Сравнительная политология (политическая компаративистика, компаративистика, сравнительные политические исследования) – эмпирическая дисциплина в рамках политической науки, осуществляющая систематизированные сравнения различных явлений в мире политики для выявления и объяснения сходств и различий между ними, что необходимо для проверки существующих теорий и построения новых.
В рамках политической науки сравнительная политология выполняет функцию посредника между описательными и теоретическими дисциплинами, позволяя проверять и совершенствовать теории. В науке наилучшим способом проверки верности теоретической модели является эксперимент. Большинство явлений в социально- политической сфере не поддается полноценной экспериментальной проверке в силу возможных негативных последствий для его участников, или она не будет достаточной (если эксперимент, например, осуществляется в недостаточно большой группе). Соответственно, теории, претендующие на понимание закономерностей в политике, не могут быть экспериментально проверены и оказываются «оторванными» от политической реальности, описываемой другими социальными науками и их специализированными отраслями. Сравнение, выполненное по определенным правилам, позволяет частично заменить эксперимент, выявляя сходства и различия между реальными явлениями в политике, обнаруживая причины их возникновения, и тем самым достигается выявление причинно-следственных связей.
Сравнительная политология – это дисциплина, определяемая по методу – систематизированному сравнению, а не по предмету, поскольку сравнительные исследования охватывают разные области политики – от политического поведения определенных социальных групп до политических институтов, от политических систем государств до политической системы мира, как наблюдаемых в настоящее время, так и существовавших в другие исторические эпохи, и др.
Сравнение и сопоставление издавна используются для осмысления и анализа не только повседневной жизни, но и политики, а также общественных явлений в целом.
Сопоставление является не менее древним, чем само человеческое мышление. Оно позволяет усмотреть аналогии или контрасты между теми или иными явлениями в политике и за ее пределами. К сравнению и сопоставлению прибегали в древности философы и историки. Так, в «Политике» Аристотель уделил много внимания классификации различных типов государственного устройства (политейа), под которым понимается «распорядок в области организации государственных должностей вообще, и в первую очередь верховной власти: верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления (политейма), а последний и есть государственное устройство». Считается, что философ и его ученики в Ликее изучили историю и типы государственного устройства 158 государств. Однако из всех работ этого, вероятно, самого первого масштабного проекта сравнительных исследований сохранилось лишь одно сочинение – «Афинская полития».
В «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха обнаруживается принцип сравнения, ставший базовым для политических сопоставлений и сохранившийся до сих пор – особенно в учебной литературе. В своем знаменитом сочинении, название которого точнее было бы перевести «Параллельные жизни», он дает две биографии – одну греческого, а другую римского политика, – а затем дополняет их кратким текстом, где прослеживает сходства и контрасты между своими героями.
По мере накопления опыта политических сопоставлений в них вносятся новые принципы и схемы. Однако остается все еще далеко до выработки определенного, а тем более строгого сравнительно-исторического метода. Только установление достаточно полной системы принципов, позволяющей не просто констатировать «сходство» отдельных явлений, но выявлять логические серии соответствий между ними, собственно и означает переход на качественно новый уровень научного сравнения.
С учетом сказанного становится понятной специфика сравнительной политологии. С одной стороны, сравнительная политология изучает все, что входит в сферу политической науки – от государств и их систем до небольших групп граждан и даже отдельных ролей, которые выполняют люди в политике. С другой стороны, главным средством изучения политики данной дисциплиной является сравнение, которое не является исключительной «привилегией» сравнительной политологии, ведь «сравнение – это обычный способ мышления». Поэтому «собственно сравнительная политология и получила свое название по методу, а не по предмету. На этом основании многие отрицают за сравнительной политологией собственной предметной специфики, а соответственно и собственной теории, говоря, что сравнительная политология — это и есть вся политическая наука, в которой используется сравнительный метод».
При всех сложностях определения роли и места сравнительной политологии в политической науке можно утверждать, что она выполняет роль посредника между теоретическими дисциплинами (политическая теория) и описательными дисциплинами, скрупулезно собирающими ту или иную фактуру (политическая социология, политическая психология, политическая антропология, политическая история – в той мере, в которой они не «вторгаются» в сферу теории, эксперимента или сравнительных исследований).
Для теоретических дисциплин характерно умозрение и отвечающее его природе интеллектуальное конструирование, например, в виде логических, математических и прочих моделей. Для описательных дисциплин характерно отвечающее природе описания накопление фактов, например, в виде разного рода баз данных.
Сравнение универсально, но только в компаративистике оно используется систематично и методично. В силу того, что систематично применяемый метод трансформирует и тем самым формирует предмет исследования, сравнительная политология именуется «по методу» совершенно так же, как и другие эмпирические науки – экспериментальная физика и психология, сравнительная антропология и правоведение, сравнительно-историческое языкознание и т.п.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Следует отметить, что как эксперимент, так и сравнение можно отнести к основным способам получения эмпирического знания, достигаемого за счет систематичного и методичного соотнесения описательных данных с помощью аналитических инструментов, например, моделей или правил, предложенных, например, научной теорией, или же позаимствованных у морали, идеологии, здравого смысла и т.п. Особенность политической науки, впрочем, состоит в том, что эксперимент практически недоступен, и сравнение становится по сути единственным инструментом получения эмпирического знания.
Таким образом, сравнительная политология – это дисциплина-посредник и эмпирическая дисциплина в строгом смысле слова.
В качестве своей собственной, «внутренней» теории эмпирические дисциплины развивают методологию в строгом смысле. Сравнительная политология здесь не является исключением.
В повседневной жизни все люди так или иначе сопоставляют вещи и явления, действия людей и свои представления о них: «Мы приобретаем знания через сравнение». Осуществление сопоставлений оказывается своего рода естественной способностью человека. На уровне быта сопоставления осуществляются зачастую безотчетно, при помощи наличных форм чувственности, ассоциаций, слов, понятий и т.д., т.е. с помощью психики и повседневного языка. Сравнения кажутся столь же естественными, как и, например, дыхание. Однако даже в своих элементарнейших формах сравнение – довольно непростое действие, требующее специальных навыков и умений.
При сравнении и обычный человек, и исследователь имеет дело с уникальными вещами, явлениями и т.п. Действительно, нет двух совершенно во всем одинаковых людей. Нет и абсолютно во всем одинаковых государств, партий и т.п.
Как же можно сравнивать в таких условиях? Ответ состоит в том, что самые разные виды сравнений – обыденные или сложные научные – осуществляются на основании одного принципа – соотнесения того, что сравнивается, с неким «эталоном», которым могут оказаться слова, понятия, идеальные конструкции и даже весьма изощренные математические модели.
Для разных типов сравнений и для разных уровней сложности работы компаративиста присущи свои «эталоны». Для обыденного знания – это слова и понятия, для научного – особые инструменты сравнения. К их числу относятся идеальный тип, модель, образец-шаблон (паттерн), типология (классификация, таксономия), зависимая и независимая переменные, матрицы сравнения и т.п.
Понятие – более отчетливый и удобный образец сравнения, чем слово. В понятии выделяются объем и содержание. Под содержанием понимается набор существенных характеристик некого феномена. Объемом же называется совокупность всех конкретных проявлений данного феномена. Содержание и объем образуют две взаимосвязанные стороны понятия, которые находятся в отношении дополнительности: чем шире объем, тем беднее содержание и наоборот. Следует отметить, что компаративисту следует помнить о том, что между содержанием и объемом необходимо соблюдать баланс.