Инкассо или расчет по инкассо — это безналичная банковская операция, совершенная банком как посредником между плательщиком и клиентом (или государством) по перечислению денежных средств.
В международной банковской терминологии принято называть должника импортером, а клиента банка – экспортером.
Инкассовые операции производятся банком по поручению и за счет экспортера. Расчеты по инкассо производятся в строгом соответствии с Унифицированными правилами, утвержденными международным сообществом.
В общих случаях инкассовые операции требуют заключения договора между сторонами коммерческих отношений и банком на осуществление расчетов по инкассо.
Не требуется заключение договора в случае, если требование об уплате исходит от государства: налоговые платежи и взносы, таможенные пошлины, выплаты по исполнительным листам и другие.
Инкассовые операции совершаются банком в соответствии с договором или инструкцией.
Целями инкассовых операций могут быть:
• перечисление платежа или получение акцепта;
• передача документов против платежа (акцепта);
• передача документов на прочих условиях.
В инкассовых операциях участвуют организации-партнеры и банки:
1. Доверитель – клиент банка, который поручает операции по инкассо своему банку;
2. Банк-ремитент – доверенный банк;
3. Представляющий банк – фактически получает платеж от плательщика;
4. Инкассирующий банк – другой банк, не являющийся представляющим или ремитентом, но участвующий в инкассовой операции;
5. Плательщик – организация или лицо, получающее документы по инкассовому поручению.
Инкассо бывает документарным, когда расчеты ведутся по коммерческим документам, и чистым инкассо, когда в банк направляются только финансовые документы.
Схема инкассовых расчетов выглядит следующим образом. Партнеры заключают контракт, предусматривающий инкассовые операции, оговаривают условия оплаты и указывают обслуживающие их банки.
Происходит отгрузка товаров, оформляются и передаются сторонам транспортные документы. Поставщик готовит пакет коммерческих документов, куда могут быть включены также и финансовые документы (по согласованию с банком) и передает их банку-ремитенту вместе с инкассовым поручением. Банк тщательно проверяет полученные документы на соответствие их реквизитов указанных в инкассовом поручении.
Банк-ремитент передает проверенные документы инкассирующему банку, а тот в свою очередь отсылает их покупателю – должнику. Получив акцепт, банк покупателя перечисляет деньги в банк-ремитент, а также передает коммерческие документы.
Основное преимущество инкассовых расчетов состоит в том, что до момента оплаты товар находится в собственности поставщика.
Но на сегодняшний день инкассовые операции имеют ряд существенных недостатков:
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
1. Замораживание средств покупателя на длительный срок. С момента отгрузки товара до передачи в банк документов и оплаты проходит довольно много времени.
2. На момент оплаты у покупателя может не оказаться средств на счету.
3. Товар доставляется раньше, чем поступает оплата и сопроводительные документы, что заставляет покупателя (или поставщика – в зависимости от условий контракта) тратить лишние средства на хранение товаров.
Эти недостатки инкассовых расчетов отталкивают участников коммерческих отношений, такой вид взаимодействия не популярен в России, хотя у инкассовых расчетов есть неоспоримые достоинства: гарантия получения всех необходимых документов в положенный срок, юридическая прозрачность сделок.
Поэтому в коммерческих отношениях инкассо широко распространено при международной торговле.