Доходы хозяйственной деятельности предприятий во многом зависит от правильности организации процесса производства. Важную роль играют специально созданные группы управляющие затратами, объемами выпуска продукции, а также качеством и конкурентоспособностью.
В первую очередь менеджер должен знать, как правильно управлять затратами, формирующими расходы отчетного периода, что бы он иметь возможность повлиять на финансовый результат деятельности доверенного ему участка.
Учет затрат по-другому еще называют производственным учетом, поскольку он является основой для определения производственной себестоимости, т.е. для подсчитывания финансового результата производственной деятельности, для установки цен и определения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на рынке.
Среди многих экономистов до сих пор ведутся споры и никто толком не может дать ответ на вопрос: есть ли разница между такими терминами, как затраты, расходы, издержки. Некоторые считают, что да, другие - нет. Но, к какому выводу возможно из этих споров прийти.
Издержки и затраты – практически синонимы (затраты на единицу продукции, но переменные - постоянные издержки). Также: термин "издержки" в большей степени применяется в экономической сфере. По факту, затраты – вложения, которые имеют денежное выражение, стоимостную оценку материалов и ресурсов, потребляемых предприятиями. Расходы же представляют собой суммарную оценку расходов, факт использования услуг, материалов, ресурсов, пр. Таким образом, затраты — это термин управленческого учёта, а расходы — это термин бухгалтерского учёта.
Затраты - широко используемое в экономической сфере понятие (термин), не имеющее, к сожалению, общепринятого определения. В самой обычной форме - это расходы предприятий, а также предпринимателей, частных лиц на производство, обращение, сбыт изготовляемой продукции. Или простым языком: затраты — это денежная оценка ресурсов.
Затраты на прямую определяют объемы издержек, те же, в свою очередь, формируют себестоимость – самый важный из показателей, характеризующих эффективность производства. Так как управленческие решения в основном обращены в будущее, при четкой организации управленческого учета менеджерам предприятий необходимо знать и использовать основные классификации затрат.
Существует множество классификаций затрат но выделяют самую основную:
1. Классификация по экономической основе.
• Экономические элементы (первичный, однородный тип производственных затрат):
а) Материальные затраты на сырье и изделия,
б) Заработная плата,
в) Амортизация,
г) Налоги,
• Статьи калькуляций (тип затрат, образующий себестоимость):
а) Природное сырье,
б) покупные продукты и полуфабрикаты,
в) возвратные отходы,
г) затраты на социальные нужды,
д) потери от брака и другая социальная помощь,
е) производственные расходы,
ж) хозяйственные расходы,
2. По однородности выделяют 2 вида затрат:
а) Одноэлементные - однородные производственные затраты, состоящие из одного элемента.
б) Многоэлементные - затраты состоящие из пару и более элементов к примеру цеховые и заводские затраты.
3. Классифицируют затраты и в зависимости от объема производства:
а) Переменные - затраты меняющиеся в зависимости от объемов производства.
б) Постоянные - затраты не меняющиеся при изменении объемов производства.
4. В зависимости от целевого назначения выделяют такие затраты:
а) Основные - затраты связанные в целом только с производством изделия.
б) Накладные - все остальные затраты уходящие на обслуживание производства данного изделия.
5. Влияние на себестоимость:
а) Прямые - затраты связанные с производством конкретной продукции.
б) Косвенные - затраты связанные с изготовлением нескольких видов продукции.
6. По эффективности затраты делятся на:
а) Производительные - расходы на производство качественного продукта.
б) Непроизводительные - затраты, которые формируются вследствие недостатков правильного изготовления продукции.
7. Периодичность возникновения затрат также влияет на классификацию:
а) Прошлые периоды - неначисленные в свое время или начисленные в малом размере деньги.
б) Текущие периоды - затраты на производстве в данный период, которые в настоящее время принесли доход.
в) Будущие периоды - относятся затраты начисленные в бухгалтерском учете в соотношении с установленным порядком.
Показанные выше классификации затрат выполняют определенную функцию в системе калькулирования себестоимости производимой продукции, но они не могут полностью отвечать задачам управленческого учета затрат. В данном учете главной целью любой классификации является предоставление помощи руководителю в принятии четких, рационально обоснованных решений, т.к. менеджер, принимая решения, обязан знать, сколько затрат и какие выгоды они за собой повлекут.
Суть самого процесса классификации затрат — это выделить основную часть затрат, на которые мог бы повлиять руководитель. Определение затрат отображает собой процесс, который начинается со сбора абсолютно всей информации по расходам, возникающей при покупке, производстве материалов и реализации продукции или услуг (работы).
Собрав нужные данные о затратах, необходимо проанализировать общую величину расходов и найти методы, предоставляющие нам возможность достаточно четко рассчитать себестоимость каждого типа продукции. Использование определенных способов и приемов, составляющих один из методов учета затрат, определяется учетной политикой любой организации, развитие и создание которой непосредственно будет зависеть от характерных особенностей хозяйственной деятельности.
Для правильной и организации учета затрат необходимым является определение самих объектов учета затрат, их способов, калькуляционных единиц а также приемов калькулирования себестоимости производимой продукции.
Что же такое объекты учета затрат? Это затраты производства возникающие в реальности, они сгруппированы по разным признакам которые нужны для получения необходимой информации в целях ее контроля и управления. Продукт производства в разных степенях готовности являет собой объект калькулирования себестоимости.
В зависимости от особенностей технологий и правильной организации на производстве, определенных видов продукции, а также работ (услуг) и того какой объект учета вы выберите для проявления затрат предлагаются такие основные методы:
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
• Простой способ.
• Позаказный способ.
• Попередельный способ.
• Попроцессный способ и др.
Простой способ учета применяется в обычных предприятиях, производствах, в которых отсутствуют незавершенные производства и полуфабрикаты, малая однородная номенклатура продукции, которая получается в результате непродолжительного единовременного технологического процесса. Используя этот способ, затраты распределяются прямо на себестоимость отдельных типов продукции (услуг). Это и есть простой способ учета затрат.
Позаказный способ учета используется в производстве, где продукция изготавливается в виде отдельных заказов. Прямые затраты группируются и локализуются на производстве, заказы в свою очередь выступают показателями на аналитических счетах по учету затрат, между ними периодически происходит распределение косвенных расходов.
На аналитических счетах постепенно собираются все расходы данного заказа. До завершения самого заказа, расходы на него являются незавершенным производством, а когда заказ был завершен в независимости от срока его выполнения - себестоимость готовой продукции.
Попередельный способ можно использовать при производстве огромного количества продукции, которая получается вследствие постепенной переработки сырья и природных материалов в полуфабрикаты, а те в свою очередь - в конечный продукт. Используя этот способ прямые затраты почти всегда учитываются по переделам, внутри которых происходит распределение по видам изготавливаемой продукции (там, где это возможно).
По переделам так же могут учитываться затраты, относящиеся к работам на оборудованиях, потом уже внутри каждого передела происходит разбор по видам изделий. Обычно, оперативный учет может осуществляться только в множественном выражении.
Аналогичность данных бухгалтерского и оперативного учета традиционно определяется лишь на основах инвентаризации всех материальных ценностей, которые могут находиться на производстве, другими словами - инвентаризация незавершенного производства.
Попроцессный способ учета дает возможность правильно определить себестоимость изготавливаемой продукции, приходящуюся на несколько технологических процессов, в которых как правило не образуются полуфабрикаты, и может использоваться в организациях с огромным количеством производства.
Суть этого способа в том, что расходы следуют за изделиями по технологической цепочке, другими словами по завершении какой - либо операции накапливаются затраты, количество которых можно сопоставить с их средним стандартным или нормативным размером.
Управление затратами в 2019 году
Успешность функционирования любого предприятия определяется уровнем ее конкурентоспособности. Наиболее конкурентоспособным является то предприятие, продукция которого имеет наилучшее соотношение «цена-качество».
Как известно, цена товара определяется затратами на его производство. От затрат зависит будущая прибыль предприятия. Чем выше прибыль, тем больше средств направляется на расширение, техническое перевооружение производства, разработку и внедрение новых видов продукции. Следовательно, важнейшим условием развития и расширения предприятий является умелое управление затратами на производство продукции.
Под управлением понимается целенаправленное воздействие субъекта управления на его объект для достижения определенных результатов. Следовательно, управление затратами – это воздействие на них с целью улучшения результатов деятельности предприятия, достижения высокого экономического результата. Оно распространяется на все элементы управления.
К задачам управления затратами можно отнести:
• выявление роли затрат как фактора повышения экономических результатов деятельности;
• расчет затрат по отдельным подразделениям предприятия;
• исчисление необходимых затрат на единицу продукции;
• подготовка информационной базы, позволяющей оценить затраты при выборе и принятии хозяйственных решений;
• поиск резервов снижения затрат на всех этапах хозяйственного процесса и во всех подразделениях предприятия.
При организации управления затратами необходимо соблюдение ряда принципов, позволяющих создать базу экономической конкурентоспособности предприятия.
Принципы управления затратами – это наиболее общие, основополагающие правила и рекомендации, которые должны учитываться и выполняться в практической деятельности на всех уровнях управления.
Основными принципами управления затратами являются:
• системный подход к управлению затратами. Данный принцип предполагает изучение объекта управления и управляющей системы совместно и нераздельно. Системный подход означает необходимость использования системного анализа и синтеза в каждом управленческом решении. Данный подход находит выражение в том, что эффективность управления затратами оценивают по эффективности самого слабого звена системы;
• единство методов, практикуемых на разных уровнях управления затратами. Методическое единство предполагает единые требования к информационному обеспечению, планированию, учету, анализу затрат. Необходимо единство и соподчиненность используемых критериев эффективности;
• управление затратами на всех стадиях жизненного цикла продукции. Жизненный цикл продукции составляет процесс создания, разработки, производства, эксплуатации, обращения и утилизации продукта;
• органическое сочетание снижения затрат с высоким качеством продукции. Конкурентоспособность предприятия во многом зависит от конкурентоспособности продукции, которая определяется соотношением цены и качества. Противоречие заключается в том, что повышение качества продукции сопровождается увеличением затрат, а следовательно, и увеличением цены. Оптимальный баланс между качеством и затратами на всех стадиях жизненного цикла продукта достигается грамотным управлением на основе исследований и экономических расчетов;
• недопущение излишних затрат;
• широкое внедрение эффективных методов снижения затрат;
• повышение заинтересованности всех подразделений предприятия в снижении затрат.
Решение поставленных перед предприятием задач требует конкретизации и систематизации основных методов управления затратами. Рассмотрим основные и наиболее эффективные из них.
Первый метод – управление затратами по системе «Стандарт-кост».
Термин «стандарт-кост» означает стандартные затраты: стандарт – количество необходимых производственных затрат (материальных, трудовых) для выпуска единицы продукции или заранее исчисленные затраты на производство; кост – это денежное выражение производственных затрат, приходящихся на единицу продукции.
Система «Стандарт-кост» служит мощным инструментом для контроля производственных затрат. На основе установленных стандартов можно заранее определить сумму ожидаемых затрат на производство и реализацию продукции, исчислить себестоимость для определения цен, определить сумму ожидаемых доходов в будущем году.
В основе данной системы лежит предварительное (до начала производства) нормирование по статьям затрат: основные материалы, оплата труда основных производственных рабочих, производственные накладные затраты (заработная плата вспомогательных рабочих, вспомогательные материалы, арендная плата, амортизация), коммерческие затраты (затраты по сбыту, реализации продукции).
Предварительно исчисленные нормы рассматриваются как твердо установленные ставки, для того, чтобы привести фактические затраты в соответствие со стандартами путем умелого управления затратами. При возникновении отклонений стандартные нормы не изменяют, они остаются относительно постоянными на весь установленный период, за исключением серьезных изменений, вызываемых новыми экономическими условиями.
При установлении нормативов используются физические (количественные) стандарты, позволяющие измерить в натуральном выражении расход материала, количество рабочей силы и объем услуг, необходимых для производства данного изделия. Эти физические стандарты затем умножаются на коэффициенты в денежном исчислении и получают стандартные стоимостные нормы.
По тем статьям затрат, по которым произошло превышение нормативов, проводится тщательный анализ причин отклонения и ведется поиск решений по снижению затрат до нормативных значений.
Следует отметить, что данный метод направлен на постоянный поиск резервов и путей снижения затрат, так как стандарты исчисляются с предположением, что предприятие функционирует в нормальных условиях. Можно сказать, что данные стандарты «идеализированы», то есть представляют тот идеал, к которому стремится предприятие. Однако среда, в которой фирма функционирует, динамична и обладает достаточной неопределенностью, поэтому фактические значения затрат часто превышают стандарты.
К основным преимуществам данного метода можно отнести:
• получение информации о стандартных затратах на отдельные виды продукции;
• регистрация и учет в оперативном порядке отклонений по местам и причинам их возникновения;
• контроль и обобщение данных о фактических потерях и непроизводительных расходах;
• поиск резервов снижения затрат;
• оценка результатов работы производственных подразделений и предприятия в делом.
Существенным недостатком данного метода является трудность определения и составления стандартов в условиях инфляции и при выполнении большого количества разных по характеру и типу заказов за сравнительно короткое время. Кроме того, стандарты можно устанавливать не на все производственные затраты, в связи с чем на местах всегда ослабляется контроль за ними.
Далее рассмотрим метод управления затратами по видам внутрихозяйственной деятельности (Activity-Based Costing).
В данном методе предполагается, что затраты возникают в результате осуществления внутрихозяйственной деятельности и бизнес-процессов и что конечная продукция создает спрос на определенные виды внутрихозяйственной деятельности.
При использовании данного метода формирование информации о затратах проходит три стадии:
• определение величин расхода ресурсов по организационным подразделениям предприятия (по филиалам, структурным подразделениям, отделам, цехам, участкам);
• на основе величин расхода ресурсов рассчитываются затраты по каждому виду внутрихозяйственной деятельности и бизнес-процессу, осуществляемому в одном или нескольких подразделениях предприятия;
• исходя из величин затрат по отдельным видам внутрихозяйственной деятельности и объемов потребления данной деятельности определяется себестоимость продукции.
Для реализации данного метода управления затратами необходимо прежде всего определить состав ресурсов предприятия. Затем необходимо выделить протекающие на предприятии виды внутрихозяйственной деятельности. Вид внутрихозяйственной деятельности – часть работы с определенной целью. Виды внутрихозяйственной деятельности могут объединяться в бизнес-процессы.
Методами выявления видов внутрихозяйственной деятельности и бизнес-процессов является анкетирование, фотография рабочего дня, построение диаграмм. На основе этих данных составляется номенклатура видов внутрихозяйственной деятельности и бизнес-процессов.
При построении попроцессной организационной структуры по каждому виду внутрихозяйственной деятельности назначается ответственное лицо. Им принимаются решения об устранении неэффективных, расточительных процессов, выявляются резервы снижения затрат.
Заключительным этапом в данном методе является калькулирование себестоимости продукции. Затраты, обобщенные по видам внутрихозяйственной деятельности распределяются между отдельными видами продукции. Распределение происходит пропорционально времени выполнения внутрихозяйственной деятельности и пропорционально числу случаев выявления внутрихозяйственной деятельности.
Можно выделить следующие основные преимущества данного метода:
• выявление дополнительных резервов для снижения затрат в ходе рационализации бизнес-процессов;
• высокая точность определения себестоимости продукции;
• выявление причинно-следственной взаимосвязи между величиной затрат и процессами, происходящими на предприятии;
• улучшение механизма контроля и управления затратами.
Недостатком данного метода является то, что на каждый бизнес-процесс воздействует множество факторов, и зачастую их бывает сложно определить. Особенно сложно определить краткосрочные факторы, воздействующие на бизнес-процессы.
Теперь остановимся на методе целевого калькулирования себестоимости (Target costing).
Целевое калькулирование себестоимости осуществляется на стадии планирования и разработки продукции. Исследованиями установлено, что именно на данном этапе закладывается около 80% затрат по производству. Поэтому здесь имеются наиболее существенные возможности снижения себестоимости. Для их реализации необходимо формирование многомерной прогнозной информации о затратах, что помогает сделать метод целевого калькулирования себестоимости.
Целевое калькулирование себестоимости – подход к определению себестоимости, по которой производство и продажа некоторого продукта с заданными функциональными возможностями и качеством обеспечит желаемый уровень прибыли при предлагаемой продажной цене.
В ходе целевого калькулирования себестоимости продукции производится планирование по трем стратегическим направлениям конкурентной борьбы: себестоимость/цена, качество, функциональные возможности.
Данный метод осуществляется по следующим этапам:
• установление целевой продажной цены продукта исходя из рыночных ожиданий, установление целевого объема производства;
• определение целевой прибыли с учетом общей стратегии развития предприятия;
• определение целевой себестоимости, которая рассчитывается как разность между целевой продажной ценой и целевой прибылью;
• определение целей по сокращению себестоимости путем вычитания текущей плановой себестоимости из целевой и распределения полученной разницы по видам затрат, а также потребительским функциям изделия.
Используя данный метод в многономенклатурных производствах, можно определить целесообразность сокращения модельного ряда, числа комплектующих путем их стандартизации, унификации, возможности использования на производстве нескольких видов продукции. Основные затраты при этом возрастут, однако они с избытком компенсируются снижением затрат по заказыванию, получению, хранению и обработке значительного числа уникальных компонентов.
Следует также рассмотреть метод калькулирования непрерывно улучшающейся себестоимости продукции (Kaizen costing).
Калькулирование непрерывно улучшающейся себестоимости продукции является инструментом управления затратами, который применяется на стадии производства и сбыта продукции для обеспечения приемлемого уровня рентабельности продукции и предприятия в целом. Оно дополняет метод целевого калькулирования себестоимости продукции.
Кайзен в переводе с японского означает улучшение, которое должно происходить во всех аспектах деятельности предприятия: расходования материалов, рабочего времени, использования оборудования.
Методика калькулирования непрерывно улучшающейся себестоимости продукции применяется на двух уровнях:
• на уровне предприятия кайзен-костинг помогает выявить способы более эффективного выполнения бизнес-процессов в сферах производства, сбыта, обслуживания и таким образом обеспечивает снижение основных и накладных затрат;
• на уровне продукции производится поиск способов и путей снижения себестоимости того или иного вида изготавливаемой продукции или отдельных компонентов продукции.
На уровне предприятия применение метода кайзен-костинг осуществляется совместно с бюджетированием. Вначале определяется целевая величина улучшения прибыли, которая находится как разность между целевой бюджетной прибылью и оценочной прибылью. Целевой величине улучшения прибыли ставится в соответствие целевая величина сокращения затрат. При этом могут определяться ежегодные целевые нормативы сокращения отдельных элементов и видов затрат. Далее целевые величины сокращения затрат распределяются между подразделениями и отделами предприятия. Подразделениям, запускающим в производство новый вид продукции, устанавливаются более высокие нормативы сокращения затрат. Пониженные нормативы сокращения затрат применяются для подразделений, выпускающих зрелую продукцию и уже выполнивших ряд программ по снижению затрат.
На уровне продукции кайзен-костинг применяется в следующих случаях:
• при превышении целевого уровня затрат по запущенной в производство новой продукции. Сокращение затрат на стадии производства осуществляется в ходе анализа потребительской ценности продукции. Анализ потребительской ценности позволяет в целях снижения себестоимости произвести пересмотр схемы дизайна продукции при условии сохранения заданных на стадии разработки функциональных возможностей;
• при снижении рентабельности продукции. Кайзен-костинг позволяет выявить способы восстановления уровня рентабельности или повышения рентабельности в ходе комплексного анализа процесса формирования затрат по тому или иному виду продукции;
• при поиске резервов снижения затрат по отдельным компонентам выпускаемой продукции. Кайзен-костинг проводится в отношении отдельных компонентов продукции, когда затраты по компоненту занимают значительную долю в общей себестоимости малорентабельной продукции.
Важнейшим направлением кайзен-костинга является измерение и анализ затрат по обеспечению качества, так как затраты, связанные с несоответствием продукции установленным стандартам качества очень велики. Кайзен-костинг позволяет снизить количество затрат, связанных с дефектами продукции.
Рассмотрев основные методы управления затратами, можно сделать вывод, что в них по-разному организовано управление затратами. Каждый метод обладает своими определенными преимуществами и недостатками. Поэтому вполне целесообразно использование смешанных методов, объединяющих в себе несколько методов управления затратами. Например, можно использовать систему управления, основанную на совместном применении метода кайзен-костинг и системы «стандарт-кост», или на применении метода управления затратами по видам внутрихозяйственной деятельности и метода целевого калькулирования себестоимости.
Применение смешанных методов позволит повысить эффективность управления затратами и достичь более высоких экономических результатов.
Возмещение затрат ФСС в 2019 году
За счет взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ФСС возмещает:
• больничные пособия;
• пособия, связанные с рождением ребенка (например, по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1,5 лет);
• пособия на погребение.
Пособия, связанные с рождением ребенка, и пособия на погребение полностью финансирует ФСС России.
Больничные пособия организация выплачивает сотрудникам:
• либо частично за свой счет, а частично за счет ФСС России;
• либо только за счет ФСС России.
В едином расчете взносов за истекший период надо показать начисленные пособия и уменьшить на их сумму взносы на социальное страхование.
Получив такой расчет, налоговики сообщат данные о заявленном возмещении в ФСС России. Специалисты из соцстраха проверят правильность заявленных расходов путем проведения камеральной или выездной проверки. О результатах они сообщат налоговикам.
Если ФСС не примет пособия к зачету, ИФНС направит компании требование об уплате недостающих взносов. Причину отказа в зачете потребуется уточнить в фонде. ФНС не будет участвовать в этих разбирательствах.
Если ФСС одобрит расходы, а их сумма превысит взносы, разницу закон разрешает зачесть в счет будущих платежей или вернуть. За возвратом денег обратитесь в фонд (п. 9 ст. 431 НК РФ).
Работники принесли несколько больничных, а у компании не хватает денег, чтобы вовремя выплатить пособия. В этом случае нужно обратится за деньгами в ФСС. Такое правило действовало и раньше. Поменялся список документов. Актуален он и для 2019 года.
Теперь в фонд надо подать:
• заявление;
• справку-расчет (ранее надо было прикладывать расчет 4-ФСС);
• копии документов для обоснования выплаты пособий, например больничных листов.
Эти документы перечислены в приказе Минздравсоцразвития № 951н.
Обязательных форм заявления и справки-расчета нет. Но в ФСС разработали рекомендуемые образцы (письмо № 02-09-11/04-03-27029).
В заявлении о возмещении пособий надо указать наименование и адрес компании, регистрационный номер в ФСС и сумму, необходимую для компенсации выплаченных работникам пособий.
В справке-расчете для получения денег необходимо отразить:
• долг компании по страховым взносам на начало и конец отчетного периода (или задолженность ФСС);
• начисленные страховые взносы (в том числе за последние три месяца);
• доначисленные страховые взносы;
• расходы на социальное страхование, не принятые к зачету;
• деньги, поступившие на счет компании от ФСС в возмещение расходов;
• возвращенные или зачтенные излишне уплаченные взносы;
• расходы на социальное страхование (в том числе за последние три месяца);
• уплаченные взносы (в том числе за последние три месяца);
• сумма списанной задолженности.
Учет затрат на производство в 2019 году
Учетом затрат конкретного предприятия на выпуск товара, предоставление услуг или производство работ считают отражение издержек, компоновку их по элементам.
Затраты компонуются по экономическому содержанию по следующим элементам:
• материальные затраты;
• расходы на зарплату;
• начисления во внебюджетные фонды;
• амортизация;
• прочие расходы.
К прочим расходам относятся в том числе:
• расходы на зарплату управленцев;
• эксплуатация машин и площадей;
• командировочные расходы работников;
• расходы на связь, аудиторские, информуслуги, услуги на охрану;
• представительские расходы;
• расходы на продажу;
• налоги.
Расходы, понесенные предприятием в связи с выпуском товара, предоставлением услуги или производством работы, отражаются в учете и включаются в себестоимость товара, услуг или работ того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени их оплаты.
Выделяют следующие виды затрат:
1. По отношению к себестоимости:
• Прямые — издержки, непосредственно связанные с изготовлением конкретного товара.
• Косвенные — издержки по зарплате администрации, общепроизводственные и общехозяйственные. Издержки данного вида связаны с производством нескольких видов товаров и должны быть распределены между позициями товаров пропорционально определенному показателю.
2. По отношению к технологическому процессу:
• основные;
• накладные.
3. По отношению к производственному объему:
• условные постоянные;
• условные переменные.
4. Согласно экономическому элементу:
• элементные расходы;
• комплексные.
Методы учета затрат:
• позаказный — используется на мелкосерийных производствах, в качестве объекта учета выбирается конкретный заказ;
• попередельный — используется на крупносерийных производствах, учет расходов производят поэтапно по производственным стадиям;
• котловой — используется на предприятиях, выпускающих один вид продукции, учет производится из расходов, совершенных предприятием в целом за отчетный период;
• нормативный — используется на предприятиях с большой номенклатурой выпускаемых товаров, учет ведется с использованием нормативов с обязательным выявлением и учетом причин отклонений от них для дальнейшего анализа и предупреждения этих причин при работе.
Для сбора издержек на выпуск товара, предоставление услуг или производство работ используют раздел III «Затраты на производство» плана счетов.
Группировка затрат внутри этого раздела производится чаще всего с использованием следующих калькуляционных и собирательно-распределительных счетов: 20, 23, 25, 26, 28.
Счет 20 «Основное производство» служит для подытоживания сведений о расходах на производство товаров, услуг или работ, которые, в свою очередь, были целью учреждения фирмы.
На этом счете регистрируют и прямые расходы, определенные технологическим процессом производства и включаемые в себестоимость, и косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства.
Аналитический учет на данном счете ведут по конкретным видам товаров, работ, услуг.
Косвенные затраты, касающиеся нескольких видов товаров, распределяются пропорционально утвержденному показателю. Расходы списываются на себестоимость по нормативной (плановой) либо по производственной фактической себестоимости.
На счете 23 «Вспомогательные производства» компонуются издержки производств, являющихся подсобными по отношению к основному (сервис ОС, обеспечение теплом, электроэнергией и пр.).
Аналитический учет на данном счете ведут по видам производств. Списываются расходы на счет 20 либо на себестоимость конкретного товара как прямые расходы либо распределяются между отдельными видами товара соразмерно выбранному показателю.
На счете 25 «Общепроизводственные расходы» группируются издержки по обслуживанию основных и вспомогательных производств предприятия. Среди издержек, которые учитываются на данном счете, могут быть такие, как платежи за страхование производственных машин, затраты на сервисный ремонт этих машин, расходы на эксплуатационное обслуживание, затраты на аренду производственных площадей и оборудования и прочие аналогичные.
Аналитический учет на счете ведут по отдельным подразделениям предприятия и статьям расходов. На тех предприятиях, где осуществляется выпуск однородных товаров, расходы, не распределяя, списывают в дебет счета 20. На предприятиях, выпускающих разные товары, расходы подлежат распределению между видами выпущенных товаров и оставшихся в незавершенном производстве, а также включаются в себестоимость брака и расходы по исправлению брака. Списываются расходы в дебет счетов 20, 23, 29. Сальдо счет 25 на конец отчетного периода не имеет.
На счете 26 «Общехозяйственные расходы» группируются издержки, которые не связаны непосредственно с производственными процессами и относятся к нуждам управления. Например, зарплата управленцев, бухгалтерии, амортизация по имуществу, которое использует в своей деятельности администрация, арендные платежи по помещениям для администрации и пр.
Аналитический учет ведется по статьям смет, месту возникновения затрат. Списание собранных за месяц расходов производится в зависимости от выбранного способа формирования себестоимости продукции. При выборе бухгалтером способа учета по полной производственной себестоимости расходы списываются бухгалтерскими записями Дт 20 Кт 26, Дт 23 Кт 26, Дт 20 Кт 26. Если выбран способ учета продукции по сокращенной себестоимости, содержимое со счета 26 списывается непосредственно на счет 90-2.
Поскольку бухучет затрат в разных отраслях производства характеризуется своими особенностями из-за условий и специфики той или иной отрасли, отраслевыми министерствами разработаны отраслевые методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат. Эти рекомендации детализируют и уточняют положения федеральных и отраслевых нормативных актов по бухучету применительно к производству продукции той или иной отрасли.
В рекомендациях по учету затрат в определенной производственной отрасли хозяйствующий субъект найдет классификацию способов и приемов учета затрат, формы первичных документов по их учету, схемы распределения затрат, номенклатуру статей затрат и принципы калькулирования себестоимости различных видов продукции.
Методические рекомендации по учету затрат разработаны, например, для сельскохозяйственных организаций, организаций растениеводства, предприятий, занимающихся разведением и выращиванием рыбы, молочным и мясным скотоводством.
Выбранные предприятием методы компоновки затрат на производство должны быть обоснованы, обязательно определяться нормативными документами, отраслевыми инструкциями и методическими рекомендациями и быть закреплены бухгалтером в учетной политике предприятия.
Обязательному отражению в учетной политике также подлежат способы распределения издержек между конкретными позициями товаров, оказанных услуг или произведенных работ.
Бухучет издержек бухгалтером предприятия должен производиться в строгом соответствии с нормативными документами, быть своевременным, полным и достоверным.
Одной из наиболее значимых задач бухгалтерского учета является учет затрат на производство, т. к. информация об издержках производства нужна непосредственно директору предприятия для формирования финансовой политики предприятия, направленной на увеличение прибыльности и снижение издержек. Поэтому так важно бухгалтеру определить подходящие для своего предприятия методы компоновки затрат на производство и способы их распределения между продуктами.
Расчет норматива затрат на 2019 год
Каждый заказчик ежегодно формирует план закупок, в котором должны отражаться цели приобретения тех или иных товаров, работ или услуг, конкретные требования к ним, а также нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов, органов, управляющих внебюджетными фондами, а также казенных учреждений. Так как планирование закупочной деятельности находится в неразрывной связи с планированием бюджета, понятие нормативных затрат (НЗ) имеет очень важное значение.
Нормативные затраты — это прямой инструмент для расчета количественных показателей закупки. Они используются в целях обоснования объекта торгов. Заказчики должны лимитировать объемы закупаемой продукции и делать это посредством расчета НЗ, а результаты вычислений с применением количественных и ценовых нормативов должны быть в пределах доведенных бюджетных обязательств.
Порядок расчета регулируют федеральные государственные органы, выпуская приказ или распоряжение. Утверждаются НЗ ответственным уполномоченным должностным лицом, представляющим госорган.
На федеральном, региональном и муниципальном уровнях НЗ регламентируются ПП РФ № 1047, устанавливающим общие правила. Нормативные затраты на обеспечение функций казенного учреждения, подведомственного территориальному муниципалитету, определяются ПП РФ (Правила) № 1084.
Правилами определяются:
• расчетные формулы и порядок их применения на практике;
• порядок расчета без применения формул.
Возможность изменять видовые признаки расходов, а также добавлять собственные (п. 5 Общих правил № 1047) для учреждений исключена.
Если порядок определения в Правилах не установлен, то они рассчитываются способом, обозначенным ФГО.
Нормативные затраты для бюджетных учреждений в 2019 году также должны быть отражены в сформированных после доведения им бюджетных лимитов планах-графиках и планах закупок (ст. 17 44-ФЗ).
При нормировании закупочной деятельности БУ и АУ ответственным специалистам (контрактный управляющий или контрактная служба) необходимо руководствоваться актами главных распорядителей бюджетных средств:
• ведомственный перечень;
• на выполнение функций.
На основании этих двух документов представители заказчика получают полное правовое представление о потребительских, количественных и ценовых свойствах планируемой к приобретению продукции.
Существует ряд способов расчета:
1. бесформульный;
2. формульный — с применением формул без количественных и ценовых нормативов на товары, работы или услуги;
3. формульный с применением нормативов, определяющих количество и цену товаров, работ или услуг, утвержденных Постановлением № 1084 либо федеральными государственными органами.
При первом способе в пунктах 103-106 Правил Постановления Правительства РФ № 1084 предусматривается порядок измерения в денежном выражении (например, проектно-сметная документация или рассчитанные фактические расходы в отчетном периоде — финансовом году).
Во втором способе применяется формула:
Знз = Vлбо * К, где
• Знз — НЗ по соответствующему товару/работе/услуге;
• Vлбо — объем принятых лимитов БО отчетного периода по контрактам на поставку соответствующих ТРУ;
• К — повышающий коэффициент, например, коэффициент инфляции.
Для этого способа в ведомственном перечне ФГО также утверждается определение НЗ в денежном выражении.
В бюджетных и автономных учреждениях, для которых НЗ выступают индикатором, определяющим объем годового финансового бюджетного обеспечения, необходимого для выполнения ими государственного (муниципального) задания, применяется следующая расчетная формула:
Nj = N * Kt * Vj * Ke, где:
• N — НЗ на выполнение определенной единицы работы;
• Kt — корректирующий коэффициент (территориальный);
• Vj — объем выполняемой работы;
• Ke — коэффициент выравнивания при расчете нормативных затрат. Он определяется на основании рекомендаций Минфина организациями, выступающими в роли ГРБС, в целях обоснования выделяемых из бюджета ассигнований на очередной отчетный финансовый год и плановый период.
В третьем способе рассчитываются НЗ для следующих групп должностей:
• согласно п. 5 Правил, не требующие установления отдельных нормативов для категорий должностей, размер которых не утвержден в рамках постановления № 1084. Для данной группы необходимо в обязательном порядке определить и утвердить НЗ в ведомственном акте нормативы количества и цены;
• требующие установления отдельных нормативов для категорий должностей (п. 5 Правил). Их размер также не утвержден положениями постановления № 1084;
• требующие установления отдельных нормативов для категорий должностей по п. 5 Правил, размер которых утвержден постановлением № 1084.
Затраты в торговле в 2019 году
Расходы по реализации торговых организаций классифицируются по экономическому содержанию: по отношению к объему реализации товаров и по группам и статьям установленной номенклатуры. По экономическому содержанию расходы по реализации делятся на чистые и дополнительные. По отношению к объему реализации товаров расходы по реализации делятся на условно-переменные и условно-постоянные.
Деятельность торговых организаций с момента их создания связана с разнообразными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
По своему характеру эти затраты делятся на два основных вида: текущие и единовременные.
Текущие затраты связаны с решаемыми в процессе хозяйственной деятельности тактическими задачами: закупкой, транспортировкой, хранением и реализацией товаров; обслуживанием материально-технической базы; содержанием персонала и др.
Единовременные затраты связаны с решаемыми торговой организацией стратегическими задачами: строительством, реконструкцией или приобретением новых торговых помещений; покупкой нового оборудования, приобретением различных нематериальных активов.
Текущими затратами, связанными с реализацией товаров, являются расходы по реализации: они учитываются на счете 44, расходы по реализации.
Расходы по реализации учитываются на всех этапах ценообразования, начиная от производства, когда в себестоимость включаются расходы по сбыту, заканчивая розничной продажей, когда в розничной цене отражаются расходы по реализации оптовой и розничной торговли.
Расходы по реализации торговой организации характеризуется следующими основными показателями:
- абсолютной суммой расходы по реализации. С помощью этого показателя дается преставление об объеме текущих затрат торговой организации, но не позволяет судить об эффективности этих затрат;
- уровнем затратоемкости торговой деятельности. Он определяется как отношение суммы расходы по реализации к сумме товарооборота, выраженное в процентах. Уровень затратоемкости является важнейшим качественным показателем экономичности хозяйственной деятельности торговой организации, отражая долю ее текущих затрат в цене реализуемых товаров;
- уровнем затратоотдачи. Этот показатель обратный предыдущему. Он характеризуется объемом товарооборота, приходящийся на единицу расходов по реализации организации, то есть свидетельствует о результативности его текущих затрат;
- уровнем рентабельности расходы по реализации. Это отношение суммы прибыли к сумме расходы по реализации, выраженное в процентах. Это один из важных показателей эффективности текущих затрат торговой организации.
По экономическому содержанию не все расходы торговых организаций включаются в расходы по реализации. Например, платежи по кредитам банкам в пределах ставки, установленной законодательством, учитываются в составе расходы по реализации, а расходы сверх ставки относятся на финансовые результаты и оплачиваются из чистой прибыли. За счет чистой прибыли уплачиваются штрафы, пени за несвоевременное перечисление налогов в бюджет, осуществляются обязательные платежи во внебюджетные фонды социального страхования. Затраты торговых организаций, которые относятся на расходы по реализации и которые не учитываются в их составе, вместе образуют экономические расходы по реализации, характеризуют суммарную величину затрат.
Главным отличием расходы по реализации от себестоимости является то, что в затратах торговых организаций отсутствует стоимость закупаемых товаров. Торговая организация получает уже готовый товар, и поэтому затрачивает средства лишь на то, чтобы продавать его.
По видам затрат расходы по реализации подразделяются на элементы и статьи, номенклатура и содержание которых установлены «Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг)». Группировка затрат по элементам стандартизирована, едина и обязательна для всех организаций.
Затраты объединены в пять основных групп в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:
- материальные затраты: сюда можно отнести стоимость товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов, которые используются для упаковки, хранения, обеспечения нормального процесса; сумма износа МБП, стоимость топлива и др.;
- затраты на оплату труда. Это заработная плата за выполненную работу, оплата отпусков, надбавки к заработной плате и др.;
- отчисления на социальные нужды. Это отчисления в фонды содействия занятости населения, социальной защиты;
- амортизация основных фондов. Амортизация - это перенос стоимости основного капитала по мере износа на реализуемую с его помощью продукцию и использование этой стоимости в последующем для приобретения, возобновления выбывших основных фондов;
- прочие затраты. Это различные платежи: проценты за пользование банковским кредитом, арендная плата, отчисления и налоги относимые на расходы по реализации. Такое деление позволяет выделить затраты овеществленного и живого труда и поэтому имеет большое значение при оценке результатов деятельности организации. Это так называемые явные (бухгалтерские) расходы, которые полностью отражаются в бухгалтерском учете. Выделяют также неявные расходы, которые связаны с использованием принадлежащих организации ресурсов.
Для более эффективного управления расходы по реализации торговых организаций разработана система классификации затрат, то есть их группировка по какому-либо признаку:
- по участию в образовании стоимости. По этому признаку все расходы по реализации делятся на чистые и дополнительные. К чистым относятся расходы, которые непосредственно связаны с куплей-продажей товаров, учетом денежных средств, поступающих в кассу торговой организации, организацией рекламы товаров и т.д. Эти затраты не учитывают стоимость товаров и возмещаются за счет чистого дохода, созданного в сфере материального производства, а также в торговле. Дополнительные расходы по реализации обусловлены продолжением и завершением процесса производства (транспортировка, доработка, хранение, фасовка и другие операции, осуществляемые торговой организацией). Другими словами, преобразование производственного ассортимента в торговый. Эти затраты входят в стоимость товара и возмещаются трудом работников, занятых в этих процессах. В торговых организациях не ведется раздельный учет дополнительных и чистых расходов. Соотношение между ними можно выявить по данным специальных выборочных обследований. Оно не может быть одинаковым для всех торговых организаций, так как у всех разные затраты и определяются разным типом магазинов, товарной специализацией, месторасположением, объемом и структурой товарооборота, размером торговой площади, численностью работников, величиной собственного и оборотного капиталов;
- по подотраслям деятельности. По этому признаку можно выделить расходы по реализации: розничных торговых организации; оптовых торговых организации; предприятий общественного питания. Классификация издержек обращения по этому признаку обусловлена особенностями торгово-технологических процессов в розничных торговых организациях;
- по выполняемым задачам. По этому признаку все расходы по реализации можно подразделить на операционные и административно-управленческие. Расходы торговых организаций, связанные с осуществлением основной деятельности, называются операционными расходами. Они обусловлены непосредственным продвижением товаров от производства в сферу обращения. К ним относятся: транспортные расходы; расходы по аренде и содержанию зданий, помещений, инвентаря; расходы на заработную плату работникам; расходы на текущий ремонт; расходы по хранению и подготовке товаров к продаже и др. Административно- управленческие - это расходы торговых организаций на содержание работников аппарата управления и его структурных подразделений (филиалов), материально-техническое обслуживание их деятельности, включая затраты на содержание легкового транспорта и компенсации за использование личных автомобилей, служебные командировки и др.;
- по способу распределения по товарным группам. По этому признаку все расходы торговой организации делятся на прямые и косвенные. Расходы торговых организаций, которые на основании имеющихся документов могут быть отнесены к определенной товарной группе без дополнительных расчетов, называются прямыми расходами. Косвенные расходы - это расходы торговых организаций, которые в связи с комплектностью их осуществления не могут быть в полном объеме отнесены к тому или иному результату торговой деятельности и требуют предварительного распределения. Это могут быть, например, затраты на перевозку партии товаров, состоящих из нескольких товарных групп, при их распределении по группам реализуемых товаров;
- по отношению к товарообороту расходы делятся на зависящие от товарооборота (условно-переменные) и мало зависящие от товарооборота (условно-постоянные).
К условно-переменным расходам относятся расходы, размер которых зависит от объема товарооборота. Это транспортные расходы, расходы по заработной плате, расходы по хранению и подготовке товаров к продаже, по естественной убыли, процент за пользованием кредитом и др. При этом степень зависимости размера затрат различна. Она может быть пропорциональной, то есть сумма переменных затрат отдельных видов увеличивается или уменьшается пропорционально изменению объема товарооборота (потери товаров от естественной убыли) и дегрессивной, то есть сумма переменных затрат растет медленнее, чем объем товарооборота (расходы на рекламу при эффективном ее осуществлении); степень зависимости размера затрат может быть прогрессивной, то есть сумма переменных затрат отдельных видов растет быстрее, чем объем товарооборота (расходы на заработную плату торгово-оперативных работникам при сдельно-премиальной системе оплаты труда).
Таким образом, наличие переменных расходов по реализации обусловлено процессом реализации товаров в торговой организации.
Расходы по реализации в отечественной экономике классифицируются по видам и статьям расходов, по отраслям хозяйственной деятельности, по товарам. Номенклатура статей расходов включает 15 статей.
Номенклатура статей расходов торговли и общественного питания:
1. Расходы на железнодорожные, водные, воздушные, автомобильные и гужевые перевозки.
2. Расходы на оплату труда.
3. Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря.
4. Амортизация основных средств.
5. Отчисления и затраты на ремонт основных средств.
6. Износ санитарной одежды, столового белья, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, столовой посуды и приборов.
7. Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд.
8. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров.
9. Расходы на торговую рекламу.
10. Проценты за пользование кредитом и займами.
11. Потери товаров и продуктов при перевозке, хранении и реализации.
12. Расходы на тару.
13. Отчисления на социальные нужды.
14. Налоги, отчисления и сборы, включаемые в расходы по реализации.
15. Прочие расходы.
Практическая ценность деления затрат на переменные и постоянные состоит в следующем: во-первых, такое деление способствует решению задачи регулирования массы и прироста прибыли на основе относительного снижения расходов при росте выручки от реализации, во-вторых, такая классификация позволяет определить окупаемость затрат, то есть запас финансовой прочности предприятия, в-третьих, выделение постоянных затрат дает возможность использовать метод маржинальной прибыли (доход от реализации минус переменные затраты) для определения размера торговой надбавки.
Порядок предоставления субсидии на возмещение затрат в 2019 году
Бухгалтерский учет государственной помощи, предоставляемой в виде субвенций, субсидий, бюджетных кредитов, включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств, регулируется ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи". Согласно п. 7 этого документа указанные виды финансовой помощи следует рассматривать как средства целевого финансирования.
При этом возможны два варианта признания бюджетных средств:
• по мере их фактического получения (при получении целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств);
• по мере возникновения целевого финансирования (отражается задолженность по этим средствам).
В соответствии с п. 8 ПБУ 13/2000 бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации.
Бюджетные средства, предоставленные в порядке финансирования расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как прочие доходы (п. 10 ПБУ 13/2000), то есть предполагается запись Дебет 76 Кредит 91-1. Однако, на наш взгляд, такой порядок учета осложняет заполнение форм бухгалтерской отчетности.
Поэтому считаем целесообразным сделать в бухгалтерском учете строительной компании следующие проводки:
• Дебет 76 Кредит 86 — отражена задолженность по выделенным из бюджета денежным средствам;
• Дебет 86 Кредит 91-1 — увеличены прочие доходы строительной компании (на дату принятия решения о выделении компенсации);
• Дебет 51 Кредит 76 — на расчетный счет поступили денежные средства в счет возмещения платежа по договору лизинга.
При определении объекта обложения налогом на прибыль учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
Данные субсидии не подлежат отдельному учету. О расходовании указанных средств коммерческая организация не обязана отчитываться (Письмо Минфина России N 03-03-06/1/573).
Перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли, приведен в ст. 251 НК РФ и является исчерпывающим. Рассматриваемые субсидии в ст. 251 НК РФ не поименованы. Одновременно п. 8 ст. 250 НК РФ предусмотрено включение в состав внереализационных доходов в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. То есть субсидия носит безвозмездный характер и отвечает требованиям п. 8 ст. 250 НК РФ.
Таким образом, предоставленная строительной компании субсидия на возмещение затрат на уплату первого взноса по договору лизинга должна включаться в налоговую базу по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов на дату поступления денег на расчетный счет организации (пп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ). Данные выводы подтверждаются разъяснениями финансового ведомства (Письма N 03-03-06/1/573, N 03-03-06/4/63).
Обратите внимание! Минфин придерживается следующей позиции: полученные коммерческими организациями субсидии целевыми поступлениями в понятии, приведенном в п. 2 ст. 251 НК РФ, не признаются и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов. При этом в силу того обстоятельства, что затраты, на возмещение которых предоставлены субсидии, учитываются налогоплательщиками при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов, такой порядок не приводит к дополнительному налогообложению получаемых субсидий. Субсидии, полученные организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не подлежат отдельному учету. О расходовании указанных средств организация не обязана отчитываться (Письмо N 03-03-05/156).
В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются следующие операции:
1. реализация товаров, работ, услуг (в том числе на безвозмездной основе), а также передача имущественных прав;
2. передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
3. выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4. ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Так как рассматриваемый вид субсидий с операциями по реализации товаров (работ, услуг), передачей имущественных прав не связан, можно сделать вывод, что полученные субсидии включать в налоговую базу по НДС не нужно. В Письмах N 03-07-11 и N 03-07-11/64 Минфин подтверждает данную позицию, указывая, что если денежные средства, полученные налогоплательщиком, не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), то такие денежные средства обложению НДС не подлежат.
С учетом того, что строительная компания получает возмещение первого лизингового платежа, включая НДС, и налог ранее был принят к вычету, напрашивается вопрос о необходимости восстановления такого НДС. Прямых указаний на это гл. 21 НК РФ не содержит (случаи, при которых налогоплательщик обязан восстановить налог, перечислены в п. 3 ст. 170 НК РФ и приведенный в нем перечень является исчерпывающим). Мнение контролирующих органов по данному вопросу достаточно противоречиво.
В Письмах Минфина России N 03-07-11/260, N 03-07-14/91 указывается, что НДС, оплаченный за счет субсидий, полученных из федерального бюджета, к вычету принимать не следует, а ранее принятый к вычету НДС подлежит восстановлению. Обосновывается такая позиция тем, что если налогоплательщик не восстановит ранее принятый к вычету НДС, то возмещение налога из федерального бюджета будет двойным: первый раз — в виде вычета по НДС в порядке, установленном ст. ст. 171, 172 НК РФ, второй раз — в виде субсидии, полученной налогоплательщиком из федерального бюджета. Аналогичное мнение высказано финансистами в Письмах N 03-07-11/64 и N 03-07-11/98. Вместе с тем финансовое ведомство указывает, что суммы НДС, оплаченные за счет бюджетов субъектов РФ, восстановлению не подлежат (Письмо N 03-07-11/260 и др.).
Арбитражные суды при рассмотрении таких налоговых споров (в том числе и в части субсидий, полученных из федерального бюджета) встают на сторону предприятий. Например, в Постановлении ФАС УО N Ф09-307/08-С2 в отношении субсидий, полученных организацией на возмещение расходов по приобретению основных средств, товарно-материальных ценностей и услуг производственного характера, суд не нашел оснований для восстановления к уплате в бюджет НДС, принятого к вычету до получения субсидии. Схожие выводы содержат Постановления ФАС ЗСО N А45-21598, ФАС ЦО N А54-4354, ФАС ПО N А72-8645/2008, ФАС ДВО N Ф03-А73/07-2/6343 и др.
Исходя из изложенного, по мнению автора, у строительной компании не возникает обязанности:
• включать полученную субсидию в налоговую базу по НДС, так как денежные средства не связаны с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг);
• восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету с лизингового платежа.
Отстаивая эту позицию, организация может использовать следующие аргументы. Во-первых, п. 3 ст. 170 НК РФ не содержит прямых указаний на необходимость восстановления НДС в рассматриваемом случае. На момент принятия налога к вычету требования ст. ст. 171, 172 НК РФ были выполнены и строительной компанией НДС принят к вычету правомерно.
Во-вторых, организация получила субсидию из бюджета субъекта РФ, а в своих разъяснениях Минфин связывает обязанность по восстановлению НДС с получением субсидий из федерального бюджета.
В-третьих, имеющаяся арбитражная практика подтверждает право налогоплательщика на вычет НДС даже в случаях, когда субсидии выделены из федерального бюджета.
И в заключение следует отметить, что в соответствии с положениями п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
В соответствии с основной деятельностью АУ (деятельностью, непосредственно направленной на достижение целей, ради которых учреждение создано) учредитель формирует и утверждает государственное (муниципальное) задание. В свою очередь, АУ согласно этому заданию осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг. При этом финансовое обеспечение выполнения задания — обязанность учредителя, которую он осуществляет путем выделения субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. На каких счетах бухгалтерского учета подлежат отражению полученные субсидии? Почему они не учитываются в целях налогообложения прибыли? Надо ли субсидии, не использованные при выполнении задания, включать в налоговую базу по налогу на прибыль?
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется за счет бюджетных ассигнований путем предоставления АУ:
• субсидий на возмещение нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ);
• субсидий на возмещение нормативных затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за АУ учредителем или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителя). Кроме того, субсидии выделяются на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (речь идет о земельном налоге и налоге на имущество).
В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона об автономных учреждениях на учредителя также возлагается финансовое обеспечение развития АУ в рамках программ, утвержденных в установленном порядке. Со следующего года финансовое обеспечение выполнения задания будет осуществляться с учетом расходов на проведение мероприятий, направленных на развитие учреждений, перечень которых будет определяться учредителем либо органом, осуществляющим его функции и полномочия.
Что такое задание? Согласно ст. 6 БК РФ государственным (муниципальным) заданием признается документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Задание используется при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственными (муниципальными) учреждениями и иными некоммерческими организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) (п. 2 ст. 69.2 БК РФ). Со следующего года формулировка указанного пункта поменяется: показатели государственного (муниципального) задания будут использоваться при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением. Бюджетные ассигнования — это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. Бюджетными признаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Расходными обязательствами являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (РФ, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Таким образом, задание — это, по сути дела, обязательство публично-правового образования (учредителя) выделить АУ субсидии из соответствующего бюджета, которое (обязательство) закрепляется в соглашении о порядке и условиях предоставления субсидий, заключаемом между учредителем и учреждением.
В соответствии с п. 1 ст. 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание должно содержать:
• выписку из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения задания (данный абзац утратит силу в связи с изменениями, вносимыми в Бюджетный кодекс Федеральным законом N 83-ФЗ);
• показатели, характеризующие состав, качество и объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);
• порядок контроля за исполнением задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
• требования к отчетности об исполнении задания.
Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать:
• определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
• порядок оказания соответствующих услуг;
• предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов).
Следовательно, в задании определяется, какого качества и в каком количестве (объеме) АУ должно оказать государственные (муниципальные) услуги (выполнить работы). При этом, если услуги (работы) будут оказываться (выполняться) в пользу определенных категорий физических или юридических лиц, таковые обозначаются в задании. Отсюда следует, что АУ в рамках выполнения задания должно оказать услуги (выполнить работы) в пользу третьих лиц. Само задание, а равно соглашение о порядке и условиях предоставления субсидий, не является гражданско-правовой сделкой, в рамках которой оказываются услуги (выполняются работы).
В первую очередь определимся, являются ли субсидии доходом. Правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, установлены ПБУ 9/99 "Доходы организации". Некоммерческие организации в соответствии с данным Положением признают доходы от предпринимательской и иной деятельности. По мнению автора, для автономных учреждений требования ПБУ 9/99 актуальны в случае осуществления любой деятельности, приносящей доход. Доходами организации на основании п. 2 ПБУ 9/99 признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
В рамках выполнения задания учредителя АУ может оказывать услуги (выполнять работы) конкретным потребителям бесплатно либо частично за плату. Считаем, что АУ занимается деятельностью, приносящей доход, только когда услуги (работы) оказываются (выполняются) частично на платной основе. Субсидии, выделяемые учредителем, направляются на компенсацию расходов, а не на оплату услуг (работ), поэтому в состав доходов включается выручка, равная величине денежных средств, поступающих от потребителей, либо дебиторской задолженности этих потребителей.
Для отражения в бухгалтерском учете движения субсидий рекомендуем использовать счет 86 "Целевое финансирование". Согласно Инструкции по применению Плана счетов данный счет применяется для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др. Именно на этом счете следует отражать средства, которые можно использовать только по целевому назначению. Поскольку субсидии выделяются на принципах авансирования, их поступление советуем отражать проводкой Дебет 51 Кредит 86. Если же учредитель будет запаздывать с перечислением субсидий, а АУ начнет выполнять задание, можно сформировать задолженность учредителя записью Дебет 76 Кредит 86, в этом случае при поступлении субсидий появится проводка Дебет 51 Кредит 76. Использование субсидий по целевому назначению нужно отражать в бухгалтерском учете по дебету счета 86 в корреспонденции с кредитом соответствующего счета учета затрат. На каком счете подлежат накоплению затраты, возникающие в рамках выполнения задания, следует закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета. Как правило, это счет 20 "Основное производство", к которому можно открыть специальный субсчет 20-1 "Затраты по некоммерческой деятельности". В случае покупки за счет субсидий основных средств или нематериальных активов использование субсидий отражается проводкой Дебет 86 Кредит 83.
Подтверждение тому, что АУ полученные в рамках финансового обеспечения выполнения задания субсидии должны отражать на счете 86, можно найти и у финансистов. В п. 13 Информации Минфина России "Об особенностях бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности автономных учреждений" зафиксировано: полученное от учредителя финансовое обеспечение для выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за АУ учредителем или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, а также финансовое обеспечение развития АУ в рамках программ, утвержденных в установленном порядке, отражается по кредиту счета 86 в корреспонденции со счетами учета денежных средств.
В целях налогообложения прибыли доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав включаются в состав внереализационных доходов на основании п. 8 ст. 250 НК РФ. Исключение составляют только доходы, указанные в ст. 251 НК РФ. Нас интересует пп. 14 п. 1 этой статьи, согласно которому при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде субсидий АУ. Получается, одним из признаков целевого финансирования является определение направления расходования средств такого финансирования лицом (физическим или юридическим), передающим средства, либо федеральным законом (Постановление ФАС СЗО по делу N А56-47238). В нашем случае о том, что учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания, сказано в п. 3 ст. 4 Закона об автономных учреждениях.
При этом порядок финансового обеспечения выполнения задания определяется:
• Правительством РФ — в отношении АУ, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
• высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — в отношении АУ, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
• местной администрацией — в отношении АУ, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Расходы, осуществляемые за счет субсидий, также не участвуют в расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Основание — п. 17 ст. 270 НК РФ, в силу которого в целях налогообложения прибыли не учитываются расходы в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. Из этих двух норм, как отметили судьи ФАС ВВО в Постановлении по делу N А43-4006/2007-34-88, следует, что средства целевого финансирования — это имущество, полученное и использованное по указанному источником средств назначению. Такие средства налогообложению не подлежат.
Автономные учреждения должны помнить о необходимости ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. Ведь при отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Учтите, абз. 1 п. 14 ст. 250 НК РФ в отношении субсидий, выделенных АУ учредителем, не работает. Объясним. В указанном абзаце зафиксировано, что к внереализационным доходам в целях налогообложения прибыли относятся доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках целевого финансирования, за исключением бюджетных средств. Что касается бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, к ним применяются нормы бюджетного законодательства РФ. Относятся ли субсидии, выделяемые АУ, к бюджетным средствам? Как таковое определение субсидий в настоящее время в Бюджетном кодексе отсутствует.
Ассигнования на предоставление субсидий АУ, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим или юридическим лицам, относятся к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) (ст. 69.1 БК РФ). Бюджетными ассигнованиями признаются предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств (ст. 6 БК РФ). Исходя из этого, сделать однозначный вывод о том, что субсидии — это бюджетные средства, не представляется возможным.
В то же время к бюджетным ассигнованиям среди прочего относятся ассигнования на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями (ст. 69 БК РФ). А бюджетными инвестициями являются бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества (ст. 6 БК РФ).
По аналогии, считаем, поскольку субсидии выделяются из соответствующего бюджета, их можно назвать бюджетными средствами. Тем более что до того, как ст. 6 БК РФ была изменена Федеральным законом N 63-ФЗ субсидиями признавались бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. В последующем формулировки Бюджетного кодекса изменились, а Налогового — нет.
Следовательно, субсидии не могут быть включены в налоговую базу по налогу на прибыль на основании абз. 1 п. 14 ст. 250 НК РФ как использованные не по целевому назначению. Поэтому налоговым органам нет смысла проверять использование полученных субсидий по назначению. Они этим и не занимаются, тем более что АУ не отражают в листе 07 "Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования" налоговой декларации по налогу на прибыль данные по субсидиям. Об этом сказано в п. 15.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (приведен в Приложении 2 к Приказу Минфина России N 54н).
Отчет о затратах на работников в 2019 году
Приказом N 839 Росстат утвердил новую форму отчета и составе затрат организации на рабочую силу, а также указания по заполнению формы. При этом утрачивает силу аналогичный приказ Росстата N 55.
Форму должны сдавать юрлица, основной вид деятельности которых относится:
• к добыче полезных ископаемых;
• обрабатывающим производствам;
• обеспечению электрической энергией, газом и паром;
• кондиционированию воздуха;
• водоснабжению; водоотведению, организации сбора и утилизации отходов; деятельности по ликвидации загрязнений;
• строительству;
• торговле оптовой и розничной;
• ремонту автотранспортных средств и мотоциклов;
• транспортировке и хранению;
• деятельности гостиниц и предприятий общественного питания;
• деятельности в области информации и связи;
• деятельности финансовой и страховой;
• деятельности по операциям с недвижимым имуществом;
• деятельности профессиональной, научной и технической;
• деятельности административной и сопутствующим дополнительным услугам.
Бухгалтер организации помимо представления бухгалтерской и налоговой отчетности контролирующим организациям периодически сталкивается с необходимостью представления сведений органам статистики. Такая обязанность установлена законодательством РФ. Некоторые отчеты представляются в территориальные органы Росстата регулярно. Например, представляются ежегодно сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности (форма N 1-Т). Малые предприятия в обязательном порядке не позднее 29-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, должны представить в органы статистики форму N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия".
Кроме того, существуют отчеты, которые следует представлять время от времени, причем не всем организациям. Так, Постановлением Росстата N 5 утверждены единовременная форма федерального статистического наблюдения N 1 (рабочая сила) "Сведения о составе затрат организации на рабочую силу" и Указания по ее заполнению. Отчет по данной форме будут сдавать лишь те организации, которые получат соответствующее уведомление органов статистики.
Исследование затрат организации, связанных с оплатой труда и осуществлением других выплат (компенсаций, премий, материальной помощи), проводится в РФ раз в два-три года. Обычно в выборке участвуют 10 - 20% организаций региона. Будут рассылаться очередные уведомления организациям о том, что они попали в число субъектов, обязанных представлять отчетность в органы статистики - именно в марте территориальные органы должны определиться, у кого запросить отчетность.
Согласно Указаниям по заполнению формы федерального статистического наблюдения сведения по форме N 1 (рабочая сила) представляют юридические лица всех форм собственности (по перечню, установленному территориальными органами Росстата), являющиеся коммерческими и некоммерческими организациями, осуществляющие деятельность:
• по добыче полезных ископаемых;
• по обрабатывающему производству;
• по производству и распределению электроэнергии, газа и воды;
• по строительству; по оптовой и розничной торговле;
• по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования;
• в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса;
• в области транспорта и связи;
• финансовую деятельность;
• по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг;
• по удалению сточных вод, отходов и другую аналогичную деятельность.
Ответственность за непредставление или неверное представление сведений в органы статистики предусмотрена ст. 13.19 КоАП РФ - штраф составляет от 3000 до 5000 руб. Кроме того, ст. 3 Закона РФ N 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности" определено, что предприятия, учреждения, организации и объединения возмещают в установленном порядке органам статистики ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
В бар зашли три зэка и заказали: гроб с костями, многоэтажку и то что мы строили. Официант им все принес и говорит: вот вам гроб с костями и многоэтажка. А то что вы строили – нет. Есть только то где вы были. Что заказали зэки?
На край стола поставили жестяную банку, плотно закрытую крышкой, так, что 2/3 банки свисало со стола. Через некоторое время банка упала. Что было в банке?