Граждане, оказывающие профессиональные услуги (например, няни, репетиторы) но не оформленные надлежащим образом могут быть признаны самозанятыми согласно действующему законодательству РФ.
Сегодня количество самозанятых в России по неофициальным оценкам измеряется сотнями тысяч. Однако не все самозанятые граждане приняли положительное решение о своей легализации и уплате налогов в бюджет, так как есть много «но», много сомнений и противоречий. Некоторые граждане просто боятся встречи с чиновниками, проверок, штрафов и проблем с государством.
В сложившейся ситуации, есть и некоторая «вина» законодателя, ведь до настоящего времени правовая база о самозанятых не систематизирована и не приведена в окончательный вид. В прессе и интернете постоянно появляются новые публикации о планируемых изменениях в отношении самозанятых, что, конечно, негативно сказывается на тех, кто не может принять решение о легализации своей деятельности.
На уровне субъектов, которые могут повлиять на ситуацию с самозанятыми в сторону ее облегчения, и вправе принять свои региональные акты, вовсе нет никаких движений. В регионах скрытый предпринимательский пласт также не мотивируется на легализацию своей деятельности, несмотря на то, что дополнительные налоговые поступления в дальнейшем могут принести доход и оказать поддержку региональному бюджету.
Гражданину не понятно, что ожидает его в будущем, обязан ли он сообщать о деятельности, как это сделать, какие налоги он должен платить, входят ли взносы в стоимость патента, должен ли он будет все-таки регистрироваться в качестве предпринимателя, не попадет ли он под непосильное бремя налогов, когда выйдет из тени.
Однако, учитывая активную деятельность госструктур по собираемости налогов в бюджет, многим гражданам придется, если не в ближайший год, то в ближайшее время принять нелегкое решение о легализации деятельности.
Каким правовым статусом обладает работающий на себя гражданин сегодня, обязательно ли ему вставать на учет в ФНС, нужно ли платить налоги и взносы? Ответим в статье на эти и другие важные вопросы.
Статус самозанятых лиц до сих пор не определен четко. Налоговый кодекс РФ в п. 70 ст. 217 раскрывает лишь признаки, по которым лица могут быть отнесены к этой категории.
Так, самозанятым может быть признан гражданин:
• не имеющий официального статуса ИП;
• оказывающий услуги для личных и домашних нужд (репетиторство, уборка, ведение хозяйства, уход за детьми, пожилыми и больными лицами);
• не привлекающий к деятельности наемных работников.
В информационном письме ФНС «О постановке на учет самозанятых граждан» уточняется, что не относятся к самозанятым:
• иностранцы, работающие по найму у граждан и оказывающие услуги для личных нужд;
• иностранцы, работающие по найму в компаниях или у ИП, а также у частнопрактикующих нотариусов, адвокатов и других лиц, официально занимающиеся частной практикой.
Исходя из закрепленных в законе признаков, к категории самозанятых относятся няни, репетиторы, сиделки, домработницы, являющиеся гражданами РФ. Однако в ст. 70 Налогового кодекса сказано, что регионы имеют право расширять указанный перечень. И многие субъекты РФ в качестве самозанятых уже признают парикмахеров, мастеров по маникюру, фотографов, швей и представителей других профессий.
Учитывая данную регионам свободу в определении статуса самозанятых лиц, можно говорить о том, что к этой категории могут быть отнесены любые граждане, оказывающие услуги для личных нужд и не оформленные как ИП.
Граждане, работающие «на себя» без оформления ИП, по закону подлежат постановке на учет в налоговой службе на основании соответствующих уведомлений. Постановка самозанятого на налоговый учет производится по месту его жительства, либо по месту пребывания, но обратиться с уведомлением о постановке на учет гражданин может в любое отделение налоговой службы, осуществляющее обслуживание граждан. Также уведомление можно направить почтой, или передать в электронном виде.
На сегодняшний день регистрация в налоговом органе не несет для самозанятого правовых последствий. В отношении таких лиц действуют налоговые каникулы, при условии, если гражданин стоит на учете в ФНС. Иными словами, самозанятые, сообщившие о своей деятельности в налоговый орган, освобождены от уплаты налога с доходов.
На послабление в виде налоговых каникул государство пошло для стимулирования выхода самозанятых из тени. Однако сегодня можно говорить о том, что принятая властями мера не привела к желаемому результату.
Большинство самозанятых не хотят раскрывать доходы, и причины такого решения понятны. Действие налоговых каникул закончится, а далее государство будет взымать с самозанятых налоги. Власти систематически предлагают различные варианты налогообложения для рассматриваемой категории лиц, при этом пока о масштабе планируемых изменений можно говорить лишь предположительно. Сейчас няня или репетитор, работающие неофициально, не платят налоги с заработанных средств, а что будет с их доходом после легализации деятельности, какой вид налогообложения применят власти - не ясно.
В правовом статусе ИП и самозанятых много схожего, однако, есть и существенные отличия:
1. Сфера деятельности самозанятых лиц ограничена услугами для личных, домашних и иных нужд граждан, определенных законом, у ИП таких ограничений нет.
2. Индивидуальные предприниматели выбирают одну из систем налогообложения: ОСНО, ПСН, ЕСХН, УСН, ЕНВД. Самозанятые освобождены от уплаты налогов до окончания срока налоговых каникул, будущий порядок их налогообложения еще не утвержден.
3. Самозанятые лица не платят обязательные страховые взносы во внебюджетные фонды, в отличает от ИП, оплачивающих такие взносы вне зависимости от факта деятельности.
4. Самозанятым гражданам по общему правилу не начисляется трудовой стаж, они могут добровольно докупить страховые пенсионные балы.
5. Перед началом деятельности ИП проходит полноценную процедуру регистрации, включая сбор и подачу в госорган пакета документации. Постановка на учет самозанятого происходит в уведомительном порядке.
6. ИП имеет право нанимать наемных работников, у самозанятых такой возможности нет.
7. ИП предоставляют госорганы отчетность о деятельности, самозанятые отчетность не сдают.
Государством уже долгое время разрабатываются и обсуждаются способы легализации самозанятых. Так, Правительство предлагало ввести для рассматриваемой категории граждан патентную систему, стоимость патентов должна была устанавливаться регионами. Однако планы не были реализованы. В настоящее время предлагается совершенно другая система налогообложения для самозанятых.
С основными направлениями налоговой политики Российской Федерации можно ознакомиться уже сейчас. Соответствующий проект разработан Минфином и опубликован на его официальном сайте.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Проектом рассматриваются и возможные налоговые изменения и для самозанятых лиц, зарабатывающих до 10 миллионов рублей в год. Министерство предлагает ввести для этой категории работников налог, который будет ежемесячно взиматься с профессионального дохода. Власти планируют ввести новую систему в некоторых регионах России по окончанию налоговых каникул, и при успешной реализации проекта внедрить налог по всей стране.
Размер налога будет зависеть от особенностей деятельности. Ранее представители власти говорили о едином платеже для самозанятых (состоящем из налогов и страховых взносов) в размере 3% от дохода, если самозанятый оказывает услуги другим гражданам, и в размере 6%, если он работает с компаниями. В настоящее время налоговый орган заявляет о других цифрах. Теперь для лиц, оказывающих услуги гражданам, предполагается ввести налог по ставке 4%, однако от уплаты страховых взносов такие работники могут быть освобождены.
Для удобства оплаты налога будет разработано специальное мобильное приложение. Самозанятый гражданин должен будет его скачать на свой мобильный телефон, зарегистрироваться, ввести свои паспортные данные, и ежемесячно отражать полученный доход. Налог будет взыматься ФНС с прикрепленной банковской карты гражданина. Однако до сих пор не определено, каким образом государство будет контролировать точность перечислений, порядок и способы отчетности о деятельности самозанятых еще не разработаны.
Новая схема налогообложения направлена на вывод самозанятых из тени. Если указанная система будет утверждена, человек, работающий «на себя» будет платить налог в меньшем размере, по сравнению официально трудоустроенными работниками в РФ, для которых размер НДФЛ составляет 13%.
Изменения для самозанятых разрабатываются и Министерством труда РФ. Опубликован законопроект «О внесении изменений в ТК РФ (в части совершенствования правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников)». Проектом предлагается вывести самозанятых, а также лиц, вступающих с ними в трудовые отношения, из-под действия Трудового кодекса РФ.
На сегодняшний день закон устанавливает следующие правила: нанимая на работу репетитора, сиделку или няню, гражданин должен заключить с ними гражданско-правовой договор, или трудовой договор, при этом возникает необходимость платить за работника страховые взносы и удерживать НДФЛ с зарплаты. Однако на практике почти никто такой порядок не применяет, и отношения с самозанятым официально не оформляет, по этой причине государство и вводит новый порядок. В случае принятия изменений, правоотношения работника и лица, которое его нанимает, не будут регулироваться нормами Трудового кодекса. Это означает, что самозанятый гражданин не сможет заключить трудовой договор со своим работодателем.
По мнению авторов законопроекта изменения необходимы из-за отсутствия контроля государства за деятельностью самозанятых. Вступая с таким работником в трудовые отношения, работодатель не выполняет возложенные на него законом обязанности: не выплачивает установленные законом взносы и платежи, не оформляет свидетельства пенсионного страхования. По мнению Министерства труда, эти основания являются достаточными для внесения поправок в Трудовой кодекс.
Таким образом самозанятые смогут оформлять гражданско-правовые договоры, направленные на урегулирование их взаимоотношений с заказчиками, например, договор возмездного оказания услуг.
После окончания налоговых каникул гражданин должен будет решить, каким образом ему продолжать деятельность, и стоит ли ее продолжать.
Вероятно, с окончанием налоговых каникул желающих выйти из тени не станет больше, поскольку ситуация с правовым и налоговым статусом самозанятого все еще не прояснена. Однако уже понятно, что властями будут приниматься меры для ужесточения контроля за самозанятыми. Сегодня госорганам доступно множество методов выявления неплательщиков налогов. Самозанятых можно выявлять по объявлениям в прессе и интернете, по социальным сетям, отследить неплательщика налогов можно по его расходам и доходам, например, анализируя данные онлайн-приложений.
На наш взгляд, помочь добровольной легализации самозанятых могла бы четкое и понятная схема работы самозанятых после истечения налоговых каникул, которой в настоящее время еще нет.
Однако, полагаем, что в скором времени, правила станут ясны и гражданам придется принимать решение и легализоваться, так как риски привлечения к ответственности могут стать высокими.
Законодательство, проекты законов, разъяснения госорганов о самозанятых:
1. п.7.3 ст. 83, п.70 ст. 217, пп. 3 п.3 ст. 422 Налогового кодекса РФ.
2. Проект Федерального закона№ 434180-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
3. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников)».
4. Приказ ФНС РФ N ММВ-7-14/270@ «Об утверждении формы и формата уведомления физического лица об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, а также порядка ее заполнения».
5. Информация ФНС России «О постановке на учет самозанятых граждан».
6. Письмо Министерства Финансов РФ N 03-02-08/31065.
7. Письмо Министерства Финансов N 03-11-11/29010.