицах, содержание общественного транспорта, охрана общественного порядка на улицах, охрана границ). Как правило, производство общественных благ берёт на себя государство, используя для этого средства налогоплательщиков.
Ключевыми понятиями производства также являются понятия «товар» и «услуга».
Товар — продукт труда, произведённый для продажи на рынке.
Услуга — результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определённых потребностей населения и общества.
Ресурсы (от фр. ressourse — вспомогательное средство) — это совокупность природных, социальных и интеллектуальных сил, которые могут быть использованы для создания мате-риальных благ и оказания услуг:
1) Природные — вещества и силы природы (земля, её недра, леса, вода, воздух и др.).
2) Материальные — все рукотворные (т. е. созданные человеком) средства производства (машины, станки, оборудование, здания и др.).
3) Трудовые — население в трудоспособном возрасте.
4) Финансовые — денежные средства, которые общество выделяет на организацию произ-водства.
По мере развития общественного производства значимость одних и тех же ресурсов меняется: в традиционном (аграрном) обществе преобладали природные и трудовые ресурсы, в индустриальном — материальные и финансовые, в постиндустриальном — информационные и интеллектуальные.
Ресурсы всегда ограничены. Это означает, что они не могут удовлетворить всех потребностей.
Поэтому необходим выбор наилучшего варианта использования ресурсов. Наилучшим будет тот вариант, который обеспечит максимальный результат при минимальных затратах.
В действительности все ресурсы используются в определённом сочетании, в соответствующих пропорциях. Часть ресурсов может оказаться невостребованной, на-пример, в период спада производства растёт безработица, не находят полного применения производственные мощности.
Эффективное использование ресурсов с целью удовлетворения реальных потребностей общества является условием успешного функционирования экономики.
Удовлетворение естественных потребностей
Деятельность, которая наступает после достижения цели (мы принесли продукты и приготовили пищу), представляет собой технику удовлетворения потребности, т. е. совокупность скоординированных действий, исполнение которых производит насыщение потребности, устраняет ее напряжение и вызывает ее успокоение. Потребность утолена, активность на время снижается, или на смену одной потребности приходят другие.
Подытожим основные стадии потребностного цикла. Обстоятельства или нужда способствуют возбуждению потребности, появляются образы, формируются мотивы, происходит выбор цели, осуществляется деятельность по ее достижению, и после этого потребность удовлетворяется.
Все потребности носят циклический характер ("напряжение и удовлетворение"), но в некоторых потребностях этот цикл выражен отчетливо и определяется временными условиями (сон — бодрствование, потребность в пище, потребность в активности), а у других цикличность сглажена. Например, потребность в общении не обнаруживает цикличности столь отчетливо, хотя в ней есть периоды напряжения, проявляющиеся в остром чувстве одиночества, и периоды отсутствия потребности в общении, тяги к уединению. Те и другие периоды в какой-то степени скоординированы во времени.
Завершением любого потребностного цикла является техника удовлетворения потребности. Она может быть в основе своей врожденной, но с социальной ее стороны техника удовлетворения является продуктом воспитания. Мы обучаемся есть, пить, общаться, выражать восхищение или печаль, стремиться к успеху, наслаждаться престижем или вниманием других. Смысл жизни и сопутствующее ему чувство в большей степени определяются нашей способностью быть удовлетворенными, чем какими-то другими факторами. Есть люди, которые в окружении людей страдают от одиночества, так как они не в состоянии включиться в общение и удовлетворить свою потребность в нем. И есть люди, которые при кажущемся одиночестве не одиноки, поскольку удовлетворены своим общением, например, с книгами, немногими друзьями или деловым общением.
Естественные потребности в обществе человека
Различные формы поведения людей обычно классифицируют исходя из потребностей, удовлетворению которых служит данный поведенческий акт или серия актов. Например, говорят о пищевом, исследовательском, половом, агрессивном и т. д. поведении. Потребности разделяют на три группы: витальные, социальные и идеальные. Рассмотрим каждую из них и узнаем, что лежит в основе практически любых потребностей и форм поведения людей.
Название этой группы потребностей произошло от латинского vitalis — жизненный. Среди них выделяют три подгруппы: самосохранения, самовоспроизводства и самоподдержания.
Потребности в самосохранении способствуют сохранению физической целостности организма: любой организм нуждается в поступлении питательных веществ и воды. При дисбалансе диеты возникают потребности в отдельных компонентах нормального питания («хочется мяса»). Кроме того, любой организм стремится избежать механических повреждений и следовательно всего, что может их причинить — будь то клыки хищника, град или движущийся автомобиль.
Потребность в самовоспроизведении часто называют половой. Это не совсем точно. В отношениях люди удовлетворяют сразу несколько потребностей. Поэтому половую потребность легко разложить на несколько витальных и социальных потребностей.
Потребности в самоподдержании организма связаны с сохранением его функциональной целостности и поддержанием работоспособности. И животные, и человек нуждаются в постоянном раздражении сенсорных систем — зрения, слуха и т. п. Для удовлетворения сенсорной потребности имеет значение не информационная нагрузка, а количество и разнообразие раздражений органов чувств.
Животное, которому во время опыта разрушают структуры мозга, где расположены сенсорные входы, впадает в состояние, неотличимое от глубокой потери сознания. У первых космонавтов возникали психические расстройства, вызванные отсутствием привычной сенсорной информации, обусловленной гравитацией. Известно, что однообразные кварталы новостроек повышают утомляемость, ухудшают настроение, вызывают тягостные ощущения в груди и животе и т. п. именно из-за своей монотонности. У человека, вынужденного постоянно находиться в такой среде, возникает дефицит сенсорного притока.
По сути, потребность в информации — это развитие потребности в сенсорном притоке. Люди, которые пришли посмотреть на носорога, удовлетворяют тем самым потребность в информации. Преподаватели, которые могут сравнивать, отмечают, что кадеты военных училищ значительно более любознательны и прилежны, чем ученики обычных школ, гимназий и лицеев. Вероятно, дело в том, что казарменный режим ограничивает и сенсорный, и информационный приток. Поэтому подростки, запертые значительную часть недели в стенах училища, жадно интересуются и такими предметами, которыми им не придется непосредственно заниматься в их будущей профессиональной деятельности, например биологией.
Обе потребности (в сенсорном притоке и в информации) биологически обоснованы тем, что постоянный сбор сведений об окружающей среде — жизненно необходимое условие выживания каждого человека и животного. Эта потребность лежит в основе их исследовательского поведения, а ее величина колеблется внутри каждого вида. И среди людей, и среди любых видов животных есть особи, которые быстро теряют интерес к предмету, если он не связан с едой, безопасностью и прочими насущными проблемами.
В то же время и среди кошек, например, и среди людей есть такие, которые могут подолгу заниматься вещами, не имеющими биологической значимости. Правильнее будет сказать, не имеющими актуальной биологической значимости. Неизвестно, как изменятся условия существования и какие свойства вещей окажутся важными для выживания. Поэтому определенная часть сообщества должна заниматься ерундовыми, с точки зрения большинства, исследованиями, про которые говорят, что они «не имеют практического значения».
Иногда выделяют потребность в двигательной активности. Действительно, все люди тяжело переносят неподвижность. Однако эта потребность состоит из информационной и сенсорной, так как в мышцах находятся рецепторы, посылающие в центральную нервную систему информацию о сокращении мышц и взаимном положении конечностей. Таким образом, во время утренней зарядки мы не только «разминаем» мышечную, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, но еще и активируем ЦНС потоком нервных импульсов от рецепторов, находящихся в мышцах и внутренних органах.
Жизненная необходимость в движении недавно была показана в экспериментах на мышах, имевших свободный доступ к алкоголю. Его потребление было нулевым. В домашние клетки были установлены «беличьи колеса», в которых мыши бегали по несколько часов в сутки. Потребление алкоголя оставалось нулевым. После того как колеса убрали, мыши, лишенные ежедневной порции движения, стали пить алкоголь. Его потребление служит показателем психического неблагополучия. Следовательно, ежедневное движение благоприятно сказывается на состоянии психики, а лишение возможности двигаться ухудшает самочувствие.
Потребность в эмоциях биологически определяется их ролью в организации поведения. Обычно она неочевидна, так как человек, который ведет активную социальную или хотя бы только трудовую жизнь (например, лесник), испытывает достаточно эмоций. Существование потребности в эмоциях становится явным, если социальные контакты человека ограничиваются вследствие выхода на пенсию, болезни и т. п. В быту основным источником эмоций для таких людей становится телевизор. Потребность в эмоциях удовлетворяется, в частности, при игровом поведении взрослых животных и людей.
Легко заметить, что три названные выше потребности самоподдержания тесно связаны друг с другом. Ограничение сенсорного и информационного притока ведет к эмоциональным расстройствам. Писатели XIX в. (например Николай Лесков и Анатоль Франс) неоднократно отмечали дурной нрав монахов и монахинь. То же самое можно наблюдать и сегодня в замкнутых коллективах (во время дальних экспедиций, в гарнизонах и закрытых учебных заведениях) или в дачных поселках, заполненных пенсионерами («Уймите вашу кошку, которая пугает нашу собаку»). В условиях сенсорного и информационного голода любое, даже незначительное, событие приобретает яркую эмоциональную окраску, неадекватную значению этого изменения в окружающей среде. Психологический дискомфорт в условиях информационного голода может легко переходить в психические расстройства.
Четвертая потребность самоподдержания — гедонистическая, или потребность в приятных ощущениях.
Козьма Прутков совершенно справедливо отметил: «Три дела, однажды начавши, трудно кончить:
а) вкушать хорошую пищу;
б) беседовать с возвратившимся из похода другом;
в) чесать, где чешется».
Беседа с другом удовлетворяет информационную потребность и социальные потребности. Еда — это не только удовлетворение потребности в энергии и строительном материале для организма, но и получение удовольствия в результате вкусовых ощущений. Особенно эффективно гедонистическая потребность удовлетворяется с помощью сладкого.
К этой группе относятся все потребности и формы поведения, связанные с общением с другими существами, чаще всего — с представителями своего вида. Общение может быть не прямым, а только воображаемым. Тем не менее практически все, что мы делаем, мы делаем, учитывая существование других людей. Каждый человек входит не в одну социальную группу и играет в них разные роли. Степень причастности к каждой из таких групп различна, поэтому основной социальной потребностью человека становится потребность в самоидентификации.
Социальной самоидентификацией человек спасается от страха одиночества — одной из экзистенциальных, т. е. присущих всем людям, проблем.
У каждого человека существует потребность ощущать себя членом какого-либо сообщества. Все поведение человека и внутренний мир его душевных переживаний строятся на основе идентификации себя с определенной группой: семьей, конкретным государством, народом, трудовым коллективом, болельщиком футбольной команды, группой в социальных сетях и т. д.
Иногда сообщества формируются по случайным, малозначимым признакам. Это может быть одинаковая фамилия, если она редкая или если ее носит некий выдающийся человек. Или общая болезнь или даже цвет волос. Важно, что объединение в сообщество улучшает психическое самочувствие людей. В рассказе Вадима Шефнера «Фиалка молчаливая» людей с переломами правой ноги помещали в одну палату, а с переломами левой — в другую. Так поступали для того, «чтобы у больных была общая тема для разговоров».
В разные моменты жизни различные группы становятся важнейшими для человека, т. е. его приоритеты меняются. Как правило, он идентифицирует себя с наиболее успешным на данный момент сообществом.
Часто социальная идентификация подчеркивается некими атрибутами. Понятие «честь мундира» было равнозначно понятию «честь полка». Особенности одежды были жестко регламентированы в сословном обществе. Многие вещи человек делает только потому, что «так принято» в том обществе, членом которого он себя считает. Вести себя определенным образом только потому, что «так принято», и является удовлетворением этой потребности.
Например, греки и римляне не носили штанов. Это не всегда удобно, к примеру больным приходилось обматывать тканью голени и бедра. Но использовать такую практичную вещь, как штаны, они считали невозможным, поскольку для них это было признаком варварства. В современном европейском обществе особенности поведения, в том числе и выбор костюма, тоже играют огромную роль для удовлетворения потребности в социальной самоидентификации.
Человек считает себя членом какого-то сообщества не потому, что большинство членов этой группы чем-то ему симпатичны. За неимением другой группы люди считают себя членами той, какая есть. Например, одно из существующих определений понятия «родственники» звучит так: это группа совершенно посторонних людей, которые периодически собираются выпить и закусить по поводу изменения их количества.
В самом деле, отвечая на вопрос: «Перечислите 20 человек, общение с которыми доставляет вам наибольшее удовольствие», испытуемые упоминают не больше двух родственников, причем это, как правило, члены семьи. Анализ описания испытуемыми отношения к родственникам показывает, что в большинстве случаев эти люди воспринимаются ими как чуждые им личности с другими интересами, другой системой ценностей, другим стилем жизни и другим чувством юмора. Тем не менее, общаясь с родственниками на свадьбах, поминках и юбилеях, человек испытывает душевный подъем в силу того, что при этом удовлетворяется его потребность в социальной самоидентификации.
Патриотизм чаще всего основан на самоидентификации людей как членов метафизических, т. е. не имеющих материальных объектов, могущих служить символом единения, сообществ. Классический пример влияния субъективных категорий на вполне материальное развитие событий — переименование улиц в блокадном Ленинграде. Действительно, боевые действия велись успешнее людьми, которые живут в городе, где есть Невский проспект, Садовая улица и Дворцовая площадь, чем жителями города с проспектом 25-го Октября, улицей 3-го июля и площадью Урицкого.
Чтобы удовлетворить потребность в социальной самоидентификации, человек должен определить, какая из социальных групп в данный момент для него наиболее важна. Поведение человека и внутренний мир его душевных переживаний строятся на основе самоидентификации как члена определенной группы: члена семьи, гражданина того или иного государства, представителя нации, члена трудового коллектива, болельщика футбольной команды и т. д. Обычной является смена самоидентификации. Человек бессознательно ассоциирует себя с наиболее успешным на данный момент сообществом (приятнее болеть за чемпиона, а не за вечного середнячка).
Кроме того, очень важно, насколько комфортно чувствует себя человек в данном сообществе. Однажды в Германии библиотекарша услышала, как возле копировальной машины я по-русски отсчитываю вполголоса страницы и заговорила со мной. Она уехала из Чехословакии (после оккупации) и среди прочего сказала удивившую меня вещь: «Мы вас (русских) так ненавидели, а сейчас нам так вас не хватает». Можно сделать вывод, что этой женщине так и не удалось интегрироваться в немецкое общество. Она идентифицирует себя как «жителя стран социалистического содружества».
Потребность в дружелюбных отношениях — одна из социальных потребностей. Непосредственные физические контакты (объятия, похлопывания, поглаживания и т. д.) присутствуют в отношениях близких людей. Аналогичное поведение мы можем наблюдать у многих животных — это так называемые скучивание и взаимная чистка.
Некоторые социальные потребности трансформируются в искусственные, что наиболее ярко проявляется в ценах на предметы искусства. Картина может висеть десятилетиями, пока какой-нибудь эксперт не обнаружит, что ее написал не никому не известный художник, а знаменитый. Цена полотна тут же увеличится в сотни раз. Ни художественная, ни историческая ценность предмета искусства не изменилась, но теперь люди готовы платить за него огромные деньги. В основе этого феномена лежит их потребность в тщеславии.
Регулярное удовлетворение социальных потребностей так же необходимо для здоровья человека, как и витальных. Но принципиальное отличие социальных потребностей от собственно витальных заключается в том, что для удовлетворения первых необходимо присутствие других людей — человеческого общества, социума.
Психические расстройства детей, лишенных по той или иной причине возможности удовлетворять социальные потребности, доказывают жизненную важность последних. Примером могут быть так называемые нефрустрированные дети, которых воспитывают, не отказывая им ни в какой просьбе и ничего не запрещая. Когда они вырастают, у них возникает целый ряд когнитивных и эмоциональных расстройств. Это объясняется тем, что в детстве они были лишены возможности удовлетворять естественную для ребенка потребность «следования за лидером».
Идеальные потребности есть только у человека. Они возникли сравнительно недавно. Например, к идеальным потребностям, которые отличают человека от животного, Аристотель отнес «стремление к познанию». Надо отличать его от потребности в информации, которая проявляется у животных в исследовательском поведении. Даже лабораторная крыса, живущая в одной и той же клетке несколько месяцев, периодически обходит все стенки, интенсивно шевеля вибриссами.
Человеку же свойственно пытаться постичь причину вещей, а не только закономерности окружающего мира. Например, домашняя кошка старается получить еду. Эмпирическим путем она быстро устанавливает, что для удовлетворения пищевой потребности надо ткнуться лбом в ногу живущего с ней человека. Но откуда берется рыба, а тем более вареная рыба — такими вопросами кошка не озабочена.
Поскольку потребность в познании обнаруживается далеко не у всех людей, то иногда к отличающим человека от животного потребностям относят потребность не в познании, а в самопознании: как сказал Хилон Лаконский, «познай самого себя».
В остальных потребностях, которые принято относить к идеальным, как правило, можно выделить компоненты, являющиеся другими потребностями. Например, потребность в религии определяется, в частности, потребностью в социальной самоидентификации, т. е. в принадлежности к определенному ограниченному сообществу людей, которое отличается от других человеческих сообществ рядом внешних признаков. Кроме того, в религиозных чувствах присутствует и реализация потребности подчинения лидеру, на котором лежит ответственность за все происходящее.
Атеисты же вынуждены признать, что все неприятности, которые с ними случаются, происходят по их собственной вине. По крайней мере, человек является соучастником подавляющего числа происшествий, приносящих ему огорчения. Не злые люди, не роковое стечение обстоятельств и, конечно же, не божий промысел повинны в бедах и несчастьях человека, а только он сам. Такой вывод принять непросто. Поэтому постоянно возникают и будут возникать самые разные системы мироощущений, выполняющие главную функцию религии — перенос ответственности человека за свою жизнь на внешние обстоятельства.
К идеальным иногда также относят потребности, не увеличивающие жизнеспособность самой особи или сообщества, к которому она принадлежит. В частности, идеальными считаются информационная и социальные потребности, если они доминируют над потребностями самосохранения.
Первое, что вспоминается — это пирамида Маслоу. В ее основании лежат потребности в еде и питье, а на самой вершине находится идеальная потребность, которую Абрахам Маслоу назвал потребностью в самореализации.
В первом приближении такая схема справедлива. Однако основное уточнение связано с многообразием человеческих личностей. У одних людей есть сильная потребность в накоплении витальных ресурсов (денег), у других — потребность лидировать, для чего надо деньги широко тратить. У третьих же преобладает потребность оставаться незамеченными.
Кроме того, отнюдь не всегда витальные потребности доминируют над социальными. Тургенев вспоминал, что однажды был приглашен на обед Белинским. Хозяин усадил гостя и завел беседу. Время шло, и наконец Тургенев спросил: «А что нынче к обеду?» На это Белинский воскликнул: «Не понимаю, как можно есть и пить, если не решен еще вопрос: есть ли Бог!».
Набор основных потребностей и их иерархия у каждого человека индивидуальны; они относятся к компонентам, характеризующим психологический тип личности.
Наконец, соотношение потребностей конкретного человека постоянно меняется. Удовлетворение актуальной потребности выдвигает на передний план другую — происходит смена доминирующих мотиваций.
Представление о соотношении потребностей у каждого человека свое, оно отражает мировоззрение конкретной личности. Например, отрицание социальных потребностей характерно для античной школы циников, самым известным представителей которой был Диоген, утверждавший: «Все, что естественно, то не безобразно». В современном понимании «цинизм» — это отрицание идеальных потребностей и альтруизма, который относится к социальным потребностям.
Естественные потребности ребенка
Как ранее отмечалось в учебнике, в основе любой человеческой деятельности, включая и социально-педагогическую, лежат потребности, которые являются источником активности человека, побуждающие его действовать определенным образом и в определенном направлении. Именно они составляют основу движения человека к конкретному результату своей жизнедеятельности. Наша задача заключается не только в описании сущности активности этого элемента деятельности, но в значительной мере в изложении процесса их формирования, развития и, в некоторых ситуациях, создания новых потребностей, обеспечивающих новое содержание деятельности. Ведь потребности выступают не пассивным элементом деятельности, а развиваясь в процессе деятельности, активно влияют на ее содержание.
Из психолого-педагогической литературы известно, что потребности личности – это составная часть направленности, следовательно, значимая качественная характеристика личности, формирование и развитие которой успешно осуществляется воспитательными средствами, формами и методами. Как направленность личности, так и ее составляющая потребность личности являются динамическим свойством личности.
Динамичность потребностей человека в большей мере зависит от внешних условий, нежели от типа нервной системы человека, от его биологической составляющей, которые для индивида остаются практически стабильными в течение всей его жизни и определяют исходные возможности развития его потребностей. Динамичность потребностей всецело определяется многообразием внешних факторов, создающих различные ситуации, а значит, и появление различных требований человека к окружающей действительности.
Под воздействием факторов внешней среды у человека, имеющего определенный банк естественных потребностей, появляется нужда в установлении равновесия относительно требований окружающей действительности к нему в виде культурных потребностей. Таким образом, у человека появляется своего рода ответная реакция на внешние раздражители, определяющая дальнейшее его поведение, отдельные действия и, наконец, осознанную деятельность. При неоднократном повторении этих реакций у человека развивается условный рефлекс на раздражители, в результате чего формируется устойчивое качество личности в виде потребности в чем-то или в ком-то. Потребность в чем-либо может быть охарактеризована как материальная потребность. Потребность в ком-либо означает социальный аспект нужды человека, рассматриваемой как социальная потребность. При благоприятных условиях развития сознания человека любая из этих потребностей может перерасти из уровня нужды в мотив – желание до уровня интереса, стремления, в цель деятельности или даже в его убеждение. Другими словами, превратиться в мотив – осознанную потребность. Рассматривая убеждение как высший мотив личности, как побудитель ее активности и одновременно как элемент мировоззрения, проявляющийся в социальном поведении, в социальных действиях, перед нами открываются пути формирования социальных потребностей личности. С этого места для многих впервые включающихся в освоение этой проблемы возникают вопросы: "Что такое социальная потребность?" и "Каким образом она соотносится с потребностью человека вообще?"
Если потребность человека означает нужду естественную (биологическую) или культурную (материальную и духовную) в чем-либо или в ком-либо, то социальная потребность – это разновидность духовной потребности, социальной нужды человека, его нужды в другом человеке, в общении и взаимодействии с ним.
Социальная потребность проявляется в желании установить контакт с другим человеком; во влечении к другому человеку, желании общаться с другим человеком; в стремлении понять другого человека; в оказании ему посильной помощи; в наличии идеала в лице другого человека; в желании работать в коллективе; в стремлении участвовать в совместной деятельности; в наличии интереса к жизни и деятельности других людей; в потребности сочувствия со стороны других людей; в потребности помощи от других людей; в желании быть членом коллективного труда; в стремлении улучшить результаты коллективного труда; в наличии цели в виде участия в создании социально-значимого продукта; в готовности прийти на помощь другим людям; в самопожертвовании ради других людей; в делании добрых дел в отношении других людей; в наличии веры в человека и его деяния; в убеждении первичности социального над индивидуальным; в желании подавить эгоистические черты своего характера; в стремлении развивать в себе альтруистские качества; в стремлении к развитию у себя социальной активности личности; в возможности обрести новые социальные ценности; в возможности самовыражения в социальной среде; в возможности самореализации в совместной деятельности; в стремлении добиться уважения, приобретения авторитета среди других людей и т.д.
Диапазон социальных потребностей может быть расширен за счет профессионально важных потребностей, таких как добросовестность участия в коллективном труде, наличие желания оказать бескорыстную помощь другому в труде, восхищение и радость за успехи другого, первостепенность решения коллективных задач относительно собственных, внимательное отношение к другим людям, к их проблемам и т.д.
Таким образом, становится ясным, что социальная потребность детерминирована социальными условиями, а, следовательно, может успешно развиваться под воздействием социальных факторов, непроизвольно или преднамеренно действующих на человека.
К числу наиболее значимых для развития социальной потребности личности средств (факторов) можно отнести: социальную деятельность, социальные отношения, социальные институты и социальность самого индивида (социальные ценности и социальные способности). Анализ имеющихся социальных факторов, их обобщение как отражение совокупности устремлений отдельных индивидов позволяют представить их в виде факторов социума. Другими словами, значимыми факторами развития социальных потребностей являются факторы социума, в свою очередь являющиеся элементами социума.
Учитывая тот факт, что потребности каждой отдельной личности носят сугубо индивидуальный характер, важно всю процедуру формирования социальных потребностей личности направить по индивидуальной траектории личностного развития учащегося.
Среди значимых выделим следующие этапы перехода потенциала социума в качественную характеристику личности:
• Первый этап – этап изучения интересов личности, или диагностический этап формирования социальных потребностей. На этом этапе внимание специалиста направлено на изучение собственного потенциала личности, уровня развития ее социальных потребностей. В диагностических процедурах его интересуют наличие исходных желаний личности, уровень развитости общих ее потребностей: естественных и культурных, материальных и духовных, а также частных: потребность к самореализации, физические потребности, интеллектуальные потребности, эмоциональные потребности, волевые потребности и т.д. Учитывая, что объектом исследования является личность с ее многообразием свойств и состояний, на этом этапе активно используются диагностические инструментарии исследования индивидуальных особенностей личности, мотивационно-потребностной сферы, потребностей. Начиная с этого этапа и в последующем важно помнить индивидуальность решения диагностических и развивающих задач, поэтому важной является разработка индивидуальной траектории личностного развития учащегося.
• Второй этап – этап активного включения личности в самопознание; этап развития сферы потребностей личности. Его основное отличие от раннего этапа заключается в активной роли учащегося в процессе формирования социальных потребностей личности. В деятельности специалиста преобладает организующее и просветительское начало, суть которого заключается в приобщении учащегося к процессу изучения собственных мотивационно-потребностных особенностей личности. Развитие активности в самопознании достигается включением учащегося в подготовку диагностических процедур, разработку инструментариев, проведением разъяснительных и просветительных мероприятий по сущности и содержанию диагностических инструментариев, порядку пользования ими, а также процессу диагностики личности и анализа полученных данных. В результате учащиеся приобретают навыки работы с диагностическими инструментариями и умения изучать собственный уровень развития личности, лучше узнают собственный потенциал, находят неиспользованные ресурсы и возможности, а также проблемные сферы собственного развития.
• Третий этап – этап стимулирования социальных потребностей личности включает в себя процесс реализации потенциала социума в разрешении проблем личности учащихся. Началу этого этапа предшествует работа по внедрению в деятельность учащихся "Листа личных достижений учащегося" (портфолио). Для стимулирования социальных потребностей учащегося проводятся тематические занятия по уяснению сущности социальных потребностей, их значимости в жизнедеятельности каждой личности, формах и методах их развития в процессе повседневной деятельности. В этих целях учащиеся включаются в социально-значимые виды деятельности: в редакционную коллегию школы; в различные акции, проводимые среди ветеранов, детей-инвалидов, мигрантов; в добровольческие мероприятия по оказанию помощи в сложных социальных ситуациях; в спортивные соревнования и олимпиады за честь своего учреждения и т.д. В ходе этих мероприятий у учащихся формируется мотивация участия в совместной деятельности, развивается тяга к коллективным действиям, развивается чувство дружбы и взаимоподдержки, закрепляются чувства терпимости и уверенности в других людях. Например, для стимулирования социальных потребностей учащихся активно использовался показ положительных результатов совместного труда, коллективных усилий, детальный разбор коллективного успеха выигрыша в спортивном соревновании или игре с показом активной роли каждого в достижении успеха. Закрепление позитивной мотивации на совместную деятельность достигалось использованием методов поощрения, показа лучших достижений, демонстрации успехов в средствах массовой информации и т.д.
• Четвертый этап – этап совершенствования социальных потребностей личности. Его можно обозначить как этап активного развития собственного потенциала личности на уровне ее социальных потребностей. Это этап повышения показателей социальной деятельности личности за счет отказа от традиционных приемов и совершенствования собственного опыта: умелого его анализа и применения средств, форм и методов реализации целей деятельности, наиболее эффективных в данных условиях и применительно к собственным возможностям. Например, изучение условий совершенствования социальных потребностей учащихся старших классов общеобразовательной школы выявило тот факт, что процесс формирования социальных потребностей особенно эффективно протекает при выполнении учащимися самостоятельных заданий, в ситуации доверия со стороны опытных специалистов выполнить по аналогии, но самостоятельно задание. При этом наблюдается следующая картина: вначале учащийся выполняет задание по аналогии с имеющимся образцом и по мере накопления опыта начинает совершенствоваться, незаметно уходить от образца и использовать собственные находки в виде новых форм, измененных методов, комплексирования средств и т.д., налицо признаки совершенствования социальных потребностей. При этом процесс совершенствования протекает значительно успешнее у тех учащихся, которые активно включаются в совместную деятельность со знанием уровня своих социальных ресурсов и обращают внимание на уровень реализации собственных возможностей по сравнению с другими участниками деятельности. Они обязательно начинают проявлять творчество, а значит, совершенствуют свой социальный потенциал.
• Пятый этап – этап оценки эффективности процесса формирования социальных потребностей личности. Его можно отнести к аналитической части процесса формирования социальных потребностей личности. Оценка эффективности любого процесса является неотъемлемой стороной деятельности специалиста в системном подходе к его организации. В данной ситуации возникает вопрос: "С помощью каких критериев и показателей осуществляется оценка эффективности процесса формирования социальных потребностей и каков ее порядок?"
Ответ на данный вопрос позволяет выявить основные признаки появления социальных потребностей личности и их разнообразных проявлений в повседневной деятельности. Этими признаками могут быть появление у учащегося явного интереса к жизнедеятельности других людей, коллективного характера деятельностных устремлений, непринужденного внимания к проблемам других людей, бескорыстного характера предлагаемых мер поддержки нуждающимся в сочувствии или в конкретной помощи, желания понять другого в самых сложных и нетерпимых ситуациях, постоянного самосовершенствования собственных социальных качеств и их объективной оценки и т.д.
Оценка эффективности процесса формирования социальных потребностей осуществляется на протяжении всего периода личностного восхождения на новый уровень своего социального развития. Тем не менее следует выделить такие формы оценки, как текущая оценка эффективности процесса формирования социальных потребностей личности и конечная (итоговая) оценка. Текущая осуществляется на основании оценки реальных признаков проявления социальных потребностей в ходе общения с учащимися. Итоговая оценка осуществляется на основе самооценки и экспертной оценки уровня сформированности социальных потребностей учащегося.
В этих интересах мы приводим инструментарий для оценки исходного и итогового уровня сформированности социальных потребностей учащегося.
Естественные физиологические потребности человека
Потребности — переживаемая человеком нужда в том, что необходимо для его нормального функционирования, для поддержания жизнедеятельности организма и развития личности.
Человек нуждается в определенных условиях существования. Вся деятельность людей направлена на то, чтобы удовлетворять их разнообразные потребности.
Потребности человека могут быть различными на разных этапах его жизни, однако часть из них остается неизменной: это базовые физиологические потребности, без удовлетворения которых невозможно биологическое существование человека. Структура социальных и культурных потребностей формируется и меняется на протяжении всей жизни индивида, превращая его в человеческую личность, субъекта духовной жизни. Эти потребности способствуют развитию подлинно человеческих качеств: разума, нравственности, стремления к истине, к созидательной деятельности на благо общества.
Человек способен ограничивать свои потребности, опираясь на заключения разума и ориентируясь на социальные нормы. Далеко не всегда его потребности могут быть удовлетворены в полной мере. Кроме того, их удовлетворение может противоречить нравственным нормам общества и ущемлять интересы других людей.
Потребности человека — основа для его интересов.
Интерес — это форма осознанной потребности, целенаправленное отношение человека к объекту, стремление действовать определенным образом, чтобы добиться желаемого.
Потребности человека также проявляются в мотивах его деятельности. Неудовлетворенные потребности обладают побудительной силой, они вызывают активность человека, формируют и направляют его устремления к определенной цели.
Во всем многообразии человеческих потребностей можно выделить две основные группы: первичные и вторичные потребности.
Первичные (врожденные) потребности человека относятся к области физиологии и необходимы для выживания и воспроизводства организма: это потребности в еде, воде, сне, убежище, отдыхе, безопасности и т. п.
Вторичные (приобретенные) потребности относятся к области психологии: потребности в общении, социальных связях, внимании со стороны других людей, самоуважении, творческой самореализации и т. п.
Вторичные потребности также называют приобретенными, потому что процесс духовного становления человека, формирования его личности связан с развитием его интереса и способностей к социальному взаимодействию и культурной деятельности. Таким образом, духовное взросление человека сопровождается возрастанием роли вторичных потребностей, удовлетворение которых превращает его в социальное существо и выделяет из мира живой природы.
В науке существует и более дробная классификация потребностей человека.
Первичные потребности подразделяются на:
1) биологические, или материальные органические потребности (пища, дыхание, жилище и т. п.),
2) экзистенциальные (связанные с чувством безопасности, уверенностью в будущем, гарантиями благополучного существования и обеспечения биологических потребностей).
Среди вторичных потребностей выделяют:
1) социальные потребности (связанные с чувством принадлежности к обществу),
2) престижные потребности (связанные с оценкой деятельности человека, уважением и самоуважением, общественным признанием его успехов в карьере и творчестве, достижением авторитета),
3) духовные, или идеальные, познавательные потребности (познание мира, самовыражение, самореализация, творческая деятельность личности, направленная на создание прекрасного).
Также можно разделить потребности человека на три основные группы: естественные (биологические), социальные и духовные (культурные) потребности.
Существование нескольких вариантов классификации потребностей обусловлено тем, что все потребности человека тесно связаны между собой и взаимно влияют друг друга. Биологические потребности у человека обретают социальную окраску, социальные потребности стимулируют духовную деятельность и т. д.
Американский психолог А. Маслоу создал иерархическую теорию потребностей. Все потребности человека он расположил в восходящем порядке, от низших к высшим. Для наглядности можно расположить эти категории потребностей в виде пирамиды. Главный принцип этой иерархии: потребности каждого следующего уровня становятся актуальными, когда удовлетворены потребности предыдущей ступени.
В основании пирамиды находятся физиологические потребности (голод, жажда), на следующем уровне — потребности самосохранения (безопасность, чувство защищенности), еще выше — социальные потребности (любовь, чувство духовной близости, принадлежности к группе), на следующем уровне — потребности в уважении (признание, авторитет, социальный статус), на вершине пирамиды — потребности в самоутверждении (творчество, самореализация).
Естественные потребности человека также называют врожденными, биологическими, физиологическими, материальными, органическими, природными, витальными (от латинского слова vitalis — «жизненный»).
По своей сути это потребности в условиях существования, необходимых для жизни, развития и воспроизводства организма. Неудовлетворение потребностей такого рода может привести к смерти.
В основе естественных потребностей лежат биологические инстинкты, присущие человеку как живому существу: пищевой инстинкт, инстинкты самосохранения и продолжения рода. К числу естественных потребностей относятся потребности в воздухе, воде, пище, жилище, одежде, сне, отдыхе, физических движениях, биологическом воспроизводстве людей, в возможности сохранить и защитить свою жизнь, обезопасить себя, свою семью и жилище.
Удовлетворению этих потребностей служит хозяйственная деятельность человека, создание материальных благ, благоустройство бытовой стороны жизни.
Социальные потребности определяются принадлежностью человека к обществу (без этого формирование личности невозможно).
К социальным потребностям относят потребности человека в трудовой деятельности, социальной активности, разнообразных контактах с другими людьми, признании его успехов и достижений. Удовлетворить эти потребности могут только явления общественной жизни.
Социальные потребности, в свою очередь, подразделяются на три категории:
1. Потребности для себя — это потребности в самоидентификации, самоутверждении в обществе, обретении власти, авторитета, признания.
2. Потребности для других выражаются в разных формах альтруизма: родительская любовь, дружеская преданность, защита близких, помощь слабым.
3. Потребности коллективного характера основаны на общих для человеческого коллектива нуждах: потребность в социальном мире, справедливости, свободе, безопасности, ограничении внешней агрессии.
Идеальные (или духовные, культурные) потребности человека — это внутренние побуждения человека к реализации своего творческого потенциала, к созданию и освоению культурных ценностей, этических и эстетических представлений и идеалов, к обретению разноплановых знаний о мире.
Основа идеальных потребностей человека — стремление к познанию окружающего мира и смысла своего существования. Эта категория потребностей стимулирует развитие науки, искусства, философии, религиозных учений.
В иерархии потребностей, составленной А. Маслоу, высшую ступень занимает самоактуализация человека — осуществление его творческих способностей, реализация талантов через созидательную духовную деятельность. Результаты самореализации нужны не только самому индивиду, который ее осуществляет, но и обществу. Профессиональное становление — один из результатов самореализации. Для общества самореализация индивидов означает развитие экономики, политических отношений, искусства, науки, спорта и т. д.
Движение как естественная потребность организма
Движение - естественная потребность организма человека. Избыток или недостаток движения - причина многих заболеваний. Оно формирует структуру и функции человеческого организма. В ходе длительного эволюционного развития человека сложилась очень тесная связь между его двигательными функциями и деятельностью внутренних органов. В период роста и развития человека движение стимулирует обмен веществ и энергии в организме, улучшает деятельность сердца и дыхания, а также функции некоторых других органов, играющих важную роль в приспособлении человека к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Большая подвижность детей и подростков оказывает благоприятное воздействие на их головной мозг, способствуя развитию умственной деятельности. Двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом - обязательное условие здорового образа жизни.
Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются связи, заложенные природой и закрепленные в процессе физического труда, что приводит к расстройству деятельности сердечно сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию заболеваний (атеросклероз и др.).
Гипокинезия (греч. hypo - понижение, уменьшение, недостаточность; kinesis - движение) - особое состояние организма, обусловленное недостаточностью двигательной активности. В ряде случаев это состояние приводит к гиподинамии. Гиподинамия (греч. hypo - понижение; dinamis - сила) – это изменения в организме вследствие длительной гипокинезии. Недостаток двигательной активности в нашей стране характерен для большинства городского населения и, особенно, для лиц, занятых умственной деятельностью.
Физическая культура – это составная часть общей культуры общества и личности. Основу составляет рациональное использование двигательной деятельности. Это культура физических упражнений, благодаря которым достигается высокий уровень развития физических, а также необходимая сумма знаний, позволяющая творчески подходить к процессу физического воспитания и совершенствования.
Физическая культура – это целый комплекс мероприятий, состоящий из следующих основных компонентов:
• ознакомление с теоретическими сведениями об основах функционирования организма человека;
• выполнение физических упражнений (оздоровительная тренировка);
• соблюдение здорового образа жизни.
При занятиях физической культурой можно использовать самые разнообразные физические упражнения. По структуре движений все упражнения, применяемые на занятиях физической культурой, могут быть разделены на циклические и ациклические. К ациклическим относятся такие упражнения, на протяжении выполнения которых меняется характер двигательной активности и структуры движений. Упражнениями такого типа являются все спортивные и подвижные игры, прыжки и метания, гимнастические и акробатические упражнения и т.д. Ациклические упражнения оказывают разнообразное влияние на организм человека: способствуют увеличению силы мышц и выносливости, гибкости, развивают быстроту и ловкость. Эти упражнения, при выполнении определенных правил, могут служить для расширения аэробных возможностей организма и применяться в целях профилактики ишемической болезни сердца, болезней нервной, дыхательной и других систем, нормализации обмена веществ.
Утренняя гигиеническая гимнастика. Особой формой проведения занятий являются проводимые в виде так называемой “зарядки” утренние физические упражнения. Они имеют значение, во-первых, для быстрого повышения работоспособности после сна; во-вторых, для укрепления здоровья и закаливания организма; в-третьих, для регулярной физической тренировки в целях развития сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма и основных физических качеств.
Ходьба. Ходьба является наиболее естественным и автоматизированным двигательным навыком. Различают медленную, ускоренную и быструю спортивную ходьбу. Медленная, выполняемая в прогулочном темпе, ходьба не обладает тренирующим и оздоровительным эффектами. Это объясняется тем, что частота сердечных сокращений при медленной ходьбе не превышает 100 ударов в минуту. Тренирующим и оздоровительным эффектами обладает ускоренная ходьба (6,5 км/ч). Такая ходьба широко применяется в занятиях по физической культуре. Во время ускоренной ходьбе может быть достигнута зона тренирующего режима (ЧСС 110 – 130 уд/ мин). При таких условиях за 1 час ходьбы расходуется 300 ккал энергии. Ежедневные занятия ходьбой в подобных режимах обеспечивают суммарный расход энергии до 2000 ккал за неделю, что обеспечивает необходимый (пороговый) тренирующий эффект у неподготовленных людей.
Бег. Бег является наиболее простым и доступным в техническом отношении средством оздоровительной тренировки. Общее влияние бега на организм связано с улучшением функционального состояния ЦНС, компенсацией недостающих энерготрат, благоприятным сдвигам в системах крови, дыхания, сердца и сосудов, в работающих мышцах, повышением иммунитета.
Занятия оздоровительным бегом способствуют снятию нервного напряжения, улучшению сна и самочувствия. Поэтому некоторые исследователи считают оздоровительный бег лучшим природным “транквилизатором”. Успокаивающий эффект оздоровительного бега объясняется выделением в кровь гормонов эндорфинов. В результате чего подавляется чувство тревожности, напряжения, боли, голода. Занятия оздоровительным бегом могут быть полезны не только для профилактики, но и для лечения некоторых заболеваний сердечно-сосудистой системы. В результате большого расхода энергии и активизации жирового обмена бег является незаменимым средством борьбы с избыточной массой тела. Помимо основных функциональных эффектов бега необходимо отметить также его положительное влияние на углеводный обмен, функции желудочно-кишечного тракта и опорно-двигательного аппарата. Оздоровительные занятия с использованием бега улучшают усвоение глюкозы работающими мышцами и повышают секрецию инсулина, что оказывает профилактическое и лечебное действие в отношении сахарного диабета. Кроме того, при глубоком дыхании во время бега происходит своеобразный массаж печени диафрагмой, что улучшает отток желчи и активизирует функцию желчных протоков. В результате вибрации внутренних органов, вызванной бегом, также улучшается моторная функция кишечника и продвижение пищи по кишечнику. Регулярная оздоровительная тренировка положительно влияет на все звенья опорно-двигательного аппарата, препятствуя развитию изменений, связанных с возрастом и гиподинамией.
Замедление старения связано с увеличением притока крови и лимфы к суставным хрящами и межпозвоночным дискам, что является лучшей профилактикой артроза и остеохондроза. Очень важен также эффект уплотнения костной ткани в результате уменьшения потерь кальция и лучшего его усвоения. Увеличиваются также толщина мышечных волокон и сила мышц, их эластичность, укрепляются сухожилия и связки.
Плавание. Значительный оздоровительный эффект могут оказать систематические занятия плаванием. В плавании также участвуют все мышечные группы, но вследствие горизонтального положения тела и относительной невесомости в водной среде облегчается венозный возврат крови к сердцу и нагрузка на систему кровообращения. Кроме того, плавание является жизненно необходимым навыком. Самостоятельно держаться на поверхности воды и перемещаться в нужном направлении важно для любого человека. Тот, кто не умеет плавать, не только находится в постоянной опасности при встрече с водой, ему малодоступно и целебное действие воды. Ведь плавание благотворно влияет на все основные функции организма, и особенно на функции дыхательного аппарата и сердечно-сосудистой системы. Гидравлическое давление и сопротивление воды способствует более легкому выдоху, и несколько затрудняют вдох. При плавании усиливается вентиляция легких, дыхание становится чаще и глубже, увеличивается экскурсия грудной клетки и подвижность диафрагмы. Периодически сжимая печень и другие внутренние органы, диафрагма усиливает брюшное кровообращение и продвижение крови к сердцу. Кроме того, при плавании тело человека находится во взвешенном состоянии, в положении близком к горизонтальному, что значительно облегчает движение крови по сосудам. Это облегчает работу сердца, обеспечивает эффективную доставку питательных веществ и кислорода клеткам организма, в том числе мозга и сердечной мышцы. Вода обладает большой теплоемкостью и теплопроводностью, что в сочетании с движением водных потоков вблизи тела пловца приводит к значительному повышению энерготрат организма. Это, кроме закаливающего эффекта, приводит к существенному повышению расхода "лишних килокалорий" и жироподобных соединений. Вода снижает чувствительность болевых рецепторов и оказывает массирующий эффект, что улучшает питание кожи, улучшает ее эластичность и цвет. Двигательная активность человека, физические упражнения, навыки гигиены и здорового образа жизни являются незаменимым средством профилактики заболеваний, укрепления здоровья и развития личности.
Естественные материальные потребности
Материальные потребности – желание потребителей приобрести и использовать материальные блага и услуги, удовлетворяющие их нуждам. Совокупность этих потребностей многообразна, она включает продукты питания, одежду, обувь, предметы культурно-бытового назначения и т.д.
Все материальные потребности можно разделить на предметы первой необходимости, предметы длительного пользования и предметы роскоши. Однако такое деление неустойчиво: то, что несколько лет назад считалось предметом роскоши, сейчас может стать предметом первой необходимости или же наоборот. Кроме того, в силу разного достатка то, что для одного человека – предмет роскоши, для другого – предмет первой необходимости. В процессе удовлетворения потребностей формируются новые потребности, их становится все больше, изменяется их структура. Такая историческая закономерность получила название «закон возвышения потребностей». Поскольку происходит постоянный и качественный рост мат. потребностей, можно сказать, что человеческие потребности безграничны.
Экономические ресурсы – это все, что необходимо для процесса производства – труд, земля и капитал.
Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных благ, совокупность физических и умственных способностей человека. Земля как фактор производства подразумевает имеющиеся в обществе пахотные земли, водные ресурсы, месторождения полезных ископаемых. Капитал – инвестированная стоимость. Следует отличать деньги от капитала: деньги без движения не приносят дохода, капитал же – это денежные средства, вложенные в кредитно-финансовые институты, в ценные бумаги или же в средства производства с целью получения дохода.
В условиях рыночной экономики большая часть факторов производства принадлежит домохозяйствам. Взамен на предоставление факторов производства в сферу бизнеса домашние хозяйства получают пофакторные доходы: за труд – заработную плату, за землю – ренту, за предоставление капитала – процент или прибыль.
В отличие от мат. потребностей экономические ресурсы редки или имеются в ограниченном количестве. Труд ограничен количеством экономически активного населения, денежные средства в качестве капитала можно один раз вложить в банк и приобрести на них ценные бумаги, земля имеет свои границы. В природе находится определенное количество ресурсов, которые можно использовать в хозяйственной деятельности. Время, требующееся для их переработки, ограничено. Вследствие редкости производственных ресурсов и предела, который ставит их редкость перед производственной деятельностью, объем производства ограничен.
Ограниченность экономических ресурсов имеет относительный характер – они ограничены относительно постоянно растущих материальных потребностей.
Характеристика естественных потребностей
Потребность – переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития его личности.
Существуют различные классификации потребностей человека. На самом деле их можно объединить в три группы:
• биологические (естественные, врожденные, физиологические, органические, природные)– потребности, которые связаны с биологической (физиологической) природой человека, т.е. со всем, что необходимо для существования, развития и воспроизводства.
• социальные – потребности, которые связаны с общественной (социальной) природой человека, т.е. определяются принадлежностью человека к обществу.
• духовные (идеальные, познавательные, культурные) – потребности, которые связаны с познанием окружающего мира, самого себя и смысла своего существования, т.е. во всем том, что необходимо для духовного развития.
Особенности человеческих потребностей:
1. все потребности человека взаимосвязаны.
Например, утоляя голод, человек заботится об эстетике стола, разнообразии блюд, чистоте и красоте посуды, приятном обществе и т.д. Удовлетворение биологических нужд приобретает в человеке множество социальных граней: имеют значение и кулинарные тонкости, и обстановка, и сервировка стола, и качество посуды, и оформление блюда, и приятное общество, разделяющее его трапезу;
2. не все потребности человека могут быть удовлетворены;
3. потребности не должны противоречить нравственным нормам общества. Подлинные (разумные) потребности – потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др. Мнимые (неразумные, ложные) потребности – потребности, удовлетворение которых ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу;
4. неиссякаемость, нескончаемость, бесконечное множество потребностей:
• описывая человеческие потребности, американский психолог А.Маслоу охарактеризовал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения.
• российский психолог и философ С.Л.Рубинштейн говорил о «ненасыщаемости» потребностей человека.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
Приходит отец домой, а его ребенок плачет. Отец спрашивает ребенка: - Почему ты плачешь? Отвечает ему ребенок: - Почему ты мне папа, а я не сын тебе? Кто же это плакал?
Одной из проблем маленьких деревень в давние времена был высокий процент детей рождающихся с генетическими отклонениями. Причина этого крылась в том, что муж и жена из-за того, что людей в деревнях мало, часто могли приходиться друг другу родственниками.
Вопрос: Какое изобретение конца 19 века резко снизило процент детей рождающихся с генетическими отклонениями в сельской местности?