Управление финансами Получите консультацию:
8 (800) 600-76-83

Бесплатный звонок по России

документы

1. Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году
2. Как использовать материнский капитал на инвестиции
3. Налоговый вычет по НДФЛ онлайн с 2021 года
4. Упрощенный порядок получения пособия на детей от 3 до 7 лет в 2021 году
5. Выплата пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет по новому в 2021 году
6. Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
7. Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
8. Защита социальных выплат от взысканий в 2021 году
9. Банкротство пенсионной системы неизбежно
10. Выплата пенсионных накоплений тем, кто родился до 1966 года и после
11. Семейный бюджет россиян в 2021 году

О проекте О проекте    Контакты Контакты    Загадки Загадки    Психологические тесты Интересные тесты
папка Главная » Предпринимателю » Практическое решение

Практическое решение

Статью подготовил директор по развитию предпринимательства и конкуренции ОАО "Акса" Корчагин Юлиан Андриянович. Связаться с автором

Практическое решение

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:
Не забываем поделиться:


  • Вариант универсального интеллектуального фильтра
  • Вариант классического гипертекста
  • Популяризация технологии
  • От бумаги к монитору — электронная реализация
  • Приоритет естественного интеллекта в системах интеллектуальной фильтрации

    Вариант универсального интеллектуального фильтра

    Всероссийский институт межотраслевой информации (ВИМИ, ранее — Всесоюзный институт межотраслевой информации) вряд ли нуждается в представлении. Каждый профессиональный «информационный работник», как минимум, слышал о существовании такого научного заведения, через которое проходит огромное количество информационных потоков. Здесь хранятся впечатляющие массивы сведений и разрабатываются стандарты государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ), Нам это учреждение интересно тем, что именно в его стенах появилась на свет одна из эффективнейших технологий информационной работы. Система универсальна и ориентирована на индивидуального пользователя, то есть отвечает всем нашим ожиданиям и пожеланиям.

    В этом институте на должности референта-аналитика работал автор методики — Ю. С. Гузев. Работа специалиста заключалась в том, чтобы оперативно готовить короткие аналитические отчеты по многочисленным поступающим запросам. В рамках введенной нами концепции интеллектуального фильтра можно сказать, что аналитик, собственно, и занимался фильтрацией информационных потоков. Причем критерии интеллектуального фильтра менялись по нескольку раз в день (приходили запросы по самым разным темам), а ресурс времени был крайне ограничен. За непродолжительное время такой работы специалисту стало понятно, что спасением в подобной обстановке может стать только разработка универсальной технологии, применение которой возможно в любой сфере интересов. Ответом на этот вызов стал «метод объектно-документального анализа» (или технология МОДА), разработанный группой ученых под руководством Юрия Сергеевича Гузева.

    Вот как автор технологии МОДА описывает историю ее появления.

    У меня сложилась, выражаясь языком современной молодежи, «крутая» жизненная ситуация: я по совместительству работал референтом в ВИНИТИ (тогда это была одна из немногих возможностей человеку с дипломом где-то что-то заработать автономно и самостоятельно, по факту личного умения — без специальных разрешений и высоких дозволений). Мне захотелось существенно — раза в два — повысить производительность своей работы (а соответственно и заработок) и примерно настолько же сократить время, затрачиваемое на ее выполнение. Скажем прямо: замысел был нахальным.

    Около полугола я изучал всякого рода инструкции в поисках выхода (как потом понял технологического) и не находил ничего стоящего, поскольку все рекомендации носили лозунговый характер: «давай нужное и важное!». На вопрос «как?» ответа они не давали. Тогда для начала я составил себе несколько памяток по типам документов, потом увидел в них некоторую общность, и получилась моя первая типовая анкета разметки и распределения сведений (ТАРРС). Содержала она примерно 25 пунктов. Уже тогда мне было очевидно, что все дело в «сведении сведений» в некоторый текст с четкой структурой. Но уловить эту универсальную структуру пока не удавалось; как правило, я следовал структуре, предложенной автором текста. Такой подход был приемлем, но не давал полноценного анализа.

    И вот однажды в узкоспециальной статье по экономике на японском языке (я тогда реферировал с японского) я увидел четко размеченную структуру НОПС (над объект, объект, подобъект, связанный объект). В этот момент все прояснилось, и я увидел ту же НОПС-структуру и в своей ТАРРС. Она присутствовала в ней латентно, затененная другими элементами. ТАРРС сразу же была сжата соответственно новому пониманию, а процесс анализа текстов и формирования рефератов пошел проще и четче. Поставленная задача (подъем производительности на 100% и сокращение затрат времени на 50%) была решена даже «с перевыполнением плана».

    Где-то через 10 лет такой работы (а если быть точнее), когда я перешел на научно-информационную работу в ВИМИ, используемый мною подход начал оформляться в технологию МОДА (метод объектно-документального анализа), целиком охватывающую весь информационный процесс, от анализа информационных источников до разработки вариантов решения поставленных и исследуемых проблем.

    В окончательно сформированном и завершенном виде технология МОДА была описана в статье «Объектно ориентированный подход как средство интеллектуализации современных информационных систем» в журнале «НТИ» («Научно-техническая информация») ВИНИТИ. К этому моменту я уже более 10 лет занимался ее внедрением, преподаванием и популяризацией, опубликовав более 100 различных статей, описывающих опыт применения и преимущества технологии.

    Суть технологии МОДА сводится к тому, что каждый документ из информационного потока по данной теме, попавший в сферу внимания, разбивают в процессе анализа на значимые единицы информации (инфо-кванты), отсеивая при этом интересующую информацию от неактуальной. Получившийся из многих документов комплексный набор инфо-квантов объединяют в итоговый документ — объектный реферат, который структурируют по определенным правилам.

    Подобное преобразование информационного потока можно на жаргоне исследователей назвать «МОДА-фикацией» (от глагола «модифицировать»). Подвергнутый такой «МОДА-фикации» информационный продукт отличается компактностью (ее степень оговаривается заранее) и объемным (многомерным) представлением проблематики.

    Очевидно, что технология опирается на интеллектуальный фильтр, именно он определяет критерии ценности информационных объектов, правила их отбора из каждого отдельного документа и принципы структурирования итогового объектного реферата.

    Базис технологии МОДА — универсальный интеллектуальный фильтр НОГС.

    Это аббревиатура четырех категорий, к которым относят инфокванты, полученные при анализе исходных документов:

    -        надобъекты;

    -        объекты;

    -        подобъекты; 

    -        связанные объекты.

    Принадлежность инфоквантов к одному из классов определяют по степени значимости инфокванта в качестве ответа на соответствующие вопросы:

    -        Что? (сделано, проанализировано, разработано, публикуется и т. д.) — Объекты.

    -        Для чего? — Надобъекты.

    -        Благодаря чему? — Подобъекты.

    -        Что еще известно на данную тему? — Связанные объекты. Универсальность такого интеллектуального фильтра ученые подкрепляют работами психологов, доказывающими, что подобная НОПС-оптимизация (на рабочем жаргоне «НОПС-имизация») и последующее представление «отфильтрованной» таким образом и объединенной в систему информации воспроизводит естественные принципы действия интеллекта человека. Присутствие такой оптимизирующей структуры характерно как для каждого человека, так и для коллективного сознания.

    Похожие структурные схемы мы очень часто встречаем в жизни.


    Самое читаемое за неделю

    документ Введение ковидных паспортов в 2021 году
    документ Должен знать каждый: Сильное повышение штрафов с 2021 года за нарушение ПДД
    документ Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году
    документ Доллар по 100 рублей в 2021 году
    документ Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
    документ Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
    документ 35 банков обанкротятся в 2021 году


    Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!

    Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!

    Например, принцип построения научных работ (дипломов, диссертаций) «предмет/объект/задачи/разработанность темы и актуальность исследования» во многом схож со схемой «что/для чего/благодаря чему/что еще известно». Кроме того, прослеживается сходство между рекомендациями к объектному реферату (продукту НОПС-оптимизации) и требованиями ГОСТ 7.995  «Реферат и аннотация» — требования к структуре этих документов практически идентичны.

    Сам автор методики называет НОПС-фильтр «интеллектуальным знаменателем» информационных потоков. Разнородные сведения — «интеллектуальный числитель» — мы приводим к единой типологии и тем самым значительно упрощаем их объединение в итоговый документ. Между инфо-квантами итогового документа намного проще прослеживать или обозначать структурные связи. Пропадает необходимость удерживать в сознании десятки источников с собственной системой структурирования. Вместо этого проводят анализ типовых структур с наглядными связями. Возможности аналитика при таком переходе многократно возрастают. Иными словами, процесс интеллектуальной фильтрации информационного потока высвобождает психофизиологические ресурсы исследователя.

    Эффективность такого инструмента видна и «на глаз», без глубоких теоретических обоснований. В течение последних лет я расспрашивал многих знакомых «информационных работников» — журналистов и редакторов, пресс-секретарей и копирайтеров, выпускников журналистского факультета и преподавателей, готовящих планы занятий, задавая всем один простой вопрос: используете ли вы какую-нибудь универсальную структуру при написании статей, документов, рефератов и т. д.? В ответ я услышал несколько рассказов о собственных «приемчиках». Причем такие ответы давали наиболее организованные, ответственные и педантичные «информационные работники». А видя живой интерес практически всех слушателей к рассказу о НОПС-оптимизации, я приходил к заключению, что для них это, по всей видимости, первый опыт знакомства с универсальной методикой структурирования информации.

    Вариант структурирования информационных сообщений, в чем то схожий по принципам работы с НОПС-оптимизацией, можно встретить почти в любом учебнике или практическом пособии по PR. Авторы советуют при написании пресс-релизов или других новостных материалов готовить их так, чтобы четко прослеживались ответы на вопросы «Что? Где? Когда?». Принцип, действительно, эффективный и работающий, но в большей степени он подходит для подготовки новостей или репортажных статей, а идеален для соответствующих «лидов» (короткой — одно-два предложения — расшифровки названия статьи, из которой читатель понимает, о чем пойдет речь далее; англицизм от глагола lead — вести, иногда это слово переводят как «подзаголовок»). Очень часто именно новости компаний становятся основой пресс-релиза, поэтому формат «Что? Где? Когда?» получил распространение среди PR-менеджеров и журналистов-новостников. Но даже при описании новостей пресс-релизы, как правило, содержат компоненты (инфокванты), которые не вписываются в эту схему (комментарии топ-менеджеров по обсуждаемой теме, с информацией о компании и т. д.), а, значит, работу с ними опять приходится вести «по ощущениям». А попробуйте подготовить пресс-релиз или статью с описанием нового продукта (например, мобильного телефона) по формату «Что? Где? Когда?», и вы поймете, почему этот интеллектуальный фильтр нельзя назвать универсальным. Сообщение структуры «Что? Где? Когда?» всегда можно записать в формате «Что? Для чего? Благодаря чему? Что еще известно?». Вопросы «где?» и «когда?» будут упрятаны или в категорию «благодаря чему?» (подобъекты), или «что еще известно?» (связанные объекты). А обратное переформатирование (из НОПС в «Что? Где? Когда?») возможно лишь в отдельных случаях. В том и проявляется универсальность НОПС-фильтра, что он подходит для работы практически со всеми информационными поводами, а не только для отдельных ситуаций.

    Если вам, уважаемый читатель, известны другие методики подобной работы с информацией, я буду рад узнать о них (в конце книги вы найдете мой электронный адрес для писем). Эффективным приемам всегда найдется место на страницах книг и статей, а также на соответствующих семинарах. Я продолжаю пополнять собственную коллекцию частных методик информационной работы, в которой есть место и законам написания пресс-релизов, и ГОСТу по созданию рефератов, и учебным пособиям по журналистике, и авторским методикам и т. д. Но вот универсальный интеллектуальный фильтр в моей коллекции пока только один — НОПС-структурирование. Если вы знакомы с другими технологиями, претендующими на статус универсальных, я буду рад не только познакомиться с ними, но и заняться их популяризацией, наравне с технологией МОДА. Но пока альтернатив ей я не встретил.

    Универсальный интеллектуальный фильтр НОПС — это базис методики объектно-документального анализа (МОДА). Но и сам по себе он является эффективнейшим инструментом. Даже если просто удерживать его в сознании, эффективность вашей информационной работы будет постепенно повышаться. Может быть, вы и не начнете чувствовать себя в информационных потоках «как рыба в воде» (продолжаем «водные» метафоры), но вам станет легче видеть «второе дно» многих статей, писем, речей. При этом ваши собственные тексты будут постепенно обретать стройность и упорядоченность (мы же помним, что интеллектуальный фильтр действует двунаправленно — и на входе, и на выходе).

    Но я советую вам освоить и вторую часть технологии МОДА, которая предлагает инструмент для структурирования, хранения и анализа инфоквантов, собранных в процессе фильтрации информационных потоков.

    Вариант классического гипертекста


    интересное на портале
    документ Тест "На сколько вы активны"
    документ Тест "Подходит ли Вам ваше место работы"
    документ Тест "На сколько важны деньги в Вашей жизни"
    документ Тест "Есть ли у вас задатки лидера"
    документ Тест "Способны ли Вы решать проблемы"
    документ Тест "Для начинающего миллионера"
    документ Тест который вас удивит
    документ Семейный тест "Какие вы родители"
    документ Тест "Определяем свой творческий потенциал"
    документ Психологический тест "Вы терпеливый человек?"


    Еще раз напомню принципиально важные моменты, подчеркивающие актуальность инструмента, о котором сейчас пойдет речь:

    1.      Ценность информационного продукта значительно повышается, когда он не только содержит набор фактов, но и сообщает о взаимосвязях между ними.

    2.      Сообщение, записанное в виде нелинейной сети идей, обладает большей информационной емкостью, чем линейная последовательность информационных единиц или их бессистемный массив.

    3.      Оптимальным инструментом для записи сети идей является гипертекст, в котором информационные единицы связанны между собой нелинейно.

    4.      Элементарное гипертекстовое сообщение может быть записано в том числе и на бумаге в виде блок-схем со связями, обозначенными линиями. Учитывая явную визуализацию связей между фактами, такая форма представления в ряде случаев даже более эффективна, чем электронный гипертекст (в виде текста с интегрированными ссылками), не позволяющий увидеть всю картину целиком.

    Именно с таких рукописных гипертекстов — цветных блок-схем с небольшими текстовыми фрагментами в боксах и линиями связей между ними — начиналась история технологии МОДА.

    НОПС-профильтрованный массив исходной информации — структурные информационные единицы (инфокванты), разбитые на 4 основные группы, записывают в виде графической схемы. Полученный гипертекст именуется объектно-документальная схема (ОДС).

    Позднее технология была реализована и в электронном виде, но это не отменило удобной возможности в любой момент и в любом месте набросать на бумаге небольшую схему для обсуждения или для демонстрации партнерам «домашних заготовок». То, что технологию можно использовать и без привязки к техническим устройствам, повышает ее ценность.

    В информационном блоке указываются:

    -        класс инфоквантов;

    -        надобъекты;

    -        объекты;

    -        подобъекты;

    -        связанные объекты;

    -        порядковый номер блока в данном классе объектов;

    -        порядковый номер информационного источника в списке литературы.

    Для каждого информационного объекта в такой схеме отводится стандартный блок, позволяющий, кроме краткой ключевой текстовой выдержки из источника, записать ссылку на этот источник или их набор (расшифровку источников в случае рукописной схемы записывают в таблицу в углу листа) и обозначить принадлежность инфокванта к одному из классов.

    Связи между информационными блоками обозначают в виде линий, причем на стадии черновой работы или даже в итоговом документе на этих линиях можно размещать пометки и комментарии.

    Математики, посмотрев на ОДС, отметят, что по своей структуре она напоминает гиперграф. Это действительно так, такая математическая модель востребована в области структурных исследований. Например, гиперграфы широко распространены в лингвистике.

    Рисуемая таким образом схема — открытый и гибкий инструмент сбора и анализа информации. Наращивая информационные блоки и внося в список литературы новые источники, ее (схему) можно строить и трансформировать по мере изучения проблемы, а также расширять в ходе дальнейшего анализа. Например, во время подготовки диссертации, когда мне не хватало места для схемы на одном листе формата АЗ, я просто подклеивал к нему скотчем очередной лист. Такую карту было удобно складывать до формата А; и носить с собой, оперативно разворачивая для обсуждения с коллегами или для дополнения.

    В состоянии набора и структурирования сведений работу на рукописной схеме лучше вести карандашом, так всегда можно что-то изменить или переместить. Когда мне важно было зафиксировать текущий результат, я делал ксерокопии с этих рабочих листов. Это напоминает процедуру сохранения текущей версии в электронного документа; если после этого будет выбран сценарий, развитие которого окажется неэффективным, можно вернуться назад и начать с контрольной точки (правда, придется восстановить карандашный вариант на основе ксерокопии). На таких ксерокопиях можно делать любые пометки при обсуждении вопросов с коллегами — оригинал при этом остается в сохранности. Поэтому перед каждой встречей с заинтересованными коллегами я делал копии с текущей версии ОДС, и на этих ксерокопиях мы от души черкали ручками (причем каждому участнику обсуждений выдавалась гелевая ручка своего цвета, и впоследствии всегда можно было посмотреть, кто, когда, сколько и каких комментариев добавил).

    На «зафиксированных» ОДС (а не на «карандашных», на которых, скорее всего, многое еще будет меняться) можно и нужно делать визуализацию еще более эффективной, используя цвет.

    Вооружившись маркерами-выделителями или простыми фломастерами, размечаем информационные объекты (рамки блоков) на классы:

    -        объекты — красный;

    -        надобъекты — синий;

    -        подобъекты — желтый;

    -        связанные объекты — зеленый. 

    Или же отмечаем цветовыми маркерами-выделителями ключевые места текстовых фрагментов. Чтобы предложенная колористика обрела конкретный смысл, вернитесь к содержанию, где перечислены эмоциональные ассоциации с цветами. Кстати, в компьютерной реализации технологии МОДА цветовые схемы интегрированы в программу изначально (уже в самой первой версии).

    Цветом обязательно нужно разметить и итоговый продукт — ОДС, которую вы уже не будете трансформировать (разве что дополнять далее очередными блоками или пометками). Получившуюся схему можно считать законченным гипертекстовым документом.

    Но на самом деле теперь то все только начинается. Закончена лишь работа по информационной подготовке и визуализации сети идей в виде гипертекстовой базы сведений. В свое распоряжение вы получили многоуровневую и многовариантную систему, позволяющую оперативно организовывать наглядное сопряжение рабочей задачи с любой отраслью знаний и с любыми другими информационными потоками.

    В этом информационном продукте содержится в сжатом виде бесчисленное множество линейных текстовых документов. Все, что нужно, чтобы их получить, — это пройти по одному из маршрутов в соответствии с очередным тематическим запросом, а путь по нелинейной сети идей записать в виде последовательной (линейной) цепочки информационных единиц. Маршрут может быть прямым или петлять, содержать весь набор сведений из ОДС или только ключевые (для вопроса, изучаемого в данный момент) тезисы. Как уже было отмечено, процесс перевода нелинейной сети идей в линейный текст — задача творческая.

    Не только в деловой, но и в творческой среде можно найти примеры, когда создатели информационных продуктов опираются в своей работе на цветные текстовые блок-схемы.

    Например, в дневнике Евгения Шварца есть такая запись от 1953 г., посвященная воспоминаниям о творчестве И. Эренбурга: «...он достал из портфеля и показал готовый план книги, похожий на генеалогическое дерево или штатное расписание. Разноцветные кружки или квадратики, соединенные прямыми линиями, занимали длинный лист бумаги. Меня этот план почему-то рассердил и напугал, но Федин, у которого я отозвался с насмешкой о такого рода планировании, спросил удивленно: “А как же иначе?” — и достал из стола лист, весьма похожий на эренбурговский, со схемой будущего своего романа... В романах же Оренбурга уж очень отчетливо просвечивало, как человек предполагает. Дурного в этом я не видел. Скорее испытывал зависть к его трудоспособности и рассудку»

    Именно поэтому автор технологии МОДА постоянно подчеркивает, что он не изобретал ничего принципиального нового, что некоторые творческие люди использовали подобные методы уже давно, а структура НОПС-фильтра и вовсе восходит к логическим построениям античных философов.

    При этом нужно подчеркнуть, что ОДС — не полуфабрикат, а «самостоятельный» документ с набором вариантов решений, открытый для творческого обсуждения, анализа и прогнозирования развития ситуации.

    Такой документ можно показать и руководству, и коллегам, привлечь с его помощью внимание к проблеме, настроить на деловой контакт. Важно также, что система открыта для развития, для дополнения новыми информационными блоками по ходу обсуждения и корректировки задачи. Более того, она подталкивает стороны к такому сотворчеству. Возможность совместной работы сторон, участвующих в переговорах по обсуждаемой проблеме, позволяет проще и быстрее находить компромиссы. Так можно проявлять уважение к собеседнику — ведь его мнение или комментарий можно тут же отразить на схеме и увязать с уже зарегистрированными фактами. Если ведется обсуждение вопроса с заказчиком, то ему становится проще поставить или скорректировать техническое задание, он может предлагать маршрут движения по нелинейной сети идей или сам дополнять ее фактами, которые считает важными. Таким образом, можно и наладить сотворчество, и вызвать живой интерес к обсуждаемой теме.

    Много вариантность маршрутов движения по ОДС — одно из ее ключевых преимуществ. Обладая такой сформированной и постоянно пополняемой информационной базой сведений, как тематическая ОДС, «информационный работник» способен оперативно создавать линейные тексты самых разных форматов различного назначения, нужно лишь выбрать маршрут движения по текстовому гиперграфу, соединить фрагменты текста и на финальной стадии правильно стилизовать и оформить итоговый текстовый документ.

    К слову, ОДС можно использовать не только как инструмент подготовки информационных продуктов (текстов, статей и т. п.), но и как инструмент для решения управленческих или даже житейских ситуаций. А также для более углубленного изучения и проникновения в суть фундаментальных вопросов.

    Методом можно пользоваться, например, при подготовке к экзамену — объектно-документальная схема позволяет упорядочить собственные знания, выявить пробелы в них и следить за их устранением. Подход помогает также увязать разные отрасли знаний.

    Метод удобен при анализе ситуации, предшествующем принятию управленческих решений. Сведение разрозненных фактов в единую систему дает углубленный взгляд на проблему и расширенное (помещенное в более широкий контекст) понимание частных вопросов.

    Каждый, наверняка, знает, как трудно работать с документом на 150 страниц, а в сжатой форме всю проблему можно охватить одним взглядом. Вспомните, до 80% информации мы воспринимаем визуально. В этом смысле ОДС выступает аналогом географической карты по теме исследования. Образно выражаясь, ОДС — продукт сжатия информации до заданного предела (точно так же карты бывают разных масштабов и детализации).

    В экстремальных ситуациях такая предварительная подготовка может сослужить хорошую службу. Когда у вас нет времени, а под рукой недостаточно источников информации, наличие заранее построенной четкой картины «поля сражения» помогает оперативно принимать взвешенные и осознанные решения.

    Выстраивание разрозненных фактов в единую взаимосвязанную сеть чем-то напоминает увлекательную работу Шерлока Холмса. Нужно лишь не полениться сопоставить разрозненные факты и, объединив, выстроить их с применением НОПС-оптимизации.

    Популяризация технологии

    Видимая простота технологии МОДА не должна никого смущать. Изначально метод создавался как сугубо научный и ориентированный на задачи, решаемые профессиональными аналитиками (напомню, что появился он в стенах института научно-технической информации). Поэтому первые методические пособия, описывающие принципы работы по этой методике, занимали десятки страниц, пестрели многочисленными схемами и специальными аббревиатурами и отпугивали человека, который был «не в теме». Читатели, заинтересованные в ознакомлении с методикой в такой форме, смогут найти соответствующие описания (например, см. статью — Ю. С. Гузев, В. А. Титов «Объектно-ориентированный подход как средство интеллектуализации современных информационных систем», НТИ (Научно-техническая информация).

    Но уже в те времена авторы разработали упрощенный вариант технологии, доступный для широкого круга заинтересованных лиц. Два прошедших десятилетия показали перспективность именно такого подхода. Научное сообщество всегда отличалось консервативностью, тем более в таких щепетильных вопросах, как осведомленность и информационная подготовка, систематизация знаний и интеллектуальная обработка сведений. Поэтому в сфере профессиональных информационных работников «от науки» методика пока не нашла широко применения. А вот выход технологии МОДА «в люди» в упрощенном, массовом, варианте показал, что методика, которой можно оперативно (буквально в течение одно или двухдневного семинара) обучить «обычного информационного работника» и отпустить его в самостоятельное плавание (снова водные аналогии), востребована в высшей степени. Поэтому из стен ВИМИ методика «пошла в народ». Сам Ю. С. Гузев постоянно подчеркивает, что одно из главных ее преимуществ — простота, изящность и возможность быстрого освоения и незамедлительного применения на практике.

    Первая волна распространения технологии МОДА началась, когда ей стали обучать слушателей Института повышения квалификации информационных работников Всесоюзного института научно-технической информации (ИПКИР ВИНИТИ). В организации направляли на эти курсы профессиональных работников информационной сферы (референтов, патентоведов и т. д.), большинство из которых понимали ценность методики без длительных объяснений. Формировался первый круг «адептов», работало «сарафанное радио». За время развития этой «первой волны» было опубликовано около 150 работ, рассказывающих о технологии, из них две трети — по результатам внедрения; более 100 соавторов — непосредственных участников внедрения — рассказывали об этом опыте.

    А потом пришли всем известные 1990е гг., и вопросы эффективности информационной работы были отодвинуты на второй план новыми экономическими вызовами, — вопросами выживания — и для потенциальных слушателей курсов, и для организаций, направлявших работников на курсы, да и для самого ИПКИР ВИНИТИ. В итоге деятельность, связанная с популяризацией технологии, была свернута.

    Тем не менее, тогда уже сформировался круг людей, успевших оценить ее преимущества, и распространение знаний продолжалось. Вот только работа по развитию, совершенствованию и продвижению технологии перешла скорее на «клубный» уровень.

    Приблизительно в таком формате, то есть благодаря «сарафанному радио», познакомился с автором методики — Юрием Сергеевичем Гулевым. А  я поступил в аспирантуру, запланировав подготовку научной работы по теме «Массовые коммуникации в современном обществе», гак как уже работал в СМИ (редактором в журнале) и был увлечен темой «связи с общественностью». С этого момента наше общение с Юрием Сергеевичем перешло на другой, более плотный, уровень. Результатом взаимодействия стала трансформация темы моей научной работы и выход на «свое», четко обозначенное, проблемное поле в большой теме «Информационное общество». В результате защищенная мною диссертация «Информационные практики в современном обществе» во многом опиралась на разработки и идеи Юрия Сергеевича, а технология МОДА была подробно разобрана в качестве практического примера эффективного инструментария информационного работника. К слову, текст я писал, уже освоив и в полной мере задействовав эту методику. В процессе этой работы я узнал, что мой опыт такого взаимодействия с Юрием Сергеевичем Гузевым далеко не уникален и что счет одних только диссертантов, которые благодаря технологии МОДА обрели почву под ногами, уже подходит к третьему десятку. Причем несколько кандидатских работ напрямую задействовали технологию и рассказывали об опыте ее применения в конкретной отрасли. Как уже понятно, мой труд пополнил именно этот набор.

    В настоящее время уже ощущается очередная волна интереса к подобным методикам — вопросы выживания общество решило, теперь пришло время повышения эффективности деятельности. За прошедшие годы автором методики и неофициальным «Клубом любителей технологии МОДА» накоплен большой багаж практических и теоретических знаний, готовых к передаче широким массам. Одним словом, вторая волна распространения и популяризации технологии уже набрала полную силу.

    От бумаги к монитору — электронная реализация

    Уже стало очевидно, что для полного раскрытия потенциала методики ее нужно реализовывать и в электронном виде. Компьютеры, хотя и были еще «страшно далеки от народа», уже переставали быть диковинкой. Первая версия — программа MAPWORK (DOS-приложение) — для своего времени была продвинутым программным комплексом. Она опиралась на цветные текстовые блоки и предоставляла набор функций редактирования и навигации, максимально возможный на существовавшем уровне развития программирования. Если кто-то помнит Lexicon — первый текстовый редактор, распространенный в России, то можно сказать, что это был Lexicon, переведенный в гипертекстовый вид.

    Чтобы подчеркнуть, насколько состоятельным для своего времени был этот продукт, достаточно сказать, что. MAPWORK демонстрировалась на ВДНХ на стенде ВИНИТИ в числе научных разработок и вызывала самый живой интерес информационных работников, посетивших выставку.

    С приходом эры Windows программа MAPWORK стала устаревать, и сегодня ее первоначальную версию можно назвать безнадежно устаревшей, так как неподготовленный пользователь уже вряд ли разберется в ней: вид меню и других органов управления архаичен, а для объемов записываемой информации действует ряд ограничений.

    Но даже в таком виде программа открывала недоступные для рукописных схем возможности. Так, информационный блок, помимо ключевой фразы, можно снабдить текстовой закладкой большего объема, в нее уже можно поместить большой фрагмент реферируемого источника или собственные заметки на соответствующую тему.

    С одной стороны, MAPWOK копирует ОДС (только связи между блоками в программе не отображены графически, а хранятся в дополнительном меню, которое можно вызвать и выбрать переход к нужному блоку). С другой стороны, здесь реализовано многомерное информационное пространство — система распространяется не только в ширину (дополнением новых блоков), но и в глубину (записью объемных текстовых фрагментов в скрытых полях комментариев). При навигации по схеме виден только первый уровень информационной системы — уровень объектов, то есть непосредственно объектно-документальная схема (ОДС). Второй уровень — уровень ремарок, вызываемый по запросу, — первично скрыт, но именно он и придает глубокую содержательность информационной сети.

    Кроме того, в программе предусмотрена еще и возможность создавать связи между несколькими схемами, каждая из которых сформирована по отдельной проблематике и структурирована по НОПС-алгоритму. Таким образом, из информационного гиперграфа мы получаем информационный гиперкуб, по структурным связям которого можно двигаться не только в «плоскости», но и в «объеме».

    «Минусы» программы по сравнению с бумажной схемой заключаются в отсутствии наглядных структурных связей и невозможности одновременного охвата взглядом всей схемы. «Плюс» — в возможности быстрой подготовки привычного документа (линейного текста) простым копированием ремарок и выстраиванием их в определенной последовательности в итоговом тексте. Другими словами, двигаясь последовательно по точкам гиперкуба и раскрывая заданную последовательность рассуждений, подкрепляя их сведениями из соответствующих источников (расположены в виде текстовых фрагментов в узлах гиперкуба), мы переводим сеть идей в линейный документ.

    Многовариантность такой реализации заложена в нелинейности этой сети идей: различные варианты движения по гиперкубу приводят к разным структурам итогового линейного текста. А глубина анализа достигается в результате всестороннего охвата темы при формировании ОДС.

    Как и в случае рукописной схемы, структура ОДС становится более наглядной за счет цветовой маркировки классов объектов. Для программной версии она изначально заложена в принципы построения интерфейса.

    На этом первом варианте программной реализации технологии МОДА были отработаны все процедуры и алгоритмы. Но так как сегодня программа MAP WORK стала принципиально устаревшей, не так давно был разработан ее модернизированный вариант — программа MODA. Она опирается на программную среду MS Access, но не требует от пользователя детального знания этой среды и благодаря дружественному интерфейсу осваивается довольно быстро. Помимо изменения дизайна и органов управления, в новой версии появилось принципиальное отличие от прототипа:  к отдельному информационному блоку можно не только создавать текстовые комментарии, но и прикреплять любые файлы — медийные (схемы, фотографии, аудиозаписи, например голосовой комментарий или видеоролик), документы Word и таблицы Excel или любой другой файл, «знакомый» вашей операционной системе. Такая программа становится универсальной системой информационной поддержки, опирающейся на оба способа преодоления антропометрических ограничений информационной емкости сообщений. Во-первых, это применение нелинейных текстовых технологий (гипертекст), во-вторых, переход к многоканальной (мультимедийной) форме передачи информации вместо моноканальной (текстовой).

    Программа написана энтузиастами «Клуба ценителей технологии МОДА», такой «клубной» реализацией определяется ее аскетизм, так что сохраняется огромный потенциал дальнейшего развития программного комплекса. Статус, в котором он находится в настоящий момент, — первая версия обновленной программы, проходящая стадию пользовательского тестирования. В настоящее время автор программы рассматривает варианты ее распространения в режиме donateware («если вам понравился этот продукт и если он помогает вам зарабатывать, вы можете добровольно вознаградить автора»). Если эта схема будет реализована и если будет проявлен высокий пользовательский интерес, то, вне сомнений, будут изучены варианты программной  реализации технологии MODA в виде более мощного программного комплекса с усовершенствованным графическим ядром и визуализированными связями между информационными блоками (что невозможно организовать в программной среде MS Access).

    Но и в том виде, в котором MODA существует в настоящий момент, она представляет собой эффективный инструмент информационного работника. Я провел достаточно много времени в поисках подобных редакторов гипертекста, не привязанных к какой-либо профессиональной отрасли и позволяющих вести информационные базы практически по любой теме. Специальных гипертекстовых баз данных — от программ правовой поддержки до инструкций сотрудников сервис-центров — сегодня встречается множество. Но универсальных и простых в работе гипертекстовых редакторов я не обнаружил. А ведь многим так не хватает инструмента, сравнимого по удобству с «обычным» редактором текстов, позволившего бы сегодня готовить реферат для получения зачета в институте, а завтра — позиционное письмо компании.

    И в очередной раз обращаюсь к вам, дорогие читатели: если вам известно о гипертекстовых программах для создания структурированных и визуализированных баз данных, которые могут стать эффективным инструментом информационного работника, сообщите о них, и я с удовольствием займусь их популяризацией. Если же вы не знаете таких инструментов, но испытываете в них острую потребность, также выходите на связь. Если к этому времени программа MODA еще не появится в открытом доступе, то ваши запросы помогут ускорить приближение этого момента.

    Приоритет естественного интеллекта в системах интеллектуальной фильтрации

    За время чтения этой главы у вас уже, скорее всего, возникли два важных вопроса:

    - Что можно считать «информационной единицей» (инфоквантом)?

    - Какова процедура отбора этих инфоквантов из информационного потока?

    Эти вопросы принципиально важны для всей работы по интеллектуальной фильтрации информационных потоков. Как ни парадоксально, но на эти вопросы не существует формализованных ответов.

    В каждой конкретной ситуации критерии оговариваются отдельно. Например, если вы изучаете вопросы архитектуры, то из интересной статьи о строительстве нового дома вы, вероятно, возьмете в свою ОДС информацию об архитектурном бюро, а если изучаете социальную картину района, то просто сам факт появления новостройки станет для вас информационной единицей (его архитектура может вас и не интересовать). Как видим, размер инфокванта бывает самым различным — дробить факты можно «до атома», а укрупнять «до размеров Вселенной», все определяется задачами, при этом неформализованные критерии отбора информационных квантов в полной мере сохраняются «в ведении» естественного интеллекта исследователя.

    Использование термина «информационная единица» (ИЕ) подчеркивает возможность предельно широкой интерпретации материала, составляющего содержание узла. Это может быть целая книга, отчет или любой другой «документ», раздел документа, абзац, рисунок или фрагмент рисунка, анимация и т. и. Вопрос о том, какими соображениями следует руководствоваться при определении ИЕ, является одним из важнейших, если не важнейшим вопросом теории и методологии построения специализированных гипертекстовых систем и баз знаний. Это общенаучная фундаментальная проблема, значение которой выходит далеко за рамки представления знаний при помощи технических систем. Поэтому при современном состоянии нашего знания этой области определение информационных единиц, форм представления информации на экране монитора, смысловых и структурных связей является предметом мастерства и искусства автора гипертекста (или разработчика гипертекстовой системы).

    Даже поисковые системы лишь ищут в текстах слова, соответствующие заданному, но никак не могут оценить важность найденных фрагментов для исследователя. Поэтому именно автор информационной базы — носитель естественного интеллекта  способен, во-первых, определить «неделимые» факты (для данного исследования), а во-вторых, установить связи между ними.

    Многовариантность решения таких задач можно легко доказать на практике, поставив несложный эксперимент: предложить разным авторам построить гипертексты на одну и ту же тему из одинакового «исходного материала». Но и без такой работы понятно, что в результате интеллектуальной фильтрации одного и того же текста разными исследователями полученные объектные рефераты не будут в точности совпадать. Именно поэтому процесс создания рефератов, аннотаций к книгам и любых других продуктов интеллектуальной фильтрации сегодня по-прежнему в большой степени опирается на мастерство автора/редактора/рецензента и является результатом действия естественного интеллекта автора. Мысль эта предельно наглядно выражена во всех учебных пособиях по гипертекстовым системам.

    В англоязычной литературе процесс построения базы данных получил название authoring (авторская деятельность). Под данным словом понимают трансформацию обычного текстового документа в гипер-документ или создание электронной библиотеки гипер-документов; изложение некоторого оригинального материала сразу в гипертекстовой форме; анализ и синтез базы знаний в той или иной проблемной области. Инструмент, при помощи которого автор (пользователь, разработчик) создает и изменяет узлы, содержание узлов, связи между узлами, форму представления узлов на экране монитора, то есть весь спектр рабочих операций структурирования, реструктурирования, наполнения содержанием, обновления и использования  гипертекстовой базы данных, называют комплексом программ авторизации.

    Под данные определения, встречающиеся в специальной литературе, в значительной степени подпадают и сама технология МОДА, и ее программная реализация.

    Одно из очевидных преимуществ методики МОДА состоит в том, что в паре «аналитик — информационная система» она сохраняет приоритет естественного интеллекта. Программный комплекс задействуют для хранения текстовых единиц и структурных связей, но наполнение системы и анализ этих знаний проводит сам эксперт. Он же на основании качественно проведенной информационной подготовки и принимает позднее управленческие решения. В этом смысле изученная нами гипертекстовая база данных отличается от специальных гипертекстовых систем поддержки отраслевых экспертов, выдающих пошаговые рекомендации по решению профессиональных вопросов.

    Если для работников сервис-центра императивные системы более эффективны (ведь от таких пользователей не требуется разрабатывать и принимать решения), то для информационных работников принципиально важен:

    -        интеллектуальный простор;

    -        творческая гибкость;

    -        многовариантность интерпретаций и решений. Интеллектуальный простор в технологии МОДА обеспечен структурой универсального интеллектуального фильтра — НОПС-оптимизации. Хотя он и задает вполне четкие требования к информационным единицам, тем не менее, оставляет исследователю достаточно свободы.

    Творческая гибкость выражена в открытости объектно-документальной схемы. Ее вид не связан жестко какими-либо ограничениями. В зависимости от исследуемой проблемы ОДС может содержать произвольное число информационных блоков каждого класса, может быть оперативно трансформирована под новую задачу или под неожиданную трактовку изучаемого вопроса.

    Многовариантность анализа проблемы и предлагаемых решений обусловлена самим видом записанной информации — нелинейная сеть идей.

    В общем, технологию МОДА можно назвать структурой средней «жесткости». По сути — это система информационной поддержки принятия решений, обеспечивающая аналитика доступной информацией в систематизированной и структурированной форме. Очевидно, что метод отталкивается от моделей логического мышления, а такой подход оптимален для подготовки и принятия решений. Причем вырабатывать и принимать их очень часто приходится в режиме информационной недостаточности, МОДА при этом помогает четко обозначить пробелы в знаниях и нехватку сведений, чтобы или трезво оценить риски, или разработать план дальнейшей информационной подготовки.

    Гибкие системы информационного обеспечения не лишают работника инициативы, снабжая естественный интеллект исследователя инструментом, значительно повышающим эффективность информационной деятельности. Кроме того, гибкие информационные системы помогают аккумулировать большой объем знаний, которыми трудно оперировать иначе. Такие системы принято называть экспертными, а умение оперировать ими считается серьезным конкурентным преимуществом информационного работника. Еще до становления эпохи Интернета российский академик Г. С. Поспелов утверждал: «Специалист, использующий экспертную систему при решении своих задач, может достигать, а иногда и превосходить по результатам возможности экспертов в данной области знаний, что позволяет резко повысить квалификацию рядовых специалистов за счет аккумуляции знаний в экспертной системе. В том числе знаний экспертов высшей квалификации».

    С точки зрения конкурентных преимуществ также более перспективны информационные системы, поддерживающие и даже стимулирующие интеллектуальную деятельность исследователя, провоцирующие его на дальнейшее изучение предмета, на пополнение базы собранных сведений новыми информационными единицами. Процитируем здесь еще одного академика — С. Л. Рубинштейна, занимавшегося, в том числе исследованием структур и принципов мышления человека: «...и целесообразно в процессе обучения вооружать учащихся “техникой” мышления, некоторой совокупностью приемов или операций — навыков, включающихся по заранее признакам. Но нельзя думать, будто в этом заключается вся задача обучения и воспитания или важнейшая ее часть. Важнейшим делом является воспитание мышления, способности не только владеть фиксированными операциями, приемами, но и вскрывать новые связи, открывать новые приемы, приходить к решению новых задач». Технология МОДА в полной мере объединяет два отмеченных ключевых момента: с одной стороны, она учит исследователя фиксированным логическим процедурам, осуществляемым при интеллектуальной фильтрации, с другой стороны, подталкивает к системному мышлению при реструктуризации полученных информационных элементов в системный вид. Технология стимулирует исследователя продолжать изучение вопроса как в интенсивном ключе (в сторону дальнейшей детализации), так и в экстенсивном (в сторону расширения охватываемого информационного поля). К слову, именно такую творческую и интеллектуальную активизацию ставят одной из главных целей педагоги; у того же С. Л. Рубинштейна читаем: «Предъявляя учащимся отдельные звенья анализа, при том именно те, которые они в состоянии использовать как средства дальнейшего анализа, учитель может таким образом сдвинуть с мертвой точки и привести в движение собственную мыслительную деятельность учащегося».

    Показательно, что творческую активизацию исследователи отмечают даже у тех, кто просто знакомится с произвольно оформленными гипертекстовыми системами. Даже один процесс навигации по предустановленным связям гипертекста (броузинг), утверждают ученые, стимулирует творческое мышление, а в процессе этого броузинга может возникать эффект «творческого озарения» (для обозначения которого в англоязычной литературе используется понятие serendipity).

    Качественный информационный инструментарий позволяет также высвобождать психофизиологические ресурсы аналитика, избавляя его от необходимости удерживать в памяти информацию о большом количестве информационных единиц и о связях между ними. В случае составления рукописной ОДС связи и единицы информации отражаются графически, в случае компьютерной программы — в виде сохраненных в электронной схеме текстовых блоков и заданных ассоциаций между ними. И в том и в другом случае, закончив проработку одного структурного элемента (задав его, обозначив связи с другими объектами, дав ссылки на информационные источники, сохранив ключевой фрагмент текста), исследователь может перейти к другим вопросам с уверенностью, что отмеченная информация не будет забыта. Вспомнив о «магическом числе Миллера» из инженерной психологии («человек не в состоянии удерживать в своей кратковременной памяти более чем 7 ± 2 параметров»), можно понять, что ОДС размером до 10 информационных блоков будет лишь помогать исследователю, а при превышении этого размера она уже становится жизненно важным инструментом. Удобство ОДС состоит в том, что прирост каждым следующим блоком происходит не только в виде пополнения списка литературы, но и в виде подвергнутого действию интеллектуального фильтра источника, с выдержками и интересующими фрагментами. Все доступные сведения вписываются в единую открытую информационную систему.

    Суммируя все сказанное, заключаем: описанная технология МОДА — простой и удобный инструмент повышения эффективности интеллектуальной деятельности информационного работника. Она не только позволяет собирать, структурировать и хранить информационные базы (независимо от направления исследовательской деятельности), но и помогает активизировать творческие и интеллектуальные ресурсы человека, усилить его интеллектуальные способности, повысить его интеллектуальный капитал.

    К слову, именно по пути интеллектуального становления направляет учащегося любая серьезная работа по специфике образовательных процессов. В качестве яркого примера можно привести книгу У. Эко «Как написать дипломную работу» или книгу Н. Виноградова «Как работать над диссертацией». Предлагаемые в них конкретные методы — элементы инструментария, направленного на глобальную цель: помочь начинающему исследователю освоить инструменты интеллектуальной работы.

    На этом мы завершаем знакомство с технологий МОДА как с четко оформленным и самодостаточным теоретико-методическим комплексом. Хотя реализованные в ней принципы и идеи будут латентно (скрыто, на глубинных слоях) присутствовать на многих последующих страницах. Дело в том, что фундаментом технологии МОДА является тот же теоретический базис, на котором строятся как концепции информационного общества, так и принципы построения любого инструментария для информационной работы.

    Формат книги не очень удобен для углубленного изучения методики — семинарские занятия с практическими примерами и живым обсуждением подходят для этого намного лучше. Тем не менее, для заинтересованного, любознательного и активного информационного работника приведенных сведений будет достаточно, чтобы в значительной мере задействовать рассмотренную технологию в своей работе. Если же специалистам понадобится 

    помощь, то «Клуб ценителей технологии МОДА» отличается открытостью и готовностью к взаимодействию. Подчеркиваю это для тех, кого заинтересовал потенциал технологии, и кто хотел бы освоить ее в ходе семинарских занятий. Эти занятия проводят специалисты, в полной мере освоившие систему и применяющие ее на практике. «Клуб информационных профессионалов» — второе название «Клуба ценителей технологии», и эти профессионалы всегда готовы поделиться накопленными знаниями.



    тема

    документ Бизнес и предпринимательство
    документ Бизнес-планирование в деятельности предпринимателей
    документ Виды предпринимательства
    документ Государственное предпринимательство
    документ Занятость населения и малое предпринимательство

    Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
    Звонок по России бесплатный!

    Не забываем поделиться:


    Загадки

    В бар зашли три зэка и заказали: гроб с костями, многоэтажку и то что мы строили. Официант им все принес и говорит: вот вам гроб с костями и многоэтажка. А то что вы строили – нет. Есть только то где вы были.
    Что заказали зэки?

    посмотреть ответ


    назад Назад | форум | вверх Вверх

  • Загадки

    Парень задает вопрос девушке (ей 19 лет),с которой на днях познакомился, и секса с ней у него еще не было:
    Скажи, а у тебя до меня был с кем-нибудь секс?
    Девушка ему ответила:
    Да, был. Первый раз – в семнадцать. Второй в восемнадцать. А третий -…
    После того, как девушка рассказала ему про третий раз, парень разозлился, назвал ее проституткой и ушел вне себя от гнева.
    Вопрос: Что ему сказала девушка насчет третьего раза? Когда он был?

    посмотреть ответ
    важное

    Новая помощь малому бизнесу
    Изменения по вопросам ИП

    НДФЛ в 2023 г
    Увеличение вычетов по НДФЛ
    Планирование отпусков сотрудников в небольших компаниях в 2024 году
    Аудит отчетности за 2023 год
    За что и как можно лишить работника премии
    Как правильно переводить и перемещать работников компании в 2024 году
    Что должен знать бухгалтер о сдельной заработной плате в 2024 году
    Как рассчитать и выплатить аванс в 2024 г
    Как правильно использовать наличные в бизнесе в 2024 г.
    Сложные вопросы работы с удаленными сотрудниками
    Анализ денежных потоков в бизнесе в 2024 г
    Что будет с налогом на прибыль в 2025 году
    Как бизнесу правильно нанимать иностранцев в 2024 г
    Можно ли устанавливать разную заработную плату сотрудникам на одной должности
    Как укрепить трудовую дисциплину в компании в 2024 г
    Как выбрать подрядчика по рекламе
    Как небольшому бизнесу решить проблему дефицита кадров в 2024 году
    Профайлинг – полезен ли он для небольшой компании?
    Пени по налогам бизнеса в 2024 и 2025 годах
    Удержания по исполнительным листам в 2025 году
    Что изменится с 2025г. у предпринимателей на УСН



    ©2009-2023 Центр управления финансами.