Основное содержание процесса доставки товара от места его изготовления до места потребления включает выполнение широкого спектра операций в рамках системы товародвижения, которая определяется как "технические средства, коммуникации и обустройство всех видов транспорта; складское хозяйство промышленных фирм, их филиалов, торгово-посреднических и других компаний; материально-техническая база стивидорных, брокерских и агентских фирм; обустройство транспортно-экспедиторских компаний для осуществления операций по группировке, комплектации отправок и т.п.; материально-техническая база лизинговых компаний, сдающих в аренду контейнеры; технические средства информационно-управленческих систем ".
Наряду с этим эта система "охватывает совокупность технологических, организационных, правовых, социальных и иных отношений, возникающих в ходе транспортного, информационного и иного обеспечения хозяйственных связей". Система товародвижения, выходящая за рамки какой-либо одной страны, может быть определена как международная система. "Всемирную систему товародвижения можно определить как совокупность различных национальных систем, связанных международным разделением труда".
В то же время в отечественной экономической литературе часто используется понятие транспортного обеспечения, которое по своей сути почти идентично товародвижению. Под транспортным обеспечением понимается совокупность элементов, находящихся в тесном взаимодействии и составляющих единую транспортную систему, объединяющую операции, связанные с производством и обращением продукции.
"Транспортное обеспечение следует рассматривать как систему, представляющую совокупность технических, технологических элементов; экономических, коммерческо-правовых, организационных воздействий; форм и методов управления транспортными операциями и процессами на всех этапах и уровнях в сфере производства, потребления и обращения продукции, обеспечивающей общественное воспроизводство и рациональное функционирование экономики".
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Оба этих понятия (товародвижение и транспортное обеспечение) весьма широко и полно охватывают весь комплекс технико-эксплуатационных и экономико-организационных мер, без которых невозможно осуществление хозяйственных связей: внутренних и международных.
Система транспортного обеспечения (товародвижения) имеет свои аналоги в западных экономических публикациях. В частности, ей может соответствовать система товаро-распределения или физического распределения, которая реализуется через каналы распределения, включающие непосредственно транспортировку в совокупности с большим количеством связанных с этим процессом операций; процесс складирования на всех этапах движения товара от изготовителя к потребителю, а также операции в оптовой и розничной торговле, включая прямую доставку товара с завода в розничную сеть.
Современный уровень организации и осуществления доставки товаров предполагает максимально полное удовлетворение потребностей грузовладельцев в организации скоростной, дешевой и сохранной транспортировки, высокую эффективность всех сопутствующих ей операций, новые подходы, способы и методы обеспечения их интересов.
Однако именно процесс доставки товаров, будь то внутренние хозяйственные связи или международные, часто сопряжен с потерями: ухудшением качества товаров и их полной или частичной утратой; растянутыми сроками транспортировки или складирования, плохо организованными погрузочно-разгрузочными работами; излишними непроизводительными затратами.
Операции производственного характера (складирование, погрузка, разгрузка, процесс транспортировки и связанные с ним перегрузка, хранение, комплектация, фумигация (опрыскивание ядохимикатами растительной продукции), сепарация и т.д.) никоим образом не могут как-либо улучшить потребительские свойства товара.
Наоборот, именно в процессе доставки (транспортировка и прочие операции) могут ухудшиться заданные свойства товара и его качество; здесь имеет место риск утраты, порчи, хищения товара, полная или частичная его потеря. Всем этим определяется одна из основных задач — доставить товар в срок и без потерь.
Операции, связанные с доставкой товара, имеют свою цену, а, следовательно, влияют на ценообразование продукции. Многие товары становятся неконкурентоспособными на рынках из-за больших расходов по их доставке. Транспортные тарифы, тарифы на складирование, погрузочно-разгрузочные работы и другие операции, связанные с доставкой, неизменно добавляются к цене продукции и могут полностью перечеркнуть все намерения по ее успешной реализации на различных рынках. Этим обусловлено следующее требование к доставке товара: необходима ее оптимизация, а, следовательно, максимальное удешевление с целью сохранения ценовой конкурентоспособности.
В связи с этим весьма важным во внутренних и международных хозяйственных связях является понятие транспортной составляющей в цене товара. Транспортная составляющая — это заложенный в контрактную цену товара процент издержек по его доставке. Процентное отношение издержек по доставке товара к цене товара в месте его назначения — величина, приблизительно сформировавшаяся на основе международного опыта. Если в месте изготовления товара его цена составляет величину X, то в месте сбыта цена товара равна X плюс сумма расходов по доставке У.
Международная практика определила оптимальные величины названного процентного отношения, на которые, безусловно, следует ориентироваться при осуществлении хозяйственных связей. При этом надо учесть, что чем дороже товар, тем меньше транспортная составляющая в его цене на рынке сбыта. Так, при торговле готовыми изделиями, например продукцией электронной промышленности, транспортная составляющая колеблется от 2 до 3%; для продуктов питания и домашней техники — от 5 до 6; при поставках машин и оборудования — от 7 до 12%. Если речь идет о торговле сырьем или полуфабрикатами, то транспортная составляющая больше, ввиду того что продукция этого рода заведомо дешевле, чем готовые изделия. Так, при поставках сырьевой продукции транспортная составляющая находится в диапазоне 20—60%, а для минерально-строительных грузов приближается к 80—85% и даже в некоторых случаях может превышать 100%. Транспортные расходы при поставках особорежимных грузов, требующих каких-либо особых условий транспортировки, хранения, перегрузки и т.д., могут превысить стоимость товара.
Концепция управления процессом доставки товара от изготовителя к потребителю с использованием различных методов и способов ее организации и осуществления в западных публикациях, а в последнее время и в отечественной экономической литературе определяется понятием логистики. Данное понятие касается любых видов и способов доставки. Принципиально важное значение оно приобретает при смешанных сообщениях, наиболее трудоемких и дорогостоящих с точки зрения их организации и осуществления.
В наиболее широком плане логистика трактуется как управление предприятием во взаимосвязи с поставщиками и потребителями его продукции. Один из основоположников разработки этой концепции, профессор Высшей коммерческой школы г. Бордо (Франция) Пьер Казабан, определяет ее как "совокупность способов и методов эффективного управления товарными потоками с обеспечением наименьших издержек и высокого уровня организации и осуществления процессов снабжения, управления товарным рынком, производства и сбыта, включая и послепродажное обслуживание ". При этом, по мнению автора цитируемой работы, перед логистикой стоят две задачи стратегического характера: "эффективный контроль над издержками с целью их сокращения и достижения высокого качества обеспечения процессов снабжения, производства, сбыта и послепродажного обслуживания"". Важное место в приведенной концепции отводится вопросам организации и осуществления транспортировки грузов (имеется в виду не только сам процесс перевозки, но и все сопутствующие ему операции). Отдельно концентрируется внимание на необходимости сокращения издержек по складированию.
Противоположной, трактующей логистику в самом узком смысле является точка зрения, которая определяет это понятие как совокупность операций по "сокращению затрат на упаковку, погрузочно-разгрузочные работы, транспортировку, таможенную очистку, складирование, снижение до минимума расходов, связанных с посреднически-транспортной деятельностью". Иными словами, термин увязывается почти исключительно с вопросами совершенствования транспортного процесса и связанных с ним операций.
В работах американских экономистов фигурирует термин логистика бизнеса. В данном случае умышленно подчеркивается, что имеется в виду концепция логистики в рамках экономических и коммерческих отношений, а не военный термин "логистика", который означает в США обеспечение снабжения, транспортировки и хранения военной техники и живой силы.
Под логистикой бизнеса в США понимаются "процесс планирования и организации доставки, необходимых для производства материалов, доставка продукции предприятия на торговые склады или в розничную сеть, а также должный контроль над этими операциями ". В частности, данный смысл придается логистике бизнеса двумя американскими экономистами: Стайнером и Мак Эдхинеем в последнее время ряд авторов стал склоняться к определению логистики как концепции, связанной в первую очередь с маркетингом. В частности, маркетинговая логистика "представляет собой анализ, планирование, организацию и контролирование всех операций по перемещению и складированию, связанных с потоком готовой продукции от конца производственной линии до прибытия продукции на рынок, а также каналов распределения, требующихся для организации и обеспечения взаимодействия между компанией и ее рынками".
Анализируя перечисленные определения логистики, можно заметить, что концепция логистики в любом случае являет собой процесс управления деятельностью предприятия, связанный с организацией и планированием транспортных и всех других операций по доставке товара, включая деятельность различных посреднических компаний и фирм.
Важнейшим является тот факт, что концепция логистики становится краеугольным камнем экономической стратегии крупнейших промышленных, сельскохозяйственных, торговых и других предприятий. Реализация концепции логистики на практике признана важнейшим стратегическим пунктом в вопросах достижения высокоэффективной системы транспортного обеспечения в развитых странах. В частности, директор одной из крупнейших консультационных фирм Великобритании, оценивая возможную ситуацию в Западной Европе в конце 90х гг., заявил, что "стратегическим пунктом системы товаро-распределения в Европе станет успешная реализация компаниями концепции логистики — без этого компаниям в конкурентной борьбе не победить". Реализации на практике концепции логистики отводится видное место в стратегии американских и японских предпринимателей. Треть усилий, связанных с совершенствованием своей деятельности, японские корпорации затрачивают на решение проблем доставки товара (т. е. логистики). Американские компании собираются отводить на это более 25% своей деятельности.
Иными словами, в США и Японии, так же как и в странах Западной Европы, данной концепции отводится весьма значительное место в разработке обшей стратегии предприятия, как в настоящее время, так и на перспективу. С обшей концепцией логистики, тесно связан вопрос о механизмах ее реализации на практике. Пути и методы могут быть самые разные: от четко организованного процесса планирования доставки и определения рационального (с точки зрения затрат, сохранности груза в пути и т.д.) маршрута транспортировки до компьютеризации окончательных расчетов за все имевшие место операции.
Виды логистики в экономической литературе различают следующие виды логистики:
• снабженческо-сбытовую;
• производственную;
• транспортную;
• информационную (использование электронно-вычислительной техники для решения логистических задач).
В рамках снабженческо-сбытовой логистики осуществляются операции по планированию, регулированию обеспечения производства сырьем и материалами и контролю за ним, а также за доставкой готовой продукции потребителям.
Производственная логистика направлена на достижение высокой степени взаимодействия всех производственных подразделений с минимальными затратами сырья и рабочей силы.
Транспортная логистика обеспечивает управление процессом организации и осуществляет экономически эффективную с точки зрения затрат и сохранности доставку товаров от мест их изготовления до мест потребления в строго обусловленные сроки.
Информационная логистика обеспечивает контроль за всеми операциями, связанными с наличием сырья и полуфабрикатов, выпуском готовой продукции, состоянием производственных запасов, объемами поставок, транспортировкой сырья на производство и готовой продукции в розничную сеть и т.д., осуществляет анализ деятельности предприятия и дает оценку состояния его дел.
Главным в логистике является системный подход, включающий проектирование и структурирование системы с целью наиболее эффективного использования пространства и времени, организацию материальных и информационных потоков. Выполнение требований логистики реализуется через создание эффективных логистических систем, охватывающих снабжение, производство и сбыт, включая все вопросы транспортировки и складирования.
Цель логистической системы — доставка товаров и изделий в заданное место в нужном количестве и ассортименте при заданном уровне издержек. Логистическая система как система массового обслуживания обладает связями с внешней средой. Связи обычно имеют циклический характер, поскольку отражают, как правило, стадии последовательной передачи материального потока между контактирующими подсистемами. Вместе с тем логистическая система может быть охарактеризована также как система с временными ограничениями в гибкой логистической системе доведение материального потока до потребителя осуществляется как по прямым связям, так и с участием посредников. Пример рассматриваемой системы — снабжение запасными частями, когда отгрузка в адрес получателя деталей редкого спроса обычно производится непосредственно с центрального склада, а деталей стандартного и повышенного спроса — со склада посредника.
В логистической системе с прямыми связями материальный поток доводится до потребителя без участия посредников, на основе прямых хозяйственных связей.
Эшелонированная, или многоуровневая, логистическая система выстраивает материальный поток на пути от производителя к потребителю таким образом, что он проходит, по крайней мере, через одного посредника.
В логистическую систему в качестве составных частей входят: транспортировка, складирование и хранение, погрузочно-разгрузочные работы, упаковка и управление производственными запасами.
Фирме, эксплуатирующей логистическую систему, необходимо иметь четкое представление о всех названных элементах. Основное содержание элементов приводится ниже.
Транспортировка как часть логистической системы предполагает:
• характеристику каждого вида транспорта и его технико-экономические способности осуществить данную перевозку;
• обеспечение сохранности груза;
• соблюдение законодательства;
• оформление транспортной документации;
• эксплуатацию транспортного оборудования;
• расписание движения;
• осуществление маршрутизации перевозки;
• подсчет затрат на перевозку и т. д.
Складирование и хранение как элементы логистики определяют:
• роль и значение складского хозяйства в политике организации доставки товара;
• местонахождение и порядок эксплуатации складов;
• конструкцию и расположение складов;
• методы хранения;
• схемы использования складского пространства;
• формы использования той или иной техники в организации складских работ.
Погрузочно-разгрузочные работы в системе логистики решают вопросы:
• применения различных методов и способов перегрузки;
• выбора средств механизации работ;
• использования грузовых мест (контейнеры, поддоны, паллеты).
Упаковка как элемент логистики бизнеса решает задачи:
• выбора характера упаковки и ее роли при перевозке товаров данного предприятия;
• безопасности и сохранности товара на складе и в пути;
• определения размеров, форм и технических требований к упаковке;
• влияния упаковки на общие издержки.
Логистика управления производственными запасами исследует:
• теорию управления производственными запасами и ее приложения к выполняемым операциям и политике компании в вопросах товародвижения (доставки);
• экономические величины поставки;
• экономическое качество партии;
• процедуры контроля за запасами;
• вопросы обеспечения гарантийного запаса;
• стоимость производственных запасов;
• аспекты повреждения и морального старения продукции.
Совокупные затраты в логистической системе формируются так: у потребителей — в среднем 24,3%, у поставщиков — 13,5, у посреднических организаций — 3,2, на транспорт, включая все сопутствующие операции, — 54%.
Исходя из приведенных цифр видно, что в логистической системе первостепенное значение придается транспорту, поэтому нередко вводится термин транспортная логистика. Она основывается на соединении экономических интересов отправителей, получателей, транспортников и других, привлеченных к процессу доставки товаров организаций и предприятий на базе создания транспортно-технологических систем.
Технико-экономические особенности отдельных видов транспорта. Категории грузов. Виды сообщений
Технико-экономические особенности отдельных видов транспорта в современном мире функционирует шесть видов транспорта: морской, железнодорожный, автомобильный, речной, воздушный и трубопроводный. Виды транспорта подразделяются на водный (морской, речной), наземный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный) и воздушный. Все виды транспорта, кроме трубопроводного, используются для перевозки, как грузов, так и пассажиров.
Каждый вид транспорта специфичен в качестве средства перевозки грузов, в частности, особенностями морского транспорта являются:
• низкая по сравнению с большинством других видов транспорта стоимость перевозок, особенно если речь идет о значительных расстояниях;
• мобильность, т.е. в зависимости от спроса и предложения на тоннаж по регионам суда могут легко переключаться с одного маршрута на другой;
• большая грузоподъемность морских судов позволяет перевозить значительные партии груза;
• неограниченная пропускная способность морских путей (при ограниченной пропускной способности портов и каналов);
• незаменимость морского транспорта в силу географических особенностей международной торговли.
Некоторые технико-экономические особенности ограничивают использование морского транспорта: зависимость от работы портов; небольшая скорость перевозок (по сравнению с наземными и воздушным видами); сезонность морских перевозок в северных районах плавания.
К особенностям железнодорожного транспорта относятся:
• высокие материальные затраты на строительство железных дорог, их эксплуатацию и содержание станционных сооружений;
• наибольшая эффективность в использовании этого вида транспорта достигается при перевозках на расстояние более 200 км;
• относительная дешевизна перевозок (по сравнению с автомобильным и воздушным видами транспорта);
• возможность доставки "от двери до двери" за счет строительства железнодорожных веток и подъездных путей предприятий;
• способность перевозить достаточно разнородный по характеристикам груз;
• независимость от климатических условий.
Особенностями автомобильного транспорта являются:
• возможность доставки грузов по варианту "от двери до двери";
• обеспечение высокой сохранности груза;
• большие мобильность и скорость перевозки;
• экономичность при перевозке грузов на небольшие расстояния (до 200 км);
• использование автотранспорта снимает необходимость накопления груза, позволяет организовать ритмичность отправок.
В то же время для автомобильного транспорта характерна ограниченность его использования при перевозках на большие расстояния и значительных партий груза, особенно массовых. Автотранспорт во многом зависит от дорожной сети, является дорогим видом транспорта.
К особенностям речного транспорта относятся:
• высокая провозная способность по рекам;
• невысокая стоимость перевозки, особенно массовых грузов и грузов, не требующих срочной доставки;
• возможность перевозить крупные по объему партии грузов;
• возможность использования в районах, где не развита железнодорожная и автомобильная сеть.
В то же время ряд нижеперечисленных технико-экономических особенностей сдерживает его использование:
• необходимость в строительстве гидротехнических сооружений;
• сезонность работы на большинстве рек России;
• неоднородность судоходных условий на разных реках и на отдельных участках одних и тех же рек;
• необходимость считаться с естественным географическим расположением водных путей и частым их несовпадением с направлениями грузопотоков.
Воздушный транспорт отличают:
• высокая скорость доставки;
• сокращение (спрямление) пути (самолет летит фактически по прямой);
• высокая сохранность груза в пути;
• возможность перевозки в отдаленные районы, где нельзя использовать другие виды транспорта.
Но в то же время авиатранспорт — самый дорогой вид транспорта и чаще всего применяется при перевозках дорогостоящих грузов. Он отличается ограниченной грузоподъемностью и невозможностью перевозить широкую номенклатуру грузов (массовых, навалочных), зависит от погодных условий и наземных служб обеспечения полетов.
Трубопроводный транспорт характеризуют:
• низкая себестоимость транспортировки;
• герметичность труб, что фактически исключает потери грузов;
• высокий уровень автоматизации операций залива, перекачки и слива;
• независимость от окружающей среды и отсутствие ее воздействия на процесс транспортировки;
• обеспечение непрерывности подачи и транспортировки груза.
Однако строительство трубопроводов — трудоемкое дело и окупает себя лишь на тех направлениях, где имеется постоянный достаточный грузопоток, причем используется трубопровод только в одном направлении. Кроме того, объемы транспортировки по трубам жестко ограничены их пропускной способностью и потому их увеличение невозможно (если только не строить еще один трубопровод). В случае если месторождение иссякает либо в использовании трубопровода нет больше необходимости, вся эта структура становится бесполезной, так как не может быть использована для чего-либо другого.
Основными критериями выбора того или иного вида транспорта являются экономическая целесообразность его использования и техническая возможность обеспечить транспортировку конкретного груза в срок и без потерь. Нередко различные виды транспорта взаимозаменяемы, и здесь уже все зависит от выбора грузовладельца. Тем не менее на решение использовать тот или иной вид транспорта оказывает влияние огромное количество разнообразных факторов: географические и сезонные условия; степень развитости инфраструктуры; возможность соблюдения требуемых сроков перевозки и обеспечения сохранности груза в пути; политика государства; политическая ситуация в регионе; наличие нормативной и законодательной базы и множество других. Кроме того, на выбор того или иного вида транспорта накладывает свой отпечаток проблема альтернативности маршрута доставки, возможность использовать прямое или смешанное сообщения.
На выбор транспорта большое влияние оказывает транспортная характеристика перевозимых грузов — совокупность их физических и химических свойств, определяющих условия и технику их перевозки, погрузки, выгрузки, перегрузки, хранения, складирования и т.д.
Как известно, в условиях рынка качество определяется как уровень потребительских свойств и надежности услуги, который нужен рынку (потребителю) и который производители способны обеспечить по приемлемой цене.
Качество определяется как соответствие требованиям, которые должны быть ясно сформулированы, с тем, чтобы нельзя было их превратно понять. Затем выполняются измерения для определения соответствия свойств конкретного товара или услуг этим требованиям. Обнаруженное несоответствие означает отсутствие качества. Проблемы качества становятся проблемами несоответствия, и, таким образом, качество становится определимым.
Особую проблему представляет определение качества доставки грузов. Малыми партиями перевозятся, как правило, дорогостоящие товары, и поэтому время (сроки) доставки грузов рассматривается как один из наиболее значимых параметров качества обслуживания потребителей.
Качество доставки предполагает скорость и регулярность доставки грузов, их сохранность при перевозке, а также ликвидацию излишних перегрузочных операций. Изучение спроса на услуги транспорта свидетельствует о том, что потребители к основным требованиям к доставке грузов относят ее своевременность. С ужесточением требований потребителей к качеству товаров требования производителей к доставке также все больше ужесточаются.
Проведенная в Германии сравнительная оценка качества автомобильной, железнодорожной и смешанной доставки грузов по параметрам продолжительности, безопасности перевозок, точности доставки, ее стоимости, уровня обслуживания, уплаты таможенных и других пошлин, гибкости обслуживания показывает, что доставка автомобильным транспортом опережает другие виды доставки по всем указанным параметрам. Смешанная доставка занимает промежуточное положение, а по параметрам продолжительности, точности, стоимости доставки, уровня обслуживания, простоте уплаты таможенных и других пошлин, гибкости обслуживания оценивается выше, чем железнодорожная доставка. По параметрам же безопасности перевозок смешанная доставка получила худшие оценки по сравнению с автомобильной и железнодорожной.
Из опрошенных в конце 90х гг. грузовладельцев развитых стран 35% наибольшее значение придают стоимости доставки, 31 — срокам; 14 — гибкости обслуживания (возможности вернуть товар, изменить маршрут, пере отправить другому получателю и т.д.) и 10% — надежности (сохранности).
Категории грузов
По способам перевозки и перегрузки грузы делятся на генеральные, массовые и особорежимные.
Категорию генеральных грузов составляют различные штучные грузы, т.е. грузы в упаковке или без нее, принимаемые к транспортировке по счету грузовых мест. По виду тары или упаковки их делят на тарно-упаковочные (в мешках, коробках, ящиках, бочках, бидонах, бутылях и т.д.); грузы в укрупненных грузовых местах и транспортных единицах (в пакетах, на поддонах, в трейлерах, контейнерах, лихтерах); грузы без тары или упаковки (трубы, подвижная техника, металлоконструкции). Генеральные грузы разделяются по размерам на обычные, длинномерные (длина свыше 3 м) и негабаритные; по массе — на легковесные и тяжеловесные (с массой свыше 5 т за одну грузовую единицу).
Массовые грузы представляют собой определенную структурную массу, перевозимую в больших количествах без упаковки, и делятся на наливные, навалочные, насыпные и лесные. К наливным относятся нефть и нефтепродукты, сжиженные газы, а также химические и пищевые жидкие грузы (животные жиры, растительные масла, спирты и т.д.). Навалочные грузы состоят из твердых частиц различной величины (от пыли до кусков в несколько метров). К ним относятся руда, рудные концентраты, удобрения и т.п. Насыпные грузы (зерно, сахар сырец и пр.) отличаются от навалочных однородностью отдельных частиц. Лесные грузы включают круглый лес (бревна, кряжи), пиломатериалы (доски, брусья, шпалы) и технологическую щепу (отходы лесной промышленности).
Категорию особорежимных составляют грузы, которые хранят и перевозят при условии соблюдения специальных правил. К ним относятся опасные грузы — вещества и предметы, которые вследствие их специфических свойств при хранении, перевозке и перегрузке могут послужить причиной повреждения транспортного средства, перегрузочных устройств, а также нанесения увечий, отравления, ожогов или заболевания людей; скоропортящиеся грузы — это пищевые продукты, при хранении и транспортировке которых требуется соблюдение температурного режима.
Виды сообщений
в практике перевозок грузов различают два вида сообщений: смешанное и прямое.
Смешанное сообщение — это перевозка грузов различными или одним и тем же видом транспорта, но с перегрузкой (например, с одного автомобиля в другой). Каждый раз при перегрузке товара заключается новый договор перевозки, определяющий отношения сторон по ее осуществлению.
Прямое сообщение — это перевозка грузов по одному документу, выполняющему функции договора перевозки, даже если груз перегружался в пути. При перегрузках документ, выполняющий функцию договора перевозки, просто передается на следующий вид транспорта и следует с ним до следующей перегрузки или окончания доставки.
В специальной литературе часто встречается термин "прямое смешанное сообщение". По сути, он является синонимом прямого сообщения. Используя его, просто хотят подчеркнуть, что груз следует хотя и с перегрузкой (как бы в смешанном сообщении), но, тем не менее, по единому документу, выполняющему роль договора перевозки.