Условно нашу жизнь можно разделить на восемь сфер, каждая из которых гармонично встраивается в общую картину.
Первая сфера – здоровье. Без хорошего самочувствия человек мало на что способен. К сожалению, немногие уделяют здоровью достаточно внимания. Здоровые люди воспринимаются окружающими как более успешные. Человек может строить планы, выбирать перспективные и интересные направления, но на реализацию не хватает ни сил, ни энергии. Поэтому надо быть в форме, надо быть здоровыми. В это сферу включается не только общее самочувствие и наличие заболеваний, но и многое другое: как и чем мы питаемся, каким видом спорта мы занимаемся, какие вредные привычки имеем.
Вторая сфера – бизнес, карьера, работа. Чтобы построить бизнес и карьеру необходимо осознавать, кем вы являетесь или хотите стать, и строить бизнес вокруг этого. Некоторые полагают, что идеальный вариант – мало работать и при этом много получать. Это изначально не верный подход. Работа должна не только приносить доход, но и развивать личность. Важно смотреть вперед!
Третья сфера – деньги и финансы.
В этом плане люди делятся на категории:
• Работающие на кого-то (человек получает заработную плату, но большая часть уходит работодателю);
• Работающие на себя (врачи, адвокаты, получающие ровно столько, сколько заработали);
• Владельцы бизнеса (используют механизмы, приносящие доход);
• Инвесторы (деньги работают на вас медленно, но верно).
В некоторых из обозначенных категорий нет возможности повысить свой доход, а некоторые нацелены на неограниченную прибыль, которая зависит от предприимчивости, творческого потенциала и других умений.
Четвертая сфера – образование и личностный рост. Человек должен постоянно учиться – такова потребность времени. Появляются новые отрасли знаний, новые направления бизнеса. Попробуйте заниматься разными вещами, чтобы жизнь стала интересной и насыщенной.
Пятая сфера – окружение. Это родственники, друзья, коллеги – люди, с которыми мы взаимодействуем. Окружение на нас очень сильно влияет. Сам человек будет долго и трудно идти к чему-то, если в окружении нет наставников.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Важно искать людей, которые достигли много из того, чего хотите достичь вы сами. Общаясь с ними, вы сможете увереннее идти вперед.
Шестая сфера – личные отношения. С родителями они одни, с любимым человеком – другие, с коллегами – третьи. Чтобы построить гармоничные отношения, нужно знать, как это делается. В отношениях важно, как вы себя позиционируете, какие у вас манеры – умеете ли вы сказать партнеру приятное, похвалить его.
Седьмая сфера – внутренний мир, духовность. Человек сам решает, что есть его внутренний мир. Попробуйте, экспериментируйте, прислушивайтесь к ощущениям. Богатство внутреннего мира измеряется не деньгами, не степенью успешности. Это целостность вашей личности.
Восьмая сфера – это эмоции. Это окраска жизни, степень её яркости. Чем больше эмоций вы испытываете, тем более полной жизнью живете. Чем более эмоциональный вы человек, тем сильнее притягиваете других. Чем шире спектр эмоций, тем ярче и насыщеннее жизнь.
Мы вкратце обрисовали основные сферы жизни человека, которые формируют наш стиль жизни и помогают чувствовать себя успешными.
А теперь давайте возьмем лист бумаги, нарисуем круг и поделим его на восемь равных частей. Каждая часть обозначает определенную сферу жизни: здоровье, друзья, отношения, карьера и бизнес, финансы, духовность, личностный рост, яркость жизни – всё то, что мы с вами рассмотрели выше. Оцените каждую сферу по десятибалльной шкале. Возле каждого сектора поставьте соответствующую отметку и закрасьте сектор от центра пропорционально выставленной оценке.
Не ленитесь, так мы оценим основные сферы жизни, я это уже сделала. Ведь, когда всё стабильно, сложно сделать скачок вперед. Нужно подтянуть отстающие сферы жизни, потому что они влияют друг на друга. Колесо нашей жизни не может катиться, если оно неправильной формы.
Сферы жизни общества
Общеизвестно, что в развитии современного общества необходимыми и жизненно важными целями выступают:
а) воспроизводство человека;
б) создание, хранение, распределение и потребление материальных ценностей;
в) определение прав и свобод, социального положения личности и других социальных субъектов в обществе;
г) воспроизводство духовных ценностей общества, сознания и мировоззрения людей, удовлетворение их духовных потребностей;
д) осуществление политики и властно-правовых отношений.
В соответствии с данными целями развития общества выделяют четыре основные сферы (подсистемы) жизни общества: материально-производственную (экономическую), социальную, политико-правовую и духовную. Понятие «сфера жизни общества» выражает разновидность социальной организации, обладающей особыми предназначением, содержанием, закономерностями и объединениями круга людей, способами и средствами функционирования, определенными пределами распространения. Сферы жизни общества трактуются как основные и неосновные, большие и малые. Их наличие и число определяются конкретно-историческими условиями развития общества, другими обстоятельствами.
Изучение сфер общественной жизни, анализ их элементов показывают, что данная проблема имеет важное теоретическое и практическое значение. В основе понимания сферы жизни общества находится определенная сторона, часть или область общественной жизни, относительно самостоятельная и структурно оформленная. Категориальный статус сферы жизни общества носит более глубокий характер. Он состоит не только в выделении и анализе той или иной сферы, но и в установлении и раскрытии ее связей с другими сторонами (сферами) общественной жизни, а также между элементами содержания.
Сферы (подсистемы) жизни общества – это необходимые для продуктивного функционирования общества области деятельности людей (производственная, научная, политическая, семейно-бытовая, педагогическая, религиозная, военная и т.д.), где происходит создание материальных и духовных благ, а также удовлетворение потребностей субъектов. Знание сфер жизни общества, законов их функционирования и развития позволяет увидеть место и роль человека в них, его условия жизни и труда, соотношение интересов личности и общества, их взаимных обязанностей и ответственности, а также ближайшие и более отдаленные перспективы развития как общества, так и отдельной личности.
Зрелость развития основных сфер жизни общества в конечном итоге является показателем состояния всего общества и его возможностей по дальнейшему развитию производства, культуры, политики, военного дела и т.д. Все сферы жизни российского общества так или иначе в своем функционировании связаны с жизнедеятельностью Вооруженных Сил. Знание и учет специфики их функционирования способствуют пониманию этой взаимосвязи, определяют направления воздействия на сознание военнослужащих.
Общество представляет собой динамичную систему, различные подсистемы (сферы) и элементы которой обновляются и находятся в изменяющихся связях и взаимодействиях. Человек принимает участие в разных областях жизни общества, так как определенной стороной своей деятельности он включается в ту или иную сторону функционирования общества. Производство материальных благ обусловливает социальный, политический, духовный и другие процессы жизни, которые, в свою очередь, являются относительно самостоятельными областями и воздействуют на материальную жизнь. Структура общества (экономический базис и надстройка, этнические общности, классы, социальные слои и группы, индивиды) служит основанием для выделения ее сфер жизни. Рассмотрим основные сферы.
Материально-производственная (экономическая) сфера представляет собой жизнедеятельность общества, где воспроизводятся, хранятся, распределяются и потребляются материальные ценности (блага), удовлетворяются материальные потребности людей. Материально-производственная сфера не во всем тождественна материальной жизни как первичному уровню жизни общества. Она соотносится с духовной жизнью как с вторичным уровнем. В материальную жизнь вместе с материально-производственной сферой включается сфера воспроизводства самого человека как процесс реализации законов народонаселения, а также другие виды практики. Материальная жизнь как первичный уровень существования общества есть общественное бытие.
Материальное производство является определяющим, но не единственным фактором общественного развития. Оно порождает необходимость функционирования других сфер, которые также становятся факторами исторического развития. Сущность этого процесса состоит в том, что материальное производство принимает форму других общественных отношений, а данные «неэкономические» отношения в процессе развития приобретают новые черты и законы. Они все более «отдаляются» от материально-экономических отношений, но сохраняют при этом их преобразованную сущность. В наиболее концентрированном виде сущность базисных отношений сохраняет политика, а в наименьшей форме – духовные отношения. Тем самым каждая из сфер жизни общества приобретает относительную самостоятельность, оказывая свое воздействие на материально-производственную сферу, а также друг на друга.
Материально-производственная сфера выступает ведущей причиной, условием и предпосылкой исторического процесса, ибо люди, чтобы жить, должны иметь материальные средства. Она представляет собой проявление необходимости и вместе с тем свободы в обществе, становясь своеобразным вектором для других сфер общественной жизни. Другие сферы жизни общества, возвышающиеся над ней, составляют единство надстроечных видов деятельности и общественных отношений.
Основными критериями данной сферы выступают: развитость орудий трудовой жизнедеятельности; механизация и автоматизация производственных процессов; наличие новых технологий; реализация профессиональной подготовки субъектов в материальном производстве; материальный уровень жизни людей.
Осмыслить процессы, происходящие в данной сфере жизни общества, позволит рассмотрение ее структуры, то есть совокупности элементов сферы и связей между ними.
Материально-производственная жизнь общества включает в себя:
– материально-производственную индивидуальную трудовую деятельность;
– финансовую жизнь общества;
– жизнедеятельность субъектов промышленности;
– сельское хозяйство;
– жизнедеятельность людей в сфере транспорта, связи и услуг;
– деятельность субъектов в сфере сырьевых и энергетических ресурсов;
– научно-технический прогресс в данной сфере;
– функционирование экономического сознания людей;
– систему экономических отношений между людьми;
– систему норм материально-производственной жизнедеятельности.
Материально-производственная сфера жизни общества выполняет следующие функции: воспроизводство материальных благ, хозяйственно-организаторскую, функцию интеграции и дифференциации экономической жизни, управленческую, коммуникативную, воспитательно-экономическую, прогностическую, регулятивную и другие. Показатели данной сферы выступают ведущими оценками общего развития государства и определения его места среди других стран.
С материально-производственной непосредственно связана социальная сфера, содержание которой составляет жизнедеятельность людей как членов социальных общностей и субъектов отношений, характеризующая их положение в обществе с позиции социального равенства или неравенства, справедливости или несправедливости, прав и свобод.
Любое общество состоит из множества людей, которые представляют не простое количество отдельных индивидов. В этом множестве образуются определенные социальные группы, отличающиеся одна от другой и находящиеся между собой и всем обществом в разных соотношениях. Человеческое общество в этом плане – сложная совокупность различных групп, их связей и взаимодействий, т.е. оно социально структурировано. К социальным общностям (взятым по разным основаниям и измерениям) можно отнести народы, нации, классы, сословия, страты, касты, социально-демографические и профессиональные группы, трудовые коллективы, неформальные образования и т.д.
Социальная сфера жизни общества связана с положением (статусом) в обществе и развитием определенных социальных общностей, их взаимодействием, ролью в обществе. В этой сфере осуществляется, например, взаимодействие различных общностей, групп (слоев) населения по поводу условий жизни, быта, производства; проблем здравоохранения, образования, социальной защиты и соцобеспечения; соблюдения социальной справедливости; регулирования всего комплекса этнических, национальных, социально-классовых и групповых отношений. Она раскрывает также законы социальных отношений, их классификацию и роль в обществе.
Как никакая другая, социальная сфера актуализирует потребности и интересы граждан и социальных общностей, характер и полноту их удовлетворения. В ней наиболее выпукло проявляется качество реализации прав и свобод человека, его обязанностей и ответственности перед собой и обществом.
В социальной сфере осуществляется воспроизводство населения. Семья как исходная ячейка общества не только обеспечивает сохранение и прирост народонаселения, но и во многом определяет социализацию личности, ее обучение и воспитание. Критерием развитости социальной сферы общества выступает, прежде всего, мера гармоничного совершенствования и самовыражения личности. Другими критериями являются: образ жизни, состояние медицинского и других видов социального обеспечения, образование и воспитание, прирост народонаселения и т.п. Стержень социальных отношений составляют отношения равенства и неравенства по положению личностей в обществе. При недостатке, например, жилья, продуктов питания, одежды или лекарств социальная сфера не выполняет таких главных функций, как поддержание здоровья людей, обеспечение необходимой продолжительности жизни, восстановление физических сил, затраченных человеком на работу, компенсирование затрат психоэмоциональной и нервной системы и т.д.
Продуктивно функционирующая сфера социальных отношений в наибольшей мере «продолжает» материально-экономические отношения, так как реализует результаты трудовой деятельности: завершается цикл отношений распределения, продолжается цикл отношений общественного потребления и полностью осуществляется цикл отношений индивидуального потребления. Сама социальная сфера не создает материальных благ, они создаются в сфере производства. Но социальная сфера, организуя условия и процесс потребления, поддерживает человека в состоянии жизнедеятельности, восстанавливает его как живую производительную общественную и личностную силу.
Определенное положение людей в обществе, основой которого является вид их трудовой деятельности (рабочий, предприниматель, колхозник, фермер, инженер, военнослужащий, поэт, художник), закрепляется конкретными юридическими актами (Конституция страны, законы, указы, постановления, распоряжения государственной власти). Когда социальные отношения складываются на основе совпадения интересов людей, то они принимают характер сотрудничества. Если же интересы людей, социальных групп не совпадают или они противоположны, то социальные отношения становятся отношениями борьбы. И тогда важнейшим вопросом отношений становится модернизация властного управления, реорганизация общественного строя, изменение положения различных классов, наций, социальных групп в обществе. Социальные отношения в этом аспекте видоизменяются в политические отношения.
Социальные отношения в армии можно представить различным образом: координационные (между равными по статусу военнослужащими) и субординациионные (отношения подчинения), а также между разными категориями и социальными группами военнослужащих, между воинскими коллективами, между воинским коллективом и личностью. В Вооружённых Силах существует два относительно самостоятельных уровня социальных отношений. Первый уровень – проявление в армии и на флоте социальных отношений общества. Второй уровень – отношения, вызываемые спецификой воинской деятельности, разделением воинского труда. Реализация данных уровней раскрывает статус военнослужащего и Вооруженных Сил в целом как субъектов общества, государства, а также их специфику как элементов социальной структуры общества.
Политико-правовая сфера жизни общества связана с деятельностью субъектов по реорганизации властных отношений на основе права. Это подсистема общественных отношений, содержание которой составляет взаимодействие субъектов в целях реализации их интересов по поводу власти, государственного устройства, прав и свобод в отношении власти посредством осуществления выработанных ранее проектов с помощью социальных технологий и трансформационных программ. Политическая жизнь общества и деятельность его институтов сегодня неотделимы от права и правовых норм, установленных государством. Роль этой сферы в некоторых обществах, в том числе российском, чрезвычайно велика и в огромной степени детерминирует все остальные.
Данная сфера возникла на основе осознания различными социальными общностями своих политических интересов и потребностей, связанных с завоеванием власти, использованием властных функций, с законотворческой деятельностью и исполнением законов. Специфика политической сферы проявляется и в том, что потребности социальных общностей и групп, будучи осмысленными, выражаются в политических целях, идеях и программах и обусловливают целеустремленность борьбы социальных сил за коренные интересы. Она включает в себя систему политических институтов: государство, политические партии, другие общественные организации, союзы и движения, а также право как институт общества. Совокупность институтов политической жизни общества образует его политическую организацию. Политическая сфера жизни общества включает в себя также политическое и правовое сознание субъектов, политические и правовые отношения, политико-правовую культуру и политическую деятельность по осуществлению власти в стране.
Основными критериями политико-правовой сферы общества выступают: согласованность политики государства с интересами граждан страны и нормами права; наличие и соблюдение политических и правовых свобод; демократизм; верховенство закона в политической жизни страны и др.
Структуру политико-правовой сферы общества составляют:
– субъекты политико-правовых отношений;
– совокупность политических и правовых институтов государства;
– функционирование политико-правового сознания субъектов;
– политико-правовая деятельность.
К основным функциям политико-правовой сферы общества относятся: властная, регулятивно-правовая, идеологическая, обеспечение безопасности общества, личности и государства, коммуникативная, имущественно-распределительная, организаторско-управленческая, контролирующе-принуждающая, правотворческая и др.
По наличию политического режима, характеру и способу взаимодействия власти, личности и общества политические системы могут разделяться на тоталитарные, авторитарные и демократические.
Основным регулятором общественных отношений наряду с другими выступает право, понимаемое как система общеобязательных норм (правил), установленных и санкционированных государством, обеспеченных к исполнению добровольно или принудительно.
Право как общественное явление имеет следующие признаки:
а) общеобязательность – нормы права регулируют поведение всех членов общества, они обязательны для исполнения всеми, кому адресованы, независимо от отношения к ним тех или иных лиц;
б) формальная определенность – нормы права устанавливаются государством в специальных актах, точно и в деталях отражают требования к поведению, общению и деятельности всех субъектов общества;
в) исполнение норм права осуществляется добровольно со стороны субъектов и принудительно – со стороны государства (в необходимых случаях);
г) нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев и фактов.
В обществе право выполняет весьма обширные и многообразные функции:
Во-первых, оно закрепляет основы существующего строя;
во-вторых, способствует развитию позитивных общественных отношений;
в-третьих, вносит определенный порядок в общество и деятельность государства, создает предпосылки для их целенаправленного и целесообразного функционирования;
в-четвертых, выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного поведения людей и социальных общностей, является основанием для применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка;
в-пятых, право играет воспитательную роль, развивая у людей чувства справедливости, законности, добра, гуманности.
Особое место в политической жизни общества принадлежит политическому насилию и его средствам, прежде всего военной организации государства. Следует подчеркнуть, что важнейшим органом реализации военной политики государства является армия, которая предназначена для обеспечения внешней и внутренней безопасности страны, защиты ее граждан, территориальной целостности и суверенитета, решения других военно-политических задач. Новой задачей Вооруженных Сил стало сохранение мира. Армия выступает эффективным средством проведения определенных политических решений. Этим в полной мере объясняется ее политический характер как социального института. Вместе с тем, будучи средством проведения политики государства, армия не может, да и не должна быть самостоятельным субъектом данной политики.
Духовная сфера жизни общества тесно связана с воспроизводством индивидуального и общественного сознания, с удовлетворением духовных потребностей субъектов и развитием духовного мира человека. Это подсистема, содержание которой составляют производство, хранение и распределение ценностей общества (наука, обучение, воспитание, искусство, мораль, религия) для регулирования деятельности институтов и субъектов духовной жизни.
Основными критериями духовной сферы жизни общества выступают: развитость индивидуального сознания; способность человека осознавать самого себя, свои отношения с природой и обществом; гуманистическая направленность общественного мировоззрения; состояние духовных ценностей и степень их согласованности с потребностями и интересами личности, других субъектов общества; состояние обучения, воспитания, науки, искусства; практическая реализация свободы совести граждан.
В качестве подсистем духовной сферы жизни общества в социально-философской литературе выделяют: воспроизводство индивидуального и общественного сознания, личностного и общественного мировоззрения; научную жизнь; образовательно-воспитательный процесс; духовно-нравственную жизнь; художественно-эстетическую жизнь; функционирование религии, свободомыслия и атеизма; информационную жизнь общества. Они обеспечивают формирование и развитие духовного мира личности, сохранение и передачу духовных ценностей. Своеобразным интегральным показателем развития духовной сферы жизни общества и других сфер выступает духовная культура.
Каждая из подсистем духовной сферы жизни общества охватывает собой определенные фрагменты функционирования индивидуального и общественного сознания, личностного и общественного мировоззрения. Но эти подсистемы не сводятся только к функционирующему сознанию. В них представлена и деятельностно-продуктивная сторона духовной жизни, т.е. сама деятельность субъектов по производству, распределению, обращению и потреблению духовных ценностей. Например, наука – не просто сумма особых знаний, она есть совокупность научных учреждений, сложнейший процесс воспроизводства отношений между субъектами науки, наукой и обществом.
Таким образом, наука, идеология и общественная психология, обучение и воспитание, искусство, религия, мораль, информация стали в обществе специализированными видами духовного производства. Все они вписываются в общую систему разделения труда, выступая его разновидностями. Это обстоятельство и отличает подсистемы духовной сферы жизни от компонентов общественного сознания. В процессе исторического развития все области духовной сферы взаимодействуют друг с другом, взаимообогащаются.
Основными функциями духовной жизни общества выступают:
- воспроизводство индивидуального и общественного сознания;
- создание, хранение, распределение и потребление духовных ценностей;
- мировоззренческая;
- методологическая;
- регулятивная;
- образовательно-воспитательная;
- художественно-эстетическая;
- коммуникативная;
- научно-познавательная и др.
Сферы жизни общества, выступая целостными образованиями, находятся в тесной взаимосвязи, воздействуют друг на друга, переплетаются, дополняют друг друга, характеризуя единство всего общественного организма. Связи, существующие между сферами, многообразны. К наиболее характерным относятся субординационные. Специфика данных связей заключается в том, что сферы жизни в обществе играют различную роль. Например, известно, что основой всех видов общественной деятельности людей выступает экономическая сфера. Она, в свою очередь, является главным детерминантом других сфер: социальной, политической, духовной. Таким же образом социальная сфера определяет политическую и духовную, а политическая – духовную. Кратко остановимся на данном фрагменте взаимосвязи.
В качестве первого опосредующего звена, где экономические интересы социальных сил соотносятся с другими интересами этих, а также других социальных общностей, выступает социальная сфера общества.
Возникновение и развитие социальной структуры общества детерминировано многими факторами, и прежде всего экономическими. Под влиянием экономической деятельности формируются и изменяются интересы субъектов, их условия труда и быта, здоровье, досуг. Конкретно-историческая система производственных отношений формирует основу экономического положения классов, национальных, профессиональных и других видов социальных групп. Конкретная материальная организация общества обусловливает характер развития социальных общностей, процессы их взаимодействия.
Экономическая жизнь находит отражение и в вооруженных силах государств. Экономическими отношениями определяются основные принципы строительства армии, ее социальный облик, политическая и техническая направленность функционирования и развития. Экономика обусловливает создание вооружений, военной техники, других материальных средств, необходимых для жизнеспособности армии. От уровня экономического развития страны, в конечном счете, зависит качественный состав военнослужащих, развитие их морально-боевых и профессиональных качеств, совершенствование организационной структуры вооруженных сил, способов и форм ведения боевых действий.
Конкретный социальный потенциал определенного типа общества также выступает условием для решения коренных задач, стоящих перед ним. Но в социальной сфере общества формируются, как правило, лишь предпосылки для превращения социальных общностей и индивидов в субъекты сознательной деятельности. Эти предпосылки создают почву для перехода от социального к политическому бытию социальных групп, где их деятельность связана с властными и правовыми отношениями. Поэтому экономическая и социальная сферы обусловили возникновение политико-правовой сферы общества.
Основным детерминантом политико-правовой сферы общества является политическая власть. Ее сущность состоит в реализации волеизъявления граждан непосредственно или через определенные институты (государство и др.) по поводу управления обществом на основе предоставленных законом полномочий, решения важных задач социального развития, обеспечения целостности и независимости общества (страны). Характер политики конкретных социальных субъектов определяется их экономическим и социальным положением. В классовом обществе политика отражает прежде всего, соотношение интересов классов. Через нее реализуются социальные потребности различных категорий граждан.
Как отмечал Г.В. Плеханов, угнетенные классы стремятся «к политическому господству, чтобы помочь себе путем изменения существующих социальных отношений и приспособления общественного строя к условиям своего собственного развития и благосостояния». Именно поэтому политико-правовая сфера общества обусловливается его классовой структурой, классовыми отношениями, а затем и требованиями политической борьбы. Следовательно, политико-правовая сфера жизни общества отличается от других сфер большей активностью субъектов во властных отношениях. В ней осмысливаются, формируются и реализуются коренные интересы и цели народов, этнических общностей, классов и социальных групп, их отношения сотрудничества или борьбы. Политико-правовая сфера – это и взаимоотношение государств, коалиций государств.
Когда те или иные социальные силы превращаются в субъект государственной военно-политической деятельности в развитой форме, их практическая связь с армией выступает основным содержанием военно-политических отношений. При этом армия превращается в средство военной деятельности по осуществлению интересов государства и данных социальных сил.
Кроме того, политика, отражая экономические и социальные потребности с позиций властных интересов конкретных субъектов, вырабатывает исходные положения духовного производства, характер распространения и потребления духовных ценностей. Политические силы влияют на формирование идеологических воззрений и характер функционирования общественной психологии, на отношения в обществе и отдельных его институтах, в том числе в вооруженных силах.
Таким образом, в условиях общей зависимости от экономики развитие сфер общества осуществляется по своим законам. Каждая из них в свою очередь оказывает влияние на другие сферы: духовная сфера – на политико-правовую, социальную и экономическую; политико-правовая сфера – на социальную, духовную и экономическую; социальная сфера – на экономическую, политико-правовую, духовную. Состояние духовной сферы общества дает информацию политико-правовой сфере, выдвигает перед ней очередные задачи, определяет те политические ценности, которые необходимо развивать в конкретных условиях развития общества. На основе идей, выработанных в духовной сфере общества, усилия людей нацеливаются на выполнение определенных задач и программ. А политико-правовая сфера влияет на характер социальных программ, отношений, на качество реализации социальных потребностей и интересов наций и социальных групп, меру осуществления в обществе принципов социальной справедливости, равенства и гуманности.
Социальная сфера общества, выступая активной силой, также влияет на все стороны жизни общества. В зависимости от принадлежности к той или иной социальной группе у людей формируется различное отношение к собственности, формам распределения материальных благ, правам и свободам, образу и уровню жизни. От гармоничности взаимоотношений классов, этнических общностей и социальных групп зависит состояние жизнедеятельности всего общества, его стабильность и устойчивость в историческом развитии.
Сферы общественной жизни
Сферы общественной жизни — области общественной жизни, в которых удовлетворяются важнейшие потребности людей.
Учёные выделяют четыре главные сферы общественной жизни: экономическую, политическую, социальную и духовную. Такое деление условно, но оно помогает лучше ориентироваться в многообразии общественных явлений.
Экономическая сфера включает фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, шахты и др. То есть всё то, что позволяет обществу производить такое количество товаров и услуг, которые удовлетворят жизненно важные материальные потребности людей — в пище, жилье, одежде, досуге и т.д.
Основная задача экономической сферы — организация деятельности больших групп людей по производству, потреблению (покупка и использование купленного в своих собственных целях) и распределению товаров и услуг.
В экономической жизни участвует всё население. Дети, пенсионеры, инвалиды в большинстве своём не являются производителями материальных благ. Но они участвуют в обмене — когда покупают товары в магазине, распределении — когда получают пенсии и пособия, и, конечно, в потреблении материальных благ. Вы ещё не создаёте материальные блага, но зато активно их потребляете.
Политическая сфера включает государство и органы государственной власти и управления. В России — это Президент, правительство, парламент (Федеральное Собрание), местные органы власти, армия, полиция, налоговая и таможенная службы, а также политические партии. Основная задача политической сферы — обеспечение порядка в обществе и его безопасности, разрешение социальных конфликтов, принятие новых законов и осуществление контроля за их исполнением, защита внешних границ, сбор налогов и т.д.
Социальная сфера включает повседневные взаимоотношения граждан, а также взаимоотношения больших социальных групп общества: народов, классов и т.д.
К социальной сфере относятся и различные учреждения по обеспечению жизнедеятельности людей. Это магазины, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание (жилищные управляющие компании и химчистки), общественное питание (столовые и рестораны), здравоохранение (поликлиники и больницы), связь (телефон, почта, телеграф), а также учреждения досуга и развлечения (парки культуры, стадионы).
Важное место в социальной сфере занимают органы социальной защиты и социального обеспечения. Они призваны оказывать социальную помощь нуждающимся: пенсионерам, безработным, многодетным семьям, инвалидам, малообеспеченным людям. О том, как оказывается социальная помощь семьям, вы узнали в 5 классе.
К духовной сфере относятся наука, образование, религия и искусство. Она включает университеты и академии, научно-исследовательские институты, школы, музеи, театры, художественные галереи, памятники культуры, национальные художественные сокровища, объединения верующих и т.д. Именно в этой сфере осуществляется накопление и передача духовных богатств общества следующим поколениям, а люди и целые общества находят ответ на вопрос о смысле жизни и своего существования.
Сферы жизни человека
Итак, есть такие сферы жизни, как:
1. здоровье и спорт;
2. дом, окружающее пространство;
3. карьера и финансы;
4. саморазвитие;
5. отношения;
6. отдых, развлечение;
7. внутренний мир.
У вас они могут иметь немного другой вид, например, можете включить пункт путешествия, семья, отделить карьеру от финансов, добавить эмоции и яркость жизни. Так как знаете вы себя, никто не может знать. Покопайтесь в себе, запишите желания, цели, мечты и составьте свои области своей жизни.
Ошибка многих людей состоит в том, что они развивают только несколько сфер, а то и одну, к примеру, карьеру, забывая о своем здоровье, отдыхе, детях и жене. Это вносит дисбаланс в энергетику человека. Со временем это отражается на всем его окружении, да и внутренний мир страдает. Это происходит незаметно, постепенно. Например, человек — карьерист, всю жизнь зарабатывал деньги, пахал день и ночь, старался быть финансово независимым, но через какое то время его силы иссякают, ведь он совсем не заботился о здоровье и забыл, что такое отдых, его жена завела любовника, ведь он не уделял ей времени, дети подросли и даже не могут вспомнить счастливые моменты, проведенные с отцом. Печальная картина, не правда ли? Я думаю, никто не хотел бы оказать в данной ситуации.
Это произошло по одной причине, неграмотном использовании своих приоритетов и определения основных сфер жизни. Запомните, если вы хотите быть счастливым, необходимо развиваться во всех направления, как бы вам не хотелось. Пусть где то вы будете активнее, где то пассивнее, но выделить определенное количество времени на все остальное вы обязаны ради себя самого.
Социальная сфера жизни
Социальная сфера охватывает взаимодействие больших и малых социальных групп общества: наций, народов, классов, сословий, семей и др. Она включает также повседневные взаимоотношения граждан.
К социальной сфере относятся те учреждения, которые нужны для нормальной жизни людей: магазины, метро и автобусы, столовые и кафе, больницы и поликлиники, телефон, почта, стадионы. А также учреждения и организации, оказывающие социальную помощь нуждающимся гражданам — малоимущим, инвалидам, старикам и др.
Социальные группы — основа человеческого общества. Численность групп на Земле превышает численность людей, так как один человек способен состоять сразу в нескольких группах. Он трудится в коллективе автозавода, участвует в спортивной команде, среди туристов посещает другие страны, через выборы участвует в политической жизни страны. А ещё он коллекционирует марки, водит машину или в толпе пешеходов спешит перейти на другую сторону улицы. А вот он заболел и сразу попал ещё в одну социальную группу — больные.
Социальная группа — совокупность людей, выделенных по социально значимым признакам — полу, возрасту, национальности, расе, профессии, месту жительства, доходу, власти, образованию, общему занятию, деятельности и др. Например, социальная группа «учащиеся» выделена по виду их деятельности — учёба.
Вы уже знаете, что социальные группы бывают малыми и большими. В семье — одной из малых групп начинается жизнь человека. Из истории вы уже знаете о существовании таких больших социальных групп, как классы, сословия, касты, народности, нации.
Малая социальная группа — небольшая по численности группа людей, объединённых общими целями, интересами, нормами, правилами поведения, а также личным постоянным взаимодействием (межличностными отношениями). Например, семья, ученический коллектив, футбольная команда, дружеская компания.
Большие социальные группы включают тысячи и миллионы людей. Такие группы различаются по социальному положению (общественные классы), по этнической принадлежности (народности, нации), по возрасту (дети, молодёжь), по месту жительства (горожане и сельские жители), по половому признаку (мужчины, женщины), по профессии (люди умственного и физического труда).
Интересно, что все люди, живущие на Земле, составляют одну большую социальную группу. Население отдельно взятой страны — тоже большая социальная группа.
Духовная сфера жизни
Духовная сфера жизни общества - это подсистема, содержание которой составляет производство, хранение и распределение ценностей общества, способных удовлетворить потребности сознания и мировоззрения субъектов, воспроизводить духовный мир человека.
Духовная жизнь общества составляет ведущий, главный процесс формирования и развития его духовной культуры.
Основными критериями сферы духовной жизни общества являются: развитость индивидуального сознания; способность человека осознавать самого себя, свои отношения с природой и обществом; гуманистическая направленность общественного мировоззрения; состояние духовных ценностей; степень их согласованности с потребностями и интересами личности и других субъектов общества, а также мера развитости образования, воспитания, науки, информационной жизни общества, искусства, практическая реализация свободы совести граждан.
Духовная сфера жизни общества предназначена для воспроизводства индивидуального и общественного сознания, духовных ценностей личности и общества, для регулирования деятельности институтов и субъектов духовной жизни.
Структуру сферы духовной жизни общества можно представить, как и других сфер, многопланово. Наиболее распространенным подходом является выделение относительно самостоятельных процессов духовной жизни, обладающих своим предназначением, содержанием и способами реализации.
В духовной жизни выделяются:
- процесс воспроизводства индивидуального и общественного сознания; личностного и общественного мировоззрения через удовлетворение потребностей и интересов по их развитию;
- научная жизнь;
- художественно-эстетическая жизнь;
- образовательно-воспитательный процесс в обществе;
- духовно-нравственная жизнь;
- функционирование религии, свободомыслия и атеизма;
- информационная жизнь общества.
Мораль в структуру духовной жизни общества включается определенной стороной: процессами осмысления роли и значения нравственности, ее категорий, норм и принципов для функционирования духовной жизни.
Основные функции духовной жизни общества:
а) Общие: воспроизведение индивидуального и общественного сознания; создание, хранение, распределение и потребление духовных ценностей; мировоззренческая; методологическая; регулятивная; коммуникативная и др.
б) Видовые: научно-познавательная; художественно-эстетическая; образовательно-воспитательная и др.
Рассмотрим некоторые элементы содержания духовной жизни общества.
Наука характеризует сферу духовной жизни с точки зрения роли в ней эмпиризма и рациональности, процесса добывания, хранения, востребования и использования научно-теоретического знания.
Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе, человеке и самом познании, на открытие объективных законов и существенных характеристик бытия.
Типовая структура науки как явления духовной жизни общества - единство научного сознания, институтов науки и деятельности ее субъектов. Поэтому объективно-истинное знание, полученное вне науки, не включается в содержание науки, а составляет сферу обыденно-практического или рационального, абстрактно-логического вненаучного знания.
Распространенной классификацией наук считается признание трех больших групп: науки о природе - естествознание; науки об обществе - обществознание или социальные, гуманитарные науки; науки о технике - технические науки. Науки о человеке можно выделить в особую группу - антропологию, или включать в естественные, общественные, а также в технические науки.
Науки классифицируются также на фундаментальные (преимущественно теоретические) и прикладные (нацеленные на достаточно быстрое применение научных знаний в практической деятельности).
Особенности научного знания:
1.Оно отражает закономерное, существенное, качественное в материальном мире.
2. Это систематизированное, концептуальное (теоретическое) знание, выраженное системой понятий, суждений, учений.
3. Научное знание – в основном истинное знание в единстве объективно-субъективного, абсолютного и относительного, конкретного и абстрактного. В науке возможны также заблуждения и ложное знание.
4. Оно предназначено для воплощения в сложной практической жизнедеятельности людей.
5. Это знание, полученное на основе специальных методик и средств (приборов).
6. Научное знание обладает доказательностью.
Художественно-эстетическая жизнь общества состоит в образно-творческом воспроизведении жизни людей, неживой и живой природы в формах художественного образа с помощью категорий возвышенного, прекрасного, совершенного, трагического и комического, серьезного и игрового, а также низменного, безобразного, несовершенного. Она включает в себя искусство, народную художественную культуру, элитарную и массовую культуру, различные художественные субкультуры.
Художественная культура изучается специальной наукой - эстетикой. Отражение в сознании людей и осмысление художественной культуры как непосредственно, так и с помощью эстетики формирует у них эстетическую культуру. Эстетическая культура - это состояние сознания, мировоззрения и всего духовного мира субъекта, которое воспроизводит художественную культуру и определяет меру включенности субъекта в мир искусства, народной и иной культуры. Признаки эстетической культуры личности: художественно-эстетические знания; эстетические потребности и интересы; эстетический идеал; эстетический вкус; эстетические переживания; эстетические чувства; художественно-эстетические качества и др.
Главным элементом художественно-эстетической жизни общества выступает искусство. Это вид профессиональной художественно-эстетической деятельности по воспроизводству, распределению и потреблению ценностей искусства. Оно характеризуется авторством, стилем и направленностью художественного творчества. Искусство отличается, например, от народной художественной культуры, которая развивается стихийно, в ней нет, как правило, конкретных авторов, она не специализируется и не составляет средство получения благ ее анонимными авторами, не предназначена для вознаграждения.
Структура искусства: архитектура; изобразительное искусство (скульптура, живопись, графика и др.); художественная литература; музыка; хореография; театр; кино; эстрада; аудио-видеоискусство; компьютерное, в том числе виртуальное, искусство, прикладное искусство и др.
В характеристике основных понятий художественной культуры (искусства), следует обратить внимание на категории эстетики: художественный образ; художественная форма; прекрасное и безобразное; возвышенное и низменное; трагическое и комическое.
Религия является одной из древнейших и основных (наряду с наукой, образованием, искусством) форм духовной культуры. В современной теории популярно определение религии, исходящее из признания ее основой веры в Бога («религия есть вера в Бога»). Наряду с ним широкое распространение имеют другие подходы к пониманию сущности религии: религия есть система догм, символов веры и культа, в основе которых находится важность почитания божественного, признание священного и святого; религия также есть одна из свойственных духовной культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей верой в сверхъестественное и ожиданием от него воздаяния.
Основой религии является вера в особое сверхъестественное. В вере обнаруживаются важнейшие особенности, определяющие место религии в отношениях человека и бытия.
Религиозная вера складывается из:
1) собственно веры, т. е. убеждения в правильности основ религиозного учения;
2) знания о наиболее существенных положениях вероучения;
3) признания и следования нормам нравственности и культа, содержащихся в религиозных требованиях к человеку;
4) соблюдения норм и требований, предъявляемых к повседневной жизни верующего человека.
Существуют различные типы религии: монотеистические (основанные на вере в единого Бога) и политеистические (исповедующие многобожие); ритуальные - с акцентом на выполнение определенных культовых действий; религии спасения, признающие главным в вероучении догмы об особом образе жизни человека, его посмертной судьбе. Важную роль играют национальные религии, распространенные среди представителей одной или родственных наций, а также племенные религии. К национальным религиям относят синтоизм (японцы), конфуцианство (китайцы), иудаизм (евреи) и др. Существуют многочисленные религиозные секты, а также так называемые «живые» религии, псевдорелигиозные объединения. Наиболее распространены и многочисленны по своим последователям мировые религии. Главные мировые религии в современном мире — христианство (возникло в начале I тыс. н. э.), ислам (возник в VII в. н. э.), буддизм (возник в VI-V вв до н. э.).
О роли мировых и других религий в современном мире говорят следующие данные:
1. Огромное большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из существующих мировых религий. Подсчитано, например, что сторонниками христианства сегодня являются 1,99 млрд. человек, ислама – 1,19 млрд. человек, буддизма – 359 млн. человек.
2. В ряде стран мира религиозные объединения отделены от государства. Тем не менее, влияние религии на жизнь современного общества остается значительным. Ряд государств признает одну из религий государственной и обязательной.
3. Многие религии являются источниками нравственных и художественно-эстетических ценностей и норм, регулируют повседневную жизнь людей, хранят принципы общечеловеческой морали. Роль таких религий в возрождении и приумножении культурного наследия, приобщения к нему людей весьма значительна.
4. К сожалению, религиозные противоречия продолжают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, фактором разъединения и противоборства. Религиозный агрессивный фанатизм гу-бителен, он противостоит культуре, общечеловеческим духовным ценностям, интересам человека.
Одним из основных прав человека в современном мире является право на свободу совести. Согласно статье 28 Конституции РФ, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Свобода совести, таким образом, оставляет за человеком выбор между религиозной верой и атеизмом. Любой выбор свободы совести не является основанием оценки качеств личности с заранее заданным результатом: верующий – значит плохой, верующий – значит хороший и т. п. Оценка личности осуществляется по проявлению ее качеств на практике – в поведении, общении, деятельности.
Главное в понимании свободы совести как правовой нормы Российской Федерации состоит в том, что ее реализация представляет личное, частное дело каждого человека. Это одно из естественных, неотчуждаемых и не ограничивающихся ничем и никем прав личности.
Свобода совести, таким образом, включает три свободно выбираемых человеком варианта ориентированности своего мировоззрения и личной позиции:
- верить в любую религию, свободно выбирать вероисповедание;
- не верить ни в какую религию, придерживаться атеистических взглядов и убеждений;
- свободно, без преследований, осуществлять критику любой религии или атеизма на основе взаимоуважения и толерантности.
Следует обратить внимание на то, что иногда духовность человека понимается или объясняется как только или именно религиозная духовность. Данная трактовка является односторонней. Она не согласуется с принципом свободы совести и однозначно ориентирует мировоззрение, духовный мир человека на религиозность, причем, как правило, конкретного характера. Духовность человека – состояние его сознания, характер и направленность мировоззрения, совокупность социальных качеств.
Политическая сфера жизни
Политика как особая сфера деятельности и отношений людей связана со всеми другими сферами их разносторонней деятельности в обществе. Политическая деятельность всегда направлена на изменение, преобразование или сохранение условий сохранения целостности общества и продолжения его во времени, она служит удовлетворению потребности людей в регулировании и управлении общественными процессами. Главным вопросом политики является вопрос о власти. Социальная философия занята выяснением источников власти и способов ее реализации в обществе, оснований сохранения властных конструкций и закономерностей их изменения. Власть понимается как отношения между людьми, в основе которых лежат нормы и правила, регулирующие отношения господства и подчинения.
Основным элементом политической сферы является организация. Она включает в себя следующие компоненты:
а) объединение людей, социальный субъект;
б) форма бытия, действия, целеполагания этого субъекта;
в) определенные нормы, принципы, правила структурирования, координации, субординации, совместного действия, отношения к другим субъектам;
г) определенный материальный субстрат – финансы, здания, оргтехника и т. д.);
д) идейно-духовное начало (общая цель, общий интерес, мотивы деятельности, обоснование своего места и роли в обществе, политическая воля и т. д.).
Содержанием политической сферы жизни общества выступает совокупность институтов общественного управления, которая охватывает властные структуры (государство, политические партии, политические организации и движения и т.д.). Политическая сфера общества включает политическую систему и область общественного управления.
Вопрос о государстве, является одним из самых сложных и противоречивых. Существует много разнообразных концепций и взглядов относительно определения его природы и сущности. Одни требуют его немедленного упразднения, другие, наоборот, полагают, что государство необходимо человеку и обществу. Происхождение государства и определение оснований его существования и развития – еще одно проблемное поле социальной философии.
Между различными политическими организациями существует система связей, отношений, зависимостей, что и образует целостную политическую сферу общества. Она подчиняется своим законам функционирования и имеет на вооружении принципы, в соответствии с которыми решаются стратегические и тактические задачи. Особая роль здесь принадлежит политическим партиям.
При рассмотрении политической сферы следует обратить внимание на разграничение понятий «государство» и «гражданское общество». Гражданское общество не тождественно обществу в целом, оно представляет собой совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и т.д. Оно является способом самореализации свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций. Прямое вмешательство и произвольная регламентация деятельности этих граждан и организаций со стороны государственной власти ограничена законом. Гражданское общество призвано обеспечить удовлетворение потребностей и интересов граждан негосударственными и неполитическими методами. В истории мы наблюдаем разнообразные соотношения политического общества (государства) с гражданским обществом. При тоталитарном режиме происходит подавление государством гражданского сектора, гармоничные отношения гражданского общества и государства предполагает демократическое устройство социума.
В целом, политическая сфера – это совокупность государственных и политических организаций, институтов и учреждений, регулирующих политические отношения в обществе. Основными подсистемами политической сферы являются государство, политические партии, общественные организации (профсоюзы и т.п.), политические отношения, в том числе международного характера, политическое сознание (политические программы, политические решения партий) и т.п.
Сферы современной жизни
В социальной системе в качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования — сферы жизни общества. Общество будет сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности.
Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни.
Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.
Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.
Стоит сказать, что каждая сфера содержит в себе:
• определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
• социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);
• сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).
Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:
• социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.);
• экономическую (производительные силы, производственные отношения);
• политическую (государство, партии, общественно-политические движения);
• духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).
Не стоит забывать, что важно понять, что люди одновременно находятся в различных отношениях между собой, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества — это не геометрические пространства, где обитают разные люди, но отношения одних и тех же людей в связи с различными сторонами их жизни.
Взаимосвязь сфер жизни
Сферы общественной жизни, выступая целостными образованиями и представляя соответствующие возможности (потенциалы) общества, находятся в тесной взаимосвязи, воздействуют друг на друга, переплетаясь и дополняя друг друга, характеризуя целостность самого общественного организма.
Экономическая сфера общества выступает главной детерминантой других сфер - социальной, политической, духовной. В свою очередь, например, социальная сфера детерминирует политическую и духовную, политическая - духовную. При этом экономическая сфера, задавая цели и программу различным видам деятельности, создает и необходимые условия этой деятельности.
Следует сказать, что внутри общей зависимости от экономики, развитие каждой сферы общества следует и в соответствии со своими законами. Каждая из них оказывает обратное влияние на предшествующие: духовная - на политическую, социальную и экономическую, политическая - на социальную и экономическую, социальная - на экономическую.
Состояние духовной сферы общества даёт информацию политической сфере, выдвигает перед ней исторически важные и новые задачи, определяет те политические ценности, которые необходимо развивать в свете конкретных условий развития общества. На основе идеи, выработанных в духовной сфере общества, усилия людей нацеливаются на решение предстоящих задач и программ. А политическая сфера влияет на характер социальных программ, отношений, на качество реализации социальных потребностей и интересов классов, наций и социальных групп, меру осуществления в обществе принципов социальной справедливости, прав на свободу, человеческое достоинство.
Социальная сфера общества, выступая активной силой, влияет на все стороны экономической жизни общества. В зависимости от принадлежности к той или иной социальной группе у людей формируется отношение к собственности, формам распределения материальных благ, избирается вид производственной деятельности. От степени интеграции классовых, национальных и социальных групп зависит эффективность жизнедеятельности экономической сферы общества. Поэтому забота о конкретных нуждах, интересах людей должна быть предметом неустанного внимания. Сумеет наша страна добиться решительного поворота к социальной сфере, - тогда многие большие и малые экономические проблемы будут решаться эффективнее и быстрее.
Итак, основа общественной структуры образуется на базе четырех важнейших видов человеческой деятельности. Каждой из них соответствует своя специфическая сфера общественной жизни со своей внутренней структурой, множеством отдельных форм. Четкие представления о необходимых для общества видах деятельности являются важной предпосылкой уяснения всей его сложной структуры и его свойств как целостного социального организма.
Таким образом, социально-философский анализ общества включает в себя исследование статики общества и его динамики, рассмотрение составля-ющих его групп, институтов, а также учет происходящих в обществе процессов изменения и развития.
Статически общество представляет единство четырех сфер (подсистем): материально-производственной (экономической), социальной, политической и духовной (сферы общественного сознания и духовной практики), находящихся в сложном диалектическом взаимодействии. Единство и взаимодействие этих составляющих и представляет общественный процесс, объединяющий в себе прогресс и регресс, реформы и революции, обеспечивает военные возможности общества. Познание причин, источников и движущих сил общественного развития является важной задачей философско-социологического исследования.
Личная сфера жизни
Жизнь или личная жизнь или частная жизнь или человеческое существование — это индивидуальное личное развитие, распространенное понятие в современном бытии. Имеются целые отрасли бизнеса, предназначенные для того, чтобы помочь людям улучшить их личную жизнь с помощью консультирования и тому подобного «обучения жизни».
В прошлом, до наступления изобилия и развития технологии, личная жизнь состояла главным образом из выживания человека и общества; нужно было добыть пищу и крышу над головой. В обществе было мало частной жизни, и человек воспринимался, прежде всего, как представитель своей профессии.
В настоящее время многие люди начали воспринимать свою личную жизнь как что-то отдельное от работы. Работа и отдых начинают отличаться друг от друга; человек либо находится на работе, либо нет, и переход между этими состояниями носит резкий характер.
Наемные работники редко работают в официально нерабочее время. Многие люди воспринимают свою личную жизнь как что-то совсем отдельное от работы. Это может быть связано со все растущим разделением труда и требованиями все возрастающей эффективности, и на работе, и дома.
Связь сфер жизни
Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об обществе были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.
В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. К примеру, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на базе духовной культуры народа, его традиций в области религии и морали. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.
В объяснении многообразия типов общества и причин перехода от одного типа к другому сталкиваются два концептуальных подхода - формационный и цивилизационный. Согласно формационному подходу, представителями которого были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга общественно-экономические формации: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.
По определению К. Маркса, общественно-экономическая формация представляет собой «общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество, со своеобразными отличительными характеристиками». Основу общественно-экономической формации, по Марксу, составляет тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями. Совокупность производственных отношений образует его базис, над которым надстраиваются политические, правовые и иные отношения и учреждения, которым в свою очередь соответствуют определенные формы общественного сознания (мораль, религия, искусство, философия, науки). Таким образом, специфическая общественно-экономическая формация - это все многообразие жизни общества на исторически определенном этапе его развития.
Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения. К производительным силам относятся средства производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики. Средства производства, в свою очередь, включают в себя предметы труда (то, что обрабатывается в процессе труда - земля, сырьё, материалы) и средства труда (то, с помощью чего обрабатываются предметы труда - инструменты, оборудование, техника, производственные помещения). Производственные отношения - это отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства. Переход от одной общественной формации к другой осуществляется путем социальной революции. Экономической основой социальной революции является углубляющийся конфликт между, с одной стороны, вышедшими на новый уровень и приобретшими новый характер производительными силами общества и, с другой стороны, устаревшей, консервативной системой производственных отношений. Этот конфликт в политической сфере проявляется в усилении антагонистических противоречий и обострении классовой борьбы между господствующим классом, заинтересованном в сохранении существующего строя, и угнетенными классами, требующими улучшения своего положения. Революция приводит к смене господствующего класса. Победивший класс осуществляет преобразования во всех сферах общественной жизни. Так создаются предпосылки для формирования новой системы социально-экономических, правовых и иных общественных отношений, нового сознания. Так образуется новая формация. В связи с этим в марксистской социальной концепции значительная роль придавалась классовой борьбе и революциям. Классовая борьба объявлялась важнейшей движущей силой развития общества, а политические революции - «локомотивами истории».
Формационный подход дает возможность обнаружить в обществе его целостную структуру, определить ее основные элементы, основные зависимости между ними, основные механизмы их взаимодействия. На его основе все наблюдаемое в истории множество социальных систем сводится к нескольким основным типам. В состав общественно-экономической формации входят базис, надстройка и другие элементы. Базис - это экономическая структура общества, включающая совокупность производственных отношений, складывающихся в соответствии с определенным уровнем развития производительных сил.
Концепция формационного развития общества, как признает большинство современных обществоведов, имеет несомненные сильные стороны: она четко называет основной критерий периодизации (развитие экономики) и предлагает объяснительную модель всего исторического развития, позволяющую сравнивать друг с другом разные общественные системы по их степени прогрессивности. Во-первых, формационный подход предполагает однолинейный характер исторического развития. Теория формаций была сформулирована Марксом как обобщение исторического пути Европы. Сам Маркс видел, что некоторые страны не укладываются в эту схему чередования пяти формаций. Эти страны он отнес к так называемому «азиатскому способу производства». Он высказал идею, что на основе этого способа производства образуется особая формация однако подробного анализа этого вопроса он не провел.
Таким образом, формационный подход в его традиционном виде создает большие трудности для понимания многообразия, многовариантности развития общества.
Во-вторых, для формационного подхода характерна жесткая привязка любых исторических явлений к способу производства, системе экономических отношений. Исторический процесс рассматривается, прежде всего, под углом зрения становления и смены способа производства: решающее значение в объяснении исторических явлений отводится объективным, внеличностным факторам, а человеку отводится второстепенная роль. Формационный подход абсолютизирует роль конфликтных отношений, в том числе и насилия, в историческом процессе. Исторический процесс при этой методологии описывается преимущественно через призму классовой борьбы, социальные конфликты, хотя и являются необходимым атрибутом общественной жизни, но не менее важную роль играет, как многие считают, духовно-нравственная жизнь. У формационного подхода есть свои недостатки. Как показывает история, далеко не все страны вписываются в ту “стройную” схему, которую предложили сторонники этого подхода. Например, во многих странах не было рабовладельческой общественно-экономической формации. А что касается стран Востока, то их историческое развитие вообще было своеобразным (для решения этого противоречия К. Маркс ввел понятие “азиатский способ производства”). Кроме того, как мы видим, формационный подход под все сложные общественные процессы подводит экономическую основу, что не всегда корректно, а также отодвигает роль человеческого фактора в истории на второй план, отдавая приоритет объективным законам.
Правовая сфера жизни
Правовая сфера жизни общества есть сфера действия права, то есть социальное пространство, в пределах которого функционируют правовые отношения, основанные на действующем в том или ином обществе праве.
Социальный институт права относится к регулятивной сфере общественной жизни, ибо главное его назначение — это регуляция и контроль поведения индивидов, заключение этого поведения в определенные рамки, формы, приемлемые для общества в целом. Социальный институт права обязан своим происхождением процессам разделения труда и развития товарного производства, когда между людьми установились отношения взаимозависимости и определенный баланс интересов. Внешним регулятором правовых отношений выступает закон.
При всей очевидности функций и роли права в обществе его сущность, “природа” и содержание продолжают оставаться предметом дискуссий. В настоящее время обсуждаются в основном два подхода к пониманию сущности права: традиционный, или “запретительный”, и либеральный, опирающийся на идею “естественных”, неотчуждаемых прав и свобод личности.
Традиционный подход, фактически отождествляет право с законом. Оно представляется системой общеобязательных норм (правил) поведения людей, устанавливаемых и поддерживаемых государством. В принципе это “нормальная”, так сказать, житейская трактовка права, когда оно воспринимается как некий свод запретов и карательных санкций за их нарушение. Суть такого понимания права можно выразить принципом: “запрещено все то, что не разрешено”. Однако если продумать эту небезосновательную и до XVIII в. практически общепринятую позицию до ее логического конца, то любое общество предстанет сборищем потенциальных преступников, которых лишь строгость и неотвратимость наказания удерживают от неблаговидных поступков.
Здесь на первый план выходит репрессивная функция права. Его Принципы и нормы видятся этакими красными флажками, которыми “обложили” людей для их же собственного блага. Внутри этого кольца флажков человеку гарантируются относительная свобода и безопасность, выход же за его пределы угрожает лишением того и другого.
Совсем иной подход к пониманию сущности права выражает концепция, условно названная нами либеральной, которая возникла во второй половине XVIII в. в рамках просветительской философии и связана с именами И. Канта, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Ч. Беккариа и другие. Она исходит из убеждения, что в праве первичны не запреты и репрессии, не ограничения поведения человека, а наоборот, — его права и свободы.
Термину “право” было бы возвращено его подлинное содержание, отражающее социальную природу права: прежде всего, именно право человека на жизнь, собственность, безопасность, свободу совести, слова, перемещения и препинания.
Иными словами, основой права, его “первоначалом”, “первоэлементом” признаются “естественные” права и свобода человека, которые должны соблюдаться категорически, независимо от любых, пусть даже самых целесообразных требований момента. Никакой государственный запрет и вообще никакое требование к индивиду не должны покушаться на его неотъемлемые права и свободы.
Историческую подоплеку такого категорического требования понять нетрудно: буржуазно-просветительская мысль отчаянно боролась с усиливавшимся деспотизмом феодально-абсолютистских государств, в которых право по сути дела являлось возведенной в закон волей правителя, государя. Естественно, что в этих условиях процветали произвол и деспотизм. Если их что и сдерживало, так это чисто физические границы производительных способностей подданных и пределы мощи репрессивного государственного аппарата.
Допросветительская правовая мысль также пыталась найти какие-то ограничения тенденции сползания государств к деспотизму. Однако особых успехов не достигла. Самым распространенным средством борьбы с этим социальным злом был призыв к разуму правителя, монарха, которому, дескать, много выгоднее заботиться о своих подданных, как доброму отцу о своих многочисленных детях. Ведь тогда и самому государю будет обеспечена спокойная и доходная жизнь.
Мыслители XVIII в. решительно отбрасывают эти наивно-патерналистские взгляды, но задача остается прежней: найти нормативные ограничения деспотической власти государства, его огромной принудительной силы. Стремительно развивающийся капитализм утверждает новые формы поведения людей и соответственно иной тип личности.
От человека в возрастающих масштабах требуют и, значит, культивируют такие качества, как инициативность, предприимчивость, самостоятельность, ответственность прежде всего за себя, а не за род или общину. Соответственно возникает и необходимость гарантий, защиты достигнутого в жизни путем индивидуальных усилий от произвола со стороны государства. Именно этот социальный запрос и стал базой просветительской философии права от Локка до Канта, сформулировавшей концепцию естественных прав и свобод человека. Таким образом, был подведен теоретический фундамент под идею о необходимости принудительного ограничения самой государственной власти.
Высшим принципом новой философии права выступает признание независимости каждого индивида, его полной самостоятельности и не менее полной ответственности за свою судьбу. Государство не имеет право решать, что для индивида хорошо, а что плохо. Он как-нибудь сам в этом разберется, государство не мешает индивиду действовать на свой собственный страх и риск, но и не несет ответственности за успех или неуспех его действий. «Запретительный» дух старого понимания права меняется на «разрешительный»: разрешено все, что не запрещено.
В современных условиях превалирует либерально-просветительская трактовка сущности права, оказавшаяся необычайно плодотворной. Именно в этой философской традиции появилось понятие правового государства; именно в ней удалось четко выделить основные правообразующие принципы, т. е. показать, чем, собственно, право отличается от бесправия.
Социальный институт права обязан своим происхождением процессам разделения труда и развития товарного производства. Ведь именно они одновременно ставят самостоятельных индивидов в положение всеобщей взаимной зависимости друг от друга. Причем, взаимозависимость эта носит совершенно анонимный по существу характер. Производителю товара все равно, кто его купит, а потребителю не менее безразлично, кто его произвел. Однако преобладание неперсонифицированных отношений порождает проблему гарантий соблюдения интересов отдельного человека: индивид должен быть уверен, что предоставляя другим нечто, имеющее в обществе ценность, он сможет получить взамен соответствующий эквивалент.
Вот тут-то и появляется тонкая, неосязаемая материя права как особой социальной реальности. Общество как бы гарантирует индивиду удовлетворение его собственных интересов, обеспечиваемых аналогичными усилиями других индивидов. Общество, таким образом, пытается составить очень сложный «баланс» интересов отдельных лиц, который может быть сведен только в том случае, если все они будут действовать по одним и тем же правилам.
Правила эти действуют не только в сфере производства. Ведь создаваемая общественным разделением труда взаимозависимость индивидов проявляется во всех сферах их жизнедеятельности. Учителя и ученики, правители и подданные, офицеры и рядовые, артисты и зрители, женихи и невесты — все строят свои взаимоотношения на основе взаимной нужды друг в друге. А согласованность их усилий на уровне общества как раз и достигается благодаря наличию некоторых общих правил или даже стереотипов поведения, в которых явно или неявно учитываются интересы каждого индивида и общества в целом.
Цели и сферы жизни
Рассматривать жизненные ценности и определять стратегические цели следует во всех основных областях, которые имеют для вас значение. Дело в том, что часто люди ставят цели, лишь когда речь идет об их карьере или финансовом благополучии, но при этом полностью забывают о необходимости их постановки в других важных областях собственной жизни. В результате одни слишком много работают, а личная жизнь у них не складывается, а другие, наоборот, счастливы в семье, но совершенно не ощущают собственного развития и переживают по этому поводу. Для начала следует определить ключевые области, на которые можно условно разделить нашу жизнь. Это позволит выявить четкую структуру дел и развиваться более сбалансированно, поддерживая равновесие и гармонию различных направлений своей деятельности.
Ключевые области — это от пяти до девяти основных направлений вашей деятельности, в которых развивается ваша жизнь.
Ключевые области помогают более точно наметить жизненные цели.
Для создания списка ключевых областей нужно перечислить обычные, ежедневные дела, а затем сгруппировать их по смыслу, после чего придумать им простые названия.
Например, Учеба, Семья, Друзья, Отношения с любимым человеком, Хобби, Работа, Спорт, Благосостояние.
Затем для каждой ключевой области необходимо сформулировать одну-две стратегические цели либо мини-миссию.
Для области «Семья»: «Я хочу сделать свой дом теплым и гостеприимным местом, где будет жить вся моя большая семья и куда будут часто при-ходить друзья».
Для области «Работа»: «Я хочу, чтобы моя работа обеспечивала мне хорошую материальную поддержку, и при этом у меня оставалось еще достаточно времени для того, чтобы растить детей».
С понятием ключевых областей тесно связаны такие понятия, как «центр жизненных интересов» и «ролевая функция».
Центр жизненных интересов — это область восприятия жизни, в которой человек ощущает себя наиболее комфортно, к которой он постоянно стремится и с позиции которой может наиболее эффективно решать собственные проблемы.
При этом каждый человек необходимо выполнять разнообразные обязанности, что связано с реализацией определенной ролевой функции.
Ролевая функция — это совокупность определенных действий и отношений в рамках определенного круга людей.
Каждый человек обладает набором ролевых функций, который в значительной степени зависит от центра его жизненных интересов, например, друга, студента, менеджера, начальника, подчиненного и т.д. Роли носят довольно постоянный характер. Так, любому из нас в течение несколько десятилетий присуща роль сына (дочери). Позже параллельно с ней появляется роль мужа (жены), а затем и отца (матери). Наши жизненные роли весьма многочисленны.
Как правило, и среди разных людей, и в рамках одной личности роли распределяются неравномерно.
Каждая из ролей требует установления и поддержания определенных отношений с другими людьми, совместной постановки и эффективного достижения общих целей, а также формирования групп с учетом наиболее сильных сторон каждого участника.
При этом требуется уделять внимание балансу ролей, так как Его нарушение приведет к не реализации некоторых ролей из-за отсутствия временных ресурсов. Например, усиленное внимание семье может осложнить отношения с руководством, а постоянное пребывание вне дома неизбежно вызовет конфликт в семье.
Баланс ролей для каждого человека индивидуален. Для его установления каждому из нас потребуются и время, и некоторые усилия, направленные на выявление ролевых функций и определение их значимости
Материальная сфера жизни
Общество является сложносоставной системой: оно включает множество взаимозависимых элементов. К главным его частям относится и материальная сфера жизни общества.
Это совокупность отношений по возникновению и перемещению материальных благ. Ее структура, в свою очередь, делится на составляющие:
— непосредственные материальные блага – предметы, вещи (объекты материального мира), а также материальные ценности;
— материальные потребности людей – необходимость в указанных благах или ценностях (потребность может быть в одежде, жилье, пище);
— материальные отношения – взаимодействия людей по поводу объектов материального мира (благ, ценностей): их возникновения, распределения;
— материальная деятельность – процесс производства предметов, материальных ценностей.
Так как общество являет собой особую форму совместного существования людей, то оно неоднородно и динамично: развивается вместе его субъектами.
Все элементы существования социума дополняют друг друга, а материальная сфера жизни общества является его базисом. Ведь на ней держится не только человеческое общество, но и его политическая надстройка – государство.
Ежедневно каждый из нас нуждается в пище, ежемесячно мы покупаем себе какую-то одежду или предметы личного использования, ежегодно мы нуждаемся в полноценном комфортном отдыхе – и для всего этого требуются деньги.
Кроме того, каждую деталь из нашего списка еще нужно предварительно произвести либо обеспечить ее доступность иным образом.
Поэтому в материальной сфере жизнедеятельности любого общества всегда присутствуют не только потребители, но и производители, а также многочисленные структуры, позволяющие осуществлять различного рода посредничество между этими субъектами.
Деньги тоже не растут на деревьях, поэтому их нужно зарабатывать, а чем больше у человека потребностей, тем выше должен быть соответствующий доход.
Процесс перераспределения благ также включен в эту область социальных взаимоотношений. Кроме того, сюда можно отнести и сам выпуск денег как единого эквивалента товарного обмена.
В конечном счете, любой бизнес является неотъемлемой частью материальной сферы жизни общества, так как предприниматель либо производит товар, либо осуществляет его продажу, или же оказывает какую-либо услугу, которая может удовлетворять различные человеческие материальные потребности.
Сферы семейной жизни
Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются связанные между собой сферы:
• долга;
• любви;
• интереса.
Отсутствие активной содержательности в этих сферах лишает семью положительного влияния на детей. Излишнее внимание к одной из сфер в ущерб другим искажает воспитательный процесс. Если все семейные отношения сводятся лишь к исполнению обязанностей, то ребенок испытывает недостаток любви и ласки. Слепая и всепоглощающая любовь, выражающаяся в потакании капризам, приводит к формированию эгоистических черт личности. Гармоничное взаимодействие всех сфер делает процесс воспитания в семье полноценным и целостным.
Рассмотрим более подробно каждую из сфер, их воспитательные возможности, содержание и механизм действия.
Долг. Содержанием сферы долга является ответственность родителей и детей за нормальное функционирование семьи. Конституционной обязанностью является забота родителей о воспитании детей и забота детей о родителях. Долг призывает к выполнению всех бытовых, трудовых дел, к овладению художественной культурой, к здоровому отдыху и трезвой жизни. Привычное, нравственное сознание детей и родителей в духе долга и ответственности формируется в повседневной бытовой деятельности на основе взаимной требовательности и уважения. Активное общение в сфере долга обеспечивается обсуждением предстоящих заданий, взаимопомощью и взаимопроверкой качества порученного дела и т.п.
Чувство долга, воспитанное в семье, легко переносится ребенком в другие сферы жизни. В сфере долга средствами семьи осуществляется начальное гражданское, духовное, трудовое, нравственно-волевое воспитание.
Интерес. Сфера долга тесно переплетается со сферой интереса. Общий семейный интерес объединяет и сплачивает родителей и детей в дружный коллектив на основе совместной увлекательной деятельности. Интерес следует уже активно вводить в сферу долга. Ребенок, участвуя в различных игровых ситуациях, с интересом относится к выполнению домашних заданий. Выполнение долга и обязанностей в этом случае основывается у него не только на волевых усилиях, но и ассоциируется с приятными эмоциями и переживаниями. Главное заключается в том, чтобы увлекательность, рожденная чистым интересом, сливалась у ребенка с чувством ответственности и долга.
Свободный интерес проявляется у членов семьи друг к другу, к делам каждого на производстве, в школе, общественных организациях, к душевному состоянию. С этим естественным интересом к делам и жизни близкого человека тесно связан интерес членов семьи к общественной жизни и труду. Духовному общению членов семьи способствуют совместно прочитанная и обсуждаемая книга, просмотренный кинофильм, телепередача, посещение экспозиции музеев и выставок.
Укреплению воспитательных функций способствуют совместные занятия физкультурой и спортом. Скрепляет семью и совместный интерес к активному отдыху: к труду на садово-огородном участке, к туристическим походам, длительным прогулкам в лесу, катанию на коньках, лыжах, велосипеде, а также играм в бадминтон, волейбол.
Любовь. Сферы долга и интереса не могут существовать вне отношений внутрисемейной любви, которая придает всей жизни в семье особый, неповторимый колорит, формирует в ребенке тонкие человеческие чувства. Если в семье преобладает слепая и бездумная, бездуховная любовь, то на ее почве вырастает групповой эгоизм. Нормальная родственная любовь развивает в ребенке любовь к людям. Родственная любовь проявляется как обостренное эмоционально окрашенное, уважительное и заботливое отношение членов семьи друг к другу. Она активно стимулирует внутрисемейное общение и деятельность, направленную на облегчение и улучшение жизни близких. Родители и дети стремятся не к личному удовольствию, а к доставлению блага любимому, если нужно - ценой самопожертвования. Это рождает и укрепляет подлинную, высшую человеческую любовь в душе ребенка.
Родственную любовь способны пробуждать в детях лишь те родители, бабушки и дедушки, которые глубоко и искренне любят друг друга. Любовь воспитывается только в атмосфере любви, которая органично впитывается ребенком и направляет его эмоционально-волевые отношения к жизни. Родственники в семье проявляют любовь самоотверженной помощью, заботой и душевной тревогой за близкого человека.
Активная деятельная любовь к людям выражается у детей чувством ответственности за другого человека и все живое, чувством долга перед обществом и самим собой. Подлинный гуманизм, ответственная и деятельная любовь родителей к детям предполагает проявление ими справедливости и требовательности, предоставление ребенку самостоятельности и условий для самоутверждения. Демократизм и гуманизм развивают в детях те родители, которые сами проявляют душевную чуткость и отзывчивость к людям. Гуманизм, как и родственная любовь, питается той атмосферой, которую творят родители в семье.
Таким образом, развитие всех основных сфер жизни семьи в их органическом взаимопроникновении и взаимодействии позволяет наиболее эффективно осуществить ее воспитательную функцию.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
Как сдвинуть с места бетонную плиту размером 50 метров в высоту, 100 метров в длину и весом 202 тонны, не применяя никаких механизмов и приспособлений?