Вопросам ценности посвящено значительное число различных научных работ. Уже при разработке основ политической экономии А. Смит различал потребительскую и меновую ценность продукта. Он указывал на так называемый парадокс ценности, состоящий в том, что товары с высокой потребительской ценностью не обязательно имеют высокую меновую ценность. При этом потребительская ценность товара определяется способностью удовлетворять потребности человека.
Свободно доступные продукты, хотя и полезны для человека, вместе с тем не всегда имеют меновую ценность. Например, вода обладает потребительской ценностью, поскольку она удовлетворяет такие потребности человека, как утоление жажды, необходимость освежиться или умыться. Однако при свободном доступе ее меновая ценность равна нулю. Только при ограниченной доступности к воде она приобретает определенную ценность, что находит свое выражение в готовности потенциальных покупателей заплатить за нее соответствующую цену. И, следовательно, вода как товар приобретает меновую ценность. Указанный выше подход к рассмотрению ценности товара был положен в основу теории трудовой стоимости, представителями которой были К. Маркс и Д. Рикардо. В соответствии с такой теорией ценность товара рассматривалась в основном с позиции объективного измерения необходимых для производства составляющих.
Свое дальнейшее развитие теория потребительской ценности товара получила с появлением неоклассических концепций. Последние, в свою очередь, стали базой для нового понимания ценности, сформулированного в экономической теории.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Хотя и она не дает однозначного толкования потребительской ценности, вместе с тем позволяет сделать некоторые обобщения.
С точки зрения классической теории политической экономии потребительская ценность возникает в результате удовлетворения человеческих потребностей. При этом меновая ценность зависит от готовности отдельных субъектов заплатить определенную цену за товар, учитывая его ограниченное количество. Дальнейшим развитием такого подхода в политической экономии является рассмотрение потребительской ценности как полезного эффекта или выгоды, которую приносит товар покупателю в процессе его потребления.
Однажды один путешественник попал в плен к амазонкам. После недолгого совещания эти отважные воительницы приняли решение убить беднягу. Однако перед этим они предложили «идущему на смерть» исполнить его последнюю просьбу. Подумал-подумал путешественник и попросил амазонок кое-о-чем. Это-то, собственно говоря, его и спасло. -так, вопрос: какую просьбу высказал обреченный»?