Примечательно, что проведение предрейсового медицинского осмотра водителей одновременно регулируется сразу несколькими (не противоречащими друг другу) нормативно-правовыми источниками:
• приказом Минздрава РФ № 835н;
• письмом Минздрава РФ № 2510/9468-03-32;
• приказом Минздрава № 555.
Кроме того, некоторые аспекты проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей регулируются нормами ст. 23 закона «О дорожном движении» № 196-ФЗ.
Объект регулирования указанных НПА частично совпадает (а если говорить именно о предрейсовом осмотре водителей, совпадает полностью), но основным документом, положения которого следует изучать работодателям, можно считать наиболее поздний — приказ Минздрава № 835н.
Отметим, что во всех указанных источниках права, изданных Минздравом, есть положения, предписывающие работодателям использовать в целях фиксации результатов предрейсового медосмотра водителей специальный журнал регистрации. При этом только в приказе Минздрава СССР № 555 присутствует рекомендуемая форма этого журнала.
Итак, самый свежий из указанных НПА, регулирующий проведение медосмотра водителей, — приказ Минздрава РФ № 835н.
Главная особенность приказа Минздрава РФ № 835н в том, что он регламентирует проведение не только предрейсового, но и предсменного, послерейсового и послесменного осмотров сотрудников. Согласно этому приказу предрейсовые медосмотры обязательны для всех водителей, кроме тех, которые работают на машинах экстренных служб — для них обязательны только те медосмотры, которые относятся к предсменным. В свою очередь, послерейсовые медосмотры обязательны для тех водителей, которые осуществляют перевозку пассажиров, а также опасных грузов. Минздрав также предписывает проходить предрейсовые и послерейсовые осмотры ИП, которые самостоятельно оказывают услуги по перевозке.
Приказ Минздрава РФ № 835н устанавливает, что предрейсовые медицинские осмотры водителей:
• проводятся непосредственно перед началом рабочей смены в целях обнаружения вредных и опасных факторов, а также состояний здоровья, которые могут препятствовать выполнению человеком трудовой функции;
• финансируются и организуются работодателем;
• проводятся медработниками, имеющими необходимую квалификацию и работающими в штате фирмы либо представляющими стороннюю медицинскую организацию, при наличии соответствующей лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Приказом Минздрава № 835н определено, что в состав предрейсовых осмотров входят:
• рассмотрение жалоб водителя;
• проведение визуального осмотра;
• измерение температуры, давления, пульса;
• выявление признаков опьянения;
• определение процента алкоголя в крови;
• определение присутствия психоактивных веществ.
По итогам предрейсового медосмотра врач выносит заключение о том, что:
• вредных и опасных факторов либо состояний здоровья, препятствующих выполнению водителем трудовой функции, не выявлено (и потому водитель может приступать к работе);
• соответствующие факторы либо состояния выявлены (и потому водитель не может быть допущен к работе).
В обоих случаях об итогах медосмотра информируется работодатель. При втором сценарии, если факторы и состояние здоровья, мешающие водителю работать, выявлены, то работнику выписывается справка для последующего обращения в медицинскую организацию в целях получения необходимой помощи.
Кроме приказа № 835н сохраняет юридическую силу также письмо Минздрава РФ № 2510/9468-03-32. В нем указано, что работодатель для проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей может утвердить отдельный локальный правовой акт — положение об организации соответствующих осмотров. Типовая форма данного положения утверждена в приложении 2 к указанному письму Минздрава.
В таком положении предполагается регламентация:
• организации предрейсовых медосмотров;
• содержания медосмотров;
• проведения отдельных процедур в рамках медосмотров;
• условий проведения медосмотров;
• критериев допуска водителей к работе после прохождения медосмотра;
• обязанностей медучреждений, которые проводят медосмотры.
Проведение предрейсового медосмотра водителей — обязанность работодателя, предусмотренная законом. В ходе ее выполнения предприятию важно соблюсти процедуры, предусмотренные положениями приказа Минздрава РФ № 835н.
Журнал предрейсовых осмотров
В пункте 14 Порядка, утвержденного приказом N 835н, сказано, что организация или ИП должны занести все результаты осмотров в специальный журнал регистрации предрейсовых медицинских осмотров.
О каждом из водителей должна быть указана такая информация:
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
• дата и время проведения осмотра;
• фамилия, имя, отчество;
• пол, дата рождения;
• результаты обследования;
• заключение о результатах;
• подпись медработника с расшифровкой;
• подпись сотрудника, который прошел контроль.
Вести такой журнал можно на бумажном носителе. Существует типовой бланк, рекомендованный к применению. Он содержится в приложении к приказу Минздрава № 555.Также работодатель может разработать его самостоятельно. В любом случае страницы журнала о медосмотре должны быть прошнурованы, пронумерованы и сзади скреплены печатью организации. Кроме того, журнал можно вести в электронном виде. В этом случае должна быть предусмотрена возможность распечатки отдельных страниц, а внесенные в журнал сведения должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного медработника или организации. Пункт 15 Порядка, которым определена возможность ведения электронного журнала, не предусматривает в этом случае проставления в нем подписи шоферов.
На основании данных этого документа уполномоченный работник раз в месяц должен подводить итоги контроля и анализировать причины отстранения шоферов от работы. Результаты такого анализа должны быть доведены до сведения директора. При этом особое внимание как сам медработник, так и руководитель должны обратить на случаи отстранения от работы в связи с употреблением алкоголя и наркотиков.
Контроль состояния здоровья работников проводят непосредственно перед началом рабочей смены или выезда в рейс.
Происходит предрейсовый медосмотр следующим образом:
1. Визуальный осмотр сотрудника: походка, внешний вид, поведение.
2. Опрос о состоянии здоровья.
3. Медосмотр видимых слизистых и кожных покровов (наличие расчесов, следов от инъекций на руках, бледность или покраснение кожных покровов, состояние зрачков (сужены или расширены)).
4. Измерение артериального давления и пульса (если выявлено отклонение от нормы, нужно провести повторное исследование не менее чем через 20 минут).
5. Выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) или остаточных явлений опьянения.
Для последнего этапа медосмотра могут проводиться лабораторные и инструментальные исследования. Например, определение содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе или анализ мочи.
По результатам всех этих исследований уполномоченный медработник делает заключение о возможности выхода в рейс. Если допуск получен, то на путевом листе должен быть поставлен штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр» или запись от руки, заверенные подписью лица, которое проводило контроль. Если шофер контроль не прошел, об этом составляется протокол.
Если в ходе предрейсового медосмотра были выявлены состояния и заболевания, которые препятствуют работе, например, признаки опьянения или похмелья, повышенное давление или температура, такому сотруднику должна быть выдана справка для предъявления в поликлинику по месту жительства. В рейс такой сотрудник не идет.
В справке должны быть указаны:
• ее порядковый номер;
• дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения контроля;
• цель направления в поликлинику;
• предварительный диагноз;
• объем помощи, оказанной на месте;
• подпись медицинского работника, выдавшего справку, с расшифровкой подписи.
Такие справки подлежат обязательному учету. Работодатель, получив информацию о недопуске шофера в результате предрейсового медосмотра, должен отстранить его от работы в силу статьи 76 ТК РФ. Это делается путем издания приказа в произвольной форме. Указанный в приказе сотрудник должен быть ознакомлен с ним под подпись. При отказе от подписи составляется соответствующий акт. До установления обстоятельств, которые стали причиной состояния шофера (в случае его виновного поведения), заработная плата ему не начисляется.
Сам водитель должен явиться в поликлинику и предъявить справку. Врач обследует его, может выдать больничный лист и освободить от работы на время болезни или сделать отметку о том, что оснований для оформления больничного нет. В этом случае сотрудник должен приступить к работе на следующий день. Если в действительности необходимости в отстранении не было, то день, который сотрудник пропустит из-за посещения врача, включается в рабочее время, но оплачивается при отсутствии больничного как простой в соответствии со ст. ст. 157 ТК РФ.
Допуск водителей к работе без проведения предрейсового или предсменного медосмотра является административным правонарушением. Ответственность за такое деяние предусмотрена частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Размер штрафа составляет:
• на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — от 15 000 до 25 000 рублей;
• на юридических лиц — от 110 000 до 130 000 рублей.
За повторное нарушение должностное лицо или ИП заплатит штраф до 40 000 рублей, кроме того, может грозить дисквалификация на срок от года до трех. Организацию оштрафуют в размере до 200 000 рублей или приостановят ее деятельность на срок до 90 суток. Об этом сказано в части 5 вышеупомянутой статьи.
Также можно получить штраф за нарушение порядка проведения обязательного освидетельствования водителей перед рейсом по статье 11.32 КоАП РФ.
Размер штрафов составляет:
• на должностных лиц — от 2000 до 3000 рублей;
• на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.
Индивидуальные предприниматели в этой статье приравниваются к юридическим лицам с соответствующим размером штрафа. Кроме того, должностные лица, которые допустили выезд транспортного средства с нетрезвым шофером за рулем, могут быть также оштрафованы по статье 12.32 КоАП РФ. Размер штрафа составит до 20 000 рублей. Аналогично наказание могут понести организация и ИП. Их оштрафуют на 100 000 рублей.
Договор на предрейсовый осмотр
Каждый трудоустроенный водитель, выезжая на рейс, обязан находиться в трезвом состоянии. Такое требование предъявляют два Законодательных Акта Российской Федерации.
Первым из них является Трудовой Кодекс РФ. Второй Акт называется «Закон о безопасности дорожного движения».
В этих законах прописано не просто требование о трезвости. В них оговорена необходимость проведения обязательных предрейсовых медосмотров. Задача такого осмотра заключена не только в установлении трезвости водителя.
Кроме этого, подтверждение о его прохождении, является заключением о состоянии здоровья, позволяющим обеспечить безопасность на дорогах:
• водителя;
• транспортного средства;
• пассажиров;
• перевозимых грузов;
• пешеходов;
• прочих участников дорожного движения, их автомобилей, грузов, пассажиров.
Таким заключением является вносимый в путевой лист штамп медицинского учреждения о пригодности шофера.
Автотранспортным предприятиям часто неудобно проводить данную процедуру самостоятельно. Дело в том, что это предполагает наличие в штате наличие медицинских работников и специального оборудования. Каждое из применяемых средств замеров должно проходить аккредитацию в учреждениях метрологии.
Все вышесказанное является неудобством. Вместо этого, можно привлечь стороннюю медорганизацию для выполнения данных функций. Для этого необходимо заключить с ней соответствующий договор.
Первое, что нужно учесть, это то, что медицинская организация должна иметь государственную аккредитацию. Только в этом случае ее привлечение является законным.
Документ о привлечении медработников к предрейсовому осмотру оформляется в соответствии с правилами, применимыми для соглашений об оказании услуг. Это значит, что соглашение оформляется на бумаге. Формат листа – А4. Количество экземпляров должно ровняться двум.
Один из них передается заказчику (автотранспортному предприятию). Второй экземпляр – это экземпляр медицинского учреждения. Чтобы этот документ имел юридическую силу, в нем должны быть прописаны обязательные необходимые атрибуты.
Их перечень выглядит следующим образом:
• наименование документа;
• уникальный порядковый регистрационный номер;
• место подписания соглашения (город);
• дата оформления;
• подпись полномочного представителя автотранспортного предприятия (с расшифровкой);
• подпись руководителя медицинского учреждения (с расшифровкой);
• печать компании-заказчика;
• печать медучреждения;
• реквизиты сторон-участников (транспортной компании и организации, производящей медосвидетельствование).
Данный договор предполагает оплату за услуги. Раздел, ее регламентирующий, является обязательным.
Лицензия на предрейсовые осмотры
Обязательным документом, являющимся для предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере транспортных перевозок, становится лицензия предрейсового медицинского осмотра.
Все водители обязаны проходить предрейсовый осмотр. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» N 196-ФЗ (последняя редакция), в том числе сотрудники, кто не принимает участие в транспортных перевозках, а просто едет на служебном автомобиле за рулем.
В Москве лицензию выдает Департамент Здравоохранения, где создан специальный отдел. В Московской области все происходит точно так же – Министерство Здравоохранения, отдел лицензирования.
В других муниципальных образованиях страны есть собственные Департаменты Здравоохранения с отделами лицензирования медицинской деятельности. Управляет процессом Минздрав РФ.
Росздравнадзор ведет реестр лицензированных организаций и предпринимателей. Можно самостоятельно проверить лицензию на медицинскую деятельность на официальном сайте ведомства.
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) N 835н, однозначно гласит, что лицензия Росздравнадзора может быть получена, как небольшими транспортными компаниями, так и огромными фирмами.
Она нужна ИП и организациям, которым необходимо проводить предрейсовые и послерейсовые медосмотры.
Сертифицированный сотрудник проведет:
• измерение артериального давления;
• измеряет температуру тела;
• визуальный осмотр кожи, слизистой рта, глаз;
• тест на алкоголь, наркотики;
• собеседование, на предмет психического состояния;
• общая оценка состояния здоровья.
Все данные вносятся в специальный журнал. Отклонения от нормы врач обязан зафиксировать в медкарте сотрудника. При успешном прохождении медосмотра, в путевой лист ставится соответствующая отметка, свидетельствующая о полном служебном соответствии.
Существую определенные нормы, касающиеся кабинета и медицинских приборов, согласно Постановление Правительства РФ № 291 «О лицензировании медицинской деятельности», Приказ Минздрава РФ № 121Н, Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации N 835н.
Помещение:
• помещение должно размещаться в удобном месте, с хорошим естественным освещением;
• площадь не менее 12 кв.м;
• обязательно присутствие раковины с краном проточной воды;
• дополнительно кабинет освещается дневными лампами;
• шкаф для верхней одежды.
Оборудование:
• два фонендоскопа, бактерицидная лампа;
• несколько термометров;
• два прибора для измерения А/Д, два алкотестера;
• не менее десяти тестовых полоски для экспресс-анализа на наркотики;
• развернутая информация об оборудовании — марка, модель, год выпуска, копии сертификатов изделий;
• копии договоров на техническое обслуживание приборов.
Требования несложные, но необходимые.
Все начинается с простых требований. Предприниматель предоставляет:
• диплом об образовании;
• квитанцию об оплате госпошлины;
• свидетельство на предпринимательскую деятельность.
В свою очередь, каждый пункт, указанный в списке выше, требует свой пакет документов.
Ниже размещен полный перечень справок, копий и квитанций, требуемых Росздравнадзором: