Oi?aaeaiea oeiainaie Получите консультацию:
8 (800) 600-76-83

Бесплатный звонок по России

документы

1. Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году
2. Как использовать материнский капитал на инвестиции
3. Налоговый вычет по НДФЛ онлайн с 2021 года
4. Упрощенный порядок получения пособия на детей от 3 до 7 лет в 2021 году
5. Выплата пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет по новому в 2021 году
6. Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
7. Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
8. Защита социальных выплат от взысканий в 2021 году
9. Банкротство пенсионной системы неизбежно
10. Выплата пенсионных накоплений тем, кто родился до 1966 года и после
11. Семейный бюджет россиян в 2021 году

О проекте О проекте    Контакты Контакты    Загадки Загадки    Психологические тесты Интересные тесты
папка Главная » Полезные статьи » Экологическое воспитание

Экологическое воспитание

Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором

Воспитание

Вернуться назад на Воспитание
Не забываем поделиться:


Экологическое воспитание, целью которого является знакомство детей с жизнью природы, привитие отзывчивости, стремление беречь ее богатства, представляет собой достаточно новый раздел в педагогике. Однако проблемы, которые решает это воспитательное направление, весьма актуальны, ведь сложная экологическая обстановка в мире заставляет принимать незамедлительные меры для предотвращения возможной природной катастрофы.

Нужно подчеркнуть, что воспитание экологическое должно начинаться с самого раннего детства, в тот момент, когда ребенок только начинает познавать мир. От того, как будут направлять его действия взрослые, зависит отношение к окружающей природе малыша.

Можно ли ударить котенка или вырвать с корнем цветы? Зачем делать кормушки для птиц зимой? Множество вопросов интересует подрастающего человека. И ответ он будет искать не в нравоучительных беседах, а в наглядных примерах, которые демонстрируют взрослые.

Можно долго и интересно рассказывать о том, что нельзя вырубать деревья, потому что людям нечем будет дышать, но при этом прогнать голодного пса, накричав или даже ударив его. Стоит ли говорить о том, что такое экологическое воспитание будет бессмысленным?

Экология и жизнь – понятия, тесно связанные между собой, поэтому важно научить детей, только начинающих познавать этой неизведанный огромный мир, слышать и видеть душой, осознавать себя его частью.

Чтобы правильно использовать возможности экологического воспитания, необходимо понимать его сущность.

До недавнего времени природа изучалась сугубо с биологической точки зрения. Тем не менее, ее всегда называли источником познания, так как она представляет собой кладезь возможностей для развития личности. Этим и должны воспользоваться педагоги, ведь сущность экологического воспитания состоит в умении находить гармонию во всем, что окружает человека. Более того, воспитание нравственности – неотъемлемая часть знакомства с миром природы, ведь, чтобы научиться чувствовать и любить нерукотворные творения, нужно обладать духовным потенциалом.

Следовательно, понятие экологического воспитания включает в себя комплекс мер, направленных на развитие сознания ребенка, выработку привычек, которые будут отвечать за поведение личности в повседневной жизни и станут основой его гармоничного мироощущения.

Сознание формируется на базе знаний и убеждений, а представления о природе как о высшей гармоничной субстанции закладывается в процессе наблюдений за развитием окружающего мира.

Правильное экологическое поведение базируется на отдельно взятых поступках, а также на оценке этих поступков окружающими и самой личностью.

Говоря о сущности воздействия педагога на экологическое развитие ребенка, необходимо выделить 2 фактора, которые являются главными в этом процессе:

1. Ступенчатая структура познания, которая базируется на таких моментах:
• представления;
• формирование и развитие сознания и эмоций;
• начало использования на практике полученных знаний;
• привитие навыков правильного отношения к природе;
• искоренение потребительского отношения к природным ресурсам;
• длительность процесса отработки поведенческой линии;
• скачкообразность развития навыков;
• активность воспитанников.
2. Значимость психологической составляющей процесса воспитания, базирующейся на таких частей:
• Сознание;
• Потребности;
• Мотивы;
• Цели;
• Воля.

Определение экологического воспитания подразумевает постановку четкой цели в процессе развития нужных навыков и умений. Она определяет формирование бережного отношения к окружающему миру, базирующееся на нравственном сознании ребенка. При этом важно учитывать, что понятие «природа» в воспитательном процессе включает в себя и самого человека, который является ее частью. Следовательно, экологическая культура является частью общей воспитанности человека.

Экологическая культура – сложное, многофакторное понятие, которое включает в себя такие компоненты:

• Знания законов жизни природы;
• Соблюдение правил, подразумевающих бережное отношение к природным дарам;
• Деятельность по изучению природных достояний и их сохранению;
• Пропагандистская работа.

Поставленная цель реализуется при условии комплексного решения задач экологического воспитания:

• Образовательных, с помощью которых учащимся предоставляется система знаний о проблемах в экологии и возможностях их разрешений;
• Воспитательных, направленных на формирование мотивационных привычек правильного экологического поведения, желания вести здоровый образ жизни;
• Развивающих, способствующих развитию теоретических и практических навыков и умений, возможности давать оценку состояния экологической ситуации в своем регионе и мире.

В любом случае, экология и жизнь являются предметом изучения воспитания и образования, так как целями и задачами определено познание и восприятие предметов окружающей действительности.

В систему воспитательного процесса экологического развития входят следующие направления:
Самое читаемое за неделю

документ Введение ковидных паспортов в 2021 году
документ Должен знать каждый: Сильное повышение штрафов с 2021 года за нарушение ПДД
документ Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году
документ Доллар по 100 рублей в 2021 году
документ Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
документ Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
документ 35 банков обанкротятся в 2021 году


Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!

Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!

• Политическое;
• Научное;
• Правовое;
• Нравственно-эстетическое;
• Мировоззренческое.

Каждое из этих составляющих определяет направления и формы работы педагога.

Для эффективности развития правильного мировоззрения у детей, направленного на защиту природных ресурсов, педагоги используют разные формы и средства экологического воспитания.

Каждый компонент в этой системе призван развивать всестороннюю познавательную активность детей. К ним относят самостоятельное исследование научно-популярной литературы, игровые комплексы, наблюдение за явлениями природы и другие.

Методы экологического воспитания подбираются с учетом уровня развития и подготовки к восприятию информации детей. Рассмотрим несколько этапов работы и критерии выбора методических средств.

Начальный этап предусматривает подбор таких форм и средств работы, которые помогут проанализировать и скорректировать уже имеющиеся у детей сведения и мотивацию к природоохранной проблеме. Используя методы беседы, педагог вызывает эмоциональный отклик у учащихся и формирует личностное восприятие проблемной ситуации.

Следующий этап познания базируется на методах, которые стимулируют самостоятельную активность детей. Весьма эффективны дискуссии, которые обобщат полученный опыт и позволят обрести навыки независимого суждения.

Теоретическое обоснование представленных природоохранных проблем требует использования лекции учителя, который предоставит научно подтвержденные факты экологических проблем на разных уровнях: местном, локальном, мировом.

Любая познавательная активность требует выражения нравственного выбора, с помощью которого происходит обобщение принятых ранее решений, развитие эстетических потребностей детей. В данном случае методы нужно подбирать, основываясь на творческих средствах: изобразительном искусстве, художественной литературе, кинематографе и т.д.

Психологическую подготовку к правильным ориентирам в сфере экологических проблем окажут игры, в том числе, ролевые.

Существует большое число универсальных методов, которые можно использовать на всех этапах работы с детьми. Перечислим некоторые из них:

• Наблюдение, анализ, рефлексия объектов живой и неживой природы;
• Эксперименты и опыты;
• Трудовая деятельность, основанная на навыках ухода за цветами, живым уголком и т.д.;
• Просветительско-пропагандистская деятельность, включающая в себя лекции, диспуты, акции, недели пропаганды охраны природы;
• Экскурсии, экспедиции, опыты.

В ведущие методы процесса воспитания вошли поощрение, контроль и наказание. При этом наказание носит гуманный характер, не унижающий личное достоинство учащегося.

Значение правильного выбора методов сложно переоценить. Ведь от их эффективности зависит сформированность экологически грамотной и воспитанной личности.

Как связана экология и жизнь, ребенок должен понимать с самого раннего возраста. А так как его жизненный путь берет свое начало в семье, то родители несут большую ответственность за формирование и развитие всех личностных качеств своего отпрыска.

Что такое хорошее отношение к природе, какие поступки не позволительно совершать по отношению ко всему живому, малыш познает в процессе наблюдения за действиями самых родных и близких ему людей.

Каждая бумажка, брошенная мимо урны мамой, или презрительное отношение к бродячим животным отца прочно войдут в сознание ребенка как алгоритм действий, которые он обязательно повторит в дальнейшем.

Авторитет родителей настолько непререкаем в глазах малышей, что им не требуется дополнительных лекций или рассказов о правильном поведении. Поэтому взрослым не стоит удивляться, почему в подростковом возрасте их дети проявляют агрессию к животным, не убирают после себя мусор в лесу и совершенно не понимают, зачем нужно экономить воду.

Пример родителей – главный, определяющий метод семейного экологического воспитания.

Любое воспитательное воздействие строится на контакте воспитателя и воспитанника. Маленькие дети нуждаются в четком руководстве взрослых, ведь они только начинают соприкасаться с удивительным миром природы.

Родители могут использовать следующие средства привития гуманного отношения к богатствам природы:

• Прогулки – отличный способ наблюдения за жизнью природы. При этом совершенно необязательно ходить в длительные походы, ведь и возле дома есть много интересных вещей, которые расскажут о жизни природы.
• Общайтесь с малышом, обращая внимание на все, что его окружает: как пахнут цветы и колышутся листья, какая на ощупь мокрая трава и шерсть котенка. Из этих мелких, но очень важных деталей начинается познание природных чудес.
• Называйте каждый предмет и явление, которое встречается во время ежедневных прогулок. Можно использовать литературные стихи, народные песенки и присказки. С их помощью ребенок не только узнает необходимые названия, но и расширит свой словарный запас.
• Ухаживайте за цветами. Идеальным решением будет совместно с малышом посадить растение, регулярно ухаживая за ним и наблюдая за его ростом. Первое самостоятельное открытие станет важным шагом в нравственном развитии малыша, ведь оно докажет, что все живое нуждается в заботе, любви и уходе.
• Мастерите поделки, используя природный материал. Параллельно с развитием мелкой моторики вы научите ребенка использовать «вторичное» сырье в виде сухих листьев, палочек и шишек для создания «шедевров» искусства.
• Читайте произведения художественной литературы, посвященные тематике экологии и защите природных ресурсов. Обсуждайте действия героев, переносите их поступки в свою повседневную жизнь и анализируйте аналогичные ситуации.

В школьные годы, когда основной деятельность детей является интеллектуальное познание, экологическое воспитание строится, основываясь на учебной деятельности.

При этом важно привитие следующих навыков:

• Формирование навыков проектной и творческой деятельности;
• Выработка правильной позиции к использованию природных богатств;
• Приобретение необходимых знаний о здоровом образе жизни;
• Обучение навыкам ведения дискуссии.

В период обучения в школе источником экологического просвещения становятся учебные занятия, факультативы и кружки по интересам. Приоритетными направлениями деятельности являются исследования, трудовая деятельность. На их основании формируется профессиональная ориентация учащихся.

Как и любое воспитательное воздействие, экологическое развитие на разных возрастных этапах имеет свои особенности, учитывать которые нужно обязательно. Индивидуальные и психологические различия детей также влияют на выбор средств для достижения поставленных целей и задач.

Используя данные рекомендации, можно помочь ребенку войти в удивительный мир природы, приобретя гармонию, научиться ценить все ее ресурсы. Дети, получившие правильное экологическое воспитание, способны создать общество, которое сможет предотвратить грядущие глобальные изменения в мировой экологии. Они смогут наслаждаться красотой творений природы и содействовать ее развитию.

Только от правильного комплексного воздействия учреждений образований и семьи зависит воспитание людей нового поколения, способных сохранить и приумножить природные богатства.

тема

документ Воспитание личности
документ Учебный процесс
документ Образовательный процесс
документ Будущее за интернет-образованием и как на этом заработать
документ Надзор в сфере образования

Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!

Не забываем поделиться:


Загадки

Одной из проблем маленьких деревень в давние времена был высокий процент детей рождающихся с генетическими отклонениями. Причина этого крылась в том, что муж и жена из-за того, что людей в деревнях мало, часто могли приходиться друг другу родственниками.

Вопрос: Какое изобретение конца 19 века резко снизило процент детей рождающихся с генетическими отклонениями в сельской местности?

посмотреть ответ


назад Назад | форум | вверх Вверх

Загадки



посмотреть ответ
важное

Новая помощь малому бизнесу
Как будут проверять бизнес в 2023 году

Изменения по вопросам ИП

Новое в расчетах с персоналом в 2023 г.
Отчет по сотрудникам в 2023 г.
Пособия подрядчикам в 2023 году
НДФЛ в 2023 г
Увеличение вычетов по НДФЛ
Как компании малого бизнеса выйти на международный рынок в 2023 г
Что нового в патентной системе налогообложения в 2023
Что важно учесть предпринимателям при проведении сделок в иностранной валюте в 2023 году
Изменения в работе бизнеса с июня 2023 года
Особенности работы бухгалтера на маркетплейсах в 2023 году
Риски бизнеса при работе с самозанятыми в 2023 году
Кадровая отчетность работодателей для военкоматов их ответственность за содействие им в 2023 году
Управление кредиторской задолженностью компании в 2023 год
Что ждет бухгалтера в работе в будущем 2024 году
Как компаниям МСП работать с китайскими контрагентами в 2023 г
Как выгодно продавать бухгалтерские услуги в 2023 году
Индексация заработной платы работодателями в РФ в 2024 г.
Правила работы компаний с сотрудниками с инвалидностью в 2024 году
Оплата и стимулирование труда директора в компаниях малого и среднего бизнеса в 2024 году
Правила увольнения сотрудников коммерческих компаний в 2024 г
Планирование отпусков сотрудников в небольших компаниях в 2024 году
Как уменьшить налоги при работе с маркетплейсами
Что нужно знать бухгалтеру о нераспределенной прибыли
Как защитить свой товар от потерь на маркетплейсах
Аудит отчетности за 2023 год
За что и как можно лишить работника премии
Как правильно переводить и перемещать работников компании в 2024 году
Размещение рекламы в интернете в 2024 году
Компенсации удаленным сотрудникам и налоги с их доходов в 2024 году
Бизнес партнерство в 2024г
Переход бизнеса из онлайн в офлайн в 2024 г



©2009-2023 Центр управления финансами.