Конфликтология - относительно молодая наука. В завершенном виде она появилась лишь к середине XX в. Но конфликты существовали всегда, а первые попытки их осмысления относятся к глубокой древности.
Древние философы считали, что сам по себе конфликт не плох и не хорош, он существует повсюду независимо от мнений людей о нем. Правда, сам термин «конфликт» они еще не употребляли. Чаще они употребляли термин «насилие», но уже видели, что конфликт не исчерпывает собой всей жизни, а представляет собой лишь ее часть.
Однако во взглядах древнегреческих философов по этой проблеме не наблюдалось единства. Одни считали, что конфликт органически присущ всем предметам и явлениям, а потому неизбежен и в силу этого - не может получить отрицательной или положительной оценки. В частности, такого мнения придерживался Гераклит (кон. VI - нач. V вв. до н.э.).
В то же время отрицательно оценивали конфликты (в основном социальные) такие философы, как Платон и Геродот.
Цицерон же в трактате «О государстве» предложил разделять насилие на «справедливое» и «несправедливое» и выдвинул тезис о «справедливой и благочестивой войне».
Аврелий Августин Гиппонский Блаженный в работе «О граде божьем» определил, что решающим является не сам процесс конфликта, а цель. То есть гипотетически, в случае удовлетворения всех потребностей индивида, он не должен конфликтовать. Его рассуждения о войне и мире звучат вполне современно: «... Тe, которые нарушают мир, не ненавидят его как таковой, а хотят лишь другого мира. который, отвечал бы их. желаниям.»
Очень содержательную попытку системного анализа конфликтов (преимущественно социальных) сделал Николло Макиавелли в трактате «Государь». Он считал конфликт универсальным признаком общества и объяснял это природной порочностью человека.
О противоречиях в природе, обществе, мышлении, о борьбе между людьми, классами, государствами ученые размышляли особенно много в Новое время, когда социальные конфликты стали наиболее острыми. О природе конфликтов писали Ф.Бэкон и Т.Гоббс. Ж.-Ж.Руссо и И.Кант, Г.Гегель и К.Маркс, В.Соловьев и И.Бердяев.
В ходе обсуждения выявились два различных подхода к пониманию природы социального конфликта, которые можно определить как пессимистический и оптимистический.
Пессимистический подход наиболее четко выразил английский философ Томас Гоббс в своей книге «Левиафан».
«Человек, полагал он, по своей естественной природе является существом эгоистическим, завистливым и ленивым. Поэтому первоначальное состояние человеческого общества он оценивал как «войну всех против всех». Когда это состояние стало для людей непереносимым, они заключили между собой договор о создании государства, которое, опираясь на свою огромную силу, сравнимую лишь с мощью библейского чудовища Левиафана, способно избавить людей от бесконечной вражды».
Таким образом, негативно оценивая человеческую природу, Т.Гоббс не видел другого способа преодоления порочности людей кроме применения государственного насилия.
Оптимистический подход представлен французским философом Жан-Жаком Руссо, который в отличие от Гоббса считал, что человек по своей природе добр, миролюбив, создан для счастья.
«Источником конфликтов в современном обществе, по его мнению, явились недостатки в его организации, заблуждения и предрассудки людей и прежде всего их приверженность частной собственности. Важнейшим инструментом восстановления естественных для людей отношений мира и согласия должно стать создаваемое ими по взаимному договору демократическое государство, опирающееся преимущественно на ненасильственные, воспитательные средства, которые в наибольшей степени соответствуют сущности человека.»
Большой вклад в исследование конфликтных ситуаций внес Зигмунд Фрейд. Он пришел к выводу, что главным источником психических расстройств и стрессов является изначально, от природы присущий человеческой психике конфликт между сознательным и бессознательным, между смутными влечениями (особенно сексуальными) и требованиями моральных и правовых норм, что служит главным источником всех конфликтов.
Таким образом, подводя итог рассмотрению эволюции научных воззрений на конфликт, мы можем сказать, что отношение к миру и войне, согласию и насилию в истории человечества было неоднозначным.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Конфликт как явление, играющее ключевую роль в жизни человека и общества, во все времена находил свое место в искусстве. Искусство - это «зеркало человеческой души» и, пусть не всегда прямое, но зеркало человеческой истории, также запечатлело в своем содержании конфликты и отношение к ним. Курьезен, но показателен такой факт: в советском журнале «Театр» шла очень масштабная дискуссия о целесообразности рассмотрения конфликта в художественном произведении. Результат дискуссии - своеобразный лозунг - «Конфликту быть!».
Отразилась проблема конфликта и в народном творчестве в форме многочисленных поговорок и фразеологизмов: «Что за шум, а драки нет?»; «Полно браниться, не пора ль мириться?»; «Я тебе покажу кузькину мать!»; «Не рой людям яму, сам свалишься»;
«Отольются кошке мышкины слезы»; «Нашла коса на камень»; «Начали гладко, а кончили гадко».
В словаре В.И.Даля помимо 200 000 слов собрано 30 тысяч пословиц, поговорок, присловий и загадок. При подсчете количества пословиц, идиоматических оборотов и метафор, характеризующих различные конфликтные ситуации и противоречия, в качестве ключевых слов взяты следующие - мир, согласие, брань, драка, ссора. Оказалось, что с ними связано свыше 700 соответствующих фразеологизмов. Среди них 21,2% имели ключевое слово «согласие»; 5,2% - «мир»; 14,3% - «ссора»; 52,7% - «драка»; 6,6% - «брань».
Таким образом, мы видим, что в разрешении проблемных ситуаций наиболее эффективными до сих пор считались методы силового воздействия.
Анализ, проведенный конфликтологами, показывает, что в пословицах и поговорках отражены многие стороны взаимодействия людей. Частое использование ключевого слова «драка» свидетельствует о том, что на обыденном уровне для разрешения противоречия применялись в основном методы силового воздействия.
Это отражено в пословицах: «Чем ругаться, лучше собраться и подраться»; «Разорви тому живот, кто неправдою живет»; «Не все горлом, но и руками» (т. е. дракой); «Не говоря худого слова, да в рожу»; «Больше дерутся, так смирнее живут» и т.д.
В 184 пословицах прослеживается открытый призыв к драке, противоборству, конфликту. «Горе горюй, а руками воюй»; «Вот тебе раз, другой бабушка даст»; «Бей своих — чужие будут бояться»; «Бей жену к обеду, а к ужину опять»; «Сам бей, а другим бить не давай» и др.
Несколько меньшее количество (157) пословиц характеризует призыв к согласию, миру, осуждению драки, конфликта: «Замахнись, да не ударь»; «Подними руку да опусти, а сердце скрепи»; «Зла за зло не воздавай»; «Не бей Фому за Еремину беду»; «Ссора до добра не доводит».
«Сделав другу добро, себе жди того же».
Однако, только начиная со второй половины ХХ века, когда на Западе появился целый ряд работ, специально посвященных анализу конфликтов, можно говорить о конфликтологии как о самостоятельной области знания.
Результаты психологического исследования поведения людей в конфликтах постепенно все больше стали применяться в практике разрешения реальных конфликтов и в обучении искусству справляться с конфликтами.
Горовиц и Бордман создали специальную программу психологического тренинга, нацеленного на обучение конструктивному поведению в условиях конфликтной ситуации.
Ч.Освуд предложил методику постепенных и обоюдных инициатив по разрядке напряженности), предназначенную для снижения конфликтности в международных отношениях.
Особое развитие получила разработка переговорных методик разрешения конфликта (Дж. Скотт, Шарон и Гордон Боуэр, Х.Корнелиус и Ш.Фэйр, Д.Дэна, Г.Келман, Т.Крум и др.).
Всемирную известность приобрел Гарвардский метод принципиальных переговоров, разработанный Р.Фишером и У.Юри.
Стала интенсивно разрабатываться методика переговоров с участием посредников медиаторов (В.Линкольн, Л.Томпсон, Р.Рубин, Ф.Форсайт и др.). Создание эффективных методов медиации проведения переговоров с помощью медиаторов - привело к тому, что появились специалисты-практики, способные оказать реальную помощь в успешном разрешении конфликтов путем хорошо организованного процесса.
Был объявлен Организацией Объединенных Наций годом мира. В связи с этим в Австралии был создан Международный центр разрешения конфликтов, ведущий практическую работу по улаживанию конфликтов и обучению этому искусству. Конфликтологические центры с аналогичными задачами возникают во многих других странах.
В нашу страну также вошла практика медиаторства. Большую роль в этом сыграла Российско-Американская программа по конфликтологии, в рамках которой было организовано обучение конфликтологов-медиаторов. На этой основе в Санкт-Петербурге был открыт первый в России Центр разрешения конфликтов, создан Кубок конфликтологов, объединивший профессиональных конфликтологов-медиаторов.
Таким образом, процесс становления конфликтологии имеет достаточно продолжительное время. И сегодня уже можно говорить о конфликтологии как самостоятельной науке.