Конфликтологию выстроили как самостоятельную науку немецкий ученый Ральф Дарендорф и американский социолог Льюис Козер.
Объектом конфликтологии являются конфликты во всех формах их проявления. Предметом конфликтологии являются общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов, а также принципы, способы и приемы управления ими.
Первые отечественные публикации, посвященные проблеме конфликта, появились в начале 20-х годов. В них проблема конфликта впервые выделяется как самостоятельная, в названиях работ появляется само понятие "конфликт" и его производные. Как самостоятельная наука конфликтология в России существует с начала 90-х годов. Первая работа в данной области была опубликована. Ее написали П.О. Гриффин и М.И.Могилевский. Она носила в большей степени социологический характер и была посвящена трудовым конфликтам. По мнению А.Анцупова и А.Шипилова, в истории отечественной конфликтологии можно выделить несколько периодов. В течение первого периода конфликтологические идеи зарождаются и развиваются как практическое знание людьми принципов, правил и приемов поведения в реальных конфликтах, запечатленное в философии, религии, литературе, народном творчестве. В этот же период начинают накапливаться и первые научные знания о конфликтах. Конфликт изучается в рамках философии, права, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление.
Период зарождения, становления и развития частных конфликтологических наук - отраслей конфликтологии. В это время конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках сначала двух наук (правоведение и социология), а к концу периода - 11. Интенсивность исследования конфликта постоянно увеличивается.
Второй период включает 4 этапа:
• Первый этап охватывает первую "волну" публикаций. Появляются работы по проблеме конфликта в правоведении, социологии, математике, социобиологии.
• Второй этап характеризуется практически полным отсутствием публикаций. Это связано с Великой отечественной войной и обстановкой в стране в целом.
• Третий этап ежегодно публикуются работы по проблеме конфликта, защищаются первые 25 кандидатских диссертаций, исследования конфликта как самостоятельного явления начинаются в философии, педагогике, исторических и политических науках.
• Четвертый этап ежегодно публикуется не менее 35 работ по проблеме конфликта, защищаются первые докторские диссертации.
Появляются первые междисциплинарные исследования, конфликтология начинает выделяться в самостоятельную науку, наблюдается резкое увеличение ежегодного количества публикаций (от 60 до 250), создаются центры, группы по исследованию и урегулированию конфликтов. Итак, библиографический поиск позволил выделить 11 отечественных наук, занимающихся изучением конфликта: искусствоведение, исторические науки, математика, педагогика, политология, правоведение, психология, социобиология, социология и философия. Ведущие позиции в исследовании конфликта занимает психология. С большим отрывом от нее идут социология, политические науки. Доля других наук не превышает 7 %. Полученные данные показывают, что проблема конфликта носит ярко выраженный междисциплинарный характер. По теме конфликта, рассматриваемого с позиций различных наук, защищено 225 диссертаций, опубликовано около 300 книг.
История развития зарубежной конфликтологии. Как и в отечественной конфликтологии, в зарубежной науке основной вклад в развитие конфликтологических знаний внесли психологи, социологи и политологи. Но существуют несколько обстоятельств, отличающих зарубежную (преимущественно западную) конфликтологию от отечественной. Во-первых, за рубежом теорию конфликта пробовали создать еще в далеком теперь ХIХ веке. Во-вторых, зарубежная конфликтология представлена значительно более широким спектром подходов к изучаемой проблеме. Только в США конфликтами занимаются десятки исследовательских центров и кафедр в крупнейших университетах. С конца 60-х годов готовятся специалисты уровня бакалавра и магистра по конфликтологии. Издается несколько специализированных журналов. Но, пожалуй, самое главное отличие - западная конфликтология имеет преимущественно прикладной характер.
Психология. В рамках этой науки условно выделяются два этапа: начало ХХ в. - 50-е гг.; конец 50-х гг. - наше время. В первой половине века конфликт не выделялся как самостоятельный объект изучения. В первой половине века конфликт не выделялся как самостоятельный объект изучения. Психологов интересовали причины и последствия этого явления. На рубеже 50-х - 60-х годов появляются исследования, где научный интерес психологов обращен непосредственно к этому феномену.
Конфликтология как наука и практическая деятельность. Конфликтология - это комплексная научная дисциплина, изучающая природу, сущность, причины возникновения конфликтов, закономерности их функционирования и развития, пути их преодоления.
Конфликт – это сложное динамическое явление, требующее комплексного подхода в его изучении и разрешения с учетом его многообразия, объективных и субъективных факторов. Предметом конфликтологии является конфликты, методы. Конфликтология – это раздел социальной психологии.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
- причина конфликтов;
- сущность конфликтов;
- различные формы конфликтов;
- динамика конфликтов;
- поиск наиболее эффективных и безболезненных путей предупреждения и разрешения конфликтов.
Объектом конфликтологии являются конфликты во всех формах их проявления. Предметом конфликтологии является только то всеобщее, главное, что отличает процесс возникновения, развития и завершения любого конфликта. Трудности, возникшие в процессе изучения конфликтологии: среди ученых нет единства в понимании природы, сущности конфликта как социального явления: одни считают, что конфликт – норма в социальной жизни, «бесконфликтное общество также немыслимо как сухая вода», «конфликтов нет только на кладбище», если в жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у Вас пульс»; другие ученые считают, что конфликт - опасная болезнь, социальная патология и от нее раз и навсегда надо избавиться, впереди общество без конфликтов. В обоих случаях критерием истины является жизнь: в наше время происходит лавинообразный рост конфликтов, поэтому независимо от точки зрения существование конфликтов признается. Конфликты необходимо тщательно изучать, исследовать и формулировать рекомендации по их регулированию, особенно тех конфликтов, которые ведут к разрушениям, к опасным последствиям.
Усилия современных конфликтологов сконцентрировались на решении 3 основных проблем:
- выявление сущности конфликтов, их причин, этапов и участников;
- на основе этого изучения – определение методов, формулирование способов регулирования конфликтных ситуаций, а также их предотвращение;
- установление основных форм конфликтов и их типология. Таким образом, задачи конфликтологии носят не только теоретический, но и чисто практический характер.
Типология конфликтов. Еще одной группой понятий в категориальном аппарате конфликтологии являются понятия, определяющие основные разновидности конфликтов, их типологию. Необходимость классификации конфликтов диктуется исследовательскими интересами более глубокого проникновения в их сущность, а также практическими потребностями наиболее эффективного регулирования их различных видов. Классификация зависит от тех критериев, которые берутся за ее основу.
Наиболее распространенные классификации конфликтов основаны на таких критериях, как:
1) стороны конфликтов,
2) характер потребностей, ущемление которых вызвало конфликт,
3) направленность конфликта,
4) временные параметры конфликта,
5) результативность конфликтов.
В зависимости от сторон конфликты делятся:
• на внутриличностные,
• межличностные,
• между личностью и группой,
• межгрупповые,
• международные.
В аспекте потребностей, блокирование которых послужило предпосылкой конфликта, они могут делиться на:
• материальные,
• статусно – ролевые,
• духовные.
По направленности конфликты подразделяются на:
• горизонтальные, возникающие между деловыми партнерами, коллегами по работе;
• вертикальные — между подчиненными и начальством. Смешанными в данной классификации именуются те конфликты в которых представлены и коллеги, и руководители разных уровней. Как показывает практика, до четырех пятых всех конфликтов в организациях относятся к конфликтам второй и третьей групп по этой типологии.
По временным параметрам конфликты подразделяются на:
• кратковременные,
• быстротечные,
• длительные, продолжающиеся иногда годами и десятилетиями, какими нередко бывают государственные, национальные и религиозные конфликты.
И наконец, по критерию результативности конфликты делятся на два типа:
• конструктивные, нормальные, позитивные, при которых группы, где они происходят, сохраняют свою целостность, а отношения между членами группы — характер сотрудничества, кооперации;
• деструктивные, патологические, негативные, когда взаимоотношения между людьми приобретают нецивилизованные формы, характер противостояний, борьбы, ведущей даже к разрушению и распаду организации.
Поэтому важнейшая задача руководителя любого уровня — решение проблем регулирования конфликтов, недопущение их перерастания из конструктивной в деструктивную форму, предотвращение разрастания, генерализации конфликта. Для этого особенно важно разбираться в структуре, динамике, типологии конфликта, т.е. во всем понятийно-категориальном аппарате конфликтологии и прежде всего в содержании базового ее понятия — категории конфликта.
Функции конфликта. Функции конфликта - это роль, которую выполняет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: социальным группам, организациям и индивидам.
Общие:
• Функции (по Кудрявцеву):
- сигнальная,
- информационная,
- дифференцирующая,
- динамическая,
- функция разрешения противоречий.
• Функции конфликтов по В.П. Ратникову и др.:
- Конструктивные (положительные) функции:
- обнаружение и фиксация противоречий и проблем;- снятие социальной напряженности;
- разрешение противоречий,- интеграция и объединение;
- стабилизация соц. системы (расположенность к сотрудничеству);
- интенсификация и стимулирование группового творчества;
- выяснение соотношений сил социальных групп;
- возникновение новых норм общения между людьми;
• личностные:
- познавательная,- самопознание и формирование адекватной самооценки;
- избавление от нежелательных свойств характера;
- социализация, развитие личности (процесс усвоения норм);
- адаптация человека в группе;
- снятие психической напряженности и стресса;
- самореализация и самоутверждение.
Деструктивные (отрицательные) функции:
• общие:
- насильственность применяемых методов;
- дестабилизация и дезорганизация;
- кризис общественного развития;
- нарастание в обществе пессимизма и упадка нравов;
- возникновение более деструктивных конфликтов;
- снижение дисциплины и эффективности деятельности;
- дезинтеграция общества (разрушение);
• личностные:
- развитие пессимизма и тревоги (негативное воздействие на социально-психологический климат в группе);
- деиндентификация личности (разочарование в своих возможностях и способностях);
- отрицательная оценка своих партнеров.
Причины конфликтов. Личностные причины конфликта-причины, связанные с индивидуально-психологическими особенностями их участников, обусловленные спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой:
- жесткие рамки допустимого поведения со стороны партнера;
- манеры поведения и жизненный опыт людей;
- отсутствие навыков эффективной коммуникации;
- завышенный и заниженный уровень притязаний;
- различные акцентуации характера. Социально-психологические причины конфликта - это те причины конфликтов, которые обусловлены непосредственным взаимодействием людей, фактором их включения в социальные группы: возможные значительные потери и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации.
Прогнозирование конфликта. Прогнозирование-это этап выявления его возможных причин и потенциального развития.
Прогнозирование конфликтов – это наиболее эффективный способ деятельности по предупреждению конфликтов. Прогнозирование возможных в будущем конфликтов является одним из основных направлений в управлении конфликтом, так как на более ранних этапах возникновения социальных противоречий управление наиболее эффективно и наименее затратно по ресурсам и воздействующим силам. Заблаговременное выявление противоречий в обществе, осуществленное благодаря прогнозированию, ведет к конструктивному разрешению проблемной ситуации, избегая любых негативных последствий возможного конфликта. В прогнозировании конфликтов необходимо предвидеть не только возникновение конфликта на определенном этапе развития той или иной системы, но и определять возможные варианты развития конфликтного столкновения. Для этого необходимо иметь систематизированные данные о различных видах конфликтов. Данные включают полное описание модели конфликтной ситуации: предметная область или сущность конфликта, структурные компоненты конфликта, функции, пространственные и временные границы, стадии развития и степень интенсивности противоречия. После составления описательных моделей теоретики и практики конфликтологии подготавливают объяснительные модели конфликтов. Разработка подобных моделей возможна также только после глубокого аналитического и систематического анализа конфликтов. Объяснительные модели раскрывают основные причины возникновения конфликта, движущие силы его развития. Таким образом, прогностическая возможность конфликтологии формируется только после этапов описания и объяснения.