Управление финансами

документы

1. Выплаты на детей от 3 до 7 лет с 2020 года
2. Выплаты на детей до 3 лет с 2020 года
3. Льготы на имущество для многодетных семей в 2020 г.
4. Повышение пенсий сверх прожиточного минимума с 2020 года
5. Защита социальных выплат от взысканий в 2020 году
6. Увеличение социальной поддержки семей с 2020 года
7. Компенсация ипотеки многодетным семьям в 2020 г.
8. Ипотечные каникулы с 2020 года
9. Новое в пенсионном законодательстве в 2020 году
10. Продление дачной амнистии в 2020 году


Управление финансами
О проекте О проекте   Контакты Контакты   Психологические тесты Интересные тесты
папка Главная » Экономисту » Конкуренция 2020

Конкуренция 2020

Статью подготовила ведущий эксперт-экономист по бюджетированию Ошуркова Тамара Георгиевна. Связаться с автором

Конкуренция 2020

Советуем прочитать наш материал Конкуренция, а эту статью разбиваем на темы:



1. Конкуренция 2020
2. Дорожная карта по развитию конкуренции в 2020 году
3. Конкуренция в России в 2020 году
4. Конкуренция в медицине в 2020 году
5. Конкуренция на финансовом рынке в 2020 году
6. Недобросовестная конкуренция в 2020 году
7. Международная конкуренция в 2020 году
8. Банковская конкуренция в 2020 году

Конкуренция 2020

Конкуренция – это соперничество нескольких субъектов ради достижения одной цели. Причем успехи одного всегда означают потери для другого. Биологи считают конкуренцию движущей силой эволюции: именно благодаря ей, на планете сохраняются наиболее приспособленные представители флоры и фауны, а слабейшие постепенно вымирают.

Экономисты в 2020 году характеризуют конкуренцию как борьбу компаний между собой. Каждая из них отстаивает собственные интересы: старается любыми способами привлечь к себе внимание покупателей, продать как можно больше товаров и услуг и в итоге получить максимальную прибыль.

Интересно, что слово «конкурс» имеет те же самые корни, что и «конкуренция». Но в данном случае речь идет не о постоянной борьбе за покупателя, а о стремлении достичь победы в состязании.

Впервые с явлением экономической конкуренции человечество столкнулось в глубокой древности, в условиях простого товарного производства. Уже в первобытном обществе каждый ремесленник стремился извлечь максимальную выгоду для себя в ущерб другим участникам рыночного обмена.

С зарождением рабовладельческого строя конкуренция лишь усилилась. Хозяйства становились крупнее, труд подневольных и наемных работников позволял производить все больше, укрепляя свое положение в обществе.

Конкуренцией, как явлением, заинтересовался Адам Смит, шотландский экономист и философ. Он обратил внимание на то, что между компаниями-соперниками возникает устойчивая связь. И предположил, что конкуренция – не случайность, а объективно действующая сила, которая активно влияет не только на продавцов и покупателей, но и на развитие отрасли в целом.

Тогда же были сформулированы 3 условия, необходимые для зарождения конкуренции:

1. Полная экономическая независимость каждого производителя, при которой каждая компания действует исключительно ради достижения своих целей.
2. Зависимость каждого продавца от сложившейся ситуации на рынке: объема спроса и предложения, размера заработной платы, валютного курса. Так, если средняя зарплата продавца-консультанта в Москве составляет 40 000 рублей, компания вряд ли может рассчитывать на то, что найдет, а главное, удержит опытного, добросовестного работника, предложив ему 25 000 рублей в месяц.
3. Отсутствие договоренностей с другими производителями, то есть, борьба всех против всех.

В такой ситуации для производителя единственный способ остаться в выигрыше – бороться за повышение качества товара, снижать собственные издержки, а вслед за ними и цены. Так работает закон конкуренции – объективный процесс удаления с рынка дорогой некачественной продукции. Более полно суть закона раскрывается через функции, которые выполняет конкуренция в экономике.

В рыночной экономике у конкуренции 6 основных функций:

1. Регулирующая. В условиях свободной конкуренции фирмы производят ровно столько продукции, сколько необходимо потребителю. Равновесие не устанавливается сразу, к нему компания приходит после нескольких месяцев работы, анализируя объем спроса и продаж. Например: производитель школьных парт из натурального дерева «КИНД» за летний сезон продает 1500 – 1700 бюджетных моделей «Новичок». Если к июню месяцу компания не выполнит производственный план, чтобы удовлетворить спрос, ей придется вводить дополнительные смены, срочно расширять штат рабочих, но все равно не каждый покупатель согласится ждать свое приобретение вместо стандартных 3 дней 2-3 недели. Часть прибыли будет упущена. Проигрышна и обратная ситуация: избыток продукции влечет за собой необходимость расширять складские помещения, а с ними и общие издержки предприятия. Таким образом, конкуренция на рынке определяет величину спроса для продукции каждой фирмы, и устанавливает оптимальный объем производства.
2. Аллокационная. Ее название происходит от английского «allocation» – «размещение». И означает, что в конкурентной среде успеха проще достичь предприятиям, которые размещены ближе всего к производственным ресурсам. Неспроста все гидроэлектростанции располагаются у крупных водных источников, а производимая ими энергия, снабжает близлежащие регионы. Так же нет никакого смысла устанавливать ветровые электростанции в Московской области, которая относится к районам 1-й, самой безветренной, категории. А вот Краснодарскому краю, согласно ветровой карте России, присвоен коэффициент, равный 6. И здесь установка ветровых электростанций будет вполне оправдана.
3. Инновационная. Стремительное развитие технологий в современном мире – результат конкуренции. Проследить этот процесс проще всего по эволюции мобильных телефонов. С момента выпуска первой модели, предназначенной для свободной продажи – Dyna TAC 8000X прошло всего 36 лет. В масштабах науки это совсем немного. Но сегодня смартфон – это уже полноценная замена фотоаппарату и игровой приставке, плееру и компьютеру. И останавливаться инженеры не собираются: ведущие производители презентуют новинки каждые полгода.

4. Адаптационная. Эта функция заключается в умении предприятий приспосабливаться к внешней среде, предлагая покупателям именно то, чего они ожидают. Так, большинство продуктовых магазинов уже или перешли на круглосуточный график работы, или закрываются ближе к полуночи. Это позволяет покупателям в спокойном режиме купить продукты после работы, а предпринимателям увеличить прибыль.
5. Распределительная. Рынок – это живой организм, который постоянно изменяется. Каждый день предприниматели оценивают обстановку и решают для себя, есть ли смысл дальше вкладывать собственные ресурсы в существующие проекты или пришла пора осваивать новые горизонты. Так из малодоходных отраслей, где уже достаточное количество производителей или спрос на продукцию неуклонно падает, постоянно происходит отток в более перспективные направления.
6. Контролирующая. В условиях справедливой конкуренции ни один производитель или продавец не может занять господствующее положение на рынке, и стать монополистом.

Работая сообща, все функции конкуренции превращают отрасль в эффективную, саморегулируемую систему. А совокупность конкурентных отраслей создает более или менее успешную рыночную экономику. Именно поэтому конкуренцию часто называют мотором рыночной экономики.

Дорожная карта по развитию конкуренции в 2020 году

Распоряжение №1697-р. Утверждён план на 2020 год по развитию конкуренции в сферах образования, строительства, дорожного строительства, телекоммуникаций, информационных технологий, жилищно-коммунального хозяйства, газоснабжения, электроэнергетики, транспортных услуг, промышленности, реализации нефти, нефтепродуктов и природных ресурсов, в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах, на рынке социальных услуг, на финансовых рынках.

Подготовлено ФАС России в целях реализации подпункта «а» пункта 2 Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2020 годы (утверждён Указом Президента России №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»).

Подписанным распоряжением утверждён план мероприятий («дорожная карта») по развитию конкуренции на 2020 год в отраслях экономики Российской Федерации (далее – «дорожная карта»).

«Дорожной картой» предусматривается развитие конкуренции в сферах образования, строительства, дорожного строительства, телекоммуникаций, информационных технологий, жилищно-коммунального хозяйства, газоснабжения, электроэнергетики, транспортных услуг, промышленности, реализации нефти, нефтепродуктов и природных ресурсов, в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах, на рынке социальных услуг, на финансовых рынках.

Основные цели «дорожной карты»:

- повышение удовлетворённости потребителей за счёт расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения их качества и снижения цен;
- повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, в том числе за счёт обеспечения равного доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий и государственным услугам, необходимым для ведения предпринимательской деятельности, стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов, повышения доли наукоёмких товаров и услуг в структуре производства, развития рынков высокотехнологичной продукции;
- стабильный рост и развитие многоукладной экономики, развитие технологий, снижение издержек в масштабе национальной экономики, обеспечение национальной безопасности.

Определены контрольные показатели, ответственные исполнители и ожидаемые результаты реализации «дорожной карты».

Основные контрольные показатели реализации плана к 2020 году:

- обеспечение во всех отраслях экономики, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса, присутствия не менее трёх хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу;
- снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления не менее чем в два раза – с нынешних 3725 нарушений до не более 1862 нарушений;
- увеличение доли закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, в сфере государственного и муниципального заказов с текущих 15,4% до не менее 31% в 2020 году;
- увеличение объёма закупок отдельными видами юридических лиц, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, с нынешних 11,2% до не менее 18% в 2020 году.

Руководителям федеральных органов исполнительной власти поручено ежеквартально направлять в ФАС России информацию о ходе реализации плана, а ФАС – обеспечить мониторинг и контроль реализации плана.

Конкуренция в России в 2020 году

В годы плановой экономики в нашей стране конкуренция не играла той роли, которая ей отводится при рыночных методах хозяйствования. С точки зрения организации плановой экономики концентрация производства в монополиях считалась наиболее эффективным способом хозяйствования, а конкуренция - источником хаоса и кризисов перепроизводства. Благодаря этому российская экономика превратилась не только в систему высокомонополизированных производств, но буквально в сумму гигантских промышленных натуральных хозяйств, самостоятельно обеспечивающих себя всем необходимым: от вспомогательного производства до социальной сферы. В конечном счете, всё это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.

С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране в 2020 году мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.

Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтоб воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

Сейчас в России парадоксальная ситуация: по мере расширения прав предприятий и ограничение властных полномочий органов управления все острей проявляется монополизм, который выражается в нарушении договорных обязательств, и участившемся натуральном обмене. Одним из факторов, тормозящих развитие экономики на пути ее демократизации, является государственная монополия на предпринимательскую деятельность. Ни одно предприятие в России не может появиться без разрешения соответствующих государственных органов. Что же всё-таки необходимо в нашей стране для нормального функционирования рыночной экономики? В первую очередь - благоприятная конкурентная среда. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства, она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам.

Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.

Антимонопольное регулирование - это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены.

Методы антимонопольного регулирования: ограничение монополизации рынка; постоянный государственный мониторинг; запрещение установления монополистических цен; сохранение и поддержание конкуренции всех цивилизованных фирм.

Экономические меры: поощрение создания товаров - заменителей; поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса; привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли; финансирование мероприятий по расширению товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.

В России принят Федеральный Закон «О защите конкуренции», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС). По решению ФАС доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.

Обычно государство прибегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий - монополистов. Нередко государство для таких субъектов определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений еще зависти от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой.

В современных условиях главными функциями государства становятся организация экономического, правового и социально - политического пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства.

Основное внимание уделяется качественным параметрам экономического развития: повышению качества жизни, защите окружающей среды и др. Отсюда можно сделать вывод, что антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов.

Но уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен.

Называются несколько причин:

• Приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;
• Принудительная реструктуризация предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;
• Малый бизнес так и не получил должного развития.

Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания технологических и экономических проектов. У него больше возможностей манипулировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в её успехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации. Как показывает зарубежный опыт, чем выше доход малых предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и больше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью. Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же всё это остаётся благим пожеланием из-за скудности госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.

Для демонополизации экономики и развития конкуренции необходимо:

• Наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд;
• Ввести жёсткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России;
• Совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;
• Адаптировать конкурентную политику к международным принципам и правилам.

Конкуренция в медицине в 2020 году

Конкуренция в здравоохранении - это состояние и процесс взаимоотношений субъектов производства и потребления медицинских услуг в рамках специфической цивилизованной формы соперничества между медицинскими работниками (врачами) по достижению наивысшей степени удовлетворения целевых потребностей пациента.

В сущности понятия “конкуренция” важен не сам термин, не степень точности определения данной категории, а понимание и осмысливание некого процесса, функции взаимоотношений субъектов, взаимоотношений - приводящих к определенному положительному результату, характеризующему качество медицинской помощи по достаточному набору конкретно установленных и принятых параметров.

Конкуренция – это своеобразный внутренний механизм, объективная и необходимая функция жизнедеятельности и эволюции рынка медицинских услуг.

В конкурентоспособности в 2020 году, по нашему мнению, могут синтезироваться многие аспекты, стороны, факторы функционирования и развития учреждений здравоохранения и врачебных практик.

Вместе с тем конкурентная среда сама по себе не однозначна и противоречива.

Исследователи выделяют некоторые противоречия, возникающие при функционировании системы конкуренции в здравоохранении.

В частности, к отдельным из них могут быть отнесены:

1. противоречие между системой стимулов в здравоохранении и фундаментальными законами конкуренции (высокие цены на медицинские услуги остаются даже при избыточном предложении);
2. противоречие между дорогостоящими медицинскими технологиями и всеобщей доступности в получении медицинской услуги;
3. противоречие между реальным наличием пациентов и высокой стоимостью медицинской услуги (без улучшения качества медицинской помощи);
4. противоречие, в котором заключена сущность того, что действующая система стимулирования медицинского труда поощряет внедрение инноваций, увеличивает издержки либо повышает качество без соответствующего снижения стоимости медицинской услуги.

Конкуренция и конкурентоспособность – понятия универсальные для любого рынка товаров и услуг. Вместе с тем, определенная отрасль хозяйствования накладывает специфические ограничения при формировании конкурентной среды либо оценки конкурентоспособности. Если конкурентоспособность товара потребитель либо эксперт способен оценить непосредственно, то оценка услуги (в частности медицинской), как правило, производится опосредовано.

Некоторые особенности оценки конкурентоспособности медицинских услуг заключены в следующем:

- объектом оценки является деятельность организации (лечебно-профилактического учреждения, врачебной практики и пр.), предоставляющей медицинские услуги;
- оценка услуг связана с оценкой качества процесса и технологии обслуживания;
- оценка деятельности медицинских работников непосредственно потребителем;
- оценка временных характеристик предоставления медицинской услуги;
- оценка предоставленной услуги по соответствию стандартов качества обслуживания (условия и культура обслуживания);
- оценка и интегрирование субъективных мнений пациентов, получивших разовую медицинскую услугу.

Создание условий конкуренции в системе здравоохранения, запуск механизмов цивилизованного соперничества между врачами, наконец, управление конкурентоспособностью медицинских учреждений и врачебных практик – задачи, без осмысливания и решения которых невозможны качественные изменения в теперешнем состоянии отечественного здравоохранения. С позиций системности и комплексного подхода конкурентные преимущества медицинских услуг обеспечиваются правовыми, профессиональными, технологическими, рыночными, научными, экономическими, организационными, психологическими и другими аспектами, а также их системным соотношением.

Конкуренция в здравоохранении - это состояние и процесс взаимоотношений субъектов производства и потребления медицинских услуг в рамках специфической цивилизованной формы соперничества между медицинскими работниками (врачами) по достижению наивысшей степени удовлетворения целевых потребностей пациента.

Конкуренция на финансовом рынке в 2020 году

Банк России при участии Федеральной антимонопольной службы подготовил аналитический доклад, итогом которого является комплекс мер, содействующих развитию конкуренции на финансовом рынке.

В настоящее время значительная часть рассмотренных сегментов российского финансового рынка можно охарактеризовать как олигополию с конкурентным окружением, считают авторы доклада. Это в целом соответствует международным тенденциям в странах с развивающимся финансовым рынком. Однако такая структура рынка в 2020 году создает риски доступности финансовых услуг для населения, может приводить к снижению их качества, повышению тарифов, ослаблению стимулов к внедрению инновационных решений.

Содействие развитию конкуренции является важным направлением деятельности Банка России. Предлагаемые в докладе меры имеют как отраслевую направленность, так и кросс-секторальный характер. Так, для развития конкуренции на финансовом рынке в целом рекомендуется определить политику участия государства в капитале финансовых организаций, в том числе для обеспечения финансовой стабильности и повышения финансовой доступности.

В банковской сфере предполагается обеспечить конкурентный доступ кредитных организаций к привлечению денежных средств на банковские депозиты и к иным инструментам денежного рынка, к выдаче банковских гарантий для обеспечения исполнения обязательств третьих лиц. Кроме того, рассматривается возможность предоставления субсидий из государственного бюджета по отдельным видам льготного финансирования. Это позволит выровнять условия ведения бизнеса для банков малого и среднего размера и относительно крупных игроков.

В докладе предлагаются меры по повышению конкуренции в области страхования, в секторе платежей и переводов, а также других отраслях финансового рынка.

Кроме того, проанализированы возможности для улучшения конкурентной среды, которые открываются в связи с развитием финансовых технологий и инновационных бизнес-моделей.

По мнению авторов доклада, добросовестную конкуренцию между участниками рынка повысят платформы «Маркетплейс». Они создадут условия для недискриминационного доступа к потребителям, будут способствовать расширению ассортимента финансовых продуктов, улучшению качества сопутствующих сервисов.

В перспективе будут проводиться более подробные исследования отдельных рынков или продуктов.

Подготовку дальнейших предложений планируется вести в рамках совместной рабочей группы по развитию конкуренции на финансовом рынке, сформированной ФАС России, Банком России, Минфином России и Минэкономразвития России с участием заинтересованных сторон.

Недобросовестная конкуренция в 2020 году

Недобросовестная конкуренция предполагает нарушение сложившихся норм (в том числе моральных) с целью вытеснения другой фирмы с рынка.

Рассмотрим ее основные признаки в 2020 году:

• Осуществление определенных действий. Недобросовестная конкуренция обязательно предполагает какое-либо незаконное или аморальное действие. Если компания бездействует, нельзя сказать, что она проводит незаконное разорение конкурента.
• Действия направлены на извлечение преимуществ. Компанией не просто выполняются хаотичные действия. Они имеют определенную цель – извлечение конкретных преимуществ. К примеру, это может быть необоснованное получение привилегий.
• Действия противоречат сложившимся нормам. Как определяется недобросовестность мер? Состав действий анализируется на предмет соответствия сложившимся предпринимательским нормам, нормам морали и порядочности, закону.
• Конкурент несет реальные или потенциальные убытки вследствие недобросовестной конкуренции. Под потенциальными убытками понимается, к примеру, упущенная прибыль, возникшие расходы. К примеру, конкурент испортил компании репутацию. Вследствие этого она не смогла заключить контракт с клиентом.
• Наличие вреда репутации. Предполагается, что конкурент, вследствие своих неправомерных действий, портит репутацию компании. Доброе имя фирмы является нематериальным активом, который позволяет извлекать прибыль. Репутационный вред приводит к уменьшению прибыли, снижению числа заключенных контрактов. Уже существующие партнеры могут отказаться от сотрудничества. Вред репутации может быть не только реальным, но и потенциальным. К примеру, конкурент опубликовал лживую информацию о компании, которая потенциально может нанести вред.

Из приведенного списка можно сделать вывод о том, конкуренция может привести как к фактическому, так и потенциальному вреду.

Понятие и особенности недобросовестного ведения борьбы раскрыты в ФЗ №135 «О защите конкуренции». Этот закон запрещает нечестную борьбу со своими конкурентами.

В частности, дан запрет на эти действия:

• Распространение лживой, наполовину правдивой или искаженной информации, направленной на причинение вреда компании. То есть субъекты дискредитируют своего конкурента, умышленно портят ему репутацию. Важное дополнение – компания распространяет заведомо ложные сведения. То есть недобросовестным конкурентам известна правда, однако они сознательно ее искажают.
• Некорректное сравнение. В этом случае осуществляется непрямая дискредитация. К примеру, компания неправомерно сравнивает свой товар с продукцией конкурента, благодаря чему у потребителя складывается неверное представление о продукции. Также субъект может пользоваться результатами чужого интеллектуального труда: применять отличительные знаки, символику. По сути, такие недобросовестные конкуренты паразитируют на более крупных компаниях, пиарятся за их счет.
• Неправомерное разглашение коммерческой тайны. Полученная конфиденциальная информация используется для дезорганизации деятельности, создания искусственных препятствий к работе.

В ряде государств рассматриваемая конкуренция запрещена законом. К примеру, запрещены эти действия:

• Демпинг (искусственное уменьшение стоимости товара).
• Сговор на торгах, осуществленный предварительно группой лиц.
• Распространение лживых сведений.

В России для недобросовестной конкуренции часто используется административный ресурс. То есть свое служебное положение для получения необоснованных привилегий используют или чиновники, или их родственники.

В Парижской конвенции приведены следующие формы незаконной борьбы:

• Неправомерные действия, вследствие которых покупатель принимает товар фирмы за товар ее конкурента.
• Распространение лживых сведений, благодаря которым наносится репутационный вред.
• Распространение сведений, которые могут ввести покупателя в заблуждение. К примеру, производитель утверждает, что товар изготавливается в Америке, а на деле он выпускается в Китае.

Также различают эти виды недобросовестной конкуренции:

• Подкуп клиентов своего конкурента, нужный для получения своей клиентской базы с дальнейшим извлечением прибыли.
• Незаконное (к примеру, с помощью шпионажа) получение коммерческой тайны.
• Получение ноу-хау конкурента для его дальнейшего неправомерного использования.
• Увод специалистов из компании со схожим видом деятельности.
• Различные угрозы, в том числе угрозы судебным разбирательством.
• Скрытое объявление конкуренту бойкота.
• Демпинг, предполагающий искусственное занижение стоимости продукции для получения конкурентного преимущества.
• Дезинформация потребителя касательно выгоды, которую он получает от обращения в компанию (к примеру, клиенту обещают иллюзорную выгоду).
• Копирование продукции конкурентов.
• Меры, способствующие разрыву контрактов.
• Реклама, в которой в невыгодном свете выставляется продукция других фирм.
• Прочие незаконные действия, которые не относятся напрямую к конкуренции, но способствуют получению выгод.

НК может проявляться самым разным образом. Общая характеристика – нарушение норм.

Ответственность за недобросовестную борьбу с конкурентами может быть административной или уголовной. Правомерность конкуренции отслеживается ФАС, которая обеспечивает соблюдение антимонопольного законодательства.

Предприниматель привлекается к административному наказанию в том случае, если тяжесть преступления недостаточна для уголовной ответственности. Как правило, на недобросовестное лицо накладывается штраф на основании статьи 14.33 КоАП РФ. Размер штрафа составляет сумму до 50 000 рублей. Во второй части статьи указывается размер штрафа, который может быть равен прибыли, полученной от недобросовестной конкуренции.

Штраф может накладываться в течение 12 месяцев с момента неправомерного действия. При установлении наказания во внимание принимается регулярность правонарушений. Если нелегальные действия совершаются систематически, нужно установить дату начала преступления. Требуется это для определения срока давности.

Решение об установлении административной ответственности принимается антимонопольной комиссией.

Комиссия рассматривает представленные документы, выслушивает все стороны дела. На базе изученного материала принимается решение.

На базе изученного материала принимается решение. Если какую-либо из сторон решение комиссии не устраивает, она может обратиться в суд за его обжалованием. Комиссия может выдать лицу, совершающему правонарушение, предписание об устранении всех элементов недобросовестной конкуренции. Его также можно обжаловать в суде. На обжалование предоставляется 3 месяца с момента вынесения решения.

Дело об административном правонарушении открывается на основании решения антимонопольной комиссии. Иногда для вынесения вердикта лицу проводится расследование. После его осуществления выносится судебное решение об административной ответственности. Обжаловать его можно в течение 10 дней.

Возбуждение уголовного дела возможно только в том случае, если конкуренту нанесен крупный ущерб. Под крупным ущербом понимается убыток свыше 5 000 000 рублей. Также дело может быть возбуждено в том случае, если недобросовестная фирма получила прибыль от своих неправомерных действий в размере 5 000 000 рублей.

Расследование дел, связанных с незаконной конкуренцией, выполняется специальными подразделениями. Возбуждение и порядок рассмотрения дела регулируется УПК.

Для выбора способа устранения недобросовестной конкуренции нужно проанализировать анализ деятельности компании. Выбор выполняется исходя из индивидуальных условий.

Рассмотрим методы борьбы:

1. Вынесение предписания антимонопольной структурой. Предписание представляет собой документ с требованиями к правонарушителю, которые являются обязательными к исполнению. Если конкурент не выполнит эти требования, к нему будут приняты соответствующие меры. Для получения предписания необходимо обратиться с заявлением в антимонопольный комитет. К нему прилагаются бумаги, которые подтверждают факт недобросовестной конкуренции.
2. Контрреклама. Контрреклама предполагает пресечение влияния на потребителя неправомерной рекламы. Все затраты на такую рекламу возлагаются на правонарушителя. К контррекламе предъявляются эти требования: совпадение с основной рекламой по таким показателям, как длительность, порядок. Содержание материала согласуется с антимонопольным комитетом. Комитет может вносить изменения в рекламу.
3. Отзыв продукции от потребителя. НК может нанести вред не только компании, но и потребителю. В этом случае следует руководствоваться Законом о защите прав потребителя. Некачественный товар, не соответствующий заявленным характеристикам, отзывается. Производство и реализация приостанавливаются. Отзыв товара от потребителя осуществляется только в том случае, если товар небезопасен для человека или окружающей среды.
4. Признание сделок недействительными. Недействительные сделки подразделяются на два типа: ничтожные и оспоримые. Первые предполагают аннулирование без обращения в суд. Оспоримые сделки противоречат Закону о конкуренции. Иск об оспаривании подается антимонопольным органом.
5. Установление недействительности государственных актов. Если акты, изданные государственными органами, нарушают закон о конкуренции, они признаются недействительными.

Для применения всех этих мер нужно обращаться в антимонопольный комитет. Однако от недобросовестной конкуренции можно защититься и своими силами.

Обращение в ФАС – наиболее эффективная мера. Заявление составляется в свободной форме.

Однако оно должно отвечать этим требованиям:

• Письменная форма.
• Адресат – региональное подразделение ФАС.
• К заявлению прилагаются документы, подтверждающие позицию инициатора дела.

Ответ на заявление будет дан в течение 30 дней с момента принятия. Если для вынесения решения нужно дополнительное расследование, этот срок продлевается до 60 дней.

Компания может нивелировать действия недобросовестного конкурента. Для этого используются следующие меры:

• Защита конфиденциальных сведений о компании. Часто в рамках недобросовестной конкуренции лицо пытается извлечь конфиденциальную информацию о компании. Это можно предупредить. Необходимо обеспечить защиту базы данных, повысить лояльность сотрудников. Рекомендуется составить свод правил о доступе к информации, оформить договор о соблюдении тайны. Распространение важной информации должно быть контролируемым.
• Противодействие незаконного использования административного ресурса. Часто конкуренты для создания препятствий к деятельности компании используют административный ресурс. К примеру, в отношении фирмы может быть возбуждено дело, что затормозит все рабочие процессы. В этом случае следует обжаловать действия должностного лица. Следует обратиться к его руководителю с заявлением. Следующий шаг – обращение в судебный орган. Если в компании проводится проверка, инициированная конкурентом, на нее следует пригласить своего юриста.
• Знание законодательства. Знание всех законов и наличие в компании грамотного юриста – самое важное для противодействия незаконной конкуренции.

На первом этапе имеет смысл действовать самостоятельно. Если же самостоятельные меры не помогают, следует обращаться в антимонопольный орган.

Что делать, если в отношении организации возбуждается дело о НК? Предотвратить начисление штрафов можно на этапе расследования дела.

Компании-правонарушителю нужно доказать наличие этих фактов:

• Отсутствие в составе дела нарушения законодательства.
• Незначительность проступка.
• Использование незаконных мер было необходимым, избежать этого было нельзя.

К примеру, компания действительно вела недобросовестную конкурентную борьбу. Однако проступок был незначительным. В этом случае никого штрафа накладываться не будет.

Рассмотрим признаки незначительности правонарушения:

• Конкуренту не было нанесено значительного ущерба.
• ЮЛ до обращения в суд не принимало никаких мер по противодействию незаконным мерам.
• Стороны дела являются партнерами.

Компании, в отношении которой инициируется дело, рекомендуется собрать максимум документов, получить поддержку свидетелей. Если дело не так однозначно, как на то указывает истец, фирма имеет все шансы уйти от административной ответственности.

Международная конкуренция в 2020 году

В работе «Конкуренция в глобальных отраслях» (Competition in Global Industries) классик теории международной конкуренции и конкурентоспособности Майкл Юджен Портер определил два типа международной конкуренции:

• первый тип относится к так называемым мульти внутренним отраслям, в которых в каждой отдельной стране существует своя собственная конкуренция (например, банковское обслуживание частных лиц);
• второй тип относится к глобальным отраслям, в которых конкурентная позиция фирмы в одной стране во многом зависит от ее положения в других странах, и наоборот (например, автомобилестроение и производство полупроводниковой техники).

Ключевое различие между двумя типами отраслей заключается в том, что в 2020 году международная конкуренция в мульти внутренних отраслях носит необязательный характер: компании могут сами решать, конкурировать ли им на зарубежных рынках или нет, в то время как конкуренция в глобальных отраслях является неизбежной.

Конкурентная среда (англ., competitive environment) на каждом отдельном рынке — это совокупность факторов, определяющих возможность хозяйствующих субъектов обнаруживать и использовать возможности получения прибыли на данном рынке. К важнейшим из таких факторов относятся: уровень административных барьеров для входа и ведения бизнеса; внешнеторговые барьеры; развитость и доступность инфраструктуры. Уровень развития и состояния конкурентной среды значительно отличается в зависимости от отрасли или рынка, что связано с различными условиями функционирования, историей и этапом развития отрасли, ценовой ситуацией и ее изменениями и множеством других значимых факторов. Состояние конкурентной среды отражается на конкурентоспособности компаний на внутреннем и внешних рынках.

В самом общем смысле понятие конкурентоспособности (англ., competitiveness) означает способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей. Эта способность является основной характеристикой экономического субъекта, определяющей в условиях рыночной экономики успешность его деятельности, и внутринациональной, и международной. Каждому уровню экономической системы соответствует своя система факторов конкурентоспособности.

На уровне национальной экономики конкурентоспособность страны определяется иными факторами.

Международная конкурентоспособность (англ., international competitiveness) — это способность нации в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, которые отвечают запросам международных рынков, и одновременно сохранять или увеличивать реальные доходы своих граждан. Международная конкурентоспособность выявляется при сравнении разных стран.

Конкурентоспособность является категорией динамической. Это означает, что если раньше конкурентоспособность страны определялась наличием трех основных факторов производства: наличием природных ресурсов; трудовых ресурсов и капитала, то с развитием производства и техническим прогрессом конкурентоспособность стали определять факторы высшего уровня: человеческий капитал и уровень образования населения; инфраструктура; научный потенциал и инновации.

Успешность конкурентной борьбы стран сегодня определяется индексами глобальной конкурентоспособности, конкурентоспособности бизнеса и легкости ведения бизнеса.

Аналитической группой ВЭФ ежегодно публикуются индекс и рейтинги глобальной конкурентоспособности. Рейтинги конкурентоспособности ВЭФ основаны на комбинации статистических данных и результатов опроса руководителей компаний в рамках ежегодного исследования, которое проводится ВЭФ совместно с партнерскими организациями — ведущими исследовательскими институтами и компаниями в странах, анализируемых в отчете. Рейтинг глобальной конкурентоспособности составляется на основе двух индексов — Индекса глобальной конкурентоспособности и Индекса конкурентоспособности бизнеса.

Основным средством обобщенной оценки конкурентоспособности стран является Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI) ВЭФ, впервые опубликованный GCI составляется из 12 слагаемых конкурентоспособности.

Рейтинг глобальной конкурентоспособности возглавила Швейцария, занимающая 1-е место в рейтингах последних лет, далее следуют Сингапур и Финляндия. Страны Северной и Западной Европы продолжают доминировать в первой десятке списка: Швеция (4-е место), Нидерланды (5-е), Германия (6-е), США (7-е), Великобритания (8-е), Гонконг (9-е), Япония (10-е место).

Место России в рейтинге ВЭФ снизилось. Это происходит на фоне роста конкурентоспособности других стран БРИКС. В отчетах ВЭФ отмечается, что относительно стабильное положение России ухудшается вследствие снижения показателей в таких областях, как качество институтов, здравоохранение и начальное образование, эффективность рынка труда, конкурентоспособность компаний и инновационный потенциал. Улучшение показателей произошло лишь в двух категориях: макроэкономическая среда и технологический уровень. В докладах ВЭФ ключевыми проблемами для экономического развития в России названы: коррупция, неэффективность государственного аппарата и государственного регулирования, высокие налоговые ставки. Россия продолжает оставаться в числе аутсайдеров по многим критериям, а именно: развитие финансового рынка и инфляция, существенно выросла значимость проблем с доступностью финансирования и с квалификацией рабочей силы. Все это мешает России воспользоваться своими конкурентными преимуществами, такими как сравнительно низкий уровень государственного долга и дефицита бюджета, значительный объем внутреннего рынка, относительно высокий инновационный потенциал и качественное высшее образование.

Индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI) разработан профессором М. Портером и основан на его теории конкурентных преимуществ. BCI оценивает микроэкономические факторы, определяющие уровень производительности национальной экономики (конкурентоспособность стран на микроуровне). BCI включает в анализ влияние таких факторов, как производительность компаний, увеличение их операционной эффективности, качество бизнес-среды, в том числе то, каким образом компании конкурируют между собой, какие стратегии для них оказываются наиболее выгодными. Одна часть факторов объединяется в группу, которая оценивает качество стратегий и эффективность работы компаний (первый субиндекс «Бизнес-операции и стратегии компаний» (Company Operations & Strategy, COS) — 16 показателей). Другая часть факторов измеряет качество бизнес-климата (второй субиндекс «Национальная бизнес-среда» (National Business Environment, NBE) — 37 показателей).

Страны, занимающие высокие позиции в рейтинге GCI, обычно являются лидерами и по BCI, однако между этими индексами есть важные различия. Многие страны достигли прогресса, открывшись для мировой экономики, стабилизировав макроэкономическую политику и устранив внутренние барьеры конкуренции, что отразилось на повышении их рейтинга по GCI. Для того, чтобы эти достижения превратились в устойчивое благосостояние, необходимо создание базы для конкурентоспособности на микроуровне, иными словами достижение и удержание высокого рейтинга но BCI. Без совершенствования бизнес-климата и развития компаний (отражаемых в ВСI) страны сталкиваются с проблемами снижения конкурентоспособности и подвержены влиянию экономических и социальных рисков. Например, согласно ВСI во многих странах Европы, особенно в Швейцарии, Норвегии и Испании, заработной платы намного превышают уровень, обоснованный конкурентоспособностью этих стран. У России тоже есть сильные и слабые стороны.

В 2020 году в определениях международной конкурентоспособности все большее отражение получают растущая значимость устойчивости развития, а также влияние внешних факторов, прежде всего глобализации и информатизации. Впервые концепция устойчивого развития была включена в доклад ВЭФ «О глобальной конкурентоспособности».

Устойчивая конкурентоспособность (англ., sustainable competitiveness) национальной экономики определяется как совокупность институтов, политики и факторов, определяющих уровень производительности в стране, обеспечивающих при этом возможность для будущих поколений удовлетворять их собственные потребности. Ранжирование стран происходит с учетом устойчивой конкурентоспособности, и рассчитывается Индекс устойчивой конкурентоспособности {Sustainable Competitiveness Index, SCI).

Другая международная организация — Всемирный банк (World Bank) в рамках проекта «Ведение бизнеса» (Doing Business) ежегодно публикует аналитические доклады, выпускаемые совместно с Международной финансовой корпорацией (IFC), входящей в группу ВБ. На базе 10 индикаторов, отражающих легкость (простоту) ведения бизнеса в крупнейших мегаполисах, формируется рейтинг легкости ведения бизнеса (Ease of Doing Business Rank).

В докладе «Ведение бизнеса» приводится рейтинг 185 государств мира. Наиболее благоприятные условия для ведения бизнеса отмечаются в странах с высоким уровнем дохода, являющихся членами ОЭСР, а наименее благоприятные — в странах Африки к югу от Сахары и в Южной Азии. Согласно докладу 1-е место по суммарной степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности 8-й год подряд занимает Сингапур, последовательно проводящий реформы, нацеленные на улучшение условий ведения бизнеса. За Сингапуром следуют Гонконг (специальный административный район, САР КНР). США заняли 4-с место, Китай — 61-е, Россия — 112-е место среди 185 стран. Самыми проблематичными для бизнеса в России остаются строительная сфера (178-е место) и подключение к системе электроснабжения (184-е).

Наиболее эффективным инструментом управления конкурентоспособностью компании, которая осуществляет свою деятельность в международной конкурентной среде и ставит перед собой долгосрочные цели развития, является стратегическое управление. Стратегическое управление (англ., strategic management) — это обеспечение стратегической позиции, которая обеспечит будущую жизнеспособность организации в изменяющихся условиях. Это означает, что управленческие решения определяют нормативы конкурентоспособности компании и способы их достижения.

Майкл Портер в книге «Конкурентная стратегия» утверждал, что эффективная стратегия должна максимально защищать компанию от пяти сил, формирующих конкуренцию:

1) конкурирующих компаний;
2) производителей субститутов (товаров-заменителей);
3) угроз появления новых конкурентов;
4) сил поставщиков (параметры факторов производства);
5) сил покупателей (параметры спроса).

Портер выделил три базовых стратегии, применение которых позволяет компании достичь значительного превосходства над конкурентами на длительный срок:

1) лидерство в издержках;
2) дифференциацию;
3) фокусирование.

Лидерство в издержках (англ., cost leader strategy) — вариант стратегии, при котором лейтмотивом стратегии становятся более низкие по сравнению с конкурентами затраты. Компания достигает своей главной цели — абсолютного отраслевого лидерства в издержках посредством применения комплекса специальных экономических мер, включая создание производственных мощностей эффективного масштаба; снижение издержек на основе накопления опыта; жесткий контроль за производственными издержками и накладными расходами; отказ от мелких операций с клиентами; минимизация затрат в области исследований и разработок, обслуживания, системы сбыта, рекламы и т.п. Применение этих мер требует от компании четкой организационной структуры, больших первоначальных капиталовложений, а также готовности нести стартовые убытки. В то же время, эта стратегия обеспечивает компании завоевание большой доли рынка, что позволяет использовать эффект экономии масштаба.

В основе стратегии дифференциации (англ., differentiation strategy) - идея создания уникального, т.е. дифференцированного продукта. Дифференциация может осуществляться по различным критериям: по престижу бренда; но используемой технологии производства; но функциональным возможностям; но качеству обслуживания потребителей и т.п. Реализация стратегии дифференциации, в отличие от стратегии низких издержек, не предусматривает достижения компанией большой доли рынка, хотя также требует осуществления значительных инвестиций.

Стратегия сегментации рынка (англ., market segmentation strategy), или стратегия фокусирования (англ., focus strategy), или стратегия узкой специализации предполагает концентрацию деятельности компании на каком-либо аспекте рынка: на относительно небольшой целевой группе покупателей, части товарного ассортимента, географическом сегменте и т.п. Принципиальное отличие этой стратегии от двух предыдущих заключается в том, что стратегические цели компании распространяются не на весь рынок, а на его часть (рыночную нишу), что не ведет к низким издержкам или дифференциации, но позволяет добиться одной из двух или обеих этих позиций в пространстве более узкого целевого рынка. Причинами выбора такой стратегии могут быть отсутствие или недостаток ресурсов, усиление барьеров входа в области или на рынок, поэтому данная стратегия присуща, как правило, небольшим предприятиям.

Описанные М. Портером стратегии представляют собой наиболее общие варианты способов конкурирования. Впоследствии были разработаны новые стратегии, в том числе стратегии внедрения инноваций. Главным направлением развития стратегий в конце XX — начале XXI в. — модель бизнеса, ориентированная на клиента. В практике наиболее развитых стран активно применяется маркетинг взаимодействия (англ., relationship marketing) — современная концепция предпринимательства, суть которой состоит в повышении значимости личных контактов в системе эффективных коммуникаций. В соответствии с этой концепцией происходит переориентации производства с создания материальных благ на предоставление услуг в широком смысле слова и генерирование информации. На этой основе выстраиваются долговременные взаимовыгодные отношения с клиентами и создаются конкурентные преимущества. В любом случае успешность конкурентной борьбы зависит от способности компании подстраиваться под внешнюю среду, стремления преобразовывать ее в соответствии со своими нуждами, а также от объема потенциального рынка сбыта.

Банковская конкуренция в 2020 году

Феномен конкуренции в течение многих веков был и по сей день остается предметом научного интереса представителей различных отраслей знания, ведущую роль среди которых, несомненно, играют посвященные данной тематике работы ученых-экономистов. При этом полнота взглядов на конкуренцию, глубина и всесторонность исследования ее как неотъемлемой части хозяйственной жизни росла и развивалась по мере расширения и усложнения самой конкуренции и ее конкретно-исторических форм.

Теория конкуренции до 2020 года прошла длинный путь от натурфилософских идей мыслителей Древней Греции и Древнего Рима о должных и недопустимых вариантах состязательности между рабовладельцами, а также о желательном и поощряемом соревновании между рабами, до постепенного расширения круга субъектов конкурентных отношений и включения конкуренции в состав рыночного механизма представителями классической политэкономии.

Колоссальный вклад в исследование конкуренции, не в последнюю очередь с точки зрения методологии, внесли основоположники марксистской политэкономии, несмотря на чрезмерный акцент их концепции на таких аспектах, как антагонистический характер конкуренции, ее исключительно ценовая форма и ряде иных.

Формализованный и абстрактно-логический взгляд на конкуренцию и ее роль в рыночном механизме, а также на оказываемое ею влияние на издержки производства и на качество продукции предлагает неоклассическая теория , которая, впрочем, исключает учет конкретно-исторических форм проявления конкуренции, ее историчность и динамический характер.

Поистине незаменимой для современного понимания конкуренции, несмотря на абсолютизацию антагонизма классовых интересов и характера конкурентных отношений, является сформулированная в рамках ленинской теории материализма концепция диалектической взаимосвязи конкуренции и монополии в экономике, в рамках которой монополизм трактуется как закономерное следствие развития конкуренции.

Изменение мирового финансового рынка под воздействием глобализации, внедрение развитых информационных и коммуникационных технологий оказывают существенное влияние на ограничение свободы перемещения капитала и усиливают конкурентную борьбу на финансовом сегменте, повышают значимость конкурентоспособности коммерческих банков и других финансовых субъектов на развивающемся рынке банковских услуг и продуктов.

Необходимым условием совершенствования конкурентной борьбы между коммерческими банками является создание эффективного рыночного механизма развития банковского сектора российской экономики, так как конкуренция в банковском секторе гораздо более сложный процесс, чем в любом другом сегменте экономики. Конкурентная борьба между банками напрямую зависит от эффективности их деятельности и существенным образом влияет на стабильность национального хозяйства.

Конкуренция заставляет коммерческие банки проводить активную политику по продвижению и закреплению на рынке и работу с клиентами - постоянно расширять и дополнять ассортимент банковских продуктов, совершенствовать качество оказываемых услуг, что повышает эффективность производства и перераспределяет экономические ресурсы.

Таким образом, конкурентную борьбу можно считать движущей силой качественного улучшения банковского сектора, нацеленного на максимальную доступность банковских услуг и операций, повышение устойчивости банковских структур и наиболее полное удовлетворение интересов клиентов.

Под конкуренцией в банковской сфере следует понимать экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и соперничества кредитных организаций, стремящихся создать лучшую возможность реализации своих банковских продуктов и услуг, получения максимальной прибыли и наиболее полного удовлетворения потребностей клиентов. Состояние экономических отношений на финансовом секторе, особенности законодательного регулирования банковской деятельности и некоторые другие факторы разных стран способствуют разработке индивидуальных механизмов конкурентной борьбы на различных сегментах рынка банковских услуг. Государству принадлежит главная роль в формировании и обеспечении эффективной конкуренции, оно через правовое регулирование создает необходимые условия.

Такое утверждение, на первый взгляд, кажется неверным, так как государственное регулирование и развитие конкуренции часто рассматривают как взаимоисключаемые явления. Углубленный анализ возникаемого парадокса между задачами государственного регулирования экономики и целями конкурентной борьбы разрешается в том случае, если государство в приоритет ставит не борьбу с позитивными аспектами конкуренции, а противодействие ее недобросовестным формам. Выделение банковской конкуренции в самостоятельный предмет экономической науки происходит по двум основным причинам. Во-первых, специфика банковского дела находит отражение в особенностях банковской конкуренции, что отличает ее от классической конкуренции между товаропроизводителями.

В экономической литературе вопрос о банковской конкуренции является дискуссионным, что обусловлено, в частности, отсутствием общепринятого определения «конкуренция». Так, например, М. В Михайлова предлагает понимать под банковской конкуренцией «процесс соперничества коммерческих банков, каждый из которых стремится завоевать свою нишу и постоянно поддерживать ее как можно дольше, а при изменениях банковского рынка – совершенствовать ее разными способами и приемами». Другие ученые понимают под банковской конкуренцией динамичный процесс соперничества субъектов банковского рынка по поводу обеспечения прочных позиций на данном рынке.

Большое количество ученых согласны с мнением Е. К. Самсоновой, которая определяет банковскую конкуренцию в качестве механизма функционирования и развития всего рынка банковских услуг. Банковская конкуренция является историческим закономерным процессом, осуществляемым посредством функционирования субъектов общества, основанным на понимании экономических законов и направленным на реализацию различных экономических интересов в рамках выбранных моделей финансового поведения кредитно-финансовых институтов.

По мнению некоторых авторов, к субъектам банковской конкуренции относятся не только банки, но и другие финансовые и нефинансовые институты, являющиеся участниками банковского рынка.

Исходя из данного понимания, банковскую конкуренцию рассматривают как динамичный процесс соперничества между участниками банковского рынка, главной целью которого является укрепление и расширение своих позиций на рынке. Интересен подход А. М. Тавасиева, который в основу интерпретации конкуренции закладывает критерий эффективности экономической деятельности, связанный тесным образом с конкурентной борьбой каждой финансовой организации. Банковскую конкуренцию рассматривают и как динамичный процесс борьбы между кредитными организациями на рынке ссуд, депозитов и других банковских продуктов, а также на альтернативных финансовых рынках.

Проанализировав вышеприведенные определения, можно сделать вывод, что под банковской конкуренцией понимается динамический процесс соперничества между коммерческими банками и другими кредитными институтами, в результате которого обеспечивается устойчивое положение на рынке банковских услуг. Под воздействием конкуренции расширяется ассортимент предоставляемых услуг, регулируется цены на банковские продукты и услуги до приемлемого уровня. Конкуренция является сильнейшим стимулом для банков к переходу на эффективные способы предоставления услуг, т. е. обеспечивает обстановку, благоприятную для их развития и совершенствования.

Специфической особенностью банковской конкуренции в России является то, что данная конкуренция складывается не только под воздействием экономических факторов, но и политических. Конкурентная борьба идет не за завоевание отдельных сегментов и расширение доли на рынках банковских услуг, а за возможность налаживания связей с контролирующими государственными органами и лоббирования своих интересов. Буквальное значение термина «банковская конкуренция» предполагает рассмотрение в рамках данного понятия только отношений, складывающихся исключительно между банками.

Такой подход ошибочен, так как, вынося на рынок тот или иной банковский продукт, коммерческий банк почти всегда сталкивается с конкуренцией не только со стороны других коммерческих банков, но и со стороны небанковских и нефинансовых организаций.

Банковскую конкуренцию нельзя отождествлять с межбанковской. Более правильно определить ее как соперничество между всеми участниками банковского рынка. Многочисленность и разнородность состава участников конкурентной борьбы является отличительной особенностью конкуренции банковского сектора. Наиболее яркое выражение сущность банковской конкуренции находит в важнейшей ее характеристике – конкурентоспособности.

В современной экономической науке нет единого, общепринятого подхода к определению «конкурентоспособность». Наиболее распространенным пониманием конкурентоспособности является способность конкурирования на рынках товаров и услуг. Для определения конкурентоспособности банковской услуги необходимо сравнить ее свойства со свойствами услуг конкурентов и изучить поведение клиентов и их реакцию на услуги.

Охарактеризуем основные подходы к определению конкурентоспособности коммерческого банка. В. М. Мазняк определяет конкурентоспособность коммерческого банка как способность банка комплексно удовлетворять и удерживать имеющихся корпоративных и частных клиентов, а также завоевывать предпочтения новых за счет освоения новых инструментов и регионов.

Отметим, что в данном определении отсутствует такая характеристика конкурентоспособности, как ее относительность. Крайне затруднительно, используя данное определение в качестве основы для методического подхода, перейти к количественным методам оценки конкурентоспособности, потому что термин «способность» по содержательному значению близок к понятию «потенциал», в то время как реальная конкурентоспособность коммерческого банка есть выражение использования этого потенциала как совокупности конкурентных преимуществ коммерческого банка.

По мнению В. М. Мазняк, можно выделить три основных подхода к определению конкурентоспособности коммерческого банка:

1. Конкурентоспособность - это комплекс взаимосвязанных показателей, характеристик генерируемых банком продуктов, направленный на раскрытие их потребительской ценности с точки зрения клиентов.
2. Конкурентоспособность - это показатель или комплекс показателей, характеризующих положение банка на рынке.
3. Конкурентоспособность - это совокупность возможностей по удержанию имеющихся позиций на рынке и освоению новых.

Отметим, что в приведенных определениях В. М. Мазняк делает попытку описать новое с точки зрения банковского менеджмента явление с помощью действующих показателей, в то время как нам представляется целесообразной разработка специализированной системы показателей, раскрывающей специфику конкурентоспособности именно коммерческих банков.

По мнению Л. С. Бадак, конкурентоспособность банка - это его способность отстаивать свои экономические интересы в конкурентных условиях за счет предоставления услуг, соответствующих требованиям клиентов. То есть конкурентоспособность банка - его способность предоставлять потребителю банковских услуг такие продукты, которые бы лучше по сравнению с конкурентами удовлетворяли потребности клиентов в части прибыльности и надежности. Л. C. Бадак в приведенном определении игнорирует специфику банковских услуг, по сути, предлагая воспользоваться критерием «цена/качество», характерным для оценки конкурентоспособности продукции, адаптировав его к банковским услугам.

А. А. Сергеенкова определяет конкурентоспособность коммерческого банка как превосходство над услугами аналогов в конкретных сегментах рынка в определенный период времени и по потенциалу разрабатывать, производить и продавать конкурентоспособные банковские услуги в будущем, достигнутом без ущерба собственному финансовому состоянию. Достоинствами данного определения в том, что акцентируется внимание на двух ключевых аспектах: во-первых, коммерческий банк должен предоставлять конкурентоспособные продукты или услуги, во-вторых, это превосходство должно достигаться без ущерба финансовому состоянию предприятия. Принципиальным отличием данного определения является превосходство банком конкурентов по потенциалу сохранения конкурентоспособности в будущем.

Приведенное определение является достаточно дискуссионным, поскольку, давая его, автор пыталась охарактеризовать скорее суть потенциала конкурентоспособности коммерческого банка и связать конкурентоспособность кредитной организации с конкурентоспособностью отдельных банковских услуг и продуктов.

Кроме того, сам термин «превосходство над услугами аналогов» является достаточно дискуссионным применительно к банковской услуге, поскольку абсолютно не учитывает специфику банковской деятельности. В реальной жизни банковская услуга не имеет материально-вещественной формы, что затрудняет ее идентификацию и оценку конкурентоспособности потребителями, которые применяют самые простые методы, например, сравнение процентных ставок по депозитам или кредитам.

При этом совершенно некорректно говорить, что более высокая процентная ставка, например, по кредиту, является конкурентным недостатком, влекущим за собой снижение конкурентоспособности кредитной организации.

Наоборот, профилирование клиентов и сопутствующая ему дифференциация процентных ставок являются обычным бизнес-процессом, осуществляемым в рамках деятельности любой современной кредитной организации. Е. А. Шевченко определяет конкурентоспособность коммерческого банка как систему отношений по формированию, удержанию, наращиванию и реализации конкурентных преимуществ на рынке банковских услуг за счет выявления и использования его внутренних и внешних потенциалов для достижения поставленных целей. Авторский подход к определению понятия конкурентоспособности позволил четко отразить основные ее свойства: эксклюзивность, динамичность во времени, направленность на достижение поставленных целей, совершенствование на базе потенциалов компании с помощью использования четко выстроенной системы отношений внутри нее.

В обеспечении конкурентоспособности коммерческих банков особую роль играет рынок финансовых услуг, благодаря чему представленное определение было дополнено спецификой банковского рынка . Под конкурентоспособностью коммерческой организации по сути понимается процесс разработки и реализации конкурентной стратегии, который имеет целью достижение и поддержание конкурентоспособности коммерческого банка.

При этом смешение этих понятий не является оправданным, поскольку в определении вообще отсутствует возможность количественной оценки конкурентоспособности коммерческого банка, которая является объективным результатом реализации конкурентной стратегии кредитной организации в конкретных условиях. Е. А. Шевченко определяет конкурентоспособность коммерческого банка скорее как процесс, в то время как она является логическим итогом деятельности кредитной организации. А. В. Хамидуллин определяет конкурентоспособность коммерческого банка как способность обеспечить производство услуг, лучших по качеству и больших по количеству, чем другие банки, в условиях эффективного использования конкурентного потенциала, наращивания имеющихся и создания новых конкурентных преимуществ при наименьших затратах на единицу оказываемых услуг.

Введение терминов «производство услуг», «большие по количеству», «лучшие по качеству» в большей степени подходит для описания конкурентоспособности продукции, поэтому они не могут применяться в банковской сфере.

Кроме того, в определении смешиваются конкурентный потенциал кредитной организации и процесс разработки и реализации конкурентной стратегии на основе поиска и использования конкурентных преимуществ, а собственно конкурентоспособность как результат конкурентной борьбы кредитных организаций не рассматривается.

Т. С. Петрищева рассматривает конкурентоспособность коммерческого банка на двух уровнях:

- функциональном - как свойство, качество банка выступать на рынке наравне с конкурентами, что выражается им в обладании конкурентным потенциалом: способностью создавать, добиваться, удерживать максимально возможные конкурентные преимущества в рамках своей отрасли или за ее пределами, а также способностью финансово реализовывать добытые преимущества в виде получения максимально возможной прибыли;
- индикативном - как комплексную многоуровневую экономическую и рыночную характеристику деятельности банка, которая отражает уровень его превосходства по отношению к конкурентам по двум составляющим: экономической (на уровне производства) и рыночной (на уровне банковского продукта) показывает динамичность и адекватность внутренней среды банка развитию конкурентной среды банковского рынка, а также определяет будущую конкурентную позицию, которую банк может занять в отрасли и за ее пределами благодаря конкурентному потенциалу.

Анализ различных подходов к определению сущности конкурентоспособности коммерческого банка привел к выводу, что необходимо различать «конкурентоспособность коммерческого банка» и «конкурентоспособность предоставляемых им услуг».

Конкурентоспособность коммерческого банка определяется как характеристика эффективности работы и прибыльности деятельности кредитной организации в условиях конкурентной борьбы, реализация которой происходит за счет имеющихся у банка средств. Конкурентоспособность банковской услуги характеризует уровень устойчивости банка и умение продуктивно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциалы.

Характеристика банковской конкурентоспособности через способность коммерческого банка предлагать услуги ошибочна, так как конкурентоспособность представляет собой комплексный показатель сравнительного уровня развития критериев деятельности кредитных организаций, в том числе конкурентоспособности предоставляемых им услуг. Конкурентоспособность коммерческого банка тождественна его конкурентному потенциалу как совокупности конкурентных преимуществ, использование которых автоматически означает достижение превосходства. При этом, конкурентная позиция коммерческого банка определяется не только количеством и качеством его конкурентных преимуществ, но и в первую очередь - масштабами сегментов финансового рынка, охваченными межбанковской конкуренцией. Игнорирование этого существенного для разработки и реализации конкурентной стратегии коммерческого банка факта значительно снижает содержательную ценность приведенного определения.

Таким образом, конкурентоспособность коммерческого банка является результатом его деятельности на конкурентных сегментах рынков финансовых услуг и продуктов и определяется в конечном итоге прибылью (и рентабельностью), получаемой кредитной организацией при предоставлении услуг клиентам в сравнении с аналогичными показателями банков-конкурентов.

Следует подчеркнуть, что конкурентоспособность коммерческого банка - относительная величина, которая может варьироваться на отдельных рынках без изменения конкурентной стратегии одного и того же коммерческого банка. При этом объективной целью коммерческого банка (что следует уже из его определения) является получение прибыли, а конкурентоспособность кредитной организации в этом случае связывается с конечными результатами ее деятельности, которые объективно снижаются в условиях конкуренции, т. е. наличия значительного числа банков-конкурентов со схожими целями и задачами текущей деятельности.

тема

документ Компенсации добросовестным приобретателям жилья в 2020 году
документ Компенсации инвалидам 2020
документ Компенсация ипотеки многодетным семьям в 2020 году
документ Компенсация при увольнении 2020
документ Конкурентоспособность 2020



назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами
важное

Изменения ПДД с 2020 года
Рекордное повышение налогов на бизнес с 2020 года
Закон о плохих родителях в 2020 г.
Налог на скважину с 2020 года
Мусорная реформа в 2020 году
Изменения в трудовом законодательстве в 2020 году
Запрет коллекторам взыскивать долги по ЖКХ с 2020 года
Изменения в законодательстве в 2020 году
Изменения в коммунальном хозяйстве в 2020 году
Изменения для нотариусов в 2020 г.
Запрет залога жилья под микрозаймы в 2020 году
Запрет хостелов в жилых домах с 2020 года
Право на ипотечные каникулы в 2020
Электронные трудовые книжки с 2020 года
Новые налоги с 2020 года
Обязательная маркировка лекарств с 2020 года
Изменения в продажах через интернет с 2020 года
Изменения в 2020 году
Недвижимость
Брокеру


©2009-2020 Центр управления финансами. Все материалы представленные на сайте размещены исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.