В 1987 г. решено было сменить провалившуюся “концепцию ускорения” на “концепцию перестройки”. Ускорение оставалось целью, перестройка же рассматривалась широкомасштабным средством ее достижения. В 1987 – 88 гг. перестройка сводилась главным образом к “радикальной экономической реформе”, затем в нее включили реформу политической системы и курс на “обновление” идеологии. Об экономической реформе в полный голос заговорили летом 1987 г. во время обсуждения и утверждения Закона о государственном предприятии (объединении). Закон, который постепенно вводился в жизнь с января 1988 г., предоставлял значительные права, как предприятиям, так и трудовым коллективам. Предприятия получили право внешнеэкономических связей, в т.ч. создания совместных предприятий. В 1988 г. на территории СССР было создано
43 совместных предприятия с фирмами и организациями из 17 стран. Первое же СП было создано еще в мае 1987 г. – советско-венгерское предприятие по производству тары и упаковки.
Предприятия получили право свободной продажи своей продукции на рынке, в т.ч. и внешнем. Государство, таким образом, частично отступало от своей монополии на внешнюю торговлю, против чего в годы нэпа решительно возражал Ленин. Правда, большинство производимой продукции, а в иных случаях всю производимую продукцию, государство включило в госзаказ, вывело из свободной продажи, лишило предприятия свободы самофинансирования. Но было обещано постепенно госзаказ снижать, втягивая предприятия в хозрасчетные отношения. Трудовые коллективы получили право (через несколько лет ликвидированное) выбирать руководителей всех рангов и рабочего контроля над деятельностью администрации.
Начатая экономическая реформа предполагала перестройку центрального аппарата управления: сокращение численности министерств и ведомств, а также их аппарата, переход на “партнерские” отношения министерств с предприятиями. Однако центр своих прав уступать не хотел.
В 1988 г. были приняты два закона, открывшие простор для коллективного и частного предпринимательства: Закон о кооперации и Закон, об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД).
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
В 1989 г. в социально-экономические преобразования был втянут аграрный сектор экономики. Вопрос рассматривался на мартовском (1989 г.) пленуме ЦК КПСС. Было решено отказаться от сверх централизованного управления агропромышленным комплексом, распустить созданный в 1985 г. Госагропром СССР, а также свернуть борьбу с личным подсобным хозяйством (ЛПХ), развернутую в 1986 – 1987 гг. Эта борьба велась под знаменем борьбы с нетрудовыми доходами и сильно подрывала производство сельскохозяйственной продукции.
Был взят курс на децентрализацию управления агропромышленным комплексом и перестройку экономических отношений на селе. Признавалось равенство пяти форм хозяйствования на земле: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, кооперативов арендаторов (внутрихозяйственная аренда) и, наконец, крестьянских хозяйств (крестхозов или фермерских хозяйств). Курс к многоукладной экономике в аграрном секторе был закреплен весной 1989 г. в решениях правительства и Верховного Совета. Курс на создание “регулируемой рыночной экономики” – от борьбы с ЛПХ к признанию целесообразности, а затем необходимости строительства фермерских хозяйств с выходом крестьян из колхозов – столь резкий поворот свидетельствовал о признании руководством страны серьезного кризиса сельскохозяйственного производства и тщетности, предыдущих мер по его ускорению.
Поскольку к концу 80-х гг. стало очевидно, что “важнейшая внутриполитическая задача” – Продовольственная программа – провалена, она была перенесена на 90-е гг. К ее решению подключались все типы сельских хозяйств и горожане, любители садов и огородов. Руководство СССР не осмеливалось отказаться от обещания “накормить народ”, опасаясь окончательного падения подорванного авторитета власти. В конце 1989 и в 1990 гг. реформирование экономической системы приняло широкие масштабы, включая перестройку отношений собственности во всех отраслях народного хозяйства (кроме оборонной и тяжелой промышленности). Была провозглашена новая цель экономической реформы – не ускорение, а переход к рыночной экономике.
Поскольку государство, отказываясь от пятилетних всеохватывающих планов, не хотело и не могло свернуть свою роль в экономической жизни, то была выбрана модель “регулируемого рынка”. Она предполагала сочетание плана и рынка и была закреплена в постановлении ВС СССР.
“О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР”, июнь 1990 г. Начать переход было намечено с 1991 г., по окончании
XII пятилетки. Это была программа “арендизации экономики”, главным разработчиком которой был академик Л. Абалкин. Она окончательно сменила программу “ускорения экономического роста”, к создателям которой относили академика А. Аганбегяна.
Согласно новой программе, до 1995 г. было намечено перевести на аренду 20 % промышленных предприятий. В том же году активные критики избранного курса (академик С. Шаталин и др.), доказывая, что есть или план, или рынок, а то и другое вместе – это “жареный лед”, разработали свою программу. В ее создании большую роль сыграл доктор экономических наук Г. Явлинский. Она получила название “500 дней”. Это была программа поэтапной “приватизации экономики”. Поскольку она предусматривала не просто сокращение, а лишение союзного правительства экономической власти, альтернативная программа была отклонена.
Новая цель экономической реформы потребовала новых законов. И они довольно быстро стали приниматься Верховным Советом СССР: об основах экономических отношений в СССР, о собственности, о земле, о предприятиях в СССР, о местном самоуправлении и местном хозяйстве и др. Они должны были способствовать и регулировать процесс децентрализации и разгосударствления собственности, ликвидации крупных промышленных монополий, создания акционерных обществ, развития мелких предприятий, развертывания свободы хозяйственной деятельности и предпринимательства.
С конца 1989 по 1991 гг. было принято более ста законов, указов, постановлений и т.п. по экономическим вопросам, но абсолютное большинство из них не работало. Если в 1986 – 1988 гг. национальный доход медленно, но рос (максимальный рост в 1988 г. составил 4,4 %), то начиная с 1989 г. началось сокращение национального дохода. В 1990 г. абсолютное сокращение национального дохода превысило 10 %. Отчужденность масс от результатов своего труда за годы последней советской пятилетки возросла.
Благодаря гласности она стала осознанной. Трудящиеся вышли на улицы с лозунгами протеста. По стране прокатилась волна забастовок. Первыми взялись за это, казалось, давно забытое оружие, шахтеры (“горячее лето” 1989 г.). Поскольку правящей партией в стране была КПСС, то они заявили на своем съезде, что не считают КПСС партией рабочего класса. Шахтеров поддержали трудящиеся других отраслей, хотя и менее организованно. В декабре 1990 г., констатируя обвал экономики и “срыв перестройки”, глава правительства Н. И. Рыжков подал в отставку.