Сам Грайс описывает принцип кооперации следующим образом: «Твой коммуникативный вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель (направление) этого диалога».
В принцип кооперации входят 4 максимы:
• максима полноты (количества) информации;
• максима качества информации;
• максима релевантности;
• максима манеры (способа).
Максима полноты информации связана с дозировкой информации, необходимой для акта общения. Постулаты к этой максиме таковы:
• твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется;
• твое высказывание должно содержать не больше информации, чем требуется.
Разумеется, в реальном речевом общении информации не бывает ровно столько, сколько необходимо. Часто люди могут ответить на вопрос или неполно, или с упоминанием некоторых дополнительных сведений, которых вопрос не предполагал.
Суть постулатов состоит в том, чтобы говорящий стремился сообщить именно необходимое собеседнику количество информации.
Максима качества информации конкретизируется следующими постулатами:
• не говори того, что ты считаешь ложным;
• не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.
Максима релевантности предполагает фактически только один постулат не отклоняйся от темы.
Понятно, что реальный процесс общения вовсе не строится вокруг одной темы: в реальном речевом акте часты переходы от одной темы к другой, выходы за пределы в данный момент обсуждаемой темы, помехи извне.
Тем не менее, как стратегическая задача «неотклонение от темы» имеет первостепенную важность именно для сохранения контакта. Психологам хорошо известно, что внимание аудитории рассеивается, если она не в состоянии связать произносимое в данный момент высказывание с объявленной лектором темой.
Максима манеры предполагает оценку способа передачи информации и связана не с тем, что говорится, а с тем, как говорится.
Общий постулат этой максимы – выражайся ясно, а частные постулаты таковы:
• избегай непонятных выражений;
• избегай неоднозначности;
• будь краток;
• будь организован.
Ущерб ясности может возникать вследствие неприемлемых по уровню сложности или плохих формулировок и нарушения баланса известного и неизвестного.
Максимы Грайса углубляют представления о традиционных критериях речевой культуры (правильности, точности, уместности, выразительности, лаконичности), хотя и нетождественны им: это не только правила культуры речи, но и эстетические, нравственные, социальные постулаты.