Доверительное управление имуществом по Гражданскому кодексу Российской Федерации и по договору траста
Многие международные схемы по оптимизации и минимизации налогообложения либо построены на основе международного траста, либо используют его механизм в качестве составной части общей схемы. Потенциальный пользователь преимуществ международного траста на первой же стадии — ознакомления с преимуществами трастов, учрежденных в отдельных странах, главным образом в офшорных зонах, сталкивается с целым рядом проблем, связанных с использованием терминологии: специальная терминология, применяемая юристами и налоговыми консультантами, предлагающими услуги в офшорных зонах, не совпадает с ее толкованием в стране постоянного местопребывания клиента; очень часто юристы и консультанты из-за этого не понимают реальных проблем клиента, а клиенты не всегда могут четко сформулировать те цели, которых они намереваются достичь с помощью учреждения офшорного траста.
Попытки разобраться в сущности предлагаемых схем и вариантов Использования механизма международного траста с помощью популярной или специальной литературы не всегда заканчиваются успехом. Подавляющая часть книг и брошюр о международном трасте ориентирована на читателя, имеющего хотя бы начальную специальную подготовку либо опыт работы с предприятиями, расположенными в офшорных зонах.
Особую сложность для российских предпринимателей представляет система различий между нормами ГК РФ о доверительном управлении и нормами и правилами, на которых основываются схемы международного траста. До последнего времени специальная литература была лишь переводной. Даже в тех редких случаях, когда переводы были сделаны аккуратно и грамотно, трудно было разобраться в различиях применяемой терминологии. Интерес вызывали сборники статей различных авторов по довольно узким специальным вопросам, предназначенные квалифицированным и опытным читателям. Причем они адресовались не пользователям услуг трастовых компаний в офшорах, а узкому кругу высококвалифицированных специалистов по международному налоговому планированию за рубежом. Неудивительно, что такая литература с трудом находила читателей, а то и вызывала у них реакцию отторжения.
Ниже сделана попытка разъяснить особенности международного траста путем выявления различий между нормами Гражданского кодекса РФ по доверительному управлению имуществом и теми нормами и правилами, которые лежат в основе международного траста.
Гражданский кодекс РФ состоит из двух частей. Часть первая Гражданского кодекса содержит общее положение, имеющее характер основополагающих начал, а Часть вторая посвящена детальной регламентации всех видов гражданско-правовых договоров, а также внедоговорных обязательств. В части первой нормы, регулирующие сферу доверительного управления имуществом, содержатся в Подразделе 2 «Лица»; главе 3 «Граждане (физические лица)»; в статьях 27 «Эмансипация», 31 «Опека и попечительство», 32 «Опека», 33 «Попечительство», 34 «Органы опеки и попечительства», 35 «Опекуны и попечители», 36 «Исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей», 37 «Распоряжение имуществом подопечного», 38 «Доверительное управление имуществом подопечного», 39 «Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей», 40 «Прекращение опеки и попечительства»; в Подразделе 4 «Сделки и представительство»; главе 10 «Представительство. Доверенность» (ст. 182—189).
В Части второй ГК РФ соответствующие нормы содержатся в главе 53 «Доверительное управление имуществом».
Статьи Части первой ГК 27, 31—40 регулируют вопросы доверительного управления имуществом недееспособных или не полностью дееспособных граждан. В принципе это не объект рассмотрения данной книги. Однако следует отметить, что нормы, содержащиеся в отмеченных статьях, следует учитывать при рассмотрении доверительного управления имуществом в тех случаях, когда недееспособные или не полностью дееспособные лица выступают бенефициарами в соответствии с условиями договоров по доверительному управлению.
Нормы, содержащиеся в главе 10 «Представительство. Доверенность», являются базовыми для норм главы 53 «Доверительное управление имуществом». Особое значение имеют нормы, содержащиеся в статьях 182 «Представительство», 184 «Коммерческое представительство», 185 «Доверенность», 186 «Срок доверенности», 187 «Передоверие», 188 «Прекращение доверенности» и 189 «Последствия прекращения доверенности».
Статья 182 гласит, что сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого. Следует отметить, что данная общая норма Гражданского законодательства служит основой не только для специальных норм, зафиксированных в главе 53 «Доверительное управление имуществом», но и для определения налоговых обязательств по налогу на имущество представителя и представляемого.
Забегая вперед, отметим, что именно данная норма определяет главное отличие доверительного управления имуществом по Гражданскому кодексу РФ от траста, учреждаемого на основе норм имущественного права в странах с англосаксонской системой права, не позволяя представляемому лицу (или учредителю управления) использовать возможности, аналогичные тем, которые имеет учредитель траста на основе норм имущественного права.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
В п. 3 данной статьи определено, что представитель «не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично. Он не может также совершать такие сделки в отношении другого яйца, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев коммерческого представительства».
Ряд дополнительных норм установлен в Гражданском кодексе в отношении коммерческого представительства. В частности в п. 3 ст. 184 зафиксировано: «Коммерческое представительство осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме и содержащего указания на полномочия представителя, а при отсутствии таких указаний — также и доверенности.
Коммерческий представитель обязан сохранять в тайне ставшие ему известными сведения о торговых сделках и после исполнения данного ему поручения». В п. 4 данной, статьи указывается, что коммерческое представительство в отдельных сферах предпринимательской деятельности устанавливается законом и иными правовыми актами.
Из общих норм в отношении доверенности для целей применения специальных норм, регулирующих доверительное управление имуществом, необходимо отметить следующие. Пункт 1 ст. 185 определяет, что доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть дано представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу. В п. 2 данной статьи определено, что доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Особо следует подчеркнуть нормы, содержащиеся в ст. 186 «Срок доверенности», которые сформулированы следующим образом:
«1. Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения.
Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.
2. Удостоверенная нотариусом доверенность, предназначенная для совершения действий за границей и не содержащая указание о сроке ее действия, сохраняет силу до ее отмены лицом, выдавшим доверенность».
Ограничение срока действия доверенности, установленное в процитированной статье, существенно отличает деятельность уполномоченного лица по Гражданскому кодексу РФ о деятельности доверительного управляющего на основе договора международного траста. Предельный срок в три года в принципе может быть пролонгирован путем выдачи новой доверенности на тех же условиях. В специальных статьях главы 53 «Доверительное управление имуществом» допускается заключение договоров доверительного управления имуществом на больший срок (п. 2 ст. 1016). Однако по договору международного траста срок полномочий доверительного управляющего может быть установлен на 100 и более лет.
Целый ряд отличий доверительного управления по Гражданскому кодексу РФ от международного траста вытекает из норм ст. 188 ГК РФ «Прекращение доверенности».
В соответствии с п. 1 ст. 188 ГК РФ действие доверенности прекращается вследствие:
4) прекращения юридического лица, от имени которого выдана доверенность;
5) прекращения юридического лица, которому выдана доверенность;
6) смерти гражданина, выдавшего доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим;
7) смерти гражданина, которому выдана доверенность, признания то недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.
Вышеприведенные основания для прекращения действия доверенности являются обязательными по Гражданскому кодексу РФ, а по (оговору международного траста подобные основания могут либо не включаться в договор об учреждении траста, либо быть сформулированными иначе. Срок, на который учреждается международный траст, может быть не установлен либо установлен на 100 или 500 лет. 3 принципе, возможны условия договора, в соответствии с которыми последующая отмена траста учредителем не допускается, особые нормы и процедуры могут быть установлены для отказа от доверенности доверительным управляющим.
В связи с тем, что отношения, возникающие в результате учреждения международного траста, не прекращаются автоматически при наступлении таких событий как смерть учредителя траста, признание его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим, а также по ряду других оснований, можно сказать, что нормы Гражданского кодекса РФ отличаются от норм, регламентирующих последствия прекращения действия договора международного траста.
В Части второй Гражданского кодекса РФ (Раздел IV Отдельные виды обязательств) доверительному управлению имуществом отведена глава 53 (статьи 1012—1026).
В соответствии с п. 1 ст. 1012 ГК РФ «Договор доверительного управления имуществом»: «По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя)»... Процитированное определение в принципе соответствует и определению договора международного траста. Можно отметить лишь следующее отличие — в договорах международного траста может отсутствовать указание на то, что доверительный управляющий обязуется действовать в интересах учредителя управления, но обязательным является указание на то, что доверительный управляющий должен действовать в интересах выгодоприобретателя или выгодоприобретателей. Учредитель траста может указать себя в качестве такого выгодоприобретателя, а может и не указывать. Выгодоприобретатели по договору международного траста именуются бенефициарами. Однако, п. 1 ст. 1012 ГК РФ процитирован не полностью. Его текст завершается приведением следующей нормы: «... Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему».
Последняя норма полностью соответствует и фактически вытекает из нормы, содержащейся в п. 1 ст. 182, в соответствии с которой сделка, совершенная представителем в силу полномочий, основанных на доверенности, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого. Представляемым в данном случае является учредитель доверительного управления, а доверительный управляющий выступает в качестве представителя учредителя управления.
Сохранение права собственности на имущество, переданное в доверительное управление, за учредителем доверительного управления выступает в качестве основного отличия доверительного управления по ГК РФ от договора международного траста. По договору международного траста передача имущества означает переход права собственности на это имущество, то есть учредитель траста («settlor») утрачивает право собственности на имущество, переданное в траст.
Другие статьи ГК РФ, относящиеся к доверительному управлению имуществом, в основном соответствуют тем нормам и правилам, которые применяются в договорах международного траста, за исключением норм ГК РФ, содержащихся в п. 2 ст. 1018 «Обособление имущества, находящегося в доверительном управлении», ст. 1024 «Прекращение договора доверительного управления имуществом», ст. 1025 «Передача в доверительное управление ценных бумаг».
Гражданский кодекс РФ определяет следующие требования к форме договора доверительного управления имуществом (ст. 1017): договор должен быть заключен в письменной форме; если объектом доверительного управления выступает недвижимое имущество, то договор должен быть заключен в форме, предусмотренной для договора продажи недвижимого имущества. В соответствии со ст. 550 договор продажи недвижимости должен заключаться в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Кроме того, передача недвижимого имущества подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество.
Особо следует подчеркнуть, что в соответствии с п. 3 ст. 1017 «несоблюдение формы договора доверительного управления имуществом или требования о регистрации передачи недвижимого имущества в доверительное управление влечет недействительность договора».
В ГК РФ выдвигается ряд требований по обособлению имущества, находящегося в доверительном управлении. Эти требования сформулированы следующим образом (ст. 1018):
«1. Имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя управления, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет. Для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, открывается отдельный банковский счет.
2. Обращение взыскания по долгам учредителя управления на имущество, переданное им в доверительное управление, не допускается, за исключением несостоятельности (банкротства) этого лица. При банкротстве учредителя управления доверительное управление этим имуществом прекращается и оно включается в конкурсную массу».
Требования по обособлению имущества, переданного в доверительное управление, от имущества доверительного управляющего об отражении этого имущества на отдельном балансе у доверительного управляющего, по ведению самостоятельного учета и открытию отдельного банковского счета, полностью соответствуют требованиям договора международного траста.
Требования же об обособлении имущества, переданного в доверительное управление, от другого имущества учредителя управления, при международном трасте является излишним, так как имущество, переданное в траст, перестает быть имуществом учредителя траста. На этом основании становится невозможным обращение взыскания по долгам учредителя траста на имущество, переданное в траст, в том числе и в случае несостоятельности (банкротства) этого лица.
При соблюдении всех необходимых условий, а также специфических требований, предъявляемых к договору международного траста, при банкротстве учредителя траста доверительное управление имуществом, переданным в траст, не прекращается и оно не может быть включено в конкурсную массу.
В полной мере к договору международного траста применимы нормы, сформулированные в ст. 1019 ГК РФ «Передача в доверительное управление имущества, обремененного залогом». Данная статья гласит:
41. Передача заложенного имущества в доверительное управление не лишает залогодержателя права обратить взыскание на это имущество.
2. Доверительный управляющий должен быть предупрежден о том, что передаваемое ему в доверительное управление имущество обременено залогом. Если доверительный управляющий не знал и не должен был знать об обременении залогом имущества, переданного ему в доверительное управление, он вправе потребовать в суде расторжения договора доверительного управления имуществом и уплаты причитающегося ему по договору вознаграждения за один год».
В конкретных странах установлены специальные нормы и правила, регламентирующие передачу в траст имущества, обремененного залогом. При этом особо оговариваются права доверительного управляющего по отказу от исполнения обязательств в тех случаях, когда последний не знал и не должен был знать об обременении залогом имущества, переданного в траст. Возмещение убытков и причитающегося вознаграждения доверительному управляющему в подобных случаях могут превышать аналогичные размеры, установленные в соответствии с требованиями ГК РФ.
Права и обязанности доверительного управляющего по Гражданскому кодексу РФ в основном соответствуют правам и обязанностям доверительного управляющего по договору траста. В ГК РФ права и обязанности доверительного управляющего определены следующим образом (ст. 1020):
«1. Доверительный управляющий осуществляет в пределах, предусмотренных законом или договором доверительного управления имуществом, правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление. Распоряжение недвижимым имуществом доверительный управляющий осуществляет в случаях, предусмотренных договором доверительного управления.
2. Права, приобретенные доверительным управляющим в результате действий по доверительному управлению имуществом, включаются в состав переданного в доверительное управление имущества. Обязанности, возникшие в результате таких действий доверительного управляющего, исполняются за счет этого имущества.
3. Для защиты права на имущество, находящееся в доверительном управлении, доверительный управляющий вправе требовать всякого устранения нарушения его прав (статьи 301,302,304,305).
4. Доверительный управляющий представляет учредителю управления и выгодоприобретателю отчет о своей деятельности в сроки и в порядке, которые установлены договором доверительного управления имуществом».
Согласно п. 3 процитированной выше статьи ГК РФ доверительный управляющий может совершать те же действия, что и собственник имущества. Он вправе истребовать имущество, переданное в доверительное управление, из чужого незаконного владения (ст. 301), а также истребовать имущество от добросовестного приобретателя в установленном законом порядке. Статья 302 «Истребование имущества от добросовестного приобретателя» гласит:
«1. Если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
2. Если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.
3. Деньги, а также ценные бумаги на предъявителя не могут быть истребованы от добросовестного приобретателя».
Доверительный управляющий, как и собственник имущества, может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304).
Особо следует подчеркнуть, что п. 3 ст. 1020 ГК РФ предоставляет доверительному управляющему право на защиту имущества, переданного в доверительное управление, и иных прав, также против собственника этого имущества путем распространения на доверительного управляющего действия статьи 305 «Защита прав владельца, не являющегося собственником». Данная статья в ГК РФ сформулирована следующим образом:
«Права, предусмотренные статьями 301—304 настоящего кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника».
Как договор международного траста, так и договор доверительного управления имуществом по ГК РФ могут предусматривать возможность передачи доверительного управления имуществом доверительным управляющим другому лицу в определенных случаях. Возможность и правила такой передачи фиксируются в каждом конкретном договоре. ГК РФ устанавливает следующие правила передачи доверительного управления имуществом (ст. 1021):
«1. Доверительный управляющий осуществляет доверительное управление имуществом лично, кроме случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
2. Доверительный управляющий может поручить другому лицу совершать от имени доверительного управляющего действия, необходимые для управления имуществом, если он уполномочен на это договором доверительного управления имуществом, либо получил на это согласие учредителя в письменной форме, либо вынужден к этому в силу обстоятельств для обеспечения интересов учредителя управления или выгодоприобретателя и не имеет при этом возможности получить указания учредителя управления в разумный срок.
Доверительный управляющий отвечает за действия избранного им поверенного как за свои собственные».
Следует отметить, что норма о том, что доверительный управляющий полностью отвечает за действия избранного им поверенного как за свои собственные, всегда включается в договор траста, если этот договор предусматривает возможности полной или частичной передачи доверительного управления имуществом траста.
ГК РФ, как видно из текста выше процитированной статьи, допускает возможность установления любых процедур получения согласия или указаний учредителя управления на те или иные действия доверительного управляющего. Договор международного траста тоже может предусматривать подобные процедуры, однако, если учредитель траста оставляет за собой право контролировать доверительного управляющего или чрезмерно ограничивает возможности управляющего по принятию решений самостоятельно, то существует потенциальная опасность того, что договор траста будет признан фиктивной сделкой со всеми вытекающими последствиями.
Одним из основных вопросов договоров, связанных с доверительным управлением имуществом, является вопрос ответственности доверительного управляющего. Нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие ответственность доверительного управляющего, зафиксированные в п. 1, 2, 4 ст. 1022, в принципе соответствуют нормам договоров международного траста. Эти нормы сформулированы следующим образом:
«1. Доверительный управляющий, не проявивший при доверительном управлении имуществом должной заботливости об интересах выгодоприобретателя или учредителя управления, возмещает выгодоприобретателю упущенную выгоду за время доверительного управления имуществом, а учредителю управления убытки, причиненные утратой или повреждением имущества, с вычетом его естественного износа, а также упущенную выгоду.
Доверительный управляющий несет ответственность за причиненные убытки, если не докажет, что эти убытки произошли вследствие непреодолимой силы либо действий выгодоприобретателя или учредителя управления.
2. Обязательства по сделке, совершенной доверительным управляющим с превышением предоставленных ему полномочий или с нарушением установленных для него ограничений, несет доверительный управляющий лично. Если участвующие в сделке третьи лица не знали и не должны были знать о превышении полномочий или об установленных ограничениях, возникшие обязательства подлежат исполнению в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи. Учредитель управления может в этом случае потребовать от доверительного управляющего возмещения понесенных им убытков...
4. Договор доверительного управления имуществом может предусматривать предоставление доверительным управляющим залога в обеспечение возмещения убытков, которые могут быть причинены учредителю управления или выгодоприобретателю ненадлежащим исполнением договора доверительного управления.
Ответственность доверительного управляющего по договору международного траста обычно устанавливается на основе тех же принципов, которые зафиксированы в процитированных пунктах ст. 1022 ГК РФ. Различия могут состоять в правилах определения упущенной выгоды за период доверительного управления имуществом, а также в правилах по определению убытков, причиненных действиями или бездействием доверительного управляющего. Кроме того, возможно включение норм договора, в соответствии с которыми доверительный управляющий обязан возместить убытки выгодоприобретателям траста (бенефициарам), а не учредителю траста. За доверительным управляющим траста сохраняется возможность освобождения от ответственности за причиненные убытки в тех случаях, когда он может доказать, что эти убытки произошли вследствие непреодолимой силы либо действий учредителя траста, либо бенефициаров.
Общей также является норма о том, что доверительный управляющий лично и полностью несет все обязательства по сделкам, совершенным им с превышением предоставленных ему полномочий или с нарушением установленных для него ограничений.
Практика договоров международного траста не исключает возможности включения положений о предоставлении доверительным управляющим обеспечения возмещения возможных убытков (в том числе и в форме залога) бенефициаром или учредителем траста, которые могут возникнуть вследствие ненадлежащего исполнения договора доверительным управляющим.
Особое внимание следует обратить на п. 3 ст. 1022 ГК РФ, который сформулирован следующим образом:
«Долги по обязательствам, возникшим в связи с доверительным управлением имуществом, погашаются за счет этого имущества. В случае недостаточности этого имущества взыскание может быть обращено на имущество доверительного управляющего, а при недостаточности и его имущества на имущество учредителя управления, не переданное в доверительное управление».
Общими и для доверительного управления по Гражданскому кодексу РФ, и по договорам международного траста являются нормы, в соответствии с которыми долги по обязательствам, возникающим в связи с доверительным управлением имуществом, погашаются за Счет этого имущества (разумеется, при условии, что эти долги возникли не по вине доверительного управляющего и не в результате превышения последним своих полномочий), а в случае недостаточности этого имущества, взыскание может быть обращено на имущество доверительного управляющего.
Принципиальное отличие доверительного управления имуществом по ГК РФ состоит в том, что при недостаточности имущества, переданного в доверительное управление, и недостаточности имущества доверительного управляющего взыскание может быть обращено и на имущество учредителя управления, не переданное в доверительное управление! Эта норма основывается на том, что имущество, переданное в доверительное управление в соответствии с ГК РФ, продолжает оставаться имуществом учредителя управления. Если бы подобная норма распространялась на договоры международного траста, то эти трасты в значительной мере потеряли бы свою привлекательность.
Одним из основных мотивов учреждения международного траста является разделение имущества учредителя траста на переданное и не переданное в траст таким образом, чтобы предотвратить обращение взыскания по долгам учредителя управления на имущество, переданное в траст. Сама возможность обращения взыскания по долгам, связанным с трастом, на имущество учредителя траста, не переданное в траст, отвратила бы от трастовых схем подавляющее большинство потенциальных пользователей.
Следует отметить, что рассматриваемая норма ГК РФ может стать серьезным препятствием для развития таких форм доверительного управления имуществом, как «трастовые операции» коммерческих банков, фонды коллективного инвестирования (паевые и акционерные инвестиционные фонды) в Российской Федерации.
Нормам договоров международного траста в полной мере соответствует ст. 1023 «Вознаграждение доверительному управляющему», в соответствии с которой доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления имуществом, а также на возмещение необходимых расходов, произведенных при доверительном управлении имуществом, за счет доходов от использования этого имущества. ГК РФ никаким образом не ограничивает возможности сторон по определению системы возмещения необходимых расходов и определения вознаграждения доверительному управляющему.
Прекращение договора доверительного управления имуществом по РФ наступает (в установленных в п. 1 ст. 1024 случаях) вследствие:
— смерти гражданина, являющегося выгодоприобретателем, или ликвидации юридического лица — выгодоприобретателя, если договором не предусмотрено иное;
— отказа выгодоприобретателя от получения выгод по договору, если договором не предусмотрено иное;
— смерти гражданина, являющегося доверительным управляющим, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим, а также признания индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом)
— отказа доверительного управляющего или учредителя управления от осуществления доверительного управления в связи с невозможностью для доверительного управляющего лично осуществлять доверительное управление имуществом;
— отказа учредителя управления от договора по иным причинам чем та, которая указана в абзаце пятом настоящего пункта, при условии выплаты доверительному управляющему обусловленного договором вознаграждения;
— признания несостоятельным (банкротом) гражданина-предпринимателя, являющегося учредителем управления.
Нормы п. 1 ст. 1024 основаны на нормах п. 1 ст. 188 ГК РФ «Прекращение доверенности». Особо подчеркнем, что в соответствии с ГК РФ признание несостоятельным (банкротом) гражданина-предпринимателя, являющегося учредителем управления, договор доверительного управления имуществом прекращается. ГК РФ, таким образом, устанавливает для этой категории граждан особую норму. ГК РФ не выделяет тот случай, когда договор доверительного управления заключается до того момента, когда гражданин начинает предпринимательскую деятельность. В целом ряде стран подобное выделение особо оговаривается в законодательных документах или решениях судов, создающих судебные прецеденты. Как правило, если траст учреждается до момента возникновения обязательств, долги по которым становятся основанием для обращения взыскания на имущество учредителя траста (и при условии, что траст учреждается не специально для того, чтобы предотвратить обращение взыскания на имущество учредителя), то обращение взыскания на имущество, переданное в траст, не осуществляется.
ГК РФ предусматривает норму, в соответствии с которой при отказе одной стороны от договора доверительного управления имуществом, другая сторона должна быть уведомлена об этом за три месяца до прекращения договора, если договором не предусмотрен иной срок уведомления (п. 2 ст. 1024). Другими словами, стороны вправе установить любой срок прекращения договора и любую процедуру уведомления другой стороны. Отмеченная норма ГК РФ вступает в силу лишь в том случае, если соответствующий пункт не включен сторонами в условия договора.
Важно отметить, что ГК РФ не предусматривает обязательного возврата имущества, находящегося в доверительном управлении, учредителю управления. Пункт 3 ст. 1024 сформулирован следующим образом: «При прекращении договора доверительного управления имущество, находящееся в доверительном управлении, передается учредителю управления, если договором не предусмотрено иное». Это означает, что учредитель управления при составлении договора доверительного управления может указать, что в случае прекращения договора имущество может быть передано бенефициарах? или третьим лицам при соблюдении определенных условий. Данная норма соответствует нормам и правилам договоров международного траста.
В Гражданском кодексе РФ (в главе 53) содержатся также ст. 1025 «Передача в доверительное управление ценных бумаг» и ст. 1026 «Доверительное управление имуществом по основаниям, предусмотренным законом», однако данные статьи не имеют прямого отношения к рассматриваемым в данном разделе проблемам. Статья 1025 определяет особенности передачи в доверительное управление ценных бумаг, которые применяются и к правам, удостоверенным бездокументарными ценными бумагами, а в ст. 1026 установлены нормы доверительного управления имуществом вследствие необходимости постоянного управления имуществом подопечного в случаях, предусмотренных ст. 38 ГК РФ (учредителем управления в данном случае выступают органы опеки и попечительства); на основании завещания, в котором назначен исполнитель завещания (душеприказчик); по иным основаниям, предусмотренным законом, В тех случаях, когда доверительное управление имуществом учреждается по вышеуказанным основаниям, права учредителя управления принадлежат соответственно органу опеки и попечительства, исполнителю завещания (душеприказчику) или иному лицу, указанному в законе (п. 2 ст. 1026).
В российской литературе для широкого круга читателей, а также иногда и в специальной литературе допускается смешение таких понятий, как траст и доверительное управление имуществом по ГК РФ. Такое смешение неправомерно.
Доверительное управление имуществом по ГК РФ может рассматриваться как форма, схожая с так называемым отзывным трастом (Revocable Trust). Данная разновидность договора о трасте, при том, что доверительным собственником имущества выступает доверительный управляющий, позволяет учредителю траста в любое время (или на установленных условиях) вернуть все имущество в свою собственность. Но эта форма, как правило, не дает никаких преимуществ учредителю траста в сфере налогообложения и защиты активов учредителя управления от обращения взыскания по обязательствам учредителя.
Доверительное управление имуществом по ГК РФ представляет собой лишь одну из разновидностей представительства, доверительный управляющий лишь представитель учредителя доверительного управления, в то время как доверительный управляющий по договору международного классического (дискреционного) траста является доверительным собственником (Trustee). Имущество, переданное в доверительное управление, по ГК РФ остается в собственности учредителя, а имущество, переданное в траст, является собственностью траста.
Определение, структура, виды международного траста и сферы его применения
Структура траста предполагает наличие учредителя траста (settlor), доверительного управляющего и выгодоприобретателей (benefishia ries). На основании договора, заключенного между учредителем и доверительным управляющим, определенная вещь (или вещи) передаются в собственность траста, а доверительный управляющий приобретает полное или ограниченное право распоряжаться имуществом траста в интересах лиц, указанных в качестве выгодоприобретателей (бенефициаров), поименованных в договоре. Бенефициаром траста может быть указано любое лицо или группа лиц. При этом могут быть установлены любые дополнительные условия по формам и методам контроля за деятельностью доверительного управляющего, формам получаемого вознаграждения, срокам существования траста и т.д.
В принципе, траст может учреждаться не одним, а несколькими учредителями. Учредитель траста и доверительный управляющий могут быть одним лицом. Учредитель траста и бенефициар могут совпадать в одном лице.
Помимо вышеуказанных лиц, договор траста может предусматривать наличие специального лица, в функции которого входит контроль за деятельностью доверительного управляющего. Полномочия контролирующего лица (custodian), зафиксированные в договоре траста, могут быть чрезвычайно широкими. В договоре может быть предусмотрено получение обязательного предварительного согласия контролера (попечителя) на совершение всех или определенных операций с имуществом траста. Не исключается совпадение в одном лице учредителя траста и контролера (попечителя).
В соответствии с нормами и правилами, регулирующими отношения трастов в каждой отдельной стране, могут существовать определенные запреты или ограничения, либо устанавливаться особые условия для тех случаев, когда в одном лице совпадают учредитель и бенефициар траста, либо учредитель и доверительный управляющий, либо доверительный управляющий и бенефициар, либо учредитель траста и контролер, либо бенефициар и контролер. Существенное значение имеют особенности процедуры регистрации траста. В отдельных странах существует возможность ограничиться заключением договора, в других странах траст должен быть зарегистрирован в специализированном органе.
Таким образом, на практике существуют различные вариации и соответственно различные возможности создания трастовых схем. Как правило, конкретный избранный вариант связан с определенными преимуществами и неудобствами. Рассмотрим основные виды трастов.
Все трасты можно подразделить на национальные и международные. В широком смысле под международным трастом понимается траст, созданный в одной стране для управления имуществом, расположенным в другой стране. Соответственно под национальным трастом понимается такой траст, при котором траст учреждается для управления имуществом, расположенным в этой же стране. Следует отметить, что термин «международный траст» чаще используется в узком смысле, то есть траст, учрежденный в соответствии с нормами Общего (англосаксонского) права, отвечающий всем стандартным требованиям. Такой траст может быть учрежден лишь в странах, применяющих нормы Общего права (common law). Обычно это страны, традиционно связанные с Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии (колонии, бывшие колонии, протектораты, зависимые территории), или страны, разработавшие соответствующие специальные нормы законодательства.
Классическими трастовыми странами и территориями являются Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Британские Вирджинские острова, Багамские и Бермудские острова, Гибралтар, Каймановы острова, острова Теркс и Кайкос, остров Мэн и ряд других территорий.
К другой категории стран относятся Швейцарская Конфедерация, Панама, Лихтенштейн, Монако и ряд других стран и территорий. Следует подчеркнуть, что в так называемых «новых трастовых странах и территориях» соответствующие нормы и правила трастового законодательства могут существенно отличаться от тех, которые применяются в странах первой группы, что может ограничивать возможности использования трастовых схем.
Все трасты можно подразделить на отзывные и безотзывные. При учреждении отзывного траста учредитель имеет возможность либо по истечении срока, либо при наступлении определенных обстоятельств, указанных в договоре, возвратить имущество в свою собственность. Как отмечалось в предыдущем параграфе, доверительное управление, учрежденное по ГК РФ, схоже с отзывным трастом.
Отзывный траст имеет ряд преимуществ для учредителя. Эти преимущества заключаются в возможностях жесткого контроля над деятельностью доверительного управляющего, в использовании имущества по собственному усмотрению в случае прекращения договора траста. Однако, при этом часто теряются возможности защиты имущества, переданного в траст, от обращения взыскания по обязательствам учредителя, ограничивается защита имущества траста от принудительного наследования, использование траста в целях минимизации налоговых обязательств по налогам на имущество, на доходы и на переход права собственности. Безотзывный траст (irrevocable) предполагает невозможность для учредителя траста получить обратно в свою собственность имущество, прежде переданное в траст.
В зависимости от объема прав, предоставляемых доверительному управляющему, трасты подразделяются на фиксированные и дискреционные. При договоре фиксированного траста (Fixed Trust) доверительный управляющий в своей деятельности должен руководствоваться указаниями учредителя или попечителя в отношении операций, совершаемых с имуществом, переданным в траст. При дискреционном трасте (Discretionary Trust) доверительный управляющий (доверительный собственник) при распоряжении имуществом действует по собственному усмотрению (от фр. discretinnaire — зависящий от личного усмотрения).
В отличие от фиксированного траста, доверительный управляющий по дискреционному трасту не является связанным какими-либо указаниями учредителя относительно использования имущества, переданного в траст, но при учреждении траста могут устанавливаться отдельные ограничения и запреты.
Механизм дискреционного траста в принципе допускает возможности контроля и руководства учредителями либо бенефициарами траста за деятельностью доверительного управляющего, однако этот контроль или управление должны осуществляться в таких формах, чтобы впоследствии третьи лица не могли утверждать, что доверительный управляющий в своей деятельности руководствовался указаниями учредителя или бенефициаров. В противном случае третьи лица (наследники, кредиторы, налоговые органы) имеют шанс доказать в суде, что договор траста представлял собой мнимую сделку либо был фиксированным трастом (управляемым — ministerial) со всеми вытекающими последствиями. Другими словами, трастовая схема станет неэффективной для достижения поставленной цели.
Вопросы контроля за деятельностью доверительного управляющего являются самой сложной и деликатной сферой всех трастовых схем, имеющих целью защиту имущества, переданного в траст. Важно подчеркнуть, что формулировки и названия в трастовом договоре никакого значения не имеют. Решение о том, является ли данный конкретный траст фиксированным (управляемым) или дискреционным, суд будет принимать, учитывая реальные взаимоотношения учредителя и бенефициаров траста с доверительным управляющим. Практика судебных решений в отдельных странах, а также используемые критерии для вынесения того или иного решения существенно различаются.
Трасты подразделяются на индивидуальные и коллективные. В данном случае имеется в виду количество учредителей траста. Соответственно при индивидуальном трасте учредитель — это одно лицо, а при коллективном трасте их может быть либо фиксированное, либо нефиксированное количество.
Коллективный траст (Unit Trust) представляет собой форму объединения ресурсов (вещей, активов), передаваемых для доверительного управления на общих (стандартных) условиях. Коллективные трасты обычно относятся к категории отзывных и дискреционных, то есть учредители траста (обычно пайщики паевых инвестиционных фондов) имеют возможность отозвать имущество, переданное в траст (потребовать выкупа принадлежащих им паев), а доверительный управляющий коллективного траста инвестиционного фонда имеет право осуществлять управление имуществом фонда по своему усмотрению. Доверительный управляющий по договору коллективного инвестирования в своих действиях ограничен лишь нормами, зафиксированными в проспекте эмиссии инвестиционных паев и (или) в правилах конкретного фонда.
Цели учредителей трастов можно свести к следующим основным группам:
— получение дополнительных возможностей по передаче наследственного имущества;
— защита имущества;
— уменьшение налогообложения при наследовании;
— минимизация текущих налоговых обязательств;
— расширение возможностей деловой активности;
— благотворительные цели.
Обычно учредители преследуют одновременно несколько целей. Типичной комбинацией можно считать защиту интересов отдельных категорий наследников, избежание принудительного наследования и минимизацию налоговых обязательств, возникающих в результате перехода права собственности к получателю наследства. Часто сочетаются минимизация текущих налоговых обязательств по налогам на доходы и имущество с защитой активов от обращения взыскания по обязательствам учредителя. Нередко благотворительные цели, выдвигаемые в качестве формального фасада, прикрывают схемы по минимизации текущих обязательств по налогам на доходы. Возможности траста по защите активов используются как для защиты от конфискационных мероприятий государства (национализация), так и для построения мошеннических схем.
Следует отметить, что различные цели трастов могут вступать в противоречие между собой. Особенности конкретного трастового механизма, используемого для достижения одной цели, могут быть связаны для учредителя или бенефициаров с существенными ограничениями и запретами в реализации другой.
В качестве конкретных целей этой группы можно назвать следующие:
— предотвращение дробления собственности учредителя при наследовании его имущества;
— предупреждение возникновения разногласий по наследству;
— сохранение и приумножение семейной собственности для следующих поколений;
— использование особых мер защиты интересов несовершеннолетних или недееспособных наследников;
— предотвращение принудительного наследования;
— расширение гибкости при распоряжении имуществом.
Передача имущества в траст позволяет учредителю предотвратить раздел имущества между наследниками. В этом случае наследники вместо части имущества получают лишь право на доход от использования имущества траста. Для того чтобы траст выполнял данную функцию, он должен быть безотзывным и долгосрочным (или вечным).
Если имущество передано в траст, то наследники лишаются возможностей пересматривать причитающиеся им доли, теряют право на передачу долей либо на отказ в пользу других наследников. После смерти учредителя имущество, переданное в траст, не включается в наследственную массу, а все споры «наследников по закону» ограничиваются лишь теми видами имущества.
Переданное в траст имущество обычно управляется высококвалифицированными специалистами, при этом их деятельность может быть существенно ограничена волей учредителя траста. Так, могут быть запрещены любые конкретные действия по управлению имуществом, например приобретение рискованных видов активов. Акции предприятий, переданные в доверительное управление, остаются в одних руках, что позволяет сохранить прежний статус предприятий. В связи с тем, что наследники учредителя управления не получают в собственность имущество, переданное в траст, по их обязательствам взыскание не может быть обращено на это имущество, что защищает его от разорения в результате неразумных или непродуманных действий.
Передача имущества в траст позволяет защитить интересы недееспособных членов семьи учредителя. Трастовый договор может включать любые условия о сроках и формах выплаты бенефициарам причитающихся им доходов. Так, можно предусмотреть не передачу дохода, а осуществление расходов по содержанию конкретных лиц, обусловить выплату тех или иных доходов выполнением определенных обязательств, установить ограничения по видам отдельных расходов, подлежащих возмещению.
Законодательства целого ряда стран ограничивают возможности наследодателя по распоряжению имуществом. Так, независимо от содержания завещания по закону определенные категории наследников могут претендовать на долю наследуемого имущества. К таким категориям обычно относятся несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, нетрудоспособные супруги, родители и иждивенцы наследодателя. Кроме того, наследственное право в конкретной стране может содержать нормы о дополнительных преимуществах одних категорий наследников по сравнению с другими. Наконец, всегда вероятна возможность того, что наследники по закону попытаются опротестовать завещание наследодателя в суде, в том числе признать завещание незаконным или недействительным. Траст, учрежденный в стране, не признающей принудительного наследования, позволяет избежать подобных осложнений. При соблюдении соответствующих правил и процедур в ряде случаев учредителю траста удается полностью устранить возможность принудительного наследования имущества наследниками по закону.
Наследодатель не всегда может предусмотреть в завещании все возможные изменения в будущем. К таким изменениям относятся: появление новых наследников, вступление в брак детей, вступление в повторный брак пережившего супруга, неблаговидные поступки наследников и т.д. Душеприказчик по наследственному завещанию имеет право действовать только в прямом соответствии с текстом завещания. Учредитель траста может наделить контролера (попечителя) траста полномочиями по принятию самостоятельных решений в установленных пределах.
Траст для защиты цели таких трастов не ограничиваются только активов защитой от принудительного наследования.
Траст предоставляет возможность защитить имущество от обращения взыскания по обязательствам учредителя траста. Разумеется, это возможно только в результате применения тщательно отработанной трастовой схемы, которая соответствует требованиям законодательства как страны, в которой зарегистрирован траст, так и той страны, в которой расположено соответствующее имущество.
Траст по защите имущества учредителя (Asset Protection Trust) может быть эффективным только в том случае, когда по закону страны, в которой учрежден траст, признается переход права собственности от учредителя траста к доверительному управляющему.
Смысл траста, защищающего активы, от обращения взыскания по долгам учредителя состоит в том, чтобы исключить в этой ситуации все или определенные виды активов учредителя из его собственности. В странах с континентальной системой гражданского права, в частности в России, учреждение траста и передача имущества в доверительное управление не означает перехода права собственности к доверительному управляющему. Учредитель траста продолжает оставаться собственником имущества и, следовательно, возможно обращение взыскания на имущество, переданное в траст. В странах, применяющих нормы общего права (Common Law), при соблюдении ряда обязательных условий имущество, переданное в безотзывный дискреционный траст, перестает быть имуществом учредителя траста, и обращение взыскания на это имущество становится невозможным.
Обязательными условиями для того, чтобы траст эффективно выполнял функцию защиты активов от обращения взыскания по обязательствам учредителя, являются следующие:
— траст должен быть безотзывным;
— траст должен быть дискреционным;
— процедуры взаимодействия учредителя и бенефициаров с доверительным управляющим должны быть построены и применяться таким образом, чтобы никакая третья сторона в суде не смогла доказать, что доверительный управляющий при осуществлении своей деятельности по управлению имуществом траста не руководствуется прямыми указаниями учредителя или бенефициаров траста;
— имущество должно быть фактически передано в траст;
— имущество должно быть передано в траст за определенный срок до момента возникновения конкретного обязательства, по которому могут быть предприняты шаги по обращению взыскания на имущество учредителя;
— необходимо исключить возможность для кредиторов доказать в суде, что учреждение траста и передача имущества были осуществлены учредителем с целью устранить возможность обращения взыскания по конкретным обязательствам.
Если траст является отзывным, то очевидно, что при возврате имущества к учредителю или передаче этого имущества бенефициарам возникает возможность обращения взыскания по обязательствам учредителя или бенефициаров.
Если траст не отвечает требованиям, предъявляемым к дискреционным трастам, то в принципе, он может быть признан деятельностью доверительного управляющего на основе договора поручения. Существует опасность того, что в суде данный договор будет признан мнимой или притворной сделкой, что позволит обратить взыскание на имущество, переданное в траст.
Если в суде будет доказано, что при исполнении своих обязанностей по доверительному управлению имуществом траста доверительный управляющий руководствовался прямыми указаниями учредителя или бенефициаров траста, либо будет установлен хотя бы один факт прямого распоряжения имуществом учредителем траста (например, снятие денег со счета), то траст может быть признан управляемым (Ministerial Trust). Это будет означать, что доверительный управляющий просто действовал по поручению учредителя, а учредитель продолжал осуществлять права собственника по отношению к конкретному виду имущества.
Все решения по управлению имуществом должны приниматься исключительно доверительным управляющим. Обычно взаимоотношения между учредителем траста и доверительным управляющим строятся на так называемых письмах о волеизъявлении (Letters of Wishes) учредителя. Если соответствующее законодательство о трастах в стране учреждения траста рассматривает такие письма как необязательные для доверительного управляющего, то проблема может быть снята. Однако во многих странах существует потенциальная опасность того, что все или отдельные письма-волеизъявления могут рассматриваться как передача инструкций и распоряжений.
Частично эта проблема может быть решена включением в трастовый договор положения о том, что такие письма не накладывают никаких обязательств на доверенное лицо, либо в каждом таком письме указывается, что доверительный управляющий не обязан следовать приводимым пожеланиям и рекомендациям. Однако следует помнить, что решение о том, является ли каждое конкретное письмо и рекомендация юридически обязательной для доверительного управляющего, будет решать суд, который может учитывать и другие дополнительные факты и обстоятельства.
Четкость и осторожность необходимы не только во взаимоотношениях учредителя траста (и бенефициаров), но и в любых других делах учредителя и бенефициаров. Так, например, однозначное утверждение, включенное в деловую переписку о конкретном проекте учредителя траста о том, что контролируемая трастом структура (компания, банк) при наступлении определенных обстоятельств будет действовать определенным образом (приобретет товар по фиксированной цене, предоставит кредит с фиксированной ставкой, пролонгирует кредит), может рассматриваться как свидетельство сохранения реального контроля учредителя над трастом.
Если имущество передается в траст учредителем после возникновения у него обязательств, то у кредиторов сохраняются хорошие шансы для обращения взыскания на это имущество. Обычно в странах с развитым трастовым законодательством устанавливается фиксированный срок (сроки), в пределах которых допускается рассматривать имущество траста как имущество учредителя для целей обращения взыскания. Как правило, этот срок устанавливается не менее, чем в два года, и может быть пролонгирован в зависимости от определенных в законе обстоятельств.
Если имущество фактически не было передано в траст, то есть либо нет однозначного подтверждения доверительного управляющего по принятию на себя всех обязательств собственника, либо не оформлены должным образом права нового собственника (не осуществлено изменение в реестре владельцев акций, оформление права собственности на объекты недвижимости произведено с нарушением законодательства той страны, в которой расположена недвижимость), либо учредитель траста продолжает пользоваться имуществом без специально выданной доверенности от доверительного управляющего, то договор траста может быть признан в суде не вступившим в силу.
Соблюдение всех вышеизложенных, а также ряда других обязательных условий не гарантирует учредителя и бенефициаров траста от обращения взыскания на активы траста в том случае, когда учреждение траста осуществлялось с заведомой целью избежать выполнения обязательств. Другими словами, даже если траст полностью отвечает требованиям дискреционного траста и он учрежден задолго до момента возникновения конкретного обязательства, но кредиторы смогут в суде доказать, что между учреждением траста и принятием на себя конкретного обязательства существует прямая связь, то такой договор учреждения траста может быть признан мошенническим действием учредителя.
Если после учреждения траста и передачи в траст имущества учредитель начинает совершать прежде не характерные для него действия, например, брать крупные кредиты, выступать гарантом по обязательствам третьих лиц на крупные суммы, создавать компании, проводящие рискованную политику в сфере привлечения заемных средств и т.д., то это может служить основанием для признания существования связи между учреждением траста и появлением новых обязательств. Не исключено, что суд в конкретной стране признает учреждение траста мошенническим действием.
В развитых странах используется два типа налогообложения наследства или их сочетание. Налогом может облагаться стоимость всего наследства (Estatetype) или доля каждого получателя имущества по наследству (Inheritancetype). Обложение общей стоимости всего наследства применяется во многих странах с англосаксонской системой права. В странах с континентальной системой права обычно используется обложение долей наследников, но в Италии и Швейцарии применяется оба этих типа налогообложения наследства. В любом случае исключение части имущества из наследственной массы позволяет снизить налоговое обязательство за счет того, что установленные ставки налога применяются к меньшим суммам.
Практически все системы налогообложения наследств предусматривают льготы. Как правило, устанавливаются суммы необлагаемого минимума или право на вычет из стоимости объекта обложения минимальной суммы. Нередко допускается вычет стоимости отдельных объектов наследования, например стоимости жилого помещения, если наследник проживал в данном помещении совместно с наследодателем.
При составлении завещания наследодатель может предусмотреть передачу по наследству имущества в тех объемах, с которыми будут связаны минимальные налоговые обязательства, а остальное имущество передается в траст.
Практически во всех странах при обложении налогом доли каждого наследника — получателя имущества применяется система дифференциации, в соответствии с которой все наследники подразделяются на классы в зависимости от степени родства. Наибольшие льготы предоставляются наследникам первого класса, или первой очереди, для дальних родственников или наследников, не состоявших в родстве с наследодателем, льготы отсутствуют. Использование траста позволяет устранить неравенство и предоставить при налогообложении равные условия бенефициарам различной степени родства.
Помимо минимизации налогообложения наследования траст позволяет значительно снизить издержки по уплате различного рода регистрационных пошлин, взимаемых при переоформлении права собственности, при вступлении в права наследования. Важное преимущество траста в данной сфере заключается и в том, что процесс управления имуществом при смерти учредителя траста не прерывается, как это происходит в случае наследования имущества.
В России в течение полугода с даты открытия наследства возможности по управлению наследуемым имуществом являются крайне ограниченными. Даже если не существует других претендентов на наследство, наследник в течение этого срока не может свободно распоряжаться имуществом. Более того, продать имущество (например, квартиру или дом) он сможет лишь после того, как выполнит все необходимые формальности, заплатит причитающийся налог на наследство и государственную пошлину, взимаемую нотариусом.
Действующие системы обложения имущества, принадлежащего физическим лицам, обычно предоставляют существенные возможности по минимизации налоговых обязательств в тех случаях, когда имущество продолжает оставаться в одних руках, но при смене владельца обязательной является оценка имущества независимым оценщиком. В таких случаях не исключено, что база налогообложения при смене собственника может быть пересмотрена в сторону увеличения. Если собственник имущества не изменяется, то такого пересмотра можно избежать.
Применение траста для минимизации текущих налоговых обязательств чрезвычайно разнообразно. Траст предоставляет возможности получения доходов бенефициарами в оптимальные с точки зрения налогообложения сроки. Конкретные выплаты можно отсрочить для того, чтобы облагаемый доход бенефициара не превысил уровня, облагаемого по прогрессивным ставкам. Можно осуществить получение дохода бенефициаром в тот период, когда по законодательству страны постоянного места пребывания он не будет рассматриваться как резидент для целей налогообложения, либо в тот период, когда у него возникает право на дополнительные льготы.
Трастовые схемы позволяют бенефициару получать доход в «удобной форме». Доходу можно придать форму безвозмездной целевой субсидии, целевого займа, компенсационной выплаты и т.д. Если законодательство страны постоянного места пребывания бенефициара устанавливает различные режимы налогообложения отдельных видов доходов, то такая практика может оказаться весьма эффективной.
Часть доходов от доверительного управления имуществом может не переводиться бенефициару напрямую, а использоваться в его интересах другими способами: на реинвестирование, на приобретение объектов недвижимости, на оплату товаров и услуг, для размещения на депозиты, предназначенные обеспечивать выполнение обязательств перед третьими лицами, и т.д.
Траст в сочетании с другими инструментами международного налогового планирования может быть использован для увеличения суммы расходов, подлежащих вычету при определении налогооблагаемой прибыли; для минимизации платежей по налогам на имущество; для получения льгот, предоставляемых соглашениями об избежании двойного налогообложения доходов и имущества; для схем «тонкой капитализации»; для использования льготных режимов международной торговли; для адаптации к требованиям антимонопольного законодательства.
Одной из основных налоговых целей выступает защита активов от обращения взыскания, осуществляемого налоговыми органами. Такая задача особенно актуальна в тех странах, где слабо разработаны механизмы ответственности налогоплательщика, а налоговые органы широко практикуют наложение превентивного ареста до выяснения обстоятельств дела, замораживание (блокирование) банковских счетов. Судебные разбирательства могут длиться годами, а собственник имущества лишен возможности распоряжаться имуществом по своему усмотрению. В таких условиях, если владение имуществом отделено от оперативного управления, то предприниматель имеет дополнительную степень свободы.
Дополнительные налоговые преимущества возникают при учреждении траста в странах с льготным налогообложением.
Факторы, определяющие выбор территории учреждения траста
При выборе места учреждения траста основное внимание должно уделяться анализу возможностей достижения конкретных целей. В принципе, договор о доверительном управлении имуществом может быть заключен в любой стране. Однако в странах, не применяющих нормы Общего права, это будет одна из разновидностей договора поручения со всеми вытекающими гражданско-правовыми и налоговыми последствиями. В этом случае могут быть достигнуты цели более эффективного управления активами за счет высокого профессионализма управляющего, надежной системы хранения активов.
В ведущих развитых странах ответственность доверительного управляющего, депозитария, регистратора и других лиц, причастных к управлению активами, регламентирована нормами действующего специального законодательства. Доверительное управление имуществом ц странах с континентальной системой права может предоставлять учредителю траста определенные возможности по оптимизации налоговых платежей, связанные с особенностями тех или иных форм коллективного инвестирования, а также доверительного управления активами по индивидуальному договору. Однако использование преимуществ классического траста возможно только в странах, использующих систему Общего права.
Систему Общего права используют такие развитые страны с высоким уровнем налогообложения, как Австралия, Ирландская Республика, Канада (провинции Альберта, Британская Колумбия, Нью Брансуик, Ньюфаундленд и остров принца Эдуарда), Новая Зеландия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки. Относящиеся к этой же группе Гонконг, Кипр и Сингапур, офшорные страны и территории: Багамские, Бермудские и Каймановы острова, Белиз, Британские Вирджинские острова, Вануату, Гибралтар, острова Гернси, Джерси, Западное Самоа, Либерия, остров Мэн, острова Теркс и Кайкос, острова Кука, остров Лабуан (Малайзия) предоставляют льготные режимы для определенных видов деятельности.
Специальное законодательство по трастам разработано и используется в таких странах с системой континентального права, как Венесуэла, Лихтенштейн, Панама, Португалия, (остров Мадейра), Мальта, Мексика, Монако. Следует отметить, что схемы с использованием трастов, учреждаемых в этих странах, могут иметь ограниченное применение в связи с особенностями гражданского права и специального трастового законодательства.
Кроме того, в ряде арабских стран используется так называемый «траст по законам Шариата», имеющий определенную специфику. Можно упомянуть также «китайский семейный траст», применяемый в отдельных странах Юго-Восточной Азии.
Помимо системы права на выбор трастовой зоны влияют следующие общие факторы:
— действующий режим обложения доходов бенефициаров;
— механизм освобождения доходов бенефициаров от обложения в стране регистрации траста;
— наличие валютных ограничений;
— соблюдение режима конфиденциальности;
— требования к обязательной отчетности и по раскрытию информации;
— возможность смены юрисдикции траста;
— политические риски;
— риски, связанные с изменением специального законодательства;
— квалификация лиц, предоставляющих услуги по доверительному управлению;
— репутация конкретной страны или офшорной территории;
— издержки по учреждению и поддержанию функционирования траста;
— дополнительные возможности.
Режим налогообложения. Действующий режим налогообложения доходов бенефициаров доходов бенефициаров в стране учреждения траста является одним из основных факторов при выборе места регистрации. Важно отметить, что практически во всех трастовых странах доходы нерезидентов из источников, расположенных за пределами страны регистрации траста, не облагаются налогами.
Лицо, учредив траст, не становится только на основании этого факта субъектом обложения налогами на доходы. Если траст учреждается для управления имуществом, расположенным за пределами страны регистрации траста, то доверительный управляющий (разумеется, при выполнении всех обязательных условий) не рассматривается в качестве постоянного представительства лица, учредившего траст, для целей налогообложения. Доходы бенефициаров-нерезидентов могут подлежать обложению налогами, только если траст получает доходы из источников на территории страны регистрации.
Таким образом, в качестве места регистрации может быть выбрана любая страна, применяющая нормы Общего права, и при разработке «трастовой схемы» не следует игнорировать возможности Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Австралии или Соединенных Штатов Америки, сосредоточивая внимание исключительно на офшорных территориях. Интерес резидентов этих стран к офшорным центрам в качестве места регистрации траста в значительной степени обусловлен их стремлением к уменьшению налогообложения доходов в своей стране и не всегда связан с особенностями и недостатками национального трастового законодательства. Однако, если лицо предполагает осуществлять какие-либо другие виды деятельности, то одновременное учреждение траста в той же стране с высоким уровнем налогообложения может быть связано с дополнительным риском.
Для целей текущего налогового планирования данные различия могут быть несущественными, однако при учреждении траста необходимо учитывать средние и долгосрочные перспективы. Если льготные налоговые режимы предоставляются законодательными актами на фиксированный срок, то не исключено, что льготы могут быть пересмотрены или отменены.
Способ предоставления льготного режима налогообложения следует учитывать также в тех случаях, когда существует вероятность того, что бенефициары траста станут резидентами страны, в которой учрежден международный траст. Например, нерезидент учреждает траст в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии и одновременно назначает себя в качестве одного из бенефициаров траста, а через несколько лет находится на территории этой страны свыше 183 дней в течение одного финансового года. В соответствии с нормами налогового законодательства Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии такое лицо может быть признано резидентом для целей налогообложения и вероятно, что к нему будут применены специальные нормы британского законодательства, существенно ограничивающие налоговые возможности трастов для резидентов. Если в стране регистрации траста отсутствует налогообложение доходов (как для резидентов, так и для нерезидентов), то приобретение бенефициарами статуса резидента не будет иметь налоговых последствий.
Механизм освобождения от налогообложения доходов бенефициаров траста следует учитывать также в тех случаях, когда трастовая схема предполагает наличие дополнительных офшорных структур. Обычно конкретное имущество (здания, сооружения, права собственности щ объекты недвижимости) редко передается в траст напрямую. В ряде случаев имеет смысл первоначально продать эти объекты офшорной компании, а акции этой компании передать в траст.
Страна регистрации офшорной компании и страна учреждения траста могут либо совпадать, либо не совпадать в зависимости от дополнительных обстоятельств (наличие соглашения об избежании двойного налогообложения, специфических льгот и особенностей налогообложения имущества в стране осуществления деятельности, либо в той стране, в которой расположено имущество.
Когда траст учреждается в той же стране, в которой зарегистрирована офшорная компания (а это упрощает контроль и может снизить издержки по обеспечению функционирования всей налоговой схемы), механизм предоставления налоговых льгот или освобождения от налогов в стране регистрации офшорной компании может иметь решающее значение.
Если компания освобождается от налогообложения на основании получения особого статуса (нерезидентной компании, компании, освобожденной от налогов), то на эту компанию обычно не распространяются нормы соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. Кроме того, могут быть существенно ограничены возможности учредителей и акционеров по зачету в налоговых целях убытков, понесенных такой компанией. Зачет убытков, понесенных дочерними предприятиями, для определения налоговых обязательств по налогам на доходы широко практикуется в ряде «трастовых стран».
В тех случаях, когда деятельность учредителя траста охватывает различные отрасли экономики и ведется одновременно в нескольких странах, может возникнуть необходимость создания холдинговых структур, банков, офшорных, страховых и перестраховочных компаний, судовладельческих предприятий и т.д. Для успешного функционирования подобных офшорных структур иногда требуется приобретение объектов недвижимости в стране регистрации.
Особый налоговый статус может быть несовместимым с возможностями приобретения таких объектов. Очевидно, что наиболее предпочтительными в этом отношении могут стать страны и территории, в которых, с одной стороны, отсутствует система налогообложения доходов и имущества, а с другой стороны, есть возможности для реальной деятельности (наличие квалифицированного персонала, достаточно развита инфраструктура), а местное законодательство позволяет приобретать объекты недвижимости нерезидентам.
Валютные ограничения Режим валютных ограничений и валютно и валютный контроль его контроля следует учитывать при учреждении траста любого типа и с любыми целями. Как правило, валютный контроль в классических офшорных центрах либо полностью отменен, либо распространяется только на деятельность резидентов.
Валютный контроль полностью отсутствует в следующих странах и офшорных территориях Западной Европы: острова Гернси и Джерси, Гибралтар, Лихтенштейн, Мэн, Швейцария. Валютные ограничения для резидентов существуют в таких странах: Ирландия, Кипр, Мальта, Монако, Португалия (остров Мадейра).
Валютные ограничения полностью отсутствуют в следующих странах и офшорных территориях Карибского региона. Британские Вирджинские острова, Каймановы острова, Панама, острова Теркс и Кайкос. Валютные ограничения не распространяются на деятельность нерезидентов в следующих офшорных зонах Карибского региона: Антигуа, Барбуда, Антильские острова, Аруба, Багамские острова, Бермудские острова, Невис, Сент-Киттс. Валютные ограничения для резидентов установлены в Карибских центрах Барбадос, Белиз.
В Тихоокеанском регионе валютные ограничения полностью отсутствуют на Вануату, в Гонконге, на островах Кука; валютные ограничения только для резидентов существуют в Западном Самоа, Сингапуре.
Фактор налогового контроля следует рассматривать с учетом перспектив, особенно в тех случаях, когда траст учреждается на долгий срок, а также в целях минимизации налоговых обязательств в рамках группы компаний.
Режим Соблюдение режима конфиденциальности особое значение приобретает в тех случаях, когда траст учреждается для защиты активов от обращения взыскания кредиторов и в целях минимизации текущих налоговых обязательств. Этот фактор имеет меньшее значение при учреждении семейных и наследственных трастов, трастов для защиты от принудительного наследования и для минимизации налоговых обязательств при наследовании. Оценка конкретной территории с точки зрения конфиденциальности траста обычно начинается с установления объема сведений, подлежащих включению в трастовый реестр.
Обязательность предоставления сведений об учредителе и бенефициарах траста не установлена в следующих странах и офшорных центрах: Гернси, Джерси, Ирландия, Монако, Мэн, Швейцария.
Предоставление публичных сведений об учредителе и (или) бенефициарах предусмотрено для определенных целевых трастов (обычно для трастов, учреждаемых в соответствии с нормами законодательства по защите капиталовложений) в следующих странах и офшорных территориях: Гибралтар, Лихтенштейн, остров Мадейра (Португалия), Мальта.
Обязательность предоставления публичных сведений для целей ведения трастового реестра не предусмотрена в следующих странах и офшорных территориях Карибского бассейна: на Багамских островах, Белизе, Бермудских островах, Британских Вирджинских островах Каймановых островах, островах Теркс и Кайкос. Предоставление отдельных обязательных сведений предусмотрено на острове Невис и в Панаме.
Сведения об учредителях и бенефициарах траста не обязательно должны предоставляться для вынесения в трастовый реестр в следующих странах и офшорных центрах Тихоокеанского региона: Вануату, Гонконг, Западное Самоа, острова Кука (в реестр вносится только название траста), Сингапур.
Другим важным моментом соблюдения конфиденциальности может считаться условие, в соответствии с которым доверительный управляющий обязательно должен быть резидентом страны учреждения траста. В тех случаях, когда такое условие зафиксировано в нормах действующего специального законодательства по трастам, выбор местного агента должен осуществляться с особой осторожностью. Предпочтительно пользоваться услугами специализированных и трастовых фирм, имеющих хорошую репутацию.
Как правило, сведения о бенефициарах и учредителях трастов вносятся в трастовый реестр в тех случаях, когда траст учреждается в соответствии с нормами специального законодательства о банкротстве и несостоятельности, то есть когда учреждается траст для защиты активов от обращения взыскания потенциальных кредиторов.
Требования к отчетности Дополнительные требования к отчету и по раскрытию информации и по раскрытию информации об учредителях и бенефициарах траста чаще встречаются в развитых странах и тех офшорных центрах, которые стремятся поддерживать высокую деловую репутацию. Наличие особых правил по раскрытию информации в случаях судебного преследования не следует рассматривать как однозначно негативный признак той или иной трастовой территории.
В 90е годы в ряде стран и офшорных территорий были приняты специальные законы, регламентирующие правила создания трастов по защите капиталовложений. К таким территориям относятся: Багамские и Каймановы острова, Гибралтар, острова Кука, Панама, острова Теркс и Кайкос. Наличие специального законодательства в отношении защитных трастов в определенных случаях позволяет добросовестному учредителю при четком соблюдении особых норм и правил быть уверенным в том, что траст сможет выполнить те задачи, которые на него возлагаются. Обычно особые нормы специального законодательства направлены лишь на предотвращение использования траста с мошенническими намерениями и не имеют целью «раскрыть» траст для обращения взыскания по искам налоговых органов страны постоянного местопребывания учредителя. Однако в ряде трастовых офшорных центров существуют законодательные нормы о том, что траст не должен учреждаться только с целью минимизации налоговых обязательств.
Нормы специального законодательства о борьбе с мошеннической передачей имущества действуют в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии (Statute of Elizabeth I), в США (как на федеральном уровне, так и на уровне штатов), в Австралии, Канаде.
Важно отметить, что дополнительные требования по обязательной отчетности и по раскрытию информации могут предъявляться в тех случаях, когда траст используется для приобретения акций компаний, обладающих или претендующих на обладание лицензиями, необходимыми для осуществления определенных видов деятельности (банковской, страховой, по учреждению фондов коллективных инвестиций и т.д.). Во многих офшорных центрах с высокой репутацией получение лицензии связано с необходимостью указать имя окончательного (бенефициарного) владельца акций. В таких случаях целесообразно установить, обязаны ли соответствующие лицензирующие и регистрирующие органы сохранять тайну об имени окончательного (бенефициарного) владельца, либо возможен доступ третьих лиц к такой информации.
Специальное трастовое законодательство целого ряда офшорных центров допускает возможность смены юрисдикции траста. Важно подчеркнуть, что данную возможность обычно предоставляют и нормы специального трастового законодательства отдельных стран с системой континентального гражданского права.
Политические риски Политические риски существуют в целом ряде офшорных центров. Они могут быть связаны с опасностью войн и Межгосударственных конфликтов, политическими переворотами, территориальными претензиями других государств и т.д. Так, существенно снизилась привлекательность Гонконга в качестве места учреждения долгосрочных трастов. Известные события в Панаме в период правления президента Норвегии сдержали развитие этого перспективного офшорного, финансового и судовладельческого центра. Политическая нестабильность в метрополии должна насторожить потенциального учредителя, если в качестве места регистрации траста рассматривается зависимая или контролируемая те риски, связанные с изменением специального трастового, налогового и валютного законодательства, существуют во всех странах. Предусмотреть все потенциальные изменения в долгосрочной перспективе практически невозможно, однако в некоторых случаях такие изменения можно предсказать с высокой степенью вероятности. Изменения специального законодательства в странах Европейского Сообщества, а также в других западноевропейских странах, в значительной мере ориентированных на Сообщество, будут происходить в направлении гармонизации налогового законодательства, правил, регламентирующих основные виды экономической деятельности, особенно банковского и страхового дела.
Офшорные центры, добивающиеся высокой репутации, в ближайшие годы, несомненно, предпримут меры по минимизации возможностей мошеннического использования траста. Не исключено подписание рядом стран и самоуправляемых территорий, предоставляющих льготные режимы налогообложения, соглашений с ведущими развитыми странами, ужесточающих правила по раскрытию информации в тех случаях, когда возбуждено уголовное дело (особенно в таких сферах, как мошенничество, торговля наркотиками и т.д.).
Большинство офшорных центров проводят независимую политику предоставления благоприятных режимов налогообложения, однако тщательный анализ мероприятий, осуществлявшихся в ряде офшорных центров, может показать, что отдельные центры имеют определенную ориентацию на предоставление услуг резидентам отдельных стран или групп стран. Изменения специального законодательства в таких ориентированных офшорных центрах могут быть предприняты и для того, чтобы «не раздражать» власти стран ориентации. Примером могут служить соглашения о сотрудничестве с США, заключенные Британскими Вирджинскими островами и Панамой.
Чем шире реальные дискреционные полномочия доверительного управляющего, тем выше должна быть уверенность учредителя траста в его добросовестности, профессионализме, квалификации, ответственности.
В качестве потенциальных агентов (доверительных управляющих) в офшорных центрах действуют и малоизвестные новые фирмы, и крупные международные трастовые, юридические, аудиторские, консалтинговые, компании, имеющие квалифицированный штат и многолетнюю устойчивую репутацию. Следует избегать либо относиться с осторожностью к услугам, предлагаемым малоизвестными фирмами в новых офшорных центрах.
Подбор квалифицированного персонала имеет решающее значение в тех случаях, когда предполагается создание группы предприятий с различными сферами деятельности в рамках трастовой схемы. В меньшей степени данный фактор важен в тех случаях, когда основной целью учреждения траста является защита активов от обращения взыскания по долгам учредителя.
Репутация конкретной Репутация конкретной страны или офшор страны или офшорной трастовой территории выходит на первый план в тех случаях, когда учреждение траста является стартовым мероприятием по созданию группы компаний, когда будущую деятельность планируется осуществлять в развитых странах, когда не исключается перспектива учреждения банковских и страховых компаний, инвестиционных фондов. Если цели учредителей совпадают с вышеназванными, то при выборе места учреждения траста лучше отказаться от тех офшорных территорий, которые приобрели либо могут приобрести репутацию зон «по отмыванию денег», по транзиту наркотиков и т.д.
Четкая зависимость между уровнем Издержек по осуществлению той или иной операции в конкретном офшорном центре (учреждение траста, регистрация компании, получение лицензии) и его репутацией прослеживается не всегда. Реально учредить «относительно низко расходный траст» и создать эффективную схему управления предприятиями в офшорной зоне с хорошей репутацией. Однако дешевизна предлагаемого проекта в трастовой сфере должна насторожить потенциального учредителя.
Издержки по учреждению Издержки по учреждению и поддержанию функционирования траста обычно функционирования траста складываются из следующих статей:
— налоги на доходы траста и бенефициаров в стране регистрации;
— регистрационная пошлина, взимаемая при учреждении траста;
— ежегодные правительственные и иные сборы;
— оплата услуг доверительного управляющего.
Следует различать издержки по учреждению и поддержанию траста и издержки по организации и функционированию системы предприятий в рамках трастовой схемы. Понятно, что вторая категория значительно шире, так как включает издержки по учреждению и поддержанию деятельности предприятий.
Налогообложение доходов бенефициаров всех категорий отсутствует на Кипре (возможности резидентов по учреждению траста ограничены), на Мадейре, Мальте, Багамских островах, Каймановых островах, острове Невис, островах Теркс и Кайкос, в Вануату.
Доходы бенефициаров нерезидентов освобождены от подоходного налога (при условии, что эти доходы извлекаются из источников за пределами страны регистрации траста) в следующих странах и офшорных территориях: Гернси (ставка налога для резидентов 20%), Гибралтар (для резидентов 30—50%), Джерси (для резидентов 20%), Ирландия (если бенефициар резидент Ирландии, то взимается налог по ставке 27% с дохода, полученного доверительным управляющим, а также предусмотрен дополнительный налог по ставке 20% на нераспределенную прибыль траста), Лихтенштейн (доходы резидентов подлежат обложению по ставке 0,1%, но не менее 1000 швейцарских франков в год), Мэн (ставка налога для резидентов 20%), Барбадос, Белиз (для резидентов 15—45%), Британские Вирджинские острова, Панама, Западное Самоа (для резидентов 50%), острова Кука (для резидентов до 37%).
Доходы бенефициаров, как резидентов, так и нерезидентов, облагаются по ставке 15% в Гонконге, по ставке 31% — в Сингапуре.
В ряде стран вместо налога на доходы бенефициаров нерезидентов траста взимается ежегодный фиксированный сбор. Ставки этого сбора составляют на Мадейре — 600 долл. США (при регистрации траста взимается сбор в той же сумме), на Мальте — 1200 мальтийских лир (примерно 3000 долл. США).
Пошлина при учреждении траста взимается на Кипре, Мадейре, Мальте, острове Невис (200 долл. США).
На Бермудских островах взимается пошлина за учреждение траста в размере 100 бермудских долл., (бермудский доллар равен доллару США) и сбор при осуществлении капиталовложений (взносов в траст) по ставке 0,1%, но не свыше 4000 бермудских долл.
Кроме того, в стране регистрации траста могут быть налоги или обязательные сборы, взимаемые при передаче определенных видов имущества (налоги на передачу имущественных прав, гербовые пошлины и сборы). Обычно для передачи имущества доверительному управляющему по договору траста устанавливается либо освобождение, либо льготные ставки таких налогов и сборов, однако на эти операции может распространиться и стандартный режим. В любом случае этот вопрос необходимо разъяснить до принятия решения об учреждении траста в конкретной стране.
Стоимость услуг доверительного управляющего зависит от реального объема его обязательств по конкретному договору траста, его ответственности перед учредителем и бенефициарами, класса офшорного центра и репутации.
К дополнительным возможностям относятся условия по созданию лицензирования банков и страховых компаний, холдинговых структур, предприятий в сфере судовладения и судопользования, возможности по проникновению на рынки других стран, по использованию преимуществ соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, по приобретению объектов недвижимости, по владению и распоряжению авторскими правами, по привлечению средств третьих лиц, по найму персонала, по организации предприятий в сфере реальной экономики (наличие зон со специальными налоговыми режимами), по адаптации продукции к требованиям, устанавливаемым в тех или иных странах. Однако не следует исключать из списка страны и территории, не предоставляющие таких возможностей. Траст можно учредить в одной стране, а специализированные компании — в других центрах и зонах. Следует отметить, что многие дополнительные преимущества существуют в странах с системой гражданского права континентального типа, допускающих учреждение трастов.
Помимо общих факторов надо учитывать специальные факторы, связанные с целями учреждения траста:
— нормы специального законодательства, регламентирующие вопросы принудительного наследования;
— нормы и судебные прецеденты, связанные с возможными притязаниями кредиторов;
— участие страны в международных соглашениях по вопросам трастового законодательства;
— нормы, регламентирующие возможности отмены траста;
— возможности изменения полномочий доверительного управляющего;
— наличие соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества;
— другие специальные факторы.
При анализе специальных факторов необходимо использовать местных высококвалифицированных специалистов, разбирающихся в нюансах тех или иных законодательных норм, умеющих правильно оценить значение судебных прецедентов, особенно в случаях учреждения траста для защиты от притязаний кредиторов, и в налоговых целях.