Значительная часть исключительных полномочий органов МСУ, отнесенных законом к вопросам местного значения, распространяется на такие сферы, как управление земельными ресурсами, социальная сфера, транспорт, жилищно-коммунальная сфера и вопросы безопасности, социально-бытовая сфера, экология, культура и информирование населения.
Для измерения эффективности применяется система показателей, характер которых зависит от форм проявления управленческого эффекта. Одна из особенностей управленческой деятельности муниципальных служащих состоит в ее многообразии, которое отражает сложность объекта управления территориальных администраций, поэтому и формы проявления эффекта многообразны. Это может быть экономический эффект, социальный эффект, экологический, организационный эффект.
Конечный показатель эффективности управленческой деятельности муниципальных служащих - удельная величина управленческого эффекта, т. е. его размер в расчете на единицу использованных ресурсов.
Общей принципиальной особенностью процесса управления развитием муниципальных образований является его цикличность. Главными факторами цикличности процесса управления являются: бюджетный процесс; период полномочий органов МСУ; крупные инвестиционные проекты; местные традиционные особенности.
В вопросе управления развитием муниципального образования существуют два подхода (или две стратегии). Первый подход - в случае, когда цикл управления развитием имеет достаточно четкие границы: есть начало цикла управления развитием и есть его конец. Второй подход.
В крупных муниципальных образованиях программа комплексного социально-экономического развития может быть настолько сложной, что возникнет необходимость весь процесс управления развитием рассматривать как совокупность двух относительно самостоятельных процессов управления: процесс разработки программы и процесс ее реализации.
Основу планирования составляет набор документов, призванных упорядочить механизм пропорционального развития территории на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Прежде всего это концепция социально-экономического развития территории, охватывающая все стороны ее жизни и базирующаяся на тщательно отработанной версии корпоративной миссии и геополитического потенциала территории.
Разработанная концепция должна подкрепляться экономической стратегией, содержание которой составляют анализ и оценка перспектив развития ключевых отраслей региональной экономики, сформировавшихся вокруг ведущих производственных центров. Экономические стратегии трансформированы в набор соответствующих программ (проектов) с наличными ресурсами и сложившейся организационной моделью управления. И наконец, низший слой в перечне планов территориального образования составляют рабочие планы мероприятий по претворению в жизнь принятых проектов.
В рамках осуществления функции планирования ответственное лицо реализует, как правило, одну из нижеперечисленных задач:
· общее руководство реализации планов и программ на территории;
· увязка реализуемых планов с приоритетными задачами в развитии национального хозяйства;
· разработка межотраслевых балансов и расчет финансового и материального обеспечения избранных приоритетов;
· составление оперативных экономических планов и текущий контроль над их исполнением;
· планирование фискальной политики администрации региона и разработка предложений по нефискальным методам привлечения средств на развитие территории;
· разработка долгосрочных и среднесрочных планов развития территории.
Составление планов становится возможным благодаря соблюдению ряда основных принципов:
1. Эквифинальности - свойства планируемой системы определять свой рост не из собственных предпосылок, а от текущего состояния системы, вызванного ее реальным положением в среде.
2. Мозаичности, т. е. выделения в структуре плана равноправных субъектов планирования.
3. Комплексности - учета в содержании плана полноты и разнообразия имеющихся в обществе проблем и интересов, выраженных во взаимосвязи и согласованности друг с другом, а также с обеспечивающими их ресурсами.
4. Пропорциональности - функции плана, связанной с требованием выравнивания и учета при распределении целей и ресурсов между территориальными образованиями в соответствии с местом данной территории в системе национального разделения труда и приоритетами социально-экономического развития.
5. Экологичности - формообразующей роли среды в обеспечении целостности планируемой системы.
6. Экономичности - необходимости минимизации расходов по всем направлениям плана.
Особое место в реализации функции планирования на местном уровне отводится стратегическому планированию.
Анализ состояния отрасли целесообразно проводить по трафарету SWOT-анализа, характерной чертой которого является оценка текущего положения отрасли с точки зрения разработки конкретных стратегий.
Метод SWOT включает в себя оценку фирмы по четырем параметрам:
3. Определение характера взаимодействия между показателями.
4. Описание внешних условий, в рамках которых функционирует отрасль.
Цель метода заключается в определении характеристик среды функционирования отрасли в разрезе четырех вероятных состояний:
- сильных сторон отрасли и открываемых в связи с этим возможностей;
- сильных сторон отрасли и имеющихся угроз;
- слабых сторон отрасли и открываемых в связи с этим возможностей;
- слабых сторон отрасли и возможных угроз.
Одной из наиболее значимых задач на этапе планирования является выявление проблем.
Общая схема выявления проблемы, проводимая тематической комиссией, может выглядеть следующим образом:
1) описание проблемы;
2) выделение основных целей и задач по преодолению проблемы. В рамках этого раздела необходимо выделить приоритеты в развитии отрасли;
3) разработка конкретных мероприятий, призванных усилить состояние отрасли и ее конкурентные возможности.
Составление прогноза и перспектив развития отрасли является завершающим этапом процесса планирования.
В качестве методологического инструмента прогнозного раздела работы тематической комиссии целесообразно применить один из широко распространенных методов прогноза: метод простой экстраполяции; метод трендовой экстраполяции; морфологический метод; сценарный прогноз и нормативный метод прогноза.
Заключительным этапом процедуры стратегического планирования выступает политическая тематизация, направленная на консолидацию интересов участвующих в обсуждении плана общественно-политических сил. На этом этапе, организованном в виде учредительной конференции, происходит публичное обсуждение плана, разрабатываются меры по его реализации.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
Как известно, все исконно русские женские имена оканчиваются либо на «а», либо на «я»: Анна, Мария, Ольга и т.д. Однако есть одно-единственное женское имя, которое не оканчивается ни на «а», ни на «я». Назовите его.
В бар зашли три зэка и заказали: гроб с костями, многоэтажку и то что мы строили. Официант им все принес и говорит: вот вам гроб с костями и многоэтажка. А то что вы строили – нет. Есть только то где вы были. Что заказали зэки?