Идеологический плюрализм - это переход к признанию и закреплению в Конституции многообразия всех видов идеологических учений, если они не проповедуют насилие и рознь.
Важным принципом демократического государства является идеологический и политический плюрализм. Рассмотрим, во-первых, идеологический плюрализм.
Идеология является сложным духовным образованием. Она включает в себя определенную теоретическую основу, которая представляет собой систему правовых, философских, политических, религиозных взглядов на социальную действительность, общество и отношения между людьми.
"В РФ признается идеологическое многообразие", - гласит К. РФ в ч.1 ст.13.
Плюрализм в сфере идеологии означает право каждого человека, группы людей, их объединений свободно развивать свои воззрения и научные теории идеологического характера; распространять и защищать их с помощью всех существующих технических средств; активно работать также над практическим осуществлением своих идей путем разработки программных документов, законопроектов, представления их на рассмотрение общественных и государственных органов, участия в поддержке и реализации уже принятых этими органами предложений и т.д.
Первая часть данной статьи связана с рядом других конституционных предписаний. Это ст.14; ст.28, устанавливающая свободу совести, свободу вероисповедания; ст.29, предоставляющая каждому свободу мысли и слова, поиска, получения, производства и распространения информации, гарантирующая свободу массовой информации; ст.44, гарантирующая каждому свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества.
Также К. РФ провозглашает, что "никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной" (ч.2 34 ст.13).
Данное правило относится к любым идеологиям (либерализм, социал-демократизм, религиозно-демократические и религиозно-социальные, национально-демократические доктрины, марксизм-ленинизм и др.).
Кудрявцев В.И. отмечает, что "при этом необходимым элементом любой идеологии, конституционно признаваемой в России, является лояльное отношение (не обязательно поддержка) к действующей Конституции и подчинение ее требованиям. Это не мешает использовать предусмотренную ею возможность законного, ненасильственного изменения конституционного строя России (ст.134-137 К. РФ).
Убеждения, взгляды граждан свободны, и никто не должен быть подвергнут каким бы то ни было преследованиям, ограничениям прав за свои убеждения, каковы бы они ни были. Наказуемы могут быть только действия, прямо запрещенные законом.
В целесообразности и справедливости недопущения господства одной идеологии в государстве убеждает опыт всех стран, где такое господство имело место. Оно было связано с подавлением интересов больших социальных групп, прав и свобод личности, теоретически беспомощно и резко снижало эффективность всей общественной и гос. системы, в рамках которой это происходило.
В ч.2 ст.14 указано, что "религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом".
Отделение религиозных объединений от государства имеет большое юридическое значение. Прежде всего, это взаимное невмешательство в дела друг друга со стороны религиозных объединений, с одной стороны, и государства, его органов и должностных лиц, с другой. Государство нейтрально в сфере свободы религиозных верований и убеждений. Оно не вмешивается в осуществление гражданами их свободы совести и вероисповедания, в законную деятельность церкви и иных религиозных объединений, не возлагает на них выполнение каких бы то ни было своих функций. Религиозные объединения не вмешиваются в гос. дела, не участвуют в деятельности политических партий, в выборах органов государства и т.д. Так, в ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" устанавливается, что запрещено создание религиозных объединений в органах гос. власти, других гос. органах, гос. учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, гос. и муниципальных организациях (п.3 ст.6).
Но определенные формы взаимодействия между ними существуют.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Государство охраняет индивидуальные и коллективные права и свободы верующих, законную деятельность их объединений. Последние имеют право участвовать в культурной и социальной жизни общества. Ст.11 данного ФЗ регламентирует порядок гос. регистрации религиозных организаций.
Таким образом, установление в К. РФ принципа идеологического плюрализма является одним из важных демократических достижений народа России.
Во-вторых, в демократическом государстве имеет место политический плюрализм.
"Плюрализм … является одной из качественных характеристик демократии, - утверждает Парникель Ю.Л. . - Он предикат, раскрывающий состояние объективных общественных отношений".
Предварительным условием признания данного принципа в нашем обществе стала ликвидация монополии КПСС на политическую власть. Ликвидация этой монополии открыла дорогу не только к признанию принципа политического плюрализма, но и к его реализации путем постепенного создания в РФ многопартийной системы.
К. РФ провозглашает, что в РФ признаются политическое многообразие, многопартийность (ч.3 ст.13). Общественные объединения равны перед законом (ч.4 ст.13). Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч.5 ст.13).
Политический плюрализм в любых его вариантах возможен при условии поведения людей, основанного на единой правовой базе. По словам Парникеля Ю.Л., эта база сходным образом должна детерминировать поведение как отдельных граждан, так и различных политических партий и общественных объединений.
Итак, общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение в политической партии и особенностями создания, деятельности и реорганизации и ликвидации политических партий, а также отношения, связанные с деятельностью общественных объединений, регулируются ФЗ "О политических партиях" и ФЗ "Об общественных объединениях".
Согласно ФЗ "Об общественных объединениях", общественное объединение - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст.5).
В данном ФЗ устанавливаются принципы создания и деятельности общественных объединений (ст.15), порядок ликвидации и реорганизации (гл.2), порядок гос. регистрации (ст.21), права и обязанности общественных объединений (гл.3), определяется собственность общественного объединения (гл.4).
В соответствии с данным ФЗ одной из организационно-правовых форм общественного объединения является политическая партия.
Согласно ФЗ "О политических партиях", политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах гос. власти и органах местного самоуправления (п.1 ст.3).
Деятельность политических партий основывается на принципах равноправия, добровольности, гласности, законности и самоуправления (п.1 ст.8). Также ФЗ предусмотрены ограничения на создание и деятельность политических партий (ст.9).
Политическая партия подлежит гос. регистрации в соответствии в ФЗ "О гос. регистрации юридических лиц" (п.1 ст.15).
Политическая партия должна иметь устав политической партии (ст.21) и программу политической партии (ст.22).
Высшим руководящим органом политической партии является съезд политической партии (п.1 ст.24).
В данном ФЗ установлены права и обязанности политических партий (гл.5), а также порядок приостановления деятельности и ликвидации политических партий (гл.9).
Ученый Парникель Ю.Л. в своей монографии установил, что "основной целью партии является борьба за власть. С целью приобретения сторонников происходит "вовлечение граждан в активную политическую деятельность. Партия предоставляет своим сторонникам возможность встречаться, проводить обсуждения, участвовать в политических акциях и кампаниях, в целом учиться политике… Партии выполняют объединительную, общенациональную миссию путем обращения к людям разных рас, возрастов, наций, конфессий, социальных групп и классов, в известной мере сглаживая социальные конфликты и напряженности.
Конституционные положения о политических партиях в К. РФ более кратки, нежели в новых конституциях ряда других демократических стран. В них, например, в ст.21 Основного Закона ФРГ, содержатся более подробные предписания: Партии содействуют формированию политической воли народа. Они могут свободно образовываться. Их внутренняя организация должна соответствовать демократическим принципам. Они должны представлять публичный отчет об источниках и расходовании своих средств, а также о своем имуществе. Партии, которые по своим целям или действиями своих сторонников стремятся причинить ущерб основам свободного демократического строя или устранить его либо поставить под угрозу существование Федеративной Республики Германии, антиконституционны. Вопрос об антиконституционности решает Федеральный конституционный суд.
Подробности регулируются федеральными законами".
Политический плюрализм несовместим с идеологическим единообразием. Он может реализовываться лишь в условиях идеологического многообразия. Поэтому при политическом плюрализме практически невозможно существование общегосударственной и общеобязательной идеологии.
Плюрализм призван наполнить свободу личности, общественную и гос. жизнь в целом богатством содержания и выбора, стимулировать политическое и социальное творчество, предприимчивость и соревновательность граждан и их объединений и тем самым способствовать развитию общества и государства.
Парникель Ю.Л. утверждает, что плюрализм в политике очень необходим. При этом он полагает, что "не подкрепленная в экономической сфере любая успешная политическая деятельность субъекта управления обществом не в состоянии обеспечить долговременную социальную стабильность. Более чем десятилетний путь развития России в конце 19 столетия доказал это вполне определенно".
Дзодзиев В. считает также, что "подлинная демократизация России требует глубокого качественного обновления политической элиты". Вот тогда, возможно, и создастся благоприятная обстановка для нормального функционирования политической системы в целом.