Состоялось очередное заседание Правительства Российской Федерации, первым основным вопросом повестки дня которого стал вопрос «О состоянии конкуренции в Российской Федерации». Доклад по данной теме представил руководитель Федеральной антимонопольной службы И.Ю. Артемьев.
В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ФАС России ежегодно представляет в Правительство Российской Федерации доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации и размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Руководитель ФАС России выступил с инициативой по разработке национального плана развития конкуренции на 2017–2018 годы. Данная инициатива была одобрена председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым. Доработанный план будет в ближайшее время представлен президенту РФ В.В. Путину.
ФАС России должна представить в установленном порядке в Правительство РФ проекты национального плана развития конкуренции и соответствующего правового акта.
Одновременно с этим председатель Правительства РФ поручил 10 Министерствам РФ по согласованию с Минэкономразвития России и ФАС России утвердить планы развития конкуренции ("дорожные карты") в соответствующих отраслях на 2017–2018 годы.
Это очень большой и серьёзный документ. Если сказать просто, то мы должны для развития конкуренции уменьшать госсектор в экономике. Мы должны вернуться к тому, чтобы частные банки могли нормально работать, чтобы частная инициатива поощрялась, развивалась поддержка малого бизнеса, чтобы приватизация прошла нормально, чтобы инвестиционный климат был соответствующий, а для этого надо снять бюрократические, криминальные, чиновничьи барьеры. План уже есть в первом варианте.
Мы обсуждали его с Министерством экономики, мы учитываем их критику и Администрации Президента. Мы уже два месяца над этой темой работаем, потому что Президент нашей страны согласился с проработкой этого вопроса. А сегодня Дмитрий Анатольевич принял решение, публичное и для нас исключительно важное, о поддержке этой идеи. Появление такого национального плана ознаменует вхождение российской экономики в более зрелый период с точки зрения рыночных реформ.
Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев предложил президенту России Владимиру Путину одобрить Национальный план развития конкуренции на 2017-2019 годы и обязать правительство реализовать его. Это следует из проекта президентского указа, подготовленного антимонопольной службой.
По плану ФАС, кабмин должен определить ключевые показатели развития конкуренции, представить предложения по снижению административных барьеров.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Министерства и ведомства обяжут подготовить дорожные карты развития конкуренции в отраслях.
Кроме того, как пишет газета, правительство должно до 1 июля 2017 года утвердить стандарт оценки эффективности проектов импортозамещения и их влияния на конкуренцию.
ФАС разослала проект указа в Генпрокуратуру, Минэкономразвития, МИД, Торгово-промышленную и Общественную палаты. Предполагается, что все они будут участвовать в исполнении указа. Так, например, Генеральная прокуратура должна координировать сотрудничество антимонопольной службы с силовыми ведомствами.
Документ также предусматривает проверку всех законопроектов на предмет ограничения конкуренции. В пояснительной записке отмечается, что фактически дорожная карта по развитию конкуренции закрыта в 2015 году. В ведомстве считают, что теперь необходим единый документ для органов власти всех уровней.
ФЗ о конкуренции 2017 года
Федеральный закон «О защите конкуренции» (135-ФЗ) регулирует организационные и правовые основы защиты конкуренции, куда также относится предупреждения и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также недопущение, ограничение и устранение конкуренции среди органов государственной власти. Целью данного закона также является обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий эффективного функционирования товарных рынков.
ФЗ «О защите конкуренции» (135-ФЗ) распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, сюда же относится предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Правила ФЗ «О защите конкуренции» применяются к достигнутым за пределами территории РФ соглашениям между российскими и/или иностранными лицами. Также положения закона применяются к совершаемым ими действиям, если такие соглашения или действия оказывают влияние на состояние конкуренции в РФ.
Настоящий ФЗ не распространяется на отношения, которые урегулированные едиными правилами конкуренции на трансграничных рынках, контроль соблюдения которых относится к компетенции Евразийской экономической комиссии в соответствии с международным договором РФ. Критерии отнесения рынка к трансграничному устанавливаются в соответствии с международным договором РФ.
Последние изменения в ФЗ "О защите конкуренции":
• Изменения 135-ФЗ, вступившие в силу с 1 января 2016.
• Изменения 135-ФЗ, вступившие в силу с 5 января 2016.
• Изменения 135-ФЗ, вступившие в силу с 10 января 2016.
Конкуренция в РФ в 2017 году
Интерпретация результатов расчета индекса герфиндаля-гиршмана:
• значение индекса Герфиндаля меньше 400 - на рынке (в отрасли) преобладает совершенная конкуренция (очень много конкурирующих друг с другом компаний).
• значение индекса в диапазоне от 400 до 1000 говорит о монополистической конкуренции (10–20 предприятий).
• значение индекса в диапазоне от 1000 до 3000 — на рынке (в отрасли) преобладает олигополистическая конкуренция (5–7 компаний).
• значение индекса более 3000 — на рынке царит монополия или монопольная конкуренция (1-2 организации).
Совершенная конкуренция
Из рассмотренных в конкурентном бенчмаркинге отраслей нельзя выделить отрасли с совершенной конкуренцией. Ближе всех к этому состоянию конкуренции находится отрасль промышленного и гражданского строительства. Тем не менее, результаты маркетинговых исследований компании Simple Analytics подтверждают, что в России есть достаточно много промышленных рынков с совершенной конкуренцией.
Монополистическая конкуренция
Отраслей с монополистической конкуренцией (не путать с монопольной конкуренцией) относительно не много. В состоянии монополистической конкуренции находятся отрасли машиностроения, химии и нефтехимии, проектирования (инжиниринга), промышленно-инфраструктурного и гражданского строительства.
Отраслей с олигополистической конкуренций в РФ больше всего. Результаты конкурентного анализа показывают, что в состоянии олигопольной конкуренции сегодня находятся отрасли черной и цветной металлургии, отрасль информационных технологий, отрасль нефтегазового сервиса, страхование, агропромышленный комплекс, отрасль электроэнергетики, банковский сектор, транспортная отрасль, отрасль телекоммуникаций и связи, отрасль нефте- и газодобычи, а также отрасль жилищно-коммунального хозяйства. В этих отраслях не более одного десятка ключевых компаний, имеющих ресурс для инвестирования в развитие бизнеса. Прочие компании либо неплатежеспособны, либо их инвестиционные программы, как и рыночная доля незначительны.
Монопольная конкуренция
Из рассмотренных в конкурентном бенчмаркинге отраслей также нельзя выделить отрасли с монопольной конкуренцией. Ближе всех к этому состоянию конкуренции находится отрасль цветной металлургии. Результаты маркетинговых исследований компании Simple Analytics показывают, что в РФ не много промышленных рынков с монопольной конкуренцией.
Отрасли со структурными изменениями в уровне конкуренции
Явные структурные изменения в уровне конкуренции предприятий за последние 5 лет произошли в отрасли машиностроения, проектирования (инжиниринга), нефтегазового сервиса, промышленно-инфраструктурного строительства и в АПК.
Отрасль машиностроения довольно долго оставалась в состоянии совершенной конкуренции. Но экономический кризис 2013 г. заставил многие компании скорректировать свою стратегию развития. Это привело к снижению числа активных компаний на рынке. Одни отказались от стратегии роста и заняли выжидательную позицию, другие вовсе ушли с рынка.
Отрасли проектирования, строительства и нефтегазового сервиса объединяет факт значительного повышения уровня конкуренции среди предприятий отрасли. Во многом это объясняется отсутствием инвестиций со стороны традиционных заказчиков и снижением объемов государственного заказа. В отличии от отрасли машиностроения, проектные организации, строительные и сервисные компании отказались от стратегии выжидания и сконцентрировались на стратегии географической диверсификации и расширению линейки указываемых услуг. Стратегия выхода на новые для себя рынки подтолкнула эти компании к необходимости снижению цен на свои работы. Снижение спроса на услуги проектных организаций, сервисных и строительных компаний с одной стороны, и их позиция минимизации цен с другой стороны, во многом обострили уровень конкуренции в этих отраслях.
Отрасль АПК стала привлекательной для инвестиций и развития после ответных мер Правительства РФ на введенные ЕС и США санкции в отношении России. Это и вызвало увеличение конкуренции в отрасли.
Особо следует выделить ситуацию с уровнем концентрации конкуренции в банковском секторе. Как видно из графика уровень конкуренции остается практически неизменным. Хотя в период 2014-2017 гг. ЦБ РФ отозвал лицензии более чем у 200 банков. Это много, тем более что количество банков в РФ не превышает 1000. Вывод напрашивается сам: прекратившие деятельность банковские учреждения не занимались банковской деятельностью.
Прогноз уровня конкуренции на 2017 год
Из 16 рассмотренных отраслей в 2017 г. только отрасль машиностроения продолжит тренд на консолидацию предприятий отрасли. Отрасль промышленно-инфраструктурного и гражданского строительства, а также отрасль жилищно-коммунального хозяйства будут двигаться в сторону увеличения конкуренции между предприятиями отрасли. Уровень концентрации конкуренции в других отраслях не будет значительно отличаться от уровня конкуренции 2016 г.
Стратегические выводы
Результаты маркетингового исследования могут служить обоснованием выбора стратегии развития предприятия, выбора стратегии диверсификации основной деятельности или быть востребованными при оценке альтернатив вложения инвестиций.
Для отраслей с олигополистической конкуренцией следует помнить, что недостаток конкуренции на внутреннем рынке России вполне компенсирует конкуренция на мировом рынке.
Недобросовестная конкуренция в 2017 году
14 апреля 2017 года Департамент защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии, возглавляемый Ильичевым В.Е., принял решение о начале повторного антидемпингового расследования в целях установления обхода действующей антидемпинговой меры в отношении холоднодеформированных бесшовных труб из нержавеющей стали, происходящих из Китайской народной республики и ввозимых на таможенную территорию стран ЕАЭС.
Если отбросить рыдания типа «Лёлик, все пропало!», то ключевым моментом очередного «наезда» на китайские трубы стало заявление об их ввозе как малайзийских. По данным инициаторов расследования (ТМК-ИНОКС, ПНТЗ, ЧТПЗ), производство бесшовных холоднодеформированных труб из нержавеющей стали в Малайзии отсутствует. Скорее всего, это соответствует действительности, но тогда это проблема нарушения участниками ВЭД таможенного законодательства. Такие проблемы решаются не введением дополнительных ограничений на уровне ЕАЭС, а расследованием со стороны ФТС и «силовиков» в отношении конкретных юридических лиц. Не за горами срок окончания действия антидемпинговой пошлины на ввоз на территорию стран ЕАЭС китайских холоднодеформированных труб (май 2018 года). Отмена этой меры станет очень большой проблемой для российских производителей, и нужно успеть придумать, как ее продлить и лучше навсегда. Именно этой цели, а не «разрухе» из-за 223 тонн труб, ввезенных из Малайзии в 2016 году, и посвящено это расследование. Желание российских производителей понятно. Что они только не делали, чтобы сохранить свое монопольное положение. Остановимся на этом подробнее. С сентября 2009 года под их давлением на импорт начались гонения. Сначала была установлена специальная пошлина в размере 28%. В декабре 2010 года специальная пошлина была пересмотрена в сторону снижения до 9,9%, но был установлен ее минимальный размер – 1500 долл./тн. В реальности это привело к росту таможенных издержек и, начиная с 2011 года, импорт резко пошел вниз. В августе 2012 года пошлины были заменены на квоты. Квотирование продлилось до ноября 2014 года. Дополнительно в мае 2013 года сроком на пять лет была введена антидемпинговая пошлина в размере 19,15% на импорт китайских холоднодеформированных труб. И завершились гонения введением в январе 2016 года антидемпинговой пошлины на импорт украинских холоднодеформированных труб в размере 4,32%, которая будет действовать до 2021 года.
К чему это привело? Импорт (ТН ВЭД 730441).По итогам 2010 года объем российского импорта холоднодеформированных труб из нержавеющей стали составил 14097 тонн. В том числе объем импорта китайских труб – 11206 тонн или 79,5% от общего объема. Поставки украинских труб составили 2409 тонн или 17,1%. Конечно, никакой Малайзии и в помине не было.
По итогам 2016 года объем импорта составил 3324 тонны, в т.ч. КНР – 1038 тонн (31,2%), Украина – 1065 тонн (32,0%) и Малайзия – 223 тонны (6,7%). Для справки: По данным таможенной статистики, все страны ЕАЭС ввезли в 2016 году всего 4778 тонн труб данной группы. (Доля РФ – 69,6%).
Экспорт (ТН ВЭД 730441). Объем экспорта из России снизился с 510 тонн в 2010 году до 339 тонн в 2016 году. При этом экспорт труб, произведенных непосредственно в России, составил 384 тонны и 332 тонны соответственно.
Напомним, что объем экспорта является «лакмусовой бумажкой» оценки конкурентоспособности продукции, особенно, когда производитель декларирует ее полное соответствие иностранной продукции и иностранным стандартам.
Производство. Российское производство холоднодеформированных бесшовных труб из нержавеющей стали в период с 2010 года по 2016 год увеличилось на 62,2% с 5761 тонны до 9345 тонн (ПНТЗ, ЧТПЗ и ТМК-ИНОКС/СинТЗ).
Потребление. Таким образом, видимое потребление данного вида продукции в России по прошествии шести лет снизилось на 36,3% с 19348 тонн в 2010 году до 12330 тонн в 2016 году.
Но так ли это? И куда пропало более трети объема? На фоне общего прироста потребления нержавеющей стали в России, который за указанный выше период составил почти 30%, а общий объем вырос до 414248 тонн, данные по холоднодеформированным трубам выглядят, мягко говоря, странно. Еще более странно выглядят многочисленные предложения на внутреннем рынке о поставке бесшовных труб китайского производства при отсутствии их фактического ввоза. За эти годы объем предложения нисколько не снизился, а напротив – увеличился. Пора бы уже начать все называть своими именами, а то термины «серый импорт» и «оптимизация таможенных платежей» стали синонимами успешной деятельности многих компаний.
Контрабанда. При этом слове у большинства людей всплывают картинки с караванами верблюдов, перевозящих через границу наркотики, оружие и золото... Отчасти это осталось так, но сам термин «контрабанда» имеет более широкое значение.
«Контрабанда наносит прямой ущерб экономике в двух аспектах:- прямые потери бюджета от недополучения таможенных платежей, налогов и сборов, - подрывает равенство возможностей всех участников рыночной конкуренции. Помимо этого, устойчивая контрабанда способствует созданию преступных сообществ, в орбиту деятельности которых вовлекаются работники таможни, полиции, налоговой службы, местных органов законодательной и исполнительной власти. И тогда борьба с контрабандой многократно осложняется». Догадайтесь, кто сказал?
Контрабанда – это перемещение через таможенную границу государства товаров или иных предметов, оговоренных законодательством той или иной страны, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.
Поставки малайзийских труб полностью соответствуют данному описанию. Нельзя же несколько лет подряд «ошибаться» со страной происхождения при оформлении ввоза продукции. Но здесь нет особых проблем. Наличие ГТД дает возможность оперативно расследовать нарушение таможенного законодательства и принять все необходимые меры к его устранению.
Но есть и более серьезная проблема, а именно: ввоз китайских труб с использованием так называемого метода перекодировки, когда товару присваивается код ТН ВЭД из другой группы. Организовать такой поток без участия работников таможни просто невозможно. И тут российское законодательство начинает буксовать. ФТС нужно расследовать нарушения, в которых принимают участие ее сотрудники. Надежда на повышение уровня контроля за деятельностью таможни со стороны Минфина и ФНС пока себя не оправдывает.
По оценке Ассоциации «Спецсталь», поток труб из нержавеющей стали в Россию в обход таможенного законодательства за период с 2010 года по 2016 год вырос в 10 раз и превысил объем 7,0 тыс. тонн в год.
Антидемпинговые пошлины и высокие издержки надлежащего таможенного оформления товаров делают контрабанду хотя и рискованной, но все же высоко прибыльной операцией. А чем выше прибыль, тем большее количество желающих готово пойти на риск ради значительных денежных сумм.
Однако дать негативную оценку одним только горе-импортерам, которые погнались за длинным рублем, не будет правильно.
А какую цель преследовали и продолжают преследовать отечественные производители? Судя по объему экспорта, цель одна: монополизировать внутренний рынок путем введения ограничений на ввоз иностранной продукции. Что мы, собственно, и наблюдает последние годы, и понятно почему.
Если из-за низкой конкурентоспособности (не путайте с качеством) твоя продукция не пользуется спросом на внешнем рынке, остается только одно: «закрыть», как можешь, внутренний. Теперь это не только рынок России, но и всех стран ЕАЭС.
Побочным результатом введения любых ограничений становится рост контрабанды, которая все равно не позволяет достигнуть поставленных целей. Круг замыкается. Может быть, лучше сконцентрироваться на повышении конкурентоспособности производимой продукции? Правда, такое решение повлечет более высокие затраты по сравнению с инициированием расследования и получением желаемого решения.
Очень интересно, как будет развиваться ситуация с повторным расследованием? В описательную часть уже налили столько «мутной воды», что, например, китайцам будет очень трудно понять, причем здесь они, если сторонами контрактов являются российские и малайзийские компании. Также будет интересно:- пройдут ли публичные слушания, и кто примет в них участие?- почему департамент не провел предварительные консультации с участниками рынка – трейдерами, потребителями, экспертами…?- какое место в расследовании будут занимать потребители труб из стран ЕАЭС, и кто будет отстаивать их интересы?- какой вывод будет сделан, и продлят ли срок действия антидемпинговой пошлины в отношении китайских труб?
Ассоциация «Спецсталь» не планирует принимать участие в данном расследовании. Почему? Судя по форме его инициирования, бывшие чиновники Минпромторга/МЭРТ, перекочевавшие в структуры ЕАЭС, четко знают свое дело. Предвзятость их решений хорошо известна российским участникам рынка нержавеющей стали, начиная с плоского проката и заканчивая трубами.
В этот раз Ассоциация сконцентрируется на анализе ущерба экономике России от принятия необоснованных решений по ограничению ввоза различных видов продукции из нержавеющей стали. А что считать – поверьте, есть.
В 2016 году китайские компании увеличили поставку на внешний рынок бесшовных труб из нержавеющей стали на 5,0% до 186,0 тыс.тн. Основными покупателя являлись страны Юго-Восточной Азии, на долю которых пришлось 59,0% от общего объема. Ведущими из них являлись: Индия – 25,6% (47,62 тыс.тн), Таиланд – 10,4% (19,27 тыс.тн) и Республика Корея – 7,7% (14,29 тыс.тн). На долю Малайзии пришлось всего 2,6% (4,86 тыс.тн).
Банковская конкуренция в 2017 году
За последние три года российская банковская система стала на 10% ближе к полной монополии.
Национальное рейтинговое агентство подсчитало уровень концентрации и конкуренции в банковском секторе России. Госбанки занимают 60,6% по активам, иностранные банки – 7,7%. Весь банковский сектор является среднеконцентрированным, а сектора госбанков и системно-значимых банков – высококонцентрированными, с низкой конкуренцией. В среднем по рынку конкуренция за последние 3 года упала на 10%, особенно резко – вдвое – она упала в среде частных банков отчасти из-за отзыва лицензий ЦБР и «исхода» иностранных банков из страны. Только в одном секторе – системно-значимых банков конкуренция увеличилась.
НРА рассчитало очередной рэнкинг российских банков на 1 мая 2016 года и провело анализ конкуренции на банковском рынке и изменения концентрации рынка за последние три года. До этого НРА проводило такой анализ в феврале 2013 года.
C начала 2012 го по начало 2013 го банковский рынок России перешел из категории рынков с высокой конкуренцией и низкой концентрацией (АdjHHI=10,8) в категорию рынков с умеренной концентрацией и невысокой конкуренцией (АdjHHI=9,82). При этом госбанки занимали на тот момент более половины рынка. За прошедшие три года указанные тенденции получили продолжение. На 1 мая 2016 года индекс концентрации банковского рынка составил 8,69, то есть банковский рынок стал еще на 10% ближе к полной монополии.
Основные результаты расчетов НРА по уровню конкуренции на банковском рынке представлены в таблице «Оценка концентрации банковского рынка РФ и изменений в уровне конкуренции...» Ниже представлены выводы, которые следуют из результатов расчета.
Несмотря на небольшое кажущееся изменение рыночной доли по основным кластерам, налицо отчетливая тенденция по увеличению концентрации. Эта тенденция, в частности, проявляется в темпах прироста активов по основным кластерам: активы госбанков растут быстрее активов частных организаций (64% против 49%); банки с российским капиталом втрое опережают по темпам роста своих конкурентов – организации с зарубежным капиталом (прирост за 3 года – 62% против 23%); системно значимые банки в течение 3 лет росли вдвое быстрее всех остальных (72% против 36%).
Рыночная доля государственных банков выросла до 60,6%, то есть всего на 2,2%. Системно значимые банки отвоевали себе у остальных около 5% рынка, объем которого оценивается в 78 трлн руб. (активы-нетто по всем банкам рэнкинга).
За прошедшие три года с рынка ушло 239 банков. Основная причина – отзыв лицензии из-за незаконной банковской деятельности или проблемы с достаточностью капитала. Также несколько банков были присоединены к другим организациям, в этом плане основная доля M&A активности пришлась на банк ФК «Открытие», присоединивший 5 банков и в настоящее время завершающий присоединение ханты-мансийского банка «Открытие».
Активы банков, которые покинули рынок, на 1 мая 2016 го составляли 2,5 трлн. руб., или более 5% рынка на тот момент.
Таким образом, даже крах довольно крупных организаций – Внешпромбанка, Пробизнесбанка, Мастер-банка, НОТА-банка, банка «Интеркоммерц», «Российского кредита» – не привел к заметным изменениям в рэнкинге или уровне конкуренции.
Если оценивать уровень конкуренции внутри групп (то есть только между государственными банками в рамках их доли рынка или только между банками с иностранным капиталом), то можно сделать довольно любопытные выводы.
Например, согласно расчетам, конкуренция между госбанками не снизилась, и она по-прежнему указывает на олигополистическую структуру рынка услуг госбанков (АdjHHI=3,33).
В то же время, если посмотреть на частные банки, уровень конкуренции между ними снизился за 3 года вдвое (это в том числе вызвано уходом с рынка 250 игроков). То есть если не смотреть на госсектор, то концентрация банковского рынка за три года увеличилась вдвое.
При этом если анализировать конкуренцию внутри группы лидеров, то есть системно значимые банки, то она даже выросла и обострилась (рост AdjHHI с 3,77 до 4,03).
На рынке же банков с иностранным капиталом был пройден значимый рубеж на уровне 10, то есть рынок перешел из состояния высококонкурентного в состояние умеренно концентрированного.
Иностранные банки в основном сокращали свое присутствие на российском рынке. Новые «дочки» иностранных акционеров можно пересчитать по пальцам: Икано банк, Оней Банк и Чайна Констракшн банк. Их активы на 1 мая 2016 г. составили 18 млрд. руб., или около 0,02% от всего рынка.
Ушло с рынка также достаточно немного иностранных банков: «GE Money» и Хелленик банк в 2014 м были проданы российским инвесторам, в 2015-м россияне также выкупили Юниаструм, DbNor, СКИП и И.Д.Е.Я банк; Сведбанк прекратил операции, а казахстанский Старбанк утратил лицензию, но ни один из этих банков не занимал столь уж значимой части российского рынка.
Санкции и проблемы в экономике, очевидно, осложняют работу иностранных банков в России, однако их присутствие, в том числе в системно значимых (Райффайзен, Юникредит, Росбанк), на рынке сохраняется.
Что касается перераспределения долей в кредитовании в первую очередь корпоративного сегмента, то в нем часть доли, ранее достававшейся иностранцам, перешло к крупнейшим отечественным банкам.
Прогноз по развитию ситуации на рынке предполагает, что до завершения чистки банковского сектора конкуренция и число игроков на нем продолжат сокращаться, хотя столь крупных и масштабных потерь мы не ждем и влияние действий ЦБ на рынок до конца 2017 го, когда регулятор планировал завершить расчистку сегмента, будет ограниченным.
Если западные санкции сохранятся, крупнейшие российские банки, вероятно, продолжат усиливать свои позиции в корпоративном кредитовании, при этом регулятором объявлен курс на «девалютизацию» банковских балансов, то есть доля кредитов в валюте будет ожидаемо сокращаться.
Что касается позиций госбанков, то здесь все не столь предсказуемо: с одной стороны, возможны некоторые изменения в долях (к примеру, готовится приватизация Сбербанка, в котором иностранные акционеры уже владеют 46% капитала, возможна также приватизация и других госбанков).
Кроме того, крупные частные системно значимые банки в последнее время получают очень значимую поддержку со стороны государства, что, в свою очередь, привело к усилению конкуренции внутри кластера системно значимых банков.
Рост системно значимых банков превосходит темпы роста активов госбанков (71,5% против 64%) в том числе благодаря быстрорастущим ФК «Открытие» и Промсвязьбанку, эффективно развивающимся за счет M&A и роста корпоративного кредитования надежных заемщиков.
Не стоит забывать и о высокой динамике роста Бинбанка и МКБ, которые, хотя и не относятся пока к числу системно значимых, значительно расширили свои позиции на рынке в последние три года.
Госбанкам будет не так просто отстоять свою долю, особенно учитывая ее возможное размывание в ходе планируемой приватизации.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
В ресторане за один столом сидела две мамы и столько-же дочерей. Официант подал к столу три кофе, и при этом всем досталось по чашке. Как это возможно?
Как известно, все исконно русские женские имена оканчиваются либо на «а», либо на «я»: Анна, Мария, Ольга и т.д. Однако есть одно-единственное женское имя, которое не оканчивается ни на «а», ни на «я». Назовите его.