Каждый этап проверки включает следующие основные процедуры ревизии:
• проверка первичной документации на предмет правильности оформления и законности;
• установление своевременности и правильности отражения торговых операций в регистрах бухгалтерского учета;
• соответствие данных синтетического учета, отраженных в Главной книге, данным аналитического учета;
• проверка системы внутреннего контроля за товарными операциями организации;
• проверка правильности налогообложения торговых операций.
Началом ревизии поступления товаров является ознакомление с первичными документами на предмет правильности их оформления, наличия подписи лиц, ответственных за оформление. Все обнаруженные нарушения должны отражаться в ведомости нарушений, выявленных при ревизии товарных операций. Документы, которые вызывают сомнение, нужно еще раз тщательно проверить и только после этого приложить к отчету. Выявленные ошибки или неточности вначале следует разделить на формальные и арифметические, оценить степень допущенной ошибки и только затем вносить данные в ведомость.
При этом ревизор руководствуется Федеральным законом «О бухгалтерском учете». В пункте 1 ст. 9 «Первичные учетные документы» этого Закона закреплено правило: «Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет».
Понятие «первичные учетные документы» шире понятия «оправдательные документы», которые на практике зачастую отождествляются.
Первичные учетные документы составляются для оформления только бухгалтерских процедур, например, расчет издержек обращения, относящихся к остатку товаров на конец месяца, расчет суммы реализованной торговой надбавки. На практике нередко возникает ситуация, когда необходимо отразить на счетах исправительные, дополнительные записи при отсутствии первичного документа. Тогда бухгалтер должен составить справку, подписаться под ней, и эта справка считается первичным учетным документом для бухгалтерского оформления.
Согласно п. 3 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Передача права подписи и делегирование полномочий дают специалисту дополнительные права, но не освобождают от ответственности за последствия таких подписей ни руководителя организации, ни ее главного бухгалтера.
Пункт 6 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» предусматривает различия между первичными учетными документами и сводными учетными документами. На основе первичных документов составляются сводные учетные документы. Ревизор должен знать, что на практике первичные учетные документы иногда не «стыкуются» со сводными учетными документами. В случае обнаружения, что сводный документ подсчитан неверно, его исправляют.
Если в сводном учетном документе записаны одни суммовые показатели, а в первичных документах — другие, то правильными признаются последние, а показатели в сводном учетном документе исправляются.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Если в сводном учетном документе указан первичный учетный документ, который не приложен к сводному, то данные отсутствующего документа исключаются из сводных итогов. Ревизор должен выяснить причину отсутствия этого документа, для этого он требует письменные объяснения от лица, составлявшего сводный документ, проводит сверку со встречными документами.
Товары в организациях оптовой и розничной торговли поступают от поставщиков—юридических лиц или граждан-предпринимателей в пределах договоров купли-продажи (поставки) и мены или получения товаров по договорам комиссии, поручения. Кроме того, в потребительской кооперации в торговлю поступают товары собственного производства (хлебобулочные, кондитерские изделия, безалкогольные напитки и т.п., изделия народных промыслов).
Поставщики выписывают на отпущенные товары сопроводительные документы: товарно-транспортные накладные, счета-фактуры. К товарно-транспортной накладной или счету-фактуре могут прилагаться и другие документы, подтверждающие количество (кипные карты, упаковочные ярлыки, отвесы и т.п.) и качество (качественные удостоверения, сертификаты, справки о результатах лабораторных анализов и т.п.) товаров.
Порядок приема товаров и его документальное оформление зависят от места приема (на складе поставщика, от транспортной организации, на складе покупателя); характера приема (по количеству; качеству и комплектности); степени соответствия условиям договора и сопроводительным документам, наличия или отсутствия сопроводительных документов.
Важным моментом ревизии является проверка правильности составления материально ответственным лицом отчетности о наличии и движении товаров, при этом обращается внимание на соблюдение сроков представления отчетности, установленных администрацией. В торговых организациях таким отчетом является товарный отчет, в котором указывается период, за который он составляется.
В его приходной части отражают каждый приходный документ (источник поступления товаров, номер и дату документа, стоимость поступивших товаров). В расходной части товарного отчета записывается каждый расходный документ (направление и выбытие товаров, номер и дата документа, стоимость выбывших товаров). В отчете указываются остатки товаров и тары на начало и конец отчетного периода. Записи в товарном отчете подтверждаются документально. Ревизор проверяет наличие всех указанных в нем документов и соответствие в них даты отчетному периоду, правильность оформления документов и самого отчета (занесены ли все реквизиты, наличие подписей, неоговоренных исправлений, распорядительных подписей на внутреннее перемещение товаров и т.п.). В случае обнаружения первичных документов с нарушениями требований, предусмотренных Федеральным законом «О бухгалтерском учете», или отражения в нем фактов хозяйственной жизни, противоречащих законодательству, ревизор должен потребовать письменные объяснения у материально ответственного лица и бухгалтера.
Выборочно ревизор проверяет правильность таксировки, верность цен. Если при проверке цен, таксировке и подсчетах будут выявлены ошибки, ревизор должен углубить проверку и дать оценку этим ошибкам. Такие ошибки могут возникнуть при отсутствии внутреннего контроля бухгалтерией, умышленном искажении отчетности в целях покрытия недостач и (или) присвоения материальных ценностей.
Проверяя товарные отчеты, необходимо произвести встречную сверку документов, что позволит установить своевременность и полноту оприходования и списания товаров. При этом товарные документы на поступление товаров от поставщика, приложенные к товарному отчету, сопоставляют с экземпляром расчетного документа на эту же партию товаров, представленного через банк или кассу.
В ходе ревизии ревизор осуществляет проверку правильности оформления и учета поступления товаров. В зависимости от каналов поступления товары оформляются различными документами. Так, поступление от поставщиков оформляется товаросопроводительными документами, счетом или счетом-фактурой. Товарно-транспортную накладную выписывают при доставке товара автомобильным транс-портом, железнодорожную накладную — при поставке по железной дороге, при доставке в контейнере выписывается накладная на перевозку груза в универсальном контейнере.
Приемка товара от юридических лиц оформляется документально за подписью материально ответственного лица и печатью (штампом) на счете-фактуре установленной формы. В счете-фактуре поставщиком должны быть заполнены все реквизиты, предусмотренные этой формой, проставлены наименование товара, его количество, цена и сумма, размер НДС, печать и подпись лица, отпустившего товар.
Счет-фактура является для розничной торговой организации приходным товарным документом и служит также основанием для оплаты поступившего товара и возмещения бюджетом НДС по приобретенным товарам.
Внутреннее перемещение товара между складом, отделами магазина производится по накладной, подписанной руководителем и главным бухгалтером.
Если товары приобретаются у индивидуальных сдатчиков, то материально ответственным лицом должна быть оформлена приходная накладная, где указываются: наименование розничной торговой организации, закупающей товар, номер и дата составления документа, паспортные данные сдатчика, наименование товара, цена и общая стоимость. На каждого индивидуального сдатчика — жителя Российской Федерации заводится специальный реестр, в котором накапливают сведения об объемах сданных на реализацию товаров и данные о фактически полученных доходах.
Все товары от физических и юридических лиц без расхождения по количеству и качеству должны быть оприходованы в день поступления. На не оприходованные в день поступления товары у материально ответственного лица должны быть документы, подтверждающие его принятие на ответственное хранение.
Важным моментом ревизии является проверка товарно-кассовых отчетов розничной торговой организации. Ревизор обязан проверить подлинность документов и правильность записей в товарно-кассовом отчете, сделанных на основании приложенных первичных документов; наличие в документах всех необходимых реквизитов: подписей материально ответственных лиц; распорядительных подписей руководителя организации; соответствие остатка товара в данном отчете на начало отчетного периода остаткам, показанным в предыдущем отчете на конец отчетного периода; правильность цен на товары, таксировку и подсчеты сумм по каждому приложенному к отчету документу; полноту оприходования товаров в отчетном периоде, полученных материально ответственным лицом, в соответствии со сроками выданных доверенностей, а также оплаченных или принятых к оплате счетам; соответствие записей, сделанных материально ответственным лицом в журналах поступления и выбытия товаров; документальную обоснованность операций по приемке, отпуску, списанию и переоценке товаров.
Проверка тождественности данных товарно-кассовых отчетов с регистрами синтетического и аналитического учета производится путем сопоставления данных Главной книги с данными товарно-кассовых отчетов материально ответственных лиц.
В случае невозможности сопоставления показателей с Главной книгой ревизор использует соответствующие регистры аналитического учета. Обычно проверка производится выборочным методом, размер выборки устанавливается на стадии планирования проверки.
Если ревизор обнаружит, что остатки по счетам товарных запасов по показателям аналитического учета не соответствуют показателям складского учета, то он может сделать выводы о занижении оборотов по дебету счета 41 «Товары», кредиту счета 42 «Торговая наценка» и, как следствие, о занижении налога на имущество в строке баланса «Товары». Результаты проверки отражаются.
Следует выяснить, применяется ли счет 42 «Торговая наценка» (на сумму разницы между продажной и покупной ценой товаров), так как это может привести к недостоверности учета по счету 41 «Товары» и невозможности подтверждения достоверности статьи «Запасы» бухгалтерского баланса. Может также не производиться сторнировочная запись на сумму торговой наценки, относящейся к реализованным товарам по счетам 42 «Торговая наценка» и 90 «Продажи». Если организация использует учет товаров по продажным ценам, то исчисление торговой наценки необходимо отражать в учете проводкой по дебету счета 41 «Товары» и кредиту счета 42 «Торговая наценка».
Несоблюдение отмеченной методологии учета может привести к искажению налогооблагаемой базы для расчетов налогов на прибыль, НДС и имущество.