Закон об АО в специально посвященной фондам общества статье (ст. 35) прямо говорит лишь о двух фондах – резервном фонде и специальном фонде акционирования работников общества. Это вместе с тем не означает, что акционерная компания лишена возможности образовывать иные фонды (хотя правила их создания законодательно не регламентированы). Так, в п. 2 ст. 42 Закона об АО упоминается о допустимости образования специальных фондов в целях выплаты дивидендов по привилегированным акциям определенных типов. Представляется, что не исключается и формирование иных, вообще не названных в законе фондов (фондов накопления, потребления, социальной сферы и т.д.); данный тезис косвенно следует из подп. 12 п. 1 ст. 65 Закона об АО (в котором говорится об "иных" фондах") и прослеживается во многих судебных решениях (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа № Ф04-6143/2007 (37953-А46-13), постановление ФАС Центрального округа № А48-3470/00-18к).
Рассмотрим основные положения о резервном фонде и фонде акционирования работников (о фондах, формируемых в силу п. 2 ст. 42 Закона об АО, мы скажем при изучении дивидендов – см. 10.1.2). Создание резервного фонда носит обязательный, а специального фонда акционирования работников (СФАР) – факультативный характер. Поэтому регулирование отношений по формированию резервного фонда представлено в законе более объемно. Кроме того, с обязательностью образования резервного фонда и его гарантийной направленностью связаны положения о необходимости соотнесения размера резервного фонда (в совокупности с иными параметрами) со стоимостью чистых активов для решения вопроса о юридической возможности совершения обществом некоторых "затратных" действий, сопряженных с уменьшением имущества (собственных источников).
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
а) по уменьшению уставного капитала, сопровождающегося выплатой акционерам денежных средств или передачей им принадлежащих обществу эмиссионных ценных бумаг (п. 4, 5 ст. 29 Закона об АО);
б) по увеличению уставного капитала за счет имущества общества (п. 5 ст. 28 Закона об АО);
в) по объявлению и выплате дивидендов (ст. 43 Закона об АО);
г) по приобретению размещенных акций (ст. 73 Закона об АО).
Оба фонда имеют строго целевое назначение.
Резервный фонд предназначен:
1) для покрытия убытков общества;
2) для погашения облигаций и выкупа акций общества (по требованию акционеров в исключительных случаях, предусмотренных ст. 75 Закона об АО), но лишь при отсутствии иных средств. Средства СФАР, как следует уже из его названия, расходуются исключительно на приобретение акций общества, продаваемых акционерами, для последующей реализации их работникам.
Применительно к СФАР закон устанавливает, что средства, вырученные от возмездной реализации работникам акций, направляются на формирование данного фонда (п. 2 ст. 35 Закона об АО). Из этого косвенно вытекает, что допустима и безвозмездная реализация акций работникам, что, однако, не согласуется с положениями п. 3 ст. 72 Закона об АО о том, что приобретенные обществом акции могут быть реализованы по цене не ниже рыночной стоимости. Многие ученые решают дилемму в пользу п. 2 ст. 35 Закона об АО, полагая возможным безвозмездное наделение акциями работников.
Не очевидным остается и более общий вопрос – о применимости в целом закрепленных в ст. 72 Закона об АО правил о приобретении акций к случаям использования средств СФАР. По-видимому, законодатель все-таки имел в виду особый вариант приобретения обществом собственных акций и их последующей реализации (т.е. не подпадающий под действие правил ст. 72, по крайней мере, всех норм). Окончательная ясность может быть достигнута лишь посредством внесения соответствующих изменений в законодательство.
Вопросы использования резервного и иных фондов общества находятся в ведении совета директоров (наблюдательного совета) (подп. 12 п. 1 ст. 65 Закона об АО). Однако данную норму необходимо применять с учетом подп. 11 п. 1 ст. 48 Закона об АО, согласно которому распределение прибыли общества по результатам финансового года относится к компетенции высшего органа управления: поскольку формирование фондов и общее определение направлений использования средств, по сути, и есть распределение прибыли компании (а следовательно, компетенция общего собрания акционеров), совет директоров (наблюдательный совет) может осуществлять расходование (использование) средств фондов не произвольно, а в соответствии с "программными" целями, сформулированными законом (для резервного фонда, фонда акционирования работников, фонда для выплаты дивидендов по привилегированным акциям определенных типов) и общим собранием акционеров (для иных фондов).