Поведение определяется сочетанием трёх основных факторов:
• биологические свойства организма (наследственность; нервно-психические заболевания; физико-химические нарушения в составе окружающей среды);
• личность человека, как совокупность индивидуально-психических особенностей (нравственное и правовое сознание, ценностные ориентации, установки и т. д.);
• внешняя среда с её экономическими, социальными, политическими, культурными и другими нормами.
Чрезмерные психические и физические нагрузки, возникающие в чрезвычайных ситуациях, могут снижать эффективность поведения и деятельности вплоть до полной дезорганизации. Возникающие на этой почве так называемые трудные состояния могут выражаться в стрессе, фрустрации, тревоге, страхе.
Стресс (англ.stress - давление, напряжение) - это особое состояние человека в период приспособления к новым условиям существования. Его психическим выражением может стать повышенная тревожность, неуверенность в себе, переутомление.
Фрустрация (лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) - есть острое переживание неудовлетворённой потребности, как биологической (голод, жажда, сон и т.д.), так и социальной. С точки зрения нарушения в сфере поведения фрустрация может появляться в двух уровнях: как утрата волевого контроля (дезорганизация поведения) или как снижение степени обусловленности сознания адекватной мотивацией (потеря терпения и надежды).
Тревога - напряжённость, тягостный душевный дискомфорт. Раздражители, ранее являвшиеся нейтральными, усиливают тревогу. Интенсивная тревога снижает возможность логической оценки воспринимаемой информации, её правильной переработки.
Тревожно-боязливое возбуждение - такое название получило крайнее выражение расстройств тревожного ряда. Оно характеризуется дезорганизацией поведения, невозможность целенаправленной деятельности.
Экстремальные ситуации сопряжены с психическим травмами, которые могут стать причиной психических болезней, объединённых под общим названием психогений. Клинические проявления таких расстройств многообразны. Наибольший удельный вес принадлежит неврозам и реактивным психозам.
Неврозы - это группа заболеваний, возникающих под влиянием психических травм, сопровождающихся нарушением самочувствия и соматовегетативных функций, повышенной психической истощаемостью при достаточно сохранной оценке окружающего и осознании факта своего болезненного состояния.
Реактивные психозы - это выраженные психогенно обусловленные расстройства преимущественно психотического характера, возникающие в связи с действием факторов, угрожающих жизни, благополучию индивидуума или особо для него значимых. Эти расстройства возникают в связи с тяжёлым эмоциональным стрессом. Имеются наблюдения, когда психические расстройства после тяжёлых травм возникают спустя некоторое время (отставленные реакции) и долго не проходят после завершения действия эмоциональной травмы.
В зависимости от клинических проявлений реактивные состояния подразделяются на острые и затяжные.
Острые реактивные состояния (аффективно-шоковое реакция) проявляется в виде возбуждения или заторможенности вплоть до ступора. Реакции с возбуждением протекают на фоне суженного сознания. Поведению людей в этот период хаотично, беспорядочно. Поступки людей бывают бессмысленны, а иногда и во вред им. Например, во время пожара лица, охваченные таким хаотическим возбуждением, могут выброситься из окна и погибнуть, хотя непосредственной угрозы для жизни могло и не быть.
После выхода из такого состояния больные плохо помнят происшедшем, испытывают состояние общей слабости, вялости, апатии. При аффетивно-шоковых реакциях с заторможенностью может наступить частичная или полная обездвиженность (состояние ступора). Лица в таких состояниях испытывают трудности с выполнением действий.
В условиях угрожающей опасности человек испытывает особую тяжесть в ногах, его движения замедлены. Он не в состоянии чётко и быстро действовать, чтобы избежать опасности. Иногда в таких ситуациях наступает как бы оцепенение (ступор). Однако лица, пребывающие в состоянии частичной или полной заторможенности, могут достаточно правильно воспринимать и оценивать окружающую их обстановку.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Аффективно-шоковое состояния, как уже отмечено, возникают в условиях, угрожающих жизни, и проходят, когда эти обстоятельства и исчезают. Такие больные обычно не наблюдаются в больничных условиях.
Другую группу составляют затяжные психогенные реакции. Они могут возникать после случаев, имеющих для больного особую значимость (смерть близких, угроза дальнейшему благополучию и т.д.). Наиболее типичными формами таких реакций являются реактивная депрессия и реактивный параноид.
Следующие примеры иллюстрируют поведение людей в стрессовых ситуациях, когда те или иные психические нарушения приводили к тяжёлым последствиям.
Для состояния ажитации в условиях аварии наиболее типичны неадекватность восприятия окружающей действительности. В частности, случается нарушение оценки временных интервалов, что затрудняет понимание ситуации в целом. Примером может быть такое наблюдение. Во время полёта по маршруту загорелся самолёт. В состав экипажа, кроме пилота, входили ещё два человека. Исход создавшейся ситуации: лётчик катапультировался, а остальные члены экипажа погибли, хотя в их распоряжении тоже были катапультные установки.
При расследовании выяснилось, что командир перед катапультированием дал команду оставить самолёт, однако, по его словам, не получил ответа, хотя ждал несколько минут. Фактически же промежуток времени между командой и катапультированием составил лишь несколько секунд. Остальные члены экипажа за этот промежуток времени не смогли подготовиться к катапультированию. Доли секунды субъективно были восприняты пилотом как минуты, что и привело к гибели двух человек.
Кратковременный ступор в условиях угрозы для жизни характеризуется внезапным оцепенением. При этом сохраняется интеллектуальная деятельность. Лётчик, выполняя полёт на высоте 8000 м, услышал резкий хлопок. Этот звук ассоциировался для него со взрывом. Это привело его в состояние кратковременного ступора - он не мог управлять самолётом из-за наступившего оцепенения. За это время самолёт потерял 3000 м высоты. Осознав, что звук вызван отказом двигателя, лётчик пришёл в нормальное состояние и начал действовать в соответствии с ситуацией.
Когда намерения к действию уже сформированы и начинают реализоваться, появление неожиданных, неопределённых раздражителей наносит «удар» по системе предвидения. Этот «удар» даже у людей с высокой подготовленностью может вызвать аффективное состояние.
Девиантные формы поведения
Девиантное поведение относительно, потому что соизмеряется только с культурными нормами данной группы. Например, преступники считают нормальным видом заработка вымогательство, однако большая часть населения считает такое поведение девиантным. Это касается и некоторых видов социального поведения: в одних обществах они считаются девиантными, в других нет. В целом к формам девиантного поведения обычно относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство.
Одной из признанных в современной социологии является типология девиантного поведения, разработанная Р. Мертоном в русле представлений о девиации как результате аномии, т.е. процесса разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм.
Типология девиантного поведения Мертона основывается на представлениях о девиации как разрыве между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения.
В соответствии с этим он выделяет четыре возможных типа девиации:
• инновация, предполагающая согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения (к «инноваторам» относятся проститутки, шантажисты, создатели «финансовых пирамид», великие ученые);
• ритуализм, связанный с отрицанием целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения, например бюрократ требует, чтобы каждый документ был тщательно заполнен, дважды проверен, подшит в четырех экземплярах, но при этом забывается главное — цель;
• ретретизм (или бегство от действительности), выражающийся в отказе и от социально одобренных целей, и от способов их достижения (пропойцы, наркоманы, бомжи и т.п.);
• бунт, отрицающий и цели, и способы, но стремящийся к их замене на новые (революционеры, стремящиеся к коренной ломке всех общественных отношений).
Единственным типом недевиантного поведения Мертон считает конформное, выражающееся в согласии с целями и средствами их достижения. В типологии Мертона акцентируется внимание на том, что девиация не является продуктом абсолютно негативного отношения к общепринятым нормам и стандартам. Например, вор не отвергает социально одобряемую цель — материальное благополучие, он может стремиться к ней с таким же рвением, что и молодой человек, озабоченный служебной карьерой. Бюрократ не отказывается от общепринятых правил работы, но исполняет их слишком буквально, доходя до абсурда. Вместе с тем и вор, и бюрократ — девианты.
Некоторые причины девиантного поведения носят не социальный характер, а биопсихический. Например, склонность к алкоголизму, наркомании, психические расстройства могут передаваться от родителей детям. В социологии девиантного поведения выделяется несколько направлений, объясняющих причины его возникновения. Так, Мертон, используя понятие «аномия» (состояние общества, в котором старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной девиантного поведения считал несогласованность целей, выдвигаемых обществом, и средств, которое оно предлагает для их достижения.
В рамках направления, базирующегося на теории конфликта, утверждается, что социальные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры. Ряд современных отечественных социологов считает, что источниками девиации являются социальное неравенство в обществе, различия в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп.
Между различными формами девиантного поведения существуют взаимосвязи, при этом одно негативное явление усиливает другое. Например, алкоголизм способствует усилению хулиганства.
Маргинализация является одной из причин девиаций. Главным признаком маргинализации выступает разрыв социальных связей, причем в «классическом» варианте вначале рвутся экономические и социальные связи, а затем и духовные. В качестве характерной черты социального поведения маргиналов можно назвать снижение уровня социальных ожиданий и социальных потребностей. Последствием маргинализации является примитивизация отдельных сегментов общества, проявляющаяся в производстве, быту, духовной жизни.
Другая группа причин девиантного поведения связана с распространением различного рода социальных патологии, в частности ростом психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, ухудшением генетического фонда населения.
Бродяжничество и попрошайничество, представляющие собой особый образ жизни (отказ от участия в общественно полезном труде, ориентация только на нетрудовые доходы), получили в последнее время широкое распространение среди различных видов социальных отклонений. Социальная опасность социальных девиаций этого рода состоит в том, что бродяги и попрошайки нередко выступают в роли посредников в распространении наркотиков, совершают кражи и другие преступления.
Девиантное поведение в современном обществе имеет некоторые особенности. Это поведение все больше становится рисковым и рациональным. Основное отличие девиантов, сознательно идущих на риск, от авантюристов — опора на профессионализм, вера не в судьбу и случай, а в знания и осознанный выбор. Девиантное рисковое поведение способствует самоактуализации, самореализации и самоутверждению личности.
Часто девиантное поведение связано с аддикцией, т.е. со стремлением избежать внутреннего социально-психологического дискомфорта, изменить свое социально-психическое состояние, характеризующееся внутренней борьбой, внутриличностным конфликтом. Поэтому девиантный путь выбирают прежде всего те, кто не имеет легальной возможности для самореализации в условиях сложившейся социальной иерархии, чья индивидуальность подавляется, личностные стремления блокируются. Такие люди не могут сделать карьеру, изменить свой социальный статус, используя легитимные каналы социальной мобильности, в силу чего считают неестественными и несправедливыми общепринятые нормы порядка.
Если тот или иной вид девиации приобретает устойчивый характер, становится нормой поведения для многих, общество обязано пересмотреть принципы, стимулирующие отклоняющееся поведение, или провести переоценку социальных норм. В противном случае поведение, которое считалось девиантным, может стать нормальным.
Чтобы деструктивная девиация не получала широкого распространения, необходимо:
• расширять доступ к легитимным способам достижения успеха и продвижения по социальной лестнице;
• соблюдать социальное равенство перед законом;
• совершенствовать законодательство, приводя его в соответствие с новыми социальными реалиями;
• стремиться к адекватности преступления и наказания.
Форма социального поведения
Как температура может свидетельствовать о здоровье и нездоровье организма, так и социальная норма и соответствие ее может характеризовать социальное здоровья. О социальном неблагополучии можно судить по отклонениям от социальных норм – этических, правовых, отклонений самого разного типа, включая агрессивное (нанесение физического и морального вреда другому), корыстные (незаконное присваивание не принадлежащего себе), социально-пассивные, выражающиеся в разных формах саморазрушающего поведения (алкоголизм, наркомания, самоубийство, сексуальная распущенность и проституция, они тоже имеют последствиями физического и духовного разрушения личности).
Социальные нормы - предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Норма – это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельной личности, группы. Это своего рода границы. Под нормой также подразумевается нечто среднестатистическое, или правило больших чисел («как все»). Например, протяженность активного возраста может изменяться в зависимости от конкретного времени, общества.
Виды:
1. Привычки - устоявшиеся схемы (стереотипы) поведения в определенных ситуациях.
2. Манеры - внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Манеры отличают воспитанных от невоспитанных, светских людей от простолюдинов. Если привычки приобретаются стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать.
3. Этикет - принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Он характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной культуры.
4. Обычай - традиционно установившийся порядок поведения. Он также основан на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам. Это одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять.
5. Традиция - все то, что унаследовано от предшественников. Первоначально это слово обозначало «предание». Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.
6. Обряд - разновидность традиции. Он характеризует не избирательные, а массовые действия. Это совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни.
7. Церемония и ритуал. Церемония - последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных отмечанию каких-то событий или дат. Функция этих действий - подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы. Ритуал - сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов или слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал наделен символическим значением.
8. Нравы - особые оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций. Это обычаи, имеющие моральное значение. Особой формой нравов являются табу (абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет). Особенно оно было распространено в традиционном обществе. В современном обществе табу накладывается на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил или оскорбление и др.
9. Законы - норы и правила поведения, оформленные документами, подкрепленные политическим авторитетом государства. Законами общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности: жизнь человека, государственную тайну, человеческие права и достоинство, собственность.
10. Мода и увлечения. Увлечение - кратковременное эмоциональное пристрастие. Смена увлечений, овладевших большими группами, называется модой.
11. Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро. Справедливость, патриотизм, дружба и т.д. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Для описания того, на какие Ценности ориентируются люди, социологи используют термин ценностные ориентации. Ценности принадлежат группе ил обществу, ценностные ориентации - индивиду. Ценности представляют собой разделяемые многими людьми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.
12. Верования - убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной.
13. Кодекс чести. Среди правил, регулирующих поведение людей, есть особые, которые основаны на понятии чести. Они обладают этическим содержанием и означают то, как человек должен вести себя, чтобы не запятнать свою репутацию, достоинство и доброе имя.
По субъектам: общечеловеческие, общества, групповые, коллективные.
По объекту: политические, экономические, эстетические, религиозные и т.д.
Способу обеспечения: опирающиеся на внутреннее убеждение, общественное мнение или на принуждение, на силу гос. аппарата.
По функциям: нормы оценки, ориентирующие, контролирующие, регламентирующие, карающие, поощряющие.
По форме образования и фиксации: жестко фиксированные и гибкие, или нормы-ожидания и нормы-правила.
В социальном поведении людей имеет место множество нежелательных отклонений от социальных норм, другими словами - девиаций. С ними связано еще одно социологическое понятие - девиантное поведение.
Лишь конформистский тип поведения отличается согласованностью целей и средств и является желательным и недевиантным. Инновации характеризуются как стремление к социально значимой цели при отклонении легальных способов их достижения. Подобное положение складывается в случаях, когда достижение желаемых целей затруднено или по каким-то причинам блокировано. Так, например, стремление быть богатым зачастую невозможно реализовать законным путем. Ритуализм предполагает отказ от высоких культурных целей, когда они оказываются малодоступными, при безусловном следовании институциональным нормам. Оправдание ритуализма строится на высказываниях типа: "Я доволен тем, что у меня есть", "Другие находятся в гораздо худшем положении, чем я", "Чем выше взлетишь, тем больнее падать"… ретритизм избирают лица, пережившие острый внутренний конфликт между хорошо усвоенными моральными нормами и невозможностью достижения желаемых целей общепринятыми средствами. Отклонение в этом случае проявляется в отказе и от целей и от средств. Его демонстрируют алкоголики, наркоманы, бомжи, бродяги и другие маргиналы. Мятеж или бунт предполагает направление действий против господствующих социальных норм и приводит к их замене другими.
Характер девиантного поведения зависят, во-первых, от того, как человек научен отвечать на возникающие трудности: путем созидательных или разрушительных действий, во-вторых, - от того, каким образом общество стимулирует созидательные действия личности. Основным критерием определения характера девиантного поведения является его форма реализации, в частности наличие атрибута насилия.
Разрушительную девиацию нельзя отожествлять только с преступностью (еще называют делинквентным поведением). Преступность представляет собой поведение, уголовно наказуемое, запрещенное законом, и является лишь одной из форм данного вида девиантного поведения. Продолжительное время в нашем обществе наблюдается рост негативного девиантного социального поведения, отдельные виды которого (наркомания, коррупция, алкоголизм, суицид) угрожают депопуляцией. При этом длительность проявления девиантного характера социального поведения способствует изменению функционального состояния социума. Общество сегодня само воспроизводит разрушительное поведение человека, те его формы, которые способствуют рассогласованию интересов между людьми, отчуждению, маргинализации и другим социальным патологиям.
Позитивными девиации являются тогда, когда способствуют прогрессу общества, повышают уровень его организованности, помогают преодолеть устаревшие, консервативные или даже реакционные стандарты поведения. Поэтому в постиндустриальном обществе главным становится не физическая сила, а способность к инновации.
В современной культуре социальное поведение предполагает не столько сохранение человеком своего статуса (что характерно для традиционной), сколько умелое и разумное приспособлении его к конкретной ситуации. Наиболее высоко оценивается не буквальное соблюдение правил, а умение в случае необходимости нарушать их. В связи с этим резко возрастает и роль личности. Личность вынуждена вместо выполнения обязательных предписаний и запретов ритуализированного поведения творчески обыгрывать существенно более мобильные нормы. Создавая социальные формы своего бытия, человек может как утвердить себя в мире, так и уничтожить. Выбор будущего возможен и в «восходящем» направлении социального совершенствования и по пути «нисходящему», выявляющему деструктивность. Основная задача для человека видится в том, что бы устоять перед деструктивными силами мира.
Формы поведения детей
Происходящие в современном обществе изменения способствуют появлению множества проблем, связанных с воспитанием детей. К сожалению, с каждым годом растет число дошкольников, агрессивные и конфликтные поступки которых вызывают в лучшем случае удивление. Неприемлемые асоциальные действия, отсутствие интереса к обучению, неумение общаться в детском коллективе – все это признаки «трудного» ребенка с девиантным поведением.
Девиантность – это отклонение от нормы. Когда данный термин используется в характеристике поведения ребенка, это означает, что его поступки не вписываются в общепринятые рамки, выходят за пределы установленных норм.
Каждая научная дисциплина по-своему определяет понятие девиантного поведения:
1. В социальных науках девиантность – это некоторые социальные явления, представляющие угрозу социальному и физическому выживанию человека в ближайшем окружении, определенной общественной среде. Эти явления нарушают процесс усвоения и воспроизведения норм и ценностей, становятся преградой для саморазвития и самореализации в социуме.
2. В медицине отклоняющееся поведение рассматривается с точки зрения нервно-психического здоровья.
3. В психологии девиантное поведение у детей определяется ошибочным антиобщественным образцом решений конфликтных ситуаций и полным игнорированием истинной реальности, что приводит к нарушению принятых норм или нанесению ущерба окружающим и себе.
Причины аномального поведения ребенка
Причины, вызывающие отклонения в поведении малыша, настолько многообразны и сложны, что выделить какую-то одну, решающую, в каждом конкретном случае практически невозможно. Чаще всего подоплекой девиантного поведения становится комплекс проблем: социальные и биологические факторы, особенности физиологического и психического развития малыша, специфика окружающей среды.
Медико-биологические причины. Данная группа причин подразделяется на три основные подгруппы:
Врожденные причины обусловлены внутриутробным поражением плода в период беременности. Это может быть: токсикоз, последствия интоксикации лекарственными препаратами, соматические и хронические инфекционные заболевания будущей мамы (особенно в начале беременности), ее неполноценное питание и нездоровый образ жизни (употребление алкоголя или наркотиков, курение).
Врожденные причины оказывают влияние на созревание нервной системы, тем самым влияя на индивидуальные особенности малыша и нарушая механизмы произвольной регуляции поведения. В результате естественное психическое развитие ребенка может замедлиться или измениться, что усугубит возрастные кризисы и приведет к отклоняющемуся поведению.
Наследственные причины вызываются поражениями генетического материала: генные или хромосомные мутации, дефекты обмена, которые влияют на созревание структур головного мозга. Результатом этого становятся нарушения умственного развития, телесные пороки, дефекты слуха или зрения, повреждения нервной системы.
Наследственными особенностями объясняются основные характеристики нервной системы маленького человека, от которых зависит темперамент, утомляемость и трудоспособность, восприимчивость ребенка к окружающему, возможность быстро приспосабливаться и устанавливать контакты.
Приобретенные причины возникают в процессе жизни малыша. Наравне с влиянием наследственности немаловажное значение имеет и неполноценность нервных клеток головного мозга, которая обусловлена тяжелыми заболеваниями ребенка в раннем возрасте, черепно-мозговой травмой.
К приобретенным причинам относятся также соматические и нервные заболевания, хронически болезни с неоднократными рецидивами. Длительные недуги зачастую становятся источниками неврозов, задержек развития, провоцируют непослушание и агрессию. Они способствуют снижению психической возможности овладения определенной деятельностью, мешают установлению контактов с ровесниками. В результате личность и поведение ребенка формируется патологическим образом. А уж после это проявляется в эмоциональной неустойчивости малыша, послаблении его приспособительных и защитных механизмов.
Социальные причины
В первую очередь к социальным причинам девиантного поведения маленьких детей и подростков относится неблагополучная обстановка в семье. Понятие «семейное неблагополучие» включает в себя различные негативные характеристики: внутрисемейные отношения, дефекты ее количественного, структурного и половозрастного состава, связь домочадцев с различными внешними социальными институтами (например, с представителями детского сада).
Неблагополучные семьи, в которых создаются условия повышенного риска возникновения девиантного поведения ребенка, делятся на следующие типы:
1. Неполная семья, в которой воспитанием малыша занимается только мама или папа (либо вообще бабушка с дедушкой). Воспитательные возможности такой семьи порождаются педагогическими, морально-психологическими и материальными факторами. Отсутствие кого-то из родителей существенно, так как ребенок, не имеющий маму или папу, теряет целый мир эмоционально-нравственных отношений. Но даже неполная семья, обладающая ограниченными воспитательными возможностями, иногда приносит больше пользы малышу, чем полная, но неполноценная.
2. Конфликтная семья, которая характеризуется психологической напряженностью взаимоотношений, отсутствием взаимопонимания, расхождениями во взглядах, интересах, потребностях, установках. В такой семье мир – это временный компромисс. Частые конфликты и психологическая напряженность негативно отражаются на развитии личности малыша. Патологические супружеские отношения провоцируют множество отклонений в психике ребенка, что выливается в особо выраженные формы девиантного поведения.
3. В асоциальной семье отдается предпочтение антиобщественным тенденциям и паразитическому образу жизни, а ее члены нередко совершают противозаконные действия.
4. В семьях с «алкогольным бытом» главным интересом является употребление спиртных напитков. Социально-положительные функции в такой семье не предусмотрены.
5. Отличие формально-благополучной семьи в том, что потребности и жизненные цели у ее членов разрознены, взаимоуважения нет никакого. Необходимые обязанности (в том числе и воспитание малыша) исполняются формально.
Многочисленные исследования показали, что неблагополучные семьи отличаются следующими видами неадекватного воспитания:
• скрытая безнадзорность (родители чисто формально выполняют свои обязанности);
• потворствующая безнадзорность (взрослые никак не критикуют аномальное поведение малыша);
• чрезмерная строгость и требовательность к малышу;
• эмоциональное отвержение;
• гиперопека и чрезмерное необоснованное восхищение ребенком.
Неблагоприятная семейная обстановка и неадекватные методы воспитания, отсутствие общего языка с родителями, неумение налаживать отношения с окружающими – все это может стать предпосылкой проявления девиантного поведения малыша дошкольного возраста.
Педагогические причины
Зачастую взрослые, требующие от ребенка дисциплинированности, соблюдения культуры поведения, натыкаются на вопрос дошкольника «А почему?». Отвечать нужно своевременно и аргументировано. Если взрослые не смогли или не захотели объяснять малышу суть определенного требования, результатом становится формирование искаженного представления ребенка об общепринятых нормах. Несоответствие между утверждениями взрослых и реальное нарушение ими же этих утверждений – отрицательный пример для ребенка.
Еще одна причина педагогического характера – злоупотребление запретами. Если взрослые превышают ограничительные меры, у ребенка вполне возможно возникнет обратная защитная реакция в форме аномального поведения.
В случае, когда взрослые в полной мере не учитывают индивидуальные, возрастные и психологические особенности малыша, повышается вероятность ошибок в оценивании его возможностей. А это приводит к возникновению конфликтов и аномальных проявлений в поведении.
Психологические причины
У детей младшего дошкольного возраста отклонения в поведении проявляются вспышками гнева. На ограничение, наложенное родителями, ребенок может среагировать очень бурно: завизжать, начать брыкаться или задыхаться. Если родителям удастся проигнорировать каприз и требование малыша, научиться отвлекать его в моменты детской ярости, такие нежелательные проявления получится преодолеть.
Однако необходимо отметить, что до 5 лет подобные отклонения в поведении детей считаются в пределах нормы.
В старшем дошкольном возрасте ребенок узнает, что такое «борьба переживаний». Он понимает это как противоречие между восприятием своего «Я» и оценками окружающих. В этом возрасте ошибки воспитания способны привести к тому, что малыша поглотят собственные эмоции. А это, в свою очередь, становится причиной девиантного поведения.
Коррекция и профилактика девиантного поведения у дошкольников
Основные проблемы детей с девиантным поведением заключаются в их неумении контролировать себя, эффективно взаимодействовать с окружающими.
Чтобы устранить искажения эмоционального реагирования и сложившиеся стереотипы поведения, перестроить полноценные контакты крохи с ровесниками, определены следующие пути решения:
1. Формирование интереса ребенка к окружающим людям и желания их понять.
2. Закрепление навыков общения, элементарных знаний о правилах поведения.
3. Вырабатывание навыков адекватного поведения.
4. Обучение малыша правильно оценивать себя, балансировать свои эмоциональные состояния.
5. Развитие умения общаться в различных ситуациях посредством разнообразных форм.
Методы коррекции поведения должны быть основаны на организации деятельности, интересной ребенку.
Так как игра – это ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста, для развития коммуникативной и эмоциональной сферы, как правило, используются:
• коммуникативные и подвижные игры;
• разыгрывание «трудных ситуаций»;
• ритмические игры со словами;
• музицирование и танцы;
• чтение и обсуждение сказок.
Особенного внимания стоит последний пункт. Ведь сказки очень тесно связаны с играми, и поэтому сказкотерапия является одним из направлений в коррекции и профилактике отклоняющегося поведения у детей дошкольного возраста. Сказки помогают ребенку сформировать понятия «добро» и «зло», раскрывают их творческий потенциал, учат правильно оценивать поступки, как свои, так и окружающих.
Для малыша дошкольного возраста сказка обладает необычайной притягательной силой. Она позволяет ему свободно фантазировать и мечтать. Одновременно с этим сказка для малыша – не только фантазия и вымысел, а и особая реальность, раздвигающая рамки повседневной жизни. В сказке можно столкнуться со сложными чувствами и явлениями, постичь взрослый мир переживаний в доступной для детского понимания форме.
Кроме этого, маленькие дети отличаются сильно развитым механизмом идентификации. Другими словами, малыш запросто объединяет себя со сказочным персонажем, чаще всего выбирая положительного героя. Причина этого не в том, что кроха понимает всю глубину человеческих взаимоотношений. Просто если сравнивать героя с другими персонажами, положение героя больше привлекает малыша. Благодаря этому ребенок усваивает моральные ценности и нормы.
Помимо игр и корректирующих занятий малыш с отклоняющимся поведением нуждается в твердом режиме дня и правильном питании, в контроле за просматриваемыми по телевизору передачами и фильмами. А родителям необходимо запастись терпением и пониманием, научиться самоконтролю.
Сегодняшняя жизнь отличается переоценкой устоявшихся ценностей. И в первую очередь это касается человеческих отношений. Многие педагогические принципы признаны неактуальными, а новые еще не успели сложиться окончательно. Некоторые взрослые имеют недостаточный уровень психолого-педагогической культуры, и дети постоянно становятся объектами не всегда удачных преподавательских экспериментов. В конечном счете все это может привести к самым разнообразным формам девиантного поведения маленьких детей и, впоследствии, подростков.
Формы поведения личности
Когда человек попадает в неприятную для него конфликтную ситуацию, он старается ликвидировать появившуюся внутреннюю дисгармонию. Это касается как внутриличностных, так и межличностных конфликтов. Но не каждый способен адекватно справиться с напором противоположной стороны. Человек в конфликтной ситуации может вести себя абсолютно по-разному. Существуют пять основных стратегий поведения в конфликте. В основу их положена система, называемая методом Томаса-Килмена. Система позволяет создать для каждого человека свой собственный стиль разрешения конфликта. Стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой член коллектива хочет удовлетворить собственные интересы (действуя активно или пассивно) - напористость и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально) - кооперация.
Для описания типов поведения людей в конфликтной ситуации К. Томас предложил использовать двухмерную модель регулирования конфликта, основные измерения которой составляют два независимых параметра:
1) степень реализации собственных интересов, достижения своих целей;
2) уровень кооперативности, учет интересов другой стороны.
Рассмотрим подробнее эти 5 стилей поведения:
Соревнование (конкуренция) - стремление добиться своих интересов в ущерб другому. Такая стратегия обязательно предполагает выигравшего и проигравшего. Человек, использующий эту стратегию, - весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта собственным путем. Такой участник конфликта не заинтересован в сотрудничестве с другими, способен на волевые решения. Тот, кто прибегает к этой стратегии, для достижения цели использует свои волевые качества, и если его воля достаточно хорошо развита, то ему это удается. Соперничество может быть эффективен, если использующий его обладает определенной властью. В ситуации, когда человек не обладает достаточной властью и соответствующим статусом для ее внедрения, стиль соревнования, используемый в конфликтах, обращается в явную «конфликтную привычку», вызывает отчуждение и нежелание продолжать общение и даже деловые взаимоотношения. При конкурентном стиле союзники завоёвываются только тогда, когда используемый ими стиль поведения приносит желаемый, положительный результат - победу.
Приспособление - принесение в жертву собственных интересов ради другого. Стратегия сглаживания противоречий, в основном поступаясь своими интересами. Человек не пытается отстаивать свои собственные интересы и соглашаться делать то, чего не хочет другой участник.
Компромисс - стратегия урегулирования разногласий, конфронтации через взаимные уступки. В данном случае ни одна из сторон не будет придерживаться решения, которое её не удовлетворяет. Если компромисс был достигнут без тщательного анализа других возможных вариантов решения, он может быть далеко не оптимальным выходом из конфликта.
Избегание - отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Эта стратегия и соответствующий ей стиль поведения в конфликтах реализуется тогда, когда человек не отстаивает свои права, не сотрудничает ни с кем для выработки решения проблемы или же просто уклоняется от разрешения конфликта. Избегая конфликта или уходя из него, возможно, человек опасается конфронтации. Уходя от реального разрешения конфликта, он лишает себя возможности принять участие в дальнейшем развитии ситуации, но такое поведение может привести к росту проблемы.
При этом выделяют наиболее типичные формы ухода:
- молчание;
- демонстративное удаление;
- затаённый гнев;
- депрессия;
- игнорирование обидчика;
- переход на чисто деловые отношения;
- индифферентное отношение;
- полной отказ от отношений.
Часто стиль избегания считается «бегством» от проблем и от ответственности, а не эффективным выходом из конфликта.
Сотрудничество - наиболее продуктивная стратегия и стиль поведения в конфликтах, приводящие чаще всего к разрешению и продуктивному выходу из конфликта со взаимным удовлетворением интересов участников. Однако стиль сотрудничества сложен для реализации, требует много времени и специальной подготовки использующих его людей. При данной стратегии удовлетворение интересов всех участников конфликта или конфликтной ситуации приводит к исчезновению предмета конфликта и соответственно, риск возникновения его последствий сводится к минимуму.
Многие специалисты выделяют также стратегию подавления, предполагающую тенденцию подавить конфликт с целью поддержания отношений любой ценой. В одних ситуациях, когда конфронтация по поводу незначительных разногласий приводит к чрезмерному стрессу во взаимоотношениях и может разрушить деловые отношения, мир в семье, когда оппонент ещё не готов выслушать и понять, - стратегия подавления конфликта является разумной. Конфликты иногда сами разрешаются, «перегорают» только за счёт того, что продолжают поддерживаться дружеские либо деловые отношения. Подавление серьёзных и значимых конфликтов, требующих обсуждения и разрешения, означает, что не затрагиваются главные спорные вопросы. Если человек делает вид, будто ничего не произошло, мирится с происходящим, чтобы не нарушать покой, подавляет все негативные эмоции, молчит - он применяет различные формы подавления, авторитарности и, как следствие, манипулирования для достижения нужного результата.
Выбор собственных, продуктивных для каждого человека индивидуальных стратегий и стиля поведения в конфликте, а также намерение в соответствии с выбранным стилем поведения набора тактик воздействия зависит:
- от личностных свойств конфликтующей стороны и свойственного ей стиля поведения;
- от стиля поведения участников, вовлечённых в конфликт;
- от природы самого конфликта, его вида;
- от значимости конфликта для его участников. Тема: «Выбор стиля поведения в конфликте. Концепция Томаса-Килмена». Конфликтология.
В рамках данной курсовой работы было проведено исследование среди студентов ПГСГА I курса исторического факультета. В данном исследовании мы выявили в процентном соотношении, какой стиль поведения в конфликте наиболее популярен на I курсе. Исследование проводилось с помощью теста Томсона среди 20 студентов. По его результатам мы можем сделать вывод, что 55% опрошенных в конфликтных ситуациях стремятся к совместному решению проблемы, которое позволило бы получить выгоду обеим сторонам; 17% соревнуются, стремясь отстоять свои интересы. Еще 17% решают конфликт путем компромисса. Остальные проценты приходятся на тех, кто предпочитает приспосабливаться или избегать спорных ситуаций.
Таким образом, можно сделать вывод, что человек в конфликтной ситуации может действовать совершенно по-разному. Всё зависит от того стиля поведения, которого он придерживается, испытывая противостояние с противоположной стороны. Как уже было выяснено, основных стилей поведения мы выделяет 5 (по К. Томасу). И, конечно, выбор стилей и стратегий зависит от личностных свойств, от природы конфликта и от значимости конфликта для его участников.
Развитие форм поведения
Поведение - способность человека и животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, характерная черта животного типа организации. Вся история развития психики и поведения животных, согласно этой концепции, делится на ряд стадий и уровней.
Инстинктивное поведение - совокупность генетически фиксированных врожденных проявлений внешней активности животных. Инстинктивное поведение выступает у всех представителей одного вида примерно в одинаковых формах и направлено на обеспечение наиболее важных для существования особи и продолжения вида жизненных отправлений. Относительная автономность и сравнительно малая изменчивость инстинктивное поведение определяются сформировавшимися в ходе филогенеза устойчивыми связями в центральной нервной системе (наследственно закрепленными «программами действия»). Поэтому инстинктивное поведение непосредственно не зависит от конкретного индивидуального опыта животного, хотя развивается в онтогенезе в сочетании и взаимодействии с процессами научения. В ряде случаев признаки объектов, на которые направлены инстинктивные действия, фиксируются в памяти путём запечатления. Инстинктивные действия, из которых слагается инстинктивное поведение, состоят из комплексов четко скоординированных инстинктивных движений и поз, а также звуковых и др. сигналов, секреторных процессов, явлений терморегуляции, изменения окраски и др. процессов, совершающихся в определенной последовательности. Таким образом, инстинктивное поведение - сложная целостная реакция всего организма.
Уже на ранних ступенях развития, наблюдая поведение животных, мы встречаем индивидуально-изменчивые формы поведения, которые в отличие от инстинктивных действий могут быть охарактеризованы как навыки. Под навыками при этом разумеют такие новые реакции или действия, которые возникают на основе выучки или индивидуального опыта и функционируют автоматически.
Поскольку первоначально, как уже отмечалось, инстинктивные действия носят диффузный, менее дифференцированный характер, а индивидуально-изменчивое поведение располагает очень ограниченным репертуаром реакций, навык и инстинкт не расходятся еще так, как впоследствии. В ходе дальнейшего развития количественные различия, накапливаясь, дают скачок, и индивидуально-изменчивые формы, все более резко дифференцируясь, выделяются из первичного единства с инстинктами.
Интеллектуальное поведение животных - одно из проявлений психической деятельности с ее врожденными и обретаемыми аспектами. Оно является высшим итогом и проявлением индивидуального накопления опыта, особой категорией научения с присущими ей качественными особенностями.
Источником поведения животного могут быть программы, либо заложенные в его видовом опыте и передающиеся в наследственных кодах («инстинктивное» поведение), либо формируемые в непосредственном опыте данной особи (индивидуально изменчивое или условно-рефлекторное поведение). Никаких возможностей усвоения чужого опыта и передачи его, усвоенного одним индивидом, другому индивиду и тем более передачи опыта, сформированного в нескольких поколениях, у животных не имеется. Те явления, которые описываются как «подражание», у животных занимают в формировании их поведения относительно ограниченное место и являются скорее формой непосредственной практической передачи собственного опыта, чем передачей информации, которая накопилась в истории ряда поколений и сколько-нибудь напоминала бы то усвоение материального или духовного опыта прошлых поколений, которое характерно для общественной истории человека.
Эти три черты и составляют основные особенности поведения животного и коренным образом отличают его от сознательной деятельности человека.
Сравнение психики животного с человеческой позволяет выделить следующие основные различия между ними:
1. Животное может действовать только в рамках ситуации, которая воспринимается непосредственно, а все осуществляемые им акты ограничены биологическими потребностями, то есть мотивация всегда биологическая.
Животные не делают ничего такого, что не обслуживает их биологических потребностей. Конкретное, практическое мышление животных делает их зависимыми от непосредственной ситуации. Лишь в процессе ориентированного манипулирования животное способно решить проблемные задачи. Человек же благодаря абстрактному, логическому мышлению может предвидеть события, делать согласно познавательной необходимости - сознательно.
Мышление тесно связано с вещанием. Животные лишь подают сигналы своим родственникам по поводу собственных эмоциональных состояний, тогда как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработан человечеством в течение тысячелетий и которого он никогда не воспринимал непосредственно.
2. Животные способны использовать предметы в качестве орудия, но ни одно животное не может создать орудие труда. Животные не живут в мире постоянных вещей, не выполняют коллективных действий. Даже наблюдая за действиями другого животного, они никогда не будут помогать друг другу, действовать сообща.
Только человек создает орудие по продуманному плану, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Он живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт пользования орудиями труда и передает его другим.
3. Отличие психики животных и человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства.
4. Условия развития психики животных и человека являются четвертым отличием. Развитие психики в животном мире подчинено биологическим законам, а развитие психики человека детерминируется общественно-историческими условиями.
И человеку, и животному свойственны инстинктивные реакции на раздражители, способность приобретать опыт в жизненных ситуациях. Однако присваивать общественный опыт, который развивает психику, способен лишь человек.
С момента рождения ребенок овладевает способами использования орудий и навыками общения. Это, в свою очередь, развивает чувственную сферу, логическое мышление, формирует личность индивида. Обезьяна в любых условиях будет проявлять себя как обезьяна, а человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей. Это подтверждают случаи воспитания человеческих детей среди животных.
Формы общественного поведения
Педагогическое требование
Заключается этот метод в педагогическом воздействии на сознание воспитанника с целью побуждения его к позитивной деятельности или торможения его негативных действий и поступков. По утверждению А. Макаренко, без искренней, убедительной, горячей и решительной требования нельзя начинать воспитание коллектива.
Требование влияет на сознание учащихся, активизирует их волевые качества, перестраивает мотивационную и чувственную сферы деятельности в положительном направлении, способствуя выработке положительных навыков поведения. Она должна быть целесообразной, понятной и посильной для учащихся. Выдвигают ее, имея уверенность, что сознание ученика подготовлена к ее восприятию. С этой целью ему разъясняют сущность требования, убеждают в необходимости ее выполнения, пользы от ее выполнения. В то же время добиваются положительной реакции коллектива на поставленную требование, чтобы иметь уверенность, что он поддержит педагога, повлияет на ученика, когда тот по каким-то причинам откажется выполнять требование.
С изменением поведения, воспитанности ученика на лучшее требование должно повышаться. Если воспитанников поощряют за одни и те же показатели в учебе, труде и поведении, не повышая к ним требований, это не способствует их росту, не побуждает их к работе над собой, потому что они успокаиваются на достигнутом. Педагогическое требование должно опережать развитие личности ученика. Она должна быть справедливой. Если ученик осознал справедливость требования, она оправдана в его глазах, он охотнее будет ее выполнять. Пустяковое, формальное требование, или требование, что является прихотью педагога, теряет воспитательное значение и воспринимается как несправедливая.
Формулировка требования должна кратко, четко указывать, кто, где, в каком объеме, к какому времени, какими средствами должен ее выполнить. Такое требование воспитывает у учащихся персональную ответственность, дисциплинирует их. Если она сформулирована расплывчато, неубедительно, некорректно, то и выполнение ее будет безответственным.
Требования выдвигают во всех сферах жизни и деятельности учащихся. Нельзя, например, требовать от ученика чистоты и порядка в классе, а в мастерской не обращать на это внимания. Поэтому в школе вырабатывают единые требования к учащимся со стороны всего педагогического коллектива. Ежедневное соблюдение таких требований всеми членами коллектива создает благоприятную морально-психологическую атмосферу, повышает эффективность воспитательного процесса.
Требование приносит воспитательную пользу, если ее выдвигают систематически и последовательно, а не от случая к случаю. Тогда воспитанники постоянно прилагают усилия для исполнения правил поведения, не допускают отклонений в поведении, даже когда им никто не напоминает о необходимости соблюдения этого требования.
Педагогическое требование предъявляют в прямой или опосредованной форме.
В начале работы педагога с детским коллективом, когда воспитанники еще к нему не привыкли и стимулированная требованием деятельность им неизвестна, наиболее эффективной является прямая требование. Она должна быть четко сформулирована и высказана спокойным, уверенным тоном, который не вызывает возражений (например: "Петров и Василенко сегодня убирают класс"). Характерные признаки этой формы требования - позитивность (речь идет о том, что должны делать ученики, а не о том, чего не следует делать) и инструктивность (раскрываются не только цель деятельности, но и способ ее выполнения).
С развитием ученического коллектива, отношений детей и педагога, а также с появлением у воспитанников отрицательного или положительного отношения к организованной педагогом деятельности используют различные формы косвенного требования. Различают три группы косвенных требований. Первая связана с проявлением положительного отношения педагога к воспитаннику (просьба, доверие, одобрение). Требования второй группы не обнаруживают четкого отношения воспитателя к детям, но основываются на уже существующем отношении воспитанника к стимулируемой деятельности (совет, намек, условное требование, требование в игровой форме). Третья группа демонстрирует негативное отношение педагога к деятельности воспитанника, к проявлению определенных его качеств (осуждение, недоверие и угроза). Опосредованные требования первой группы являются положительными, второй - нейтральными, третьей - отрицательными.
Требование-просьба выдвигают тогда, когда между педагогом и учениками установились хорошие взаимоотношения, доверие и уважение, когда питомцу кажется, что он выполняет требование по собственному желанию. Такое требование приучает учащихся к вежливости, взаимопомощи, заботы о других, то есть развивает качества, которых им нередко не хватает. Требование-доверие свойственна разным поручению, которые вызывают у питомца переживания чувства уважения к нему со стороны педагога, мнением которого он дорожит. Поэтому он сам проникается уважением к учителю, старается тщательно выполнить его поручение. Требование-одобрение используют, когда ученик добился определенных успехов, а похвала педагога побуждает его к улучшению деятельности, вызывает чувство удовлетворения результатами этой деятельности, чувство собственного достоинства. Требование-намек имеет целью достижения желаемого результата, когда требуется незначительное воспитательное влияние. Таким требованием может быть шутка, упрек, взгляд или жест, обращенный к одного или нескольких членов коллектива. Требование-условие выдвигают к ученикам, когда для выполнения желаемой для них деятельности сначала необходимо сделать что-то другое. При этом виды деятельности совмещают так, чтобы они вытекали друг из друга, чтобы между ними был естественный связь ("Будет у тебя все хорошо с учебой, сможешь заниматься в оркестре"). Используя эту форму требования, не следует интересную для учеников дело превращать в "подкупа". Требование-недоверие заключается в том, что педагог устраняет ученика от определенного вида деятельности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Эффективность такого требования зависит от авторитета педагога и от того, насколько воспитанник дорожит его доверием и этим видом деятельности. Требование-осуждение предполагает негативную оценку педагогом конкретных действий и поступков ученика и рассчитана на торможение нежелательных поступков, стимулирование положительных. Осуждение можно выразить в коллективе или ученику наедине, это может быть упрек, упрек или возмущение. Самой резкой форме есть требование-угроза ученику сообщают, что в случае невыполнения предписания к нему будут приняты более серьезные меры воспитательного воздействия. Угроза должна быть обоснованной, а в случае невыполнения требований - реализованной.
Общественное мнение
По своей сути этот метод является коллективным требованием, ведь, обсуждая поступок ученика, коллектив стремится, чтобы тот осознал свою вину. Обсуждать или критиковать нужно не личность ребенка, а поступок, его вредность для коллектива, общества и самого нарушителя. Разговор должен быть такой, чтобы ученик сам назвал причину своего поступка. Во время обсуждения обязательно определяют пути преодоления недостатков. С помощью общественного мнения ученика легче убедить в ошибочности его взглядов или в неподобающем поведении, чем в индивидуальной беседе. Ученик видит, как реагируют одноклассники на советы педагога и членов коллектива, убеждается, что его взгляды никто не поддерживает, и начинает прислушиваться к советам воспитателя.
Готовясь к обсуждению поведения учащихся, опытные учителя избегают чрезмерного вмешательства в разговор. Когда коллектив сам дает оценку и принимает решение, ученик воспринимает это серьезно, поскольку видит, что педагог не настраивал против него членов коллектива, они имеют собственное мнение.
Обсуждение негативных поступков одних и тех же воспитанников не должно быть слишком частым, поскольку их реакция на критические замечания притупляется, а другие члены коллектива, видя отсутствие результатов, разочаровываются в возможностях общественного мнения.
Высоко оценивая роль общественного мнения в воспитании школьников, В. Сухомлинский отмечал, что не стоит обсуждать в коллективе:
1) поведение ребенка, причиной которой является явные или скрытые ненормальности в семье (антиобщественные поступки родителей, ссоры, скандалы, разногласия между ними). Поскольку дети понимают взаимосвязь между своим поведением и жизнью семьи, то разговоры в школе об этом подавлять их;
2) поведение или отдельные поступки, которые объективно являются протестом против грубости, произвола старших, так как подросток в таком случае считает осуждение несправедливостью в отношении себя;
3) поступки подростков, которые являются результатом допущенной педагогом ошибки;
4) поступков, обусловленных тем, что учитель допустил необъективность в оценке знаний ученика;
5) неправильного поступка, объяснение которого требует рассказы о глубоко личные, дружеские отношения ученика со своими сверстниками или со старшим или младшим другом, поскольку подталкивание к откровенности в таком случае ученик будет переживать как побуждение к предательству, доносительству друга;
6) плохого поступка, мотивы которого связаны с особенностями отношений в семье, о которых детям еще не время знать и которые нельзя им разъяснять.
Общественная мысль должна быть направлена на тех, кто на нее смотрит, ее следует осторожно применять в работе с учащимися с повышенной эмоциональностью. Формируется она заранее, а не тогда, когда надо обсудить поступок, который произошел в коллективе. Успешное ее формирование осуществляется с единых педагогических требований к учащимся, четкой системы ученического самоуправления и систематической работы с ученическим активом, постоянного непредвзятого анализа жизни и деятельности школьников конфликтных ситуаций сквозь призму моральных норм, стимулирование учащихся к высказыванию собственного мнения, аргументированного отстаивания ее.
Как утверждал В. Сухомлинский, что воспитательная сила коллектива направляется на фальшивый путь, если воспитатель добился показного, формального осуждения ученика коллективом, когда его одноклассники думают одно, а говорят другое, опасаясь потерять расположение воспитателя. Нередко в таких ситуациях находятся говоруны и демагоги, которые, выступая от коллектива, делают вид, что якобы осуждают товарища, а сами по сути издеваются над воспитателем и коллективом. Это разъедает коллектив лицемерием, показухой, формирует в человеке способность говорить, что угодно.
Упражнения
Заключается этот метод в постепенном создании условий, при которых ученик выполняет определенные действия с целью выработки необходимых и закрепление позитивных форм поведения.
В школе ученик ежедневно упражняется в выполнении распорядка дня и требований школьного режима, в учебной и трудовой деятельности. Если в жизни и деятельности ученик будет придерживаться требований, которые заставляют его четко выполнять свои обязанности, постоянно будет вправляться в положительной поведении, у него выработаны соответствующие навыки и привычки.
Используя метод упражнения, педагог должен обосновать его необходимость, позаботиться о доступности, систематичность, достаточное количество упражнений для формирования определенных навыков и привычек поведения.
Приучение
Как метод воспитания оно основывается на требовании к ученику выполнить определенные действия. Решающим фактором в приучении является режим жизни и деятельности школьника. Его воспитательная функция заключается в том, что режим обеспечивает постоянство, непрерывность усилий, экономит энергию человека, приучает своевременно выполнять любую работу, систематически, неуклонно придерживаться установленных требований. Как утверждал А. Макаренко, школьный режим выполняет свою полезную функцию лишь при условии, что он точный, педагогически целесообразный, общий и определенный.
Метод приучения играет особую роль в воспитании. Нередко ученик не осознает важности и значения предлагаемого ему вида поведения. В таком случае от него требуют вести себя должным образом, руководят им в процессе деятельности, усложняя ее. Например, таким способом ученика приучают быть вежливым, дисциплинированным, читать книжки и тому подобное. Если постоянно от воспитанника добиваться желаемого, со временем у него сформируются соответствующие навыки поведения, он осознает правильность, обоснованность, необходимость требований, начнет выполнять свои обязанности.
Поручение
Метод также предусматривает вправление ученика в положительных действиях и поступках. С этой целью педагог, орган ученического самоуправления или ученический коллектив дают ему конкретное задание, выполнение которого требует определенных действий или поступков. Применяя этот метод, учитывают индивидуальные особенности учащихся. Поручение подбирают с таким расчетом, чтобы его выполнение способствовало развитию необходимых качеств. Например, неорганизованным учащимся полезно поручить провести мероприятие, в подготовке которого нужно проявить самостоятельность, инициативу, собранность. Получив поручение, ученик должен осознать его важность для коллектива и для себя. Оно должно быть посильным. Несложное задание воспитывает уверенность в собственных силах, непосильная - подрывает веру в свои возможности. Педагог должен не только дать поручение, но и научить ученика выполнять его, помочь ему довести дело до конца.
Поручения могут быть постоянными или эпизодическими. Постоянные целесообразно давать учащимся, которые имеют определенный опыт их выполнения, развитое чувство ответственности. Впоследствии поручения усложняют по содержанию и методике выполнения.
Эффективность поручение как метод воспитания в значительной степени зависит от организации контроля за его выполнением. Именно благодаря контролю предотвращают забывчивости. Отсутствие контроля порождает безответственность. Контроль может быть индивидуальным со стороны педагога, осуществляться в форме отчета на собрании коллектива или заседании его актива. Выполнение поручений требует оценки.
Создание воспитывающих ситуаций
Этот метод используют с целью формирования общественного поведения. Каждая из таких ситуаций предусматривает определение необходимых условий для осуществления запланированного педагогом, продумывание своих действий и поведения в новой ситуации, возникновения у учащихся новых чувств, обусловленных новой педагогической ситуацией, которые порождают новые мысли, мотивы поведения, побуждающие к преодолению недостатков.
Приемы создания воспитывающих ситуаций могут быть творческими (доброта, внимание и забота; проявление умения и достоинства учителя; активизация скрытых чувств; пробуждение гуманных чувств; проявление огорчения, укрепление веры в собственные силы; доверие; привлечение к интересной деятельности), или тормозными (параллельная педагогическое действие, приказ, ласковый упрек, намек, показная безразличие, ирония, развенчание, проявление возмущения, предупреждение, взрыв).
Положительные последствия в индивидуальной воспитательной работе с учащимися дают проявления доброты, внимания и заботы. Они, а также помощь взрослых или товарищей вызывают у воспитанника чувство благодарности, создают атмосферу взаимного уважения и доверия. Теплые чувства к педагогу, товарищей впоследствии распространяются на других людей. Отдельные ученики могут иметь сложные отношения с родителями, испытывать дефицит семейного тепла, заботы о себе. При соответствующей работе педагога такие родители начинают иначе относиться к своим детям, вследствие чего улучшается их поведение.
Каждый ученик, увлекаясь определенной отраслью знаний, нередко обращается за помощью к педагогу. Педагог, который обнаружит в ней умения и знания, поспособствует решению проблемы, приобретет в глазах ученика авторитет.
Ученики не равнодушны к своему положению в коллективе, отношение к ним взрослых и сверстников. Каждый переживает собственное положение в коллективе по-своему, нередко скрывая содержание этих переживаний. Наблюдение за поведением учащихся, беседы с ними и их родителями дают возможность выяснить, чем они больше всего дорожат. Созданная воспитателем педагогическая ситуация, которая активизирует эти мысли и чувства, делает их ведущими и решающими, помогает формировать положительные черты личности.
некоторые ученики не верят в собственные силы. Нередко они сами заявляют, что у них ничего не получится, поскольку они ни на что не способны. Такие учащиеся зачастую безразличны к замечаниям учителей, оценок, чувствуют себя неполноценными, становятся пассивными. Чтобы предотвратить это, важно мобилизовать их способности, укрепить веру в собственные силы. Для этого создают педагогическую ситуацию, в которой такой ученик смог бы в чем-то проявить себя, убедиться в своих способностях. Очень важно, чтобы его первые успехи заметили товарищи. Почувствовав их уважение и интерес к себе, он преисполняется чувством собственного достоинства, иначе оценивает себя, крепнет его вера в собственные силы, появляется желание вести себя иначе, стать другим.
Прием доверия основывается на вере, что каждый человек наделен определенными положительными качествами, на которые можно опереться и достичь существенных успехов.
В индивидуальной работе используют прием привлечения ученика к интересной деятельности, которая увлекает его, в которой он "забывает" о свои негативные влечения, у него рождаются благородные стремления, проявляются положительные качества. Детскому возрасту свойственно стремление к деятельности, желание в чем-то проявить себя, найти выход своей энергии. Важно создать соответствующие условия для положительного направления такой деятельности. Для этого в школе работают различные кружки (предметные, спортивные, художественные, технические).
А. Макаренко часто пользовался приемом параллельного педагогического действия, под которым понимал косвенное влияние на воспитание через коллектив. Преодоление негативной черты характера или поведения отдельного ученика осуществляется не непосредственным обращением к нему, а организацией влияния на него коллектива. Педагог в таком случае имеет претензии к коллективу и требует от него ответа за поведение его членов. Соответственно коллектив влияет на ученика, а тот реагирует на мнение коллектива.
Бездумно следуя "принципа параллельного действия", по словам. Сухомлинского, воспитатели забывают, что коллектив - это не нечто абстрактное, а живые люди, личности. Духовный мир, переживания, убеждения коллектива являются чрезвычайно сложными. Взгляд воспитателя на коллектив как навсегда "пригоден к использованию" инструмент игнорирует всю сложность его духовного мира.
Суть приема ложного безразличия в показной невнимании, безразличии педагога к тому, что делает ученик. Воспитанник удивлен, что на его выходки не реагируют, поскольку он не ожидал этого, чувствует неловкость и неуместность своего поведения.
Коллектив учащихся состоит из отдельных лиц, которые имеют определенные негативные черты характера, проявляющиеся в ежедневной поведении. Такие факты педагог должен замечать и реагировать на них, используя прием осуждения действий и поступков, взглядов и убеждений. Педагоги или члены коллектива на собрании или наедине осуждают учеников, которые ведут себя недостойно. Переживаемое при этом чувство помогает таким школьникам в будущем воздерживаться от подобных поступков, воспитывает чувство ответственности за свое поведение.
В педагогической практике А. Макаренко высокую эффективность проявил педагогический прием взрыва. Его суть заключается в создании соответствующей педагогической обстановки, в которой личность перестраивается быстро и коренным образом. Как отмечал К. Ушинский, "сильное душевное потрясение, необычайный порыв духа, высокое возвышение одним ударом уничтожают вредные склонности и закоренелые привычки, как бы стирая, сжигая своим пламенем всю предыдущую историю человека, чтобы начать новую, под новым знаменем".
Такие психологические изменения могут произойти только в педагогической обстановке, которая вызывает у ученика новые сильные чувства. Педагог должен хорошо знать питомца, чтобы повлиять на главное чувства (радость, грусть, стыд, гнев), чтобы он по-новому оценил себя, убедился в необходимости вести себя иначе. Важную роль играет и внезапность педагогической обстановки для питомца.
По убеждениям В. Сухомлинского, прием взрыва пригоден для исключительных ситуаций, в обычной школе он должен быть редкостью. В результате его частого использования дети привыкают к разным "взрывов", "их уже ничем не переймеш".
Формы поведения подростков
Пьянство-это постоянное и невоздержанное потребление спиртных напитков. Алкоголизм - это заболевание, возникающее в результате пагубной привычки употреблять спиртное часто и в чрезмерных количествах. Алкоголики становятся зависимыми от спиртного. Если резко лишить их возможности выпивать, это может вызвать абстинентный синдром, который включает такие симптомы, как тошнота, рвота, тревожность, галлюцинации, дрожь и др. Алкоголизм нарушает мозговую деятельность и память, ухудшает физические способности, человек начинает совершать неразумные поступки.
Алкоголизм считают подростковым в том случае, когда его признаки появляются до 18 лет. В этом возрасте заболевание отличается быстрым прогрессированием основных симптомов, наличием запоев, опохмеливание большими дозами алкоголя, распадом социальных связей и развитием психозов. Подростковый алкоголизм крайне тяжело лечится.
Токсикомания и наркомания
Токсикомания - это заболевание, обусловленное зависимостью к психоактивным химическим средствам, официально не причисляемым к наркотиками. За последние 20 лет токсикомания получила характер эпидемии. Каждый год от токсикомании умирают сотни подростков.
Наиболее часто употребляются средства от насекомых и растворители, используются также таблетки транквилизаторы и кофеин. Опьянение происходит мгновенно, при этом происходит изменение восприятия окружения и своего собственного тела, появляются галлюцинации.
Наркомания - это хроническое прогрессирующее заболевание, вызванное употреблением наркотических веществ. Употребление наркотиков ведет к нарушениям психических и физических функций, оно способно за очень короткое время разрушить нормальную жизнь человека. Наркоманы деградируют как личности, зависимость толкает их на совершение аморальных поступков.
Чаще всего подростки пробуют наркотики из любопытства. Некоторые дети боятся того, что в среде сверстников их охарактеризуют, как слабых, не модных и не современных. Многих молодых людей не останавливает даже опасность заразиться СПИДом. Частой причиной употребления наркотиков среди молодежи является влияние компании, которая выделяется своей вседозволенностью и которую поразил наркотический стиль времени. На сегодняшний день пугающие масштабы распространения и употребления наркотиков продолжают расти. Наркомания пришла в школы, учебные заведения и носит массовый характер. В процесс распространения наркотических веществ в школах обманным путем вовлекаются дети.
Проституция
Проституция-это систематическая деятельность по оказанию сексуальных услуг за плату. Большое количество подростков-проституток происходят из нестабильных и проблемных семей. У таких подростков занижена самооценка, они плохо учатся в школе. Девочки часто становятся проститутками, чтобы выжить, когда убегают из дома. Для них проституция становится возможностью заработать деньги. Дети, которые становятся проститутками, иногда стремятся завоевать внимание и привязанность взрослых. Им кажется, что проституция - это приключение и роскошная жизнь. Однако в реальности подростки сталкиваются с серьезными опасностями уличной жизни. Так, например, они рискуют заразиться СПИДом в процессе сексуального контакта или использования общей иглы (многие малолетние проститутки привыкают к наркотикам).
К факторам, сдерживающим проституцию можно отнести повышение жизненного уровня, укрепление и стабилизация института семьи, развенчание проституции как праздного, обеспеченного и красивого образа жизни, сглаживание социального неравенства, формирование у подростков здорового отношения к себе.
Суицидальное поведение
Суицид - акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания. Такие виды деструктивного поведения как пьянство и потребление наркотиков тоже относят к суицидальному поведению. В периоды экономических спадов и роста безработицы количество суицидов возрастает. Подтолкнуть к самоубийству могут конфликты, стрессы, депрессия, нездоровый климат в семье, низкий социальный статус.
По данным отчета детского фонда ООН в последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и детей. Пик самоубийств приходится на 16-19 лет. Как правило, основной причиной является неблагополучие в семье. Это могут быть семьи внешне успешные, с хорошим материальным достатком, но с нарушенными отношениями внутри семьи. Вторая причина - это проблемы в школе, третья причина - проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.
Большинство подростков, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается, как способ получить что-либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства безнадежности). Мотивом для суицидального поведения может быть попытка сделать больно другому человеку или же наоборот человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье.
Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний
Сексуальные девиации могут быть классифицированы как отклонения в отношении объекта полового влечения (замещающие нормальный объект): педофилия, эфебофилия, геронтофилия, зоофилия, фетишизм, нарциссизм и др.) и отклонения в способе реализации влечения (садизм, мазохизм, эксгибиционизм, вуайеризм). Ниже приведён анализ одной из сексуальных девиаций - гомосексуализма.
Гомосексулизм - это влечение индивида к лицам одного с ним пола. Гомосексуальность почти всегда означает подавленный кризис. Среди гомосексуалистов очень мало счастливых людей. Количество самоубийств среди несовершеннолетних гомосексуалистов в 5-7 раз выше, чем среди их гетеросексуальных сверстников. Есть предположение, что гомосексуальность формируется в результате врожденной предрасположенности.
Детей и подростков часто втягивают в гомосексуальные отношения посредством насилия или обмана. Круг совращающих и развращающих детей действий довольно широк: внимание к обнажению детей, демонстрация ребенку половых органов или побуждение его самого к этому, сексуальные игры, показ порнографических открыток, предложение половых отношений. Эти действия исходят не только от душевнобольных или преступников, но и от обычных людей, не умеющих наладить отношения со сверстниками или не уверенных в своих сексуальных возможностях. Втягивание несовершеннолетних в сексуальные отношения несет за собой уголовную ответственность. Предусмотрены санкции за пропаганду гомосексуального поведения.
Правонарушения
Правонарушение - виновное противоправное деяние дееспособного лица, которое наносит вред обществу. По степени общественной опасности правонарушения делятся на проступки и преступления. Преступление - это общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным кодексом, совершенное вменяемым лицом, достигшим возраста уголовной ответственности. Проступок - противоправное деяние, которое характеризуется меньшей степенью социальной опасности, чем преступление.
Между различными формами девиантного поведения существуют взаимосвязи, при этом одно негативное явление усиливает другое. Например, наркомания способствует росту преступности.
Форма поведения в обществе
Нормы поведения человека в обществе, выраженные как девиантные, имеют четыре ярко выраженные формы:
• Преступность. В последние годы этот показатель вырос на 17%. Во многом преступность обусловлена переходом на рыночные отношения и высоким уровнем конкуренции, безработицей и низким уровнем жизни, а также психологическими отклонениями. Кроме того, немаловажное значение имеет коррупция в правовой и судебно-исполнительной отраслях, которая позволяет при наличии достатка избежать ответственности за нарушение права.
• Алкоголизм. Алкоголь – это неотъемлемая часть праздничных застолий и обычных дружеских встреч. Его употребляют, чтобы что-то отпраздновать, утолить боль или просто снять стресс. Люди привыкли, что алкоголь стал частью их жизни, и не отдают себе отчет в его пагубном влиянии на личность и на общество в целом. По статистике, 70% преступлений совершаются в состоянии алкогольного опьянения, и более чем в 20% смертельных ДТП виноваты нетрезвые водители.
• Наркомания. Зависимость от психотропного вещества, которая истощает организм и приводит к его деградации. К сожалению, несмотря на официальный запрет наркотических средств, каждый десятый подросток пробовал один или несколько видов наркотиков.
• Суицид. Самоубийство - это намеренное желание лишить себя жизни из-за проблем, которые кажутся неразрешимыми. По данным мировой статистики, суицид наиболее характерен для высокоразвитых стран, где присутствует высокая конкурентность как в бизнес-сфере, так и на личностном фронте. Возрастная группа, наиболее подверженная риску, это подростки от 14 до 18 лет и люди пенсионного возраста.
Правила и нормы поведения регулируются утвержденными законами государства и негласными правилами общества.
Санкции за девиантное поведение варьируются в зависимости от степени тяжести нарушения.
К примеру, убийство или грабеж попадают под статью нарушения криминального кодекса, следовательно, караются лишением свободы. Провокация или драка являются административными нарушениями. В качестве ответственности за проступок нарушителю будет предложено уплатить штраф или выполнить гражданские работы. Нарушения, связанные с привычками (не помыл за собой посуду, не подстриг ногти, опоздал на важную встречу, соврал), будут вызывать неодобрение общества и дальнейшее игнорирование или презрение.
Врожденные формы поведения
К врожденным формам поведения животных и человека относятся безусловные рефлексы, инстинкты, биологические мотивации и эмоции.
Физиологические свойства безусловных рефлексов. Безусловные рефлексы возникают в ответ на непосредственное раздражение определенного рецептивного поля и не требуют специальных условий. Стимулы, которые обуславливают специфическую рефлекторную реакцию, называют безусловными раздражителями. Они могут быть различными и происходят извне или внутренней среды организма. Безусловные рефлексы осуществляются по принципу стимул - ответная реакция - обратная афферентация (о результате действия).
Безусловные рефлексы формируются и реализуются по жесткой генетической программе. Большинство из них проявляется сразу после появления существа на свет (например, клювальний рефлекс у птиц, сосательный - у млекопитающих и др.). Некоторые же безусловные рефлексы (например, половые) формируются после рождения мере морфофункционального созревания нервной, эндокринной и других систем.
Дуги безусловных рефлексов замыкаются на различных уровнях ЦНС. Центральная часть дуги безусловного рефлекса имеет многоуровневую структуру, т.е. состоит из нескольких ветвей, которые проходят через различные уровни ЦНС - спинной мозг, продолговатый мозг, стволовые центры. Самая высокая часть дуги проходит через кору большого мозга и является корковым представительством определенного безусловного рефлекса.
Безусловные рефлексы носят видовой характер, т.е. они специфичны для представителей того или иного вида. Вследствие этого их еще называют видовыми рефлексами. Безусловные рефлексы очень устойчивы, они хранятся не только в течение жизни данного животного, но и на протяжении существования вида, к которому принадлежит это животное. С помощью безусловных рефлексов осуществляется относительно постоянную связь организма со средой. Часто сила соответствующей реакции на определенный раздражитель бывает одинаковой. Безусловные рефлексы имеют специфические рецептивные поля и могут вызываться в случае воздействия на них адекватных раздражителей (например, безусловно-рефлекторное слюноотделение в естественных условиях наблюдается только при действии раздражителей на слизистую оболочку полости рта и языка, которые являются специфическим рецептивным полем для слюноотделительного рефлекса).
Классификация безусловных рефлексов. Предложено несколько классификаций безусловных рефлексов в зависимости от характера раздражений, предопределяют и биологической роли, уровня-управления ЦНС и т.д.. Так, безусловные рефлексы делят на двигательные (локомоторные, статические, статокинетического др.), вегетативные, или висцеральные (пищевые, половые, дыхательные, сосудистые и др.), ориентировочные (рефлексы по типу «что такое?"), Защитные и др.