Управление финансами Получите консультацию:
8 (800) 600-76-83

Бесплатный звонок по России

документы

1. Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году
2. Как использовать материнский капитал на инвестиции
3. Налоговый вычет по НДФЛ онлайн с 2021 года
4. Упрощенный порядок получения пособия на детей от 3 до 7 лет в 2021 году
5. Выплата пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет по новому в 2021 году
6. Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
7. Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
8. Защита социальных выплат от взысканий в 2021 году
9. Банкротство пенсионной системы неизбежно
10. Выплата пенсионных накоплений тем, кто родился до 1966 года и после
11. Семейный бюджет россиян в 2021 году

О проекте О проекте    Контакты Контакты    Загадки Загадки    Психологические тесты Интересные тесты
папка Главная » Полезные статьи » Теория воспитания

Теория воспитания

Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором

Воспитание

Вернуться назад на Воспитание
Не забываем поделиться:


Воспитание как педагогическое явление (воспитательный процесс) изучается в рамках курса «Теория и методика воспитания», который выступает разделом общей педагогики.

Предметом теории и методики воспитания являются закономерности и принципы воспитания, его цели, содержание, методы, формы, средства и результаты.

Задачи теории и методики воспитания состоят:

а) в описании и объяснении воспитательного процесса и условий его эффективной реализации в различных типах образовательных учреждений;
б) разработке более совершенной организации воспитательного процесса, новых воспитательных систем и технологий.

Как всякая научная дисциплина, теория и методика воспитания оперирует определенными понятийным аппаратом, в котором выделяют три вида категорий:

1) общенаучные понятия, вошедшие в теорию и методику воспитания из других дисциплин: философии (связь, общее и единичное, сущность и явление, противоречие, причина и следствие, возможность и действительность, количество и качество, форма и содержание); психологии (формирование, развитие, общение, деятельность, игра, характер, темперамент, способности, задатки, наследственность и др.); кибернетики (обратная связь, динамическая система); социологии (социализация, среда, социальные институты, коллектив, референтная группа, общественное мнение) и др.;
2) общепедагогические понятия: педагогика, образование, обучение, педагогическая деятельность, целостный педагогический процесс;
3) специфические понятия теории и методики воспитания: воспитательная работа, воспитательная система, воспитательное мероприятие, коллективное творческое воспитание, педагогическое взаимодействие, метод воспитания, форма воспитательной работы, прием воспитания, средства воспитания, воспитатель, воспитанник, воспитательная ситуация, воспитательное воздействие и т. д.

Самой широкой категорией теории и методики воспитания является понятие «воспитательный процесс», включающий в себя как целенаправленное воздействие на формирующуюся личность, так и ее активное встречное самодвижение (самовоспитание и саморазвитие).

Составляющей воспитательного процесса является воспитательная работа – специально организуемая педагогическая деятельность, охватывающая внеучебное время в рамках воспитательного процесса и направленная на формирование у воспитанников определенных качеств личности.

Воспитательная работа включает реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых педагогом с целью обеспечения оптимального развития личности ученика, а также выбор форм и методов воспитания в соответствии с поставленными задачами и сам процесс их реализации. Эта работа предполагает организацию совместной деятельности педагогов и воспитанников и предусматривает также регулирование отношений социальных институтов, оказывающих существенное влияние на ребенка. В связи с этим в воспитательной работе принято выделять три группы функций.

Первая группа функций воспитательной работы связана с непосредственным воздействием педагога на ученика и включает:

а) изучение индивидуальных особенностей его развития, окружения, интересов;
б) программирование воспитательных воздействий;
в) реализацию комплекса методов и форм индивидуальной работы с учеником;
г) анализ эффективности воспитательных воздействий.

Вторая группа функций связана с созданием воспитывающей среды и включает:

а) сплочение коллектива и формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;
б) вовлечение учащихся в разнообразные виды общественно полезной деятельности;
в) развитие детского самоуправления.

Третья группа функций направлена на упорядочение влияния субъектов, взаимодействующих в ходе воспитательного процесса и охватывающих:

а) координацию деятельности семьи и школы;
б) взаимодействие с педагогическим коллективом;
в) коррекцию воздействия средств массовой коммуникации;
г) нейтрализацию негативных воздействий социума;
д) взаимодействие с другими образовательными учреждениями.

В проводимой педагогом воспитательной работе основное место занимает организаторская деятельность, в которой он реализует весь комплекс соответствующих функций (целеполагание, планирование, координация, анализ эффективности и т. п.).

Теория и методика воспитания как наука имеет долгую историю становления, в ходе которой люди, пытаясь осмыслить свое бытие и свой социальный опыт, вели поиск наиболее приемлемых для общества моделей воспитания. Специфика этих моделей была обусловлена как объективными факторами (характером общественных отношений и государственной власти), так и субъективными, связанными с личностью педагога-ученого.

Еще в Древней Греции в двух соперничающих городах – Спарте и Афинах – были разные подходы к воспитанию молодежи. Если в Спарте главной целью воспитания была подготовка к военной службе, то в Афинах дети получали широкое философское, литературное и политическое образование.

В трудах древнегреческих философов вопросы воспитания рассматриваются довольно полно. Демокрит одним из первых поставил вопрос о природосообразности воспитания, указывал на огромную роль в нем труда. Сократ считал, что главное в воспитании – познать вечные нравственные понятия и применять их в жизни. Платон впервые затронул вопрос о дошкольном воспитании и дифференцированном подходе к подготовке человека к жизни: кто проявляет склонность к умственным занятиям, тот должен становиться философом, а кто не имеет этой склонности – воином. Аристотель считал необходимым учить детей делать правильный выбор между недостатком и излишеством.

В Древнем Риме Марк Фабий Квинтилиан высказал мысль о том, что все дети сообразительны от природы и нуждаются только в правильном воспитании.

В эпоху Возрождения Эразм Роттердамский, выступая за равенство всех людей независимо от их происхождения, отводил воспитанию личности решающую роль в деле преобразования мира. Франсуа Рабле считал, что воспитание должно развивать личность и отвечать интересам экономического развития общества. Мишель Монтень полагал, что нельзя внушать ребенку готовые истины, поскольку все, что ему нужно, достигается его собственным опытом.

Особое значение для развития теории воспитания имели работы выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского, обосновавшего принцип природосообразности, согласно которому «изучение законов духовной жизни человека надо заимствовать от природы», для чего «необходимо исходить из наблюдения над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях».

Французский мыслитель и педагог Жан Жак Руссо утверждал, что в каждом индивиде заложены неисчерпаемые возможности для совершенствования. Он считал, что существующие в обществе условия должны быть приведены в соответствие с потребностями и правами, которыми наделила ребенка природа. Ключ к решению проблемы Руссо видел в том, чтобы воспитать человека, который ни от кого не зависит, живет плодами своих трудов, ценит и умеет защищать свою свободу.
Самое читаемое за неделю

документ Введение ковидных паспортов в 2021 году
документ Должен знать каждый: Сильное повышение штрафов с 2021 года за нарушение ПДД
документ Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году
документ Доллар по 100 рублей в 2021 году
документ Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
документ Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
документ 35 банков обанкротятся в 2021 году


Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!

Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!

По Руссо, дети должны воспитываться естественно, сообразно с природой. Исходя из этого Руссо своеобразно определял роль воспитателя, который лишь наводит своего воспитанника на решение вопросов, оказывает на ребенка главным образом косвенное воздействие. Он организует всю среду, все окружающие ребенка влияния так, что они подсказывают определенные решения.

Известный швейцарский педагог Генрих Песталоцци ставил целью развитие в детях истинной человечности, их нравственное самосовершенствование, для чего необходимо разносторонне и гармонично развить все природные силы и способности человека. Песталоцци различал силы человеческой природы троякого рода: умственные, физические, нравственные. Эти силы следует развивать во взаимосвязи, избегая односторонности. Оказать детям помощь в гармоничном развитии всех человеческих сил должно правильно поставленное воспитание, которое начинается с рождения ребенка в семье.

Крупнейший немецкий педагог Иоганн Фридрих Гербарт считал, что цель воспитания состоит в формировании добродетельного человека, уважающего существующий порядок и подчиняющегося ему. В педагогическом процессе он выделял три части: управление, обучение и нравственное воспитание. Обучение и воспитание нельзя разделять, поскольку это единый, сложный процесс (воспитывающее обучение). Нравственное воспитание воздействует непосредственно на душу ребенка, направляя его чувства, желания, поступки. Необходимо бережно относиться к ребенку, опираться на то хорошее, что есть в его душе. Гербарт разработал конкретные средства нравственного воспитания, к которым он относил следующее: удерживать воспитанника, определять воспитанника, устанавливать четкие правила поведения, поддерживать в душе воспитанника «спокойствие и ясность», «волновать» душу ребенка одобрением и порицанием, «увещевать» воспитанника, указывать и исправлять его промахи.

Выдающийся немецкий педагог Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег выдвинул идею общечеловеческого воспитания, для достижения которого следует опираться на три принципа: природосообразность, культуросообразность и самодеятельность. Под природосообразностью он понимал следование за процессом естественного развития человека с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей; под культуросообразностью – учет в воспитании условий места и времени, в которых родился человек, особенности страны, являющейся родиной ученика; под самодеятельностью – активность, направленную на служение истине, красоте и добру.

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский обосновал антропологическую концепцию воспитания, в которой убедительно доказал, что воспитание человека возможно только с учетом знаний о нем, накопленных всеми науками.

Большая заслуга К. Д. Ушинского заключается в разработке идеи народности воспитания, реализация которой предполагала следующее:

1) необходимо создать широкую сеть народных школ, обеспечивающих обязательность обучения всех детей;
2) делом воспитания должен руководить сам народ;
3) воспитание должно развивать умственные способности детей с тем, чтобы они могли быть использованы в интересах народа;
4) центральное место в воспитании человека должен занимать родной язык – «сокровищница духа» народа;
5) воспитание должно формировать человека, первой потребностью которого является труд, патриота с твердой волей и характером;
6) женщинам должно быть обеспечено образование, равное с мужчинами;
7) недопустимо слепое заимствование и внедрение в практику иноземных воспитательных систем, не соответствующих духу русской народности.

Петр Федорович Каптерев выдвинул идею нравственного закаливания ребенка. По его мнению, определяющую роль в воспитании должно играть саморазвитие личности, поэтому одной из центральных задач воспитания он считал воспитание характера и воли.

Большой интерес представляют воспитательные идеи, выдвинутые отечественными педагогами и реализованные в их инновационной деятельности. Их опыт складывался на переломе эпохи, когда новое и старое вступили в острое противоречие, порождая хаос в традиционных укладах жизни. Поиски нового в содержании и методике воспитательного процесса педагоги-новаторы связывали с осмыслением роли окружающей социальной среды как решающего фактора воспитательного процесса. Многие интересные теоретические выводы и практические находки этих педагогов еще ждут своих исследователей.

В отечественной педагогике была выдвинута и последовательно разработана идея детского воспитательного коллектива как «научно организованной системы нравственно воспитывающей детской жизни» (И. Ф. Козлов).

Основными функциями детского воспитательного коллектива выступали:

1) введение детей в систему общественных отношений и организация накопления ими опыта этих отношений;
2) формирование в рамках коллектива межличностных отношений по типу деловых отношений общества;
3) формирование моральной сущности личности, ее нравственно-эстетического отношения к миру и самой себе;
3) оказание эффективного педагогического воздействия на личность или группу лиц, коррекция и регулирование их поведения и деятельности.

Важную роль в развитии теории и методики воспитания сыграла идея коммунарского движения, которая начала активно проявлять себя в практике школ и внешкольных объединений (Фрунзенская коммуна в Ленинграде, «Бригантина» в Чите, коммунарские движения в пионерском лагере «Орленок»). Во главе коммунарских объединений стояли талантливые педагоги И. П. Иванов, Ф. Я. Шапиро, М. Н. Ахметов и др. Главную роль организаторы коммунарского движения видели в развитии коллективного самоуправления детей, их творческой инициативы, общественной направленности, содружестве и сотворчестве детей и взрослых.

Современный этап развития теории и методики воспитания ориентирует педагога на гуманистическое воспитание и социальное взаимодействие с личностью, что предполагает решение следующих задач:

1) приобщение воспитанников к системе общечеловеческих ценностей;
2) выявление творческого потенциала каждой личности;
3) формирование чувства свободы, способности к объективной самооценке;
4) уважение к правилам и нормам совместной жизни;
5) воспитание положительного отношения к труду;
6) формирование культуры межличностного общения, основанное на толерантности и чувстве национального достоинства.

Для реализации данных задач в организации воспитательного процесса необходимы:

1) личностный подход как признание личности высшей социальной ценностью; отношение к воспитаннику как субъекту воспитания;
2) природосообразность – учет половых и возрастных особенностей воспитанников;
3) культуросообразность – опора на национальные традиции народа;
4) гуманизация межличностных отношений;
5) опора на чувства воспитанников.

тема

документ Воспитание личности
документ Учебный процесс
документ Образовательный процесс
документ Будущее за интернет-образованием и как на этом заработать
документ Надзор в сфере образования

Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!

Не забываем поделиться:


Загадки

3 московских + 3 питерских + 3 красноярских + 4 новгородских = ???

посмотреть ответ


назад Назад | форум | вверх Вверх

Загадки

Будьте абсолютно точны и вы останетесь единственным в своей профессии. О какой профессии так говорил английский писатель Джон Голсуорси?

посмотреть ответ
важное

Новая помощь малому бизнесу
Изменения по вопросам ИП

НДФЛ в 2023 г
Увеличение вычетов по НДФЛ
Планирование отпусков сотрудников в небольших компаниях в 2024 году
Аудит отчетности за 2023 год
За что и как можно лишить работника премии
Как правильно переводить и перемещать работников компании в 2024 году
Что должен знать бухгалтер о сдельной заработной плате в 2024 году
Как рассчитать и выплатить аванс в 2024 г
Как правильно использовать наличные в бизнесе в 2024 г.
Сложные вопросы работы с удаленными сотрудниками
Анализ денежных потоков в бизнесе в 2024 г
Что будет с налогом на прибыль в 2025 году
Как бизнесу правильно нанимать иностранцев в 2024 г
Можно ли устанавливать разную заработную плату сотрудникам на одной должности
Как укрепить трудовую дисциплину в компании в 2024 г
Как выбрать подрядчика по рекламе
Как небольшому бизнесу решить проблему дефицита кадров в 2024 году
Профайлинг – полезен ли он для небольшой компании?
Пени по налогам бизнеса в 2024 и 2025 годах
Удержания по исполнительным листам в 2025 году
Что изменится с 2025г. у предпринимателей на УСН



©2009-2023 Центр управления финансами.