Управление финансами
документы

1. Адресная помощь
2. Бесплатные путевки
3. Детское пособие
4. Квартиры от государства
5. Льготы
6. Малоимущая семья
7. Малообеспеченная семья
8. Материальная помощь
9. Материнский капитал
10. Многодетная семья
11. Налоговый вычет
12. Повышение пенсий
13. Пособия
14. Программа переселение
15. Субсидии
16. Пособие на первого ребенка

Управление финансами
егэ ЕГЭ 2018    Психологические тесты Интересные тесты   Изменения 2018 Изменения 2018
папка Главная » Полезные статьи » Психология поведения

Психология поведения

Психология поведения

Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:

1. Психология поведения
2. Психология девиантного поведения
3. Педагогика и психология девиантного поведения
4. Психология поведения жестов
5. Психология зависимого поведения
6. Психология человека по поведению и жестам
7. Психология поведения мужчин
8. Психология поведения детей
9. Формы поведения психология
10. Психология поведения женщин

Психология поведения

Психологии поведения человека, ее познание – это весьма сложный и многоуровневый, но достаточно интересный и занимательный процесс.

Задумывались ли вы, почему с одним человеком нам приятно и легко общаться, при этом он может оказаться совершенно незнакомым, чужим, простым встречным, а с другим – напряженно? Возникает желание поскорее уйти или отвернуться. Не смотря на то, что это может быть ваш давний знакомый или сосед, которого вы знаете не один год, который всегда вежлив и обходителен.

Однако мы на каком-то инстинктивном уровне понимаем, что это человек – неискренен. Именно поэтому мы и испытываем противоречивые чувства: с одной стороны, нам ничего плохого не сделали и никаких видимых поводов испытывать неприязнь у нас нет, с другой стороны – все наши чувства говорят, что от этого знакомого надо держаться подальше.

Описанный феномен в человеческих отношениях объясняет такая сфера знаний практической психологии как психология поведения, которая позволяет интерпретировать невербальное поведение – жесты, мимику, интонации и прочие внешние проявления другого человека и, на основании оценки совокупности этих факторов, делать вывод о том, насколько он правдив, искренен, открыт, уверен и пр. Порою мы такую оценку делаем неосознанно, именно тогда мы и можем чувствовать себя не очень комфортно и даже испытывать чувство вины по отношению к нашему знакомому за то, что избегаем общения. Однако, на самом деле, мы оцениваем его невербальные проявления, которые и сигнализирует нам о том, что человек не о нас думает, как к нам относится, хотя его слова могут быть совершенно нейтральными и даже доброжелательными.

Психология поведения человека имеет ряд способов для оценки истинных намерений человека, его уровня самооценки, испытываемых эмоций. Как мы уже говорили, набор его движений, мимики и других особенностей, выдает его подсознательные установки, страхи, комплексы — все, что мы улавливаем на подсознательном уровне или, при наличии соответствующих знаний и опыта, можем оценить вполне сознательно.

Обычно мы воспринимаем процесс общения не как совокупность последовательных отдельных моментов, а как картину в целом. Иногда во время общения мы можем не замечать, во что одет собеседник, что он говорит, но мы реагируем на то, как он говорит, как выражается, какие слова употребляет, в какой позе сидит, что держит в руках. Порою какая-нибудь маленькая, на первый взгляд неприметная деталь крепко и надежно «впивается» в наше внимание (осознанно или нет): запах, дефекты или особенности речи, акцент, неуместный смешок, оговорки и т.д.

Именно такие небольшие и иногда неосознаваемые нюансы в поведении людей, которые выдают их истинные намерение и помыслы, то, что они хотят скрыть или приукрасить, помогает объяснить, систематизировать и расшифровать психология поведения.

О чем нам могут рассказать мимика и жесты

Важную роль в процессе разговора имеют мимика и жесты. Однако, несмотря на кажущуюся простоту и доступность для запоминания «расшифровок» тех или иных жестов или поз человека, они могут иметь совершенно свой прямой смысл и не говорить ни о чем таком, в чем мы можем подозревать нашего собеседника на основании наших «знаний».

Многие уже не первый раз слышали и знают, что если собеседник трогает свой нос, не смотрит в глаза, значит, он врет или что-то скрывает. Однако, человек может трогать свой нос потому, что он у него чешется, например.

Скрещенные руки и/или ноги психология поведения может трактовать как закрытость, зажатость, недоверие. Однако, человеку может быть просто холодно, поэтому он обхватывает себя руками и скрещивает ноги.

Популярные советы по интерпретации жестов и манер часто могут завести в тупик и даже поставить человека в нелепое положение. Психология поведения, как и любые другие виды знаний, подразумевает способность правильно оценивать, анализировать и интерпретировать поведение людей на основе глубоких теоретических знаний, а также при наличии хороших практических навыков. Иначе, прочитав про открытую позу, искренний взгляд и уверенный и спокойный голос, вы можете ошибочно принять человека, имеющего мошеннические намерения, за честного: ведь преступники такого рода – отличные психологи и умеют подобрать ключик к почти любому человеку. А уж как искренне и правдиво они умеют говорить! Или так называемые пикаперы: сколько обаяния и искренности, остроумия, галантности, – и все лишь для того, чтобы самоутвердиться в своих мужских способностях.

Безусловно, спокойные, уверенные, широкие жесты могут говорить об открытости, силе, уверенности человека в себе, а бегающие глаза и прикрывание рта рукой при разговоре – о нечестности, беспокойстве и пр.

Мимические морщинки в области рта или форма губ могут говорить, что такой человек – жизнерадостный, очень часто улыбается, поэтому и уголки рта у него будут приподняты вверх.

Речь и интонации

Речь – ее скорость, ритм, громкость и интонации – также объект, который психология поведения рассматривает как существенно влияющий на общение.

Она помогает воспринимать эмоциональное состояние собеседника. Невозмутимый рассудительный человек говорит медленно, ритмично, голосом средней громкости. Эмоциональный, импульсивный собеседник говорит быстро, оживленно. У человека неуверенного в себе, замкнутого речь тихая, слабая, иногда путанная.

Зачастую не так важны слова, как интонация, с которой они произносятся. Слова могут быть совершенно нейтральными даже банальными. Но то, как человек их говорит, в какой обстановке и в связи с какими событиями, может много подсказать внимательному наблюдателю.

Однако, следует понимать, что любой человек, попавший в незнакомую ему обстановку, может повести себя совершенно по-другому, чем в привычном окружении. Психология поведения человека позволяет определить многие скрытые факторы, руководящие человеком на самом деле, но для этого надо быть достаточно «подкованным» знаниями и быть внимательным к людям.

Если для вас психология поведения – это возможность научиться разбираться в людях, то, безусловно, вы можете начать с себя. Ведь какими бы знаниями вы ни обладали в этой области, если вы сами не уверенны в себе, неустойчивы эмоционально, подозрительны, мнительны – вам вряд ли удастся правильно применить ваши знания на практике. Человеку свойственно проецировать свои мысли, чувства и мотивы на действия, чувства и мотивы других. Мы все в той или иной степени это делаем, проекция – это один из распространенных механизмов защиты личности.

Поэтому, если вас привлекает психология поведения, то стоит научиться быть беспристрастным в оценке людей, уметь отделять свои проекции на них, от того, что они делают и думают на самом деле.

Можно наверняка утверждать, что психология поведения станет для вас доступной и эффективной в ваших отношениях с окружающими, когда вы сами приобретете уверенность в себе, избавитесь от страхов (общения, отношений), проработаете свои подсознательные убеждения в отношении себя и других, научитесь быть внимательным к окружающим и обретете внутреннее равновесие. Тогда вы действительно сможете объективно судить о других и о том, что стоит за их внешними проявлениями.

Психология девиантного поведения

Выше был оговорен предмет психологии девиантного поведения. Он включал отклоняющиеся от разнообразных норм:

• ситуационные реакции,
• психические состояния,
• развития личности, приводящие к дезадаптации человека в обществе и/или нарушению самоактуализации.

Исходя из этого, можно составить наиболее общий перечень норм, представляющих психологический интерес:

1) Нормы, согласно которым должен (и может) направлять и регулировать свое поведение человек в той или иной ситуации. Очевидно, что выделение таких норм может опираться либо на понятие адекватности, либо на понятие типичности, либо, наконец, на понятие идеала, идеально должного поведения. Следует заметить, что типичным может быть и неадекватное поведение, например, в ситуации паники. Адекватное поведение предполагает рациональную оценку ситуации, либо инстинктивное поведение в ней. Иными словами, возможны различные критерии адекватности.
2) Нормы, связанные с характеристикой тех или иных психических состояний.

Под психическим состоянием понимают определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Состояние является эффектом психической деятельности и фоном, на котором деятельность протекает. Состояния отличаются относительной длительностью (дни, недели).

Психические состояния подразделяют на:

• мотивационные - основанные на потребностях (желания, интересы, влечения);
• состояния организованности сознания проявляются в различных уровнях внимательности, работоспособности;
• эмоциональные - стресс, аффект, фрустрация;
• волевые (состояния инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости и др.).

Необходимо обратить внимание, что нормы, связанные с психическими состояниями не могут быть универсальными. С одной стороны, они связаны с носителем этой нормы (Кто?), с другой, - с ситуацией применения этой нормы (Где? Когда? При каких обстоятельствах?).

3) Нормы, связанные с развитием личности. Они также условны, то есть буквально: зависят от условий. Но, строго говоря, они зависят и от того, кем именно дается оценка соответствия этой норме? На каких теоретических или опытных основаниях выведена сама норма? К каким категориям людей она применима?

Нормы, связанные с развитием личности в большинстве своем могут быть определены, как описывающие допустимый диапазон нормативности, а не жестко и дискретно фиксирующие факт этой нормативности.

При этом такие нормы динамичны во временном аспекте, но их фиксация осуществляется с учетом возрастов или тех или иных статусов (возрастных, семейных, социальных, профессиональных, и т.п.). Забегая вперед, здесь уместно сделать замечание, что Юнгом подчеркивалась необходимость изучения личности, как с позиции причин, так и с позиции целей (почему он стал таким, каким стал - к чему он стремится в будущем).

Но помимо сказанного выделяются и другие критерии выведения норм.

Так возможно соотнесение индивида с нормами психического здоровья, возможен подход, связанный с адаптацией его в социуме, и имеющий своим глубинным основанием либо понятие гомеостаза, с одной стороны, либо идею активного преобразования действительности - с другой. Важно то, что каждый подход даст свой перечень и свое толкование норм.

Ю.А. Клейбергом отмечается заимствование психологами понимания нормы и отклонений из медицины, в частности из психиатрии, т.е., в конечном счете, из дихотомии «норма - патология».

Анализируя понятия «норма» и «отклонение», указанный автор выделяет следующие понимания нормы:

а) норма как предписание или запрет;
б) норма как идеал, как соответствие требованиям той социальной среды, в которой живет и действует человек;
в) норма как диапазон вариативности, присущий большинству членов данной популяции;
г) норма как соответствие тем или иным теоретико-психологическим конструктам.

Педагогика и психология девиантного поведения

Педагогику и психологию девиантного поведения изучают студенты ВУЗов, готовящиеся работать с так называемыми трудными детьми. В настоящее время профессия является достаточно востребованной, поскольку растет число неблагополучных семей, экономическая ситуация непростая, к тому же на поведении юного поколения не лучшим образом сказывается засилье компьютерных игр и других сетевых развлечений.

Педагогика и психология девиантного поведения – специальность, которая не каждому окажется по плечу. Нужно готовиться к тому что придется сталкиваться с непростыми и даже вопиющими случаями, когда ребенок ведет себя асоциально, причиняет окружающим физический или моральный вред, нарушает самые элементарные общественные нормы.

Именно такое поведение называется девиантным, а задача педагога и психолога в одном лице – максимально его корректировать. Чтобы стать хорошим специалистом, необходимо иметь высокую мотивацию, крепкие нервы, дипломатический характер и по-настоящему любить детей.

Во время учебы в ВУЗе будущие психологи и педагоги девиантного поведения овладевают следующими умениями и навыками:

• выявление причин отклонений как на ранних стадиях, так и в крайне запущенных случаях;
• коррекция психического состояния подопечных;
• профилактика девиантного поведения у учащихся школ и других учебных заведений;
• выявление сложных детей, а также лиц, оказывающих на них негативное влияние;
• организация полезного досуга подрастающего поколения;
• постановка трудных подростков на учет;
• работа с родителями и лицами, их заменяющими.

Выпускники соответствующих ВУЗов могут занимать такие должности:

• педагог по коррекции;
• инспектор по делам несовершеннолетних;
• психолог в учебных заведениях;
• соцработник, специализирующийся на несовершеннолетних;
• семьевед;
• конфликтолог;
• сотрудник органов опеки;
• реабилитолог;
• валеолог и т.д.

На сегодняшний день многие ВУЗы осуществляют подготовку специалистов по работе с трудными детьми. Только в Москве таких учебных заведений около десяти. В частности, готовит специалистов по педагогике и психологии девиантного поведения МГУ, где собраны лучшие преподавательские кадры, и качество образования не вызывает сомнений. Университет предусматривает обучение на платной и бесплатной основе, на дневном отделении.

На сегодняшний день чтобы поступить на факультет психологии МГУ, нужно иметь проходной балл 277. Выпускники одного из лучших вузов страны с легкостью находят работу и имеют все шансы получить руководящие должности. Зарплата специалистов по педагогике и психологии девиантного поведения в России колеблется от 25 до 40 тысяч рублей в зависимости от опыта, квалификации и конкретной организации. Это не очень большие деньги, но в данную сферу идут в основном люди, которые стремятся, прежде всего, к самореализации, любят детей и хотят приносить пользу обществу.

Психология поведения жестов

Психология мимики и жестов – это ключ к тайнам, тщательно скрываемым каждым из нас. За долгие годы эволюции человек научился передавать мысли при помощи слов. Но также в совершенстве овладел искусством прятать свои истинные намерения.

Мимика и жесты человека в психологии общения помогают распознавать чужие замыслы, чувства и устремления. Вот почему нужно уметь «читать» собеседника по его телодвижениям. Только так можно понять, что у него на уме и чего от него следует ожидать.

Американский психолог Альберт Мейерабиан вывел формулу передачи информации при общении:

• 7 % объема сведений транслируется вербально;
• 38 % выдают тоновые модуляции голоса;
• 55 % берут на себя невербальные сигналы.

«Золотое правило» психологии мимики и жестов гласит: ни один человек в мире не в состоянии в полной мере управлять собственными телодвижениями в процессе общения. Даже в том случае, когда он намеренно старается ввести в заблуждение своего визави.

Вне зависимости от социального статуса, воспитания, привычек человека, его организм на подсознательном уровне практически одинаково реагирует на различные ситуации. Непроизвольные жесты и мимика даже незнакомого субъекта позволяют внимательному глазу услышать невысказанное, скрытое за ширмой слов.

Коды и расшифровки языка жестов в психологии

Каждому из нас свойственно интуитивно «разоблачать» собеседников и оценивать незнакомцев. Однако специальные знания по психологии мимики и жестов помогают делать это более эффективно. Они предоставляют возможность не только добиваться успехов в межличностных коммуникациях, но и защитить себя от обмана и манипуляций.

Рассмотрим наиболее важные невербальные сигналы:

Защита

В дискомфортных или опасных ситуациях, когда хочется отгородиться от собеседника, люди отодвигаются назад, закрываются папкой или каким-нибудь другим «щитом», закидывают ногу за ногу, сжимают руки в кулаки или скрещивают их на груди.

При этом их глаза неотрывно следят за тем, от кого они ждут подвоха. Так выдается внутреннее напряжение, настороженность и неготовность к конструктивному диалогу.

Открытость

Раскованная манера поведения, приближение или наклон тела к собеседнику, открытые ладони, расстегнутый пиджак, благодушная улыбка, беззаботный смех – все это говорит о предрасположенности к общению. Такие невербальные посылы можно расценивать как знак того, что беседа будет результативной.

Заинтересованность

Блеск в глазах и отсутствие всяких телодвижений у воспринимающего речь – маркер особой увлеченности. Человек весь во внимании, он наклоняется вперед и старается не шелохнуться, чтобы не создавать шума и не проронить ни слова.

Нередко захватывающий рассказ временно лишает слушающего контроля над своим телом. На интересной лекции можно заметить в аудитории студентов с широко расширенными глазами и открытыми ртами.

Скука

Если взгляд собеседника потух и блуждает по сторонам, ноги отбивают ритм, руки что-то теребят, рисуют или подпирает голову, рот то и дело открывается в зевке – пора заканчивать разговор или переводить его на другую тему. На языке жестов в психологии общения это означает: у слушающего пропал интерес к предмету беседы, он ее уже не воспринимает и томится в ожидании финала контакта. Продолжая испытывать терпение человека, можно вызвать на его унылом лице гримасу злости и раздражения.

Скепсис

Человек порой вербально соглашается с собеседником, но неосознанно дает понять, что не доверяет ему. Сомнения в искренности визави сквозят в таких жестах, как потирание или почесывание шеи, уха, лба, щеки, подпирание ладонью подбородка, ухмылка.

Если человек не хочет или не считает нужным разоблачать говорящего, в его голосе могут появиться снисходительные нотки. Так он подсознательно отгораживается от лгунишки, выражая свое превосходство над ним.

Как рассекретить обман?

Мало кто может врать, не моргнув глазом и не краснея. Люди так устроены, что даже на собственную «лапшу на уши» у них возникает негативная реакция.

Поэтому обманщики всегда нервничают и «прокалываются» на многочисленных невербальных микросигналах:

• прикрывают рот рукой;
• притворно покашливают;
• трогают ямочку под носом;
• отводят взгляд, скашивают его в сторону;
• при долгом зрительном контакте часто моргают;
• кривят рот в улыбке;
• тяжело дышат, что можно заметить по пульсации галстука;
• меняются в лице, как хамелеоны: то бледнеют, то краснеют;
• рефлекторно сглатывают слюну.

Зная об этих непроизвольных реакциях нашего тела, вы никому не позволите себя провести, но сможете изредка – если возникнет такая необходимость – использовать ложь во спасение ближнего.

Как отличить друга от врага?

Симпатизирующего вам человека легко узнать по приветливому искреннему взгляду, лучезарной симметричной улыбке, крепкому рукопожатию, теплым ноткам в голосе.

Человека, затаившего камень за пазухой, выдадут улыбка-оскал или плотно сжатые губы, недобрый прищур глаз, воинственность во взгляде, насупленные брови, движущиеся желваки, раздувающиеся ноздри.

Изучение языка мимики и жестов человека в психологии общения – самый краткий и верный путь к взаимопониманию. Только постигая премудрости невербальной символики, можно стать успешным коммуникатором, не попадаясь в ловушки «испорченного телефона».

Психология зависимого поведения

Понятие «зависимое поведение» в последнее время получило распространение не только в научных кругах, но и в обыденной жизни. Зависимостью обозначают привязанность к чему или кому-либо. У каждого человека существует множество привязанностей, но зависимостью в психологии обозначается только привязанность, имеющая определенную выраженность – либо недопустимую с точки зрения общественных норм, либо угрожающую здоровью, либо причиняющую психологические страдания самой личности.

Проблема психологической зависимости является одной из самых сложных в научном плане, но чрезвычайно актуальной в практическом. В житейском смысле зависимость – это, по сути, особая форма рабства, в которое человек попадает по собственному желанию, страдает от него, но в то же время только сам может освободиться от него. Зависимости ограничивают развитие человека, приводят к личностным катастрофам, всевозможным соматическим и психическим заболеваниям.

Зависимости наносят непоправимый ущерб человеческому обществу: согласно медицинской статистике, по причинам, связанным с зависимостями, погибает намного больше людей, чем в результате войн и преступлений вместе взятых. Проблема касается практически каждого человека: большинство из нас имеет или личный опыт зависимого поведения, или сталкивался с зависимым поведением близких и друзей. При этом в круг зависимых попадают люди самого различного профессионального статуса, образования, этнической принадлежности, уровня благосостояния.

Зависимость можно рассматривать как своеобразную форму адаптации к сложной жизненной реальности. Она проявляется в форме бегства от проблем в некий иллюзорный мир, что не меняет реальность, а меняет человека, со временем усугубляет его переживания, порождает новые проблемы. Более того, человек перестает контролировать свое поведение, мысли, эмоции. Его существование определяет объект зависимости, что в конечном итоге и вовсе разрушает жизнь.

В последнее время вследствие научно-технического прогресса значительно расширился спектр зависимостей, а распространение употребления алкоголя и наркотиков, особенно в молодежной среде, приобретает характер национального бедствия. Поэтому к проблеме зависимости привлечено внимание самых разнообразных специалистов: психологов, наркологов, психиатров, социологов, юристов.

Понятие «зависимое поведение» является междисциплинарным. В современной литературе часто используют термин «аддиктивное поведение» как синоним зависимого поведения. Аддикция в переводе с английского означает склонность, пагубную привычку. Поэтому понятие «аддиктивное поведение» имеет негативную окрашенность, как правило, используется в социально неодобряемом контексте. Но, по нашему мнению, зависимое поведение может выполнять и позитивные функции. Например, оно придает жизни определенную стабильность, а в экстремальных условиях зависимое поведение ситуационно обусловлено и служит компенсацией, защитой от реальности, дает возможность пережить нечеловеческие обстоятельства. В данной работе мы будем придерживаться общепризнанного определения аддиктивного поведения, предложенного Ц.П. Короленко, и использовать термины «аддиктивное поведение» и «зависимое поведение» как синонимы.

Аддиктивное поведение – одна из форм девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, что достигается различными способами – фармакологическими (прием веществ, воздействующих на психику) и нефармакологическими (сосредоточение на определенных предметах и активностях), что сопровождается развитием субъективно приятных эмоциональных состояний. Аддиктивное поведение рассматривается нами как одна из форм деструктивного поведения, т. е. причиняющего вред человеку и обществу.

Зависимое поведение может иметь различную степень выраженности: от практически нормального до тяжелой формы. Это определяется динамикой зависимости в каждом конкретном случае, но в большей мере – определенной глубинной личностной предрасположенностью, которую мы обозначаем как склонность к зависимости. Показателями склонности к зависимости можно считать объект и определенную силу влечения. Почему у некоторых субъектов формируется сильная, а часто и непреодолимая, связь с объектом влечения, чем объясняется ненасыщаемость и импульсивность влечения? Ответы на эти теоретические вопросы имеют огромную практическую значимость для всего общества и для каждого человека в отдельности.

Понятие «аддиктивное поведение» охватывает различные типы поведения: сюда входят наркотическая зависимость, алкоголизм, курение, пристрастие к азартным играм и обильной еде, гиперсексуальность, компьютерная и игровая зависимость, шопинг и др. У всех этих разнообразных видов зависимости существуют общие признаки.

Впервые зависимость как феномен стала рассматриваться в медицине в связи со злоупотреблениями наркотическими веществами.

В психиатрии и наркологии выделяются следующие признаки химической зависимости, из которых должны встречаться хотя бы три симптома, один из них должен длиться не менее одного месяца и повторяться в течение более продолжительного периода:

1. Потребление субстанции, увеличение количества вещества.
2. Безуспешность попыток прекратить употребление или уменьшить его.
3. Для приобретения вещества требуется все больше денег, сил, времени.
4. Симптомы интоксикации часты. Под угрозой соматическое здоровье.
5. Имеющая значение профессиональная деятельность или социальная активность замещаются поиском вещества, а потом редуцируются или прекращаются.
6. Потребление усиливает социальные, психологические, соматические проблемы.
7. Изменяется толерантность. Об этом можно говорить, когда желаемого эффекта можно достигнуть при увеличении дозы на 50 %.
8. Синдром отмены.
9. Вещество применяется для снятия синдрома отмены.

Более широким в понимании зависимости является подход, развиваемый Американской ассоциацией психиатров. Зависимость определяется как постоянное, хроническое и интенсивное использование конкретного паттерна поведения, выходящего (или уже вышедшего) из-под контроля индивида.

Неважно с какой зависимостью мы имеем дело – от наркотиков или какой-либо деятельности, – существует набор очевидных симптомов, общих для всех видов зависимостей:

1. Постоянные, систематически возникающие в течение дня мысли об этом виде деятельности.
2. Значительная взаимосвязь с неспособностью получать удовольствие от других сторон жизни.
3. Неспособность контролировать, останавливать или прекращать конкретное поведение, даже осознавая его разрушительность.
4. Беспокойство и раздражительность при попытках со стороны пресечь это поведение.
5. Чувство тревоги и волнения при прекращении этого поведения на время.
6. Использование зависимости с целью избежать ответственности.
7. Ложь и преувеличения при рассказе о проявлениях этого поведения, уменьшение значимости проблемы для себя и для других.
8. Поведение характеризуется высокой степенью риска и угрожает физическому и психическому здоровью.
9. Интенсивные перепады настроения, связанные с данной деятельностью, – в диапазоне от эйфории до стыда, вины и депрессии.

Как видно из перечня симптомов, в данном подходе акцент ставится главным образом на психологические характеристики зависимости.

Психология человека по поведению и жестам

Большинство людей совершенно недооценивают роль жестов и мимики в общении, уделяя больше внимания словам. Однако, именно основываясь на невербальных сигналах, создаётся первое впечатление о собеседнике. Оно же впоследствии запоминается на очень долгое время.

Фанатики красочны, а человечеству приятнее видеть жесты, нежели выслушивать доводы.

Действия и различные жесты, которыми мы сопровождаем нашу речь, вносят значительный вклад в наше выступление.

Они помогают или, наоборот, отвлекают слушателей от разговора. Даже полное отсутствие жестов тоже несёт определённую информацию.

В любом случае невербальная речь очень многое может рассказать о нас, как ораторах.

Рукопожатие

Обращая внимание на действия и поступки, которые люди делают неосознанно, можно многое о них узнать. Например, рукопожатие.

Совершая это действие, человек не задумывается, как именно он это делает.

Очень часто из-за этого рукопожатие получается неправильным:

• Если оно неуверенное и вялое, то это наверняка вызовет у собеседника мысль, что не вы здесь авторитет.
• Также нельзя переусердствовать, сжимая руку собеседника, словно клещами. Такой жест можно воспринять, как желание навязать свою волю.

Не контролируемые прикосновения

Существуют различные, не контролируемые сознанием жесты, такие как ерзанье на стуле, прикосновение к лицу, волосам.

Они свидетельствуют о вашей взволнованности и даже лукавости:

• Когда причёску поправляет женщина, это воспринимается как сексуальный жест, символизирующий «прихорашивание».
• Всякие прикосновения ко лбу, носу, рту на языке жестов расценивается как неправда. Бессознательно вы пытаетесь нейтрализовать ложь, которую говорите, тем самым пытаясь закрыть самому себе рот.

Все люди периодически врут. Вот почему так важно умение расшифровывать действия, которые не контролируются сознанием.

Бессознательные жесты и телодвижения могут выдать обманщика. Многие психологи убеждены, что лгуна всегда можно распознать, как бы он ни старался скрыть свою ложь. Его выдаст несогласованность между тем, что он говорит и тем, что делает.

Стоит обращать внимание на симметрию:

• Когда человек жестикулирует одной рукой, выглядит это неестественно. Поэтому необходимо использовать обе руки попеременно или в равной мере.
• Скрещивание рук во время разговора, наталкивает ваших собеседников на мысль, что вы демонстрируете свой скепсис либо не верите своим же словам.

О многом может рассказать осанка:

• Сутулых, сгорбленных людей всегда принимают за неуверенных в себе или апатичных. Таких людей считают нервными или нездоровыми.

Часы

Постоянно поглядывая на часы, вы можете разозлить собеседника. Этот жест нужно делать как можно незаметней или вовсе от него отказаться.

Роль языка жестов и мимики при невербальном общении

Язык жестов необходим не только в общении. Он помогает менять собственный подход ко многим вещам. Так как выразительность языка жестов достаточно высокая, то использовать его следует крайне осторожно.

Элементы невербальной коммуникации многозначны, следовательно, и толковать их нужно только исходя из контекста определённой ситуации.

Однако нельзя безоговорочно доверять исключительно бессознательному поведению. Необходимо воспринимать информацию в комплексе, совмещая невербальную информацию с вербальной. Имея уже определённые знания о конкретных человеческих жестах, можно лишь основываться на них.

Необходимо развивать наблюдательность, так как она помогает собрать как можно больше сведений о людях, с которыми приходится общаться.

Умение слушать - отличный навык. Интонация и звучание голоса имеют не меньшее значение, чем сам смысл слов.

Следим за собой

Собственным бессознательным поступкам также нужно уделять внимание.

Подмечая исходящие от нас сигналы, нужно отмечать нашу реакцию на происходящее, запоминать изменение голоса, положение тела, жесты.

Необходимо учитывать внутренние сигналы, которые ощущаем мы. К таковым относится нервная дрожь, оповещающая о возбуждении или, например, головная боль, предупреждающая о стрессе.

Язык жестов используют и для того, чтобы объяснить поведение людей, и для достижения успеха в жизни. Научившись правильно интерпретировать различные поступки и действия можно помочь как самому себе, так и другим.

Ведь если правильно расшифровать бессознательные сигналы, которые поступают к нам от других людей, можно постичь скрытые их мотивы.

Психология поведения мужчин

Женская литература перегружена «полезными советами» о том, как соблазнить, влюбить или покорить понравившегося мужчину. Немало рекомендаций и откровенно манипулятивного характера: раскрутить, изменить характер, заставить смотреть только на одну особу и т.д. Нравственная сторона вопроса пусть останется на совести у того, кто пытается советовать и следовать подобным «советам».

Манипуляциями лучше не злоупотреблять

Намного перспективней и человечней просто попытаться понять психологию мужчин. Полученные знания дадут возможность выстраивать отношения не только с каким-то одним, пусть и самым дорогим человеком.

В этом случае психология мужчин не будет казаться чем-то абстрактным, слишком сложным, и вам будет легче понять своих родных и близких, коллег и друзей.

Для начала следует отказаться от широко распространенного мифа о мужской примитивности. Все слышали о том, что психология мужчин подталкивает их в определенным действиям: раздобыть, завоевать, победить. Если присмотреться к популярным среди сильного пола играм, то несложно заметить, что там обязательно присутствует соревновательный элемент, который требует силы, выносливости и твердости характера.

Психология поведения мужчин, помимо природной склонности, закладывается в мальчиков с детства (вспомним конструкторы, кубики, сборку аэропланов, парусников), т.е. определенные действия, направленные на конечный результат. Таким образом, самооценка с малых лет опирается на их способности и достижения.

Семейный статус

Однако жизненный опыт, черты характера и уровень культурного развития, все-таки у всех различны, именно этим и объясняется различная реакция мужчин на похожие обстоятельства и людей.

Холостяк

Психология мужчин также значительно отличается в зависимости от семейного статуса. Образ обаятельного холостяка достаточно освещен: подтянут, интересен, слегка бравирует своей свободой, самостоятельно распоряжается финансами.

Заводя отношения с девушкой, холостяк чрезвычайно высоко ценит свое личное пространство (работа, отдых, друзья, возможность встречаться с другими девушками). Именно поэтому так трудно бывает подвести его к мысли, об оформлении отношений.

В последнее время все чаще встречаются печальные примеры, когда пара (особенно молодежь), живя вместе, по-разному оценивают свой статус. Психология мужчин, не имеющих штампа в паспорте, бывает очень похожей.

Холостяки — они такие…

Парень на подсознании воспринимает свою сожительницу как нечто временное, до более привлекательного варианта. Однако это не мешает ему выдвигать к ней требования как к законной половине.

Девушки, наоборот, считают, что до свадьбы осталось совсем немного, поэтому легко заводят разговор на эту тему и не могут понять негативной реакции мужчины.

Женатый

Совсем другое дело психология женатого мужчины, который прожил в законном браке достаточное количество лет. Былая пылкость чувств и страсть притупились, быт практически налажен, круг знакомых определен. В хорошей паре буря эмоций плавно трансформировалась в теплую привязанность и душевное родство.

Если супругам по-прежнему комфортно друг с другом, то любовь развивается правильно. Однако, психология мужчин требует какого-то действия, развития. В какой-то момент он начинает опасаться, что может чего-то не успеть и «выйти в тираж». Именно тогда мужчина может сделать что-то из ряда вон выходящее: резко поменять образ жизни или работу, уйти в крутой загул.

Именно это чаще всего и происходит, ведь вокруг столько удобных неустроенных женщин. В этом случае он вновь может ощутить прилив адреналина, быть на большом эмоциональном подъеме, снова почувствовать себя бодрым, сильным, энергичным.

Разведен и непредсказуем

К сожалению, нередко подобные ситуации заканчиваются разводом, если женщина не согласится проявить определенную мудрость и гибкость. Психология мужчин в этом случае совпадает — большинство из них развода не желают, приводя в свое оправдание довод о том, что все это временно и очень тяжело переживают развод.

Как показывает практика, в течение двух лет после развода даже примерные в браке мужчины могут совершать невозможные ранее поступки: пьянство, дебоши, большое количество партнерш.

Ох и тяжело с такими…

Поэтому женщинам, решившим впустить в свою жизнь мужчине, пусть и того, которого прекрасно знали в браке, стоит призадуматься. Ведь психология разведенного мужчины будет диктовать ему другую манеру поведения. Не торопитесь, дайте ему возможность разобраться в себе.

Язык тела

Вообще, следует понимать, что на различные события, слова и поступки мужчины и женщины реагируют по-разному, возможно поэтому, в разговоре с ними имеет смысл больше обращать внимания на общую манеру поведения, чтобы вовремя откорректировать разговор. Зная, что психология жестов мужчин во многих проявлениях совпадает практически у всех, вам будет легче разобраться в ситуации.

Если во время беседы он скрещивает руки или ноги, пытается сесть вполоборота, срочно меняйте тактику разговора, вас не слышат и отгораживаются от информации. Когда вы видите, что собеседник смотрит вам в глаза и иногда переводит взгляд на губы – все в порядке, диалог можно продолжать.

С давних времен психология мужчин подталкивала их к демонстрации лучших своих качеств перед понравившейся женщиной. В современном обществе это выражается в своеобразном прихорашивании перед собеседницей: поправить галстук, или другой предмет одежды, часто менять позу. О заинтересованности говорят также высоко поднятые брови и широко открытые глаза.

В том случае, если он не хочет встречаться с вами глазами, нервно теребит мелкие детали одежды, невольно прикрывает рот рукой, пытается дотронуться до шеи, поправляет ворот рубашки – даже не сомневайтесь, собеседник пытается что-то скрыть от вас.

И все же следует помнить, что все вышеперечисленное – это среднестатистический показатель. Разумеется, что психология мужчин намного сложнее и зависит от индивидуальности и эмоциональной наполненности человека.

Психология поведения детей

Наверняка, каждый родитель мечтает наладить дружеские и доверительные отношения со своим ребенком. Ведь всегда приятно, когда малыш слушается, идет навстречу и обращается за помощью. А вы, в свою очередь, можете оказать ему поддержку.

Обязанность родителей – это создавать нормальную атмосферу для психологического развития ребенка, позволять ему безопасно ошибаться и делиться переживаниями.

Чтобы воспитать ребенка правильно и приучить его к дисциплине, нужно понять, почему он так себя ведет. А чтобы это понять, начнем с самого главного. Разберемся, в трех основных принципах, которые диктуют поведение ребенка.

Основная цель ребенка – постоянно ощущать чувство принадлежности к семейной системе, эмоциональной связанности со взрослыми и чувство собственной значимости.

Когда базовые, физиологические потребности ребенка удовлетворены (сон, еда), возникает желание удовлетворить две важнейшие эмоциональные потребности: чувство сопричастности и чувство значимости. Он должен знать, что у него есть какие-то обязанности, которые за ним закреплены. Что есть то, от него он зависит.

Ребенок должен чувствовать и знать, что вносит какой-то вклад в жизнь своей семьи. Для него важна способность принимать решения, знать, что с его мнением будут считаться, что он управляет событиями и может на них влиять.

Вы должны знать, что любое поведение ребенка целенаправленно. Т.е. своим поведением ребенок пытается вызвать у вас определенную реакцию или определенную цепь реакций. Малыш знает, что последует дальше, и будет провоцировать вас. Именно поэтому многие родители замечают, что ссоры с детьми идут по какой-то схеме, как-будто все заранее продумано.

И если вас раздражает эта ситуация, то проанализируйте, что в итоге получает малыш. Ведь именно конечный результат ваших ссор удовлетворяет одну из потребностей малыша.

Обычно малыш получает или негативное внимание, или он показывает вам свою силу и собственное «Я». Последнее происходит из-за того, что ребенок не может проявить себя обычным путем и показывает вам свой характер в конфликтных ситуациях. В таких ссорах происходит борьба за власть. И пускай в итоге малыш проиграет этот бой, зато он почувствует себя важным.

Поэтому, зная то, что любое поведение ребенка целенаправленно, ваша задача — изменить свою реакцию, чтобы не закрепить поведение чада. Когда вы это сделаете, ребенок тоже перестанет себя стереотипно вести.

Дети используют только те методы и способы, которые работают. Если ребенок ведет себя одним и тем же способом, значит это работает, и он что-то получает. Поэтому при каждом его непослушании, истериках и других выходках помните, что все это специально. Безусловно, он не продумывает каждый шаг наперед, но подсознательно знает, что будет потом, и к чему приведет его поведение. И все это, чтобы добиться вашего внимания и причастия к жизни семьи.

Когда ребенок плохо себя ведет, он всегда испытывает чувство неблагополучия и сталкивается с психологическими проблемами. Задача родителей – изменить свое отношения к проявлению непослушания и не винить ребенка в этом, говоря, что он плохой.

Вступая с вами в конфликт, ребенок хочет удовлетворить свои потребности, правда, неправильным образом. Когда вы это поймете, то облегчите жить и себе, и ребенку, ведь сможете помочь ему.

Иногда причиной плохого поведения могут быть внутренние проблемы, о которых ребенок не может вам рассказать просто в силу своего возраста. Ведь он еще мал и не умеет выражаться так, как это делают взрослые.

Поэтому, приводя непослушного ребенка на консультации к психологу, часто выясняется то, малыш просто переживает из-за семейных конфликтов и держит все в себе. Более того, поведение ребенка отзеркаливает ваше, и если в одной из ссор вы сказали малышу «Отстань от меня», то не удивляйтесь, что он ответит вам так же. И это вовсе не потому, что он хочет уколоть вас больнее, просто, раз так говорите вы, то значит, это нормально и можно ему. Вы и есть лучший учитель для вашего ребенка и если вы хотите воспитать его достойно, начните с себя.

Вы не должны воспринимать реакцию ребенка как помеху, ведь так вы можете навредить ему. Посмотрите на себя, ведь когда вы расстроены или злы, вас наверняка успокоит теплая, уютная атмосфера дома, особенно, если близкие поддерживают вас и не нападают с упреками. Также и вы должны быть неким мостиком для вашего малыша и должны постараться поддержать его, выяснить причину непослушания и разобраться в проблеме.

Помните, что даже самая негативная реакция с вашей стороны – это лучше, чем ничего. Поэтому ребенок будет конфликтовать с вами, чтобы вы уделили внимание ему, а не компьютеру или айфону.

Ведь малыш не может сказать – «Мама, в последнее время ты уделяешь мне мало времени, и я хочу это исправить». Или же – «Папа, я в последнее время чувствую себя менее значимым, и ведешь себя со мной так, как с грудничком».

Очень часто родители действительно лишают своих детей самостоятельности, просто-напросто делая за них все, что можно. Но это неправильная тактика, которая не пойдет во благо. Вместо этого вы должны позволить ребенку делать определенные вещи самостоятельно, а если он позовет на помощь, тогда уже вмешиваться. Но при этом не навязывайте ему свою помощь и не перехватывайте инициативу на себя. Если ребенок кричит, что он сам может это сделать – разрешите ему, пусть даже у него что-то и не выйдет.

Как помочь ребенку достичь чувства причастности и значимости?

Прежде чем это выяснить, нужно узнать об этих понятиях и кое-что вынести для себя.

Знайте, что чувство причастности достигается через эмоциональную связь с мамой, папой и другими родственниками.

Чувство значимости достигается через возможность принимать решения и контролировать ситуацию.

В следующий раз, когда у вас назревает какой-то конфликт с ребенком, повторите про себя, будто бы его словами: «Мама, я хочу чувствовать свою важность и принадлежность, но не знаю, как это сделать». А затем подумайте, чего же ему сейчас не хватает. Присядьте рядом с ним, обнимите его и попробуйте поговорить. Дайте ему чувство уверенности в том, что он вам нужен.

Никто не говорит, что это панацея, и с первого раза все станет хорошо, но точно вы сделаете важный шаг навстречу своему ребенку. Помимо этого, такое поведение сломает вашу обычную реакцию. А прервать ваш автоматизм — одна из целей.

Если вы не готовы к тому, чтобы вести себя таким образом, попробуйте избежать ссоры и просто уйдите, тем самым показав, что эта ситуация вам не нравится.

Эго — это состояние личности, одна из психологических теорий, которую выдвинул психолог Эрик Берн. Он считал, что каждый человек в определенные моменты жизни и разных ситуациях общается с другими людьми, исходя из различных внутренних состояний.

Таких состояний три:

1. Родитель;
2. Взрослый;
3. Ребенок.

Для родителя характерно давать много указаний, уткнуть руки в бока и поучать всех подряд. Обычно такие люди дают много наставлений и считают, что они гораздо мудрее и опытнее других. Родительское состояние – это внутренний голос власти.

Типичные фразы, которые используют люди, находясь в состоянии родителя – «это не забудь, ни в коем случае, не делай так, помни о том, что» и т.д.

Очень часто мы ведем себя как родитель не только с детьми, но и с супругом (-ой), друзьями, подчиненными на работе.

Для ребенка такой тон является надоедливым, он устает все время слушать поучения и пропускает мимо ушей. Лучше всего взаимодействовать с ребенком через состояние «взрослый» или «ребенок».

Для взрослого характерно обрабатывать и передавать информацию без эмоций. Не нужно никого заставлять и поучать. Необходимо рационально мыслить, принимать решения. Не зря это состояние иногда называют «Бухгалтер«, так как обычно эти люди не включаются эмоционально. Обычно, в таком эго состоянии мы находимся при общении с друзьями, ведь нам не нужно их поучать и говорить, что они неправы.

Дети действуют из состояния взрослого, когда учатся в школе, ведь там идет обмен информацией. Учителя, как правило, тоже ведут себя подобным образом.

Общаясь с ребенком из состояния взрослого, вы получите гораздо больше плодов, ведь оно более приемлемо. Ребенок не чувствует вашей власти, вы не пытаетесь доказать ему, что он не прав, а вы правы. Вы принимаете его попытки что-то сделать и ненавязчиво показываете ему другие варианты.

Состояние ребенок очень эмоциональное, оно может быть со знаком плюс и минус. Вспомните, как ведут себя дети, когда по-настоящему счастливы. Они искренние, хохочут от души. А если ребенок чем-то увлечен, то может уйти в это с головой. Влюбленные люди тоже прибывают в таком состоянии, поэтому не зря им говорят, что они ведут себя как дети.

Вот эту детскую особенность и нужно использовать в общении с детьми. Но, к сожалению, не все взрослые могут это сделать.

Детям очень нравится, когда родитель может позволить себе подурачится с ними, и именно в этом состоянии устанавливается самая большая эмоциональная связь. На самом деле, любому ребенку не хватает простого внимания родителя, когда он не пытается его чему-то научить или воспитать, а просто хочет поиграть, посмотреть мультики или заняться совместным делом.

Помните, как только вы начинаете учить ребенка, то автоматически уходите из состояния ребенок.

Поэтому уделите малышу хотя бы 20 минут своего времени каждый день и будьте эмоционально доступны для него. Делайте то, что он хочет, уберите все отвлекающие факторы. Заранее говорите ему, что сейчас вы хотите провести это время с ним. Играйте с ними в разнообразные игры, позвольте ему выплеснуть злость и обиду с помощью игрушек. Не учите его, что так нужно играть с игрушками, а так нельзя. Оставайтесь безоценочным и позвольте ему играться так, как он этого хочет. Вы друг, а не воспитатель, и ему с вами интересно.

Формы поведения психология

На основе теории соционики, теории психоформ С.Деллингер и эмпирических исследований были выделены такие дополнительные признаки типа как психоформы, или формы поведения.

4 основные психоформы типа:

1. Доминантная форма - соответствует элементу информационного обмена - сенсорике и награждает людей реализмом, практичностью и лидерскими качествами.
2. Творческая форма - соответствует интуиции, предрасполагающей к отвлеченному, абстрактно-образному мышлению, сопоставлениям и догадкам, не идущим от опыта - как своего, так и чужого. Поэтому большинство новых открытий - следствие интуитивных озарений людей, обладающих не просто смекалкой, предчувствием и живым воображением, а фантазией, отрывающей их от реальности, за пределами которой они находят ответы на загадки науки или природы.
3. Гармонизирующая форма личности - связана с развитой этикой, предопределяет способность к проникновению во внутренний мир других людей, способность к сочувствию и тонкой дипломатии.
4. Нормирующая форма личности - существует на базе логики, наделяющей людей способностью к объективному анализу фактов, не отягощенному личным отношением к ним.

Примечание: Существует 5-я "переходная" или "пограничная" форма личности, которая встречается значительно реже и вносит свои исключения в общие правила. Типы личности, имеющие такую психоформу, синтезируют в себе характеристики нескольких психоформ. Их особенности зависят от того, какие из психоформ у них выражены больше. Поскольку таких сочетаний может быть много, мы не будем здесь на них останавливаться.

Независимо от того, какого типа личности человек, описанные нами 4 основные формы поведения, наделяют его особенностями, лежащими в основе описаний 4-х основных юнговских типов: ощущающего, с развитой сенсорикой (доминирующие типы); интуитивного - с развитой интуицией (творческие личности); чувствующего, с развитой этикой (гармонизаторы); мыслительного - с развитой функцией логики (нормирующие типы).

Понимание этих взаимосвязей очень хорошо помогает в диагностике типов и подтипов. Обычно, у людей имеется сочетание двух психоформ, одна из которых выражена более ярко. Однако, необходимо учитывать, что не существует прямой связи 4-х психоформ с подтипами. Они создают только тенденцию к усилению того или иного элемента информационного обмена, положенного, в первую очередь в основу типа (то есть первой функции в наименовании типа) и, во вторую очередь - подтипа (относительно усиленной у данного типа одной из двух ведущих функций).

Например, у Новатора - интуитивно-логического экстраверта - первая функция - интуиция, соответствует творческой форме личности. Даже, если у него логический подтип, он не будет выглядеть как человек с типичной нормирующей психоформой, несмотря на то, что она положена в основу его подтипа. Просто, в отличии от интуитивного подтипа, он будет выглядеть как более рациональный и старающийся все регламентировать человек. В этом и будет проявляться его акцентированная (подтипная) психоформа.

Не следует забывать, что тип личности - первичен, вместе со всеми его главными признаками, а психоформы, как и акценты типа - лишь вторичные, дополнительные признаки типа.

Мы заметили, что 4 психоформы, как и 4 юнговских признака, проявляются в двух вариантах - экстравертном и интровертном. Подобно тому, как этика отношений отличается от этики эмоций, а сенсорика ощущений от волевой сенсорики и т.д. они приближаются по своему содержанию к известным вам 8-и элементам информационного обмена, лежащих в основе 8-и акцентов ТИПА. Таким образом, нам удалось выявить 8 психоформ типа и проследить, каким именно акцентам типа они присущи.

Рассматривая связь между 8-ю психоформами и 8-ю акцентами типа, необходимо учитывать, что сочетания акцентов типа, как и сочетание психоформ, вносят качественные изменения в их общие, характеристики. К тому же, типные особенности тоже накладывают свой отпечаток на проявление признаков акцентов и психоформ типа. Это вовсе не запутывает картину, а только объясняет почему один и тот же акцент или психоформа могут проявляться у разных типов по-разному. Например, Гитлер, (тип Наставник), просто несопоставим с другим ярким представителем этого типа - Л.Н. Толстым.

В структуре личности Гитлера, человека акцентуированного, присутствовало сочетание творческой и доминантной форм личности - базирующихся на противоположных по значению соционических элементов (интуиции и сенсорики). Это нарушало нормальный информационный обмен этого типа, а индивидуальная предрасположенность к болезни делала его крайне противоречивым и непредсказуемым в мышлении и поступках.

Имея интуитивный подтип Наставника - Артист, с акцентом - Прогнозист, он обладал прекрасными стратегическими способностями и мог входить в любой образ. У него был выражен юнговский интуитивный тип, поэтому он отличался богатством новых идей. Вследствие второго акцента на другой ведущей функции - этике эмоций, он, как человек с акцентом Романтик, умел увлечь своими идеями и эмоционально зажечь аудиторию. Его третий ярко выраженный акцент на волевой сенсорике - Победитель - придавал этому типу крайне неуравновешенный, бескомпромиссный характер и желание победы любой ценой. Такое сочетание создало эмоционального и вместе с тем - формального лидера, одержимого глобальной стратегической идеей переустройства мира.

Л.Н. Толстой, имевший тоже огромное, но положительное влияние на людей, по-видимому имел этический подтип Наставника - Воспитатель, с акцентом на этике эмоций - Романтик. Благодаря этому он был очень эмоциональным человеком, сильно зависимым от настроения и, в то же время, умел эмоционально увлечь читателя. У него также был сильно выражен акцент на второй ведущей функции типа - интуиции, то есть Прогнозист. Без понимания хода исторических событий, позволявшим ему точно моделировать ситуации, свидетелем которых он не был, он бы не написал свой знаменитый исторический роман "Война и мир". Его третий яркий акцент типа на интуиции возможностей - Фантазер, придавал ему черты идейной неуступчивости и непримиримости, что и послужило причиной его семейных проблем и даже ухода из дому, закончившегося для него трагически.

Такое сочетание: двух акцентов типа на интуиции (Фантазер и Прогнозист) с акцентом на этике эмоций (Романтик), послужило предпосылкой для формирования сильной творческой личности с непревзойденным пониманием людей, так как в основе его подтипа заложен юнговский чувствующий тип. У него тоже была идея переустройства общества, но не через насилие, а через переосмысление морально-этических норм поведения, знаменитое толстовские "непротивление злу насилием".

Психоформы, как и акценты типа, будучи дополнительными признаками типа личности, вносят значительные изменения в его энерго-информационный обмен, а значит - в характеристики и взаимоотношения. Например, экстраверты могут вести довольно замкнутый образ жизни, а интроверты - наоборот. Интуиты могут быть хозяйственными, а сенсорики - заниматься творческой работой, этики могут неплохо анализировать и делать логически правильные выводы, а логики - идти на поводу у своих чувств. Рациональные типы могут вести себя непредсказуемо, а иррациональные - пытаются планировать свои дела и стараться все доводить до конца. Те, кто не совместим на уровне типа, могут открыть для себя совместимость на уровне акцентов и психоформ. Это может намного улучшить даже конфликтные отношения.

Это - новое направление в типологии, которое разнообразит ее строгий, довольно схематичный подход, зато приближает нас к более точному пониманию механизмов личности и ее взаимодействия с другими.

Наша теория психоформ во многом перекликается с теорией психоформ американской исследовательницы С. Деллингер. Однако, в отличии от 5-и психоформ Деллингер, мы здесь не рассматриваем 5-ю "переходную" психоформу типа, так как нам пока не известен точный механизм ее образования. Возможно, это связано с особенностями функций полушарий мозга, ставящим один тип информационного обмена на границу с другим типом. Образующаяся при этом "переходная" психоформа типа имеет сходство, с одной стороны, с "Прямоугольником" Деллингер, с другой - с "Прагматиком" Харрисона-Брэмсона". Типы личности, имеющие "переходную" психоформу, могут узнать себя в любом из 4-х предлагаемых описаний или же - ни в одном из них.

Мы не утверждаем, что существует полная аналогия между нашими психоформами и психоформами Деллингер или, что существует точная аналогия между нашими психоформами и акцентами типа. Здесь можно говорить лишь о тенденциях, которые нам удалось проследить.

Типы личности, у которых 2 психоформы смешаны настолько, что трудно выделить основную или же те, у кого имеется "переходная" психоформа типа, не смогут применить к себе данные описания и рекомендации. Поскольку большинство людей имеют 4-е психоформы, которые в их интровертном и экстравертном проявлениях соответствуют по характеру информационного обмена 8-и соционическим функциям, лежащим в основе теории соционики, именно на них мы остановимся более подробно.

1. Доминантная личность.

Соответствует акцентам Победитель и Эпикуреец. Наиболее яркие представители - сенсорные подтипы следующих типов личности: Лидер, Политик и Управляющий.

В основном, это личности, целиком погруженные в текущие события. Они - прагматики, ставящий перед собой конкретные цели и умеющие их достигать. Наблюдательны, остроумны, отличаются быстротой реакций, практической смекалкой. Склонны во всем стремиться к лидерству, соперничают за власть, признание, материальные ценности. Обычно, настроены на победу любой ценой, хотя готовы к временным компромиссам ради ее достижения. Быстро и точно анализируют любую ситуацию.

Эпикуреец проявляет дипломатичность и обходительность, если нужно. Умеет нравиться людям, увлечь их за собой. Однако, не всегда учитывает интересы других, недостаточно самокритичен, не любит возражений.

Победитель - это резкий, напористый, нетерпимый человек. Неуступчивый и прагматичный, он идет к цели несмотря ни на что. Ему не хватает такта и дипломатичности. Имеет мало друзей.

2. Творческая личность.

Обычно, это типы с акцентом Фантазер или Прогнозист, независимо от того, находятся эти акценты в ведущих позициях типа или нет. Наиболее ярко они выражены у представителей интуитивных подтипов таких типов личности как: Новатор, Вдохновитель, Аналитик, Наставник, Экспериментатор.

Не имеет большого значения, в каком сочетании и пропорциях находятся эти акценты с другими не менее ярко выраженными акцентами у какого-либо типа личности. Отличительные черты такой личности: постоянная тяга к новому, любознательность, непрактичность, идеализм и мечтательность. Интерес, как правило, превалирует над пользой.

Фантазер импульсивен, часто одержим какой-либо новой идеей, которую горячо отстаивает. У него не всегда хватает терпения доводить начатое до конца, и это часто мешает в достижении жизненных целей. Испытывает отвращение к однообразию, рутине, шаблонам и регламентам. Постоянно находится в оппозиции к существующим порядкам, не умеет идти на компромиссы в том, что для него принципиально.

Прогнозист стремится к самоусовершенствованию, никогда не останавливается на достигнутом. Обладает развитой интуицией и воображением. Изучает окружающий мир, пытаясь понять дальнейший ход событий. Не идет избитыми путями. Часто вызывает полярные оценки своей личности.

3. Гармонизирующая личность.

Как правило, это типы с акцентом на этике - Миротворец или Романтик. Самые яркие представители - типы личности: Посредник, Лирик, Гуманист.

Главное их достоинство - умение сплотить людей, создать атмосферу непринужденности, искренности, доброжелательности. Такие люди болеют душой за свой коллектив и, несмотря на стремление к душевному покою, могут стать активными защитниками обиженных. Крайне щепетильны в вопросах соблюдения этических норм, высоко ценят гуманизм и справедливость.

Миротворец - добр и уступчив. Он хорошо разбирается в людях, но довольно снисходителен к их слабостям. Такого человека легко узнать по мягкой, тактичной манере поведения. Его проблемы - склонность к компромиссам ради сохранения хороших отношений, недостаток воли, настойчивости, инициативы.

Романтик - приветливый, эмоциональный человек. Он может оказывать сильное влияние на окружающих, но в отличие от доминантной личности, такое поведение не является продуманной тактикой целеустремленного и практичного человека. Его характеризует естественный эмоциональный подъем, цель которого - поднять дух и настроение других или увлечь какой-либо идеей. Это происходит потому, что гармонизирующая личность не стремится к власти, редко ставит перед собой конкретные цели практического характера.

4. Нормирующая личность.

Типична для представителей акцентов Логик и Профессионал. Наиболее выражена у логических вариантов типов личности: Инспектор, Аналитик, Критик, Управляющий.

Человек, имеющий такую форму проявления своего социотипа, несколько консервативен по натуре, не любит перемен, неожиданностей, нестабильности в любом виде. Но он умеет как никто другой убеждать собеседника фактами и цифрами, приводить неоспоримые доказательства.

Логик стремится к порядку во всем, систематизации, структуризации и категоризации. Он умело планирует свои дела, составляет планы и графики. Очень добросовестен, скрупулезен и педантичен в работе. Ко всему предпочитает готовиться заранее. Ему необходима спокойная, уединенная обстановка для раздумий и анализа. Довольно негибок в отношениях.

Профессионал тоже не склонен к компромиссам, но еще больше он не выносит конфликтов, поэтому в крайнем случае может поступиться своими убеждениями или пойти на компромисс в отношениях. Такому человеку часто приходится доделывать чужую работу, стремясь к качеству и порядку. На него во всем можно положиться. В общении нуждается в определенной дистанции и часто кажется сухим или холодным человеком. Это происходит потому, что ему трудно выразить свои чувства.

Кроме этих основных форм проявления личности существуют еще и промежуточные - сочетание двух ярко выраженных психоформ, одна из которых доминирует над другой. Больше всего внутренних проблем порождают сочетания несовместимых психоформ. К ним относятся, с одной стороны - две активные: доминантная и творческая, с другой - две инертные: нормирующая и гармонизирующая. В таком случае, приемы психокоррекции должны быть направлены на устранение противоречий между противоположными установками. Так, при сочетании гармонизирующей и нормирующей форм, этику целесообразнее сделать выбор в пользу первой, а логику - в пользу второй психоформы. Если же проблемы связаны с крайним выражением одной из психоформ, необходимо развивать в себе противоположные качества.

Например, если логика упрекают за черствость, ему нужно усилить в себе гармонизирующую форму поведения. Однако, если он ради чувств должен будет поступиться главным делом своей жизни, то будет иметь всю жизнь неразрешимые проблемы. В таком случае, он сможет избежать ошибки, усилив в себе качества нормирующей формы.

Если при формальном общении в коллективе больше всего проявляются интертипные отношения между основными 16-ю социотипами, то при более близких и частых контактах необходимо учитывать взаимодействие между их подтипами, акцентами типа и психологическими формами проявления личности. Несмотря на очевидные взаимосвязи между всеми этими аспектами личности и их отражение в юнговских функциях, все они имеют свои нюансы, которые нужно учитывать в каждом конкретном случае.

Совместимость форм поведения

Поскольку существует определенная взаимосвязь между 8-ю акцентами типа и 8-ю психоформами поведения типов, нетрудно догадаться, что совместимость психоформ сохраняет те же тенденции, которые имеет совместимость между акцентами типа. Но, если рассматривать основные 4-е соционические психоформы, как более обобщенную интерпретацию 4-х юнговских признаков, усиление которых отражается в поведении людей, то можно выделить такие главные закономерности:

В наиболее гармоничных отношениях находятся люди, у которых психологические формы личности дополняют друг друга, а именно:

1. Доминантная и нормирующая формы личности (при условии, что инициатива в делах будет принадлежать доминантному типу, а проработка деталей и доведение дела до конца будет осуществляться нормирующим).
2. Гармонизирующая форма личности хорошо понимает и дополняет творческую личность (при условии, что выбор идеи и инициатива в новом будут принадлежать творческой личности, а сглаживание острых углов и внедрение идеи в жизнь - гармонизирующей, а не наоборот).

В асимметричных отношениях находятся:

1. Доминантная и гармонизирующая личности. При этом доминантная личность (сразу или со временем) имеет склонность управлять гармонизирующей личностью авторитарными методами.
2. Творческая и нормирующая личности. В этом союзе творческая личность управляет нормирующей, в основном демократическими методами.

Если эти правила не будут нарушаться, отношения могут складываться со средней степенью комфортности.

В конфликтных отношениях находятся:

1. Доминантная и творческая личности, так как обе не склонны к компромиссам, когда сталкиваются их главные ценности - идея и власть, либо расходятся основные жизненные интересы. Часто новые, смелые проекты творческой личности встречают противодействие со стороны прагматичной доминантной личности, следующей своим конкретным целям, не размениваясь на то, что ей кажется второстепенным в данный момент.
2. Гармонизирующая и нормирующая личности. У них разные идеалы и подходы к делу. Нормирующая личность подчиняет чувства и отношения интересам дела, руководствуясь сухой логикой фактов. А гармонизирующая - стремится выйти за рамки установленных правил ради каких-либо человеческих ценностей, ставя этику выше логики.

В тождественных отношениях между представителями одинаковых психологических форм личности совместимость выражена в разной степени. Этим она отличается от совместимости в интертипных отношениях на более поверхностном уровне.

По степени комфортности эти отношения можно ранжировать следующим образом:

1. Наиболее совместимы два человека с гармонизирующими формами личности, так как легко идут на компромиссы ради хороших отношений.
2. Неплохая совместимость может быть у людей с нормирующими типами личности. Они в равной степени ориентированы больше на дело, чем на эмоции. Очень добросовестны во всем, что касается чувства долга и стабильны в своих привязанностях. Но в некоторых случаях недостаток теплоты в отношениях приводит к взаимному охлаждению. Впрочем, они хорошо понимают друг друга.
3. Несколько хуже совместимость у творческих личностей. Здесь возможны: конкуренция идей, устремлений, взаимные претензии, неуступчивость, обиды, разногласия. Если они занимаются одним делом, сферы их деятельности желательно разделить.
4. В наименьшей степени совместимы доминантные личности. Их взаимные обиды и претензии более устойчивы и последовательны, чем у творческих личностей. Существует опасность постоянной конфронтации из-за конкуренции целей, идет борьба за влияние, власть, престиж и т.п. Их компромиссы временны, а установка на победу любой ценой велика, особенно у волевых типов.

Из всего сказанного ясно, что при разрешении конфликтных ситуаций необходимо учитывать не только интертипные отношения между социотипами, нюансы этих отношений на уровне подтипов и акцентов типа, но и степень совместимости психоформ их личности. Если вы - наблюдательный собеседник, вам легко будет определить, в каких отношениях вы находитесь с интересующим вас человеком. Пользуясь знаниями особенностей его личности, вы не только сможете предотвратить конфликт, но даже провести переговоры в нужном ключе и достичь желаемых результатов.

Психология поведения женщин

Женскую логику сложно понять — в этом абсолютно уверены мужчины. Но порою случается, что даже самой женщине сложно понять, что же она делает или что она хочет.

Психология поведения любой женщины основана на нескольких обстоятельствах:

• Во-первых, большое значение имеет склад характера дамы. Психологами замечено, если мужчины больше относятся к холерикам, то прекрасная половина нашего человечества является сангвиниками. Основное свойство сангвиника — это постоянная активность. Этому типу людей склонны перемены в настроении. Отличает их и то, что они умеют управлять своими чувствами и часто подчиняют обстоятельства под свои желания.
• Немалое значение имеет и воспитание. То, что заложено родителями в маленькую девочку, а потом и во взрослую женщину, определяет ее поведение и поступки.
• Жизненный опыт немаловажен в познании психологии женщины. Если она большую часть своей жизни видела лишь негативные стороны судьбы, то ей приходится сложнее в жизни, она перестает доверять окружающим людям, соответственно, становится одинокой. Одиночество провоцирует собственное мнение, совершенно отличимое от иного женского мнения. Тогда, когда даме «улыбается» удача и ее можно назвать везунчиком судьбы, то и психология ее мышления развивается иначе.

Женская психология по отношению к мужчинам

Психология поведения каждой женщины определена ее отношением к мужчине. Считается, что прекрасная половина человечества обладает природной хитростью, которая помогает им добиваться успехов в жизни. Свою хитрость женщины, в первую очередь, направляют на взаимоотношения с мужчинами. Какими хитрыми «штучками» необходимо обладать женщине по отношению к мужчине?

Казаться сильной. Хоть и принято считать, что прекрасная половина человечества должна быть слабой, но в нашей современности с таким качеством ни одной женщине достойно не прожить. Более того, сильная дама больше увлекает мужчину своим сильным характером и решительными действиями. Может показаться, что мужчинам нравится, когда они становятся главными в личностных отношениях с женщинами, но такое обстоятельство способно продлиться недолго. Совсем скоро мужчине наскучит, что его партнерша всегда соглашается с его мнением и выполняет малейшие его прихоти. А вот уверенная в себе дама, имеющая стойкий нрав, становится для мужчины магнитом, он постепенно увлекается и притягивается к ее сильному характеру. В основу женского поведения, в данном случае, заложено умение подстраиваться под события в жизни. Сегодня дама может быть слабой, а завтра она становится решительной и хваткой. Такое непостоянство характера способно надежно удерживать возле себя любимого мужчину.

Иметь свои увлечения. Многие психологические и моральные проблемы в семье возникают из-за того, что жена увлечена только бытом и не имеет собственных увлечений и хобби. Муж же ее, наоборот, является разносторонней личностью и увлекается многими сферами жизненных ценностей. Два совершенно разных прототипа скоро наскучат друг другу, отсюда в семье возникают ссоры и расставания. Женщина должна иметь свои собственные увлечения, таким образом она будет интересна своему мужчине. Маленькая хитрость женщин проявляется в том, чтобы быть «настоящим другом» своему партнеру, она способна увлекаться теми же интересами, что и он. В таких партнерских отношениях никогда не будет серьезного разлада, ведь супруги представляются друг другу разносторонними и увлекающимися личностями, которых манит друг другу жизненный стимул.

Иметь личное свободное время. Каждому человеку очень важно отдыхать от всего: от работы, от друзей, от семьи. В первую очередь, уметь отдыхать должна женщина, ведь в семье на ней лежит большая часть обустройства уюта собственного дома. Личное свободное время помогает понять, как прекрасна жизнь, что она имеет множество различных сфер, где можно проявить себя. Характер поведения женщины часто определяется тем, какая она: уставшая или отдохнувшая. Иметь личное свободное время — это отлично, ведь при помощи этого малого шага человек учится ценить каждое мгновение в своей жизни, наслаждаться каждым днем и ценить рядом находящихся людей.

Отношения между женщинами

Психология отношений между женщинами подразделяется на 2 прототипа. Первый тип взаимоотношений определяет не дружбу, а личные взаимовыгодные отношения. Характер второго типа взаимоотношений связан с настоящей дружбой и родственными чувствами. Психологи уверены, что мужская и женская дружба сильно отличается друг от друга. У мужчин дружба является глубокой, они часто выступают партнерами в сложных жизненных ситуациях. Женщины же склонны искать для себя выгоду из личных взаимоотношений. После того, как у одной из подруг появляется семья, дружба подруг отступает на второй план.

В характере поведения подруг часто улавливаются моменты обмана и ветрености. Даже тогда, когда девушки знакомы с детства и считаются лучшими подругами, развести дружбу может замужество одной из подруг. После того, как у одной из них появляется возлюбленный, в характере второй просыпается ревность, а иногда и злость. Взаимоотношения подруг практически всегда построены на обсуждении свежих новостей, судеб людей или желаний на будущее. Нередко характер поведения одной из подруг указывает на то, что показать свое величие и само совершенство (такое случается, когда женщина выбирает себе в подруги менее привлекательную даму).

Если во взаимоотношениях между дамами присутствует выгода, то речь о дружбе не идет. После того, как взаимовыгодные отношения исчерпают самих себя, женщины разойдутся по разным сторонам жизни и перестанут общаться.

Конечно, в основе женского поведения имеются и способности к настоящей дружбе. В этом случае подруги становятся друг для друга родственными душами, они переживают и радуются жизни каждой из них. Такие отношения редко сопровождаются обманом. После замужества одной из подруг, дружба не распадается, женщины не перестают общаться и все-равно остаются родными друг для друга.

Отношения с мужем

Даже в самой счастливой семье наступают такие моменты, когда все начинает надоедать и раздражать. Жена часто чувствует себя несчастной и неудовлетворенной. Почему это происходит?

В период знакомства и влюбленности девушка уверена в искренних чувствах, она по-настоящему счастлива и не обращает внимания на возникающие проблемы. В конфетно-букетный период молодые думают, что так будет продолжаться всегда. Мужчина счастлив, а женщина уверена, что любовь никогда не угаснет.

Но после того как молодые начинают жить вместе, характер поведения обоих существенно меняется. Психология мужа заключается в том, что он получил, что хотел и теперь находится в спокойном и умиротворенном состоянии. А вот жена становится неудовлетворенной, что отражается на ее характере поведения. На плечах женщины находится быт, муж, дети. Если она еще и работает, то все эти аспекты жизни полностью выматывают ее. Женщине хочется быть любимой, видеть, как мужчина заботится о ней, но ее мечты не всегда сбываются. В том случае, когда жене не хватает того, что ей требуется (поддержка, внимание, забота, проявление романтики и любви со стороны мужчины), она становится раздражительной.

Психология взаимных отношений с мужем у женщины должна быть построена на нескольких основах:

• Уметь понимать.
• Принимать человека таким, как он есть, а не пытаться перестраивать его под свои желания.
• Доверять партнеру.
• Находить время для собственных увлечений и не противится увлечениям мужчины.
• Не показывать дурного настроения в общении с мужем.
• Научиться прощать.
• Не верить словам чужих людей, а доверять только своим чувствам.
• Не требовать скоропалительных решений и активных действий.
• Верить в реальность, которая происходит, а не жить мечтами и иллюзиями.

тема

документ Политическое поведение
документ Социальное поведение
документ Психология женщин
документ Психология мужчин
документ Психология общения
документ Психология человека




назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами
важное

Курс доллара на 2018 год
Курс евро на 2018 год
Цифровые валюты 2018
Алименты 2018

Аттестация рабочих мест 2018
Банкротство 2018
Бухгалтерская отчетность 2018
Бухгалтерские изменения 2018
Бюджетный учет 2018
Взыскание задолженности 2018
Выходное пособие 2018

График отпусков 2018
Декретный отпуск 2018
ЕНВД 2018
Изменения для юристов 2018
Кассовые операции 2018
Командировочные расходы 2018
МСФО 2018
Налоги ИП 2018
Налоговые изменения 2018
Начисление заработной платы 2018
ОСНО 2018
Эффективный контракт 2018
Брокеру
Недвижимость



©2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт. Контакты