Инкассовая операция - это форма расчетов, при которой банк-ремитент (банк продавца-экспортера), выполняющий инструкции своего клиента (доверителя), принимает на себя обязательство осуществить действия с представленными доверителем документами в целях получения от плательщика (импортера) платежа и (или) акцепта, либо выдачи коммерческих документов против акцепта и (или) платежа, либо выдачи документов на других условиях.
Определение инкассо (с теми или иными вариациями) дано во всех редакциях Унифицированных правил по инкассо (Uniform Rules for Collections; далее - Правила) Международной торговой палаты (МТП).
В зависимости от документов, представляемых на инкассо, Правила выделяют два вида инкассо:
- чистое инкассо, т.е. инкассо финансовых документов (переводные векселя, простые векселя, чеки и т.п.), не сопровождаемых коммерческими документами;
- документарное инкассо, то есть инкассо финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами (счета-фактуры, транспортные документы, товарораспорядительные документы и т.п.), или инкассо коммерческих документов, не сопровождаемых финансовыми.
В данной статье мы будем говорить о документарном инкассо (Documentary Collections).
Следует отметить, что данная форма расчетов используется и в операциях между российскими хозяйствующими субъектами, обладая определенной спецификой, но в то же время сохраняя основные черты, присущие международной практике (см. Положение Банка России N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации").
Инкассовая форма расчетов применяется, как правило, в тех случаях, когда продавец и покупатель имеют долговременные коммерческие отношения и у них нет оснований сомневаться как в надежности поставок, так и в получении платежа. В отличие от безотзывного аккредитива инкассовая форма расчетов не подразумевает безусловного обязательства платежа со стороны банка-эмитента (в данном случае это банк-ремитент, представляющий поставщика, а не покупателя) или представляющего банка. Однако у этой формы есть несколько преимуществ по сравнению с аккредитивной формой, которыми и пользуются добропорядочные внешнеторговые партнеры, а именно: меньшая формализованность и низкий уровень банковских комиссий и других накладных расходов, гораздо меньшая степень ответственности со стороны банков-участников. С точки зрения интересов покупателя инкассовая форма расчетов является наиболее предпочтительной по сравнению с аккредитивной, а в советское время она, в частности, активно рекомендовалась Банком для внешней торговли СССР внешнеторговым организациям - импортерам товаров народного потребления в качестве условия расчетов с иностранными контрагентами. Что касается операционных рисков, то они, безусловно, также имеют место при осуществлении инкассовых операций, однако их уровень значительно ниже по сравнению с аккредитивами.
В соответствии с принятой в Правилах терминологией в инкассовой операции участвуют следующие стороны:
- доверитель - сторона, которая поручает банку обработку инкассо;
- банк-ремитент - банк, которому доверитель поручил обработку инкассо;
- инкассирующий банк - любой банк, не являющийся банком-ремитентом и участвующий в процессе обработки инкассового поручения;
- представляющий банк - инкассирующий банк, делающий представление плательщику;
- плательщик - лицо, которому должно быть сделано представление в соответствии с инкассовым поручением.
Представляющий банк, как правило, является и инкассирующим банком.
Как внешнеторговая операция сделка с использованием документарного инкассо выглядит достаточно просто. Продавец товара - экспортер заключает контракт с покупателем-импортером, предусматривая в качестве платежных условий инкассовую форму расчетов. Затем одновременно с отгрузкой товара в адрес покупателя продавец, выступая в качестве доверителя, направляет в банк-ремитент инкассовое поручение со всеми коммерческими документами, относящимися к данному контракту. Банк-ремитент, в свою очередь, направляет эти документы с необходимыми инструкциями в инкассирующий банк. Этот банк, выступая одновременно как представляющий банк, информирует покупателя о получении документов и ставит его в известность об условиях их передачи. Плательщик осуществляет платеж или акцептует вексель (если таковы условия), а в ответ получает документы. После этого представляющий банк переводит инкассированную сумму банку-ремитенту, который кредитует полученной выручкой счет экспортера.
В Правилах, которые в настоящее время признаны в качестве основополагающего документа всем международным банковским сообществом, устанавливаются права и обязанности банков и обязательства, которые они принимают на себя, получая инкассовое поручение.
Банк-ремитент, действующий на территории Российской Федерации, обязан не только в соответствии с Правилами, но и на основании ГК РФ обеспечить передачу инструкций продавца-экспортера в инкассирующий банк. Следует оговориться, что ГК РФ, конечно, не регулирует правоотношения международного делового оборота, однако он, безусловно, вобрал в себя ряд общепризнанных, применяемых на практике норм, в том числе в сфере международных расчетов. Поэтому нелишним будет напомнить, что расчетам в форме инкассо посвящены три статьи ГК РФ - ст. ст. 874 - 876 (часть вторая, разд. IV, гл. 46 "Расчеты"). Пункт 3 ст. 874 прямо говорит: "В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента банк-эмитент несет перед ним ответственность по основаниям и в размере, которые предусмотрены главой 25 настоящего Кодекса" (Имеется в виду гл. 25 "Ответственность за нарушение обязательств" ГК РФ). Несмотря на расхождение в терминологии (клиент вместо доверителя, банк-эмитент вместо банка-ремитента), и ГК РФ, и Правила вопросам ответственности отводят существенное место. Далее в этом же пункте говорится, что, "если неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения клиента имело место в связи с нарушением правил совершения расчетных операций исполняющим банком, ответственность перед клиентом может быть возложена на этот банк".
В Правилах вопросам ответственности участвующих в инкассовой операции сторон отведен отдельный раздел, в котором содержатся определения условий освобождения сторон от ответственности (раздел D, ст. ст. 9 - 15). Следует отметить, что в предыдущих редакциях Правил этим вопросам было уделено значительно меньше внимания, что говорит о необходимости обобщить большой практический опыт. Учитывая значение этих вопросов в межбанковских отношениях и последствия их недооценки, следует особо перечислить эти статьи.
Статья 9 кратко формулирует основную мысль Правил о том, что банки, участвующие в инкассовой операции, будут действовать добросовестно и проявлять разумную тщательность. Статья 10 посвящена действиям банков в тех случаях, когда продавец отправляет товар непосредственно в их адрес или на консигнацию без полученного от них согласия. Банки в таких случаях практически освобождаются от какой-либо ответственности, а их вынужденные расходы, связанные с хранением товара, подлежат безусловному возмещению банком-ремитентом.
Далее, ст. 11 "Освобождение от ответственности за действия инструктируемой стороны" говорит, что, во-первых, "банки, использующие услуги другого банка или других банков для целей выполнения инструкций доверителя, делают это за счет и риск такого доверителя" и, во-вторых, "банки не несут никакой ответственности или обязательств в случае, если передаваемые ими инструкции не будут выполнены, даже если они сами взяли на себя инициативу в выборе такого другого банка(ов)".
Статья 12 "Освобождение от ответственности за полученные документы" устанавливает, что банки проверяют соответствие полученных документов перечисленным в самом инкассовом поручении и незамедлительно извещают банк-ремитент об отсутствии каких-либо из них либо наличии иных документов.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Но при этом банки не имеют каких-либо обязательств в этом отношении. В этой статье еще раз говорится о том, что банки представляют документы в том виде, в каком они были получены, без последующей проверки.
Статья 13 "Освобождение от ответственности за юридическую силу документов" содержит положение о том, что банки освобождаются от ответственности за форму, содержание, подлинность либо юридическую силу какого-либо представляемого документа, а также в равной степени за добросовестность, действия и (или) упущения сторон, платежеспособность, финансовое состояние грузоотправителей, перевозчиков, грузополучателей или страховщиков товара либо любых других лиц, участвующих в коммерческой операции.
Статья 14 "Освобождение от ответственности за задержки, утерю в пути и перевод" определяет, что банки не несут никаких обязательств или ответственности за последствия, возникающие в результате задержки и (или) утери в пути какого-либо сообщения, письма или документа, или за задержку, искажение или другую ошибку, возникающие при передаче какого-либо сообщения, или за ошибки в переводе и (или) толковании технических терминов.
Условия платежа при инкассовой форме расчетов предусматривают два варианта передачи (представления) документов плательщику: документы против платежа и документы против акцепта тратты (переводного векселя) с платежом через определенный период времени (обычно 60 дней) после представления.
При наличии условия "документы против платежа" (D/P) представляющий банк передает документы плательщику только на условиях их немедленной оплаты. Понятие "немедленности" следует трактовать в том смысле, что платеж должен быть произведен сразу после прибытия товара к месту назначения. Если экспортер стремится получить платеж до прибытия товара, то и в контракт, и в счет включается условие о немедленной передаче документов плательщику сразу по их получении представляющим банком, а в инкассовое поручение включается условие о платеже при "первом представлении документов".
При условии "документы против акцепта" (D/A) представляющий банк передает документы импортеру против акцепта им переводного векселя (тратты), предусматривающего оплату через 30 - 180 дней после даты представления или в конкретную дату в будущем. Обычный вексель в такой операции не применяется. Таким образом, фактически речь идет о предоставлении продавцом покупателю рассрочки платежа или товарного кредита, так как он имеет возможность получить товар ранее его оплаты (продав товар на местном рынке, импортер получает необходимые средства для платежа экспортеру).
Правила особо оговаривают, что в том случае, если инкассо содержит переводной вексель, подлежащий оплате на будущую дату, в инкассовом поручении должно указываться, подлежат ли документы выдаче плательщику против акцепта или против платежа. При отсутствии такого указания документы будут выдаваться только против платежа и инкассирующий банк не будет нести ответственность за какие-либо последствия, вызванные какой-либо задержкой с выдачей документов (ст. 7).
Все документы, посылаемые на инкассо, должны сопровождаться инкассовым поручением, указывающим, что инкассо подчиняется Правилам, и содержащим полные и точные инструкции. При этом Правила содержат указание о том, что банки не должны изучать сами документы в целях получения каких-либо инструкций.
Таким образом, для работников банка вся полнота и точность инструкций содержится в единственном документе - инкассовом поручении.
В этом документе согласно Правилам в обязательном порядке должна содержаться следующая информация:
- реквизиты банка, от которого было получено инкассо (почтовый адрес, код SWIFT, номера других средств связи и референс);
- реквизиты доверителя (полное наименование, почтовый адрес или домицилий, номера средств связи);
- реквизиты плательщика (полное наименование, почтовый адрес или домицилий, номера средств связи);
- реквизиты представляющего банка (полное наименование, почтовый адрес, номера средств связи);
- сумма и валюта, которая должна быть инкассирована;
- список прилагаемых документов и порядковый номер каждого из них (финансовые и коммерческие документы, обычно применяемые во внешнеторговых операциях);
- условия, на которых должен быть получен платеж и (или) акцепт;
- условия выдачи документов против платежа и (или) акцепта либо другие условия;
- комиссия, которая должна быть взыскана, с указанием того, допускается ли отказ от права взимания комиссии;
- процент, который должен быть взыскан, если он применяется, с указанием, допускается ли отказ от права взимания процента (ставка процента, период начисления, база исчисления);
- метод платежа и форма извещения о платеже;
- инструкции на случай неплатежа, неакцепта и (или) несоответствия другим инструкциям (возможность протеста).
В инкассовых поручениях должен быть приведен полный и точный адрес плательщика либо домицилий, по которому должно быть сделано представление. На инкассирующий банк Правила возлагают обязанность установить точный адрес плательщика в том случае, если у него отсутствуют точные данные, без какой-либо ответственности и обязательств с его стороны. При этом Правила специально оговаривают, что инкассирующий банк не несет никакой ответственности за любую задержку, последовавшую в результате получения им неполного или неточного адреса.
Банк-ремитент не обязан осуществлять проверку документов, передаваемых доверителем на инкассо, это является обязанностью самого экспортера. Обязанностью банка-ремитента является только направление документов в инкассирующий банк и обеспечение правильного исполнения инкассового поручения (ошибки работников при отсылке документов также представляют собой операционный риск!).
После получения документов от банка-ремитента инкассирующий банк, который, как правило, является и представляющим банком, передает документы непосредственно покупателю. Правила содержат указания в отношении действий представляющего банка при получении документов (ст. 6). Если документы подлежат оплате по предъявлении, представляющий банк должен сделать представление к платежу без задержки (ст. 16). Если документы подлежат оплате в срок иной, чем по предъявлении, представляющий банк должен, когда запрошен акцепт, сделать представление к акцепту без задержки, а когда запрошен платеж в этот срок, сделать представление к платежу.
Следует отметить, что Правила отдельно оговаривают действия представляющего банка при осуществлении платежей в местной валюте, иностранной валюте и частичных платежей. В первых двух случаях документы выдаются плательщику в соответствии с инструкциями инкассового поручения, если там не содержится иных указаний. Это же условие относится и к частичным платежам (разрешены или нет), а если такого разрешения в инкассовом поручении нет, то документы будут переданы покупателю только при полной оплате.
В последнюю редакцию Правил включена отдельная статья "Процент" (ст. 20). В статье устанавливается порядок действий представляющего банка в том случае, если при наличии указания о взимании процента плательщик отказывается его уплатить. В таком случае представляющий банк может выдать документы против платежа или акцепта без взимания процента, если только в инкассовом поручении прямо не указано, что отказ от права взимания процента не допускается. Тогда представляющий банк не будет выдавать документы и не будет нести ответственность за какие-либо последствия, вызванные задержкой выдачи документов. Об отказе в уплате процентов представляющий банк должен незамедлительно проинформировать банк-ремитент.
Согласно международной практике информирование покупателя о полученных документах содержит одновременно всю необходимую информацию в отношении отгруженного товара, достаточную для оформления его получения через таможню. Однако до получения ясно выраженного разрешения экспортера покупатель не получит разрешения представляющего банка на предварительную проверку отгруженного товара.
При расчетах на условиях "документы против платежа" представляющий банк сразу направляет инкассируемую сумму банку-ремитенту. При расчетах на условиях "документы против акцепта" акцептованный вексель либо остается в инкассирующем банке, либо направляется банку-ремитенту, в зависимости от инструкций продавца. Во втором случае банк-ремитент передает вексель экспортеру, который, в свою очередь, может либо дисконтировать (учесть) его, либо предъявить его к оплате в установленный срок (в целях пополнения своей ликвидности он также может его продать или использовать в качестве обеспечения банковской ссуды).
Оба участвующих в инкассовой операции банка - банк-ремитент и инкассирующий банк - взимают с клиентов комиссии за обслуживание и возмещают другие накладные расходы. К основным комиссиям относятся: комиссия за отправку документов, комиссия за инкассирование акцептованного векселя, комиссия за освобождение товаров, направленных в адрес банка или транспортной компании и оставленных в распоряжении банка. Могут применяться и другие комиссии, например за возврат документов, протест, продление срока векселя. Возмещаются также почтовые и прочие накладные расходы. Однако, как уже отмечалось выше, клиенту инкассовая операция обходится значительно дешевле по сравнению с аккредитивом.
О порядке оплаты банковских комиссий и расходов при инкассовой операции весьма подробно говорит ст. 21 Правил. С учетом важности этого вопроса для всех участников операции на этом следует остановиться подробнее. Если в инкассовом поручении указано, что комиссия и (или) расходы по инкассо относятся на счет плательщика, а плательщик отказывается оплатить их, то представляющий банк может выдать документы против платежа или акцепта либо на других условиях без взимания комиссии и (или) оплаты расходов, если только в инкассовом поручении прямо не указывается, что отказ от права взимания комиссии и (или) оплаты расходов не допускается. В таком случае представляющий банк не будет выдавать документы и не будет нести ответственность за какие-либо последствия, вызванные задержкой выдачи документов.
О таком случае представляющий банк должен незамедлительно проинформировать банк-ремитент. Далее говорится, что во всех случаях, когда по условиям, приведенным в инкассовом поручении, все издержки и комиссии по инкассовой операции возложены на доверителя, инкассирующий банк имеет право на возмещение затрат от того банка, от которого он получил инкассовое поручение, а банк-ремитент имеет право на возмещение от доверителя любой суммы, выплаченной им таким образом наряду с его собственными издержками и комиссией. При этом банки оставляют за собой право требовать от стороны, от которой они получили инкассовое поручение, авансовой оплаты комиссии и (или) расходов для покрытия издержек, связанных с их действиями по выполнению каких-либо инструкций, и имеют право не выполнять какие-либо инструкции до получения такого платежа.
Также важной представляется и ст. 24 "Протест", которая предусматривает наличие специальной инструкции в отношении протеста в случае неплатежа или неакцепта непосредственно в самом инкассовом поручении. При отсутствии такой специальной инструкции банки, участвующие в инкассовой операции, не обязаны опротестовывать документы или совершать иное юридическое действие.
Отдельная статья Правил, а именно ст. 26, посвящена порядку обмена извещениями между банками - участниками инкассовой операции. Инкассирующий банк должен направлять извещения, содержащие полный референс обслуживаемой операции, о платеже, акцепте либо о неплатеже и (или) неакцепте в банк, от которого поступило инкассовое поручение, или банк-ремитент. В случае неплатежа/неакцепта банк-ремитент должен дать необходимые инструкции в отношении направленных документов. Если такие инструкции не будут получены представляющим банком в течение 60 дней (ранее Правила устанавливали срок 90 дней) от даты его извещения о неплатеже и (или) неакцепте, то документы могут быть возвращены банку, от которого было получено инкассовое поручение, без какой-либо ответственности со стороны представляющего банка.