Контрактация – это сделка, соглашение, заключение договора между производителем сельскохозяйственной продукции и заготовителем. По договору контрактации изготовитель с/х товара обязуется передать выращенную продукцию другому лицу, который ее закупает с целью последующей переработки или реализации.
Контрактация – это система соглашения между крестьянскими хозяйствами и государством, которая существовала еще при СССР. Суть такой сделки – заказ производителю доставки определенного объема продукции с/х назначения и ее сдачу стране в определенные соглашением сроки и на конкретных условиях.
Договор контрактации – это одни из видов стандартного соглашения купли-продажи, суть которого в регулировании отношений относительно производства и дальнейшей реализации сельскохозяйственной продукции.
Впервые соглашение контрактации получило распространение в отношении таких культур, как свекла, хлопок, лен и прочие. Уже через десять лет с целью стимулирования сельскохозяйственной сферы контрактация была расширена на все зерновые культуры и прочую с/х продукцию.
Именно благодаря контрактации стране удавалось заготавливать необходимые объемы продукции и эффективно вытеснять частный капитал во взаимоотношениях между деревнями и большими городами. С другой стороны такие виды договоров позволили весьма точно формировать планы заготовок с/х продукции и улучшить ее качество.
С 1928 года колхозы активно сдают государству технологические и зерновые культуры, бобовые, рис, подсолнух, сою и так далее. При этом из-за нехватки ресурсов государство не всегда справляется со своими обязательствами. В 1932 году явные недостатки в контрактации привели к мощному сельскохозяйственному кризису. При этом в этом же году контрактация бала заменена обязательными поставками с/х продукции стране.
В свою очередь контрактация не исчезла полностью – она осталась для некоторых технических культур и некоторой продукции животноводства, к примеру, масляничных и новолубневых культур, молодняка животных, коконов и так далее.
Контрактация использовалась только для закупки технических культур (табака, семян льна, волокна, хлопка, махорки, чайного листа и так далее). Но именно контрактация была признана единственной формой государственных закупок.
Документ, заключенный между производителем с/х продукции и заготовителем, является взаимным, консенсуальным и возвмездным.
Как следствие, для него характерны такие особенности:
1. Стороны соглашения:
- продавец по договору контрактации – это производитель сельскохозяйственной продукции. К нему можно отнести не только индивидуальных предпринимателей, но и крупные хозяйственные общества, производственные кооперативы, товарищества, фермерские хозяйства и прочие коммерческие структуры, которые занимаются производством (выращиванием) товаров с/х назначения. Особенность упомянутых выше субъектов – реализация продукции, которая была выращена в личном хозяйстве. Таким образом, к понятию контрактации можно отнести соглашение между физическим лицами, занимающимися выращиванием с/х продукции и другой стороной, заинтересованной в ее покупке;
- заготовитель по договору контрактации. В данной роли может выступать коммерческая структура или лицо, работающее в качестве индивидуального предпринимателя. Основная цель покупателя – сбор сельскохозяйственной продукции и ее последующая реализация (переработка). Как правило, к заготовителям можно отнести фабрики, комбинаты по производству молочной продукции, фабрики по обработке шерсти, оптовые и заготовительные компании.
2. Предмет договора контрактации – это исключительно товар сельскохозяйственного назначения, который выращен или произведен в хозяйстве продавца. Чаще всего в качестве товара выступают овощи, зерно, фрукты, шерсть, молоко, птица, скот и прочие. В отношении продуктов переработки сельскохозяйственной продукции (к примеру, сыра, консервированных овощей, масла и прочих) действуют свои правила - их продажа должна совершаться по стандартному договору поставки. Что касается реализуемой с/х продукции, то под ней понимается уже выращенный (произведенный) или уже имеющийся в наличии товар.
3. Цель контрактации и заключения договора в целом:
- приобретение сельскохозяйственного товара для его последующей продажи или переработки;
- перемещение купленного товара к месту хранения (в государственный фонд). В случае если покупатель ставит иные цели по отношению к товару, то такие взаимоотношения не могут регулироваться договором контрактации.
4. Ответственности участников договора. Каждая из сторон несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязательств. Так, производитель с/х товара – в случае доказательства его вины, а покупатель по всем нормам гражданско-правовой ответственности. Обязанности заготовителя регулируются с особым вниманием. В частности, по договору контрактации покупатель обязуется принять с/х товар по месту его нахождения и организовать его транспортировку в другую точку. Если продукция доставляется к месту расположения заготовителя продавцом, то покупатель не имеет права отказаться от товара (при условии что он доставлен в срок и имеет соответствующее качество). При этом заготовитель сельскохозяйственной продукции обязуется отдавать отходы от переработанной продукции с условием ее оплаты по согласованной ранее цене. Заготовитель освобождается от ответственности только в той ситуации, когда он доказал невозможность иного развития событий. В противном случае обязательной является выплата неустойки, штрафа или пени. Ответственность производителя ограничена. Он признается невиновным в случае ненадлежащего исполнения договора контрактации, если сумел доказать, что сделал все возможное для своевременного выполнения обязательств. На практике производитель с/х продукции редко признается виновным при несоблюдении своих обязательств. При этом в качестве причины могут быть не только чрезвычайные ситуации (засуха, градобитие, наводнения и атак далее), но и ряд других случаев. Кроме этого, продавец с/х товара считается невиновным, если невыполнение условий договора вызвано неисполнением обязательств самим заготовителем (к примеру, невыплатой авансового платежа).
5. Остальные критерии договора контрактации:
- цена соглашения определяется на основании текущих правил купли-продажи. При этом данное условие не относится к наиболее важному условию договора;
- срок исполнения (поставки) обязательно прописывается в документе и относится к существенным;
- форма заключенного контракта должна быть исключительно письменной. Все разногласия, касающиеся заключения договора и дальнейших взаимоотношений должны регулироваться на основании статьи 507 ГК РФ.
Сам документ может иметь следующий вид.
Много вопросов возникает по поводу отличий между двумя популярными видами договоров – поставки и контрактации. С одной стороны у этих соглашений есть общие черты, а с другой – договор контрактации имеет ряд особенностей.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
1. Сфера применения. Особенность контрактации – оформление отношений между субъектами права, располагающимися в городе, и продавцами сельскохозяйственной продукции, находящимися в с/х местности.
2. Предмет договора контрактации – исключительно с/х продукция, которая была произведена (выращена) продавцом.
3. Составом. В соглашении участвую две стороны – продавец (производитель сельскохозяйственной продукции) и покупатель (заготовитель).
4. Факторами, влияющими на исполнение. На реализацию договора могут влиять различные факторы, которые нельзя предусмотреть.
5. Ответственностью сторон. Предприниматель отвечает только за неисполнение своих обязательств (при условии, что за ним нет вины). Поставщик также отвечает только при наличии вины. При этом законодательство всегда на стороне производителя с/х продукции.
Стороны контрактации
По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю — лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (п. 1 ст. 535 ГК РФ).
Договор контрактации является разновидностью договора купли-продажи и призван регулировать отношения, связанные с закупками у сельскохозяйственных производителей выращиваемой либо производимой ими сельскохозяйственной продукции.
Особенность правового регулирования договора контрактации заключается в том, что к отношениям, возникающим из данного договора, не урегулированным правилами § 5 гл. 30 ГК РФ, применяются правила о договоре поставки, а в соответствующих случаях — о поставке товаров для государственных или муниципальных нужд (п. 2 ст. 535 ГК РФ). Кроме того, эти отношения регламентируются Федеральным законом «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд».
Договор контрактации является возмездным, консенсуальным, взаимным. Для него характерны следующие особенности:
- Во-первых, в качестве продавца выступает производитель сельскохозяйственной продукции, прежде всего сельскохозяйственные коммерческие организации: хозяйственные общества, товарищества, производственные кооперативы, а также крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие предпринимательскую деятельность по выращиванию или производству сельскохозяйственной продукции. Эти субъекты реализуют сельскохозяйственную продукцию, выращенную или произведенную ими в собственном хозяйстве. Поэтому нет законодательных ограничений для того, чтобы относить к договорам контрактации также договоры по реализации гражданами сельскохозяйственной продукции, выращенной или произведенной ими на приусадебных или дачных участках.
- Во-вторых, в качестве покупателя выступает заготовитель, т. е. коммерческая организация либо индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по закупкам сельскохозяйственной продукции для ее последующей продажи либо переработки. К числу заготовителей по договору контрактации могут быть отнесены мясоперерабатывающие и молочные комбинаты, фабрики по переработке шерсти, а также оптовые торговые организации, заготовительные организации потребительской кооперации.
- В-третьих, предметом договора является сельскохозяйственная продукция, произведенная (выращенная) в хозяйстве ее производителя. Имеется в виду продукции, которая непосредственно выращивается (зерно, овощи, фрукты и т. п.) или производится (живой скот, птица, молоко, овечья шерсть и т. п.). Поэтому по договору контрактации не могут реализовываться товары, представляющие собой продукты переработки выращенной (произведенной) сельскохозяйственной продукции, например масло, сыр, консервированные овощи или фруктовые соки. Реализация таких товаров должна осуществляться по договорам поставки. Под реализуемой сельскохозяйственной продукцией следует понимать продукцию, которую еще предстоит вырастить (произвести) в будущем, уже имеющуюся у товаропроизводителя в момент заключения договора контрактации. Важным условием является реализация именно той сельскохозяйственной продукции, которая произведена либо выращена непосредственным производителем сельскохозяйственной продукции.
В-четвертых, при заключении договора правовое значение имеет цель приобретения заготовителем продукции: для ее последующей переработки или продажи. Если покупатель приобретает сельскохозяйственную продукцию для се потребления либо для иных целей, не связанных с ее последующей переработкой или продажей, отношения сторон не могут регулироваться договором контрактации.
В-пятых, ответственность производителя сельскохозяйственной продукции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства предусмотрена только при наличии его вины (ст. 538 ГК РФ). Что касается заготовителя, то он отвечает по общим правилам гражданско-правовой ответственности.
По договору контрактации (разновидность договора купли-продажи) одна сторона, производящая сельхозпродукцию, обязуется передать выращенную (произведенную) им сельхозпродукцию заготовителю — лицу, осуществляющему закупки сельхозпродукции для переработки или продажи (п. 1 ст. 535 ГК РФ).
Характеристика договора: консенсуальный, взаимный, возмездный.
Специальный субъектный состав с обеих сторон. Специфическими для контрактации являются стороны и предмет договора.
Продавцом по договору контрактации могут быть не только сельскохозяйственные коммерческие организации, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, для которых производство и реализация сельскохозяйственной продукции являются предпринимательской деятельностью, но также и граждане, производящие сельскохозяйственную продукцию на приусадебных, садово-огородных и дачных участках.
Покупателем (заготовителем) является лицо, осуществляющее закупки сельскохозяйственной продукции для последующей переработки или продажи, т.е. для использования в предпринимательской деятельности.
Сельскохозяйственная продукция определяется родовыми признаками и имеет две особенности:
• зависимость ее производства от природных факторов (погоды, нашествия вредителей, инфекционных заболеваний, эпидемий у животных);
• в момент заключения договора она еще не существует, это продукция, которую необходимо произвести.
Целью закупок, производимых с помощью контрактации, являются:
• последующая переработка продукции или продажа ее (п. 1 ст. 535 ГК РФ);
• помещение закупленной продукции на хранение в государственный фонд (в соответствии с Федеральным законом «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»).
Цена договора определяется правилами договора купли-продажи. Условие о цепе не относится к числу существенных условий договора.
Срок договора — как и в договоре поставки, относится к числу существенных условий договора.
Форма договора должна быть только письменной. Порядок заключения договора и разрешения разногласий, возникающих при этом, аналогичен договору поставки (ст. 507 ГК РФ).
К сельхозпродукции относится и животноводческая продукция.
Обязанности заготовителя регулируются особо. По общему правилу заготовитель обязан принять сельхозпродукцию по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз.
В случае принятия сельхозпродукции в месте нахождения заготовителя он не вправе отказаться от принятия продукции, соответствующей по качеству и доставленной ему в срок.
По общему правилу заготовитель обязан возвращать производителю отходы от переработки сельхозпродукции с оплатой этих отходов по согласованной цене.
Ответственность производителя. Производитель сельхозпродукции, не исполнивший обязательства или исполнивший их ненадлежащим образом, несет ответственность лишь при наличии вины (так как риски в сельском хозяйстве очень велики: плохая погода, неурожай и т.д.).
Доказывание отсутствия вины возлагается на производителя сельскохозяйственной продукции, нарушившего обязательство. Он признается невиновным, если докажет, что принял все меры для надлежащего выполнения своих обязанностей по договору.
Производитель сельскохозяйственной продукции не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по договору контрактации не только в тех случаях, когда это было вызвано чрезвычайными и неотвратимыми обстоятельствами (например, засухой, наводнением, градобитием), но и в других случаях нарушения им этих обязанностей. В частности, производитель сельскохозяйственной продукции должен признаваться невиновным за неисполнение своих обязанностей по количеству реализуемой продукции, если оно вызвано нарушением обязанностей со стороны заготовителя, например невыплатой аванса, если выплата была предусмотрена договором.
Заготовитель, не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший обязательство, если иное не предусмотрено договором, освобождается от ответственности только в том случае, если докажет, что ненадлежащее исполнение явилось результатом непреодолимой силы.
При нарушении сторонами тех или иных условий договора контрактации применяются последствия, предусмотренные нормами о договоре поставки и общими положениями о договоре купли-продажи.
Неустойка (штраф, пени) может быть взыскана по основаниям и в размере, установленным конкретным договором контрактации (договорная неустойка), однако предусмотрена и законная неустойка.
Договор контрактации по ряду признаков похож на договор поставки. Тем не менее он выделен законодателем в самостоятельный вид договора, являющийся разновидностью договора купли-продажи.
Договор контрактации отличается от договора поставки следующими признаками:
• специальной сферой применения: он оформляет торговые отношения субъектов гражданского права, находящихся в городе, с производителем продукции, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сельскохозяйственной местности;
• субъектным составом: продавец является производителем продукции, передаваемой заготовителю;
• особым характером предмета договора: им является сельскохозяйственная продукция, причем произведенная самим продавцом;
• на исполнение договора влияют природные факторы, которые нельзя заранее предвидеть и устранить;
• особенность ответственности сторон: поставщик отвечает только при наличии своей вины, несмотря на то, что является предпринимателем, а предприниматель по общим правилам должен отвечать в гражданско-правовом порядке за неисполнение либо ненадлежащее исполнение и при отсутствии своей вины (п. 3 ст. 401 ГК РФ);
• законодательство в данном договоре защищает интересы слабой стороны, которой является производитель.
Контрактация сельскохозяйственной продукции
Договор контрактации - это соглашение, в силу которого производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи, а заготовитель обязуется принять сельскохозяйственную продукцию и оплатить ее (п. 1 ст. 535 ГК РФ).
По своей юридической природе договор контрактации:
Производителем является - любой субъект гражданского права (необязательно коммерческая организация или индивидуальный предприниматель). В этом заключается различие с договором поставки. Единственное, но решающее условие для применения норм о договоре контрактации - производителем должно быть лицо, действительно производящее (а не приобретающее готовую) сельскохозяйственную продукцию.
Заготовителем выступает только участник предпринимательской деятельности: коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. По договору контрактации заготовитель приобретает сельскохозяйственную продукцию только для переработки или продажи (но не потребления).
Форма договора контрактации - простая письменная (по признаку участия в договоре юридического лица).
Существенные условия договора контрактации исчерпываются его особым предметом - количеством и ассортиментом сельскохозяйственной продукции, выращиваемой (зерно, овощи и т. д.) или произведенной (птица, молоко и т. д.).
Иными особенностями договора контрактации заключаются в следующем:
Во-первых, законодатель в первую очередь защищает интересы производителя, наделяя его дополнительными правами и возлагая на заготовителя дополнительные обязанности (ст. ст. 536 и 537 ГК РФ).
Во-вторых, нормы Гражданского кодекса исходят из особого, рискового характера деятельности заготовителя (в первую очередь зависимой от климатических и погодных условий).
В отличие от общих правил об ответственности в предпринимательской деятельности, производитель сельскохозяйственной продукции (и только он), не исполнивший обязательство либо ненадлежащим образом исполнивший обязательство, несет ответственность лишь при наличии его вины.
Предметом договора контрактации может быть только сельскохозяйственная продукция, причем выращенная (произведенная) стороной, выступающей продавцом в данном договоре. Как правило, договор контрактации заключается на будущий товар - будущий урожай, приплод и т. п.
Объектом договора контрактации является сельскохозяйственная продукция, подлежащая передаче ее производителем заготовителю. Как было указано выше, наличие в виде объекта договорных отношений именно выращенной (произведенной) одним из их участников - производителем сельскохозяйственной продукции есть одна из специфических черт правовой конструкции договора контрактации.
В соответствии со ст. 268 ГК РФ в договоре контрактации должны предусматриваться:
- количество (по видам продукции), качество, сроки, порядок и условия доставки и места сдачи сельскохозяйственной продукции; обязанность заготовительных организаций и предприятий своевременно принять продукцию и оплатить ее по установленным ценам, а также сроки и размеры выдачи денежных авансов колхозам;
- обязанности по оказанию колхозам и совхозам помощи в организации производства сельскохозяйственной продукции и ее транспортировки на приемные пункты и предприятия.
Условия контрактации
Существенными условиями договора контрактации, без которых он не будет считаться заключенным, являются предмет (наименование, количество, ассортимент и качество сельскохозяйственной продукции), а также сроки сдачи продукции. Цена в договоре контрактации не отнесена к существенным условиям, как и при поставке. Не является существенным условием и место сдачи сельскохозяйственной продукции.
Договор контрактации относится к видам договора купли-продажи. Этот договор регулирует отношения относительно закупок производимой или выращиваемой сельскохозяйственной продукции исключительно у сельскохозяйственных организаций, а также крестьянских (фермерских) хозяйств. То, что договор контрактации относится к отдельным видам договора купли-продажи указывает то, что нормы, регулирующие данные отношения расположены в главе 30 ГК РФ с аналогичным названием.
Согласно статье 535 ГК РФ по договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю — лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.
Из смысла вышеуказанной статьи понимается, что договор контрактации является соглашением между стороной, производящей или выращивающей сельскохозяйственную продукцию, и стороной, которая приобретает данную продукцию для ее переработки и последующей реализации.
Для договора контрактации характерно возмездность, консенсуальность и взаимность.
Обязательства указанных сторон в законе раскрыты в статьях 536, 537 ГК РФ:
• сторона производителя обязана вырастить, произвести и передать сельхозпродукцию;
• сторона заготовителя обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз.
При наличии определенных обстоятельств следует заключать договор контрактации, а не иное соглашение, а именно:
• продукция, которая выращивалась либо производилась в хозяйстве у продавца;
• сельскохозяйственная продукция приобретается покупателем не для собственных нужд, а для целей предпринимательской деятельности, например, после приобретения сельскохозяйственной продукции ее перерабатывают для дальнейшей продажи.
Также, особенностью договора контрактации заключается в возможности заключить этот договор относительно продукции, которая появится только в будущем. Производитель осуществляет деятельность по выращиванию сельскохозяйственной продукции. Прежде всего это связано с различными стадиями производства, так как тут имеется прямая зависимость погодных условий, обработки почвы, посевом и уборкой. Порою эти условия не находятся в зависимости от воли производителя (засуха, затопление, и др. природные стихии).
Следует также отметить, что законодатель определил точный перечень продукции, которая относится конкретно к сельскохозяйственной. Данный перечень приведен в приложении №1 к Постановлению Правительства РФ «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной…» № 458.
Для признания любого вида договора легитимным и заключенным необходимо, чтобы он содержал обязательные юридические реквизиты. Данное требование касается также и договора контрактации. Исходя из этого общая структура договора контрактации должна соответствовать требованиям, указанным в главе 27 ГК РФ.
Единственная особенность, которая отличает данный вид договора от других – это его предмет. Предметом договора контрактации может быть только сельскохозяйственная продукция, которая выращивается и производится непосредственно продавцом и передается покупателю в необработанном (не переработанном) виде.
Также отметим, что производство определенного ассортимента, количества и качества сельхоз продукции, которую выращивает продавец по заказу покупателя оговаривается в качестве отдельного условия.
Федеральный закон №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» устанавливает такое понятие, как сельскохозяйственные товаропроизводители, под которыми понимаются организации и индивидуальные предприниматели. Деятельность данных субъектов направлена на производство сельскохозяйственной продукции либо ее переработки. И данная продукция должна соответствовать перечню, утвержденной Правительством РФ. Также в деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей входит реализация произведенной продукции при условии, что доля дохода сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70% за один календарный год.
Вышеуказанный Закон к субъектному составу товаропроизводителей относит:
Возникает вопрос, а как отличить договоры, которые заключаются с гражданами, продающие сельхозпродукцию, выращенную в приусадебных хозяйствах? Такие договоры также нужно считать договорами контрактации?
Особенность субъектного состава договора контрактации является то, что продавец ведет производственную деятельность по созданию сельскохозяйственной продукции. Целью которого является его дальнейшая продажа и получение прибыли от такой деятельности. В итоге по отношению к продавцу можно сказать, что он является производителем.
Кто же выступает у нас покупателем? Как правило, покупатель – это заготовитель.
Он профессиональный предприниматель. В качестве заготовителей по общему правилу выступают:
• переработчики сельскохозяйственной продукции (молокозаводы, текстильные предприятия и т.д.),
• профессиональные перепродавцы сельскохозяйственной продукции (оптовые торговые организации, организации потребительской кооперации).
В договоре контрактации есть условие о передаче заготовителю выращенную продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренных договором контрактации. То есть количество и ассортимент сельскохозяйственной продукции является существенным условием. Если в тексте договора отсутствует эти условия, то считается, что договор контрактации незаключенным.
Товаропроизводитель в договоре контрактации считается слабой стороной договора. Это связанно с тем, что его деятельность сильно зависит от климатических условий, физиологического состояния животных (скот, птица), являющихся основой сельскохозяйственной продукции. Для формирования режима гражданско-правовой защиты товаропроизводителя, который не считается виновным или недобросовестно исполнившим свои обязательства в основе своих отношений.
Бремя доказывания в своей невиновности по неисполнению договора контрактации лежит на производителе. Товаропроизводитель несет ответственность перед заготовителем по принципу вины. А Заготовитель несет ответственность перед товаропроизводителем по общим правилам, как лицо, допустившее нарушение договора при осуществлении предпринимательской деятельности.
Законодатель устанавливает в отношении заготовителя, как более сильной стороны в договоре, дополнительные обязанности:
• принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения,
• обеспечить вывоз продукции,
• за просрочку оплаты за полученную продукцию, уплачивает производителю пени в размере 1% от неоплаченной суммы за каждый день просрочки платежа (Указ Президента РФ N 1401 «Об упорядочении расчетов за сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары»).
Особенности контрактации
Договором контрактации называется договор, по которому производитель сельскохозяйственной продукции (продавец) обязуется передать произведенную им продукцию заготовителю (контрактанту), а последний обязуется принять и оплатить ее (ст. 535 ГК РФ).
Договором контрактации оформляются отношения по заготовке сельхозпродукции и сырья, т. е. основы благополучия любого общества.
Договор контрактации является разновидностью купли-продажи, а также договора поставки. Основные положения о контрактации содержатся в четырех статьях ГК РФ (параграф 5 главы 30 «Купля-продажа»). К отношениям по контрактации применяются правила о поставке (параграф 3 главы 30) и, наконец, общими правилами о купле-продаже (параграф 1 главы 30).
Если речь идет о закупке сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, последовательность применения правовых норм другая:
• в первую очередь также будут применяться правила параграфа 5 главы 30 ГК РФ;
• во вторую очередь - положения специальных нормативно-правовых актов о контрактации, и прежде всего Федеральный закон № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»;
• в третью очередь - параграф 4 главы 30 ГК о поставках товаров для государственных нужд;
• в четвертую очередь - специальные законы о поставках для государственных нужд (например, Федеральный закон № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», Федеральный закон от 29.12.94 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»);
• в пятую - правила о договорах поставки;
• и, в последнюю очередь, общие положения о купле-продаже.
Понятно, что такая сложная иерархия норм не облегчает их восприятие и применение.
Договор контрактации:
• всегда возмездный (основанием исполнения обязательства по передаче товара является получение покупной цены - и наоборот);
• консенсуальный, т. е. для его совершения достаточно соглашения сторон, а не реальная передача товара;
• взаимный, т. е. права и обязанности есть у обеих сторон.
Есть ряд признаков, отличающих контрактацию от поставки или купли-продажи. Эти признаки учитываются судом при решении вопроса, связанного с квалификацией договорных отношений сторон судебного спора.
Бесспорно, что именно от правильной квалификации договора во многом зависит правильность разрешения спора по существу:
Признак № 1: одной из сторон контрактации обязательно выступает производитель сельскохозяйственной продукции.
Признак № 2: особый объект договора - сельскохозяйственная продукция. Действующий ГК РФ не дает определения данного термина и не раскрывает ее возможные разновидности. Чуть ниже будет сделана попытка определения этого термина. Сельскохозяйственная продукция не должна быть подвергнута промышленной переработке.
Признак № 3: особый способ производства (получения) сельскохозяйственной продукции как элемент предмета обязательства, вытекающего из договора контрактации. Таким способом является выращивание (производство) сельскохозяйственной продукции.
При этом существенное значение имеет соблюдение следующих условий:
• сельскохозяйственная продукция, реализуемая по договору контрактации, должна быть выращена в собственном хозяйстве производителя сельскохозяйственной продукции;
• под реализуемой сельскохозяйственной продукцией следует понимать как продукцию, которую еще предстоит вырастить (произвести) в будущем, так и продукцию, уже имеющуюся у товаропроизводителя в момент заключения договора контрактации;
• сельскохозяйственная продукция должна быть выращена собственными усилиями производителя и за его счет.
При несоблюдении этих условий заключать договор контрактации нельзя. Следует оформлять договор подряда, возмездного оказания услуг и т. д.
Признак № 4: цель приобретения сельскохозяйственной продукции - дальнейшая переработка или продажа. Не имеет правового значения, что в процессе переработки закупленная по договору контрактации сельскохозяйственная продукция полностью потребляется или видоизменяется.
Признак № 5: должны присутствовать все указанные признаки. При отсутствии или изменении хотя бы одного из перечисленных признаков говорить о договоре контрактации нельзя.
Стороны этого договора - продавец (производитель продукции) и заготовитель (контрактант). В договоре контрактации не могут участвовать государство и граждане, не имеющие статуса предпринимателя.
Если речь идет о закупке сельско хозяйственной продукции для государственных нужд, то интересы государства представляют так называемые государственные заказчики - как правило, органы исполнительной власти федерального уровня и субъектов РФ.
Важно помнить о том, что продавцом по договору контрактации может выступать лицо, для которого производство сельскохозяйственной продукции является одним из основных видов деятельности:
• индивидуальные предприниматели, например, главы крестьянских или фермерских хозяйств;
• коллективные коммерческие организации. Объем правоспособности юридического лица должен охватывать возможность ведения им сельскохозяйственного производства (к примеру, банк не может быть продавцом по договору контрактации, поскольку его основная деятельность носит исключительный характер).
Производитель сельскохозяйственной продукции - это лицо, которое своими усилиями, в том числе трудом (личным или своих работников) и за свой счет, произвело (вырастило) сельскохозяйственную продукцию. Важно иметь в виду, что по договору контрактации предприниматель вправе продавать только произведенную им самим продукцию - об этом прямо говорится в пункте 1 статья 535 ГК РФ. Если планируется реализация продукции, произведенной кем-то другим, то отношения следует оформлять договором поставки или купли-продажи.
По договору контрактации не может быть реализована переработанная давальческая сельскохозяйственная продукция. Даже если субъект, переработавший и реализующий ее, сам осуществлял выращивание (производство) одноименной продукции. В случаях если имеет место реализация переработанной сельскохозяйственной продукции как собственного производства, так и давальческой, то квалификация договорных отношений должна производиться с учетом доли собственной продукции в общем объеме реализуемой по конкретному договору.
С другой стороны всегда находится заготовитель-предприниматель в виде организации или индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, занимающийся заготовкой сельскохозяйственной продукции для осуществления своей предпринимательской деятельности на профессиональной основе. Заготовителем может быть не только предприниматель, но и государственный орган.
Предметом договора контрактации может быть любая продукция сельскохозяйственного производства.
Любопытно отметить, что и нормативно-правовые акты, и юридическая литература употребляют термины « сельскохозяйственная продукция» или «продукты сельского хозяйства» без какого бы то ни было разъяснения.
Видимо, предполагается, что все и так ясно, хотя самый простой вопрос, например: «Относятся ли к сельскохозяйственной продукции дрожжи?» ставит в тупик многих специалистов. А ведь выяснение точного содержания терминов - основа правильной квалификации договорных отношений.
Сельское хозяйство - это одна из главных отраслей материального производства.
Основные отрасли сельского хозяйства - растениеводство и животноводство включают группы более мелких отраслей:
• растениеводство составляют полеводство, овощеводство и бахчеводство, плодоводство, виноградарство и т. д.;
• животноводство - скотоводство, овцеводство, свиноводство, птицеводство, коневодство и др.
Растениеводческие и животноводческие отрасли дифференцируются по группам культур, видам животных и т. д. - скотоводство мясное, мясомолочное, племенное и т. п.
Под продукцией принято понимать все количество продуктов, произведенных за определенный промежуток времени в мире, стране, отрасли хозяйства, на предприятии или конкретным работником, включая произведения умственного труда, литературы и искусства.
Под продуктом понимают:
• предмет вещественный или нематериальный как результат человеческого труда;
• предметы питания, съестные запасы;
• то, что служит для изготовления чего-либо.
Можно конкретизировать понятие сельскохозяйственной продукции путем выяснения содержания понятий и видового состава продукции основных отраслей сельского хозяйства - растениеводства и животноводства.
Продукция растениеводства - продукты растительного происхождения, получаемые в результате выращивания сельскохозяйственных культур, а также продукция выращивания и использования многолетних насаждений.
Не являются продукцией растениеводства продукты, полученные:
• после обработки или переработки растительного сырья (крупа, мука, растительное масло, овощные и фруктовые консервы и др.);
• в результате сбора дикорастущих плодов, ягод, грибов, не являются;
• в результате лесоводства.
Продукция животноводства - это результат выращивания и откорма скота, птицы и других сельскохозяйственных животных, а также продукты, получаемые в процессе хозяйственного использования скота и птицы (молоко, шерсть, яйца и др.). К продукции животноводства относятся сырые продукты, полученные в результате разведения крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, лошадей, оленей, кроликов, пушных зверей, птицы, а также продукты пчеловодства, шелководства, разведения рыбы и т. д.
К продукции животноводства не относятся продукты:
• добытые в результате промышленного рыболовства и охоты;
• полученные в результате убоя скота и другие продукты первичной промышленной переработки сельскохозяйственного сырья (мясо, сало, шкуры, масло животное, сыр и пр.), являющиеся продукцией промышленности.
Не исключен и формальный подход к определению понятия «сельскохозяйственной продукции» как к продукции, отнесенной к таковой Общесоюзным классификатором промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Сельскохозяйственная продукция как объект договоров по ее реализации выступает в виде вещей, определенных родовыми признаками. Может ли договор контрактации заключаться по отношению к вещи индивидуально-определенной?
И з определения, данного в ГК РФ, следует вывод, что его предметом являются вещи, определяемые родовыми признаками и в большинстве случаев - вещи ограниченного рода (например, не виноград вообще, а лишь выращенный данным хозяйством от определенной лозы).
Если исходить из того, что главной целью законодателя является обеспечение интересов производителя (т. е. лица, ведущего массовое производство сельскохозяйственной продукции), то при передаче по до говору индивидуально-определенной вещи (например, конкретного животного) специфика собственно сельскохозяйственного производства утрачивается.
Вывод: в таком случае нет необходимости в применении специальных норм о контрактации.
Продукция, являющаяся предметом договора контрактации, закупается для последующей переработки или продажи (п. 1 ст. 535 ГК РФ). Еще одно назначение этой продукции - помещение на хранение, т. е. в государственный фонд, резерв (ст. 2 Федерального закона № 53-ФЗ «о закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»). В любом случае предмет договора контрактации не предназначен для личного, семейного, домашнего или иного подобного использования (ст. 506 ГК РФ).
Контрактоваться по договору может не только сельскохозяйственная продукция или сырье (например, молоко), но и продукты, их переработки (например, масло или сливки).
Как правило, контрактуется будущий товар (урожай, приплод и т. д.), которого еще не существует на момент заключения договора. Однако в отношении продажи продуктов переработки сельскохозяйственного сырья моменты заключения и исполнения договора контрактации иногда могут совпадать.
Степень переработки может быть различной, конечный продукт порой вообще может иметь мало общего с исходным сырьем (например, казеиновый клей имеет мало общего с молоком, из которого получается казеин).
Как провести грань между сельскохозяйственной продукцией и промышленными товарами, изготовленными на ее основе? Полагаем, что если количество и качество продукта в первую очередь обусловлены характером применяемой технологии, а не процессом сельскохозяйственного производства исходного сырья, то такой продукт будет предметом поставки или купли-продажи, но не контрактации.
Как правило, договор контрактации так же, как и договор поставки, заключается в письменной форме. Если хотя бы одной из сторон является юридическое лицо, должны применяться правила, предусмотренные пунктом 1 статьи 161 ГК РФ: такие договоры должны совершаться в письменной форме.
Если и производитель, и заготовитель - физические лица, и договор контрактации опосредует отношения по передаче партий сельскохозяйственной продукции для последующей переработки и продажи, стоимость которых превышает 10 МРОТ, то также требуется соблюдение простой письменной формы договора.
Так или иначе, учитывая, что момент заключения договора контрактации отделен от момента его исполнения определенным (иногда значительным) промежутком времени и сторонам необходимо согласовать детали исполнения, простая письменная форма будет являться оптимальной для закрепления отношений сторон в целях дальнейшего надлежащего исполнения принятых ими на себя обязательств.
Часто закупки сельскохозяйственных продуктов производятся непосредственно в хозяйствах населения (например, ежедневный сбор молока, имеющегося в подсобных хозяйствах населения, закупка выращенных и собранных в личных подсобных хозяйствах плодов, овощей и т. д.). Сопоставление основных признаков договора контрактации с договором, заключаемым при закупке сельскохозяйственных продуктов непосредственно в хозяйствах населения, позволяет квалифицировать его как договор контрактации сельскохозяйственной продукции. Такой договор может заключаться устно (п. 2 ст. 159 ГК РФ).
Порядок заключения договора также схож с правилами о поставке; аналогичен и порядок разрешения разногласий.
Если при заключении договора между сторонами возникли разногласия по отдельным условиям договора, то сторона, предложившая заключить договор и получившая от другой стороны предложение о согласовании этих условий, должна в течение 30 дней со дня получения этого предложения (если иной срок не установлен законом или не согласован сторонами), принять меры по согласованию соответствующих условий договора либо письменно уведомить другую сторону об отказе от его заключения (п. 1 ст. 507 ГК РФ).
Сторона, получившая предложение по соответствующим условиям договора, но не принявшая мер по согласованию условий договора поставки и не уведомившая другую сторону об отказе от заключения договора в указанный срок, обязана возместить убытки, вызванные уклонением от согласования условий договор (п. 2 ст. 507 ГК РФ).
Цена - не существенное условие договора контрактации, так же как и поставки. Ее определение производится по общие правилам, предусмотренным для купли-продажи (ст. 485 ГК РФ). Статья 485 ГК РФ исходит из того, что условие о цене товара не относится к числу существенных, при отсутствии которых договор не считается заключенным. Если договором цена не определена и не может быть определена исходя из его условий, оплата то товара должна быть произведена по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
Особый порядок определения цены установлен для договоров поставки для государственных нужд. При поставке товаров покупателям по договорам поставки товаров для государственных нужд оплата товаров производится покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным контрактом, если иной порядок определения цен и расчетов не предусмотрен государственным контрактом.
Срок договора контрактации относится к числу его существенных условий, однако, в отличие от договора поставки, для контрактации он не так важен. В подавляющем большинстве случаев сроки заключения и исполнения договора контрактации не совпадают: продукцию необходимо вырастить. Продолжительность производственного цикла в сельском хозяйстве практически полностью определяется естественно-природными факторами. Значит, при отсутствии в договоре условия о сроке он легко может быть бы восполнен судом.
Обязанности производителя сельскохозяйственной продукции заключаются в передаче заготовителю произведенной продукции. Единственная особенность условия о передаче товара в договоре контрактации связана с необходимостью передать его в согласованном ассортименте.
Ассортимент - существенное условие договора контрактации (ст. 537 ГК РФ), что вполне объяснимо, ведь ассортимент сельскохозяйственной продукции после того, как началось ее производство, уже не может быть изменен. После окончания посевной остается лишь ждать урожая.
Обязанности заготовителя: принять товар и оплатить его. В отличие от общих норм, применяемых к купле-продаже, заготовитель, как правило, обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения. Кроме того, заготовитель обязан обеспечить ее вывоз за пределы хозяйства производителя (п. 1 ст. 536 ГК РФ).
Если договором предусмотрено принятие сельскохозяйственной продукции по местонахождению заготовителя или ином указанном им месте, то он не вправе отказаться от принятия своевременно переданных ему товаров надлежащего качества (п. 2 ст. 536 ГК РФ).
Дополнительные обязанности заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, могут предусматривать возврат производителю отходов такой переработки за соответствующую плату.
Обязанность оплаты приобретаемой сельскохозяйственной продукции определяется по общим правилам параграфа 3 главы 30 о поставке и параграфа 1 главы 30 о купле-продаже. Оплата обычно осуществляется авансом (полностью или частично), что позволяет производителям финансировать процесс производства продукции.
Как неоднократно подчеркивалось, сельскохозяйственное производство имеет свою специфику. Эта специфика существенно повлияла на правовую регламентацию ответственности сторон контрактации.
Законодатель отступил от общего правила об ответственности предпринимателей за нарушение обязательств на началах риска, т. е. независимо от вины, и уравновесил повышенный риск нарушения договора производителем (от случайных причин) принципом его ответственности только за вину (ст. 538 ГК РФ).
Иными словами, сельскохозяйственный производитель, доказавший отсутствие свой вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении договора, освобождается от ответственности.
А вот заготовитель, напротив, обычно отвечает за нарушение условий договора на общих основаниях для предпринимателей, т. е. его ответственность строится на началах риска. Только заготовитель - государственный орган по договору закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд так же, как и производитель, отвечает только за вину.
Поставка и контрактация
Действующим законодательством договор поставки отнесен к разновидностям купли-продажи и этот факт, отдельные исследователи, называют необоснованным, «поскольку единственное, что объединяет поставку и куплю-продажу, - это их правовая цель, т.е. направленность на передачу права собственности или иного производного вещного права на условиях возмездности и безвозвратности. Все остальные признаки принципиально отличают поставку от купли-продажи, а структура возникающих правоотношений не укладывается в структуру взаимодействия по купле-продаже». Разберемся, в сущности, и особенностях договора поставки.
В соответствии с действующим законодательством договор поставки - гражданско-правовой договор, по которому поставщик, т.е. продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст.506 ГК РФ).
Ключевой особенностью договора поставки выступает тот факт, что для рассматриваемого соглашения предусмотрен специальный субъектный состав. В качестве продавца (поставщика) в договоре поставки выступает предприниматель. Это может быть коммерческая организация либо гражданин - индивидуальный предприниматель. Поставщик продает либо производимые им товары, либо товары, закупленные для продажи.
Кто выступает покупателем? Ответ на этот вопрос можно дать, установив значение, для какой цели покупателем приобретаются товары у поставщика, ибо договором поставки признается только такой, в силу которого покупателю передаются товары для их использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. При этом под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать в том числе приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя (оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ и т.п.). (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки"). В том случае, если указанные товары приобретаются у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже (параграф 2 главы 30 ГК РФ). Таким образом, данный признак свидетельствует о том, что и в качестве покупателя по договору поставки должна выступать, как правило, коммерческая организация, занимающаяся предпринимательской деятельностью. Впрочем, субъектом договора поставки может быть и некоммерческая организация, если такого рода деятельность разрешена их учредителями и осуществляется в рамках их целевой правоспособности.
Кроме того, в договоре поставки может принимать участие самостоятельная фигура, именуемая получателем (ст. 509 ГК РФ). Получатель в данном случае не является стороной по договору, хотя на него могут быть возложены определенные обязанности, прежде всего, обязанность принять товар, а иногда и произвести оплату (ст. 516 ГК РФ).
Специфическими чертами обладает и объект поставки. Им является товар, понимаемый в широком смысле как материальный объект, продукт труда, обладающий потребительской стоимостью и изготовленный для реализации на рынке. Объектами поставки чаще всего выступают партии однородных товаров, оптовые партии и т.п. Разумеется, один и тот же товар может быть объектом и договора поставки, и договора купли-продажи. Но объектом купли-продажи может быть любая вещь, а при поставке она должна быть пригодной к использованию в предпринимательской деятельности.
Обратимся к существенным условиям договора поставки, ведь именно они определяют содержание соглашения.
Существенными условиями договора поставки являются предмет договора, т.е. наименование товара, его ассортимент и комплектность (ст.454-491 ГК РФ). Входит ли в существенные условия «количество товара»? Анализ материалов судебной практики позволяют сделать вывод о не включении в число существенных условий «количество передаваемого товара», так как Президиум ВАС РФ в своем постановлении №9938/00 указал, что условие о количестве подлежащего передаче товара может быть согласовано путем установления в договоре порядка его определения:
«Открытое акционерное общество "Ефремовский хлебозавод" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к предпринимателю А.И.Мамеевой о взыскании долга за поставленную продукцию и пеней за просрочку ее оплаты.
Решением от 24.08.2000 исковое требование удовлетворено в части взыскания долга. Во взыскании пеней отказано.
Постановлением апелляционной инстанции решение оставлено без изменения.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается названные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Рязанской области.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором на поставку кондитерских изделий, заключенным между ОАО "Ефремовский хлебозавод" (поставщик) и предпринимателем А.И.Мамеевой (покупатель), поставщик отгрузил в адрес покупателя печенье по товарной накладной N 01577.
Полученную продукцию покупатель оплатил частично, что послужило основанием для предъявления настоящего иска.
Отказывая во взыскании пеней, первая и апелляционная инстанции суда пришли к выводу о невозможности согласно названному договору определения количества подлежащего передаче товара, поэтому в силу пункта 2 статьи 465 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается незаключенным.
Данный вывод суда неправомерен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 465 названного Кодекса условие о количестве товара может быть согласовано путем установления в договоре порядка его определения.
Такой порядок определен сторонами в пункте 2 договора, которым предусмотрено согласование количества и ассортимента поставляемой продукции по телефону.
По утверждению поставщика, стороны руководствовались указанным пунктом договора и в соответствии с ним определяли количество и ассортимент поставляемой продукции.
Это обстоятельство не было предметом рассмотрения и оценки арбитражного суда.
Поскольку судебные акты приняты без всестороннего исследования всех обстоятельств дела, они подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение».
Таким образом, отсутствие указание в договоре на количество товара, но наличие условий позволяющих это количество установить не является основанием для признания договора поставки незаключенным. Безусловно, данное положение нельзя считать абсолютным, а судебная практика может быть изменчива, в этой связи, общей рекомендаций к заключению договоров поставки был бы совет указывать в соглашении и количество товара.
Рассматривая вопрос о существенных условиях договора поставки необходимо коснуться и такого условия как срок поставки и периоды поставки. С одной стороны законодатель в понятии договора поставки определяет «обусловленный срок» как существенное условие. Далее, в ст.508 ГК РФ законодатель закрепляет, что в случае, когда сторонами предусмотрена поставка товаров в течение срока действия договора поставки отдельными партиями и сроки поставки отдельных партий (периоды поставки) в нем не определены, то товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота. Наряду с периодом поставки договором могут быть предусмотрены и график поставки: декадный, почасовой, суточный и т.д.
Возникает логичный вопрос: является ли «срок» существенным условием соглашения, и о каком именно сроке идет речь: срок действия договора, срок поставки, периоды поставки?
На наш взгляд, срок действия договора (срок поставки) является существенным условием договора поставки. Если же не указаны периоды поставки, то применяется правило ст.508 ГК РФ, когда «товары должны поставляться равномерными партиями помесячно».
Еще одно условие договора – цена не является существенным. Соответственно, когда в договоре нет прямого указания о цене, и она не может быть определена из условий договора, оплата должна производиться по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги (п.3 ст.427 ГК РФ).
Обратимся к особенностям заключения и исполнения договора поставки.
Как следует из ст.507 ГК РФ, если при заключении договора поставки между сторонами возникли разногласия по отдельным условиям договора, то сторона, предложившая заключить договор и получившая от другой стороны предложение о согласовании этих условий, должна в течение 30 дней со дня получения этого предложения, если иной срок не установлен законом или не согласован сторонами, принять меры по согласованию соответствующих условий договора либо письменно уведомить другую сторону об отказе от его заключения. Сторона, получившая предложение по соответствующим условиям договора поставки, но не принявшая мер по согласованию условий договора и не уведомившая другую сторону об отказе от его заключения в 30-дневный срок, обязана возместить убытки, вызванные уклонением от согласования условий договора.
Порядок поставки товаров определяется ст.509 ГК РФ. Поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя. В случае, когда договором предусмотрено право покупателя давать поставщику указания об отгрузке (передаче) товаров получателям (отгрузочные разнарядки), отгрузка (передача) товаров осуществляется поставщиком получателям, указанным в отгрузочной разнарядке. Содержание отгрузочной разнарядки и срок ее направления покупателем поставщику определяются договором. Если срок направления отгрузочной разнарядки договором не предусмотрен, она должна быть направлена поставщику не позднее чем за 30 дней до наступления периода поставки. Непредставление покупателем отгрузочной разнарядки в установленный срок дает поставщику право либо отказаться от исполнения договора поставки, либо потребовать от покупателя оплаты товаров. Кроме того, поставщик вправе потребовать возмещения убытков, причиненных в связи с непредставлением отгрузочной разнарядки. В соответствии со ст.510 ГК РФ доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях. В случаях, когда в договоре не определено, каким видом транспорта или на каких условиях осуществляется доставка, право выбора вида транспорта или определения условий доставки товаров принадлежит поставщику, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота.
Договором поставки может быть предусмотрено получение товаров покупателем (получателем) в месте нахождения поставщика (выборка товаров). Если срок выборки не предусмотрен договором поставки, то выборка товаров покупателем (получателем) должна производиться в разумный срок после получения уведомления поставщика о готовности товаров. В соответствии со ст.515 ГК РФ, когда договором поставки предусмотрена выборка товаров покупателем (получателем) в месте нахождения поставщика, покупатель обязан осуществить осмотр передаваемых товаров в месте их передачи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. Невыборка покупателем (получателем) товаров в установленный договором поставки срок, а при его отсутствии в разумный срок после получения уведомления поставщика о готовности товаров дает поставщику право отказаться от исполнения договора либо потребовать от покупателя оплаты товаров.
Покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки (ст.516 ГК РФ). Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями. Если договором поставки предусмотрено, что оплата товаров осуществляется получателем (плательщиком), и последний неосновательно отказался от оплаты либо не оплатил товары в установленный договором срок, то поставщик вправе потребовать оплаты поставленных товаров от покупателя. В случае, когда в договоре поставки предусмотрена поставка товаров отдельными частями, входящими в комплект, оплата товаров покупателем производится после отгрузки (выборки) последней части, входящей в комплект, если иное не установлено договором.
Договор контрактации - гражданско-правовой договор, в соответствии с которым производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (ст.535 ГК РФ). К отношениям по договору контрактации, не урегулированным правилами 5 гл.30 ГК РФ, применяются правила о договоре поставки (ст.506-524 ГК РФ), а в соответствующих случаях о поставке товаров для государственных нужд (ст.525-534 ГК РФ).
Отношения, возникающие в связи с закупками и поставками сельскохозяйственной продукции и продовольствия для федеральных государственных нужд, регулируются специальным актом - Федеральным законом "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд". Названный закон был принят до принятия ГК РФ, поэтому есть определенные нестыковки между текстом Закона и ГК РФ, которые следует трактовать в пользу ГК РФ.
Специфическими для контрактации являются стороны и предмет договора. Продавцом по договору контрактации могут быть не только сельскохозяйственные коммерческие организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, для которых производство и реализация сельскохозяйственной продукции является предпринимательской деятельностью, но также и граждане, производящие сельскохозяйственную продукцию на приусадебных, садово-огородных и дачных участках. Покупателем (заготовителем) является лицо, осуществляющее закупки сельскохозяйственной продукции для последующей переработки или продажи, т.е. для использования в предпринимательской деятельности.
Важно подчеркнуть, что по договору контрактации реализуется сельскохозяйственная продукция, не подвергавшаяся какой-либо переработке. Переработанная сельскохозяйственная продукция относится к промышленной продукции, которая реализуется по договору поставки или по договору розничной купли-продажи. Это подтверждается в ст.1 Закона «О закупках сельхозпродукции», где закупка определена как - форма организованного приобретения государством сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия у товаропроизводителей (поставщиков) для последующей переработки или реализации потребителю (покупателю) на взаимовыгодных договорных условиях; Поставка - форма организованных договорных отношений между товаропроизводителем (поставщиком) и потребителем (покупателем) готовой для использования сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Если иное не предусмотрено договором контрактации, заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз (ст.536 ГК РФ). В случае, когда принятие сельскохозяйственной продукции осуществляется в месте нахождения заготовителя или ином указанном им месте, заготовитель не вправе отказаться от принятия этой продукции, соответствующей условиям договора контрактации и переданной ему в обусловленный договором срок. Договором может быть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, возвращать производителю по его требованию отходы от переработки продукции с оплатой по цене, определенной договором. Обязанности и ответственность производителя сельскохозяйственной продукции определены в ст.537, 538 ГК РФ. Он обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) сельскохозяйственную продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренных договором контрактации.
Производитель продукции, не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший обязательство, несет ответственность при наличии его вины. Приведем пример из практики:
«Закрытое акционерное общество "Группа Сарепта" обратилось в суд с иском о взыскании с Товарищества с ограниченной ответственностью "Юбилейное" 10213 руб. 51 коп. задолженности за поставленные семена горчицы и инкрустацию семян по договору контрактации 10213 руб. 51 коп. пени за просрочку поставки маслосемян горчицы.
Решением арбитражный суд Волгоградской области исковые требования удовлетворил со ссылкой на то, что ответчик, получив семена от истца, свои обязательства по поставке маслосемян не выполнил, поэтому с него подлежит взысканию сумма долга и пени предусмотренные договором за просрочку поставки маслосемян.
В апелляционной инстанции законность судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе, поступившей в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, СПК колхоз "Юбилейный" просит отменить решение суда в части взыскания пени и освободить их от ответственности. Заявитель указывает, что обязательства по поставке маслосемян не были исполнены в связи с гибелью посевов.
Проверив законность вынесенного судебного акта в соответствии со ст.162 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа находит основания для отмены состоявшегося судебного акта и передаче дела на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, между ТОО "Юбилейное" и ЗАО "Группа Сарепта" был заключен договор контрактации на поставку маслосемян горчицы, за оказанные услуги по поставке семян горчицы с инкрустацией.
Группа Сарепта свои обязательства по договору выполнила, а хозяйство "Юбилейное" свои обязательства не выполнило ссылаясь на засуху в данном регионе.
В обоснование своих доводов заявитель в кассационной жалобе прикладывает постановление Главы Боковского района Ростовской области и справку об агрометеорологических условиях весенне-летнего периода Боковской метеостанции.
В соответствии со ст.538 Гражданского кодекса РФ производитель сельскохозяйственной продукции, не исполнивший обязательство по договору контрактации, либо исполнивший его ненадлежащий образом, несет ответственность только при наличии вины.
Одним из таких оснований может служить засушливая погода.
Между тем при рассмотрении дела судом не были оценены эти доказательства, представленные суду кассационной инстанции».
Таким образом, при выяснении степени ответственности поставщик по договору контрактации должна быть выяснена степень его вины.
Поставка для государственных нужд (ст.525 ГК РФ) - контракт на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд. В пределах гражданско-правового регулирования находятся отношения между сторонами по двум договорам - государственному контракту и договору поставки, правовая природа и порядок заключения которых существенно отличаются друг от друга. Два названных договора опосредуют отношения поставки для государственных нужд.
Государственными нуждами признаются определяемые в установленном законом порядке потребности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
Поставки продукции для федеральных государственных нужд осуществляются в целях:
- создания и поддержания государственных материальных резервов Российской Федерации;
- поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации;
- обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств Российской Федерации;
- реализации федеральных целевых программ.
В этой связи можно выделить следующие законодательные акты: Федеральный закон №97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд"; Федеральный закон №60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"; действует целая группа подзаконных нормативных актов.
Названные обстоятельства налагают ряд особенностей на заключение, исполнение и расторжение договора поставки для государственных нужд. При регулировании поставки для государственных нужд возникает проблема согласования норм разных отраслей права и внутриотраслевого согласования; проблема согласования публичного и частного права.
Обратимся, прежде всего, к определению обозначенных договоров.
По государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст.526 ГК РФ).
Договором поставки для государственных нужд называется договор о передаче покупателю товаров, предназначенных для государственных нужд, заключаемый поставщиком на основе и во исполнение государственного контракта.
Особенным является, прежде всего – субъектный состав. Для различных договоров – состав участников может быть две или три стороны. Даже стороны в данном соглашении именуются Заказчик и Исполнитель.
Для организации работы по выполнению федеральных целевых программ и обеспечению поставок продукции для федеральных государственных нужд Правительство Российской Федерации утверждает государственных заказчиков (п.1 ст.3 ФЗ № 60). Государственным заказчиком может быть федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение.
Государственные заказчики обеспечивают, исходя из интересов государства, размещение заказов на поставку продукции для федеральных государственных нужд путем проведения открытых и (или) закрытых торгов, конкурсов, аукционов. Подробнейше этот вопрос урегулирован Федеральным законом №97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». На исполнение положений названного закона направлено множество подзаконных нормативных актов.
В частности можно выделить:
- Положение о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти при организации и проведении конкурсов на размещение заказов на поставку однотипной продукции для тылового обеспечения, утвержденное постановлением Правительства РФ N 294;
- Порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд МНС России, утвержденный приказом МНС РФ N БГ-3-17/134;
- Методические рекомендации МДС 80-17.01 «О порядке проведения конкурсов на выполнение работ, оказание услуг в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве в Российской Федерации» и многие другие.
Государственные заказчики могут на договорной основе передавать соответствующим предприятиям, организациям и учреждениям выполнение части своих функций на условиях, предусматриваемых Правительством Российской Федерации при утверждении государственных заказчиков (постановлением Правительства РФ N 294). Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом федеральным бюджетом, и являются ответственными за реализацию федеральных целевых программ и обеспечение федеральных государственных нужд. Правительство Российской Федерации предоставляет гарантии по обязательствам государственного заказчика в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета.
Участником конкурса может быть только поставщик (исполнитель), имеющий производственные мощности, оборудование и трудовые ресурсы, необходимые для производства товаров (работ, услуг). Иностранные поставщики (исполнители) товаров (работ, услуг) могут принимать участие в конкурсе в случае, если производство товаров (работ, услуг) для государственных нужд в Российской Федерации отсутствует или экономически нецелесообразно.
По результатам конкурса, государственные заказчики обеспечивают, исходя из интересов государства, размещение заказов на поставку продукции для федеральных государственных нужд. Таким образом, заключению договора предшествует особый порядок отбора поставщика, который, впрочем, проводится не всегда. В случаях определенных законодательством, заключение контракта возможно без проведения конкурса.
В случае, когда государственный контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа на поставку товаров для государственных нужд, государственный контракт должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения конкурса (п.4 ст.528 ГК РФ). Иной порядок предусмотрен п.1 ст.528 ГК РФ, когда проект государственного контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними. Сторона, получившая проект государственного контракта, не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного контракта другой стороне, а при наличии разногласий по условиям государственного контракта в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного контракта. Затем другая сторона в течение тридцати дней должна рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии государственного контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
В том случае, если государственным контрактом предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) определяемому государственным заказчиком покупателю по договорам поставки товаров для государственных нужд, то есть рассматриваемых отношениях появляется третья сторона, государственный заказчик не позднее тридцатидневного срока со дня подписания государственного контракта направляет поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю).
В таких отношениях участвуют три стороны: госзаказчик, поставщик и покупатель. При этом правоотношения между госзаказчиком и поставщиком регулируются государственным контрактом, между поставщиком и покупателем - договором поставки, а между госзаказчиком и покупателем - извещением о прикреплении и ранее (при разработке целевых программ и пр.) поданной заявкой.
В случаях, когда в соответствии с условиями государственного контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного контракта регулируются правилами, предусмотренными ГК РФ «О поставке» (п.1 ст.531 ГК РФ).
Необходимо акцентировать внимание на том обстоятельство, что поставщик может привлекать к исполнению государственного контракта третьих лиц. В этой связи на практике возник вопрос о возможности участия этих лиц в заключении договора со всеми вытекающими отсюда последствиями. В этой связи следует обратить внимание на письмо Минфина РФ N 3-01-01/01-48 "О заключении государственного контракта на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд", которым сообщена позиция Главного управления федерального казначейства. По их мнению, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено заключение с победителем конкурса (исполнителем) других государственных контрактов, в том числе трехсторонних, содержащих обязательство государственного заказчика перечислять средства федерального бюджета не победителю конкурса (исполнителю), а напрямую третьему лицу, привлекаемому для выполнения отдельных работ по государственному контракту (соисполнителю).
Говоря о поставщиках по поставке для государственных нужд, важно подчеркнуть, что существует круг потенциальных поставщиков (список законодательно не определен), которые не вправе отказываться от государственного заказа, для которых заключение государственного контракта является обязательным. Для федеральных казенных предприятий Правительство Российской Федерации может в необходимых случаях вводить режим обязательного заключения государственных контрактов на поставку продукции для федеральных государственных нужд.
Как закреплено в п.2 ст.5 Закона №97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» поставщики, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов в случае, если размещение заказа не влечет за собой убытков от ее производства. При необоснованном уклонении поставщика от заключения государственного контракта на поставку продукции для федеральных государственных нужд в случаях, когда обязательность заключения контракта установлена настоящим Федеральным законом, поставщик уплачивает покупателю штраф в размере стоимости продукции, определенной в проекте контракта.
Следующая особенность рассматриваемых договорных правоотношений заключается в том, что продукция, поставляемая по государственному контракту, должна соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов и особым условиям, устанавливаемым этим контрактом.
Государственный контракт и договор поставки для государственных нужд заключается в письменной форме.
Обязательными приложениями к государственному контракту (договору) являются:
- техническое задание (наименование работ, услуг, качественные и количественные характеристики и др.);
- календарный план (график);
- график платежей (в случае необходимости);
- протокол соглашения о контрактной цене.
К государственному контракту (договору) в установленном порядке могут прилагаться и другие необходимые приложения.
Заметим, что государственным контрактом могут быть предусмотрены контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению государственного контракта и оказание консультативной и иной помощи поставщику без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего. По решению Правительства Российской Федерации государственный заказчик может вносить необходимые изменения в государственный контракт или прекращать действие государственного контракта при условии возмещения им убытков поставщикам в соответствии с действующим законодательством.
Подписанный государственный контракт (договор) на практике регистрируется Заказчиком путем присвоения номера и указания даты регистрации. Соглашения о внесении изменений в заключенные государственные контракты (договора) регистрируются также путем присвоения номера и указания даты регистрации.
Государственный контракт (договор), а также соглашение о внесении изменений в заключенный государственный контракт (договор) заверяется печатью только после его регистрации в установленном порядке. Таким образом, регистрация договора – одно из обязательных условий его заключения.
Учитывая названные особенности государственного контракта, считаем рациональным позицию Ю.К. Толстого, о том, что юридическая природа государственного контракта далеко не очевидна, т.к. такие контракты заключаются не только в области поставки, но в целом по государственным заказам, в том числе по проектным и изыскательским работам. В этой связи, можно предположить, что государственный контракт является особым видом гражданско-правового договора, стоящим в одном ряду с предварительными и публичными договорами.
В заключение данного параграфа подчеркнем, что каждый из рассмотренных договоров купли-продажи обладает особым субъектным составом, порядком заключения соглашения.
Договор поставки, преимущественно, регулируется соглашением между сторонами, именно положениям договора законодатель отдает приоритет.
Важно подчеркнуть, что как контрактация, так и поставка для государственных нужд урегулированы не только гражданским законодательством, но и публичным правом, что связано с «публичной важностью» данных соглашений для общества и государства.
Содержание контрактации
Особенность правового регулирования договора контрактации как вида купли-продажи заключается в том, что к отношениям по договору контрактации, не урегулированным специальными правилами об этом договоре (§ 5 гл. 30 ГК), сначала подлежат применению правила о договоре поставки (§ 3 гл. 30), и только при отсутствии таковых - общие положения о купле-продаже (п. 2 ст. 535 ГК). Это свидетельствует о значительном сходстве правоотношений контрактации и поставки. Но данное обстоятельство не может служить основанием для признания договора контрактации разновидностью договора поставки, а не отдельным видом договора купли-продажи, как это иногда имеет место в юридической литературе.
Производитель сельскохозяйственной продукции обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) сельскохозяйственную продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренных договором контрактации (ст. 537 ГК). Таким образом, условия о количестве и ассортименте сельскохозяйственной продукции, подлежащей передаче заготовителю, являются существенными условиями договора контрактации; при их отсутствии в тексте договора он должен признаваться незаключенным. Иные обязанности производителя сельскохозяйственной продукции специальными правилами о договоре контрактации не регулируются, поэтому они должны определяться применительно к обязанностям поставщика по договору поставки товаров, а также продавца по договору купли-продажи.
Обязанности заготовителя по договору контрактации в основном тождественны обязанностям покупателя по договору поставки (за рамками специальных правил § 5 гл. 30 ГК). Поскольку в данных правоотношениях слабой стороной, как правило, является производитель сельскохозяйственной продукции, ему предоставлены некоторые дополнительные права по сравнению с продавцом или поставщиком, а на заготовителя соответственно возлагаются некоторые дополнительные обязанности. Например, в виде диспозитивной нормы ГК установлено, что заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз. В договоре может быть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, по требованию производителя возвращать отходы такой переработки с оплатой по цене, определенной договором (п. 1 и п. 3 ст. 536 ГК).
Производитель сельскохозяйственной продукции в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств несет ответственность перед заготовителем лишь при наличии его вины. Данное положение является исключением из общего правила, предусмотренного п. 3 ст. 401 ГК. Что касается заготовителя, то он отвечает по общим правилам как лицо, допустившее нарушение договора при осуществлении предпринимательской деятельности. Более того, за просрочку оплаты полученной сельскохозяйственной продукции заготовитель несет ответственность в форме пени, предусмотренной Указом Президента РФ "Об упорядочении расчетов за сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары", в размере одного процента от неоплаченной суммы за каждый день просрочки платежа.
Характеристика контрактации
Договор контрактации – договор, по которому производитель сельскохозяйственной продукции (продавец) обязуется передать произведенную им продукцию заготовителю (контрактанту), а последний обязуется принять и оплатить ее (ст. 535 ГК).
Договор этот применяется в сфере предпринимательства, им оформляется передача продукции одним собственником другому.
Разновидностью договора является поставка сельскохозяйственной продукции для государственных нужд.
Особенностью данного вида договора является то, что он одновременно содержит признаки двух видов договоров: купли-продажи и поставки. Это обстоятельство позволяет считать его разновидностью указанных двух договоров и обусловливает сложный состав правовых норм, которыми он регулируется, и особый порядок их применения.
Правовые нормы, регулирующие данный договор, должны применяться в следующей очередности: нормы о контрактации; нормы о поставке; нормы о купле-продаже.
Очередность применения правовых норм, регулирующих договор поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд: нормы о контрактации; нормы, содержащиеся в специальном законе (ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»); нормы ГК РФ о поставках товара для государственных нужд; специальные законы о поставках для государственных нужд («О поставках продукции для федеральных государственных нужд», «О государственном материальном резерве»); нормы ГК РФ об общих положениях договора купли-продажи.
Нормы, специально посвященные договору контрактации для государственных нужд, в ГК РФ отсутствуют.
Договор контрактации отличается от договора поставки по следующим признакам:
• специальной сферой применения: он оформляет торговые отношения субъектов гражданского права, находящихся в городе, с производителем продукции, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сельскохозяйственной местности;
• субъектным составом: продавец является производителем продукции, передаваемой заготовителю;
• особым характером предмета договора: им является сельскохозяйственная продукция, причем произведенная самим продавцом;
• на исполнение договора влияют природные факторы, которые нельзя заранее предвидеть и устранить;
• особенность ответственности сторон: поставщик отвечает только при наличии своей вины, несмотря на то, что является предпринимателем, а предприниматель по общим правилам должен отвечать в гражданско-правовом порядке за неисполнение либо ненадлежащее исполнение и при отсутствии своей вины (п. 3 ст. 401 ГК);
• законодательство по данному договору защищает интересы слабой стороны, которой является производитель.