На протяжении всей истории человечества вопрос о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, был и остается актуальным. К счастью, многие дети обретают новую семью, но, тем не менее, еще остается много детей, которые живут в детских домах. И тем, кто идет в новую семью, и тем, кто остается несомненно нужна социальная и психологическая помощь. Вопрос о создании специальных центров, которые будут заниматься развитием семейных форм устройства и сопровождением семей и детей, особенно остро встал в последние годы.
Число детей, оставшихся без попечения родителей, выявляемых в течение года, ежегодно сокращается.
Именно поэтому, такой Центр стал структурным подразделением областного государственного казённого образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Ульяновский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Гнёздышко» — Центр по развитию семейных форм устройства и сопровождения семей и детей.
Для соблюдения всех норм в сфере социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существует федеральный закон N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В нём используются понятия «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей», а также освещены основные направления социальной защиты, то есть по каким течениям осуществляется социальная помощь данной категории населения.
Чтобы приступить к изучению проблемы социальной поддержки детей-сирот необходимо ознакомиться с основными понятиями «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «социальная поддержка». В соответствие с федеральным законом N 159-ФЗ дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Обращаясь к понятию «социальная поддержка», рассмотрим ряд его трактовок. Социальная поддержка – система мер по оказанию помощи некоторым категориям граждан, временно оказавшимся в тяжелом экономическом положении (частично или полностью безработные, учащаяся молодежь и др.), путем предоставления им необходимой информации, финансовых средств, кредитов, обучения, права защиты и введения иных льгот. Социальная поддержка – деятельность, направленная на активизацию собственных сил и возможностей человека или группы по изменению своего материального и имущественного положения.
Таким образом, понятие «Социальная поддержка» тесно связано с другим термином «социальная помощь», направленная на преодоление человеком трудной жизненно ситуации. Именно поэтому социальная поддержка часто рассматривается как нематериальный, информационный ресурс (содействие в поиске работы, трудоустройстве, получении профессии, обучении, поиску способов по выходу из сложившейся трудной жизненной ситуации и т.п.).
Возвращаясь к рассмотрению деятельности «Центра», созданного специально для успешной социализации детей, для подготовки родителей к усыновлению.
Его деятельность осуществляется по таким направлениям, как:
• служба сопровождения семьи и ребенка;
• служба постинтернатного сопровождения;
• организационно-методическая служба.
Служба сопровождения семьи и ребенка. Формы помощи:
I. Социально-правовое сопровождение:
• получение информации о правах и льготах для семей, воспитывающих ребенка-инвалида;
• помощь в подготовке необходимых документов для оформления инвалидности: писем, заявлений, документов в различные государственные инстанции и др.
II. Выбор эффективной медицинской помощи и средств социально-педагогической реабилитации:
• консультирование родителей по медицинским, психолого-педагогическим аспектам развития ребенка в условиях семейного воспитания;
• проведение развивающих занятий с ребенком;
• обучение родителей средствам и приемам абилитации/реабилитации ребенка;
• организация сопровождения детей со сложной структурой дефекта в условиях разнопрофильных видов образовательных учреждений: общеобразовательного, компенсирующего, комбинированного с использованием инклюзивного и интегрированного обучения.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
• организация контактов с родителями, находящимися в сходной жизненной ситуации;
• снабжение информацией об организациях и учреждениях, оказывающих услуги ребенку с нарушениями развития и его семье;
• психологическая помощь родителям по преодолению тревог, связанных с появлением в семье ребёнка-инвалида;
• поддерживающая помощь семье по ситуативным запросам родителей.
Существует большое множество данных служб и их программ. Безусловно, все они схожи по своему содержанию, но тем не менее видны и некоторые различия.
Одними из основных являются:
1. Формирование коммуникативных умений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Формирование бытовых умений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Формирование правовых знаний детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Формы помощи:
• Осуществление социально-психологической диагностики выпускников, с целью выявления проблем;
• Оказание социально-педагогической, психологической и правовой (консультативной) помощи выпускникам в обеспечении жилой площадью, ремонте и решении бытовых проблем, в трудных жизненных ситуация, в трудоустройстве и трудовой адаптации, а также социально-правовой защиты в период профессионального самоопределения, в продолжение обучения в соответствии с интересами и склонностями;
• Разработка и реализация индивидуальных программ социальной адаптации выпускников, направленных на выход из трудной жизненной ситуации;
• Привлечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также учреждений (здравоохранения, образования, занятности, общественных организаций и объединений) к решению вопросов социальной адаптации выпускников.
Таким образом, можно заметить, что в программе постинтернатного сопровождения выпускников «Поверь в себя» идёт индивидуальная направленность на каждого воспитанника детского дома «Гнёздышка», что в той или иной мере повышает эффективность проводимых мероприятий.
Основные задачи деятельности организационной-методической службы Центра по развитию семейных форм устройства и сопровождению семей и детей:
• Эффективное использование материально-технических, программно-методических и кадровых ресурсов.
• Обеспечение разработки и внедрения инновационных методик, дидактического материала для повышения качества работы по устройству и сопровождению замещающих семей.
• Налаживание межведомственного взаимодействия как гаранта обеспечения устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи.
Организационно-методическая служба – инициатор областных акций и проектов, направленных на содействие устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие и гостевые семьи.
Таким образом, создание центров является важным и значимым направлением в оказании социально-психологической помощи детям, оставшимся без попечения родителей и семьям, находящимся на этапе нового периода жизни.