Коммерческое право является одной из отраслей права, которая регулирует коммерческую или торговую деятельность. Коммерческое право принято считать подотраслью гражданского права. Гражданское и коммерческое право регулируют сходные между собой отношения. Коммерческое право регулирует товарный оборот, который является частью имущественного оборота.
Коммерческое право – совокупность правовых норм, разработанных для обслуживания товарного оборота и регулирующих взаимоотношения между профессиональными предпринимателями. Коммерческое право представляет собой комплекс норм частного права. Оно регулирует отношения между предпринимателями или с их участием в процессе осуществления последними предпринимательской деятельности.
Следует различать науку «Коммерческое право» и учебную дисциплину «Коммерческое право». Учебная дисциплина – это краткий свод основных положений науки «Коммерческое право».
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Учебная дисциплина «Коммерческое право» служит для ознакомления с данной отраслью права студентов, специалистов, которые получают первоначальное знание о науке и самой отрасли.
Наука «Коммерческое право» – это наиболее глубокое теоретическое знание об отрасли «Коммерческое право», полученное научными методами. Наука коммерческого права изучает саму отрасль права, ее закономерности, принципы, становление, развитие.
Сегодня, по мере того как в России развивается товарный рынок, существует необходимость постепенного обособления коммерческого права. Коммерческое право постепенно из подотрасли гражданского права становится самостоятельной отраслью права. Одним из существенных условий отнесения страны к государству с развитой рыночной экономикой является наличие коммерческого права как самостоятельной отрасли, которая существует наряду с гражданским правом.
Права коммерческих организаций
Как участник торгового оборота коммерческая организация обладает правоспособностью и дееспособностью, которые возникают одновременно в момент государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК), и прекращаются в момент ее ликвидации после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК).
ГК предусматривает специальную и общую (универсальную) правоспособность юридических лиц, в том числе и торговых организаций.
Как общее правило, в соответствии с п. 1 ст. 49 ГК юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности, т.е. обладает специальной правоспособностью. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, могут иметь гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, т.е. обладают общей (универсальной) правоспособностью. По следует иметь в виду, что и коммерческая негосударственная организация может ограничить свою общую правоспособность и превратить ее в специальную. Для этого необходимо предусмотреть в учредительных документах конкретные цели, установив перечень видов деятельности, которые она будет осуществлять.
На ограничение общей правоспособности коммерческих организаций, в том числе и торговых, направлено и государственное лицензирование отдельных видов деятельности.
Следует подчеркнуть, что признание за юридическим лицом статуса коммерческой организации является важным правовым фактом и влечет за собой определенные правовые последствия.
Во-первых, сделки, заключенные коммерческой организацией подчиняются специальному режиму правового регулирования, исходя из того что коммерческой является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров (п. 1 ст. 2 ГК).
Во-вторых, признание за юридическим лицом статуса коммерческой организации предоставляет ему дополнительные права и возлагает на него ряд обязанностей. Например, коммерческие организации имеют исключительное право на использование фирменного наименования (п. 4 ст. 54 ГК) или на другой объект интеллектуальной собственности и приравненные к ним средства индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (товарный знак, знак обслуживания).
Коммерческая организация реализует свою правоспособность и дееспособность, т.е. приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои управляющие органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами, которые и определяют порядок их назначения или избрания. Органы коммерческой организации осуществляют управление ее деятельностью и выступают в торговом обороте от имени коммерческой организации, т.е. их действия признаются действиями самой торговой организации. Органы коммерческой организации могут быть как единоличными (директор, генеральный директор, председатель правления и т.п.), так и коллегиальными (правление, общее собрание и т.п.)
Гражданские права и обязанности для коммерческой организации могут приобретать ее представители, являющиеся работниками данной организации или лица, не связанные с ней трудовыми отношениями, действующие на основании доверенности, выдаваемой органом торговой организации. Если к первым относятся руководители и заместители руководителя коммерческой организации, главные бухгалтера, юрисконсульты, то ко вторым — различного рода самостоятельные агенты, которые заключают сделки от имени торговой организации и находятся с ней в гражданско-правовых отношениях.
Так, не признаются представителями торговой организации те лица, которые выступают в ее интересах, но от собственного имени. В качестве таковых в п. 2 ст. 182 ГК названы коммерческие посредники, конкурсные управляющие при банкротстве, лица, уполномоченные на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок. Они являются самостоятельными предпринимателями. К ним, например, относится поверенный в договоре поручения. Он вправе удерживать находящиеся у него вещи, которые подлежат передаче доверителю, в обеспечение своих требований по договору поручения (п. 3 ст. 972 ГК); к ним относится и товарищ в договоре простого товарищества (п. 4 ст. 1044 ГК). Он может требовать возмещения произведенных им за свой счет расходов.
Важное место занимает коммерческий представитель в торговом обороте. В соответствии с п. 1 ст. 184 ГК коммерческим представителем является лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее от имени торговой организации при заключении договоров в сфере предпринимательской деятельности. Особенность коммерческого представителя состоит в том, что он может одновременно представлять разные стороны в сделке при условии согласия этих сторон либо в случаях, прямо предусмотренных законом (п. 2 ст. 184 ГК). Коммерческий представитель вправе требовать уплаты обусловленного вознаграждения и возмещения, понесенных им при исполнении поручения издержек от сторон договора в равных долях, если иное не предусмотрено соглашением.
Как видим, существуют различного рода представители торговой организации.
Коммерческая организация вправе создавать за пределами своего основного места нахождения обособленные подразделения в виде представительственных филиалов, которые не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных им положений (ст. 55 ГК).
Представительства создаются для представления и защиты интересов торговой организации, а филиалы для осуществления всех ее функций или их части, в том числе и функции представительства. Руководители представительств и филиалов назначаются торговой организацией и действуют на основании ее доверенности.
Торговая организация наделяет имуществом представительства и филиалы. Они должны быть указаны в ее учредительных документах и входят в организационную структуру коммерческой организации.
Права коммерческих банков
В условиях рыночных отношений банковская система выступает в качестве приводного механизма национальной экономики — она обеспечивает:
• аккумуляцию свободных денежных средств физических и юридических лиц;
• их межрегиональное и межотраслевое перераспределение;
• внутринациональные и международные расчетные отношения между различными хозяйствующими субъектами.
Образно говоря, если деньги - это "кровь" рыночной экономики, то банковская система — ее "кровеносная" система.
В нашей стране отношения, складывающиеся, в процессе функционирования финансовой системы государства, — финансовой деятельности государства и муниципальных образований, традиционно регулируются соответствующей отраслью российского права — финансовым правом.
В советское время банковское право, как правило, рассматривалось в качестве института или раздела финансового права.
При переходе к рыночной экономике произошло закономерное повышение значения банков и банковской деятельности, устойчивости банковской системы страны. В настоящее время банковское право выступает в качестве самостоятельной комплексной отрасли российского права.
Банковское право — это самостоятельная комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления Центральным банком Российской
Федерации и кредитными организациями, а также регулирования банковской системы Российской Федерации.
Предмет банковского права составляют общественные отношения в сфере банковской деятельности (банковские правоотношения).
Поскольку банковское право — комплексная отрасль права, то и составляющие ее предмет общественные отношения также являются сложными (смешанными или комплексными) по своему характеру.
Во многих случаях, такие отношения могут быть отнесены к:
• конституционно-правовым;
• административно-правовым;
• гражданско-правовым;
• финансово-правовым;
• уголовно-правовым и др.
Таким образом, предмет банковского права - это совокупность следующих общественных отношений, складывающихся в сфере банковской деятельности:
• властных отношений, возникающих в процессе регулирования банковской системы соответствующими органами государства (в первую очередь, Центральным Банком Российской Федерации - ЦБ РФ);
• правовых отношений, возникающих в процессе построения, развития и функционирования банковской системы Российской Федерации;
• правовых отношений, возникающих в процессе осуществления кредитными организациями (банками и небанковскими кредитными организациями) банковской деятельности;
• правовых отношений, возникающих в процессе банковского контроля и контроля за соблюдением банковского законодательства;
• правовых отношений, возникающих в процессе защиты прав и законных интересов участников банковских правоотношений;
• правовых отношений, возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение правонарушений в сфере банковской деятельности. Указанные выше общественные отношения в совокупности составляют банковские правоотношения.
Субъекты коммерческого права
Субъектами коммерческого права могут являться не все участники гражданско-правовых отношений. В торговой деятельности имеют право участвовать только те субъекты (участники), которые имеют специальное разрешение на проведение профессиональной торговли или в уставах которых торговля является одной из уставных задач.
К таким субъектам относятся:
1) юридические лица;
2) граждане-предприниматели;
3) специальные субъекты.
Физические лица не являются субъектами коммерческого права. Субъектами коммерческой деятельности являются лишь те физические и юридические лица, которые осуществляют профессиональную деятельность по доведению товара от производителя к потребителям.
В Российской Федерации профессиональной коммерческой деятельностью могут заниматься граждане, если они в установленном законом порядке зарегистрированы в качестве предпринимателей. Такая регистрация в качестве гражданина-предпринимателя дает право гражданину заниматься коммерческой деятельностью, если такое право предусмотрено в выдаваемом ему свидетельстве о регистрации. Помимо прав, регистрация в качестве гражданина-предпринимателя налагает на него и ряд обязанностей, а также специальную гражданско-правовую ответственность. Гражданин-предприниматель может участвовать в арбитражном суде как в качестве истца, так и в качестве ответчика.
Субъектами коммерческого права могут быть юридические лица. Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ).
Специальные субъекты товарного рынка не совершают сделок, а создают возможности другим лицам совершать сделки.
К таким организациям относятся, к примеру:
1) товарные биржи;
2) оптовые ярмарки;
3) посреднические организации (торговые дома, дилерские фирмы, трейдеры, дистрибьюторы, брокеры, стокисты, агентские фирмы).
Всех специальных субъектов торговой деятельности можно объединить в две группы:
1) специальные субъекты товарного рынка, которые непосредственно не участвуют в совершении сделок, а создают возможности и условия для операций другим лицам.
К таким организациям можно отнести:
а) товарные биржи – организации, формирующие оптовый рынок в виде гласных и публичных торгов, проводимых в определенном месте и по определенным правилам;
б) валютные биржи;
в) фондовые биржи;
г) выставки-ярмарки;
д) торгово-промышленные палаты;
2) предпринимательские организации или индивидуальные предприниматели, которые непосредственно занимаются заключением сделок.
Они классифицируются следующим образом:
а) независимые посредники – действуют от своего имени и за свой счет:
– дилеры – специальные торгово-посреднические организации, специализирующиеся на продаже определенного товара, совершающие определенные операции с определенным видом товара;
– торговые дома – многопрофильные организации, которые занимаются торговлей и производственной деятельностью по обработке, расфасовке и упаковке реализуемых товаров, строятся как единое юридическое лицо или объединение юридических лиц, занимающихся торговлей, складской и производственной деятельностью;
– трейдеры – специализированные посредники, которые совершают сделки по поручению клиентов, но от своего имени и за свой счет. Трейдерами могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели. Они специализируются на коротких операциях;
– стокисты – особый вид специализированных посредников, которые осуществляют экспортно-импортные операции на основе договора комиссии, по которому они осуществляют исключительную продажу товара определенного поставщика. Они сначала получают на товарный склад товар экспортера, а затем реализуют его по договору комиссии средним и мелким покупателям;
б) посреднические организации, не приобретающие собственности на товар, а оказывающие в качестве основного вида деятельности услуги по доведению товара от изготовителя к потребителю. К данному виду посредников относятся дистрибьюторы. Это организации, реализующие полученные по импорту товары на территории своей страны. Их характеризует долгосрочный характер отношений, создание собственной сбытовой сети, осуществление деятельности, не связанной непосредственно с торговыми операциями (изучение спроса, реклама продукции и др.).
Дистрибьюторы классифицируются на:
– регулярные – имеют собственные склады, где накапливаются и хранятся товары, заключают договоры на поставку в будущих периодах, оказывают услуги по подбору ассортимента групп товаров;
– нерегулярные – арендуют склады, участвуют в основном в транзитных поставках;
в) организации, не совершающие операции с товаром, а оказывающие разнообразные услуги, содействуя продвижению товара. Они заключают сделки, целью которых является продвижение товара:
– брокеры – организации, физические лица, которые заключают на бирже договоры от имени и за счет клиента, действуют на бирже в качестве контор или независимых брокеров;
– агентские фирмы – подыскивают покупателей для фирмы-продавца (торговые агентства) или изучают спрос и предложение на рынке определенного товара с перспективой его сбыта (маркетинговые агентства). Перечень участников товарного рынка не является исчерпывающим. В связи с постоянным развитием торговых отношений, торгового законодательства возможно совершенствование уже существующих и возникновение новых форм участников торгового рынка.
Договоры в коммерческом праве
Договор – это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении и прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор является основным видом сделок.
Значение договоров:
1) это одно из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей;
2) они опосредуют движение объектов гражданских прав от одних лиц к другим;
3) позволяют выявить истинные потребности в определенных товарах. Основной принцип заключения договора – свобода договора. Стороны вольны заключать или не заключать договор. Стороны могут заключить договор, предусмотренный законом, а также прямо не предусмотренный законом, но и не запрещенный им. Стороны вправе заключить смешанный договор, т. е. содержащий элементы разных видов договоров. Стороны свободны в выборе условий договора. Под содержанием договора понимаются взаимные права и обязанности сторон. Условия договора бывают существенные, обычные и случайные. К существенным условиям относится условие, определяющее предмет договора, а также условия, которые определены как таковые в законе или определенные самими сторонами. Обычные условия договора устанавливаются законодательством диспозитивно. Случайные условия договора характерны для данного индивидуального договора.
Все договоры можно классифицировать:
1) по моменту возникновения прав и обязанностей:
а) конценсуальные – заключаются по взаимному согласию сторон;
б) реальные – для заключения необходимо передать предмет договора;
2) односторонние и двусторонние (многосторонние);
3) возмездные и безвозмездные;
4) по субъекту, в пользу которого заключен договор:
а) договоры в пользу их участников;
б) договоры в пользу третьих лиц;
5) в зависимости от юридической направленности:
а) основной;
б) предварительный;
в) публичный договор;
6) договор присоединения.
В соответствии со ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжения, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.)
Особой разновидностью договора является коммерческий договор.
Особенность коммерческого договора состоит в том, что такой договор:
1) имеет особый субъектный состав: его сторонами являются не все лица, а только те, которые занимаются торговой (коммерческой) деятельностью;
2) имеет специальную цель – установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в сфере торговли или содействия торговле.
Все коммерческие договоры можно классифицировать на следующие:
Реализационные договоры регулируют отношения в сфере доставки товаров от производителей к потребителям для предпринимательских и хозяйственных нужд.
К ним относятся договоры:
1) оптовой купли-продажи, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (ст. 454 ГК РФ);
2) поставки, по которому поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506ГКРФ);
3) мены, по которому каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой;
4) товарного кредита, по которому предусмотрена обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовым признаками;
5) контрактации сельскохозяйственной продукции, по которому производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю – лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (ст. 535 ГКРФ).
Посреднические договоры регулируют отношения по совершению одним лицом в интересах другого лица действий по поводу товара.
К указанным договорам относятся:
1) договор поручения, по которому одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия;
2) договор комиссии, по которому одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента;
3) договор консигнации;
4) договор коммерческой концессии (франшизы), по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав – товарный знак, знак обслуживания (ст. 1027 ГКРФ) и т. д.
Договорами, содействующими торговле, являются договоры на:
1) создание рекламной продукции;
2) оказание рекламных и информационных услуг;
3) выполнение маркетинговых исследований;
4) хранение товаров, по которому товарный склад (хранитель) обязуется за вознаграждение хранить товары, переданные ему товаровладельцем (поклажедателем), и возвратить эти товары в сохранности.
Организационные договоры имеют своей целью организацию торгового процесса.
К ним относятся:
1) договоры органов государственной власти и местного самоуправления с производственными и торговыми фирмами по вопросам организации торговли;
2) договоры исполнительных органов власти о межрегиональных поставках товаров;
3) договоры об исключительной продаже товаров;
4) договоры об организации деятельности по реализации товаров.
Международное коммерческое право
Международное коммерческое право (МКП) исторически развивалось как часть частного права.
Следует отметить, что деление права на публичное и частное является главным классификации норм и правовых институтов в странах романо-германской (Кодифицированного) правовой системы, то есть в тех странах, на право которых существенно влияние римская правовая традиция.
Англо-американскому праву деление на публичное и частное право длительное время был неизвестен, поскольку по своему происхождению англо-американское (общее, прецедентное) право является публичным, где решения судов приобретают после определенного процедуры ранга закона.
В наше время наблюдается сближение традиций развития права континентальной Европы и стран общей системы права по распределению на публичное и частное право.
Международное коммерческое право (Commercial Law) тесно связано с международным экономическим правом (Economic Law), хозяйственным правом (Droit publik Economoque) торговым правом (Trade Law) и другие. Общим в этой связи то, что среди субъектов права в той или иной степени выступает государство. Но чем больше государство влияет на отношения между субъектами права, тем более характер правового регулирование приобретает публичности.
В современных международно-правовых концепциях предметом регулирования международного экономического права являются межгосударственные экономические отношения, которые складываются между государствами как субъектами власти, государствами и международными "организациями, а также между этими организациями. От них отмежевываются имущественные отношения международного характера между физическими и юридическими лицами разных стран, а также имущественные отношения, в которых как субъекты коммерческого права особого рода участвуют государства.
Эти отношения составляют предмет международного частного и международного коммерческого права.
В большинстве стран хозяйственная деятельность, осуществляемая в виде промысла с целью получения прибыли, регулируется нормами так называемого торгового (Коммерческого права).
Еще в средние века в связи с развитием торговли в Европе формировалось право торгового оборота, который по кругу субъектов распространялось на лиц торгового звания и называлось правом торговцев (jus mercaturae). В недрах торгового оборота среди купцов из отношений доверительного характера (фидуциарных) возникает такой важный правовой институт, как вексельное право.
Впервые деление частного права на гражданское и торговое состоялся во Франции, когда результате проведения кодификационных работ в 1804 г. был принят Гражданский кодекс (кодекс Наполеона), а в 1807 г. - Торговый кодекс. Эти нормативные акты действуют во Франции и теперь.
Ситуация, когда в государстве для регулирования однотипных имущественных отношений используются одновременно два закона - гражданский и торговый, - влечет двойственность в частном праве, его дуализм. Путем дуализма развивается частное право во Франции, Германии, Испании, Португалии, Японии и др.
В Великобритании в процессе развития права происходило поглощение обычаев прецедентным правом, т.е. обычаи из деловой практики, применяемой судом в виде норм обычного права, превращались в нормы прецедентного права.
Фактически из обычаев вышли такие важные институты прецедентного права, как представительство, страхование, регулирование деятельности обществ.
В США ввиду федеративное устройство страны с целью унификации правового регулирования отношений в гражданском и торговом обороте разрабатываются и принимаются каждым штатом единые для всей страны законы. Например, Единый торговый кодекс (Uniform Commercial Code). Но наличие этого закона не дает оснований считать США страной дуалистической системы права.
В современных условиях в связи с быстрым развитием мировой торговли национальное законодательство многих стран не всегда успевает за изменениями, происходящими в этой сфере коммерческой деятельности и развития экономики в целом.
Именно этим обусловлены такие тенденции в правовом регулировании экономических процессов:
• все больше растет объем нормативных предписаний, унифицированных на международном уровне;
• сохраняется важность обычных правил;
• распространяется контрактное регулирование, основанный на типовых условиях, которые в ряде случаев отличаются от национальных;
• диспозитивных норм;
• споры, возникающие из контрактных условий, передаются чаще на рассмотрение третейских, а не государственных судов.
Названные обстоятельства во второй половине 50-х годов привели к появлению теории «lex mercatoria»(право международной торговли).
Главный смысл этой концепции состоит, с одной стороны, в обосновании автономности, отдельности регламентами международных торговых сделок от национальных правовых систем. С другой стороны в широком смысле термин «lex mercatoria» часто используется для обозначения всего массива национального и международного регулирования внешнеэкономических операций.
Отметим, что в современных условиях распространенным является понимание категории «lex mercatoria» как совокупности частноправовых норм.
В процессе создания Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), которая была основана в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, Вопрос о содержании термина «право международной торговли» появилось в практической плоскости. В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН подчеркивалось, что цель Комиссии ЮНСИТРАЛ - способствовать прогрессивной гармонизации и унификации права международной торговли.
В докладе Генерального секретаря ООН на XXI сессии Генеральной Ассамблеи, которая принял решение о создании ЮНСИТРАЛ, право международной торговли определялось как совокупность норм, регулирующих торговые отношения частно-правового характера и затрагивают интересы разных стран.
Как примеры вопросов, которые относятся к праву международной торговли, назывались: Международная купля-продажа, оборотные документы, страхование, перевозка товаров различными видами транспорта, промышленная собственность и авторское право, торговый арбитраж и т.д. В этой связи следует обратить внимание на то, что в это понятие входят как нормы международных конвенций названных вопросов, такие соответствующие положения национальных систем права.
По методам регулирования понятия «lex mercatoria» содержит материально-правовые, коллизионные, а также процессуальные нормы, регламентирующие деятельность коммерческих арбитражей.
Необходимо подчеркнуть, что международное коммерческое право не замыкается на торговых операциях. Сфера его регулирования постоянно расширяется.
Если прослеживать историю вопроса, то известно, что в сере дины 30-х годов XX ст. согласно либеральной экономической теории функционировали компании почти исключительно на частнопредпринимательских началах. В правовой сфере это проявлялось в приматы частного права, а в ряде стран - торгового права. Например, коммерческие кодексы Франции, Германии, США соответственно имеют название «Французский торговый кодекс», «Немецкое торговое уложение», «Единый торговый кодекс США».
Во второй половине 30-х годов в экономической практике все больше применяют управленческие методы, которые к концу 50-х годов стали нормой. Прежде всего, это отразилось на нормах торгового права, которые становились императивную. Подобные модификации имели значение для субъектов коммерческого права, в первую очередь для компаний (хозяйственных обществ).
Кроме этого, возникает целый ряд норм, тесно связанных с торговым правом, стали определять правовые аспекты деятельности компаний: регулирование цен, конкуренции, налогов, таможенных платежей и т.п.
Таким образом, торговое право стало лишь частью, элементом комплекса норм, регулирующие деятельность компаний. В свою очередь, ГКП как отрасль права все больше приобретает самостоятельное значение.
Для осознания цели международного коммерческого права попробуем сначала ответить на такой вопрос: а какой же помощи от международного коммерческого права может ожидать субъект предпринимательской деятельности (коммерсант)? Несомненно, ответ в целом будет такой: коммерсант ожидает от международного коммерческого права обеспечения безопасности своей коммерческой деятельности и обеспечение свободы развития. Отметим, что эти понятия неделимы.
Если рассматривать понятие обеспечения безопасности коммерческой деятельности, то следует заметить, что оно может существовать в любой международной или национального права, но содержание этого понятия будет различным в зависимости от того, о какую отрасль права идет речь.
В международном коммерческом праве обеспечения безопасности коммерческой деятельности гарантирует всем субъектам МКП прежде международно-правовой защите от различий в национальных законодательствах, поскольку такие различия существуют даже тогда, когда страны принадлежат к одной правовой системы.
Например, право многих стран - Бельгии, Германии, Франции, Испании и др. Имеет общие источники формирования национальных правовых систем, но в сфере практики здесь существует больше отличного, чем общего. А это, в свою очередь, порождает различия в сфере принципов. Отметим, что такая же ситуация наблюдается и в случае сохранения права метрополии в бывших колониях или если национальным законодательным органом был взят за образец иностранную правовую норму. Так, во французском законе было заимствовано нормы правовой системы Германии об акционерных обществах. Но при всей схожести этих норм уже существуют существенные различия между ними по процессу применения во Франции и Германии. Эта и другие аналогичные обстоятельства доказывают, что на уровне практики различия в праве различных стран неизбежны.
Конкретное содержание понятия «обеспечение безопасности коммерческой деятельности» содержит такие права коммерсанта, обеспечены нормами, правилами и принципами международного коммерческого права:
• право иметь информацию о том, какими именно нормами права будут урегулированы его коммерческие сделки за рубежом: нормами международного или нормами национального законодательства. Если в данной сфере коммерческой деятельности действуют единые международно-правовые нормы, источником которых является международный договор или деловой обычай, то соглашение, которое будет заключаться, не подпадает под коллизию национальных законов. Это обстоятельство в полной мере относится и вопрос о реализации права распоряжения собственными активами за границей;
• коммерсант должен также быть проинформирован относительно юридических аспектов коммерческой деятельности в стране, где она планируется. Это касается и заключения внешнеэкономических сделок, и размещение отдельных торговых предприятий и торговой сети, создание собственных филиалов и дочерних предприятий, совместных предприятий; операций с ценными бумагами, вопросам налогообложения и репатриации прибыли и т.п.
Как в первом, так и во втором случаях речь идет в первую очередь о том, что во время осуществление коммерческой деятельности очень важным фактором является наличие в стране, принимающего иностранный элемент для ведения им собственного бизнеса, неизменных критериев для разграничения прав и обязанностей национальных и иностранных фирм, а также четкое определение прав последних. Отметим, что изучение этих вопросов является для компаний столь же необходимым, как и проведение маркетинга, анализ эффективности, изучение финансового состояния контрагентов и т.д.
Обеспечение безопасности коммерческой деятельности касается и процессуальных вопросов, в которых большое значение с точки зрения безопасности приобретает разработка международных правил подсудности, судопроизводства и исполнительного производства, т.е. разработка свода правил урегулирования правовых коллизий.
Так, в случае возникновения спора, вытекающего из коммерческого контракта, если коммерческая деятельность за границей, либо по факту деятельности в стране реципиента, субъект международной коммерческой деятельности должен четко знать, в какой именно национальный коммерческий арбитраж он может обращаться. Если дело уже выиграна, то какие существуют правовые гарантии в стране реципиента для выполнения судебного решения.
Обратить внимание, что права субъектов международного коммерческого права в определенной степени защищаются также государствами. Это может быть дипломатический защиту коммерсанта, который осуществляет деятельность за границей государственную защиту субъектов предпринимательской деятельности путем подписания или присоединения к международным соглашениям; участия в работе международных организаций, международных совещаний, саммитов, создание гарантий безопасности коммерческой деятельности за рубежом для субъектов коммерческой деятельности - резидентов и т.п.
В процессе коммерческой деятельности с иностранным элементом субъекты МКП, безусловно, надеются также на гарантии в стране реципиента по созданию благоприятных условий, оптимальной организации хозяйственной среды, в котором происходит деятельность. Такие гарантии устанавливаются, прежде всего, нормами международного экономического права как отрасли международного публичного права. Например, валютные и тарифные соглашения международного уровня и т.д. В техническом плане безопасности коммерческой деятельности наиболее полно отражена в урегулировании коллизий прав. Речь идет об установление той или иной государством пределов действия своего национального права.
Целью международного коммерческого права является также обеспечение развития. Такое обеспечение осуществляется посредством установления точных правил, которые могут быть оптимально удобной для всех заинтересованных сторон. В этой связи вспомним, общая тенденция к росту торговых операций, увеличение объема товарооборота ускоряет, например, стандартизацию всех видов международных коммерческих контрактов, способствует появлению их типовых форм, общих условий и т.д.
Обеспечение развития ставит также на первый план правовое регулирование иностранных инвестиций. Инвестор осуществляет интеграцию через свои филиалы, дочерние, совместные предприятия, торговые представительства, деятельность которых регулируется законами страны реципиента. Но инвестиционное законодательство в странах должна обеспечить идентичность правил игры. В свою очередь, приводит к появлению особого вида договоров, которые заключаются на основе кодекса инвестиций и все чаще становятся своеобразными правилами для урегулирования споров в арбитражных судах.
По какому же критерию отношения, которые регулируются национальным правом предпринимательской деятельности, подпадающих под нормы международного коммерческого права? Общепринято считать, что правоотношения имеют международный характер: случае, если они связаны более чем с одной системой национального права. Например, международный характер приобретает обращение векселя, который пересекает много национальных них границ и при этом сталкивается с правом каждой из этих стран. Такая же ситуация складывается в случае банкротства субъекта предпринимательской деятельности (Коммерсанта). Так, если платежи компании прекращаются одновременно в нескольких странах, то процедурно это происходит в каждом случае в соответствии с национального законодательства стран-участниц.
В перечисленных примерах, в которых используется критерий международности, правоотношения входят в сферу действия международного коммерческого права.
На основании норм МКП определяться также, какими конкретно нормами, национальными или международными унифицированными будут урегулированы данные отношения.
В этой связи следует отметить, что преимуществами такой системы-системы так называемых множественных правовых связей, является их простота понятность. Недостатками можно считать то, что в случае определения характера международности, все связи будут рассматриваться как равноценные. Но на практике это обстоятельство не всегда отвечала действительности. Особенно острая критика этого недостатка происходит ввиду договорное право. Согласно принципу свободы до говоров, каждая из сторон является свободной в выборе регулирующего права. Таким образом, указанный критерий международности в договорном праве не соответствовать действительности.
Учитывая как позитивные, так и отрицательные характеристики использования критерия множественности связей, сегодня предложение специалистов по международному коммерческого права отказаться от использования этого критерия.
Так предложения представляют международные организации, которые разрабатывают унифицированные нормы и правила, специалисты - участники международных переговоров. Они отвергают абстрактную множественность правовых связей и выделяют из них те, которые позволяют квалифицировать договор как международный.
В частности, предлагается несколько вариантов решения вопроса:
1. Требование о совместительстве правовых связей. Например, пересечение границы и заключения договора; нахождения сторон в двух разных странах и особые условия заключения договора или его исполнение - в договорах купли-продажи.
2. Требование альтернативных правовых связей: указание различных пунктов нахождение рядом с двумя подписями на векселе.
3. Требований о доминирующем связь (Иностранный элемент относительного регенерации или местонахождение, разница в городе отправления и прибытия и т.д.).
Во всех этих случаях квалификация происходит по заявлению сторон о своем гражданство (ст. 1 § 3 Конвенции ООН о международной купле-продаже товаров).
Необходимо подчеркнуть, что все названные варианты имеют экономико-юридический характер. Исключение в этом плане следует считать осуществление международных платежей, которые выступают элементом международного экономического права.
Рассмотрим конкретные примеры решений, которые не связаны с определенным видом договоров. Они касаются самой категории «международный договор».
Так, во Франции Кассационный суд вспоминает о международных договорах только в связи с утверждением правового принципа - например, в заявлении, что на любой договор, в том числе и международный, распространяется закон государства.
Если договор был международным, считается, что стороны могут выбирать закон, к нему применяется.
Существует также утверждение, что форма международного договора может быть определена тем материальным правом, которое вводится в контракт (так называемым регулирующим правом). Это избавляет от необходимости соблюдения формальностей относительно места его подписания.
Такие примеры можно привести из практики любого из национальных судов стран, национальное право которых относится к системе романо-германского или общего права.
Что касается самого определения международного договора, то в современных подходах достаточно сочетать юридический критерий (множественность отношений) с экономическим (Принадлежность к коммерческой сферы). При этом необходимо обратить внимание на то, что обращение к экономическому критерию не связано с конкретным рынком: речь идет только о связи договора с международным экономическим порядком, который рассматривается как категория.
В современных условиях, интеграционные процессы охватывают не только страны, но и регионы, континенты, государства как субъекты международного права обязаны совершенствовать свое внутреннее на законодательстве, административные правила с целью расширения сфера международных коммерческих отношений. С другой стороны, это означает также необходимость расширение участия каждой страны в международных договорах по этим вопросам.
В этой связи развитие международного коммерческого права обусловлен как общим тенденциями развития международного права, так и специфическими для МКП тенденциями.
Типичными тенденциями развития международного коммерческого права являются:
• Во-первых, интернационализация норм МКП. Отметим, что часть норм МКП за своим происхождением имеет международно-правовой характер, поскольку они создаются путем заключения международных договоров. Кроме этого, часть создается исключительно в порядке внутреннего законодательства. Но все они определяются, в конечном итоге, состоянием международных отношений, внешнеполитической и внешнеэкономической позы этой государств, развитием международного сотрудничества в различных отраслях.
Между международным публичным и международным частным правом всех разногласий является тесная функциональная связь и процессе правоприменения. Таким образом, существует взаимодействие, как обусловлено социально-экономической природе отношений, регулируются нормами МКП. Именно поэтому, как отмечается в литературе интернационализация норм МКП является важнейшей чертой, компонентом МКП.
• Во-вторых, общее стремление к унификации правовых норм путем заключения международных договоров универсального и регионального характера в пределах интеграционных группировок, а также через принятие типовых законов.
Необходимо отметить, что унификация правовых норм - это о ведении в определенной соответствия норм международного и национального права. Так, унифицированные правовые нормы, принятые в порядке международных договоренностей, по своему содержанию предназначены урегулировать отношения как между субъектами международного права, и между субъектами внутригосударственного права. Как правило, в законодательстве и других источниках национального права существуют так называемые коллизионные нормы. Это порождает необходимость использовании коллизионного метода.
Каждое государство в силу свой суверенитет устанавливает пределы использования собственного права, а также возможности применения права иностранного государства для урегулирования правоотношений с иностранным элементом. Это, в свою очередь, не исключает попыток государств унифицировать коллизионные нормы, создать единые нормы путем заключения соглашений, принятие общих законов или снижение коллизионных норм.
Необходимо подчеркнуть, что реализация тенденции к унификации вызывает рост значение межгосударственных организаций, их роли в подготовке соответствующих проектов. Прежде всего, следует назвать ЮНИСТРАЛ, Гаагские конференции по международному частного права, ЮНКТАД, УНИДРУА, МОТ, МАГАТЭ и др.
Помимо международных организаций, на процессы унификации норм МКП влияют различные международные ассоциации, общества, центры например, Международная Ассоциация хозяйственного права (Франция), Научное общество хозяйственного права (Япония), Европейский центр хозяйственного права (Германия).
Итак, можно сделать вывод о том, что в сфере международного экономического сотрудничества роль единых материально-правовых норм неуклонно растет.
Освещая проблему унификации норм МКП, необходимо отметить, что одновременно между современными национальными правовыми системами (например, системой кодифицированного романо-германского права и системой общего прецедентного права) существует определенный уровень конвергенции. При этом само наличие конвергенции реально приводит к тому, что унификация между различными правовыми системами происходит само собой, естественно.
Это обстоятельство можно объяснить следующими причинами:
- основном национальные правовые системы, прежде континентальной Европы, имеют одинаковые исторические корни. Например, европейское гражданское право базируется на принципах римского гражданского права;
- многие страны имеют схожие системы построения конституций и экономики. Отсюда вытекающие похожие функциональные действия, направленные на реализацию возможностей этих систем, что приводит соответственно к разработке схожих правовых норм. Как только принимается принципиальное решение, например, о введении рыночной экономической системы, возникает необходимость в правовых предписаниях относительно договорного права, права хозяйственных обществ, права в области конкуренции и т.д.
Следует отметить, что эти правовые нормы вытекают не столько из историки-культурных особенностей отдельных наций, сколько из условий обеспечить функционирование экономики. Право должно обеспечивать эффективность функционирования экономики.
Так, интернационализация торговых и коммерческих отношений создала определенный «Корпус» международных торговых обычаев и традиций, который рассматривается в МКП как право обычаев.
Обычаи не входят в состав национальной системы права, но она может ссылаться как на обычные принципы, так и на торговые обычаи.
При конкретизации этих понятий правовые системы во многих странах ориентируются, прежде всего, на международно признанные обычаи и традиции. В таком случае они инкорпорируются в национальные системы права.
И наконец, постоянный обмен мнениями и информацией между учеными-правоведами и юристами-практиками из разных стран приводит к наработке общих результатов научных до исследований и убеждений, что также влияет на законотворческие работы.
Наряду с этими неформальными, естественными процессами сближения национальных правовых систем проводятся и целевые мероприятия по унификации права отдельных государств в определенных областях.
Эти меры имеют разные цели:
• поддержка регионального сотрудничества на разных уровнях активности;
• вступление в многосторонних союзов государств, разделяющих определенные принципиальные убеждения относительно правового государства, например в Европейский союз;
• защита собственных экономических интересов, сфера регулирования которым принадлежит другим государствам, например, регулирования иностранного инвестирования и двойного налогообложения;
• ограничение конкуренции между государствами за иностранные рынки. Модельным примером этому может служить так называемый «ОЭСР-Консенсус», с помощью которого государства - участники ОЭСР договорились о минимальные процентные ставки и максимальные сроки экспортных кредитов, поддерживаемых со стороны государства. Цель этого консенсуса - избежание конкуренции ослабляет государства в борьбе за экспортные рынки;
• гармонизация права с целью упрощения деятельности, выходящей за пределы государственных границ. Примерами в данном случае могут служить Конвенции ООН по транспортировки товаров морем, международной торговли или Unidroit - Конвенции о международный финансовый лизинг и факторинг.
Третья тенденция развития международного коммерческого права это возникновение коллизий между конвенционными нормами (нормами международных договоров) в области МКП. Следует отметить, что эта тенденция является оборотной стороной процесса унификации. Как показывают в исследования, в практике приходится учитывать большое количество международных договоренностей как многосторонних, так и двусторонних, между нормами возникают противоречия.
Четвертой тенденцией развития МКП можно считать расширение сферы действия МКП. Коммерциализация отрасли средств связи, информатики, космических технологий - все это существенно расширило сферу действия норм МКП.
Пятая тенденция развития МКП - это так называемая «социализация» его норм. Например, в процессе коммерческой деятельности субъекты МКП вследствие введения разного рода ограничений, стимулирования на национальном и международном уровнях должны все больше соблюдать установленные в международной практике "Правил поведения" на рынках, учитывать интересы общества.
Шестой тенденцией развития МКП можно считать развитие института юридического лица. Главным направлением в развитии этого института является разработка организационно-правовых норм ведения предпринимательской деятельности.
Юридические лица сегодня - это главные игроки на мировых рынках. Поэтому логично, что именно для этих субъектов МКП создается большинство норм, правил, кодексов поведения и т.д.
Седьмая тенденция развития МКП - увеличение норм императивного характера в МКП. Это тенденция связана с регулирующей деятельностью государств, международных сообществ и организаций в осуществлении субъектами МКП коммерческой деятельности. По роли норм в регулировании общественных отношений они делятся на регулятивные, запрещающие и обязывающие.
Итак, учитывая особенности развития и функционирования международного коммерческого права, его содержание и функции, можно отметить, что предмет «Международное коммерческое право »- это комплексная дисциплина, изучающая правовое регулирование коммерческой деятельности в совокупности международно-правовых норм публичного и частного права.
Публичное право охватывает международные нормы, которые образуются при участии государств (Например, международные конвенции, международные правила и принципы и т.п.), а также специальные нормы, устанавливаемые государством для урегулирования внешнеэкономических отношений с иностранным элементом (антимонопольное законодательство, регулирование валютного обращения и расчетов по международным коммерческим контрактам и т. п.).
Нормы частного характера в коммерческом праве регулируют отношения между субъектами предпринимательской деятельности: физическими, юридическими лицами, а также государством, если она выступает в таких отношениях как коммерсант.
Коммерческое право тайна
К коммерческой тайне могут быть отнесены самые разнообразные сведения, связанные с производством, технологией, управлением, финансами и другими вопросами деятельности предприятия. На практике наряду с термином "коммерческая тайна" широко используются такие термины, как "конфиденциальная информация", "ноу-хау", "секреты производства". Все они, в сущности, обозначают одно и те же понятие, которое в Гражданском кодексе РФ именуется "коммерческой тайной".
В соответствии со ст.139 Гражданского кодекса РФ коммерческая тайна - это информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Из данного определения вытекают следующие обязательные признаки коммерческой тайны.
Первый признак - информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность. Поэтому из числа сведений, составляющих коммерческую тайну, исключаются те из них, которые не представляют никакого интереса для окружающих. При отнесении предприятием информации к кругу сведений, составляющих коммерческую тайну, действительная или потенциальная коммерческая ценность таких сведений предполагается и не нуждается в доказывании. Однако в случае возникновения судебного спора (например, по иску к контрагенту о возмещении убытков, причиненных разглашением коммерческой тайны) перед предприятием встанет необходимость доказывать суду наличие у информации коммерческой ценности.
Второй признак - к информации, составляющей коммерческую тайну, не должно быть свободного доступа на законном основании. Если информация может быть получена законным образом любым заинтересованным лицом (путем изучения печатных изданий, просмотра открытых баз данных и т.п.), то такая информация коммерческой тайной не является. Даже если информация стала известной неограниченному кругу лиц в результате чьих-либо неправомерных действий, то и в этом случае информация автоматически утрачивает статус коммерческой тайны, поскольку лишается одного из необходимых критериев - отсутствие к информации свободного доступа.
Третий признак - для того, чтобы информация считалась коммерческой тайной, требуется, чтобы обладатель такой информации принимал меры к охране ее конфиденциальности. Меры по охране коммерческой тайны могут быть организационными (например, утверждение внутренних документов, регулирующих порядок доступа персонала к коммерческой тайне), техническими (использование сигнализации, защита телефонных переговоров и т.п.) и юридическими (например, включение в трудовые контракты с персоналом и договоры с контрагентами положений о неразглашении конфиденциальной информации). При этом простое определение круга информации, составляющей коммерческую тайну, не может рассматриваться в качестве охранной меры.
Коммерческая тайна, как разновидность информации, может являться объектом интеллектуальной собственности. При соблюдении необходимых условий (информация приносит доход и может быть использована в течение периода, превышающего 12 месяцев) права на указанную информацию могут отражаться в бухгалтерском учете в виде нематериальных активов. В то же время законодательство не рассматривает факт отражения в бухгалтерском учете прав на информацию в качестве одного из признаков коммерческой тайны. Поэтому отсутствие в учете указанных прав не может свидетельствовать об отсутствие самой коммерческой тайны.
Коммерческая тайна не требует для признания ее таковой какой-либо государственной регистрации или выполнения каких-либо иных формальностей. В то же время следует отметить, что не любая информация, соответствующая всем перечисленным выше критериям, может быть отнесена к коммерческой тайне. Государство вправе осуществлять контроль (в том числе налоговый) за деятельностью предприятий. Для этих целей законодательство определяет круг сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.
Так, например, Постановлением Правительства РФ № 35 установлен перечень таких сведений, к которым, в частности, относятся учредительные документы; документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью; сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов; документы о платежеспособности; сведения о численности работающих и их заработной плате; документы об уплате налогов; сведения об участии должностных лиц предприятия в других организациях. В соответствии с п.89 Положения по ведению бухгалтерского учета (утверждено Приказом Минфина РФ № 34н) годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др., которые могут знакомиться с указанной отчетностью.
Говоря о правовых способах судебной защиты коммерческой тайны, следует констатировать, что наиболее распространенным способом является предъявление иска о возмещении убытков, причиненных разглашением конфиденциальной информации. Однако следует подчеркнуть, что обязанность доказать факт разглашения, а также размер убытков лежит на самом истце. В зависимости от конкретных обстоятельств могут быть заявлены и другие иски. Например, предприятие может заявить иск о признании права на коммерческую тайну, когда данное право кем-либо оспаривается, или иск о запрете использовать конфиденциальную информацию лицом, неправомерно завладевшим такой информацией.
Виды коммерческого права
Вышеназванные участники торговой деятельности одновременно являются участниками общегражданского оборота. Между тем для торгового права важно выявить и закрепить организационное и имущественное своеобразие лиц, обусловленное характером их участия в коммерческой деятельности. Такое своеобразие реально существует, оно имеет существенное значение. Однако четко выразить и законодательно закрепить эту специфику правоведение пока не сумело.
Обозначим вначале круг субъектов коммерческого права. Он не совпадает с общим составом субъектов гражданского права. Различной оказывается также торговая и гражданская правоспособность отдельных видов лиц.
Отличия начинаются с того, что в торговом обороте не могут участвовать любые субъекты гражданского права. Так, физические лица, граждане не являются субъектами торгового права. Даже лица, реализующие продукцию с приусадебных участков, не признаются торговыми предпринимателями и не уплачивают налоги на доходы от продажи такой продукции.
Отдельный гражданин может стать участником коммерческой деятельности, лишь, если он получит статус индивидуального предпринимателя. Для этого гражданин обязан: подать заявление по установленной форме в регистрирующий орган; уплатить сбор; получить свидетельство о государственной регистрации как индивидуального предпринимателя; встать на учет в налоговом органе; при необходимости — получить лицензию на торговлю соответствующими видами товаров.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно, применяются правила ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (п. 3 ст. 23 ГК). За рубежом распространен порядок, согласно которому физическое лицо, желающее стать коммерсантом, должно зарегистрироваться в торговом реестре. Многими торговыми кодексами требование о специальной регистрации в торговом реестре предусмотрено и для организаций. В России действует общий для осуществления коммерческой и иной предпринимательской деятельности порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Предпринимательские и непредпринимательские организации вправе выступать субъектами коммерческого права с момента регистрации их в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Имеющийся опыт не свидетельствует о необходимости установления в России специальной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для занятия торговой деятельностью.
Коммерческие организации образуются в основном в виде хозяйственных товариществ и обществ. Статья 50 ГК устанавливает исчерпывающий перечень видов (организационно-правовых форм) коммерческих организаций. Виды (организационно-правовые формы) некоммерческих организаций определены в ГК, Федеральном законе № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и иных федеральных законах.
Возможности участия коммерческих и некоммерческих организаций в торговом обороте, т.е. их коммерческая правоспособность, является неодинаковой.
Коммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели в полном объеме могут участвовать в торговом обороте.
Некоммерческие организации участвуют в товарном обращении ограниченно. Такие организации могут приобретать необходимые материальные ресурсы, вправе продавать производимые ими изделия. Однако они вправе продавать товары лишь в соответствии с уставными целями деятельности, а не вообще заниматься торговлей. Они не вправе заключать договоры поставки в качестве поставщиков и могут заключать при реализации товара лишь договоры купли-продажи. Существенные ограничения устанавливаются для таких организаций и при лицензировании для занятия специальными видами деятельности, получении экспортных лицензий и квот, заключении внешнеторговых контрактов и в других аспектах.
Юридические лица могут создавать филиалы и открывать представительства, что позволяет значительно расширять возможности участия в торговом обороте, ускоряет и облегчает продвижение товаров в различные точки страны. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами, они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом. Филиалы западных компаний образуются преимущественно в зонах активной коммерческой деятельности и являются основным элементом производственной структуры фирм.
Коммерческие и некоммерческие организации могут создавать объединения в форме ассоциаций, союзов и др. Объединения являются некоммерческими организациями и содержатся за счет отчислений (взносов) их участников. Объединения образуются в целях координации деятельности их участников, для выполнения совместных программ, представительства в органах законодательной и исполнительной власти, содействия защите интересов участников.
Опыт показывает высокую эффективность таких объединений. Они могут заниматься разработкой конкурентной стратегии и анализом рынка, вопросами проведения рекламных кампаний, помогают улаживать конфликты с налоговыми и надзорными органами. Активная работа таких объединений позволяет предпринимателям вырваться из-под контроля криминальных «крыш».
Содействуя участникам в решении хозяйственных задач, сами союзы и ассоциации не вправе заниматься торговой и иной предпринимательской деятельностью. Исключение составляют союзы потребительских обществ, которые наряду с предпринимательской деятельностью могут выполнять также контрольные и распорядительные функции в отношении нижестоящих союзов и потребительских обществ (ст. 31 Закона РФ № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»).
Наряду с отечественными организациями в торговом обороте участвуют коммерческие организации с иностранными инвестициями, а также иностранные юридические лица и граждане. Для создания коммерческой организации с иностранными инвестициями необходимо приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли (вклада) в уставном (складочном) капитале созданного на территории России хозяйственного товарищества или общества. Организации с иностранными инвестициями пользуются дополнительной правовой защитой, гарантиями и льготами, предусмотренными Федеральным законом № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Наконец, в качестве самостоятельной группы выступают субъекты Российской Федерации, территориальные и муниципальные образования. Они участвуют в торговых отношениях через свои исполнительные органы. Причем они не просто приобретают определенные товары для нужд собственной деятельности. Возможности их влияния на развитие торгового оборота поистине огромны, однако эти возможности пока не осознаны и потому почти не задействованы.
Объекты коммерческого права
Объектами коммерческого права будут те ценности, по поводу которых возникают отношения, регулируемые коммерческим правом:
1. товары;
2. товарораспорядительные документы;
3. средства индивидуализации товаров (товарный знак, наименование места происхождения товара).
Объектами коммерческого права будут не все товары, а исключительно те, которые могут быть продвинуты от производителя к потребителю, т. е. такие товары, которые участвуют в торговом обороте.
Мировой практикой ряд товаров не включается в число объектов коммерческого (торгового) права в связи со спецификой их транспортировки или же отсутствием возможности транспортировки такого товара:
1. электроэнергия;
2. тепло;
3. вода;
4. недвижимое имущество и др.
Порядок оборота вышеперечисленных товаров остался за пределами регулирования торговых кодексов ведущих мировых держав. Эти товары исключены их предмета регулирования ведущих международных документов в области торгового права.
В Российской Федерации ряд товаров изъят из торгового оборота и не будет объектами торгового (коммерческого) права:
1. космическое оборудование;
2. военная техника;
3. яды;
4. лекарственные средства и др.
Товарораспорядительные документы наряду с товарами будут объектами коммерческого права.
Владельцы товарораспорядительного документа имеют право на товар, указанный в данном документе. Продажа товарораспорядительных документов влечет переход прав на данные товары.
К товарораспорядительным документам относятся:
1. складские свидетельства;
2. коносамент;
3. накладные на перевозку грузов.
Средства индивидуализации товаров:
1. товарный знак;
2. знак обслуживания;
3. наименование места происхождения товара.
Товарный знак – обозначение, благодаря которому товары одних хозяйствующих субъектов отличаются от однородных товаров других хозяйствующих субъектов.
Знак обслуживания – обозначение, благодаря которому услуги одних юридических либо физических лиц отличаются от однородных услуг других юридических или физических лиц.
Наименование места происхождения товара – указание в названии товара того места его производства, которое позволяет отличить данный товар от других товаров.
Предмет коммерческого права
Коммерческое право — относительно новая дисциплина в системе подготовки юридических кадров, по содержанию которой, да и по названию, еще ведутся дискуссии среди ученых-правоведов. Коммерческое право можно назвать спецкурсом в гражданском праве, так как оно более глубоко изучает отдельную, специфическую область общественных отношений, регулируемых гражданским правом.
Рассматривая коммерческое право как один из разделов правоведения можно сказать, что:
- коммерческое право является подотраслью гражданского права, входит в обширную систему частного права;
- коммерческое (торговое) право является специальным правом, учитывает особые потребности и интересы торгового оборота и соотносится с гражданским правом как частное с общим;
- коммерческое право является правом коммерсантов, то есть одной из сторон в торговой сделке, регулируемой коммерческим правом, является предприниматель.
Из этого следует, что коммерческое право как подотрасль гражданского права является специальным частным правом коммерсантов.
В отношении сделок купли-продажи между лицами, которые не являются предпринимателями, применяется общее гражданское право. Торговые сделки, в которых хотя бы одной стороной является предприниматель, регламентируются коммерческим правом.
Что же является предметом коммерческого права?
Предметом коммерческого права является коммерческая, а именно торговая деятельность, один из видов предпринимательской деятельности, то есть деятельность, направленная на получение прибыли в результате торговых сделок.
По определению известного российского юриста Г.Ф. Шершеневича: «Деятельность, имеющая своей целью посредничество между производителями и потребителями при обращении экономических благ, называется торговлей. Ее задача заключается в том, чтобы доставить блага к тому месту и к тому времени, где и когда возникает спрос со стороны потребителей».
В более узком смысле под торговлей понимается покупка товаров и их перепродажа без внесения в них существенных материальных изменений, напротив, для производственной деятельности характерным является именно внесение изменений в природные объекты с целью получения конечного продукта, пригодного для удовлетворения потребностей человека.
В дореволюционной России торговое право успешно развивалось, как и во многих европейских странах. В то же время тогда не стоял вопрос о выделении торгового права из гражданского.
В настоящее время в ряде стран Торговый кодекс выделен в самостоятельный законодательный акт (Франция, Германия, США, Япония), а в ряде стран нормы торгового права включены в Гражданский кодекс (Италия, Нидерланды), но все это не принижает значения коммерческого (торгового) права как самостоятельного учебного курса.
Источники коммерческого права
Источник права – нормативный акт, содержащий правовые нормы, которые регулируют общественные отношения. В Российской Федерации принято большое количество нормативных актов, регулирующих отношения участников торгового оборота. Коммерческое законодательство представляет собой нормативные акты, которые содержат нормы различных отраслей права, регулирующих предпринимательскую деятельность.
По юридической силе источники коммерческого права подразделяются следующим образом:
1) Конституция РФ;
2) Федеральные законы;
3) подзаконные нормативно-правовые акты;
4) законы и иные акты субъектов РФ;
5) нормативные правовые акты СССР, которые продолжают действовать в той части, в которой они не противоречат современному законодательству;
6) международные договоры, действующие в РФ.
Конституция РФ является базой для любой отрасли права, определяет фундаментальные положения и основополагающие принципы коммерческого права.
Это:
1) единство экономического пространства на территории России;
2) свобода предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
4) поддержка конкуренции;
5) закрепление права частной собственности наравне с другими формами собственности;
6) свободное использование способностей на труд;
7) право граждан на судебную защиту нарушенных прав и т. д.
Гражданский кодекс РФ содержит ряд норм, универсальных как для гражданского, так и для коммерческого права. Гражданский кодекс РФ закрепляет базовые принципы коммерческих отношений.
Наряду с ГК РФ большую роль имеют акты, регулирующие деятельность транспорта в регулировании торгового оборота:
1) Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР № 12 «Об утверждении Устава автомобильного транспорта РСФСР»;
2) Воздушный кодекс РФ № 60-ФЗ (ВК РФ);
3) Кодекс торгового мореплавания РФ № 81-ФЗ (КТМРФ);
4) Кодекс внутреннего водного транспорта РФ № 24-ФЗ (КВВТ РФ);
5) Федеральный закон № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
В области коммерческого права можно привести примеры следующих федеральных законов:
1) Закон РФ «О защите прав потребителей». Он гарантирует основные права потребителей товаров и способы защиты этих прав; регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, продавцами при продаже товаров; устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей; регламентирует получение информации о товарах и об их изготовителях; определяет механизм реализации этих прав;
2) Федеральный закон «О защите конкуренции».
Им определяются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
а) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
б) недопущения, ограничения, устранения конкуренции. Целями этого закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков;
3) Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Этот закон обязывает производителей тары обеспечивать требования, которые отвечают безопасности и высокому качеству; он также обязывает производителей ряда товаров сертифицировать свою продукцию;
4) Закон РФ № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»;
5) Закон РФ № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»;
6) Закон РФ № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;
7) ряд других законов.
К подзаконным нормативным актам относятся:
1) Указы Президента РФ, дополняющие законы при наличии в них пробелов;
2) Постановления Правительства РФ, принимаемые для развития и исполнения законов;
3) государственные стандарты на продукцию, работы, услуги, строительные объекты, установленные Госстандартом и другими компетентными органами;
4) акты министерств и ведомств, направленные на исполнение законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ.
В РФ продолжают действовать нормативные акты бывшего СССР:
1) Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденная постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР № П-6;
2) Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденная постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР № П-7 и др.
Важнейшими международными документами в области коммерческого права являются:
1) Венская конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров;
2) Гаагская конвенция 1986 г. о праве, применимом к договорам международной купли-продажи;
3) иные документы.
Субъекты РФ в пределах своей компетенции могут издавать нормативные акты в сфере регулирования товарного оборота, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
Цели коммерческого права
Цели коммерческого права - правовое содействие становлению российского товарного рынка. Она свойственна именно российскому коммерческому праву и обусловлена происшедшим в стране изменением экономического строя. Теория коммерческого права призвана изучать и подготавливать научно обоснованные предложения о законодательных мерах по совершенствованию организации субъектов торгового оборота, развитию структуры и инфраструктуры товарного рынка.
Не построив рынок, не создав необходимые основные звенья рыночной системы, нечего пытаться регулировать рыночные отношения.
Формирование структуры и инфраструктуры товарного рынка, налаживание устойчивых торгово-хозяйственных связей имеют решающее значение для преодоления нынешнего затяжного кризиса, для нормального развития экономики.
От успешного решения этих задач и целей, без преувеличения, зависит будущее страны. Названные проблемы с необходимостью должны включаться в предмет науки коммерческого права и сферу регулирования торгового законодательства.
Таким образом, коммерческое право непосредственно связано с актуальными и жизненно значимыми проблемами общества.
Участники коммерческого права
Равенство участников коммерческого права вытекает из смысла ст. 1 ГК и означает, что они взаимно не подчинены и обладают равными полномочиями в отношениях торгового оборота. Это касается всех без исключения субъектов, в том числе публично-правовых образований, а также их органов, если они выступают в качестве стороны в договорах по поводу купли-продажи товаров. Не является нарушением принципа равенства правового режима для всех субъектов коммерческого права установление специальной правоспособности для государственных унитарных предприятий, поскольку таким образом, лишь учитываются особенности их правового статуса как участников коммерческих отношений (п. 1 ст. 49, п. 1 ст. 113 ГК).
Представляется, что отношения между потребителями не входят в сферу правового регулирования коммерческого права и поэтому не являются разновидностью коммерческих правоотношений. Кроме того, особым видом отношений в коммерческом праве являются отношения между участниками коммерческого оборота и государством, выполняющим регулятивные и охранительные функции в сфере правового регулирования торговли.
Взаимоотношения коммерсантов и органов государственной и муниципальной власти обоюдовыгодны:
1) для коммерсантов создаются условия для более выгодной торговли, укрепления и расширения торговых сетей, развития малого и среднего бизнеса;
2) для государственных и муниципальных образований содействие продвижению товаров позволяет в большей степени удовлетворить запросы потребителей, организовать и контролировать торговлю, вкладывать бюджетные средства в коммерческие рынки с целью их быстрого и эффективного возвращения. Кроме того, такая политика местной и государственной власти создает дополнительные рабочие места, способствует развитию здоровой конкуренции, а полученные дополнительные средства в бюджет направляются и на развитие коммерческого дела, и на социальные нужды граждан.
Однако в процессе взаимодействия коммерсантов с государственными или муниципальными структурами на почве исполнения последними контрольно-надзорных функций возникают определенные злоупотребления. В целях защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного контроля (надзора) был принят Федеральный закон N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В соответствии со ст. 3 этого Закона основными принципами защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) являются:
1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;
2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
3) открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов;
4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;
5) недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
6) недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
7) ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
8) недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;
9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю;
10) разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 ФЗ о ГРТД государственное регулирование торговли осуществляется в целях:
1) обеспечения единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;
2) развития торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;
3) обеспечения соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность и поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи;
4) обеспечения баланса экономических интересов субъектов коммерческой деятельности, а также обеспечения при этом соблюдения прав и законных интересов населения.
В коммерческой деятельности правоотношения с государственными органами исполнительной власти возникают в различных сферах деятельности:
1) при формировании конкурентной среды в целях защиты конкуренции;
2) в сфере антимонопольного законодательства;
3) в сфере государственной регистрации товаров;
4) в сфере государственного регулирования цен на товары;
5) в сфере технического регулирования товаров;
6) в системе государственных стандартов;
7) в лицензировании коммерческой деятельности;
8) в сфере государственного контроля (надзора) в торговле (ст. 16 ФЗ о ГРТД).
Правоотношения, связанные с государственным регулированием коммерческой деятельности, можно систематизировать по содержанию, на которое направлены эти отношения, и по методам воздействия на коммерческий оборот.
Содержанием правоотношений, возникающих в связи с государственным регулированием торговли, является обеспечение публичных интересов:
1) безопасности общества от возможных неблагоприятных последствий ведения предпринимательства;
2) стабильных макроэкономических процессов;
3) конкуренции;
4) защиты прав участников коммерческой деятельности;
5) защиты прав потребителей;
6) защиты жизни и здоровья граждан и т.п.
Для решения этих задач государство использует определенные методы регулирования:
1) установление требований к организации и осуществлению торговой деятельности;
2) антимонопольное регулирование в этой области;
3) информационное обеспечение в этой области;
4) государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль в области торговли (ч. 1 ст. 4 ФЗ о ГРТД).
Коммерческие нормы права
Коммерческое право - совокупность правовых норм, регулирующих коммерческое отношение и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию этого вида деятельности в обеспечении интересов государства и общества.
Источниками коммерческого права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения.
Источниками коммерческого права являются Федеральные законы, законодательные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, инструкции министерств и ведомств РФ) и обычаи делового оборота.
Нормы коммерческого права содержатся в Конституции РФ, в ряде конституционных законов, например, в Законах РФ об арбитражном суде; в федеральных законах, например, Гражданском кодексе РФ.
Возникает вопрос о разграничении гражданского и предпринимательского законодательства. Не поднимая дискуссии о месте предпринимательского права в системе права, отметим, что в связи с принятием нового Гражданского кодекса РФ предпринята попытка регулировать предпринимательские отношения путем включения их в предмет гражданского права, отсюда предмет хозяйственного (коммерческого) права вошел в предмет гражданского права.
Круг отношений, не урегулированных Гражданским кодексом, отражен в приведенном разделе о системе предпринимательского права. Особое место в этой проблеме занимают так называемые вертикальные отношения, т.е. предприниматель - орган управления. Эти отношения не регулируются гражданским правом, не регулируются комплексно и административным правом.
Таким образом, одновременный подход к предмету и источникам предпринимательского права не подходит. Нужно системно-правовое регулирование однородных хозяйственных отношений и здесь на первый план выходит проблема кодификации предпринимательского законодательства, т.е. разработка хозяйственного кодекса.
Рассматривая источники коммерческого права, нельзя обойти и еще одну проблему, а именно, об экономической роли государства. Сторонники одномерного подхода (либо гражданско-правового, либо административно-правового) регулирования хозяйственных отношений, исходя из экономической теории монетаризма и в юридической науке проводится мысль об ограничении государственного регулирования экономики (т.е. идея саморегулирования рынка).
Современная научная концепция коммерческого права в данном вопросе должна занимать следующую позицию:
1. Коммерческие отношения, как часть имущественных отношений, имеют качественное отличие и должны быть урегулированы специальным законодательством - хозяйственным кодексом, как в зарубежных странах.
2. Монетаристский взгляд на государство, как на пассивный элемент регулирования хозяйственных отношений, наносит ущерб экономической безопасности страны. Роль государства не может быть сведена к созерцанию хозяйственной деятельности (регистрация, выдача лицензий и т.д.). Нужна активная защита интересов общества и граждан, но эта деятельность должна быть закреплена законом, хозяйственным кодексом.
3. Государство должно установить правило хозяйствования субъектов, т.е. те требования, которые предъявляются к хозяйствующим субъектам. Сейчас эти требования (экологические, налоговые, бухгалтерско-отчетные, по стандартизации и т.д.) содержатся в сотнях нормативных актах. Все это должно войти в хозяйственный кодекс.
4. Система публичного законодательства (уголовное, административное и т.д.), устанавливающая ответственность за нарушение правил хозяйствования с целью защиты интересов общества и граждан.
Метод коммерческого права
Метод правового регулирования, применяемым в той или иной отрасли права – совокупность способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предметов правового регулирования.
Метод правового регулирования коммерческих отношений раскрывается в четырех основных признаках:
1) характере правового положения участников регулируемых отношений;
2) особенностях возникновения правовых связей между ними;
3) специфике разрешения возникающих конфликтов;
4) особенностях мер принудительного воздействия на правонарушителей.
Для коммерческих отношений справедливы методы правового регулирования, характерные для хозяйственных правоотношений в целом. Правовое регулирование носит характер дозволения, предписания, запрета.
Это воздействие может быть:
1) властное – правовая норма определена каким либо правовым актом и обязательна к исполнению;
2) рекомендательным – не обязательная к исполнению норма применяется субъектом коммерческой деятельности в случае эффективности ее в этом случае;
3) договорным – коммерческие отношения (права и обязанности сторон) определяются договором участников этих отношений.
Для метода правового регулирования характерна разнообразная природа взаимодействия. На коммерческие отношения влияют управляющие воздействия экономической и организационной ситуациях характер правового воздействии, его режим и природа являются комплексными.
Метод правового регулирования призван обеспечивать:
1) трансформацию правоотношений в мотивацию деятельности и в воздействия экономической, организационной, административной, политической природы в соответствии с природой факторов, на которые осуществляются эти воздействия;
2) различные режимы воздействия: властное и диспозитивное. Последнее реализуется в форме договорных или рациональных отношений, устанавливаемых самими субъектами хозяйствования в соответствии с рекомендациями правовой нормы;
3) правовой характер воздействия, выражающийся в форме дозволения, предписания, запрета, содержащихся в правовой норме.
Этим требованиям к методам правового регулирования соответствует пространственная модель воздействия на предмет регулирования (объект управления), следование которой обеспечивает разнообразие регулирующих правовых воздействий и их синтез в правовой механизм в составе комплексного механизма управления.
Разнообразие правовых воздействий создает возможность формирования альтернатив в коммерческих правоотношений.
Возможность выбора метода правового регулирования особенно привлекательна для коммерческих отношений стратегического характера, осуществляемых в условиях неопределенности внешней среды компании.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
Парень задает вопрос девушке (ей 19 лет),с которой на днях познакомился, и секса с ней у него еще не было: Скажи, а у тебя до меня был с кем-нибудь секс? Девушка ему ответила: Да, был. Первый раз – в семнадцать. Второй в восемнадцать. А третий -… После того, как девушка рассказала ему про третий раз, парень разозлился, назвал ее проституткой и ушел вне себя от гнева. Вопрос: Что ему сказала девушка насчет третьего раза? Когда он был?