Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором
Сегодня мы поговорим про биологические потребности, дадим определение, разберем виды, признаки, причины и все что ними связано. Я постаралась раскрыть тему полностью, поэтому статья получилась большая. Для удобства навигации по статье я разбила её на темы:
Все потребности человека делятся на несколько групп. Прежде всего, это элементарные потребности – пища, одежда, жилище, воздух, вода. Следующая группа — это вторичные потребности в конкретных вещах и условиях при возможности их выбора. И наконец, третья группа потребностей, характеризующих человека, — это псевдопотребности, т.е. потребности в предметах роскоши и следовании каким-то привычкам.
К базовым биологическим потребностям человека помимо пищи, воздуха, воды, одежды и жилища может быть также отнесён целый ряд более сложных, но необходимых потребностей, а именно:
— отсутствие угрозы жизни и стихийных бедствий;
— тепловой, акустический, электромагнитный комфорт;
— состав воздуха, не приводящий к физиологическим или генетическим аномалиям и неприятным ощущениям;
— питьевая вода, не только не загрязненная и не угрожающая здоровью, но и приятная на вкус;
— сбалансированность питания, включая калорийность пищи, обеспечивающей энергетические потребности человеческого организма, а также наличие незаменимых элементов пищи, таких как незаменимые аминокислоты, витамины, жиры, белки, углеводы;
— определенные вкусовые характеристики пищи и её безвредность, т. е. экологическая чистота;
— продолжение рода и получение сексуального удовлетворения.
Кроме того, к важнейшим биологическим потребностям человека также относятся:
— полноценный сон и отдых, то есть релаксация;
— защита от заболеваний и антропогенных загрязнений;
— пространственный комфорт (определенное место в пространстве для каждого человеческого существа – жизнь без переуплотнения);
— комфорт природной (биогенной) среды, причём необходима именно та природная среда, к которой адаптирована данная группа людей;
— ландшафтная природная среда (определенная высота над уровнем моря, наличие или отсутствие определенных ветров, атмосферных колебаний и т.п.);
— подвижность и труд (гиподинамия — одна из базовых причин многих типичных болезней городского населения);
— информация, необходимая для здоровья и развития мозга (причём немаловажны и объём, и качество этой информации);
— биолого-социальный климат, т.е. определенное положение в иерархической структуре общества.
К естественным, эволюционно сложившимся потребностям относят и потребность в сопереживании, т.е. одной из эмоциональных основ поведения человека в социуме, а также наличие индивидуального участка в труде и жизни.
Из приведённого перечисления видно, что многие из потребностей, которые на первый взгляд кажутся присущими лишь человеку, на самом деле являются биологически обоснованными и эволюционно сложившимися. Поэтому они свойственны не только человеку, но и другим живым существам, в особенности высшим животным, с которыми родствен человек.
Осознание своих потребностей очень важно для человека, ибо в соответствии с ним человек выстраивает свою субъективную систему ценностей. Когда эти ценности, а также представления об успехе в жизни и о комфорте опираются на естественные потребности и стремление к их выполнению, тогда гарантирован не только успех в социальной сфере, но и успех, ощущение счастья, комфорта, как принято говорить, в личной жизни. С другой стороны, если биологические потребности не реализуются, то они заменяются псевдопотребностями, например, в агрессии или лидерстве путём агрессии, либо в предметах роскоши. Подобная псевдокомпенсация, в конечном счете, ведёт не только к асоциальному поведению человека, но также и к нарушению многих экологических законов, т. е. правил поведения человека в природе.
В физиологическом плане потребности человека и возможность их реализации тесно связаны с эмоциями, а эмоции в свою очередь, являются очень важной составляющей мыслительного процесса – интеллектуальной деятельности человека. Положительные эмоциональные мотивации нашей деятельности способствуют успеху обучения, запоминания, повышению работоспособности как физической, так и интеллектуальной. Отрицательный эмоциональный фон, связанный с невозможностью удовлетворить свои естественные потребности, ведёт к постоянному стрессовому состоянию человека.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Таким образом, биологические потребности человека, с одной стороны, связывают физиологию человека с качеством среды его обитания (все базовые потребности обеспечиваются средой обитания, причём преимущественно её биогенной компонентой). С другой же стороны, необходимость удовлетворения естественных потребностей человека приводит нас к проблеме сохранения здоровья.
Биологические социальные потребности
Потребности человека делят на биологические и социальные. К биологическим относятся потребности в пище, одежде, жилище, в продолжении рода, в соответствующей особенностям организма природной среде, обеспечивающей нормальные условия жизнедеятельности организма. Многие биологические потребности принадлежат к числу насущных, т. е. без их удовлетворения человек вообще не может существовать. В то же время биологические потребности человека отличаются от биологических потребностей животных: все они перестроены социальным способом существования и приобрели спе-цифическую «очеловеченную» форму. В конечном счете, они остаются все же биологическими по своей природе. Так, насущная потребность в пище, безусловно, удовлетворяет биологические запросы организма, но всегда реализуется в специфической для данной общественной системы форме. Каждый народ имеет свою национальную кухню и сложные традиции совместного застолья, употребления (или отказа от употребления) спиртных напитков. Потребность в сексуальных отношениях и в продолжении рода, конечно, имеет биологическое происхождение, но разные народы в различные эпохи по-разному ограничивали сексуальные контакты, создав для этого систему традиций, правил и обычаев. Существуют разные формы брака и исторически сложившиеся в каждой культуре брачные церемонии. Столь же разнообразно удовлетворяется и биологическая потребность в одежде. Традиции и обычаи, связанные с модой, являются некой социальной надстройкой над первичной биологической потребностью защищать тело от холода и непогоды.
Социальные потребности сложнее биологических, поскольку связаны с качественно более высоким способом существования. Все социальные потребности формируются в конечном счете на основе труда и абстрактного мышления — чисто человеческих качеств и спо-собностей.
Основные различия биологических и социальных потребностей можно свести к следующим пяти моментам:
1. Социальные потребности не возникают в ходе дарвиновской биологической эволюции, а искусственно воспроизводятся человеком в процессе преобразования природной среды и самого себя.
2. Социальные потребности универсальны. Человек как универсальное существо может производить «по меркам любого вида» (Маркс). Человек живет всей природой, превращает ее в свое «неорганическое тело», «вторую природу» и для удовлетворения своих потребностей способен использовать любые ее сферы и материалы.
3. Социальные потребности человека носят исторический характер, т. е. могут непрерывно развиваться (закон возвышения потребностей). Потребности животного того или иного биологического вида, наоборот, остаются практически неизменными в течение всего времени существования этого вида.
4. Человеческие потребности, подобно трудовой деятельности и познанию, способны развиваться бесконечно, они не имеют каких-то непреодолимых границ и пределов эволюции.
5. Все человеческие потребности в той или иной мере осознаются и поэтому до какой-то степени подвластны целенаправленному формированию и контролю (которого не может быть у животных).
Любая социальная потребность имеет свою биологическую основу, некий биологический пласт или компонент. Так, человеческий организм исторически формировался в процессе труда, поэтому для нормального функционирования он даже биологически нуждается в некотором объеме трудовой деятельности. Биологическая потребность в труде оказывается фундаментом для развития собственно социальной потребности в труде. Социальная потребность в труде выражает сущность социального бытия человека, без нее невозможно существование общества и полноценное развитие личности.
Каждая социальная потребность, таким образом, имеет биологическую составляющую и для своего удовлетворения требует расхода физической (биологической) энергии.
Итак, возобновление биологических потребностей человека и процесс их удовлетворения с точки зрения специфики живого есть их постоянное возобновление, повторение. Это возобновление имеет внешний и внутренний пределы.
Рассмотрим внешний предел возобновления биологических потребностей человека, процесса их удовлетворения. Если выделить только внешний предел и отвлечься от внутреннего предела, то отмеченное возобновление предстанет беспредельным, бесконечным. Это отвлечение не совершенно произвольно, оно выделяет специфику живого тела как самовозобновляющегося.
Внешним пределом при таких условиях будут, во-первых, ограниченность предметов потребления (вообще или того или иного вида, рода предметов потребления) и, во-вторых, ограниченность пространства для выделения продуктов распада (заполнение продуктами распада жизненного пространства). Относительно кругооборота веществ, включающего и организм человека, предполагается, что он не абсолютно замкнут, т. е. не может повторяться постоянно и полностью. Потребление только от природы данных предметов потребления неизбежно означает тупик для существования организма человека, в конечном счете «удушение», разрушение продуктами распада его жизненного процесса (если, конечно, индивиды не могут переселиться в зоны, не заполненные этими продуктами распада).
Если исчерпанные предметы потребления могут быть заменены другими готовыми предметами потребления, если при недостатке предметов потребления в данном месте люди имеют возможность переселиться в другое место, то самовозобновление будет продолжаться посредством использования готовых предметов потребления. Если во всех возможных местах поселения предметов потребления имеется меньше жизненно необходимого минимума, то это приводит к вымиранию, к гибели. Если предметов потребления, данных природой в готовом виде, достаточно для нормального функционирования тела, то самовозобновление тела осуществляется без внешних помех. Если же количество и «ассортимент» готовых от природы предметов потребления колеблются где-то около того, что минимально необходимо для поддержания биологического существования человека, то биологическое существование оказывается возможным длительно, однако вместе с тем постоянно имеется острая нехватка предметов потребления, данных природой в готовом виде. При такого рода нехватке этих продуктов потребления, непреодолимой ни переселением, ни использованием готовых от природы предметов потребления, аналогичных потребляемым, единственный остающийся путь преодоления острой нехватки предметов потребления - воздействие на те процессы, которые приводят к образованию готовых от природы предметов потребления, а не просто потребление этих готовых предметов.
Сущность биологической потребности
Жизнь человека, как и всякого живого существа, имеет приспособительный характер, т.е. представляет собой адаптацию. Адаптивная природа жизни человека касается его не только биологического, но и социального бытия. Человек существует как единое биосоциальное существо, и это определяет его физиологическую адаптацию в качестве единой основы его существования вообще и потребностей в частности.
Современные физиологические научные данные позволяют раскрыть содержание адаптации как единства трех элементов: общего адаптационного синдрома, памяти и доминанты.
Эти элементы характеризуют адаптацию индивида к меняющимся условиям среды как процесс, в котором выделяются четыре стадии:
• Первая стадия знаменует возникновение адаптационного синдрома (стресс-синдрома) как разрешение противоречия, возникающего в организме при предъявлении к нему каких-то новых требований. Иначе говоря, меняющаяся жизнь предъявляет такие требования к организму, которые он не может обеспечить, ибо функционирует по-старому. Возникает стресс-синдром, т. е. мобилизация в организме внутренних (структурных и энергетических) ресурсов и их направленное перераспределение, обеспечивающее требуемую адаптацию. В организме происходит гормональное воздействие на клетки, которое «стирает» старые, утратившие свое биологическое значение структурные связи между клетками, и создают новые адаптационные физиологические структуры. Общий адаптационный синдром выступает в роли фактора, играющего важную роль в перепрограммировании приспособительных возможностей организма на решение новых задач, выдвигаемых средой.
• Вторая стадия - в результате внутренней перестройки организма стресс-синдром постепенно уменьшается и создается устойчивая адаптация к новым условиям и требованиям. Затянувшийся стресс-синдром из механизма адаптации может превратиться в разрушительный фактор, который приводит к заболеваниям организма.
• Третья стадия - стадия завершенной долговременной адаптации, когда на основе новых внутриорганизменных связей стресс-синдром исчезает и вырабатывается достаточно совершенное приспособление человека к новым условиям среды и новым ситуациям.
• Четвертая стадия - стадия износа и функциональной недостаточности. Она необязательна и возникает лишь при чрезмерном напряжении адаптации, т. е. при высокой «структурной цене» адаптации, при перенапряжении организма. Правда, человеческий организм наделен системой поведенческих реакций, которые направлены на устранение длительного перенапряжения (например, «медвежья болезнь», как реакция на страх, использование разных путей и форм приспособления преодоление препятствие или его обход, разных технических средств - от простого рычага до сложнейших машин, смена отношения к новым условиям.
Всякое состоявшееся приспособление включает то или иное структурное преобразование клеток и межклеточных связей, которое может длительно сохраняться, т. е. образуется память. И наконец, адаптация - это всегда организация жизнедеятельности организма с определенной направленностью, т. е. реализацией доминанты. Поэтому адаптация представляет собой единство стресс-синдрома, памяти и доминанты. Данные понятия выражают такие динамические отношения, которые охватывают человека как единство организма и личности.
Адаптация раскрывает самый фундаментальный физиологический механизм взаимодействия человека и окружающей его среды. Она характеризует биологический механизм человеческой жизнедеятельности. Соединение, сплав биологической и социальной сторон человеческой жизнедеятельности происходит на следующем уровне существования индивида - на уровне витальных (жизненных) функций.
Осуществление витальных функций человека обусловлено, как показывают современные психологические и физиологические исследования, взаимодействием трех программ развития: филогенетической, социальной и онтогенетической. Вследствие этого жизненный путь человека не предопределен изначально какой-либо одной программой, а на основе исходной программы самопрограммируется по ходу развития индивида. И это самопрограммирование осуществляется под влиянием программирующих воздействий среды, общества. Социальная программа, которой нет у животных, представляет собой лишь возможность, которая становится действительной программой индивидуального развития при столкновении с внутренними программами развития и преломлении в них. Таким образом, человеческое бытие представляет собой взаимодействующее единство общего (заключенного как в филогенетической, так и в социальной программе) и единичного, содержащегося в индивидуально формирующейся программе онтогенеза.
Что же конкретно представляют собой программы индивидуального развития человека?
Филогенетический компонент программы - это все то эволюционно приобретенное биологическое богатство человеческой природы, которое включено в уникальный для каждого индивида генотип, передаваемый по рождению.
Онтогенетическая программа развития, которая включает в себя в качестве исходного компонента филогенетическую программу, - это развивающаяся в ходе индивидуальной жизни программа, воплощенная в телесной организации человека. Складывающаяся структура личности на определенном этапе развития индивида становится ядром онтогенетической программы. Личностный компонент программы индивидуального развития обусловлен социальными условиями жизни индивида и социальной программой его развития.
Социальная программа - это та система существующих в обществе ценностей, которая представляет собой личностное воплощение основного содержания конкретно-исторического общества.
Все три программы индивида (филогенетическая, онтогенетическая и социальная) существуют как внутреннее психофизиологически своеобразное состояние каждого человека. Внешнее же свое выражение, проявление они находят в витальных (от латинского вита-жизнь) функциях индивида. Эти функции индивида представляют собой единство общего (физиологического, психического и социального), присущего каждому человеку, и единичного, специфического, уникального, выражающего индивидуальность.
Витальные функции выражают основные направления жизнедеятельности индивида. Имея физиологическую природу, они представлены не только в психике индивида, но и в его сознании как переживание индивидом его запросов, всего необходимого для жизни в разнообразных формах. Осознание витальных функций имеет широкий диапазон - от неясных, смутных ощущений до четкого понимания того, что индивиду необходимо.
Всякая жизненная функция индивида есть взаимодействие его с определенными объектами внешнего мира и поэтому переживается как нужда в таковых.
Витальные функции человека образуют внутреннюю систему, на которой основываются все мотивы (побудители) его поведения и деятельности, в том числе и самый фундаментальный побудитель потребности.
Основные витальные функции сводятся к следующим четырем классам:
1. индивидуально - органические;
2. родовые (сексуальная потребность и родительский инстинкт);
3. познавательно — деятельностные;
4. социабельные функции (потребность в общении, сочувствие, альтруизм, чувство справедливости и т.д.).
Функции всех четырех классов имеют свои биологические основания, ибо являются результатом взаимодействия внутренних - генетических структур и внешней среды. Все функции при этом специализированы, т. е. ни одна из них не является чисто биологической, хотя соотношение общебиологического фундамента и социального преобразования в разных классах функций различны. В первых двух больше содержится биологического, а во вторых двухсоциального. При этом важно отметить, что поведение человека, его социальность имеют полигенную обусловленность, т. е. они определяются не одной какой-либо группой, структурой генов, а всей генетической конституцией.
Социальные свойства человека не одинаково проявляются у разных индивидов. Генетическая обусловленность социальности индивида получает свою индивидуальную выраженность в зависимости, с одной стороны, от индивидуальности онтогенетической программы, а с другой - от особенностей социальной среды, в которой живет индивид.
Таким образом, деятельность человека зависит от взаимодействия внутренних (генетических) и внешних (общественных) факторов. И в этом взаимодействии не следует преувеличивать ни одну из сторон, впадая в крайность биологизма или социологизма.
Витальные функции человека представляют собой сущностные силы индивида, которые побуждают, подталкивают его к действиям. Поэтому классификация витальных функций является вместе с тем классификацией фундаментальных запросов и потребностей человека, необходимых для его существования.
Биологическая потребность организма
Двигательная активность всегда была важнейшим звеном приспособления живых организмов к окружающей среде и в процессе эволюции она сформировалась как биологическая потребность человека наравне с потребностями в пище, воде, самосохранении, размножении.
Мышечная работа стимулирует функциональную активность практически всех органов и тканей, которая целенаправленно координируется нервной системой, вызывая соответствующие сдвиги в деятельности организма в целом. По ходу биологического развития организма двигательная деятельность совершенствовала механизмы регуляции вегетативных функций, что явилось важным фактором расширения возможностей адаптации человека к условиям существования. На этой основе сформировалась ведущая роль моторики во взаимодействии органов и систем, обеспечивающих в организме гармоничное развитие человека. Например, деятельные и подвижные дети лучше развиваются и более крепки здоровьем. Чем разнообразнее двигательная деятельность, тем совершеннее строение организма.
С возрастом, по мере приближения к старости биологическая потребность в движениях снижается, двигательная активность падает. Уменьшение физических нагрузок ведет к появлению атрофии внутренних органов, свертыванию активности функционирования организма в целом. К 70 годам мышечная масса уменьшается примерно, на 40%, особенно мышц, обеспечивающих сохранение позы. Почти вдвое уменьшается печень. Потребление кислорода на килограмм массы тела в минуту у 6-летнего ребенка составляет 7,35 литра, у 30-летнего - 4,1л, а в 90 лет -0,1л.
Низкая двигательная активность, гиподинамия (недостаток движений) отрицательно сказывается на работе адаптационных механизмов организма по отношению к физическим и психическим нагрузкам, изменениям внешних условий жизнедеятельности и их последствиям. Особенно неблагоприятное воздействие оказывает гиподинамия на развитие молодых и функционирование зрелых организмов.
Поскольку для современных цивилизованных условий жизни человека характерен малоподвижный режим работы и отдыха (автоматизация, компьютеры, транспорт, средства связи и т.д.), то единственным средством борьбы с гиподинамией является физическая культура, спорт, основное содержание которых составляют физические упражнения. В процессе занятий физическими упражнениями (тренировок) удовлетворяется не только «мышечный голод», но и потребность организма в физических нагрузках.
Тренированный организм отличается рядом особенностей, из которых профессор Эголинский Я.А. выделил следующие:
• Устойчивость и высокую стабильность физиологических констант по отношению к возмущающим воздействиям на организм физических упражнений.
• Сопротивляемость большим гомеостатическим отклонениям на основе развитой способности к высокой мобилизации функций организма в связи со значительным диапазоном сдвигов во всей вегетативной среде, возникающим при интенсивной двигательной деятельности.
• Переносимость сильных отклонений гомеостатический констант, характерных для интенсивных физических нагрузок, благодаря выработанным свойствам организма сохранять необходимый уровень работоспособности при крайне неблагоприятных условиях, связанных с тяжелой и утомительной работой, большим недостатком кислорода, воздействием высокой и низкой температуры и др.
Известный физиолог Аршавкий И.А. рекомендует: для предупреждения преждевременного старения и обеспечения физиологически полноценного долголетия так организовать физическую тренировку, чтобы достигнуть во взрослом состоянии экономичной работы сердца (45-50 уд/мин) и экономичного дыхания (не более 8-10 в минуту). Достигнуть таких показателей без целенаправленных занятий физическими упражнениями в молодости невозможно.
Занятия физическими упражнениями оказывают многостороннее положительное влияние на организм.
Так под влиянием сильных раздражителей в организме человека может возникнуть сильное напряжение или стресс (Г.Селье). С помощью мышечных напряжений при постепенном нарастании физической нагрузки реакция тревоги начинает проявляться значительно слабее или исчезает совсем. После нескольких тренировочных занятий в организме развивается состояние повышенной устойчивости как в отношении мышечных нагрузок, так и к факторам, вызывающим стресс.
Физически тренированные люди по сравнению с нетренированными более устойчивы к недостатку кислорода (гипоксии). Выполнение различных физических упражнений (бег, плавание, гребля) сопровождается возникновением в организме в определенных объемах кислородного долга. При систематических занятиях (тренировках) совершенствуются механизмы регуляции деятельности организма в условиях гипоксии.
Исследованиями установлено, что в результате физической тренировки возрастает устойчивость организма к действию токсических веществ. Многодневные мышечные нагрузки после радиоактивного облучения организма в некоторых случаях не только улучшает течение болезни, но и способствует выздоровлению. У людей, работающих с радиоактивными веществами, картина крови никогда не ухудшается так, как у слабо физически подготовленных людей.
У занимающихся спортом людей после соревнований или интенсивных тренировок количество лейкоцитов в крови обычно повышено. Этот механизм, отмечает профессор Фарфель В.С., развился у наших предков в качестве предохранительного фактора, обеспечивающего готовность к отражению возможного попадания в организм инфекции при случайном ранении во время охоты или защиты от нападения. Усиленная выработка лейкоцитов при работе потеряла в какой-то мере свое первоначальное значение, но сохранила другое: человек, совершающий мышечную работу как бы упражняет свои кровеносные органы в выработке защитных кровяных телец.
У нетренированного человека при температуре тела 37-380 наступает резкое снижение физической работоспособности, а спортсмены даже при температуре 410 могут справиться с очень большой физической нагрузкой.
Постоянными спутниками мышечной деятельности являются утомление и восстановление. В процессе работы организм расходует свои энергоресурсы, в период отдыха - восполняет.
Обычно утомление рассматривают, как временное снижение работоспособности, вызываемое интенсивной или длительной работой. Мышечная деятельность связана с вовлечением в работу многих органов и систем (мышцы, внутренние органы, железы), функциональная активность которых координируется центральной нервной системой ЦНС. Происходит сложный процесс приспособления организма к условиям деятельности, в ходе которого на фоне возникающего дефицита энергетических веществ происходит разлад в координационной работе нервных центров с доминированием тормозных реакций, понижающих уровень работоспособности. Развивающееся утомление является защитной реакцией, предохраняющей от истощения энергетических ресурсов и нарушений в регуляции функций организма.
Академик Фольборт Г.В. и другие ученые показали, что утомление является естественным стимулятором интенсивных восстановительных процессов, обеспечивающих повышение работоспособности. Сущность физиологических перестроек под влиянием мышечной деятельности состоит в том, что вызванные работой функциональные сдвиги не только выравниваются во время отдыха до исходного уровня, но и повышаются до более высокого уровня. Происходит сверхвосстановление, степень выраженности которого зависит от интенсивности выполняемой работы.
Таким образом, устраняющие дефицит двигательной активности современного человека занятия физическими упражнениями, тренировки с оптимальными нагрузками стимулируют в организме активность работы механизмов адаптации к их воздействию. Вследствие этого в мышцах, скелете, сердечно-сосудистой, дыхательной и других системах и органах происходят прогрессивные физиологические изменения, способствующие расширению функциональных возможностей, совершенствованию структурных свойств организма в целом, увеличению его гомеостатического потенциала.
Биологические и общественные потребности
Потребности человека делят на биологические и социальные. К биологическим относятся потребности в пище, одежде, жилище, в продолжении рода, в соответствующей особенностям организма природной среде, обеспечивающей нормальные условия жизнедеятельности организма. Многие биологические потребности принадлежат к числу насущных, т. е. без их удовлетворения человек вообще не может существовать. В то же время биологические потребности человека отличаются от биологических потребностей животных: все они перестроены социальным способом существования и приобрели спе-цифическую «очеловеченную» форму.
В конечном счете они остаются все же биологическими по своей природе. Так, насущная потребность в пище, безусловно, удовлетворяет биологические запросы организма, но всегда реализуется в специфической для данной общественной системы форме. Каждый народ имеет свою национальную кухню и сложные традиции совместного застолья, употребления (или отказа от употребления) спиртных напитков. Потребность в сексуальных отношениях и в продолжении рода, конечно, имеет биологическое происхождение, но разные народы в различные эпохи по-разному ограничивали сексуальные контакты, создав для этого систему традиций, правил и обычаев. Существуют разные формы брака и исторически сложившиеся в каждой культуре брачные церемонии. Столь же разнообразно удовлетворяется и биологическая потребность в одежде. Традиции и обычаи, связанные с модой, являются некой социальной надстройкой над первичной биологической потребностью защищать тело от холода и непогоды.
Социальные потребности сложнее биологических, поскольку связаны с качественно более высоким способом существования. Все социальные потребности формируются и конечном счете на основе труда и абстрактного мышления — чисто человеческих качеств и спо-собностей.
Основные различия биологических и социальных потребностей можно свести к следующим пяти моментам:
1. Социальные потребности не возникают и ходе дарвиновской биологической эволюции, а искусственно воспроизводятся человеком в процессе преобразования природной среды и самого себя.
2. Социальные потребности универсальны. Человек как универсальное существо может производить «по меркам любого вида» (Маркс). Человек живет шеи природой, прекращает ее в свое «не органическое тело», «вторую природу» и для удовлетворения своих потребностей способен использовать любые ее сферы и материалы.
3. Социальные потребности человека носят исторический характер, т. е. могут непрерывно разниматься (закон возвышения потребностей). Потребности животного того или иного биологического вида, наоборот, остаются практически неизменными в течение всего времени существования этого вида.
4. Человеческие потребности, подобно трудовой деятельности и по знанию, способны развиваться бесконечно, они не имеют каких-то непреодолимых границ и пределов эволюции.
5. Все человеческие потребности в той или иной мере осознаются и поэтому до какой-то степени подвластны целенаправленному формированию и контролю (которого не может быть у животных). Любая социальная потребность имеет свою биологическую основу, некий биологический пласт или компонент. Так, человеческий организм исторически формировался в процессе труда, поэтому для нормального функционирования он даже биологически нуждается в некотором объеме трудовой деятельности. Биологическая потребность в труде оказывается фундаментом для развития собственно социальной потребности в труде. Социальная потребность в труде выражает сущность социального бытия человека, без нее невозможно существование общества и полноценное развитие личности.
Каждая социальная потребность, таким образом, имеет биологическую составляющую и для своего удовлетворения требует расхода физической (биологической) энергии.
Концепция биологических потребностей
Потребность – внутреннее ощущение нужды в определенных ресурсах, обстоятельствах или действиях. Из всего животного мира для людей характерен наиболее широкий спектр потребностей: от приземлённых физиологических до возвышенных духовных. К потребностям можно отнести все материальные и нематериальные ресурсы, действия, обстоятельства и прочие факторы, необходимые человеку для ощущения удовлетворенности или счастья.
Потребности человека проявляются следующим образом:
1. Неудовлетворённая потребность обычно сопряжена с чувством дискомфорта, тревожностью, тоской и иными отрицательными эмоциями.
2. Удовлетворение потребности сопровождается позитивными эмоциями (как непосредственно в момент её удовлетворения, так и при осознании того, что она уже удовлетворена).
3. Происходит фиксация на предмете нуждаемости. Внимание человека непроизвольно концентрируется на том, чего ему не хватает. Проголодавшись, мы начинаем более чутко улавливать аппетитные запахи, а одинокий человек в любых обстоятельствах ищет поводы для знакомства с потенциальной «половинкой».
Также человеческим потребностям свойственны следующие особенности:
• людям для достижения состояния удовлетворённости требуется гораздо больше, чем другим биологическим видам;
• с возрастом количество потребностей увеличивается, меняются их приоритеты (ребёнку для счастья нужно гораздо меньше, чем взрослому, а для пожилых людей гораздо большее значение приобретают социальные и духовные ценности);
• существует вполне однозначная иерархия потребностей, и те из них, которые имеют большую важность, могут «заглушать» менее важные.
Потребности являются важнейшим мотиватором, заставляющим нас действовать и двигаться вперёд. Наиболее базовые из них заставляют нас работать, чтобы обеспечивать своё существование, а более высокие стимулируют нас к развитию, совершенствованию и самоактуализации. Все существующие достижения человечества, включая изобретения, научные теории, предметы искусства, музыкальные и литературные произведения, созданы под влиянием человеческих потребностей.
В психологии все человеческие потребности принято делить на три группы. Данная классификация является достаточно однозначной, поскольку у каждой группы имеются вполне конкретные и очевидные критерии. Рассмотрим каждую из них подробно.
Данная категория включает базовые потребности, направленные на выживание, достижение физического комфорта и продолжение рода. В неё входят:
• вкусная еда (вкусовые качества важны, чтобы определить свежесть и пищевую ценность);
• чистая вода для утоления жажды;
• комфортные условия жизни;
• безопасность и уверенность в своём будущем;
• удовлетворение сексуальных потребностей.
Перечисленные стремления присутствуют у всех живых существ. Они сформировались эволюционно, чтобы обеспечить выживание популяции. По сути, все они являются механизмами, позволяющими человеку (или другому существу) выжить и достичь «репродуктивного успеха» (произвести потомство и обеспечить его выживание в будущем).
Поскольку человек – существо социальное, у него присутствует ряд инстинктивных стремлений, направленных на повышение собственной значимости в обществе или своей группе.
Наиболее показательными являются следующие примеры:
• Самоидентификация. Человек ассоциирует себя со своей социальной группой, при этом стремится осознавать себя индивидуальностью с особыми личностными и иными качествами.
• Самоутверждение. Для любого человека важно гордиться собственными поступками и достижениями, а также ощущать уважение окружающих.
• Альтруизм и пассионарность. Большинство из нас получает удовольствие, совершая поступки, приносящие пользу другим людям или обществу в целом. Самооценка при этом растёт даже если наш вклад остался незамеченным для других, поскольку для альтруиста важен сам поступок, а не одобрение окружающих.
Существует система общечеловеческих духовных ценностей, которую так или иначе разделяет большинство людей. Мы стремимся к моральному и духовному росту, ценим красоту, изящество форм и гармонию, наслаждаемся созерцанием предметов искусства и прослушиванием красивой музыки. При этом у каждого человека собственный вкус, поэтому нам всем нравятся разные стили в музыке и направления в живописи. Кроме того, приоритеты духовных ценностей меняются в течение всей жизни.
К духовным относятся такие потребности как:
• Самоактуализация. Получение новых знаний, расширение круга интересов и увлечений, профессиональный рост, повышение квалификации – это всё естественные стремления для человека, который на данный момент не озабочен удовлетворением базовых биологических потребностей.
• Самосовершенствование. Взрослея, мы понимаем, что нам нравится становиться лучше не для того, чтобы кому-то понравиться, а просто чтобы ощущать свой прогресс. Мы отказываемся от курения и алкоголя, увлекаемся спортом, начинаем соблюдать распорядок дня и контролировать уровень стресса. Просто нам нравится думать, что с каждым днём мы становимся немного лучше.
• Романтическая любовь. Данный пункт можно было бы считать проявлением инстинкта размножения, но для нас это нечто гораздо большее. Нам очень важно, чтобы рядом находился любимый человек, вдохновляющий нас, дающий нам не только сексуальное, но и эмоциональное наслаждение.
Духовные потребности, в отличие от биологических и социальных, присутствуют только у людей. При этом их список не просто обширен, а практически бесконечен, поскольку каждый человек находит какие-то свои увлечения, которые не обязательно разделять с кем-то другим. Кому-то нравится рыбалка, а кто-то предпочитает вязание, кто-то смотрит сериалы, а кто-то в сотый раз перечитывает «Маленького принца», кто-то обожает шум проливного дождя за окном, а кто-то испытывает умиротворение от гулкого кваканья лягушек в ближайшем пруду.