Одним из основных признаков права, отличающих его от других социальных регуляторов, таких как нормы морали, традиции, обычаи и религия, является формальная определенность права. Право возникает лишь в обществе, расколотом на классы и сословия, на богатых и бедных, на людей с разнородными и зачастую диаметрально противоположными жизненными интересами. А упорядочить взаимоотношения людей с разнородными жизненными интересами возможно только с помощью четко сформулированных, установленных государством общеобязательных, обеспеченных возможностью государственного принуждения, правил поведения людей в обществе.
Когда начинают говорить об источниках права, то речь идет, прежде всего, о способах нормативного выражения и структурирования, правовых правил поведения людей в обществе. Благодаря им право как бы материализуется, становится ощутимым и воспроизводимым в различных государственных актах.
Понятие «источник права» имеет несколько значений. Источник права можно определять как источник его познания, дошедший до нас из глубины веков. Таковыми источниками познания служат «Законы XII таблиц», изданные в Древнем Риме, древнеиндийские «Законы Ману», «Кодекс царя Хаммурапи» в Вавилоне, «Законодательство Дракона» в Греции, «Русская, правда» и «Судебники» на Руси и др.
Источник права можно определять и как материальное отражение условий жизни общества. Например, бурное развитие производительных сил и обусловленное этим изменение производственных отношений нашло свое материальное отражение в законах в виде закрепления права на труд, на социальное обеспечение и т. п. Еще пример — пагубное влияние наркотиков на организм человека и его деградацию как личности и члена общества нашло свое материальное отражение в законодательстве большинства развитых стран мира в виде запрета на их свободный гражданский оборот. Таким образом, источник права способствует зарождению правовых норм в соответствии с объективными условиями экономического и социального развития для отражения общественных интересов.
В собственно юридическом смысле источник права отражает: какими путями образуется право, каким образом в формальном смысле то или иное правило поведения приобретает общеобязательную силу, опирающуюся на возможность государственного принуждения за его неисполнение. Такие черты источника права в наиболее полном виде воплощают в себе правовые акты как письменные документы особого рода со своими признаками и структурой.
Определение источника права как источника его познания имеет скорее историко-философский, нежели собственно правовой и прикладной характер. А вот трактование этого понятия в материальном либо чисто в формальном смысле и выводит на поверхность проблему, именуемую проблемой источников права.
Еще профессор С.Ф. Кечекьян отмечал, что понятие «источник права» принадлежит к наиболее неясным в теории права. Нет не только общепризнанного определения этого понятия, но и спорным является сам смысл, в котором употребляются слова «источник права». Ведь источник права — это не более как образ, который скорее должен помочь пониманию, чем дать понимание того, что обозначается этим выражением. Причем эта мысль актуальна и сейчас, поскольку под источниками права понимают, как уже отмечалось, и материальные условия жизни общества (источники права чисто в материальном смысле), и способы (формы) закрепления, своеобразного «документирования» государственной воли (источники права в формально-юридическом смысле), и материалы, посредством изучения которых люди познают право, его историю и развитие (источники познания права).
Чаще всего в юридической литературе при употреблении термина «источник права» имеется в виду лишь юридический (формальный) смысл этого понятия. Поэтому весьма распространенным является выражение «источник (форм) права». Некоторые авторы даже разделят его на два: «источник права» и «форма права», вкладывая в них разный смысл. Обычно же они используются юристами как тождественные, взаимозаменяемые понятия. Просто в каждом конкретном случае в них вкладывается свой смысл: либо имеется в виду процесс правотворческой деятельности государства как источник образования правовых норм (тогда используется собственно термин «источник права»), либо — результат этой правотворческой деятельности, опосредованный в различного рода нормативно правовых актах (тогда предпочтительнее использовать все же термин «форма права»). Таким образом, под источником (формой) права следует понимать обусловленный характером правопонимания общества способ и внешнюю форму признания социальных норм в качестве обязательных, т. е. способ выражения и закрепления содержания, общеобязательных правил поведения, обеспечиваемых принудительной силой государства. А изучение любой отрасли права невозможно без рассмотрения вопроса о его источниках, поскольку именно источники права как понятие характеризуют связь права с государством, в них опосредуется государственная воля применительно к тем или иным общественным отношениям.
Формы права
В юридической литературе отмечается, что форма права в идеальном варианте должна характеризоваться рядом присущих ей особенностей, а именно:
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
- должна обеспечивать политическую власть;
- должна служить интересам народа;
- должна нормативно закреплять его волю;
- должна обусловливаться существующим социально-экономическим базисом;
- в демократическом государстве — должна утверждать приоритетное значение законов над всеми иными видами нормативно-правовых актов, благодаря жестко регламентированной процедуре их подготовки и прохождения в правотворческом органе, что позволяет минимизировать возможность ущемления прав и свобод граждан.
В настоящее время принято различать следующие основные формы (источники) права:
1) правовой обычай;
2) юридический (судебный) прецедент;
3) нормативно-правовой акт;
4) нормативный договор.
Исторически первой формой (источником) права является правовой обычай. Под обычаем принято понимать традиционно установившееся правило поведения людей, сложившееся в результате его длительного применения и перешедшее уже в привычку, в традицию.
Обычаи как таковые возникли раньше государства, их появление и становление было обусловлено нормами морали, религии, идеалами, жизненными устоями и иными представлениями первобытного человека о жизни. Они передавались из уст в уста в форме мифов, легенд, пословиц и поговорок. Требования обычаев, как правило, соблюдались людьми добровольно. С появлением же государства появились и правовые обычаи — обычаи, отвечающие либо интересам определенных групп людей (как правило, стоящих у власти), либо интересам всего общества в целом с точки зрения политических сил, стоящих у власти. Следовательно, не все обычаи становятся правовыми, а лишь те из них, которые попадают в орбиту государственных интересов, санкционируются государством и обеспечиваются его принудительной силой.
Таким образом, под правовым обычаем следует понимать исторически сложившееся правило поведения людей, санкционированное государством в качестве общепринятого правила поведения, несоблюдение которого влечет за собой меры государственного принуждения.
Все первые законы, например, Кодекс царя Хаммурапи (Древний Вавилон, XVII в. до н. э.), Законы XII таблиц (Древний Рим, V в. до н. э.) и др. были сводами обычного права. Но период становления права и государства — это период сосуществования как старых (родоплеменных), так и новых (политико-государственных) институтов власти. В этот период сохранялось, по сути, доклассовое восприятие и механизм действия обычая (через мифы и т. п.), поэтому обычаи в регламентации поведения людей были тогда столь действенны скорее не в силу обеспеченности их принудительной силой государства, а потому, что члены той или иной общности людей признавали их таковыми. Так, например, обвинения в колдовстве по Кодексу царя Хаммурапи доказывались с помощью испытания водой: «Если человек бросит на человека обвинение в чародействе и не докажет этого, то тот, на кого брошено обвинение, должен пойти к Реке и броситься в нее. Если Река овладеет им, то обличавший его может забрать его дом. А если Река этого человека очистит и он останется невредимым, то того, кто бросил на него обвинение в чародействе, должны убить, а бросавшийся в Реку получает дом обличавшего его».
В то время для признания и защиты обычая еще не требовалось санкции государства, а скорее, напротив — сами государственные акты были либо производны, либо равны по силе с обычаями. Так, например, по Законам Ману в Древней Индии царям предписывалось установление в качестве закона лишь то из практики брахманов, что не противоречило обычаям страны, семей и каст.
Правовые обычаи как источники права сохранились до настоящего времени, хотя и потеряли свое былое значение: часть из них поглотилась законодательством либо прецедентным правом, но часть все же продолжает действовать в «чистом» виде. Они достаточно распространены в торговом, морском и гражданском праве в качестве обычаев делового оборота, на основе которых взаимодействуют партнеры, а также в межгосударственных отношениях, где значительную роль играет дипломатический этикет: например, обычай встречать делегации самого высокого уровня поднятием в их честь государственных флагов и исполнением гимнов. А в некоторых случаях в нормативно-правовых актах содержатся и прямые указания о применении обычая, если отношения сторон не урегулированы законодательно. Так, например, в Конвенции ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» предусматривается при исследовании договоров в числе прочих обстоятельств учитывать и обычаи, сложившиеся в международной торговле. В нашей стране раньше даже публиковались сборники обычаев морских портов и обычаев в сфере внешней торговли.
Следующей формой права является юридический прецедент (именуется еще как судебный прецедент, хотя это более узкое понятие). Под юридическим прецедентом (от лат. precedent — предшествующий) понимается письменное или устное решение судебного или административного органа по конкретному делу, которому государство придает общеобязательное значение и которое впоследствии становится нормой, образцом при рассмотрении всех последующих подобных дел в будущем. Прецедентная форма права широко используется в США и особенно в Англии.
Специфика английского права состоит не в наличии прецедента как такового, когда ранее вынесенные решения по сходным вопросам оказывают непосредственное влияние на принимаемое по делу решение, — ведь прецеденты сыграли важнейшую роль в развитий практически всех правовых систем. Говоря о прецедентной форме английского права, имеется в виду наличие там целой доктрины юридического прецедента: ранее принятые решения по аналогичным делам не просто принимаются во внимание, а существует обязанность судов в принятии решений, опираясь на ранее вынесенные решения по схожим делам, а также о связанности судов апелляционной инстанции своими прежними решениями (кроме палаты лордов, где это правило не является обязательным).
Особенность прецедента как формы права состоит в том, что все последующие решения могут вносить те или иные изменения или дополнения в ранее уже сформировавшийся прецедент, которые в свою очередь становятся также обязательными и приобретают свойства норм права. А его достоинство состоит в том, что прецедент более предметно и точно, чем общая норма, способен отразить существо каждого конкретного дела.
Недостаток же прецедента как формы права проявляется, пожалуй, в том, что число прецедентов, применяемых на сегодняшний день в одной только Англии, составляет более 500 тысяч. А помимо них — еще около 3 тысяч различных законов. Аналогичным образом дело обстоит и в США, где ежегодно издаются 350 томов судебных решений, используемых в дальнейшем в качестве прецедента. Такое обилие правовых норм сильно затрудняет практикующему юристу свободно в них ориентироваться, своевременно следить за их изменениями, поскольку они зачастую не систематизированы и не собраны в единые сборники.
В России же наличие прецедента как такового официально не является основанием для принятия решения по тому или иному конкретному делу. Отечественная юридическая наука считает, что административная и судебная практика не может быть полноценным источником права. Ее роль носит чисто вспомогательный характер: конкретизировать юридические нормы в процессе их толкования с учетом обстановки каждого конкретного дела в рамках применения норм права. Исключение составляют, пожалуй, решения Конституционного Суда РФ, имеющие обязательственное значение не только для судебной, но также и для законодательной и исполнительной ветвей власти. На практике же, особенно — в судебной практике, решения, к сожалению, принимаются зачастую, не только опираясь на законы и обстоятельства конкретного дела, но и на решения вышестоящих инстанций по ранее рассматриваемым ими схожим или аналогичным делам.
Нормативно-правовой акт — это форма права, представляющая собой официальный письменный документ, содержащий общеобязательные правила поведения (нормы права) и изданный в установленной форме, уполномоченным на это государственным органом.
Общеобязательность нормативно-правовых актов характеризуется критерием не персонифицированной, т. е. отсутствием конкретного адресата, что отличает нормативно-правовые акты от других актов — актов применения права (индивидуальных актов), рассчитанных на однократное действие. В то же время на практике можно встретить и так называемые акты смешанного характера, в которых содержатся как нормы права, т. е. общеобязательные правила поведения, так и индивидуальные предписания по применению права.
Нормативно-правовые акты среди плеяды иных современных источников (форм) права занимают ведущее место и в отличие от других наиболее полно и оперативно отражают постоянно изменяющиеся потребности современного общества, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового регулирования. Другие формы права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) не обладают и обще-регулятивной значимостью, а зачастую играют лишь вспомогательную либо дополнительную роль в регулировании общественных отношений.
Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, имеющего такие обязательные атрибуты, как название акта (например, закон, указ и пр.), наименование органа, его принявшего (например, парламент, президент, местный орган власти), и дату его принятия.
Нормативно-правовые акты различаются по содержанию, по органу, их издавшему, и по процедуре их принятия. Основным критерием их классификации является юридическая сила, под которой понимается внутреннее свойство нормативно-правового акта, обусловленное местом принявшего его органа в общей системе государственных органов, а также компетенцией этого органа. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, нежели акты нижестоящих правотворческих органов. Последние должны издаваться на основе и во исполнение вышестоящих по юридической силе актов.
Нормативный договор — это самостоятельная форма права, имею общего с нормативно-правовым актом, специфика, которой заключается в том, что на ее основе формируются нормативно правовые акты и строится вся система правовых отношений сторону-частников договора. Так, распад СССР на ряд независимых государств вывел эту форму права на одно из главенствующих мест как в урегулировании отношений между государствами-участниками подписанного. Соглашения о создании Союза Независимых Государств (например, Договор об экономическом союзе государств-участников СНГ, являющийся стержнем всей системы нормативно-правовых актов, регламентирующих экономические взаимоотношения государств-участников СНГ), так и внутри Российской Федерации при регулировании взаимоотношений между федеральным центром и субъектами федерации (например, Федеративный договор и договоры Российской Федерации с ее субъектами о разграничении предметов ведения и полномочий).
В арабских и ряде иных стран, кроме того, в качестве источника (формы) права признаются и мусульманские религиозные воззрения, закрепляющие в виде догм: во что должен верить каждый мусульманин, что он должен делать и чего не должен делать в соответствии со своим вероисповеданием.
Закон как вид нормативно-правового акта
Важнейшее место среди нормативно-правовых актов отведено за конам — нормативно-правовым актам высшей юридической силы, принимаемым по наиболее важным вопросам общественного развития.
Законы являются основными источниками права большинства современных государств и отличаются от других источников права следующими характерными только им признаками:
1) принимаются только высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума;
2) принимаются только по основным вопросам общественной жизни;
3) их принятие обусловлено особым законодательным порядком, который не свойственен принятию других нормативных актов;
4) не подлежат отмене никакими государственными органами, кроме как парламентом, их принявшим;
5) составляют основу для всей правовой системы государства;
6) обладают высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам.
Таким образом, закон можно охарактеризовать как нормативно правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном особом порядке, не подлежащий отмене никакими государственными органами, за исключением принявшего его парламента, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Историческим корнем появления и развития законов были древние обычаи, облекаемые в правовую форму. Самая ранняя система законов была сформирована царем Древнего Вавилона Хаммурапи в XVII в. до н. э., дошедшая до нас как Кодекс царя Хаммурапи. Его 282 статьи были выбиты на столбе, сделанном из базальта, и представляли собой полный свод законов, в котором были отражены полномочия государства, права личности, собственности и др.
Термин «закон» («законодательство») во многих европейских государствах имеет латинский корень и происходит от латинского слова. И это не случайно. На развитие современной системы законов во многих странах (особенно в странах так называемой романо-германской правовой семьи) и их технико-юридическое оформление большое влияние оказало римское право. Из более чем 800 дошедших до нас из истории законов наиболее значительны древнеримские Законы XII таблиц, принятые народным собранием в 450 г. до н. э. и действовавшие почти 300 лет.
Как источники права законы по степени важности и по юридической силе подразделяются на конституционные, органические й обычные (обыкновенные).
К конституционным законам относятся конституция и принимаемые в ее развитие законы, определяющие основные начала государственной и. общественной жизни. На основе этих законов строится все остальное законодательство государства. Органическими законами являются законы, регулирующие деятельность органов государства. Органические законы как источник права распространены в государствах Западной Европы и их наличие предусмотрено большинством конституций этих государств. Все остальные законы являются обычными (обыкновенными).
В процессе правоприменительной деятельности в повседневной жизни важно установить пределы действия того или иного закона и его место в общей системе законов государства (юридическую силу), поскольку всякий нормативно-правовой акт издается для того, чтобы в определенный промежуток времени и на конкретной территории регулировать отношения определенного рода лиц. Так, например, в нашей стране законы делятся на федеральные, действующие на всей территории Российской Федерации, и законы субъектов Российской Федерации, действующие лишь в пределах территории этих субъектов.
Сам термин «закон» в разных странах может иметь как различное значение, так и вообще двоякое толкование. По формальным критериям закон понимается как акт правотворчества, принятый парламентом и одобренный главой государства. А по материальным критериям, например, во Франции — как определенная конституцией сфера нормативно-правового (законодательного) регулирования. Двоякое толкование закона характерно для английского права: закон в узком смысле — как акт парламентского правотворчества и закон в широком смысле — как любая подлежащая судебной защите норма писаного либо неписаного права.
Основным законом государства является его конституция (от лат. constitutio — устройство, установление), которая представляет собой систему правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих основы взаимоотношений между человеком, обществом и государством. Посредством принятия конституции учреждается форма правления в государстве, система государственных органов и порядок их формирования, закрепляются права и свободы человека и гражданина.
Конституция как основной закон государства может быть как писаной (т. е. иметь письменную форму), так и неписаной, т. е. существовать в виде конституционных обычаев (как например, в Англии и Израиле, где нет писаных конституций) либо совокупности законов, имеющих высшую юридическую силу и закрепляющих основы взаимоотношений человека, общества и государства. При этом стоит отметить, что первыми конституциями в современном их понимании и значении были Конституция.
Помимо юридической силы закон и его верховенство в системе нормативно-правовых актов того или иного государства тесно связаны с понятием его легитимности.
Право находится на службе определенному идеалу, имеет своей целью реализацию концепции определенного социального порядка и справедливости, поэтому легитимность закона обычно характеризует точку соприкосновения права и морали. Когда правительство в той или иной стране претендует на то, что его власть и его действия легитимны — оно тем самым утверждает, что действует правильно не только с легальной, но и с моральной точки зрения.
Легитимность закона можно рассматривать и как позитивный фактор правового регулирования, используемый в целях корректировки действующего в стране права в соответствии с существующей в ней концепцией социального порядка и справедливости. Критерием легитимности при этом выступает конституция страны как нормативный акт, отражающий высшие принципы социального порядка и справедливости в обществе. Все остальные законы должны ей соответствовать, а в процессе правоприменительной деятельности посредством осуществления конституционного контроля (в нашей стране этим, в частности, занимается Конституционный Суд РФ) происходит, фигурально выражаясь, «забраковывание и отсев» неконституционных законов или их отдельных правовых норм, т. е. иными словами — корректировка законов с позиции их легитимности.
Верховенство закона как нормативно-правового акта высшей юридической силы может быть ограничено лишь во взаимодействии с нормами международного права. Последнее обычно обладает приоритетом над внутренним законодательством. Так, в частности в ст. 15 Конституции РФ четко сказано: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора. А, например, во Франции этот принцип имеет еще более жесткое выражение — там условием вступления в силу международного договора, положения которого противоречат конституции, является соответствующее изменение самой конституции, не говоря уже об остальных законах, которые также подлежат изменению либо вообще отмене.
Таким образом, закон — это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, применимость которого внутри страны может быть ограничена критерием его легитимности, а при выходе правоотношений на международный уровень — также и критерием его соответствия нормам международного права.
Нормативно-правовые акты Российской Федерации
Основным критерием классификации нормативно-правовых актов как источников права в Российской Федерации является их юридическая сила. Юридическая сила правовых актов есть обязательное требование соответствия актов нижестоящих органов государства актам вышестоящих органов, актов одного вида актам другого вида. Иными словами, с помощью понятия «юридическая сила правового акта» можно установить его соотносимость и соподчиненность другим правовым актам, выразить их системные взаимосвязи: характеристику всех видов правовых актов вместе и каждого из них в отдельности, их место в правовой системе государства и соотношение между собой.
В этой связи систему нормативно-правовых актов в нашей стране можно построить следующим образом:
1) Конституция РФ, нормы которой являются нормами прямого действия и закрепляют исходные начала и основные принципы взаимоотношений между человеком, обществом и государством в Российской Федерации;
2) законы (в том числе и законы сводного характера — кодексы), нормы которых рассчитаны на длительный период действия и устанавливают основные правила поведения в тех или иных сферах общественной жизни в Российской Федерации;
3) подзаконные нормативно-правовые акты (их еще можно охарактеризовать как текущие нормативно-правовые акты) — издаются органами исполнительной власти Российской Федерации в пределах их компетенции с целью развития, дополнения и даже иногда конкретизации законов.
Теперь о каждой группе нормативно-правовых актов более подробно.
Конституция РФ является основным нормативно-правовым актом в Российской Федерации, имеет статус закона и обладает высшей юридической силой по отношению ко всем другим законам и нормативно-правовым актам в Российской Федерации.
Российская история насчитывает пять конституций, четыре из которых относятся к так называемому «советскому» периоду истории нашего государства и принимались они соответственно. Пятая — ныне действующая Конституция РФ была принята посредством всенародного голосования граждан России на референдуме, проводимом, и содержит основные нормы-принципы, отражающие общественное и государственное устройство, а также перечень основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Законы как источники правового регулирования в Российской Федерации подразделяются на федеральные законы — законы, действующие на всей территории России, и законы субъектов Российской Федерации — законы, действующие соответственно на территории того субъекта федерации, где они приняты. Федеральные законы в свою очередь подразделяются на федеральные конституционные законы и на иные федеральные законы. А особенностью законов субъектов Российской Федерации является необходимость их строгого соответствия нормам федеральных законов, регламентирующих отношения в тех же отраслях и сферах общественной жизни.
Конституционные законы Российской Федерации представляют собой особую группу федеральных законов, особенность которых состоит в том, что их принятие предусмотрено Конституцией РФ. По Конституции РФ таких законов должно быть всего 13, но до сих пор, по прошествии уже более семи лет с момента принятия самой Конституции РФ, не все из них еще приняты. Особенность конституционных законов заключается также и в том, что они касаются основополагающих аспектов жизни российского государства и его граждан, а поэтому и требуют особо жесткого и строгого механизма их принятия. Для принятия таких законов необходимо согласие не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы РФ с последующим одобрением не менее чем 3/4 членов Совета Федерации РФ.
Федеральные законы в отличие от федеральных конституционных законов принимаются простым большинством депутатов Государственной Думы РФ с последующим одобрением также простым большинством членов Совета Федерации РФ.
Важным и наиболее многочисленным видом источников права в Российской Федерации являются подзаконные правовые акты по различным аспектам государственного управления (их еще обозначают как «текущие» правовые акты, исходя из того, что они зачастую носят временный характер). Принятие и срок действия подобных актов обусловлены социально-экономической обстановкой в стране на данном конкретном этапе ее исторического развития. Обязательным условием их принятия является соответствие действующим в стране законам.
Среди текущих правовых актов верховенство имеют нормативные указы Президента РФ. Они издаются при наличии пробелов в существующем законодательстве и утрачивают силу с принятием федеральных законов по соответствующим вопросам. В качестве примера можно привести Указ Президента РФ № 199 «Об утверждении Временного положения о порядке наложения взыскания на имущество организаций»: принят в целях повышения ответственности хозяйственных товариществ и обществ, иных юридических лиц по своим обязательствам, обеспечения своевременной уплаты налоговых и других обязательных платежей, реального исполнения судебных актов о взыскании с организаций денежных средств, а также в; связи с противоречием ст. 411—413 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР (в части обращения взыскания на основные и оборотные фонды и юридических лиц) статье 56 части первой ГК РФ. Оговорен и срок действия этого Указа: до принятия федеральных законов, регламентирующих порядок исполнения решений об обращении взыскания на имущество организаций, и внесения соответствующих изменений в ГПК РСФСР.
В Конституции РФ дается неоднозначная характеристика актов Президента РФ. В ст. 90 говорится о том, что Президент РФ издает указы и распоряжения (последние отличаются ненормативным характером). В п. 1 ст. 115 речь идет о нормативных указах Президента РФ как об основании для издания актов Правительства, а в п. «а» ст. 125 — о разрешении Конституционным Судом РФ дел о соответствии Конституции РФ нормативных актов Президента РФ. А п. 3 ст. 90 Конституции РФ: «Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам» ориентирует правотворчество Президента РФ на строгое соблюдение основополагающего принципа российской правовой системы: принципа верховенства законов над иными правовыми актами.
Следующую ступень в иерархии подзаконных нормативно-правовых актов как источников права в Российской Федерации занимают постановления Правительства РФ, издаваемые им на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. Например, Постановление Правительства РФ № 278, регламентирующее порядок ввоза в Россию и вывоза из нее наркотических средств, а также сильнодействующих и ядовитых веществ: принято на основании и во исполнение Федерального закона РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и международных обязательств, вытекающих из конвенций ООН, участницей которых является Российская Федерация.
Постановления Правительства РФ можно охарактеризовать следующими присущими им признаками:
- отражение многопрофильное деятельности и межотраслевой характер;
- высшая мера нормативности в системе исполнительной власти в Российской Федерации;
- прямая связь с законом и строгая под законность;
- общеобязательность действия на всей территории России.
За правительственными постановлениями в череде источников права подзаконного характера следуют ведомственные нормативно-правовые акты, издаваемые министерствами и ведомствами Российской Федерации во исполнение положений и норм, содержащихся в федеральных законах, указах Президента и правительственных постановлениях. По количественным параметрам ведомственные нормативно-правовые акты — это наиболее многочисленный элемент в системе источников права.
Содержание ведомственных нормативных актов во многом определяется их формой. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1009 в настоящее время органы исполнительной власти издают: приказы, постановления, распоряжения, правила, инструкции и положения. Издание нормативных правовых актов в виде указаний, писем и телеграмм не допускается.
Наиболее распространенным видом ведомственных нормативно-правовых актов является приказ. Приказами опосредуется различная по своему характеру деятельность, ими утверждаются, а тем самым и придается соответствующая юридическая сила другим нормативно-правовым актам, исходящим от того или иного министерства или ведомства.
В ведомственном нормотворчестве довольно широко применяется «воспроизведение» (повторение, дублирование) нормативных актов вышестоящего уровня. Такое дублирование представляется целесообразным лишь в случаях, когда нужно представить нормативные предписания с точки зрения их единой системы. В противном случае оно оказывает негативное влияние на правоприменительную практику, поскольку создает у нижестоящих органов (адресатов правовых актов) иллюзию того, что законы, указы Президента РФ и Правительства РФ начинают действовать не немедленно после принятия или с даты, указанной в них, а только после воспроизведения или указания о его применении «своим» министерством или ведомством.
Следует отметить, что в соответствии с Указом Президента РФ № 763 необходимым условием вступления в силу нормативных актов федеральных органов исполнительной власти являются их обязательная государственная регистрация в Министерстве эстиции РФ и официальное опубликование в специально для этого предусмотренных изданиях. При этом нормативные акты, кроме актов и их отдельных положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, нe прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, фирменения санкций к гражданам, должностным лицам и организации за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Помимо приказов, положений и инструкций руководство министерств и ведомств Российской Федерации издает также всевозможные указания, информационные письма, телеграммы и пр. Эти документы издаются с целью разъяснения порядка применения тех или иных норм законодательства, их единообразного применения территориальными органами, новых норм не содержат и, следовательно, в число источников права не входят.
Аналогичным образом (в строго иерархическом подчинении) строится и система нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации.
Самостоятельную группу нормативно-правовых актов образуют решения, принимаемые представительными органами местного самоуправления. Особенностью этих актов является их территориальная ограниченность и принятие только по вопросам, касающимся управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов и т. п. В то же время эти решения являются обязательными для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их ведомственной принадлежности, а также должностными лицами и гражданами.
Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
Издание нормативно-правовых актов осуществляется в целях регулирования в определенный промежуток времени и на определенной территории поведения определенного круга лиц в тех или иных сферах общественной жизни.
Действие во времени
Временные пределы действия нормативно-правового акта характеризуются двумя критериями: моментом вступления его в законную силу и моментом утраты им своей юридической силы.
Момент вступления того или иного нормативно-правового акта в законную силу оговаривается законом или самим нормативно-правовым актом и может, в свою очередь, характеризоваться:
- моментом принятия его правотворческим органом, т. е. вступать в действие немедленно после его принятия и официального опубликования;
- моментом истечения определенного, заранее предусмотренного срока (например, в нашей стране — через 10 дней) после его официального опубликования;
- моментом времени, указанным в самом нормативно-правовом акте или в специальном акте о введении его в действие, т. е. вступать в действие с определенной даты, в нем же самом и оговоренной.
В ряде случаев действие нормативно-правовых актов может распространяться не только на те или иные общественное отношения, фактически возникшие после его принятия или могущие возникнуть в будущем, но и на общественные отношения, возникшие до его принятия под действием старого нормативно-правового акта. Эти случаи характеризуют понятие «обратной силы» нормативно-правового акта, свойственны, прежде всего, для правоохранительной деятельности компетентных органов и должны быть строго регламентированы. Так, например, в уголовном праве закон имеет обратную силу (т. е. распространяется и на правоотношения, возникшие до его принятия) только если им устраняется наказуемость деяния или смягчается наказание. А в таможенном праве действует общее правило, согласно которому при регулировании общественных отношений в сфере таможенного дела подлежат применению нормы таможенного права, действующие на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенным органом Российской Федерации (ст. 5 ТК РФ).
Второй критерий действия нормативно-правовых актов во времени — это момент утраты ими своей юридической силы. Иными словами — момент окончания срока действия акта.
В зависимости от этого критерия выделяют:
- нормативно-правовые акты без указания срока их действия (таких большинство и они действуют до их официальной отмены компетентным органом или до принятия нового аналогичного акта);
- нормативно-правовые акты с указанием срока их действия (такой срок устанавливается, как правило, в самом нормативно-правовом акте).
Действие в пространстве
Пространственные пределы действия нормативно-правового акта определяются территорией, в пределах которой действуют его предписания. Это может быть либо вся территория государства, либо его часть. Возможно, и экстерриториальное действие нормативно-правового акта, т. е. его действие вообще за пределами государства, где он был издан — например, на территории посольств и дипломатических представительств за рубежом, на военных кораблях и невоенных судах в открытом море и в иностранных территориальных водах, в кабинах летательных аппаратов и на космических кораблях в атмосфере.
Пространственные пределы действия нормативно-правового акта зависят, как правило, от юрисдикционных полномочий органа, его издавшего. Так, нормативно-правовые акты органов федеральной исполнительной власти действуют на всей территории Российской Федерации (за исключением случаев, когда их территориальность определена в самом нормативно-правовом акте). Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют уже на части территории Российской Федерации — в пределах территории ее конкретного субъекта. А вот акты органов местного самоуправления действуют лишь на территории муниципального образования, где они были изданы.
Действие по кругу лиц
По общему правилу действие нормативно-правовых актов по кругу лиц предопределено территориальным аспектом их действия, иными словами — распространяется на всех лиц, находящихся на той части территории, в пределах которой они действуют, а в ряде случаев — и на лиц, находящихся за пределами этой территории (например, на лиц, являющихся сотрудниками дипломатических миссий за рубежом).
Исключение из этого правила составляют лишь случаи, прямо оговоренные в законе или ином нормативно-правовом акте. Так, например, в определенной части действие нормативно-правовых актов не распространяется на лиц, обладающих различного рода иммунитетами, под которыми в теории права понимаются изъятия отдельных лиц и их имущества из сферы принудительного воздействия со стороны государства. В частности, иностранные граждане, пользующиеся правом дипломатического иммунитета на территории другого государства, не могут быть привлечены к уголовной ответственности. Не могут они также вызываться в суд для дачи показаний, в случае совершения такими лицами различного рода правонарушений вопрос об их ответственности должен решаться дипломатическим путем. Еще пример такого рода оговоренных в законе исключений: правоотношения, участниками которых могут быть только граждане данного государства. Национальные нормативно-правовые акты, касающиеся выборов в органы власти и управления, воинской службы и ряд других, не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории данного государства. А отдельные нормативно-правовые акты могут распространяться и не на всех граждан государства, а лишь на их определенные категории: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов и пр. Но круг этих лиц должен быть оговорен самим нормативно-правовым актом.
Систематизация нормативно-правовых актов в отечественной правовой системе
Под систематизацией нормативно-правовых актов (именуется еще как систематизация законодательства) следует понимать деятельность, направленную на упорядочение действующего нормативно-правового материала, объединение его в единую, стройную и внутренне согласованную систему.
На практике еще в условиях СССР, а теперь и в Российской Федерации сложились и являются традиционными три основных направления систематизации нормативно-правовых актов — это кодификация, инкорпорация и консолидация нормативно-правового материала.
Каждый из этих видов систематизации имеет свои особенности, но все они преследуют единые цели — устранение противоречий между различными нормативно-правовыми актами, отмена и устранение устаревших и уже отживших себя правовых норм и приведение нормативно-правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование государственного механизма в интересах личности, общества и самого государства. При этом непременно должны соблюдаться два условия: во-первых, чтобы систематизация исходила из наличия и объективной дифференциации нормативно-правовых актов, а во-вторых, чтобы она приносила определенную пользу науке и практике. А практика как раз и показывает, что вновь создаваемое российское законодательство не всегда успевает за динамикой развития общественных отношений в тех или иных отраслях и сферах, в связи, с чем вновь принятые нормативно-правовые акты вступают в противоречие с уже существующими. Поэтому системный подход здесь просто необходим.
Кодификация — это форма систематизации действующего нормативно-правового материала путем его глубокой и всесторонней переработки и объединения в новый, единый логически цельный нормативно-правовой акт сводного характера. Такая процедура позволяет исключить повторения и противоречия в действующих нормативно-правовых актах, восполнить существующие в них пробелы и, по существу, является законотворческой деятельностью с той лишь разницей, что в проект создаваемого нормативно-правового акта помимо новых норм включаются и уже действующие нормы, которые не утратили своего значения в процессе правоприменительной деятельности.
Нормативно-правовой акт, созданный в процессе кодификации, является основным в правовой регламентации тех общественных отношений, на урегулирование которых направлены его нормы. Его нормы рассчитаны на длительное применение и должны учитывать возможные изменения общественной жизни и общественных отношений в будущем.
Наиболее распространенным видом кодифицированных актов являются кодексы — законодательные акты сводного характера, действующие в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности: гражданский кодекс, уголовный кодекс, таможенный кодекс и др.
Помимо кодексов к кодифицированным актам относятся также:
- основы законодательства — нормативно-правовой акт, используемый в федеративных государствах, в котором устанавливаются важнейшие положения определенной сферы государственного управления, являющиеся основой для формирования соответствующей отрасли законодательства субъектов федерации;
- уставы (положения)— нормативно-правовые акты сводного характера, издаваемые как законодательными (в нашей стране это, например, устав железных дорог — имеет статус федерального закона), так и иными правотворческими органами: президентом, правительством, различными министерствами и ведомствами.
Инкорпорация — это способ группировки нормативно-правовых актов-сборники или собрания в определенном порядке без изменения их внутреннего содержания. Критерии такой группировки могут быть различны: по хронологии (когда нормативно-правовые акты располагаются по времени их принятия), по социально-экономическим отраслям (строительство, сельское хозяйство, социальное обеспечение и т. д.) либо по субъектам, их принявшим (акты Президента и Правительства; акты органов законодательной, исполнительной либо судебной власти; акты органов местного самоуправления в том или ином муниципальном образовании и пр.).
Официальная инкорпорация — это упорядочение, нормативно правев путём издания компетентными органами их соответствующих Сборников. И хотя таковые сборники сами по себе источниками права не являются, они, однако, носят официальный характер и на них можно ссылаться в процессе правотворчества и правоприменительной деятельности. Например, в нашей стране издается «Собрание законодательства Российской Федерации» — официальный сборник, в котором в хронологическом порядке печатаются акты законодательной и исполнительной власти Российской Федерации. При этом каждый нормативно-правовой акт имеет свой порядковый номер, указывается его наименование, год, месяц и день издания, а также номер статьи, что в значительной мере облегчает его поиск в случае необходимости таковой.
Неофициальная инкорпорация — это внешняя обработка того или иного законодательства (жилищного, таможенного, строительного и др.), которая проводится как различного рода организациями, так и отдельными гражданами без специальных на то полномочий правотворческих органов с целью удобства его применения в процессе своей повседневной правоприменительной деятельности. Такая подборка нормативно-правового материала может быть даже опубликована массовым тиражом и использоваться в повседневной деятельности достаточно большого количества субъектов различного рода правоотношений. Но при этом в процессе правотворчества и правоприменения ссылаться на нее будет нельзя, поскольку официальной формой публикации она не является.
Объем и количество нормативно-правового материала в различных отраслях и сферах общественной жизни бывает настолько велики и обширны, что нередко порождают его повторяемость, противоречивость и по этой причине порой даже затруднительность в применении (даже юристами-профессионалами, не говоря уже об обычных гражданах). В этой связи применяется такая форма систематизации нормативно-правовых актов, как их консолидация: объединение множества нормативно-правовых актов в единый укрупненный акт без изменения их содержания.
Особенность этой формы систематизации состоит в симбиозе, сочетании элементов инкорпорации и кодификации нормативно-правового материала: консолидационный нормативно-правовой акт является актом сводного характера и это формально сближает его с кодификационным актом, а такая особенность его формирования, как систематизация только существующих правовых норм без создания новых, — это признак инкорпорации. По сути же консолидация является неким переходным этапом от инкорпорации законодательства к его кодификации и применяется там и тогда, где и когда: либо отсутствует необходимость, либо отсутствует возможность кодификации законодательства, а его систематизация просто крайне важна и необходима.