Раздробленность современного христианского мира на конфессии привела к тому, что нередко сходным явлениям (или даже одним и тем же словам) разными церквями приписывается совершенно разный смысл. Один из ярких примеров – крещение. Хотя и протестанты, и православные считают свое крещение исполнением заповеди Христа, но порядок совершения, необходимые условия и ожидаемые последствия крещения для них существенно разнятся. Как правило, это приводит к взаимному непризнанию подлинности крещения в другой конфессии. Однако полемика обычно строится вокруг наиболее ярких внешних отличий – с баптистской стороны, например, как правило, речь идет о недопустимости крещении детей. Сущностные различия затрагиваются реже.
В рамках данной статьи мы постараемся более полно рассмотреть тот спектр богословских идей, который в православии связан с крещением. При этом мы будем обсуждать православное крещение как средство возрождения, как способ обретения благодати и даров Святого Духа и как вхождение в Божий народ. Сами концепции «возрождения», «благодати» и некоторые другие, казалось бы, привычные термины, также потребуют обсуждения. Такой подход помогает понять внутреннюю логику и крещения детей, и многих других явлений, вызывающих недоумение у протестантов. Он также позволяет свести полемику к центральным сотериологическим и экклесиологическим разногласиям между конфессиями.
Наконец, картина будет неполной, если обсуждать крещение без еще одного таинства, совершаемого непосредственно после крещения и почти неизвестного протестантам, – миропомазания, в котором дается «дар Святого Духа».
Определение крещения
Православное учение о крещении преимущественно основывается на следующих текстах: Евангелие от Иоанна 3:5 и Послание Титу 3:5 – крещение как новое рождение; Послание галатам 3:27 – крещение как облечение во Христа; послания Римлянам 6:3-6 и Ефесянам 5:26 – крещение как освобождение от греха; Деяния 2:38 – крещение как получение дара Святого Духа;
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Евангелие от Марка 16:16 и Первое послание Петра 3:21 – крещение как условие спасения; Послание колоссянам 2:11-12 – крещение как новый знак завета; Послание ефесянам 4:5 – единственность крещения; Евангелие от Матфея 28:19 – форма крещения.
Катехизис Православной церкви определяет крещение следующим образом:
Крещение есть таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую. «Аще [если] кто не родится водою и Духом, не может внити во Царствие Божие» (Иоан. 3:5). Самое важное в священнодействии крещения – это троекратное погружение в воду с произнесением слов: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».
Таким образом, именно церковное священнодействие, погружение в воду, с православной точки зрения, дает человеку возможность обрести новую, вечную жизнь со Христом в Духе Святом. И хотя, как мы увидим, само по себе водное крещение не является достаточным условием для спасения, оно (за редким исключением) – условие необходимое.
Крещение и возрождение
Значимость внешней формы крещения
Прежде всего, следует коснуться трехкратного погружения при крещении (отметим, что протестанты обычно крестят однократным погружением). С тремя погружениями связано, по крайней мере, два момента. Во-первых, «троекратным погружением крещение знаменует три дня гроба Господня». Это особо подчеркивает понимание водного крещения как «крещения в смерть» Христа (ср. Рим. 6:3 и дал.), а также выражает непосредственную связь крещения с делом Христа.
Профессор православного института в Париже Павел Евдокимов пишет:
Таинство воспроизводит всю образную кривую спасения: троекратное погружение заставляет пройти через тридневное (triduum) пребывание во гробе и сошествие в ад, выход же из воды есть возвращение в незакатный день. Крещальная вода приобретает сакраментальное значение очистительной крови Христовой, и, таким образом, на пороге новой жизни воздвигается Крест.
Во-вторых, именование лиц Троицы при погружениях указывает на тринитарный аспект таинства. Отметим также, что не только погружение, но и почти всё чинопоследование крещения состоит из указывающих на Троицу тройных элементов: молитвословий, дуновений, слов о сочетании Христу, исповеданий символа веры и так далее; также в молитвах часто прямо упоминается Троица. В основе такого подхода лежит не только заповедь из Евангелия от Матфея 28:29, но и описание крещения Самого Иисуса Иоанном Крестителем, когда «Отец явлен в голосе: Ты Сын Мой; Сын – в человеке, рожденном от Девы; Дух Святой – в телесном облике голубя». В определенном смысле, «крещаемый во имя Христа погружается вместе с Ним в иорданские воды, получает власть над грехом и сподобляется сошествия Святого Духа».
Таким образом, форма крещения толкуется как выражение тесной взаимосвязи между бытием Христа и Троицы и бытием новообращенного члена Церкви, который «погребается как ветхий человек и воскресает после троекратного погружения в воду к новой жизни – жизни по образу троичного бытия».
Отметим также чрезвычайную «сложность» чинопоследования крещения. Его обсуждение выходит за рамки данной статьи, поэтому мы приведем только очень критичную заметку православного священника-реформатора Сергея Желудкова:
Сравнивая с этим чин крещения в нашем Требнике, мы видим удивительную, удивительную его перегруженность молитвословиями и священнодействиями… Очень проблематична символика дуновений: как будто священник «выдувает» из человека нечистого духа… Проблематичны и многословные «запрещения», адресованные самому дьяволу,… Зачем эта сомнительная риторика? Надо бы лучше сосредоточить все внимание на отречении человека от сатаны… Это повторяется трижды. Но Требник как будто не верит столь торжественному отречению и заставляет повторять его снова трижды уже в прошедшем времени: «отрекохся»… «И дуни, и плюни на него»… «Сочетавание Христу» еще более обесценивается от многословия: оно повторяется в общей сложности четырнадцать раз. Символ веры, полный его текст, читается не один раз, а три раза. Зачем? Как будто авторы чина видели какую-то магическую силу в этих бессмысленных повторениях. Филипп не освящал воду; у нас это – специальное священнодействие при каждом крещении по чину Великаго Освящения вод в праздник Богоявления.
Потом следует странная молитва – чтобы не спрятался в святой воде демон темный и не сошел бы туда с крещаемым дух нечистый… Далее следует молитва на освящение масла и помазание маслом членов тела крещаемого. Зачем это отвлекающее помазание? После крещения «умывает священник руце, поя с людьми псалом тридесять первый». Псалом этот в большей части церковно-славянского текста совершенно непонятен; но «глаголется весь, трижды»… В целом виде, как он напечатан в Требнике, чин крещения сегодня нигде, решительно нигде не исполняется. Сокращения же его по личному разумению служителей, как правило, недостаточны и далеко не всегда удачны.
Тем не менее, для многих православных одно из преимуществ православия как раз и состоит в его непростой красоте. Для нас же сейчас важно обратить внимание, что сама сложность чинопоследования подчеркивает значимость действия. За ним стоит ожидание реального изменения бытия и изменение отношений как со злыми духами, так и, что гораздо важнее, со Христом.
Удаление греха в крещении
Значимость крещения в борьбе с грехом, с православной точки зрения, проявляется, помимо всего прочего, во-первых, в прощении личных грехов, совершенных до крещения, во-вторых, в исцелении первородного греха. При этом первый элемент, хотя он и принимается как нечто само собой разумеющееся, часто в православии акцентируется меньше; удаление первородного греха более значимо и, фактически, связано с уже обсуждавшимся преобразованием человеческой природы. Что касается прощения личных грехов, то оно связано с упоминавшимся «отстранением тяжести греха».
Всякое греховное падение кладет известную печать на душу человека, так или иначе влияет на ее устроение. Сумма греховных действий составляет, таким образом, некоторое прошлое человека, которое влияет на его поведение в настоящем, влечет его к тем или другим действиям. Таинственно-свободный переворот в том и состоит, что нить жизни человека как бы прерывается, и образовавшееся у него греховное прошлое теряет свою определяющую принудительную силу, как бы выбрасывается из души, становится чуждым для человека.
Что касается первородного греха, то, согласно Николаю Кавасиле (средневековому византийскому богослову):
Купель являет чистыми от всякого расположения и действия греховного, поскольку делает общниками сей животворящей смерти [Христовой]. Поелику же и воскресения приобщаемся через купель, Христос дает нам иную жизнь… я совершенно освобождаюсь от преступлений и тотчас получаю здравие,… Ибо с тех пор, как взошел Он на крест и умер, и воскрес, восстановлена свобода людей, утверждены вид и красота, приготовлены новый образ и новые члены. И сие может доставить нам купель: мертвым – жизнь, связанным – свободу, поврежденным – блаженный образ.
Именно повреждением Адамом «образа» Божьего в человеке обусловлен первородный грех[25], и именно «образ» восстанавливается в крещении. В православии, в отличие от западного христианства, с первородным грехом не связывают виновность человека перед Богом. Что касается известного текста из Послания римлянам 5:12, то, следуя толкованию Иоанна Златоуста, его можно было бы перевести так: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом – смерть, так и смерть перешла во всех людей, ибо в ней все согрешили»[26]. Иоанн Мейендорф (православный специалист по патристике) поясняет это следующим образом:
[Люди] хотя и не согрешили, но унаследовали от Адама смертность. Смертность – это своего рода болезнь, порождающая страх, который, в свою очередь, служит причиной борьбы за существование. В этой борьбе каждый стремится выйти победителем за счет своего ближнего: в этом и состоит суть греха, который есть обратное любви, то есть отдачи всего ближнему…
Результат первородного греха есть наследственная смертность, которая, в свою очередь, порождает грех. Грех и смерть, взаимно порождая друг друга, образуют порочный круг, в котором человек был заключен до прихода Христа. Смерть и Воскресение Спасителя разорвали этот круг и принесли миру спасение, благодаря которому христиане милостию Божией могут теперь жить вне рабства греху и смертности. Милостию Божией – значит во Христе, Его благодатью, которой мы облекаемся в крещении, умирая и воскресая вместе с Ним… В самом обряде крещения нет ни одного слова о грехе, в нем говорится лишь о смерти и о вечной жизни.
Хотя под влиянием западного богословия православие стало уделять большее внимание очищению в крещении, но, как отмечает И. Мейендорф, на уровне чинопоследования преобладает идея победы над смертью. Сейчас идея преимущественной связи крещения с жизнью и смертью вновь становится для многих центральной, отчасти благодаря влиянию «зарубежного» православия.
В связи с тем, что протестантское богословие обычно соотносит пребывание в образе Божьем со спасением, опять-таки необходимо отметить, что для православия – это только начало спасения. Данная концепция строится на разграничении в святоотеческой литературе образа и подобия Божьего, в частности, при толковании Бытия 1:26-27: человек был сотворен по образу Божьему и должен был достигнуть подобия Божьего (обoжиться). Адам не осуществил это предназначение, выбрав «неправильный путь». Крещение возвращает человеку образ Божий и ставит перед ним ту же самую задачу – достигать подобия.
Андрей Лосский (православный богослов, сын Владимира Лосского) пишет:
Крещение дарует два вида благодати: первая, подаваемая незамедлительно, есть обновление в человеке образа Божиего. Для полной реализации второй необходимо сотрудничество человека: речь идет о возобновлении в нем подобия, которое человек должен научиться постепенно приобретать и открывать… Крещение вселяет в сердце человеческом благодать Святого Духа, не оставляя в нем никакого места противнику. Но проявление этой благодати… зависит от свободы человека, от его решимости исполнять божественные заповеди.
Таким образом, мы приходим еще к одному аспекту понимания крещения в православии: крещение есть способ обретения благодати Святого Духа.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
Однажды один путешественник попал в плен к амазонкам. После недолгого совещания эти отважные воительницы приняли решение убить беднягу. Однако перед этим они предложили «идущему на смерть» исполнить его последнюю просьбу. Подумал-подумал путешественник и попросил амазонок кое-о-чем. Это-то, собственно говоря, его и спасло. -так, вопрос: какую просьбу высказал обреченный»?