С 01.01.2019 вступает в силу очередная новелла в миграционном законодательстве - новое положение ст. 16 закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» № 115-ФЗ (далее — закон № 115-ФЗ) расширяет перечень обязанностей приглашающей стороны по отношению к приглашенному ею в РФ иностранному гражданину / лицу без гражданства.
Так, в соответствии со ст. 1 закона «О внесении изменений...» № 216-ФЗ новая редакция ст. 16 закона № 115-ФЗ будет содержать п. 6, согласно которому приглашающая сторона обязана будет принимать меры по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным лицом / лицом без гражданства порядка пребывания (и проживания) в РФ в части соответствия заявленных целей въезда в Россию и фактически исполняемой таким гражданином деятельности. Еще на приглашающую сторону будет возложена обязанность контролировать соблюдение приглашенным ею физлицом сроков выезда из РФ.
Как видно, говорить о новом законе о миграции пока не приходится, упомянутые новшества дополняют существующие нормы миграционного законодательства.
Дополняет это новое положение закона № 115-ФЗ и свежая норма Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), вступившая в силу 16.01.2019. Так, ч. 2 ст. 18.9 КоАП РФ теперь регламентирует, какую ответственность может понести принимающая сторона, если не примет необходимых мер по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным лицом / лицом без гражданства цели въезда или сроков выезда из РФ.
Такая ответственность выражается в форме штрафов в следующих размерах (ст. 1 закона «О внесении изменений...» № 215-ФЗ):
• для физлиц — от 2 тыс. до 4 тыс. руб.;
• должностных лиц — от 45 тыс. до 50 тыс. руб.;
• юрлиц — от 400 тыс. до 500 тыс. руб.
Сразу отметим, что в ближайшее время какого-либо нового закона о миграционном учете иностранных граждан не ожидается.
Однако была принята новая Концепция миграционной политики на 2019–2025 годы (см. Указ Президента РФ № 622). Предшествующий вариант этой концепции был признан не отвечающим сложившимся реалиям в политической, экономической и иных сферах и поэтому был актуализирован.
На данный момент неизвестно, будут ли приняты приведенные ниже поправки в существующие положения закона, регламентирующие вопросы миграции, но, так или иначе, предлагается:
• Предоставить Президенту РФ полномочия определять в гуманитарных целях категории иностранных граждан, имеющих право на приобретение гражданства РФ в упрощенном порядке (законопроект № 527255-7). При этом под гуманитарными целями подразумевается прием в гражданство лиц из стран со сложной общественно-политической и экономической обстановкой, где происходят вооруженные конфликты и/или смена политического режима.
• Упростить прием в гражданство РФ для участников государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом (тот же законопроект).
• Освободить граждан Украины от оформления письменного отказа от имеющегося у них украинского гражданства для получения гражданства РФ (законопроект № 507208-7).
Таким образом, новый закон о получении гражданства РФ (а точнее, закон в новой редакции) будет предусматривать упрощенный порядок получения гражданства РФ для новых групп иностранных граждан (разумеется, если соответствующие поправки будут приняты).
Такое условное название получило решение МВД РФ, выработанное на основе достигнутых договоренностей Президентов России и Республики Молдовы.
Суть данного решения сводится к тому, что граждане Республики Молдовы, находящиеся на российской территории с нарушением сроков пребывания, в период с 24.01.2019 по 24.02.2019 смогут выехать в свою страну без последствий, т. е. без привлечения их к административной ответственности за нарушение сроков пребывания на территории РФ и без принятия в отношении таких лиц решения о запрете въезда в Россию.
Кроме того, в отношении данных лиц, которые совершат выезд на территорию Молдовы из России в обозначенные выше сроки, начиная с 25.02.2019 начнется работа компетентных органов по пересмотру или смягчению уже вынесенных решений о запрете на последующий въезд в РФ.
Соответствующее сообщение было опубликовано на официальном сайте МВД РФ. В настоящий момент разрабатываются меры по реализации данной программы в 2019 году.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Изменения в миграционном законодательстве в 2019 году коснулись в том числе оснований для упрощенного порядка получения российского гражданства.
Напоминаем, что иностранцы могут получить гражданство в упрощенном порядке, если они соответствуют условиям, указанным в статье 14 закона «О гражданстве…» № 62-ФЗ (далее — Закон о гражданстве), например состоят в браке с российским гражданином более 3 лет. Упрощение процесса заключается в его ускорении (мигранту нет необходимости жить в России после получения вида на жительство 5 лет). В зависимости от основания для приобретения российского подданства возможны и дополнительные льготы, упрощающие и ускоряющие процесс.
Правительство РФ внесло в Государственную думу законопроект № 527255-7. Он прошел все стадии обсуждения, принят в последнем — третьем — чтении и сегодня существует в виде закона «О внесении изменений…» № 544-ФЗ, который вступает в силу 29 марта 2019 года.
Этот закон вводит в статью 14 Закона о гражданстве часть 8, а также обновленную часть 1 статьи 29.
Основное нововведение заключается в том, что Президент России получил право определять, какие категории мигрантов могут стать гражданами России без необходимости:
1. Жить в России в течение 5 лет после получения ВНЖ.
2. Подтверждать наличие средств к существованию.
3. Подтверждать владение русским языком.
4. Отказываться от гражданства иностранного государства.
На момент написания статьи ни одного указа Президента России, которые бы вводили новые упрощенные основания для получения российского гражданства, не принято. Это неудивительно, поскольку ФЗ № 544 вступает в силу только в марте 2019 года.
В пояснительной записке к законопроекту № 527255-7 указано, что нововведение призвано принять в гражданство России соотечественников, которые проживают в странах со сложной обстановкой, где происходят вооруженные конфликты и меняется политический режим. Предполагается, что речь идет о гражданах ДНР и ЛНР. Соответственно, уже в 2019 году можно ожидать указов Президента России, которые наделят мигрантов из этих стран правом получить российское гражданство в упрощенном порядке по новым основаниям.
Один из самых простых способов стать гражданином России — участвовать в Государственной программе переселения соотечественников. Раньше в ней могли принять участие только те иностранцы и члены их семей, которые получили разрешение на временное проживание или вид на жительство и зарегистрированы в определенном ими регионе России по месту жительства (часть 7 статьи 14 Закона о гражданстве).
ФЗ № 544 изменил часть 7 статьи 14 Закона о гражданстве. С 29 марта 2019 года иностранцы и члены их семей не обязаны регистрироваться по месту жительства, чтобы участвовать в Госпрограмме переселения соотечественников. Теперь достаточно получить РВП или ВНЖ и зарегистрироваться по месту пребывания.
В пояснительной записке № 527255-7 Правительство России рассказало о причинах, побудивших внести законопроект в Госдуму. Дело в том, что раньше приезжие иностранцы (как правило, украинцы) не имели возможности зарегистрироваться по месту жительства, потому что люди, у которых они проживали, не давали согласия на это. В результате появился рынок услуг по фиктивной регистрации. Такие факты выявлялись органами полиции, и многим иностранцам отказывали в приеме в гражданство России. Теперь проблема решена.
Любые иностранцы, которые временно прибывают в Россию без визы, имеют право находиться в стране 90 суток с момента каждого въезда (но въезжать можно не чаще одного раза в 180 суток). Это правило закреплено в пункте 1 статьи 5 закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» о № 115-ФЗ. Однако Правительство РФ может увеличивать этот срок до 180 суток.
Принято правительственное постановление «Об увеличении срока…» № 1744. Теперь граждане Украины, ДНР и ЛНР могут находиться в России не 90, а 180 суток с момента каждого въезда.
Соответственно, любой гражданин Украины, ДНР или ЛНР может въехать в Россию, прожить в стране до 180 дней, выехать из нее и сразу вернуться. Срок временного пребывания начнет течь заново.
Иных изменений в миграционное законодательство не вносилось, а новый закон о миграции не принимался — это лишь слухи.
На сайте МВД России опубликована информация, которая обрадовала многих граждан Молдовы.
Иностранцы из этой страны, нарушившие срок временного пребывания в Российской Федерации, могут выехать до 24 февраля 2019 года. При этом они не будут привлекаться к ответственности по статье 18.8 КоАП РФ, соответственно, в отношении них не будут применяться правила о невозможности въезда в Россию в течение 5 лет с момента административного выдворения.
Для тех, кто выедет до 24 февраля 2019 года, МВД будет проводить работу по отмене решений о неразрешении въезда в Россию, если таковые принимались. Эти меры в народе прозвали миграционной амнистией.
Таким образом, в 2019 году миграционное законодательство подверглось серьезным изменениям. Основное из них заключается в том, что с 29 марта 2019 года Президент России наделяется правом определять дополнительные основания для получения иностранцами гражданства РФ в упрощенном порядке. Поэтому мы с нетерпением ждем президентских указов в этой сфере. Новый закон о миграционном учете иностранных граждан не принят и в ближайшее время к принятию не планируется.
Миграция из России в 2019 году
Желание эмигрировать из России в 2019 году, судя по статистическим данным, только усиливается. Причем география перемещений у граждан очень разнообразная. Это и неудивительно, ведь сегодня существует несколько сотен суверенных государств, переехать на постоянное место жительства в которые можно при выполнении определенных условий.
Примечательно, что доля приехавших иностранцев в Россию перекрывает количество эмигрантов.
Бытует мнение, что чаще всего россияне уезжают в развитые страны вроде США, Канады, Франции. Однако доля эмиграции в эти государства очень невелика. Это объясняется сразу несколькими факторами: сложностью оформления переезда, высокими требованиями к уровню образования и наличию других навыков (особенно если человек уезжает по трудовой визе). Поэтому чаще всего россияне уезжают в страны СНГ.
Все чаще люди задаются вопросом, как уехать из России без денег навсегда. В поисках лучшей жизни они готовы бросить все здесь и сейчас, начать новую жизнь с нуля в другой стране. Именно перед такими гражданами вопрос переезда стоит наиболее остро.
Это связано сразу с рядом причин:
1. Низкий уровень жизни. Это и низкие заработные платы, и отсутствие каких-либо перспектив. Многие россияне только-только зарабатывают, чтобы обеспечить себя и свою семью необходимым минимумом, не говоря уже об отдыхе в курортных городах, красивых вещах и дорогих гаджетах.
2. Проблемы безопасности. Ежегодно Правительство РФ выделяет огромные средства на содержание военного комплекса, обслуживание полиции и ФСБ, вот только для граждан это абсолютно не гарантирует защиту.
3. Плохое здравоохранение. Низкое качество предоставляемых услуг, необходимость получения дополнительных и основных услуг в платных клиниках.
4. Дорогое образование. Причем сегодня получить специальность в таких развитых странах как Польша, Германия и Чехия зачастую оказывается дешевле, чем в престижных вузах страны.
5. Политическая составляющая. Сюда можно отнести и напряженные отношения с США, европейскими странами, и очень высокий уровень коррупции внутри страны. Последние изменения в законодательстве также негативно сказываются на качестве жизни россиян (увеличение налогов и сборов, пенсионная реформа и многое другое).
Неудивительно, что такая обстановка наталкивает россиян все чаще на мысли о переезде на постоянное место жительства в другую страну.
Выбирая страну для переезда, россияне, в первую очередь, ориентируются на то, где им будет хорошо жить. Универсального рейтинга лучших стран не существует, ведь тут все субъективно: один хочет жить в теплом климате, другому важны карьерные перспективы, а третий и вовсе не прочь жить в уединенном месте посреди красивого леса, наслаждаясь экологией и видами.
Чаще всего люди все-таки оценивают следующие факторы:
• экономическая ситуация;
• качество образования;
• уровень преступности;
• политическая обстановка;
• экология;
• социальная поддержка.
Но неизменно рейтинговые агентства во главу ставят уровень жизни населения.
Так, по мнению агентства Legatum Prosperity Index, лучшие страны для эмиграции из России в 2019 году следующие:
1. Норвегия. Это несомненный лидер по уровню качества жизни людей. Для граждан здесь предусмотрены медицина и образование абсолютно бесплатно. Население также имеет возможность поучаствовать в различных социальных программах. Нахождение Норвегии в составе Евросоюза и Шенгенской зоны позволяет мигранту не только путешествовать по большинству европейских стран, но и жить там, работать. Россияне в Норвегию уезжают нечасто, в большинстве своем из-за очень сложной процедуры оформления. Некоторых также отпугивает достаточно суровый климат.
2. Швейцария. Она по праву считается финансовым центром всего мира. Стабильная экономика, отличные условия для работы и проживания, высочайший уровень безопасности – все это делает Швейцарию одной из самых привлекательных стран для эмиграции. Вот только переехать туда жить очень сложно. Сегодня именно это государство считается самым закрытым для мигрантов. Если у человека нет больших накоплений для открытия собственного бизнеса на территории Швейцарии, то попытать счастье могут разве что люди востребованных профессий с высоким уровнем образования.
3. Канада. Во всем мире особенно ценится канадское образование. Мигранты отмечают и отсутствие негативного настроя к ним со стороны местных граждан. Сюда чаще всего переезжают бизнесмены – развитая экономика и наличие программ для предпринимателей позволяют выйти на достойный уровень дохода при правильном подходе. В Канаду проще всего мигрировать людям с высшим образованием и востребованной специальностью. Власти страны сами привлекают квалифицированных людей, предлагая им различные трудовые программы.
4. Швеция. Эта страна тоже отличается высокой экономической стабильностью. Спокойная политическая и социальная обстановка – весомые причины для переезда. Вот только уехать в Швецию на долгий срок тяжело из-за сложностей оформления документов.
5. Новая Зеландия. Эту страну выбирают ценители красоты – завораживающие пейзажи, разнообразие флоры и фауны вдобавок к приятному климату. На уровне в этой стране остается и здравоохранение, образование. Но перебраться сюда можно только по предоставленной квоте и лишь при условии наличия востребованной профессии – неквалифицированным рабочим попасть в Новую Зеландию практически невозможно.
Решаясь на переезд в другую страну на ПМЖ, человек должен понимать, что в любом случае ему предстоит нелегкая процедура.
Разделить ее можно на несколько важных этапов:
1. Оформление визы. Если в стране действует безвизовый режим – не требуется. Для получения требуется большой пакет документов (включая информацию о наличии супруга и детей, сведения об имеющемся доходе и сбережениях). Цели поездки бывают разные, поэтому и основания для въезда в другую страну могут быть разные. Например, в случае приглашения на работу доказательством может стать трудовой договор, при поступлении на учебу – справка из учебного заведения.
2. Получение ВНЖ. Чаще всего оформляется через некоторое время после пребывания в чужой стране. Здесь потребуется такой же внушительный пакет документов, что и при оформлении визы. Положительным фактором в принятии решения будет наличие собственной недвижимости в стране пребывания, постоянной работы или вступление в брак с гражданином этого государства.
3. Получение гражданства. Тут может быть два пути. Первый – человек получает его по праву рождения. Тут все зависит от конкретных обстоятельств. Если подобного права нет, то остается лишь второй вариант – получение гражданства путем натурализации. Такой формат доступен лишь в результате длительного пребывания в чужой стране. Обязательными условиями является отличное знание государственного языка, культурных традиций. Отдельными государствами устанавливаются и другие требования.
При поиске подходящей страны для эмиграции человек должен оценивать индивидуальные факторы, включая:
• знание языка;
• уровень образования и квалификации, опыт работы;
• здоровье и переносимость разного климата.
Очень важно брать во внимание и цель будущей эмиграции. По их разновидностям принято разделять следующие формы:
Отдельно можно отметить репатриацию. Если у человека есть иностранные корни, то он может рассматривать вариант эмиграции по национальному признаку в очень ограниченное число стран (если присутствуют корни разных наций). При этом проще всего по такой причине переехать в Израиль и Германию, так как эти два государства разработали спецпрограммы для переселения соотечественников.
Именно для устройства на хорошую и высокооплачиваемую работу уезжает большинство россиян.
Развитые страны принимать готовы не всех, а лишь тех, кто:
• имеет высокий уровень образования и опыт работы;
• получил востребованную в конкретной стране специальность.
Трудовая эмиграция – отличный вариант для врачей, инженеров, химиков и экологов, логистов, специалистов в сфере IT-технологий.
Выбирать конкретную страну нужно, исходя из индивидуальных обстоятельств.
Наличие капитала и желание открыть собственный бизнес делают наиболее привлекательными для эмиграции следующие страны:
1. США. Потребуется внушительный капитал – от 30 миллионов рублей. Также важно, чтобы бизнесмен предоставил хотя бы 10 рабочих мест другим людям.
2. Италия. Здесь необходимо инвестировать от 9 миллионов рублей. Есть и другой вариант обеспечить себе законное проживание в этом государстве – купить недвижимость. Это позволит получить национальную визу, вот только работать по ней здесь не удастся.
3. Чехия. Большое количество налоговых льгот и выгодные ставки по кредитам позволяют начать свой бизнес здесь с наибольшими шансами на успех.
Вливание средств в экономику как вариант эмиграции стоит рассматривать только в случае наличия достаточного стартового капитала.
Поменять постоянное место жительства в связи с вступлением в брак с иностранцем может каждый. Причем такая возможность предоставляется всеми принимающими государствами.
Но проще всего оформить гражданство таким образом в следующих странах:
• Бразилия, Ирландия, Испания (вместо нескольких лет проживания на территории страны для получения гражданства в обычных условиях, при вступлении в брак достаточно 1 года);
• Португалия (иногда можно получить гражданство сразу, но знание португальского языка обязательно).
Если переезд связан с необходимостью получения достойного образования, то наиболее привлекательными странами являются Германия, Австралия и Польша. Однако кроме уровня обучения нужно оценивать и его стоимость, особенности получения гражданства, наличие прав и свобод у иностранца, пребывающего для обучения в стране.
Сегодня американцы проводят лотерею Green Card, позволяющую переехать жить в США, просто вытянув счастливый билет. Требования к кандидатам практически отсутствуют (наличие среднего образования), поэтому таким способом попытать счастье может каждый.
Трудовая миграция в 2019 году
Миграция рабочей силы сегодня является довольно распространенным мировым явлением. В разные годы ученые искали подход к выведению единой дефиниции понятия «трудовой миграции». Однако до сих пор нельзя однозначно найти ответ на данный вопрос.
Под миграцией понимается мобильность, перемещение человека в пространстве. Под миграцией рабочей силы в общих чертах понимается процесс перемещения трудовых ресурсов с целью трудоустройства на более выгодных условиях, определяющихся соотношением спроса и предложения на рынке труда, чем в стране происхождения или регионе постоянного проживания мигранта.
Конвенция ООН «О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей», Европейская конвенция N 93 «О правовом статусе трудящихся-мигрантов», Рекомендация Международной организации труда (МОТ) N 86 «О трудящихся-мигрантах» затрагивают трудовые права человека. Однако в данных нормативно-правовых актах не дано напрямую определение трудовой миграции, однако, в каждом из них закреплено понятие «трудового мигранта».
Согласно вышеуказанным документам целью Международной организации труда (далее по тексту — «МОТ») является защита интересов трудящихся, работающих в иных странах, чем их собственная страна. Учитывая огромный опыт данной международной организации и специфики ее деятельности, она позволила себе вывести свою терминологию и дала определение «трудящегося-мигранта» как лица, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является. В другой своей Рекомендации МОТ закрепила дефиницию «трудящегося-мигранта» как лица, которое с целью найма на работу мигрирует из одной страны в другую иначе, чем за свой собственный счет. Данный термин применяется ко всякому лицу, законно допущенному в качестве трудящегося-мигранта.
Стоит заметить, что цель выезда за пределы страны проживания у трудового мигранта может возникнуть позднее, чем сама цель переезда в другую страну. Поэтому нельзя относить ее к основным признакам, характеризующим понятие трудовой миграции. К сожалению, под данные определения так же не попадают некоторые важные категории трудовых мигрантов, такие как приграничные работники, трудовые мигранты внутри страны, нелегальные трудовые мигранты. Таким образом, данное определение нельзя считать достаточными для определения понятия трудовой миграции.
Совет Европы так же закрепил термин «трудящийся мигрант», который означает гражданина Договаривающейся Стороны, которому другой Договаривающейся Стороной разрешено проживать на ее территории для выполнения оплачиваемой работы.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что трудовая миграция образуется на стыке отношений между субъектом (трудовым-мигрантом), который осуществляет трудовую деятельность на территории страны, гражданином которой он не является, и работодателем (нанимателем), являющимся представителем второй стороны возникших отношений.
Анализ научных подходов к определению понятия трудовой миграции дает основание сделать вывод, что в одно и то же определение ученые привносят различный смысл. Для формулирования наиболее точного определения, необходимо обратиться детально к основным позициям ученых в данной сфере и выделить основные признаки данного явления.
По мнению И. С. Масловой трудовая миграция населения является объективным процессом перемещения кадров, который неразрывно связан с развитием производительных сил и производственных отношений. На сегодняшний день трудовая миграция как явление проявляется в мировом масштабе и существует не только в зависимости от развития экономическо-производственных отношений, но и за счет других факторов. К таковым следует отнести различия в зарплате, установление или отмена определенных льгот, кадровая и национальная политика, распределение капитальных вложений.
Как отмечает В. И. Переведенцев, трудовая миграция населения представляет собой «одно из условий нормального функционирования общества, с помощью которого может быть достигнуто оптимальное размещение трудовых ресурсов на территории страны, которое способствует выравниванию уровней экономического развития регионов, преодолению социально-экономических и культурно-бытовых различий между городами, селом».
Трудовая миграция, по мнению С. В. Рязанцева — это временные перемещения населения с целью работы в другом регионе или стране с периодическим возвращением к обычному или постоянному месту жительства независимо от способа и легитимности пресечения границы и трудоустройства, времени и периодичности работы, то есть без окончательного переселения в регион или страну трудоустройства.
С. Д. Степаков сформулировал определение трудовой миграции как выезд гражданина с территории одного государства на территорию другого государства, гражданином которого он (она) не является, с целью осуществления трудовой деятельности. Автор, рассматривая трудовую миграцию, выделяет только выезд гражданина с территории одного государства на территорию другого государства, но не указывает на возможность въезда иностранной рабочей силы.
И. И. Тюнина предлагает типологию трудовой миграции в зависимости от пересечения трудящимися-мигрантами границ государства:
- внутренняя трудовая миграция — добровольное перемещение на законном основании людей в пределах территории РФ с целью осуществления ими оплачиваемой трудовой деятельности;
- внешняя трудовая миграция — добровольное перемещение на законном основании людей, постоянно проживающих на территории РФ, за границу, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих вне пределов РФ, на ее территорию с целью осуществления ими оплачиваемой трудовой деятельности.
Е. Равенштейн определил миграцию как «постоянное или временное изменение «места жительства человека» и сформулировал 11 законов миграции:
- больше всего миграций осуществляется на короткие расстояния;
- миграция происходит постепенно, шаг за шагом;
- миграции на большие расстояния направляются в основном в крупные торговые и промышленные центры;
- каждому миграционному потоку соответствует контрпоток;
- городские жители менее подвижны в миграционном плане, чем население сельских районов;
- во внутренних миграциях более активны женщины, а в международной миграции более активны мужчины;
- большинство мигрантов это — взрослое население, семьи редко мигрируют за пределы своей страны;
- рост крупных городов в большей степени обусловлен миграцией населения, нежели естественным приростом;
- масштабы миграции возрастают с развитием промышленности, торговли и транспорта;
- большинство мигрантов из сельской местности направляются в крупные торговые и промышленные центры;
- экономические причины миграции являются определяющими.
В концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года используется понятие трудовой миграции — это временная миграция с целью трудоустройства и выполнения работ (оказания услуг).
На основе анализа правовых норм и научных взглядов можно выделить следующие признаки понятия трудовой миграции:
1) факт перемещения трудового мигранта из одного места в другое (как внутри страны (внутренняя трудовая миграция), так и вне страны проживания (внешняя трудовая миграция);
2) наличие определенного порядка регистрации прибывшего трудового мигранта, установленного принимающим мигранта государством;
3) установлены определенные сроки пребывания на территории страны, где трудится мигрант, а, следовательно, трудовой мигрант не перемещается окончательно на постоянное место жительства;
4) существуют причины, цели по которым трудовой мигрант определил новое место рабочей деятельности ;
5) между трудовым мигрантом (работником) и работодателем (нанимателем) формируются законно оформленные отношения.
Исходя из изложенного, можно сформулировать понятие трудовой миграции — это общественный процесс, при котором субъект трудовой миграции перемещается по определенным причинам через границу внутри или вне постоянного места пребывания, заключив трудовой (гражданско-правовой) договор с нанимателем, для достижения собственных целей, в рамках процедур и на определенные сроки, установленные в принимающем государстве.
Данное определение не включает категорию нелегальной трудовой миграции трудовых миграции.
Как видно из сказанного, трудовая миграция многообразна.
В целях ее изучения представляется, на наш взгляд, целесообразным классифицировать трудовую миграцию по различным основаниям:
1) по виду границ, пересекаемых мигрантом, выделяют внутреннюю миграцию (перемещения в пределах одной страны между административными районами и населенными пунктами) и внешнюю миграцию (при которой пересекаются государственные границы, а ее, в свою очередь, подразделяют на две основные разновидности — межконтинентальную и внутриконтинентальную);
2) по времени пребывания субъекта на новом месте жительства или приложения труда — постоянная (безвозвратная) и временная (возвратная), которая делится на краткосрочную (до трех месяцев) и долгосрочную (от 3 месяцев до 1 года). Краткосрочная делится на регулярную и нерегулярную. К регулярной относятся — маятниковые мигранты, приграничные мигранты, вахтовые мигранты. К нерегулярным мигрантам — сезонные мигранты, челночные мигранты;
3) в зависимости от воли субъекта различают добровольную и вынужденную миграцию;
4) трудовая миграция или миграция рабочей силы может быть вызвана рядом причин, такими как социокультурные, жилищно-бытовые, экологические, природно-климатические и др.;
5) по признаку законности и легитимности — легальная и нелегальная трудовая миграция (к примеру, нелегально пересечь границу, приехать легально, но не зарегистрироваться или просрочить визу, приехать на учебу, а заниматься работой);
6) в зависимости от степени государственного регулирования — регулируемая и нерегулируемая. В регулируемой трудовой миграции большая степень участия государства в различных формах ее поддержки и стимулирования;
7) на основе структурных признаков — возраста, пола, этнической принадлежности, семейного положения, образования, квалификации, времени переезда, места рождения, гражданства;
8) по уровню квалификации трудовая миграция квалифицированной рабочей силы и миграция неквалифицированной рабочей силы;
9) по экономической целесообразности трудовая миграция может быть выгодной для региона, откуда выехал работник, или для самого субъекта трудовой миграции. Однако можно выделить преимущества и для стран, которые принимают трудовых мигрантов и которые покидают такие субъекты.
Для стран, из которых выезжают трудовые мигранты характерны следующие положительные факторы:
- частично снижается безработица в стране;
- после работы за границей в страну возвращаются более квалифицированные работники, которые набирают опыт работы и применяют его по возвращении на прежнее место жительства;
- страны могут получают денежные, в том числе валютные, переводы от своих граждан, работающих за рубежом.
К недостаткам относятся:
- отток части трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте;
- потеря части понесенных затрат на общеобразовательную и профессиональную подготовку трудовых мигрантов.
Принимающие трудовых мигрантов страны получают следующие преимущества:
- экономия на зарплате (иностранные рабочие оплачиваются ниже уровня зарплаты национальных кадров);
- экономия на затратах на образование и профессиональную подготовку квалифицированных работников-трудовых мигрантов;
- иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации социальных программ. К отрицательным моментам, связанным с импортом рабочей силы, можно отнести: появление дискриминации по отношению к иностранцам и межнациональная неприязнь.
10) по характеру перемещения субъекта выделяют трудовую миграцию организованную и стихийную;
11) по типу нанимателя выделяют трудовую миграцию, где субъектом-нанимателем является физическое лицо или юридическое лицо.
12) по главным центрам притяжения трудовых ресурсов:
А) Западная Европа (ФРГ, Франция, Великобритания, Швейцария) — рабочие эмигранты из стран Южной Европы, Восточной Европы;
Б) США, где легальная иммиграция достигла 1 млн. человек (из стран Латинской Америки, Азии и Европы), нелегальная эмиграция гораздо масштабнее;
В) нефтедобывающие страны Персидского залива (эмигранты из Египта, Индии, Пакистана).
По мнению экспертов ООН можно провести классификацию исходя из разделения самих субъектов (мигрантов) на следующие категории:
а) иностранцы, допущенные в страну въезда для получения образования и обучения;
б) мигранты, въезжающие на работу;
в) мигранты, въезжающие по линии объединения семей и создания новых семей;
г) мигранты, въезжающие на постоянное поселение;
д) иностранцы, допущенные в страну въезда из гуманных соображений (беженцы, лица, ищущие убежище, и др.).
Эксперты Европейского союза (ЕС) сформулировали следующие виды трудовой миграции, где в отношения участвуют определенные категории трудовых-мигрантов:
а) подданные данной страны;
б) поданные Европейского союза;
в) иностранцы.
Рассмотрение разных точек зрения на определение понятия трудовой миграции, а также выявление многообразия ее классификаций, позволяет сделать следующие выводы:
- во-первых, разнообразные подходы к дефиниции понятия трудовой миграции обусловлены многими факторами при реализации данного явления в общественной жизни, которые зависят как от внешних воздействий, так и от субъективного желания самого трудящегося;
- во-вторых, вид трудовой миграции может быть определен так же в каждом конкретном случае, исходя из многочисленных оснований, приведенных в предложенной нами классификации;
- в-третьих, стоит отметить, что трудовая миграция сегодня находится на этапе достаточного правового урегулирования со стороны Российской Федерации, так и на международном уровне. Таким образом, нельзя сказать, что трудовая миграция сегодня представляет собой стихийное явление;
- в-четвертых, трудовая миграция является одновременно как негативным явлением, так и позитивным. В процессе миграции страны, из которых мигрирует рабочая сила, несут экономические потери от утраты квалифицированных специалистов, в подготовку которых вложен отечественный капитал. Уменьшается интеллектуальная прослойка нации. В странах, в которые пребывает рабочая сила, наоборот, улучшается качество рабочей силы, происходит гармонизация рынка труда и экономия на подготовки специалистов.
Международная миграция в 2019 году
Международная миграция населения – это перемещение людей между границами стран. Определение миграция делится на два основных термина — иммиграция и эмиграция.
Впервые, международное сообщество предложило зафиксировать определение термина миграция. Однако, на сегодняшний день его конкретное значение звучит по-разному в различных странах.
Например, в государствах Евросоюза иммигрантами считаются те люди, которые планируют поселиться в них на постоянной основе. В «Стране Восходящего Солнца» — жители других государств, посетившие государство. В США – граждане, имеющие официальное разрешение на длительное проживание.
В наше же государства иммигрантами называют приезжих работников, студентов, а также их сопровождающих лиц. Большая часть сложностей при проведении анализа международных миграционных потоков возникает из-за существенных различий в предоставляемых источниках.
Согласно мнению специалистов ООН, в процессе проведения необходимо выделять три основных источника:
1. Контроль иммигрантов на границах государств.
2. Сведения о регистрации населения (к примеру, данные о выдаче паспортов заграничного типа и т.д.);
3. Ежегодные переписи населения.
Наиболее достоверные данные об уровне миграции позволяет получить именно третий источник.
Все перечисленные виды миграции носят относительно условный характер, так очень тесно переплетаются между собой.
Однако, согласно статистике, основная доля миграции приходится на граждан, посещающих развитые страны в целях работы. Кроме этого можно выделить миграцию по причине паломничества или кочевничества, которая имеет место быть в восточные страны.
Регулирование международной миграции населения происходит на основании соглашений между государствами. Они могут быть как двусторонними, так и многосторонними. Договор заключается по различным причинам.
В большинстве случаев, это происходит, когда все стороны получают какую-либо выгоду. В частности, экономическое преимущество, поднятие демографического уровня государства и т.д., например, в нашем государстве существуют договоры о трудовой миграции с Германией и Финляндией.
Если учесть, что правительственные органа каждого государства обладают суверенитетом определения направлений и целей миграции населения и беженцев, то если рассматривать этот вопрос на международном уровне придерживаться конкретных правовых норм и стандартом достаточно сложно.
В большинстве случаев, интересы государств, заключивших соглашение, тесно переплетены. Все правовые аспекты и нормативы этих процессов выражаются взаимным интересом государств, которые принимают переселенцев на основе тех или иных заключенных договоров.
Согласно программе, которая была принята Международной сообществом труда, организация миграции рабочего населения должна осуществляться на основании двух или многосторонних соглашений, разработанных на основе потребностей государств-сторон договора.
Международные организации, занимающиеся вопросами регулирования миграции:
• Международная организация по миграции;
• Департамент ООН.
Международная миграция населения – это достаточно многоуровневый для рассмотрения процесс. Различные определения, законодательства государств и т.д. – все это очень сильно усложняет описываемую процедуру.
Неосведомленные люди, очень часто задаются множество вопросов, связанных с описываемым процессом. Одним из наиболее популярных являются причина осуществления миграции и официальная статистика.
Большая часть причин существования процесса международной миграции населения связаны с экономическими потребностями государств и, как следствие, населения страны.
Среди всех предпосылок можно выделить несколько основных:
• различия развитости в экономических сферах государств;
• национальные отличия в уровне общего дохода граждан и размера заработных плат;
• постоянное присутствие безработицы в развивающихся странах;
• международное перемещение капитала и трудовой деятельности крупных корпораций и т.д.
Также, одним из популярных мотивов международной миграции является поиск работы гражданами за пределами своего государства. Эта причина наиболее характерна для людей, относящихся к слабому рабочему классу, обладающему низким уровнем квалификации.
Такой процесс очень часто встречается в так называемых странах «третьего мира». Немаловажную роль здесь играет различия в уровне заработных плат — работник сферы обслуживания в странах Европы будет более обеспечен, нежели в развивающихся государствах.
Иногда миграция обуславливается военными действиями. В таком случае люди перемещаются в более безопасные страны и районы. Примером может служить эмиграция из Ирака, Боснии, Афганистана, Сирии в страны Европы и США. Еще одна причина – политические конфликты (эмиграция из Зимбабве в США).
Редкие случаи миграции наблюдаются при происшествии природных катастроф (миграция из Монсеррата в Англию из-за извержения вулкана).
Процесс международной миграции населения обладает многими проблемами, однако суть самой главной из них заключается в различие количества мигрантов в направлениях.
Говоря простым языком, в развитие страны стремятся переехать миллионы людей, в то время как в развивающиеся государств – тысячи.
Однако официальные данные не всегда полностью отражают настоящую картину происходящего. Так, мигрантами не считают стажеров и студентов. Довольно часто люди трудоустраиваются в другой стране, имея только туристическую визу. Данные факты часто остаются неизвестными и не включаются в статистику.
Таким образом, в настоящее время число мигрантов постепенно возрастает. Это происходит потому, что людей зачастую не устраивает текущее положение страны постоянного проживания.
Это может выражаться в тяжелом экономическом состоянии (отсутствие рабочих мест, низкая заработная плата), политические конфликты (несогласие с правящей стороной), личные причины граждан и многое другое.
Государство должно обеспечивать своему населению необходимые условия для проживания. В противном случае поток мигрантов будет только возрастать.
Текущая статистика отражает настоящую картину на сегодняшний день — население развивающихся стран стремится переселиться в более комфортные и развитые страны в поисках высокооплачиваемой работы или политически спокойных районов проживания.
Миграция рабочей силы в 2019 году
Отношение местного населения к иностранным работникам неоднозначно. Работодатели охотно используют дешевый труд, а обычные жители ропщут, жалуясь на криминогенную обстановку. Такую картину можно увидеть по всему миру – и в Европе, и в России. Но, независимо от наших желаний, миграция рабочей силы продолжает набирать обороты и потихоньку изменять облик мира, о чем свидетельствует статистика эмиграции людей из России в Европу за 2019 год.
Миграция рабочей силы или трудовая миграция населения – это перемещение людей по стране или за ее пределы в поисках работы. При этом работники могут менять свое постоянное место жительства или постоянно к нему возвращаться. Если такое перемещение происходит внутри государства, это называется внутренней миграцией, а если для того, чтобы устроиться на работу, нужно пересекать границу, имеет место внешняя или международная трудовая миграция.
Последняя, в свою очередь, делится на эмиграцию и иммиграцию. Эмигрантами не считаются коммерсанты, постоянно пересекающие границу в целях закупки товара, а также командированные сотрудники, не имеющие трудовых договоров с иностранными работодателями.
Иммиграция рабочей силы – это, напротив, въезд в государство иностранных граждан с целью дальнейшего трудоустройства.
Соответственно, трудовые мигранты – это лица, занимающиеся оплачиваемой трудовой деятельностью в стране, гражданами которой они не являются.
Современные миграционные процессы имеют характерные черты, отличающие их от более ранних миграций. Прежде всего это увеличение количества переезжающих квалифицированных рабочих и специалистов, «утечка мозгов». Кроме того, если раньше массовые миграции были вызваны различными политическими или природными катаклизмами и носили стихийный характер, то сегодня это постоянный процесс, имеющий тенденцию к росту. Он охватывает практически все регионы мира, как богатые, так и бедные.
И, наконец, отличительной чертой современного великого переселения можно назвать появление огромного количества нелегальных мигрантов. Это не только практически дармовой трудовой ресурс, но и фактор, повышающий уровень преступности, провоцирующий массовые беспорядки, социальную напряженность.
В зависимости от количества времени, проведенного мигрантом за рубежом, выделяются следующие виды миграции рабочей силы:
• безвозвратной, когда работник остается в принимающей стране на постоянной основе;
• временно-постоянной, когда с работником подписывается временный контракт на несколько лет;
• сезонной, когда работы ограничены определенным периодом от нескольких месяцев до одного года;
• маятниковая, если работник ежедневно едет на работу, а вечером возвращается обратно;
• нелегальная, когда мигрант прибывает в качестве гостя или туриста, а сам незаконно трудоустраивается.
Основные причины международной миграции рабочей силы – экономические. Это нехватка трудовых ресурсов в одних странах, и их переизбыток в других. Также стимулирует поток миграции большая разница в уровне заработных плат и уровне жизни. Специалисты с большим опытом и простые рабочие не заинтересованы в вакансиях у себя на родине, если в соседнем государстве их работа оплачивается лучше.
Следующая по значимости причина миграции – воссоединение семей. За квалифицированными кадрами тянутся их домочадцы. Они также составляют немалый процент в общем потоке мигрантов.
К другим распространенным причинам миграции можно отнести политические, расовые, национальные (репатриация по имеющимся корням на родину предков).
Люди стремятся улучшить не только финансовую сторону жизни, но и получить иные права и свободы, которых они были лишены в стране гражданства. Довольно популярным направлением еще несколько лет назад был так называемый дауншифтинг, когда люди из вполне благополучных в экономическом плане государств уезжали в менее развитые, но более дешевые для проживания. Одним из обязательных условий такого переезда является наличие источника пассивного дохода или удаленной работы. Однако это скорее исключение, чем тенденция. Немногие могут надолго отказаться от благ цивилизации ради свободного времяпровождения.
Основные направления международной миграции рабочей силы расположены между развивающимися странами-экспортерами трудовых ресурсов и развитыми. Традиционные центры притяжения мигрантов – это, как и прежде, экономически сильные страны, такие, как США, Канада, Австралия и Новая Зеландия.
В борьбе с нелегалами и терроризмом США за последние десятилетия ужесточили миграционную политику, но и теперь поток мигрантов в эту страну велик. Его условно можно разделить на две составляющие. Первая – это «мировые мозги», люди с образованием, их поставляют Западная Европа, Россия, Индия. Низкоквалифицированный персонал едет из Латинской Америки, Азии.
К концу XX века новым центром притяжения трудовых ресурсов стала Западная Европа, принимающая мигрантов из развивающихся стран. Во Франции, Швейцарии, Швеции, Германии на трудоемких производствах сплошь трудились иностранцы. Сейчас «мода на Европу» постепенно проходит: рынок труда перенасыщен, а мигранты представляют серьезную проблему.
Большое количество мигрантов привлекают и быстрорастущие экономики некоторых южноамериканских стран, например, Аргентины, Бразилии, Венесуэлы.
Относительно новые направления трудовой миграции – Израиль, нефтедобывающие страны Ближнего Востока, некоторые быстроразвивающиеся страны Азии. Подработать в ОАЭ, например, с удовольствием едут и благополучные американцы. Однако приоритеты в этих регионах расставлены четко: там нуждаются исключительно в трудовых ресурсах на контрактной основе, а не в новых жителях.
По количеству иностранных работников одно из первых мест в мире занимает Россия. Она является естественным центром притяжения трудовых ресурсов из Средней Азии, Белоруссии и Украины.
Наряду с официально трудоустроенными гражданами на российских просторах трудятся и толпы нелегалов. Чтобы процесс стал более контролируемым, прием мигрантов на работу в 2019 году начал проводиться по новым, более жестким правилам.
Итак, основные миграционные потоки направлены с развивающегося Юга на благополучный Север, и из Восточной Европы и СНГ – на Запад.
Поток мигрантов, следующих из страны в страну, неоднороден.
Среди переселяющихся можно выделить следующие группы:
• поселенцы – люди, которые едут в страну с намерением поселиться в ней на постоянной основе;
• контрактные работники – приезжают в страну на несколько лет в рамках одного или нескольких трудовых контрактов;
• профессионалы – люди с высоким уровнем квалификации, научно-технические работники;
• нелегалы – лица, у которых не нашлось легальных оснований для переезда, и они пересекли границу под видом туристов, или чьи документы давно просрочены;
• беженцы – люди, вынужденно покинувшие свою территорию, потому что на родине их жизни угрожала опасность.
Если подсчитать общее количество мигрирующего населения, получится, что в этом процессе участвует около трех процентов всего населения земли. Процессы таких масштабов не могут не влиять на экономику отдельных стран и даже целых регионов. У миграции рабочей силы последствия имеют как положительные, так и отрицательные стороны.
Отток ученых и квалифицированных работников из менее развитых стран ослабляет их экономику, задерживает ее развитие, зато укрепляет позиции и без того сильных конкурентов. Это приводит к дальнейшей поляризации, увеличивая разрыв между богатыми и бедными странами.
Что получает страна, из которой население уезжает на заработки? Работники, получающие зарплату за границей, не платят налоги в бюджет, страна-экспортер рабочей силы становится зависимой от миграционной политики государств, в которых большей частью трудоустроены ее граждане. Но поскольку большая часть населения решает свои экономические проблемы за границей, а полученные средства тратит у себя на родине, это уменьшает социальную напряженность. Для развития и создания собственных рабочих мест нет ни ресурсов, ни предпосылок.
Страны, принимающие большое количество мигрантов, увеличивают конкуренцию на рынке труда, что ведет к некоторому падению заработных плат, росту безработицы. Как следствие – возрастающее недовольство местного населения.
Приток квалифицированных кадров из-за рубежа позволяет «двигать» экономику и научно-технический прогресс без затрат на образование специалистов. Товары, произведенные с помощью недорогой рабочей силы, более конкурентоспособны на мировом рынке. Кроме того, приехавшие иностранцы становятся потребителями, покупая местные товары.
Кроме экономических последствий миграции имеется множество других, затрагивающих практически все аспекты жизни. Например, миграция меняет демографическую картину, омолаживая стареющие государства Европы. Рост преступности, связанный с высокой концентрацией мигрантов в отдельных регионах, приводит к разжиганию межнациональных конфликтов. Но в целом трудовая миграция выгодна всем ее участникам: и отдельно взятому работнику, и государствам.
Проблемы миграции в 2019 году
Проблема расовой дискриминации стара как мир. Во все времена одни народы считали себя избранными, что толкало их на завоевательные войны и неприятие всего инородного, а другие подвергались уничтожению и преследованию. Сегодня данный аспект всего лишь приобрел другую форму выражения, но подоплеку имеет ту же.
Ксенофобия является вполне естественным и объяснимым свойством человека. Таким же обыденным, как и обычное любопытство. Встречая на своем пути нечто, с чем ранее не доводилось сталкиваться, индивидуум испытывает одновременно интерес, страх и некую настороженность.
Для любого общества характерным является нарушение этого баланса между любопытством и страхом по отношению к инородцам, то есть людям, которые прибыли из других стран и несут с собой не только новые знания и опыт, но и определенные стереотипы, а также собственное видение мира.
Проблемы мигрантов и вынужденных переселенцев в расовом вопросе начинают проявляться тогда, когда превышается некоторый порог иностранных гостей на определенной территории. Пока их появление в новом обществе является единичным, это воспринимается с некоторой долей понимания и сочувствия, но когда такое присутствие становится чрезмерным, местное население начинает ощущать угрозу для своей этнической идентичности.
Высота порога терпимости местных жителей зависит от множества факторов:
• экономической ситуации;
• демографического состояния социума;
• политической ситуации;
• степени толерантности гостей и хозяев.
Если количество мигрантов изначально превышает возможности местного общества интегрировать их, неизбежными становятся эксцессы и преследования чужаков.
Ярким примером может служить ситуация с мигрантами в Германии, которая вместе со всей остальной европейской частью вынуждена принимать массовые потоки беженцев из Сирии и Афганистана.
События последних лет переросли в открытые случаи проявления дискриминации, нетерпимости, расизма и ксенофобии, которые сопровождаются насилием. Результатом такого положения вещей вполне резонно являются психологические проблемы эмигрантов. Справиться с ними не позволяют ни внешние факторы, ни внутренние ресурсы оказавшихся в чужой стране переселенцев.
Условия, в которых сегодня оказались жители большинства стран, нельзя назвать благополучными даже для коренных жителей. На данном историческом этапе политико-экономические проблемы незаметно переросли в социальные.
Особенно остро такое положение дел ощущают именно мигранты. Проявляется это в самых различных сферах жизни:
• в невозможности найти работу;
• снижении заработной платы;
• урезании финансирования на содержание беженцев;
• в более пристальном внимании при рассмотрении запросов на интеграцию в местное общество или присвоение статуса беженца.
Социально-экономические проблемы эмигрантов являются прямым следствием жесткой политики государств и нездоровых процессов в экономике.
Обостряется такое положение тем фактом, что, попав в незнакомое общество, мигрант не имеет возможности в короткий срок проникнуться его культурой, бытом, традициями: в большей части случаев новоприбывшие остаются наблюдателями всех социальных процессов, но никак не их участниками.
Нельзя исключать и такое обстоятельство, как крушение надежд. В связи с тем, что даже самые развитые страны оказались в эпицентре мирового кризиса, ожидания беженцев не всегда оправдываются.
Большая часть переселенцев абсолютно уверены, что, отправившись в далекие страны, они обретут долгожданное счастье и признание. В реальности же они получают совсем другое: невозможность найти работу, трудности с жилищным вопросом, отсутствие полноценных прав гражданина местного социума и, как следствие, глубокую депрессию. Все это ведет не только к глубокому разочарованию в стране пребывания, но и в себе лично.
Еще одно обстоятельство, которое мешает интеграции, – это проблемы адаптации мигрантов. Чаще всего связаны они с культурными и национальными особенностями местной жизни, сложностями в изучении языка. Это все выливается в чувство изолированности и тоски по родине. Кстати сказать, ностальгия – это основная причина, которая толкает переселенцев на то, чтобы вернуться. Ведь покидая свою привычную среду, человек ввергает в себя в постоянное чувство морального дискомфорта. В таком состоянии он начинает задаваться вопросом: «Зачем мне все это?».
Учитывая тот факт, что тяжело приходится и здесь, и там, многие предпочитают нести бремя забот на не слишком благополучной, но зато родине.
Резюмируя изложенное, следует отметить, что вместе со страной проживания мигранту предстоит поменять не только образ жизни, но и привычки, мировоззрение и даже язык, на котором он впредь будет говорить. А потому решение относительно таких глобальных перемен должно быть взвешенным и осознанным.
Миграция населения в России 2019 году
Иммиграция в Россию пользуется привлекательностью у многих жителей постсоветского пространства. Многие потенциальные мигранты считают, что в этой стране они смогут быть уверены в будущем, реализуют свой потенциал, обеспечат будущее детям. Существует несколько вариантов иммиграции в Россию.
В результате проведенных исследований Российская Федерация вошла в мировую тройку лидеров в миграционном отношении. Страна принимает огромное количество иностранцев, уступая только США и Германии.
Причину этого феномена эксперты видят в том, что государство проводит грамотную миграционную политику, привлекая иностранную рабочую силу для обеспечения своих национальных и экономических интересов.
Требования к мигрантам, которые предъявляет российское законодательство, довольно мягкие по сравнению с другими странами, принимающими гостей из-за рубежа. Кроме того, большое значение имеет и географическая близость, а также (конечно, не во всех случаях) отсутствие языкового барьера.
Как показывает статистика, на данный момент в РФ находится около 10 миллионов мигрантов, из которых только чуть больше половины проживают на законных основаниях. Самыми востребованными у иностранцев продолжают оставаться Москва и Санкт-Петербург, в которых можно быстро трудоустроиться.
Также благоприятными для жизни городами называют Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск. Провинциальные города эмигранты, которые живут в России, не слишком жалуют.
В результате определенного экономического роста, который происходил в РФ, в страну прибыло немало мигрантов из государств, которые входили в состав СССР. Многие из них не имеют образования и практически не знают язык, чем пользуются недобросовестные работодатели, занижая работникам зарплату и нарушая трудовой кодекс.
Сейчас доля приезжих из стран ближнего зарубежья достигает 80%, из них около половины – выходцы из Азии. Преимущественно это мужчины трудоспособного возраста, которые отправляют большую часть заработка семьям, оставшимся на родине.
Большое количество мигрантов прибывает из Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, Молдовы. Некоторые эмигранты, живущие в России постоянно, приехали из Украины и Беларуси. Что касается жителей дальнего зарубежья, наибольший процент приехавших составляют граждане Китая, Вьетнама, Афганистана.
Иммиграция иностранцев в Россию возможна по нескольким основаниям:
• Участие в государственной программе переселения. Она была разработана для эмигрантов, которые проживают за рубежом, но хотят вернуться. Кроме того, ей могут воспользоваться граждане других стран, родившихся в СССР.
• Получение статуса беженца. Претендовать на него могут те, кто подвергается гонениям у себя на родине.
• Ускоренное получение российского гражданства. Такие привилегии даются близким родственникам граждан РФ. Однако послабления касаются только срока проживания в стране: претенденты на гражданство должны быть законопослушными, иметь средства к существованию и соответствовать всем другим требованиям.
• Оформление гражданства по стандартной форме через пять лет после постоянного проживания в Российской Федерации.
• Получение временного убежища.
Если иностранец не имеет права на получение российского гражданства и на участие в специальной программе переселения, разработанной государством, остается эмиграция в обычном порядке. Такая легализация состоит из нескольких этапов: оформление разрешения на временное проживание, потом ВНЖ, наконец, финальным этапом будет получение гражданства.
Оформление РВП можно начать еще в стране, где будущий житель России постоянно проживает. Для этого необходимо обратиться в Консульство РФ. Второй вариант – получение документа уже после приезда в Россию; в этом случае заявление подается через территориальные органы Управления по вопросам миграции (ранее эти функции исполняла ФМС).
Поскольку российские миграционные власти строго следят за соблюдением иностранцами режима пребывания, нужно сохранить миграционную карту, которая выдается во время въезда в страну, а также встать на миграционный учет в течение семи рабочих дней после прибытия. Исключение сделано для граждан Украины, которым разрешено находиться без регистрации до трех месяцев, а гражданам Казахстана, Беларуси и Армении – до месяца.
Нередко живущие в России эмигранты не претендуют на получение гражданства, оформляя только ВНЖ. Оно позволяет иностранцам оставаться подданными своих стран, но пользоваться почти всеми правами и гарантиями, что и российские граждане.
Как показывают статистические данные, внутренняя миграция в России тоже имеет место. Правда, она не так сильно выражена, как в странах, где отсутствует институт прописки. В основном такая миграция характеризуется переездом жителей небольших населенных пунктов в мегаполисы, где больше возможностей для трудоустройства и самореализации.
Такая миграция населения России привела к тому, что в девяностых годах в России практически исчезло около 20% деревень. Сейчас государство разрабатывает программы возрождения села, которые должны поднять престиж труда в области сельского хозяйства.
Что касается регионов, в России 2019 год не стал исключением: как и раньше, главным магнитом остаются Москва, Санкт-Петербург и Ленинградская область. Определенный прирост наблюдается в южных районах страны, особенно в Краснодарском крае. Едут люди и в Татарстан, а вот в Сибирском Федеральном округе и на Дальнем Востоке происходит постепенный отток населения.
Реальный и удобный вариант, который выбирают многие эмигранты, переехавшие в Россию – это воспользоваться специальными программами переселения, которые предлагает государство. Такая эмиграция возможна для тех, кто соответствует определенным требованиям.
Прежде всего человек, желающий участвовать в программе, должен иметь русские корни, знать местные обычаи и традиции. Необходимо хорошо владеть русским языком, быть совершеннолетним и дееспособным. Кроме того, необходимо наличие документально подтвержденного образования.
Прежде всего программа предназначена для русских эмигрантов, в свое время покинувших страну, а также граждан бывшего СССР, их детей и внуков. Переселение по такой программе происходит легче и быстрее: приехав в Россию, переселенец может сразу оформить РВП, которое выдается помимо квот, и получает право на официальное трудоустройство.
Определенные проблемы для страны представляет нелегальная иммиграция. Россия терпит убытки из-за неуплаты налогов трудовыми мигрантами, повышается уровень преступности. По мнению представителей миграционных органов, людей, которые живут в РФ нелегально, могло бы быть намного больше.
Однако власти приняли ряд мер против злостных нарушителей режима:
1. Те, кто прибыл из безвизовых стран, могут находиться в России не дольше трех месяцев в течение каждого полугодия.
2. Человек, который остался без получения разрешения на полгода, должен оплатить штраф и отказаться от поездок в Россию на три года.
3. Если срок нарушения составил от шести до девяти месяцев, запрет на въезд для нелегальных мигрантов в России в 2019 году увеличивается до пяти лет.
4. Превышение допустимого срока больше чем за 9 месяцев наказывается запретом до десяти лет.
Но эмигранты, которые переехали в Россию на законных основаниях, могут не опасаться. Они получают почти все те права, что есть у граждан России, поэтому имеют все шансы реализовать себя и благополучно устроиться на новой родине.
Внешняя миграция в 2019 году
Внешняя миграция населения – территориальное перемещение людей, связанное с пересечением внешних границ с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учебы или трудовой деятельности независимо от того, под воздействием каких факторов оно происходит.
В странах, где внешние миграции населения приобретают массовый характер, они могут оказывать существенное воздействие на его общую численность. Так, в истории США, Канады, Австралии были отдельные периоды, когда механический прирост населения превышал естественный прирост. В Израиле миграционный приток обеспечивает до 2/3 общего увеличения числа жителей. Обратный пример представляет собой Ирландия, которая пережила три волны массовой эмиграции.
Неточно сводить миграционные процессы лишь к миграции рабочей силы. Хотя в периоды стабильного общественного развития главным видом и движущей силой при территориальном передвижении является состояние рынков труда в различных регионах. Однако бывают достаточно продолжительные периоды так называемой вынужденной миграции, вызываемой воздействием выталкивающих факторов, к которым следует отнести военные конфликты, политические решения, глобальное экономическое реформирование.
Население или группы людей, участвующие в процессе переселения обладают теми же социально-экономическими и демографическими характеристиками, что и постоянное население. Однако половозрастная структура населения, участвующего в миграционных процессах, структура по уровню образования и многие другие характеристики резко отличаются от тех, которыми обладает постоянное население. Поэтому, в случае, когда миграция приобретает масштабные размеры, она оказывает существенное воздействие на все воспроизводственные, а также социальные и политические процессы.
Миграция – это процесс, меняющий «рисунок» расселения в отдельных странах, на континентах и даже во всем мире. Она оказывает большое влияние на демографическую ситуацию, как в районе выхода, так и в районе вселения. Миграция приводит к сдвигам в возрастной структуре населения, в уровне рождаемости и смертности. Мигранты, с одной стороны, привносят свое демографическое поведение в места вселения, а с другой — воспринимают в определенной мере демографические установки населения районов вселения. В целом же миграция является тем фактором, благодаря которому может сложиться более равноценная демографическая ситуация в различных регионах.
В. В. Покшишевский предложил различать два вида миграций. Во-первых, это переселенческие миграции, направлявшиеся в те страны, где имелись неосвоенные территории. Больше всего таких мигрантов (свыше 20 млн.) дала Великобритания, затем шли Германия, Италия, Испания, Франция, Скандинавские страны, Ирландия, Польша, Россия. А расселялись они в США, Канаде, Бразилии, Аргентине, Австралии, Южной Африке. Во-вторых, это миграции, связанные с договорной контрактацией рабочей силы. В наши дни международная миграция рабочей силы, вызываемая перенаселением в десятках слаборазвитых стран и районов, приняла значительные масштабы. Только в странах Запада насчитывалось не менее 25 млн. трудящихся-мигрантов, наполовину выходцев из развивающихся стран. Другие крупные центры возникли в США, странах Персидского залива, ЮАР.
Экономические причины лежат в основе и такого миграционного явления, как «утечка умов». Начало ему было положено еще после второй мировой войны, когда из Германии в США было вывезено несколько тысяч специалистов в области физики, ракетостроения и др. Кульминация «утечки умов» наступила главным образом в США, но также во Францию, Великобританию, Канаду. Наряду с продолжавшимся оттоком ученых из Европы, увеличился их отток из развивающихся стран. В странах Запада работало более полумиллиона ученых, инженеров, врачей, других специалистов из Азии, Африки и Латинской Америки; примерно половина из них «осела» в США.
Наряду с экономическими, внешние миграции нередко вызываются и политическими причинами. Примеры подобного рода – эмиграция почти полумиллиона граждан, преимущественно «интеллектуалов» (Альберт Эйнштейн, Лион Фейхтвангер, Энрико Ферми и др.) из фашистской Германии и Италии, из франкистской Испании. Политическая эмиграция в широких масштабах имела место также в дореволюционной России и СССР, на Кубе, во Вьетнаме, в Камбодже, многих других странах.
После поражения фашистской Германии почти 10 млн. немцев были переселены из стран Восточной Европы в ФРГ, ГДР и Западный Берлин. Крушение колониальной системы привело к оттоку белого населения из бывших колоний в метрополии.
Несмотря на крайнее разнообразие подходов к классификации и самих классификаций факторов миграции, все специалисты единодушны в том, что побуждают к переселению преимущества в условиях жизни в регионе вселения по сравнению с регионом выезда.
Понятием «условия жизни» объединяется вся окружающая человека среда – природная и социальная. Под факторами понимается лишь часть условий, которые воздействуют на процесс миграции.
Все эти факторы можно подразделить на две большие группы:
- факторы притягивающие, побуждающее население переселяться в те регионы, где качество жизни, благодаря набору природных и экономических условий будет выше, чем в регионе предыдущего проживания;
- факторы выталкивающие, складывающиеся в регионах постоянного проживания, воздействие которых делает невозможным дальнейшее проживание в данном регионе.
Как правило, действуют одновременно обе группы факторов, но решающее значение имеют отнесенные к первой группе. А тогда, когда определяющими становятся факторы второй группы, миграция приобретает характер вынужденной.
Для определения методологических подходов к разработке миграционной политики наиболее актуальной представляется разработанная Л.Л. Рыбаковским теория трехстадийности миграционного процесса, которая позволяет понять сущность миграции населения.
В соответствии с этой теорией миграционный процесс состоит из трех стадий:
- исходная, или подготовительная стадия, представляющая процесс формирования территориальной подвижности населения;
- основная стадия, или собственно переселение населения;
- заключительная, или завершающая стадия, выступающая как приживаемость мигрантов на новом месте.
Из всей демографической статистики наименее разработана именно статистика о внешней миграции, которая скуднее и менее точна по сравнению с внутренней миграцией. Данные, полученные при пограничном контроле, — наиболее применяющийся способ получения информации.
С другой стороны, статистические сведения, характеризующие миграционное движение, неполны, поскольку в них речь идет о зарегистрированном переселении на постоянное место жительства. Трудность заключается и в состоянии исследований в области миграции. Специальной литературы по теории факторов и последствий миграции очень мало. Поэтому отсутствуют не только теоретические основы современной миграционной политики, но и сама такая политика.
Нелегальная миграция в 2019 году
Каждое государство располагает специальным сводом законов, которые помогают регулировать процесс пересечения границы иностранцами и их пребывание на его территории.
Осуществить въезд в другую страну можно несколькими способами:
• на основании внутреннего гражданского паспорта;
• при наличии выездного заграничного паспорта;
• только после получения визового штампа через консульство страны визита;
• получив разрешение на въезд в аэропорту прибытия;
• запросив электронную визу.
Если люди планируют обосноваться в чужой им стране надолго или вообще навсегда, при пересечении границы у них обязательно должно быть визовое разрешение специального образца.
По этому принципу всех прибывающих в то или иное государство лиц можно разделить на две группы:
• мигранты, прибывшие в страну законно;
• те, кто пересек границу нелегально, то есть в обход миграционного законодательства.
Прежде чем приступить к подробному анализу, кто такие нелегалы, следует отметить, что они также могут быть подразделены на две категории: добровольные и вынужденные.
Первые сознательно принимают решение, куда именно хотят переехать. Как правило, у них есть время на раздумье, а следующие за этим действия – ни что иное, как хорошо продуманное преступление.
Вынужденные нелегальные мигранты чаще всего бегут от каких-либо угрожающих обстоятельств, иногда даже не имея времени собрать вещи или подумать о том, какие формальности необходимо соблюсти, чтобы оказаться на иностранной территории.
Таким образом, нелегальные мигранты – это:
• иностранные лица, которые находятся на территории другого государства без документов, которые бы могли удостоверить их личность, или с фальшивыми документами;
• лица, пересекшие границу, не имея законных оснований, или те, кто предоставил поддельные данные;
• иностранцы, пребывающие в другой стране на основании просроченной визы. Сюда же можно отнести студентов, которые не выехали после окончания учебы, а также наемных работников, у которых завершился трудовой контракт;
• дети, которые рождены на иностранной территории. Хотя здесь нужно учитывать законодательство государства. Например, в России родившийся на ее территории малыш может быть признан россиянином, если ему отказано в гражданстве страны, к которой принадлежат его родители, или один из них уже имеет паспорт РФ.
Большой ошибкой будет, однако, полагать, что все перечисленные лица не могут рассчитывать на помощь и поддержку от государства, в котором они пребывают, поскольку у них нет документов.
Каждый гражданин является носителем прав человека, в каком бы статусе не находился в чужой стране.
Права нелегальных мигрантов прописаны в Европейской социальной хартии. В ней говорится, что каждый человек имеет право на минимальное обеспечение жильем и убежищем в неотложной ситуации. Данное предписание распространяется в том числе и на тех, кто находится на территории государства без каких-либо законных оснований.
Убежище власти любой страны обязаны предоставить даже тогда, когда прибывших нелегалов в перспективе попросят покинуть территорию страны. Данное право неразрывно связано с уважением человеческого достоинства.
Кроме того, мигранты могут рассчитывать на:
• неотложную помощь медиков;
• жилье (вначале беженцы живут в специальных лагерях);
• питание;
• срочный уход;
• необходимый набор одежды.
Конвенция по защите прав человека гласит, что независимо от того, находится гражданин в той или иной стране законно или нет, он должен быть защищен от трудовой эксплуатации и торговли людьми. Еще один документ – Конвенция ООН по правам детей – требует, чтобы каждый несовершеннолетний имел доступ к образованию, даже если его родители имели неосторожность нелегально мигрировать в чужую страну.
Чтобы решиться на незаконное пребывание на зарубежной территории, нужны очень веские причины. И чаще всего они таковыми и являются. Случаи, когда люди пытаются перебраться в другую страну нелегально, просто не желая утруждать себя оформлением документов или переоформлением визы, можно считать единичными.
В большинстве ситуаций нелегалы имеют весомые основания для незаконного переезда. Условно разделим их на три группы:
• экономическая выгода подразумевает обстоятельство, что в большом количестве развитых стран имеется большой спрос на дешевую рабочую силу, в основном неквалифицированную. Для представителей некоторых государств Африки и Азии это лучше, чем работа за гроши у себя на родине;
• безопасность – многие мигранты – беженцы – спасаются бегством от войн, стихийных бедствий, преследований на почве религии. В этом случае нарушение законодательства для них является меньшей бедой, чем та, которая может постигнуть на родине;
• личные основания – чаще всего они есть у тех, кто бежит от преследований закона за совершенное преступление и те, кто просит политического убежища.
Способствуют появлению нелегалов недоработки в законах и коррумпированность миграционных чиновников.
Как и любое другое нарушение закона, незаконная миграция имеет негативные последствия для всех сторон. Нелегалы в Европе, США и других благополучных странах мира в первую очередь сталкиваются с проблемами с полицией, службой миграции, приносят некоторые неудобства местным жителям. В то же время им предстоит решить множество вопросов: жилье, работа, покупка товаров первой необходимости. Иногда все это сопровождается риском для жизни или здоровья.
Работодатели тоже не стесняются нарушать закон, а заодно и права нелегалов, принимая их на предприятия с вредными и опасными условиями труда. В итоге новоприбывшие оказываются в тяжелой ситуации, не имея доступа к медицинскому обслуживанию и не получая социальной поддержки.
Таким образом, государства, которые являются популярными у нелегалов, рискуют столкнуться со следующими явлениями:
• увеличение количества рабочих мест в опасных условиях. Например, в России этот показатель за последнее десятилетие увеличился с 18 до 32%;
• перенаселение некоторых регионов. На окраинах мегаполисов во всех развитых странах мира существуют квартиры, где проживает по 10 человек, а то и больше;
• рост недовольства коренного населения;
• увеличение вероятности эпидемий.
Распространенным стало мнение, что нелегальные мигранты – в большинстве своем преступники. И если говорить так обо всех без исключения переселенцах нельзя, то сложно отрицать, что преступность в городе, перенаселенном чужестранцами, неустанно увеличивается. Сам по себе факт незаконного пребывания в стране – это уже правонарушение.
Самыми распространенными среди нелегалов действиями, которые выходят за рамки закона, являются:
Такое поведение не способствует толерантности местных жителей по отношению ко всем иностранцам, независимо от того, в каком статусе они находятся в их стране.
Последняя пятилетка была отмечена не просто ростом потока мигрантов в страны Европы, США, Канаду и другие регионы планеты, которые отличаются более-менее стабильной экономикой и благополучием, а настоящим миграционным кризисом, который чуть было не привел к распаду Шенгенской зоны и существенно отразился на политических отношениях многих стран.
Тем, кто планирует обосноваться на чужбине в обход миграционных норм, неважно, будет он представителем Сирии, Афганистана или одной из республик СНГ, следует помнить, что власти мировых держав проводят активную политику по борьбе с незаконным пересечением границ. Отвечать перед законом придется не только тому, кто прибыл в обход его норм, но и тому, кто оказал в этом содействие, приютил мигранта на своей жилплощади или принял на работу: этим лицам грозит штраф за нелегала в довольно большом объеме.
Первое, что может постичь нарушителя миграционного законодательства, – депортация. Она подразумевает высылку иностранного лица. В Российской Федерации ответственность за данную процедуру возложена на ГУВМ МВД РФ (бывшая ФМС).
Кроме того, что задержанный будет выдворен за пределы страны, законы которой он нарушил, ему еще будет запрещен въезд в нее на протяжении определенного времени. Попасть в “черный” список особенно нежелательно тем, кто намерен в будущем еще посещать данное государство.
Порядок депортации нелегалов без документов в каждой стране выглядит по-своему. Чаще всего нарушителя сопровождают вплоть до посадки на рейс в страну его гражданства или туда, откуда он прибыл.
Большинство людей, которые спасаются сегодня бегством от опасных жизненных ситуаций, имеют гражданство Сирии, Афганистана, некоторых африканских стран. И самым желанным для них берегом в сложившихся условиях является Европа. Миграционный кризис ощутили на себе и регионы, расположенные на других континентах, но самый большой удар приняли именно европейские страны.
Чтобы добраться сюда, нелегалы готовы пойти на все, даже пожертвовать жизнью, пускаясь в опасное путешествие на открытых лодках по морю. Ставших пиковыми в ситуации с мигрантами, сводки новостей ежедневно пестрели сообщениями о погибших в море нелегалах, которые пытались доплыть на европейскую часть континента.
Начальной точкой для тех, кто добрался живым, являлись Греция, Македония, Турция. Самые отважные направлялись далее – Франция, Германия, Швеция, Италия.
Благодаря договоренностям, достигнутым между Евросоюзом и Турцией, первый получил отток мигрантов на турецкую территорию, а вторая – обещание интеграции в ЕС, которое и сегодня еще не выполнено.