Руководство совместной деятельностью людей заключается во взаимосвязи, единоначалия, так и в самоуправлении группы. Деятельность руководителя осуществляется в составе совместной деятельности социально-экономической системы. Все исполнительские, организационные и административные функции могут концентрироваться в руках руководителя высшего звена или делегироваться низовым ступеням должностной иерархии, вспомогательным подразделениям, функциональным службам.
Из сказанного можно сделать вывод, что управление совместной деятельностью людей и является сущностью руководства - особого вида экономической деятельности. Руководитель достигает цели совместной деятельности, приумножая свои физические и интеллектуальные силы благодаря коллективным силам подчиненных. Это и есть задача руководителя любого управленческого уровня.
Менеджеры - категория работников, которые профессионально осуществляют управление людьми, они ответственны за получение результатов от конкретных усилий других людей, работающих как индивидуально, так и объединенные в группы или организации.
Отсутствие достоверной и полной информации является причиной принятия некачественных решений, которые негативно влияют на эффективность функционирования системы менеджмента.
Информационное обеспечение менеджмента - это совокупность данных, которые используют субъекты менеджмента для решения таких задач, как планирование численности персонала, профессиональный подбор персонала, производственная и социальная адаптация вновь принятых работников, регламентация должностных обязанностей, развитие персонала, охрана труда, нормирование труда, обеспечения эффективного использования рабочего времени, применения эффективных систем материального и морального стимулирования труда, развитие социального партнерства в организации и др.
При этом под информацией следует понимать не любые данные о персонале, условиях труда, рынок труда и т.д., а лишь восприняты и определены как полезные для решения задач менеджмента. Согласно этому данные, содержащиеся в документах по личному составу (личных листках по учету кадров, личных карточках, приказах и отчетах), материалах и результатах социологических и психофизиологических исследований (анкетирование, интервью, тестирование) и т.п., считаются информацией только тогда, когда они используются для принятия решений в области менеджмента персонала. К тому времени они рассматриваются как данные, которые ждут своей реализации.
Так, данные о результатах оценки персонала считаются информацией только с того момента, когда они должным образом оформлены, доведены до работника и его непосредственного руководителя и использованы для решения таких задач, как подбор и расстановка новых работников, выдвижение в кадровый резерв, планирования карьеры , совершенствованию организации труда, построение эффективной системы мотивации трудовой деятельности, совершенствование планов и программ повышения квалификации работников и др.
Информация должна соответствовать следующим требованиям: полноте и точности, своевременности и оперативности, полезности, объективности, доступности, краткости, экономичности, однозначности восприятия, удобства передачи, обработки и хранения. Только при соблюдении этих требований к информации возможно эффективное функционирование системы менеджмента.
Необходимость сбора, хранения, обработки, анализа, преобразования и передачи разнообразной кадровой информации требует создания на предприятии соответствующей информационной системы.
Информационная система менеджмента представляет собой совокупность средств, приемов и методов поиска, хранения, обработки, передачи и использования кадровой информации.
Информационная система менеджмента также охватывает организован надлежащим образом учет персонала для информационного обеспечения решения кадровых задач, специалистов в области вычислительной техники и потребителей информации.
Основу информационной системы должен составлять единый массив, содержащий информацию о каждом работнике: место работы, демографические данные, данные об образовании, наличие специальной подготовки, семейное положение, движение на предприятии (с одного структурного подразделения в другое, смена профессии, повышение квалификации), условия труда, уровень заработной платы, различные социальные выплаты и др.
Среди главных требований, предъявляемых к информационной системе, следует отметить широкое применение ЭВМ, современных информационных технологий, экономико-математических методов, методов моделирования и др.
Усовершенствования на предприятии процессов сбора, хранения, обработки, анализа, преобразования и передачи кадровой информации внедрением информационной системы менеджмента способствует повышению производительности работы руководителей и сотрудников службы персонала, эффективности разработки и принятия кадровых решений.