ЛЮТЕР Мартин (1483—1546) — основоположник немецкого протестантизма, выдающийся теолог и церковный деятель эпохи Реформации.
Из саксонской крестьянской семьи. После подготовительного обучения с 14 лет у францисканцев в г. Магдебурге, а затем в школе г. Эйзенах, Л. поступает в 1501 г. в Эрфуртский университет, который заканчивает со степенью магистра в 1505 г.
Его теологическое образование было в традиции т. н. "современного пути" — распространенной в XIV—XV вв. концепции, согласно которой оправдания и спасения можно добиться собственными усилиями по духовному усовершенствованию, если строго выполнять условия, установленного Богом Завета. Наряду с этим, Л. был знаком и с учением Аврелия Августина о божественном предопределении, в соответствии чему спасение полностью зависит от воли и благодати Бога.
В июле 1505 г. Л. прерывает научную карьеру и поступает в Эрфуртский монастырь августовского ордена, где вскоре принимает монашество. Там он продолжил изучение теологии. В 1507 г. Л. был рукоположен в священники Римско-католической церкви, а год спустя приглашен преподавать этическое учение Аристотеля в Виттенбергский университет. Еще через год, вернувшись в Эрфурт, Л. читает в университете лекции по классическому тексту католицизма — "Сентенциям" Петра Ломбардского. В это же время он начал осваивать древнееврейский язык.
В 1510 г. по делам ордена Л. посещает Рим, откуда возвращается с разочарованием от церковных нравов папской столицы. Годом позже Л. переезжает в Виттенберг, где становится вскоре доктором теологии и профессором библеистики местного университета. С 1512 г. он преподает здесь, участвует в диспутах, по поручению магистрата проповедует в городской церкви.
Виттенбергский период признан переломным в теологических воззрениях Л. Осмысливая проблему спасения, он стремился найти решение в "первоисточнике" — Священном Писании. Л. смущал ветхозаветный образ Бога как бескомпромиссного судьи, которому во имя спасения следует неустанно угождать подвигами благочестия, пребывая все время в страхе Божьего гнева. Этот образ не совмещался с тональностью новозаветного благовествованы, где Бог есть любовь. Обращение к наследию Августина и размышления над Библией, глубоким знатоком которой он стал, привели Л. к новому толкованию спасения.
Грех человека настолько повредил его природу, что никакие исключительные заслуги или "добрые дела" ее не изменят, считал Л. Только Бог, любящий свое творение, искупает греховность рода человеческого через явление в мир, страдания и смерть Иисуса Христа.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Если правосудие Бога, как утверждает Библия, открывается в Евангелии, то оно будет не в наказании за грехи, а в их прощении всем уверовавшим в искупительную жертву Христа. Это подтверждается общностью установок Ветхого Завета (Авв. 2:4) и Нового Завета (Рим. 1:17), которые передают единую волю и милосердие Бога: "праведный верою жив будет". Ничего иного, сверх оправдания верой, от человека не требуется. Чтобы вера не была всуе, христианин должен иметь точное наставление в ней, которым является исключительно Священное Писание. Вселенские соборы, папы римские, отцы церкви могут ошибаться; Библия — непогрешима.
Критики Л. неоднократно замечали, что его аргументы о приоритете веры над "делами Закона" опираются на спорное толкование слов апостола Павла (Гал. 2:16, Рим. 3:28, Еф. 2:9 и др.) об утрате спасающей силы ритуальных предписаний после жертвы Христа. Л. использовал слова, адресованные иудеям, против католической церковной доктрины. Но в атмосфере реформационных настроений эпохи такой поворот был убедителен, поскольку основывался на самом авторитетном в христианстве источнике — Слове Божьем. К тому же вера не отменяла добрые дела — для Л. они нужны не для того, чтобы заслужить одобрение Бога, а как живой и деятельный процесс постоянного подтверждения обращенности человека к Богу.
Вывод о том, что спасающая благодать даруется только по вере и непосредственно от Бога, меняет отношение к церковной иерархии. Служители церкви должны помогать христианину в организации его религиозной жизни, но не могут быть распорядителями благодати и тем более — торговать ею. Из этого следует лютеранское понимание индульгенций (замены церковного наказания штрафом), которое было высказано в знаменитых 95 тезисах 1517 г. Строго говоря, Л. не осудил тогда саму возможность индульгенций — тезис 71 прямо гласит: "Кто говорит против истины папских отпущений — да будет тот предан анафеме и проклят". Его неприятие вызвал коммерческий характер их распространения, когда акты веры замещались куплей-продажей. Отпущение грехов за плату и без покаяния наносило вред авторитету церкви. Но даже умеренное требование Л. устранить условия церковных злоупотреблений вызвало обостренную ответную реакцию. Тем более что содержание тезисов скоро стало известно в немецких землях и усилило волнения, вызванные высокими налогами в пользу церкви.
На последовавших диспутах 1518—1519 гг. представители римской курии безуспешно добивались отречения Л. от выдвинутых идей. В лейпцигской дискуссии 1519 г. с Иоганном Экком Л. отверг непогрешимость пап и соборов церкви, одобрив ряд суждений Уиклифа и Гуса. После этого постановлением (буллой) папы римского Льва X в 1520 г. Л. обвинили по 41 пункту в ереси. Было предписано сжигать его труды. В ответ Л. публично сжег текст папской буллы и церковные книги по каноническому праву.
1520 г. стал временем создания программных трудов Л. Прежде всего, это послание "К христианскому дворянству немецкой нации. Об исправлении христианства". Здесь утверждается общность всех крещеных во имя Христа — мирян и духовенства — в едином религиозном состоянии верующих. Различны могут быть лишь функции, или "служения". Церковь понимается как невидимое, но реальное духовное сообщество христиан, обладающее при этом "внешним телом" земной организации. Наблюдаемый беспорядок видимого ее состояния требует от светских властей участия в реформировании и правильном устройстве церковной жизни, считал Л. Другой его труд — "О вавилонском пленении церкви" — посвящен реформе культовой практики. Л. предложил сохранить только те таинства, которые были установлены самим Христом — крещение и причащение.
Миряне должны допускаться к чаше причастия. Хлеб и вино в таинстве не теряют природной своей субстанции, но лишь становятся внешними элементами, которые без участия священника, в силу Слова Божьего передают реальное присутствие Христа. Позднее, в 1529 г., Л. заметит, что слова Библии не должны толковаться символически, а буквальное их значение указывает на действительное присутствие Тела и Крови Христа "в, под, с" хлебом и вином. Наконец, в трактате "О свободе христианина" Л. отрицает любое принуждение в духовных делах, поскольку судьба "оправданного верой" уже не зависит от церковных установлений. В мирской же жизни требуется осознанно подчиняться властям как представителям бог установленного порядка.
Император Карл V в 1521 г. вызвал Л. на имперский сейм в г. Вормсе для разбирательства. Ни свидетельств Священного Писания, ни ясных доводов разума, переубедивших бы Л., его противникам найти не удалось, и он отказался отречься. Незадолго до этого папский указ отлучил Л. от церкви. После событий в Вормсе было официально объявлено об имперской опале Л.
В 1521—1522 гг. Л. скрывался под покровительством курфюрста Саксонии Фридриха Мудрого в замке Вартбург. Здесь за одиннадцать недель он создал немецкий перевод Нового Завета с греческого текста. Перевод Ветхого Завета Л. завершил много позже — в 1534 г. В 1524 г. он формально расстался с монашеством, а год спустя женился. Свои теологические идеи после Вормского эдикта Л. выразил трактатом 1525 г. "О рабстве воли". В нем, полемизируя с Эразмом Роттердамским, он доказывал полную зависимость человека от предопределения и благодати Бога.
Последующие события, связанные с реформационными выступлениями в Виттенберге и др. городах, Крестьянской войной в Германии и прочими потрясениями, побудили Л. к более консервативным суждениям о религиозных и социальных вопросах. В 1529 г. марбургская дискуссия со швейцарскими реформаторами по поводу пресуществляйся окончательно разделила Л. с Цвингли и его приверженцами. В то же время реформационное учение Л. распространилось уже не только в Германии, но и во многих европейских государствах (см. лютеранство). Шпейерский рейхстаг 1526 г., в созвучие его идеям, положил начало масштабной секуляризации. "Протестация" на запрет лютеранской реформы рейхстагом 1529 г. вызвала в стране междоусобицу, которая привела к конфессиональному расколу и приостановилась только с подписанием Аугсбургского религиозного мира в 1555 г., уже после смерти Л. Последний период жизни реформатора прошел в работе над теологическими сочинениями, составлении и редактировании вер изложений, проповедовании, уточнении главного труда — перевода Библии.