Затраты, величина которых на данный период непосредственно зависит от объема производства и реализации продукции, а также от структуры издержек при производстве и реализации нескольких видов продукции. Сюда относятся затраты на приобретение сырья и материалов, топлива, электроэнергии, требуемых для производства продукции, оплата рабочей силы и т. п. Если значение этого показателя увеличивается на 10%, то соответственно общие переменные затраты также увеличиваются на 10%. Однако при изменении объема производства переменные затраты в расчете на единицу продукции остаются неизменными.
Большую роль при изучении факторов, которые влияют на сумму прибыли, играет маржинальный анализ, с помощью этого анализа изучаются соотношения показателей: объема производства (реализации) продукции, издержек, прибыли и прогнозирования суммы каждого из перечисленных показателей при заданном значении других. Маржинальный анализ применяет категорию маржинального дохода, представляющий собой разность прибыли (П) и постоянных затрат экономического субъекта (Н)
Прибыль от реализации определенного вида продукции определяется по формуле:
П = Кх(Ц-У)-Н,
где К— объём реализации продукции в натуральных показателях, Ц— цена реализации единицы продукции, руб., V— переменные затраты на единицу продукции, руб. Указанная формула позволяет наиболее точно узнать влияние факторов на значение прибыли.
Для достижения максимальной прибыли организация должна определить безубыточный объем продаж и зону безопасности, в которой будет минимальная величина прибыли. Сумму выручки от реализации, достаточную для покрытия экономическим субъектом всех своих расходов (как переменных, так и постоянных), не получая при этом прибыли, принято называть точкой критического объема производства. Данная точка определяется двумя способами — графическим и алгебраическим.
При определении графическим способом по оси абсцисс отражается объем реализации продукции в натуральных показателях (когда выпускается один вид продукции) или в стоимостном выражении (когда выпускается несколько видов продукции).
Постоянные и переменные затраты, т. е. общая себестоимость реализованной продукции и прибыль; разность данных показателей представляет собой выручку от реализации.
Последовательность построения графика следующая:
- наносится на график линия постоянных затрат, для этого проводится прямая, параллельная оси абсцисс;
- строится прямая общих затрат;
- строится прямая выручки от реализации.
Точка пересечения затрат и выручки от продаж называется точкой критического объема производства (ТКОП).
Объем реализации, соответствующий ТКОП, составляет 533 ед. Соответственно из графика можно увидеть, что если значения объемов реализации расположены левее ТКОП, то производство убыточно; если правее ТКОП, то производство прибыльно.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Разность между фактическим и безубыточным объемами реализации представляет собой зону безопасности, которая показывает, насколько фактический объем реализации выше критического, при котором рентабельность равна нулю.
При алгебраическом способе в формуле приравнивания прибыли к нулю получится выражение для определения объема реализации продукции (К), соответствующего ТКОП:
400 К= 220 К+ 96 ООО, откуда К= 533 ед.
Следовательно, безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, в то же время и от уровня цен на продукцию. Если повышаются цены, то объем реализации продукции необходимо снижать, чтобы компенсировать постоянные затраты экономического субъекта, и наоборот.
Зона безопасности (Збез) определяется по формуле:
Збез = (Кпл. — К) / Кпл х 100%,
где Кт — планируемый объем реализации продукции,
К— текущий объем реализации продукции.
При увеличении объема переменных и постоянных затрат на единицу продукции повышается порог рентабельности и уменьшается зона безопасности. Следовательно, каждое предприятие стремится к сокращению постоянных затрат.
Как известно, все исконно русские женские имена оканчиваются либо на «а», либо на «я»: Анна, Мария, Ольга и т.д. Однако есть одно-единственное женское имя, которое не оканчивается ни на «а», ни на «я». Назовите его.