Православие, самодержавие, народность - руководящие начала русской монархии. Впервые сформулированы Николаем I в указаниях, данных министру просвещения графу С.С. Уварову (1786-1855).
Во всеподданнейшем отчете за 1837 граф, в частности, докладывал Николаю I: "В заключение этого быстрого обзора я приемлю смелость прибавить, что не в одном стройном развитии умственных сил, не в одном неожиданном умножении статистических чисел, даже не в возбуждении общего стремления умов к цели, правительством указанной, может найти свое ближайшее начало удовлетворительное чувство, с коим эта картина успехов будет уповательно принята благомыслящими. Другие виды, высшая цель представлялись совокупно министерству, обновленному в своих основаниях, возвышенному непрестанным участием Вашего Императорского Величества. При оживлении всех умственных сил охранять их течение в границах безопасного благоустройства, внушить юношеству, что на всех степенях общественной жизни умственное совершенствование без совершенствования нравственного - мечта, и мечта пагубная; изгладить противоборство так называемого европейского образования с потребностями нашими; исцелить новейшее поколение от слепого и необдуманного пристрастия к поверхностному и иноземному, распространяя в юных умах равнодушное уважение к отечественному и полное убеждение, что только приноровление общего, всемирного просвещения к нашему народному духу может принести истинные плоды всем и каждому; потом обнять верным взглядом огромное поприще, открытое пред любезным Отечеством, оценить с точностью все противоположные элементы нашего гражданского образования, все исторические данные, которые стекаются в обширный состав Империи, обратить сии развивающие элементы и пробужденные силы, по мере возможности, к одному знаменателю; наконец, искать этого знаменателя в тройственном понятии "Православия, Самодержавия и Народности" - вот в немногих чертах направление, данное Вашим Величеством министерству народного просвещения с того времени, когда Вам, Всемилостивейший Государь, благоугодно было возложить на меня трудное, но вместе с тем важное и лестное поручение - быть при этом преобразовании орудием высоких видов Ваших".
Очевидно, что тройственное понятие "Православие, Самодержавие и Народность" было указано и сформулировано именно в этих словах Николаем I, когда он назначил графа министром народного просвещения.
"Тройственное начало" в 1837 не представляло ничего нового.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Оно было сжатым выражением той мысли, которой был, проникнут знаменитый приказ Петра I, отданный накануне Полтавской битвы. Наши предки издревле, идя на войну, сражались за Веру, Царя и Отечество.
Посылая в атаку конную гвардию при усмирении мятежа 14 декабря, Император скомандовал: "За Бога и Царя марш, марш!"
"Православие, Самодержавие и Народность" означают то же самое, что и два русских девиза, или клича: "За Веру, Царя и Отечество" и "Русский Бог, русский Царь и русский Народ".
Православие Заимствовано из старославянского языка, в котором является буквальным переводом греческого ’ortodoxia – сложения слов ’ortoV «правильный» и doxia «общепринятое мнение; слава».
Самодержавие самодержавие стар. самодержство (Аввакум 130), самодержавство (Радищев). Калькирует франц. despotisme, которое в свою очередь является калькой лат.
У одной смазливой девушки есть муж и любовник, оба богатые люди. Для неё они денег не жалеют и осыпают её дорогими подарками. А вот денег на карманные расходы не дают. Но вот у девушки после каждого презента появляются и деньги и подарки. Что для этого она делает?