Управление финансами

документы

1. Компенсации приобретателям жилья 2020 г.
2. Выплаты на детей до 3 лет с 2020 года
3. Льготы на имущество для многодетных семей в 2020 г.
4. Субсидия на коммунальные услуги
5. Социальная поддержка населения
6. Как получить накопительную пенсию по наследству
7. Социальная адресная помощь
8. Пособия и льготы малоимущим семьям
9. Пособия и льготы матерям-одиночкам

10. Как получить пособие по безработице

11. Льготы работающим пенсионерам и инвалидам


Управление финансами
Психологические тесты Интересные тесты   Недвижимость Недвижимость
папка Главная » Юристу » Подследственность

Подследственность

Подследственность

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:



1. Подследственность (Понятие подследственности)
2. Подследственность уголовных дел
3. Передача по подследственности
4. Виды подследственности
5. Постановление по подследственности
6. Территориальная подследственность
7. Материалы по подследственности
8. Преступление по подследственности
9. Сообщение по подследственности
10. Подследственность комитета
11. Направление по подследственности
12. Признаки подследственности
13. Подследственность предварительного расследования
14. Подследственность дознания

Подследственность

Правила о подследственности уголовного дела. Подследственность уголовного дела — это совокупность закрепленных в законе правил, в соответствии с которыми определяется орган, правомочный и обязанный расследовать данное дело.

Выделяют следующие виды подследственности:

а) предметную (родовую);
б) территориальную (местную);
в) персональную (личную);
г) альтернативную;
д) по связи дел.

Предметная (родовая) подследственность определяется в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления. Статья 151 УПК определяет перечень преступлений, расследование которых относится к ведению того или иного органа предварительного следствия и дознания.

Территориальная (местная) подследственность определяет компетенцию конкретных органов предварительного расследования в пределах обслуживаемой ими территории. Согласно ст. 152 УПК предварительное расследование производится по месту совершения преступления.

Если преступление было начато в одном месте, а закончено в другом, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления. В целях обеспечения полноты и объективности расследования и соблюдения процессуальных сроков предварительное расследование может проводиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

Персональная (личная) подследственность определяется в зависимости от субъекта преступления. Так, уголовные дела обо всех преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, адвокатами и иными лицами, указанными в п. «б» и «в» ч. 2 ст. 151 УПК, расследуются следователями Следственного комитета.

Для ряда преступлений, совершенных в сфере экономики, перечень которых дан в ч. 5 ст. 151 УПК, установлена альтернативная подследственность, т.е. предварительное следствие по ним может проводиться следователем того органа, который выявил данное преступление.

Подследственность по связи дел установлена ч. 6 ст. 151 УПК. В соответствии с ней расследование ряда уголовных дел (например некоторых преступлений против правосудия) осуществляется следователем того органа, к подследственности которого относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.

Познание фактических обстоятельств совершения преступления происходит в основном опосредствованным путем с помощью имеющихся в уголовном деле доказательств - аргументов с точки зрения науки, логики, действующего законодательства. Определение понятия уголовно-процессуального доказательства сформулировано в ст. 74 УПК.

Доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь и дознаватель в порядке, определенном уголовно-процессуальным законом, устанавливают наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела.

Указание законодателя на "любые сведения" позволяет сделать вывод о том, что под ними можно понимать:

1) фактические данные, факты, в том числе доказательственные (промежуточные или вспомогательные);
2) сведения о фактах (обстоятельствах), с помощью которых обеспечивается доказывание обстоятельств, подлежащих установлению по уголовному делу. Такое понимание доказательств в уголовном судопроизводстве обусловлено наличием двух путей познания реальной действительности: непосредственного и опосредствованного (или опосредованного).

Разумеется, непосредственный путь познания фактических обстоятельств совершения преступления в уголовном процессе применяется в ограниченных пределах. Тем не менее непосредственно в уголовном судопроизводстве могут быть познаны разнообразные свойства, признаки, качества, свойства и особенности вещественных доказательств, отдельных общественно опасных последствий совершенного преступления и некоторые другие обстоятельства. Очевидно, что основным путем познания в уголовном судопроизводстве выступает опосредствованный (или опосредованный) метод исследования фактических обстоятельств подготавливаемого или совершенного преступного посягательства.

В действующем уголовно-процессуальном законодательстве доказательствами являются как любые сведения, отвечающие определенным требованиям, так и средства доказывания (протоколы следственных и судебных действий, иные документы и т.д.). Такой подход мне представляется неверным, поскольку доказательствами является все-таки информация (сведения, фактические данные, факты), а средства доказывания есть лишь форма существования информации в уголовном судопроизводстве. Разумеется, между ними существует неразрывная связь, которая вряд ли подлежит отрицанию в силу правовой значимости процессуальной формы.

Поэтому при производстве, допустим, обыска искомые объекты не были обнаружены. В этом случае доказательством является не сам протокол обыска, а факт отсутствия в месте производства обыска объектов, которые стремились обнаружить следователь или дознаватель.

В ст. 74 УПК определены свойства, присущие доказательствам в виде фактических данных (сведений, информации). Относимость - свойство доказательств, заключающееся в их способности устанавливать или опровергать имеющие значение для уголовного дела фактические обстоятельства, среди которых определяющую роль играют обстоятельства, входящие в предмет доказывания.

Допустимость - свойство доказательств (фактических данных, любых сведений), заключающееся в способности информации быть использованной в этом качестве в уголовном судопроизводстве.

Понятие допустимости доказательств носит интегративный, комплексный характер и включает в себя определенные, установленные уголовно-процессуальным законом требования к:

1) собиранию доказательств из источников, указанных в ст. 74 УПК. К ним действующий процессуальный закон относит:
а) показания подозреваемого и обвиняемого;
б) показания потерпевшего и свидетеля;
в) заключение и показания эксперта;
г) заключение и показания специалиста;
д) вещественные доказательства;
е) протоколы следственных и судебных действий;
ж) иные документы;
2) собиранию доказательств надлежащими субъектами доказывания. К этим субъектам действующий закон относит только дознавателя, следователя и суд. В соответствии со ст. 86 УПК доказательства могут быть обнаружены и собраны сторонами (защитником, потерпевшим и т.д.). Однако собранные ими сведения становятся доказательствами, если представленные материалы приобщены должностными лицами к уголовному делу;
3) соблюдению порядка и формы собирания и проверки доказательств. Нарушение установленных законом уголовно-процессуальных процедур и форм собирания и проверки доказательств может повлечь за собой утрату ими свойства допустимости, так как они признаются не имеющими юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения и доказывания фактических и иных обстоятельств, перечисленных в ст. 73 УПК. В уголовно-процессуальном законе дан примерный перечень случаев, когда доказательства должны быть признаны недопустимыми.

К недопустимым доказательствам в уголовном судопроизводстве относятся:

1) показания подозреваемого, обвиняемого, данные ими в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи их отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым (которые, разумеется, уже стали подсудимыми) в суде;
2) показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности;
3) иные доказательства, полученные с нарушением требований уголовно-процессуального закона (ст. 75 УПК).

Так, Верховный Суд РФ указал на то, что доказательства считаются полученными с нарушением уголовно-процессуального закона, т.е. недоброкачественными (недопустимыми), если:

а) при их собирании и закреплении были нарушены гарантированные Конституцией РФ права человека и гражданина или установленный процессуальным законодательством порядок их собирания, закрепления и проверки;
б) собирание и закрепление доказательств осуществлено ненадлежащим лицом или органом либо в результате действий, не предусмотренных уголовно-процессуальными нормами, и т.п.

Таким образом, допустимость доказательств в уголовном процессе можно определить как соответствие их формы и содержания требованиям уголовно-процессуального закона, как их процессуальную доброкачественность.

Подследственность уголовных дел

Подследственность – это термин, который встречается не только в ст. 151УПК РФ, но и в ст. 152 УПК РФ, и иных.

Подследственность рассматривается в 2 аспектах:

1. совокупность признаков преступления, которая обусловливает расследование его соответствующим органом предварительного расследования;
2. компетенция органов предварительного следствия и дознания, следователей различных ведомств, органов дознания и дознавателей по расследованию преступлений.

Под подследственностью подразумевается, прежде всего, совокупность признаков преступления, которая обусловливает расследование его соответствующим органом предварительного расследования.

Подследственность определяется:

• по категории преступлений и их виду (предметный, родовой признак);
• по месту его совершения (территориальный, местный признак);
• по субъекту преступления (персональный признак).

Предметный (родовой) признак выражается в квалификации преступления. Он дает возможность определить:

• нужно ли проводить в данном, конкретном случае предварительное расследование;
• если нужно, то в какой форме; если в форме предварительного следствия, то следователем какого ведомства; если в форме дознания, то какому из органов дознания, дознавателей какого органа дознания.

Подследственность обозначает также компетенцию органов предварительного следствия и дознания, следователей различных ведомств, органов дознания и дознавателей по расследованию преступлений. Ею устанавливается, какой из органов предварительного следствия и органов дознания расследует то или иное преступление, кто в силу закона, какой орган предварительного расследования уполномочен расследовать то или иное преступление. Подследственность уголовных дел регулируется ст. 151 УПК РФ.

Передача по подследственности

Несмотря на то, что определение подследственности уголовных дел является одним из общих условий предварительного расследования, знание его положений необходимо уже в стадии возбуждения уголовного дела. Дело в том, что правила, устанавливающие, должностные лица какого именно правоохранительного органа, и его службы, подразделения, должны расследовать уголовные дела конкретного вида преступления, не менее актуальны и для данной стадии.

Для наиболее эффективной деятельности по полученному сообщению и дальнейшему производству по уголовному делу (в случае принятия решения о его возбуждении), крайне важно, чтобы с самого начала работу по ним осуществлял тот орган, который будет впоследствии расследовать данное уголовное дело.

При приеме сообщения о преступлении крайне сложно учесть все обстоятельства определяющие подследственность, а то и невозможно, принимая в расчет: скудность первоначальной информации, а также вероятность изменения формы, в которой должно быть расследовано уголовное дело, либо подследственности при соединении уголовных дел. Однако стремиться к максимально точному определению подследственности и формы предварительного расследования на начальном этапе производства все же необходимо.

Статья 151 УПК РФ определяет, к компетенции какого именно правоохранительного органа (СК прокуратуры, ОВД, ФСБ, ФСКН и др.) относится расследование преступления в зависимости от его квалификации.

Должностное лицо, принявшее сообщение о преступлении, расследование которого отнесено к компетенции другого правоохранительного органа, должно принять меры по пресечению преступления, обеспечению сохранности следов и направлению сообщения по подследственности. Если же об обстоятельствах, свидетельствующих о подследственности другому государственному органу, станет известно уже в ходе проведения предварительной проверки, должностное лицо, производившее проверку, направляет материалы проверки по подследственности.

Если расследование преступления отнесено к компетенции ОВД, необходимо определить в какой форме должно расследоваться данное преступление: в форме предварительного следствия либо дознания.

Данное условие позволяет избежать передачи сообщения, а также материалов предварительной проверки другому лицу. Ведь любая передача материалов для дальнейшего производства по ним другому лицу влечет за собой лишнюю трату времени, а подчас и проведение дополнительных процессуальных действий Фондовая лекция ТЮИ МВД РФ по дисциплине уголовный процесс.

То, в какой форме должно быть расследовано уголовное дело, в зависимости от части и статьи уголовного кодекса, устанавливающих уголовную наказуемость конкретного общественного опасного деяния, закреплено в пункте 1 части 3 статьи 150 УПК РФ.

Согласно данной статье, в форме дознания предварительное расследование должно осуществляться по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 112, 115, 116, 117 частью первой, 118, 119, 121, 122 частями первой и второй, 123 частью первой, 125, 127 частью первой, 129, 130, 150 частью первой, 151 частью первой, 153-157, 158 частью первой, 159 частью первой, 160 частью первой, 161 частью первой, 163 частью первой, 165 частями первой и второй, 166 частью первой, 167 частью первой, 168, 170, 171 частью первой, 171.1 частью первой, 175 частями первой и второй, 177, 180 частями первой и второй, 181 частью первой, 188 частью первой, 194, 203, 207, 213 частью первой, 214, 218, 219 частью первой, 220 частью первой, 221 частью первой, 222 частями первой и четвертой, 223 частями первой и четвертой, 224, 228 частью первой, 228.2, 230 частью первой, 231 частью первой, 232 частью первой, 233, 234 частями первой и четвертой, 240 частью первой, 241 частью первой, 242, 243-245, 250 частью первой, 251 частью первой, 252 частью первой, 253, 254 частью первой, 256 - 258, 260 частью первой, 261 частью первой, 262, 266 частью первой, 268 частью первой, 294 частью первой, 297, 311 частью первой, 312, 313 частью первой, 314, 315, 319, 322 частью первой, 322.1 частью первой, 323 частью первой, 324-326, 327 частями первой и третьей, 327.1 частью первой, 329 и 330 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации.

Допускается возможность указания прокурора о проведении предварительного расследования в форме дознания и по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, не указанных в пункте 1 части 3 статьи 150 УПК РФ. Однако предугадать возможность такого указания, при приеме сообщения о преступлении маловероятно.

Согласно п. 14.3. Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного полиции, утвержденной приказом МВД России № 900 (в ред. Приказа МВД РФ № 300) в случае невозможности прибытия на место происшествия следственно-оперативной группы или сотрудников подразделений криминальной полиции участковый уполномоченный самостоятельно проводит предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и иных обстоятельств, имеющих значение для раскрытия и расследования преступления Проведение органами дознания неотложных следственных действий в порядке ст. 157 УПК РФ.

Виды подследственности

Компетенция различных органов следствия разграничивается на основе правил о подследственности - совокупности установленных законом признаков уголовного дела, в соответствии с которыми производство следствия относится к ведению определенного следователя (ст. 151 УПК).

Выделяются следующие юридические признаки уголовного дела, на основе которых определяется его подследственность:

1. предметный (родовой);
2. территориальный (местный);
3. персональный (личный);
4. альтернативный (смешанный);
5. по связи уголовных дел.

Предметный (родовой) признак подследственности определяется характером совершенного преступления, его квалификацией, в зависимости от чего разграничивается компетенция между следователями различных следственных органов: прокуратуры, внутренних дел, Федеральной службы безопасности и т.д. (ст. 151 УПК).

Разделение по территориальному (местному) признаку позволяет разграничить подследственность между одноименными органами дознания и предварительного следствия в зависимости от той территории, на которую распространяется их юрисдикция, т.е. подследственность определяется местом (районом) совершения преступления (ст. 152 УПК).

Персональный (личный) признак определяет подследственность уголовного дела на основе определенных особенностей субъекта преступления. Например, следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ осуществляется предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, совершенных депутатами, судьями.

Альтернативный, или смешанный, признак подследственности предполагает возможность расследования ряда преступлений тем или иным следователем в зависимости от того, кем данное преступление выявлено. Альтернативный признак подследственности используется при определении подследственности по уголовным делам о мошенничестве, присвоении или растрате чужого имущества и ряде других преступлений, перечисленных в ч. 5 ст. 151 УПК.

Разновидностью альтернативной подследственности можно считать отнесение уголовно-процессуальным законом уголовных дел об одних и тех же преступлениях к подследственности следователей разных ведомств. В частности, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 208—210 УК (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, бандитизм, организация преступного сообщества), указаны одновременно в перечнях уголовных дел, подлежащих расследованию и следователями следственного комитета при прокуратуре РФ, и следователями органов внутренних дел (п. 1, 3 ч. 2 ст. 151 УПК). В подобных случаях подследственность уголовного дела конкретному следователю окончательно определяется прокурором.

По признаку связи с преступлениями, расследуемыми следователями той или иной ведомственной принадлежности, определяется подследственность уголовных дел о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления, злоупотреблении должностными полномочиями, получении взятки и иных подобных преступлениях. Предварительное следствие по указанным уголовным делам производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело (ч. 6 ст. 151 УПК).

Постановление по подследственности

В тех случаях, когда при наличии соответствующих поводов и оснований уголовное дело не может быть возбуждено дознавателем, следователем либо органом дознания в связи с неподследственностью данного уголовного дела, соответствующий дознаватель, следователь либо орган дознания принимает процессуальное решение посредством вынесения постановления о передаче сообщения о преступлении по подследственности. Кроме того, по делам частного обвинения при наличии установленного лица принимается процессуальное решение о передаче сообщения в суд. Данное процессуальное решение также реализуется посредством вынесения соответствующего постановления. Во всех случаях, связанных с принятием процессуального решения о передаче сообщения по подследственности, а по делам частного обвинения — в суд, орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять как организационные, так и процессуальные меры по сохранности следов преступления. Как уже отмечалось, процессуальное решение о передаче сообщения по подследственности, а по делам частного обвинения — в суд, реализуется посредством вынесения соответствующего постановления.

Данное постановление по своей структуре состоит из: вводной части, описательной части и резолютивной части.

Во вводной части постановления указываются дата, место его вынесения, кем оно вынесено, а также повод и основание для возбуждения уголовного дела.

В описательной части постановления — фактические данные, свидетельствующие о том, что преступление действительно было совершено, статья (ее пункт, часть) УК РФ, предусматривающая состав преступления, на основании которой возбуждено уголовное дело. Далее описываются процессуальные основания, свидетельствующие о том, что данное преступление относится к компетенции другого органа предварительного расследования. В случае если сообщение передается в суд, то делается ссылка на нормы УПК РФ (как правило, на ч. 1 ст. 318 УПК РФ), свидетельствующие об основании передачи сообщений в суд. В постановлении, в начале описательной части, если это необходимо, излагаются фактические обстоятельства дела в таком объеме, который необходим для уяснения существа разрешаемого вопроса. Заканчивается описательная часть данного постановления указанием статьи (ей) УПК РФ, на основании которой (ых) принимается данное процессуальное решение.

В резолютивной части постановления излагается процессуальное решение о передаче сообщения по подследственности либо в суд. При этом указывается конкретный орган предварительного расследования. Кроме того, о принятом процессуальном решении (в резолютивной части постановления) должна быть ссылка на уведомление заявителей либо заинтересованных лиц, а также порядок обжалования данного постановления. Об этом делается отметка на самом постановлении или направляется специальное уведомление. Постановление подписывается соответствующим руководителем следственного органа, следователем, дознавателем, начальником подразделения органа дознания и т.д., т.е. лицом, его составившим.

Территориальная подследственность

По общему правилу уголовные дела расследуются следственными органами по месту совершения преступления (ст.152 УПК РФ). Это правило распространяется на следствие так и дознание. В связи с наличием этого правила имеется немало случаев, когда оперативные сотрудники переносили обнаруженные криминальные трупы с места его обнаружения на другое место, относящее к территории соседнего отдела МВД.

Если преступление является длящимся или продолжаемым, то есть началось в одном месте, а закончилось в другом, то расследование должно производится по месту окончания преступления.

Из названного общего правила предусмотрено исключение. В ч.4 ст.152 УПК РФ предусмотрена возможность в случаях расследования уголовного дела не по месту его совершения, а по месту нахождения обвиняемого, большинства свидетелей и потерпевших. Такое возможно в случаях, когда преступление совершено вне пределов России или потерпевший проживает за пределами России.

Решение о передачи уголовного дела в таких случаях принимается руководителем следственного органа, а по уголовным делам расследуемым дознавателем-прокурор.

По делам особой важности руководитель следственного органа своим мотивированным постановлением может передать уголовное дело для производства предварительного расследования, в вышестоящий следственный орган уведомив об этом прокурора в письменной форме.

Доказательства собранные ненадлежащим должностным лицом являются недопустимыми. Отсюда доказательства полученные следователем (дознавателем) с нарушением правил о подследственности не могут быть положены в основу приговора суда. Если нарушение правил подследственности уголовных дел было выявлено на поздних стадиях уголовного процесса, это обстоятельство может повлечь прекращение уголовного дела, например в связи с уничтожением вещественных доказательств по уголовным делам о незаконном обороте наркотиков.

Анализ УПК РФ говорит о возможности проведения неотложных следственных действий (ПНСД) как при изменении формы предварительного расследования (смешанная форма расследования), так и при производстве расследования в одной форме (дознании или предварительном следствии).

При производстве смешанной формы расследования в сочетании дознание-следствие возможны следующие варианты:

а) при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, неотложные следственные действия проводятся органом дознания после возбуждения уголовного дела. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет дело руководителю следственного органа для решения вопроса о подсудности (части 1, 3 ст. 157 УПК РФ);
б) дознаватель, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего передает дело прокурору для направления по подследственности следователю.

ПНСД при сохранении формы предварительного расследование можно проиллюстрировать на следующем примере. Предварительное расследование начал проводить следователь органов внутренних дел РФ, и в результате выяснилось, что лицо, в отношении которого осуществляется следствие, относится к особой категории лиц, указанных в ст. 447 УПК РФ. В этом случае следователь органов внутренних дел проводит неотложные следственные действия и передает уголовное дело руководителю следственного органа. По установленным ст. 151 УПК РФ правилам подследственности руководитель следственного органа передает такое уголовное дело следователю Следственного комитета РФ для производства дальнейшего следствия.

При производстве смешанной формы расследования в сочетании дознание-следствие следователь, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит НСД, после чего передает уголовное дело руководителю следственного органа для направления по подследственности дознавателю.

Материалы по подследственности

Мы уже знаем, что есть еще три состава преступлений, связанных с пожарами: ст. 167 ч. 2 (поджог), 219 ч. 2, 3 (НППБ, повлекшие смерть человека или двух и более лиц), ст. 261 ч. 3, 4 (уничтожение или повреждение лесов путем поджога, уничтожение или повреждение лесов путем поджога, если это повлекло причинение крупного материального ущерба), которые не перечисляются в ч. 3 ст. 150 УПК Российской Федерации. Предварительное следствие по ним обязательно и оно проводится следователями органов внутренних дел. Об этом говорит часть 2. 3 ст. 151 УПК Российской Федерации. В статье 151 УПК Российской Федерации и дается подследственность, т. е., в ней расписано, следователи каких следственных органов проводят предварительное следствие по тем или иным делам.

Согласно ст. 151 УПК Российской Федерации предварительное следствие проводится:

• следователями Следственного комитета РФ,
• следователями федеральной службы безопасности,
• следователями органов внутренних дел,
• следователями Госнаркоконтроля.

Правильная организация производства предварительного следствия в значительной степени обеспечивается строгим соблюдением правил о подследственности, установленных уголовно-процессуальным законом.

Под подследственностью понимается совокупность признаков уголовного дела, в зависимости от которых закон относит его к компетенции того или иного органа предварительного расследования.

Виды подследственности:

- территориальная (местная) ст. 152 УПК РФ (следствие проводится: 1- по месту совершения деяния; либо 2 – по месту окончания деяния; 3 – по решению прокурора по месту совершения большинства или наиболее тяжкого деяния; 4 – по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей;
- предметная (родовая) ст. 151 УПК РФ (определяется категорией (родом, видом) преступления и разграничивает компетенцию органов расследования различных ведомств.

Обязательность предварительного следствия и подследственность определены в ст. 151 УПК РФ.

Таким образом: возбудив уголовное дело по признакам, предусмотренным соответствующей статьёй уголовного кодекса РФ, например, по ст. 167 ч. 2 УК РФ в части 2.3 ст. 151 УПК РФ находим, что производство предварительного следствия по этой категории дел обязательно, и проводится следователями органов внутренних дел. Дознаватель ГПН, после возбуждения уголовного дела, выполнит необходимые неотложные следственные действия для установления и закрепления обстоятельств по делу (ст. 157 УПК РФ) и с сопроводительным письмом передаёт материалы уголовного дела прокурору. При этом следует иметь в виду, что если на месте пожара сразу был следователь ОВД, он имеет право в любой момент приступить к производству предварительного следствия. В этом случае все наработанные проверочные материалы передаются дознавателем следователю, который вынесет Постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству и дальнейшее участие дознавателя в расследовании этого дела ограничивается письменными указаниями и поручениями следователя, в производстве которого будет находиться это уголовное дело.

Рассмотренный пример аналогичен в отношении действий дознавателя, если деяние квалифицировано по ст. 219 ч. 2 ,3, 261 ч. 3, 4 УК Российской Федерации.

Если в ходе проверки установлены обстоятельства, принятие решений по которым не входит в компетенцию ГПН, то дознаватель передает материалы проверки по подследственности. Такие материалы направляются с сопроводительным письмом, копия которого подшивается в Накопительное дело.

Таким образом, мы рассмотрели с вами вопросы, связанные с особенностями квалификации преступлений, связанных с пожарами, обстоятельства, влияющие на квалификацию и сам порядок возбуждения уголовного дела. Деятельность дознавателя по расследованию уголовного будут рассматриваться в следующих лекциях.

Преступление по подследственности

Если орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель следственного органа, получившие сообщение о преступлении, не наделены компетенцией принятия по нему решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела, они принимают решение о передаче сообщения по подследственности или в суд.

Как было отмечено выше, по общему правилу, решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела принимает орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель того следственного органа, который компетентен расследовать уголовное дело о таком преступлении в соответствии с правилами о подследственности, установленными ст. 151 УПК РФ, и лишь орган дознания вправе возбудить уголовное дело о преступлении, по которому обязательно предварительное следствие (т.е. которое ему не подследственно), и провести по нему неотложные следственные действия. Перечисленные участники уголовного процесса не полномочны возбуждать уголовные дела, а равно отказывать в возбуждении уголовных дел, производство по которым выходит за рамки их компетенции, например по территориальному признаку или в виду неподведомственности по предметному признаку.

Таким образом, основанием для принятия решения о направлении сообщения о преступлении по подследственности служит некомпетентность органа государства или должностного лица, к которым поступило сообщение о преступлении, возбудить уголовное дело или отказать в возбуждении уголовного дела поэтому сообщению.

Решение о передаче сообщения в суд принимается, если речь в нем идет о преступлении, уголовное преследование по которому осуществляется в порядке частного обвинения.

По общему правилу уголовные дела частного обвинения возбуждаются путем подачи заявления потерпевшим или его законным представителем в суд (ч. 1, 6 ст. 318 УПК РФ). Поэтому подача сообщения, например, в орган внутренних дел Российской Федерации или в другой правоохранительный орган влечет за собой направление его в суд.

Решение о передаче сообщения по подследственности или в суд оформляется постановлением. Оно должно быть принято в тот же срок, что и решения о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела. В законе не говорится, с какого момента необходимо исчислять срок принятия решения по сообщению, переданному по подследственности или в суд, — с момента первоначального его поступления или с момента поступления его в соответствующий орган по подследственности либо в суд. Из смысла ст. 144 УПК РФ вытекает, что решение по поступившему сообщению о преступлении должно быть принято в установленные законом сроки с момента поступления сообщения к дознавателю, органу дознания, следователю, полномочным принимать решения о возбуждении уголовного дела и об отказе в возбуждении уголовного дела. Таким образом, в случае передачи сообщения о преступлении по подследственности срок его рассмотрения должен исчисляться со времени поступления в тот орган государства или к тому должностному лицу, которые правомочны принимать по нему решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела.

В целях контроля за полнотой и своевременностью рассмотрения сообщений о преступлениях в органах внутренних дел Административный регламент устанавливает порядок, согласно которому при передаче в иной территориальный орган МВД России материалы направляются с приложением талона-уведомления о передаче в иной территориальный орган по территориальности, о чем делается соответствующая отметка в КУСП с указанием даты и исходящего номера сопроводительного письма. Заполненный корешок талона-уведомления остается в дежурной части.

Учитывая, что решение о передаче сообщения по подследственности или в суд носит промежуточный характер, результатом деятельности на стадии возбуждения уголовного дела, в конечном счете, должно стать решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела.

Сообщение по подследственности

Решение о направлении сообщения о преступлении по подследственности принимается в случае, если будет установлено, что оно содержит информацию о преступлении, отнесенном к территориальной подследственности другого ОВД или вообще не относится к подследственности ОВД в соответствии со ст. 151 УПК РФ.

Сроки проверки сообщений о преступлениях исчисляются со дня поступления первого сообщения об указанном преступлении (за исключением сообщений о преступлениях, переданных с учетом территориальности в другой орган по подследственности, срок проверки которых определяется со дня их поступления по подследственности), а для сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, полученных из иных источников, — со дня регистрации рапорта об обнаружении признаков преступления, если этот рапорт не был направлен с учетом территориальности в другой орган по подследственности.

Передача в иной территориальный орган МВД России по территориальности сообщений о преступлениях осуществляется с приложением талона-уведомления о передаче, о чем делается соответствующая отметка в КУСП с указанием даты и исходящего номера сопроводительного письма. Заполненный корешок талона-уведомления о передаче остается в дежурной части.

В талоне-уведомлении о передаче указываются: номер направляемого сообщения по КУСП, наименование территориального органа МВД России, направившего сообщение, наименование территориального органа МВД России, принявшего сообщение, и данные о его руководителе, подпись, номер КУСП по новому месту регистрации, данные о сотруднике, поставившем сообщение на учет, дата и исходящий номер сопроводительного письма, адрес для возврата заполненного талона-уведомления.

В корешке талона-уведомления о передаче указываются: номер направляемого сообщения по КУСП, наименование территориального органа МВД России, направившего сообщение, и данные о его руководителе, подпись, наименование территориального органа МВД России, которому направлено сообщение, дата и исходящий номер сопроводительного письма.

Талон-уведомление о передаче подлежит возвращению территориальному органу МВД России — отправителю, после чего подшивается в дело подразделения делопроизводства с указанием номера ранее направленного материала по журналу исходящей корреспонденции.

Решение о направлении сообщения о преступлении по подсудности (мировому судье) принимается, когда данные сообщения содержат информацию о признаках преступлений, уголовные дела о которых отнесены к категории дел частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК РФ), за исключением случаев, специально оговоренных в правовых актах.

На практике реализация данного вида решения часто сопряжена с юридическими трудностями. Дело в том, что, как уже отмечалось, мировой судья не вправе принимать к производству заявления по делам частного обвинения, если их структура и содержание не соответствуют ст. 318 УПК РФ хотя бы по одному пункту. Однако это нередко происходит. Так, п. 1 ч. 5 ст. 318 УПК РФ устанавливает, что такое заявление должно содержать наименование суда, в который оно подается. Однако многие граждане, обращающиеся в полицию с заявлениями о преступлениях, уголовные дела о которых в соответствии со ст. 20 УПК РФ отнесены к категории дел частного обвинения, не обладают соответствующими юридическими знаниями, и их заявления адресованы не мировому судье соответствующего судебного участка, а начальнику территориального ОМВД России.

В итоге возникает тупиковая с юридической точки зрения ситуация: орган внутренних дел обязан принять, зарегистрировать, но затем снять с учета и направить заявление по делу частного обвинения по подсудности мировому судье, так как отказ в приеме любого заявления недопустим, но производство предварительной проверки по такому заявлению и возбуждение такого уголовного дела (по общему правилу) выходят за рамки компетенции полиции.

Мировой судья, получив заявление, адресованное начальнику ОМВД, не вправе принимать его к своему производству, так как оно не соответствует установленным требованиям.

В условиях необходимости принятия процессуального решения при наличии законодательного пробела (ситуация, к сожалению, нередкая в российской правовой действительности) практикой выработаны несколько вариантов поведения, ни один из которых не является полностью неоспоримым.

Анализ данных КУСП территориальных ОМВД России показывает, что наиболее распространенной является ситуация, при которой при поступлении в территориальный ОВД заявления по делу частного обвинения, не соответствующего требованиям ст. 318 УПК РФ, по нему выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела с одновременным разъяснением заявителю юридических требований к данному документу, соблюдение которых позволит мировому судье принять заявление к производству. После этого потерпевший (его законный представитель) пересоставляет заявление и обращается по территориальной подсудности уже непосредственно к мировому судье.

Передача сообщения о преступлении как по подследственности, так и по подсудности допускается только после регистрации в КУСП. При этом орган дознания, дознаватель, принявшие сообщение о преступлении, обязаны принять необходимые меры по предотвращению или пресечению преступления и по сохранению следов преступления.

О передаче сообщения по подследственности (подсудности) уведомляется заявитель, которому также разъясняются право обжалования данного решения и порядок обжалования.

Подследственность комитета

Предварительное следствие следователями Следственного комитета Российской Федерации производится в соответствии с подследственностью, установленной частью 2 статьи 151 УПК РФ, по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями Уголовного кодекса Российской Федерации:

- о преступлениях против жизни и здоровья - это убийства и все случаи неестественного наступления смерти (ст.ст.105-110, ч. 4 ст.111 УК РФ), ст. 120 УК РФ (принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации);
- о преступлениях против свободы, чести и достоинства личности (ст.126 УК РФ похищение человека, ст.127 УК РФ часть 2 и 3 - незаконное лишение свободы, совершенное при отягчающих обстоятельствах; торговля людьми и использование рабского труда ст. 127.1 - 127.2 УК РФ; незаконное помещение в психиатрический стационар ст.128 УК РФ);
- о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности (изнасилования, иные действия сексуального характера ст. ст. 131-135 УК РФ);
- о преступлениях против конституционных прав граждан (ст. 136- 149 УК РФ);
- о преступлениях в сфере экономической деятельности (ст.170.1 УК РФ, ст. 171.2 УК РФ; злоупотребление ст. 185-185.6 УК РФ; уклонение от уплаты налогов и сборов ст.ст.198-199.2 УК РФ);
- о преступлениях против общественной безопасности и общественного порядка (терроризм ст.ст.205-205.2 УК РФ, 205.3-205.5. ст.ст.208-212.1 УК РФ, ст.ст.215, 215.1, 216-217.2 УК РФ, ст. 227 УК РФ);
- о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности (ст.ст.235.1, 237-239, 240.1, 242.1, 242.2 УК РФ);
- об экологических преступлениях (ст. ст. 246-249, ч.2 и 3 ст.250 УК РФ, ч.2 и 3 ст. 251-252 УК РФ, ч.2 и 3 ст.254, ст.255, ч.2 и 3 ст.258.1 УК РФ);
- о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. ст. 263-263.1 УК РФ, ст. ст. 269-271, 271.1 УК РФ);
- о преступлениях против конституционного строя (ст. 279 УК РФ, ст.ст.282-282.3, 284.1 УК РФ);
- о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - коррупционные преступления (ст.ст.285-291.1, 292-293, ч.2 и 3 ст.294, 295, 296, 298.1-305 УК РФ);
- о преступлениях против порядка управления, применение насилия в отношении представителя власти (ст. ст. 317, 318, 320, 321, 327.2, ст.328, 330.1, 330.2 УК РФ);
- о преступлениях против военной службы, мира и безопасности человечества (ст.ст.332-354.1, 356-361 УК РФ);
- а также предварительное следствие по уголовным делам:
- о всех тяжких и особо тяжких преступлениях (ч. 4 и ч. 5 ст. 15 УК РФ), совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних;
- о преступлениях, совершенных:
• членом Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутатами всех уровней, членом выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;
• судьями, присяжным или арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия;
• Председателем Счетной палаты Российской Федерации, его заместителем и аудитором Счетной палаты;
• Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации;
• Президентом Российской Федерации, прекратившим исполнение своих полномочий, а также кандидатом в Президенты Российской Федерации;
• прокурором;
• Председателем Следственного комитета Российской Федерации;
• руководителем следственного органа;
• следователем;
• адвокатом;
• членом избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;
• зарегистрированным кандидатом в депутаты Государственной Думы, зарегистрированным кандидатом в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных выше лиц в связи с их профессиональной деятельностью;
- должностными лицами:
• Следственного комитета Российской Федерации;
• органов федеральной службы безопасности;
• Службы внешней разведки Российской Федерации;
• Федеральной службы охраны Российской Федерации;
• органов внутренних дел;
• учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
• таможенных органов Российской Федерации;
• военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы;
• лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации;
• других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Направление по подследственности

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК орган дознания, дознаватель могут принять решение о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК, а по уголовным делам частного обвинения (ч. 1 ст. 115, ч. 1 ст. 116, ч. 1 ст. 129, ст. 130 УК РФ) — в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК.

В соответствии с законом заявление потерпевшего по уголовным делам частного обвинения рассматривается судьей в порядке, предусмотренном ст. 318 УПК. Однако законодатель предусмотрел исключения. Так, согласно ч. 3 ст. 318 УПК уголовное дело частного обвинения может быть возбуждено дознавателем с согласия прокурора в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК. Имеются в виду ситуации, когда отсутствует заявление потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое ввиду зависимого или беспомощного состояния не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором неизвестны.

В случае принятия решения о передаче сообщения по подследственности орган дознания, дознаватель принимают меры по сохранению следов преступления. Среди таковых могут быть меры, обеспечивающие физическое сохранение следов (ограждение, кино-, фотосъемка, видеозапись и т.п.), так и процессуально-документальные меры сохранения следов преступления. К числу последних относятся, прежде всего, осмотр места происшествия, осмотр трупа и освидетельствование, производство которых в случаях, не терпящих отлагательства, допускается до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 176 УПК), а также иные допустимые в стадии возбуждения уголовного дела процессуальные средства сохранения следов преступления: протоколирование сообщений о преступлениях (ст. 141, 142 УПК); направление требований, поручений и запросов (ст. 21 УПК); истребование документов и материалов (ч. 2 ст. 144 УПК РФ), принятие предметов и документов, представленных потерпевшим, его адвокатом и другими лицами (ст. 86 УПК). В целях сохранения следов преступления орган дознания и дознаватель могут использовать имеющиеся в их распоряжении средства административной и оперативной проверки.

Решение о передаче сообщения о преступлении по подследственности или в суд должно оформляться мотивированным постановлением.

Вводная и описательная части составляются по тем же правилам, что и соответствующие части у иных постановлений, выносимых на данной стадии.

Резолютивная часть включает в себя штамп органа дознания, вынесшего постановление, где указываются дата принятия данного решения и исходящий номер документа. В правом верхнем углу излагаются сведения о лице, которому направляется извещение (фамилия, имя, отчество, адрес его места жительства или нахождения). Далее приводится норма уголовно-процессуального закона, которым руководствуется должностное лицо, принимающее решение о направлении сообщения по подследственности или в суд (ст. 145 УПК); указывается орган предварительного следствия, дознания или суд, в который направляется сообщение. Кроме того, заинтересованному лицу разъясняется его право на обжалование данного решения в порядке, установленном ст. 123—125 УПК. Постановление подписывается вынесшим его должностным лицом. Первый экземпляр постановления вместе с сообщением о преступлении (а также с иными документами, в том числе об обнаружении и изъятии следов преступления и иных доказательств) в течение суток должен быть направлен в соответствующий орган по подследственности или подсудности, второй экземпляр — заявителю, а третий экземпляр с копией сообщения приобщен в номенклатурное дело органа, направившего названные документы.

Передача сообщения по подследственности является промежуточным решением. По закону орган расследования, получивший такое сообщение, обязан принять по нему конкретное решение — о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом. С целью исключения случаев укрытия преступлений от учета путем направления их по подследственности в органах внутренних дел введен порядок, согласно которому сообщения о преступлениях, направленные по подследственности, подлежат повторной регистрации в органе внутренних дел, получившем их, со снятием с учета в органе, их направившем.

Признаки подследственности

Существуют различные признаки подследственности, и часть учёных даёт классификацию видов подследственности в зависимости от её признаков. Однако представляется наиболее правильной позиция Р.Л. Мифтахова по данному вопросу, который считает, что использование термина «вид» не совсем правильно, так как при определении подследственности учитываются все признаки, а не один из них, поэтому выделять вид подследственности на основе только одного признака не совсем убедительно. Каждое уголовное дело характеризуется признаками, совокупность которых позволяет определить конкретный орган, который должен осуществлять по нему предварительное расследование.

Можно согласиться с мнением Р.Л. Мифтахова о том, что каждое уголовное дело характеризуется тремя основными признаками: предметным (родовым), персональным (специальным) и территориальным (местным). Совокупность данных признаков влияет на содержание подследственности.

Как известно, каждое преступление характеризуется определенными признаками: противоправность, общественная опасность, виновность, уголовная наказуемость. В зависимости от конкретного признака, например от общественной опасности, законодатель относит тот или иной состав преступления к подследственности того или иного органа расследования. Когда разграничение проводится по признаку общественной опасности, налицо предметный признак подследственности. Если же имеется признак субъекта преступления, можно говорить о персональном признаке подследственности.

Большинство исследователей выделяют четыре признака, определяющих подследственность уголовных дел.

Так, А.И. Сергеев выделяет в качестве таких признаков:

- предметный (родовой);
- персональный (личный);
- территориальный (местный);
- альтернативный (по связи дел).

Действующий уголовно-процессуальный закон дает основания для выделения следующих признаков подследственности:

- предметный (родовой);
- альтернативный (смешанный);
- персональный и территориальный.

Не вызывает сомнения, что несмотря на некоторые терминологические расхождения, касающиеся названий, речь фактически идет о тех же признаках.

Представляется, что указанные признаки подследственности являются основными и требуют специального более подробного рассмотрения.

По общему правилу, основным признаком подследственности является предметный, учитывающий общественную опасность преступлений. Не случайно в основу разграничения подследственности преступлений между дознанием и предварительным следствием законодателем положена общественная опасность деяния (ст. 15 УК РФ), согласно которой выделяются преступления небольшой и средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления. Этот признак подследственности определяется согласно норме уголовного права, являющейся юридической оценкой факта.

Содержание признака предметной подследственности характеризуется наличием двух элементов:

а) видом совершённого преступления;
б) юридическими свойствами деяния.

При помощи предметного признака подследственности проводится разграничение подследственности уголовных дел между органами дознания и предварительного следствия; между органами дознания различных правоохранительных органов, а также между различными органами предварительного следствия.

Следователь или дознаватель должны установить, содержит ли деяние в уголовном деле признаки уголовно-наказуемого действия, подлежащего расследованию определенным органом расследования. Эти признаки устанавливаются с позиций уголовного права, нормами которого определяется ответственность за те или иные действия, квалифицируемые как преступление. Рассматривая содержание данного признака подследственности, важно обратить внимание на то, что он наиболее изменчив, так как в момент возбуждения уголовного дела может усматривается одна квалификация содеянного, а на этапе предъявления обвинения - другая; и окончанию расследования по делу может усматриваться уже третья квалификация. Если изменение квалификации не влияет на определение подследственности, то дело расследуется последовательно одним и тем же лицом, если возникают вопросы об изменении квалификации, влияющей на подследственность, то обязательно быть должен решаем вопрос о передаче уголовного дела из одного органа расследования в другой.

Следующий признак подследственности уголовных дел - это территориальный или «местный» признак. Назначением данного признака подследственности является определение органа предварительного расследования, наделенного определенными правами и процессуальными возможностями, обязанного осуществить производство по конкретному уголовному делу. Основным фактором, позволяющим определить подследственность уголовного дела по территориальному признаку, является место совершения преступления, под которым понимается то место, где совершены и окончены все преступные действия, независимо от того, в каком месте наступили общественно опасные последствия. В качестве дополнительного признака территориальной подследственности выступает место обнаружения преступления.

Границами района обслуживания для районного или городского правоохранительного органа (без районного деления) являются границы муниципальной территории. Территорию можно рассматривать в узком и широком смысле. Если речь идет о расследовании дела районным или городским правоохранительным органом, то в этом случае территория рассматривается в узком смысле. Если речь идет о расследовании дела следственной частью правоохранительного органа субъекта Российской Федерации, то речь идет о территории в широком смысле. В указанном случае границами территории, обслуживаемой правоохранительным органом субъекта Российской Федерации, будут выступать территориальные границы данной области, края, республики, автономной области и т.д.

Важно также заметить, что при определении места расследования уголовного дела, в котором соединены несколько дел о преступлениях, совершенных на территориях разных регионов, необходимо учитывать не только количество уголовных дел, совершенных на территории одного района, но и количество потерпевших по каждому преступлению, а также количество лиц, принимавших участие при совершении каждого из общественно опасных деяний.

Говоря о персональном или специальном признаке подследственности, важно обратить внимание на то, что не всякий специальный субъект влечет за собой изменение подследственности. В основе выделения специальной (персональной) подследственности лежит характеристика субъекта преступления, как лица, которое в силу выполнения своих служебных обязанностей нуждается в рассмотрении уголовного дела иным органом расследования, который в состоянии дать должную оценку с учетом имеющихся специальных знаний произошедшим событиям.

Представляется также правильной позиция о том, что к субъектам, которых необходимо защищать посредством использования персонального (специального) признака подследственности, надо относить лиц, которые затрудняются самостоятельно представлять свои права и законные интересы:

а) несовершеннолетних;
б) лиц, имеющие физические и психические расстройства, не исключающие вменяемости;
в) лиц, признанных невменяемыми на момент совершения деяния, либо заболевшими психическим расстройством, исключающим дееспособность после совершения преступления, в отношении которых решается вопрос о применении принудительных мер медицинского характера.

Данные уголовные дела должны расследоваться только органами предварительного следствия.

Персональный признак подследственности определяется содержащимся в уголовно - процессуальном законе указании на специфику субъекта преступления, в зависимости от которой уголовное дело относится к подследственности определенного органа предварительного следствия. При этом учитываются должностное положение, профессиональная деятельность, отношение к воинской службе, состояние здоровья и другие предусмотренные законом обстоятельства.

В соответствии с этим признаком следователям прокуратуры, например, подследственны дела о преступлениях, совершенных членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатами законодательного органа государственной власти субъекта РФ и другие. Дознавателям (следователям) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ подследственны уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 228 частями первой и пятой, 230 частью первой, 231 частью первой и т.д.

Различаются также факультативные признаки подследственности - альтернативный признак и признак связи расследования уголовных дел. Альтернативный признак допускает возможность проведения предварительного следствия по делам одной и той же категории следователями различных ведомств. Согласно ч. 5 ст. 151 УПК РФ по перечисленным там составам преступлений предварительное следствие может производиться (имеется в виду, что наряду с предметным признаком) также следователями органа, выявившего это преступление.

Подследственность по связи расследования уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 6 ст. 151 УПК РФ, предусматривает проведение предварительного следствия следователями того органа расследования, к чьей подследственности отнесено то преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело. При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором по правилам, установленным ст. 151 УПК РФ.

В случаях, когда дознаватель или следователь устанавливает, что находящееся в его производстве уголовное дело ему не подследственно, то им выполняются неотложные следственные действия, после чего дело передается прокурору для направления по подследственности.

Таким образом, можно выделить пять признаков подследственности уголовных дел. Три из них являются основными, такие как: предметный признак, территориальный признак и персональный признак, а оставшиеся два факультативными, так как основываются они на вышеперечисленных трёх признаках. Факультативными признаками являются: альтернативный признак и признак связи расследования уголовных дел. Нельзя также забывать и о том, что все эти признаки всегда учитываются в совокупности, прежде чем решается вопрос о передаче уголовного дела в производство соответствующего уполномоченного лица органа дознания, следствия или прокуратуры.

А теперь целесообразно было бы рассмотреть вопрос, посвящённый подследственности уголовных дел органов предварительного следствия и органов дознания. Что и будет сделано далее в данной работе.

Подследственность предварительного расследования

Подследственность можно определить как такую совокупность юридических признаков уголовного дела, указанных законом, которая определяет, какой орган должен производить предварительное расследование по этому делу. Термин подследственность встречается в ст. ст. 151-152 УПК РФ и имеет несколько значений.

Под подследственностью подразумевается, прежде всего, совокупность признаков преступления, которая обусловливает расследование его соответствующим органом предварительного расследования.

Кодексом установлено, когда предварительное расследование проводится, а когда не проводится и уголовное преследование осуществляется потерпевшим.

Подследственность обозначает также компетенцию органов предварительного следствия и дознания, следователей различных ведомств, органов дознания и дознавателей по расследованию преступлений. Ею устанавливается, какой из органов предварительного следствия и органов дознания расследует то или иное преступление, кто в силу закона, какой орган предварительного расследования уполномочен расследовать то или иное преступление.

Подследственность - это совокупность признаков преступления (общественно-опасного деяния), по которым его расследование в полном объеме относиться к компетенции строго определенного органа предварительного расследования (следствия и дознания) конкретной структурной единицы ведомства (например, не просто к компетенции следователя, а к компетенции следователя военной прокуратура).

Иногда понятие подследственности дается через категорию компетенции или раграничения полномочий. Как видно из приведенного определения, понятие «подследственность» и «компетенция» взаимосвязаны, но не являются синонимами. Компетенция это определенная совокупность прав и обязанностей субъекта. Подследственность - это признаки, позволяющие определить, распространяется ли право органа расследовать преступление в полном объеме на данный конкретный состав, но не само это право.

Подследственность определяется по категории преступлений и их виду (предметный, родовой признак), месту его совершения (территориальный, местный признак), субъекту преступления (персональный признак) и альтернативный (смешанный).

Предметная подследственность определяется признаками, относящимися к квалификации преступления. Каждый состав преступления правомочен, расследовать в полном объеме конкретный следователь или орган дознания. В зависимости от того, какое преступление предполагается (или точно установлено) совершено, его должно расследовать строго определенное учреждение или должностное лицо.

В предметной подследственности изложен перечень составов, по которым не обязательно производство предварительного следствия. К числу таковых законодателем отнесены, например, умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои, злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, по которым предварительное следствие производится следователями органов прокуратуры, а по каким - также следователями органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел. Названной статьей определены признаки предметной подследственности применительно к предварительному следствию, «дознанию» в порядке ст. 150 УПК РФ и смешанному расследованию. В правовой предметной подследственности органов дознания. Обосновывается необходимость запрещения производства расследования ими в полном объеме. Смешанная подследственность. В ст. 151 УПК РФ определены также признаки, составляющие альтернативную и персональную подследственность. Смешанная (альтернативная) подследственность характеризуется тем, что расследование некоторых категорий преступлений в зависимости от тех или иных обстоятельств может входить либо в компетенцию одного, либо другого органа. К примеру, расследование бандитизма, контрабанды, не возвращения на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран подследственно тому органу, который возбудил данное уголовное дело. Если при расследовании этих дел, а также ряда других специально оговоренных в законе преступлений, будут установлены должностные преступления (ст. ст. 285, 286, 289-293 УК РФ), связанные с преступлениями, по которым возбуждено дело, то они расследуются органом, возбудившим дело.

В ст. 151 п. 6 УПК РФ, закреплено правило, что по делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 307-312, 316 УК РФ, предварительное следствие, производится тем органом, к чьей подследственности относится преступление, в связи, с которым возбуждено уголовное дело.

Дознание производится дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации - по всем условным делам, указанным в ч. 3-6 ст. 151 УПК РФ. Органы дознания не наделены правом вести предварительное следствие по преступлениям, предусмотренным (п. 1а ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Персональная подследственность - это совокупность признаков, зависящих от того, какой субъект совершил либо предполагается, что совершил преступление. К примеру, производство предварительного следствия обязательно по всем делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, предварительное следствие производится следователями органов внутренних дел. Дела же о преступлениях, совершенных военнослужащими, подследственны следователям следственного комитета при военной прокуратуре.

Территориальная подследственность. Признаки территориальной подследственности закреплены в ст. 152 УПК РФ. Здесь сказано, что предварительное следствие производится в том районе, где совершенно преступление. Оно может производиться по месту обнаружения преступления, а также по месту нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей только в целях обеспечения наибольшей быстроты, объективности и полноты расследования.

Установив, что данное дело ему не подследственно, следователь обязан произвести все неотложные следственные действия, после чего передать дело прокурору для направления по подследственности. Вопрос о подследственности дела решается прокурором по месту, где следствие начато. Споры о подследственности недопустимы.

Однако в случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом районе следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответствующему следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не свыше десяти суток.

Предметный (родовой) признак выражается в квалификации преступления. Он дает возможность определить, нужно ли проводить в данном, конкретном случае предварительное расследование; если нужно, то в какой форме; если в форме предварительного следствия, то следователем какого ведомства; если в форме дознания, то какому из органов дознания, дознавателей какого органа дознания.

При определении подследственности уголовного дела эти признаки оцениваются одновременно и в совокупности. В качестве дополнительного средства разрешения коллизий подследственности уголовно-процессуальный закон предусматривает также ряд правил о подследственности. Заметным новшеством, привнесенным УПК РФ в существовавший ранее способ определения подследственности, является отказ от исчерпывающего определения круга дел, по которым производство предварительного следствия необязательно. Из ч. 3 ст. 150 и ч. 1 ст. 223 УПК РФ необходимо заключить, что дознание может производиться по уголовным делам всех преступлениях небольшой и средней тяжести, возбуждаемых в отношении конкретных лиц.

Это принципиально новое положение связано с усилением руководящей и координирующей роли надзирающего прокурора по отношению к государственным органам уголовного преследования во время досудебного производства.

Прокурор полномочен, возбуждать уголовное дело или давать согласие на его возбуждение органом уголовного преследования. С этим связаны его исключительные полномочия, по определению, как самой формы предварительного расследования, так и органа, который будет его проводить. Особенно это актуально в настоящий момент в связи с неопределенностью в вопросе о предметной подследственности Госнаркоконтроля РФ, в аппарате которого предусмотрены как следственные подразделения, так и органы дознания (ст. 8 Положения о Государственном комитете РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных).

Прокуроры в ходе реализации функции уголовного преследования согласно ч. 1 ст. 8 Закона о прокуратуре координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенной службы, службы судебных приставов и других правоохранительных органов.

Специальными поводами для проявления универсальных полномочий прокурора по определению подследственности уголовного дела являются случаи, предусмотренные:

1) п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК РФ;
2) ч. 7 ст. 151 УПК РФ;
3) ч. 4 ст. 20 и ч. 3 ст. 318 УПК РФ.

Прокурор вправе передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Это полномочие неразрывно связано с другим полномочием прокурора, закрепленным в п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК, - изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования, федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, с обязательным указанием оснований такой передачи.

Следует отметить в качестве новшества законодательной техники то, что в ст. 151 УПК РФ предметная последовательность определяется применительно к органам следствия (подп. «а» п. 1, п. п. 2,0 3, 5, ч. 151 УПК РФ) и органам дознания (ч. 3 ст. 150, ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

Территориальный признак подследственности определяется местом совершения преступления. Согласно ст. 152 УПК РФ дело подследственно тому подразделению соответствующего органа предварительного расследования, в районе деятельности которого совершенно преступление. Есть пять исключений из этого основного правила: уголовное дело расследуется по месту окончания преступления, если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом (ч. 2 ст. 152 УПК РФ); уголовное дело может расследоваться по месту совершения большинства из совершенных нескольких преступлений (ч. 3 ст. 152 УПК РФ); уголовное дело может расследоваться по месту совершения наиболее тяжкого из совершенных преступлений (ч. 3 ст. 152 УПК РФ); предварительное расследование проводится по месту нахождения обвиняемого (ч. 4 ст. 152 УПК РФ); предварительное расследование проводится по месту нахождения большинства свидетелей (ч. 4 ст. 152 УПК РФ).

Следует полагать, что именно прокурору надлежит принимать решение о месте проведения предварительного расследования во всех названных пяти исключительных случаях, а не только в ситуации, указанной в ч. 4 ст. 152 УПК РФ.

Определять подследственность уголовного дела о преступлении, место совершения которого неизвестно, является прерогативой прокурора того города (района), на территории (либо объекте) которого обнаружены достаточные данные, указывающие на признаки преступления. При определении территориальной подследственности прокурор должен руководствоваться положениями Приказа Генерального прокурора РФ № 54 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур».

Персональный признак подследственности определяется особенностями личности обвиняемого (подозреваемого) или потерпевшего. В подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ указывается данный признак применительно к определению подследственности дел следователям прокуратуры, а именно: профессиональная деятельность обвиняемого (подозреваемого) или потерпевшего. Персональный признак подследственности определяется особенностями личности обвиняемого (подозреваемого) или потерпевшего. В подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ указывается данный признак применительно к определению подследственности дел следователям прокуратуры, а именно: профессиональная деятельность обвиняемого (подозреваемого) или потерпевшего.

В соответствии с подп. «б» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ по уголовным делам о преступлениях в отношении лиц, перечисленных в ст. 447 УПК РФ, за исключением случаев, предусмотренных п. 7 ч. 3 ст.151 УПК РФ, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью.

В соответствии с подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ по делам о преступлениях, совершенных должностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью, предварительное расследование в форме предварительного следствия проводится следователями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ. Очевидно, к подследственности следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации относятся и уголовные дела в отношении должностных лиц органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Следователь Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации проводит дознание по уголовным делам о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, совершенных лицами, указанными в подп. «б» и «в» ч. 2 ст. 151 УПК РФ. Из буквального смысла норм, содержащихся в подп. «б», «в» п. 1 ч. 2, а также в п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, следует заключить, что в случае совершения преступления в отношении указанных в них категорий лиц следователи Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации проводят расследование по уголовному делу исключительно в форме предварительного следствия. Однако окончательное решение вопроса о форме расследования уголовного дела принимается прокурором, который вправе дать указание на проведение предварительного расследования и в форме дознания. В указанных ситуациях персональный признак имеет приоритетное значение для определения подследственности уголовного дела, по которому предварительное расследование проводится в форме дознания. Ввиду отсутствия следственного аппарата в органах Службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, в таможенных органах Российской Федерации, а также органах Государственной противопожарной службы предварительное расследование по делам, относящимся к их подследственности, может быть поручено прокурором следователю любого из следственных органов. Прокурор реализует при этом свое полномочие, предусмотренное п. п. 8, 9, ч. 2 ст. 37 и ч. 8 ст. 151 УПК РФ. В то же время применительно к уголовным делам, подследственным дознавателям органов внутренних дел или Госнаркоконтроля РФ, прокурор может поручить производство предварительного следствия следователю соответствующего ведомства. Персональный признак применительно к определению подследственности дел следственному аппарату ФСБ приведен в ч. 4 ст. 151 УПК РФ.

По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 275, 276, 283, 284 УК РФ, в совершении которых обвиняются лица, перечисленные в подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, предварительное следствие производится следователями органов ФСБ. Законодатель специально не предусмотрел возможность проведения дознания следователями органов ФСБ по делам данной категории, однако таковая возможность имеется. Она может быть реализована надзирающим прокурором. Необходимо учесть, что помимо признака профессиональной деятельности на подследственность органов предварительного расследования оказывает действие то обстоятельство, что по некоторым делам предварительное расследование возможно только в форме предварительного следствия.

В отношении лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, или лица, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания, обязательно производство предварительного следствия. Предварительное следствие производится следователем того органа, к предметной подследственности которого относится данное дело, если иное не будет определено надзирающим прокурором.

Теперь - о специальных правилах подследственности, которые позволяют определить подследственность в тех случаях, когда имеет место конкуренция родовой подследственности нескольких органов предварительного расследования и в законе не имеется указаний на персональную подследственность. Правило о подследственности по связи дел содержится в ч. 6 ст. 151 УПК РФ. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 150, 285, 286, 290-293, 306-310, 311 (ч. 2), 316 и 320 УК РФ, предварительное следствие производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено данное уголовное дело.

Следователь любого следственного аппарата может расследовать эти дела, причем как в форме предварительного следствия, так и в форме дознания - в частности по делам о преступлениях.

Особо надо указать на то обстоятельство, что ст. ст. 290-293 УК РФ, приведены в перечнях статей уголовного закона, относящихся к родовой подследственности и следователей органов внутренних дел (п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ), и следователей прокуратуры (подп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ). Если в данном указании законодателя заложен определенный смысл, то можно говорить об ограничении действия рассматриваемого правила о подследственности уголовных дел. Впрочем, здесь скорее следует говорить о небрежности законодательной техники. Нельзя разумно объяснить, почему по делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 290-293 УК РФ, предварительное следствие не могут производить следователи ФСБ или органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Правило о подследственности по связи дел не должно иметь такого рода изъятий. Сложнее сделать вывод относительно определения подследственности уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 205 УК РФ (подследственность органов внутренних дел, прокуратуры и ФСБ), ст. 211 УК РФ (подследственность органов внутренних дел, прокуратуры и ФСБ), ст. 227 УК РФ (подследственность органов внутренних дел и прокуратуры), ст. 304 УК РФ (подследственность органов внутренних дел и прокуратуры) и ст. 359 УК РФ (подследственность следственного комитета при прокуратуре РФ и ФСБ). Предметные подследственности в приведенных случаях перекрывают друг друга. Кроме того, как следует из п. 1 ч. 3 ст. 150, п. п. 3, 4 ч. 3 ст. 151, а также ч. 5 ст. 151 УК РФ, по делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 УК РФ, может производиться дознание дознавателями органов ФСБ, или дознавателями таможенных органов, или следователями органа, выявившего эти преступления. Причем последние могут проводить по ним и предварительное следствие.

Полагаем, что во всех приведенных случаях конкуренции подследственности применимо правило об альтернативной подследственности.

Правило об альтернативной подследственности приводится в ч. 3 ст. 151 УПК РФ. Суть этого правила состоит в том, что предварительное расследование производится дознавателем или следователем органа, выявившего данное преступление. Согласно ч. 3 ст. 151 УПК РФ по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 159 (ч. ч. 2 и 3), 160 (ч. ч. 2 и3), 171 (ч. 2), 171.1 (ч. 2), 172-174, 174.1, 176, 183, 185, 187, 188, 190, 191 (ч. 2), 192, 193, 195-197, 201, 202, 204, 206, 208-210, 222 (ч. ч. 2 и 3). 226 (ч. ч. 2-4), 272-274, 282.1, 282.2, 308, 310, 327 (ч. 2), 327.1 (ч. 2) УК РФ, предварительное следствие может производиться также следователями органа, выявившего эти преступления.

Помимо случаев, специально указанных законом, данное правило применяется для разрешения и других случаев конкуренции предметных подследственностей нескольких органов предварительного расследования, которые выше были приведены нами. Это правило позволяет компетентному органу, так сказать, явочным порядком распространить свою подследственность на то или иное дело.

Конечно, значение этого правила не абсолютно. Ибо, как уже указывалось, прокурор обладает универсальными (исключительными) полномочиями на определение подследственности уголовных дел. С учетом сказанного отметим, что в современных условиях правило об альтернативной подследственности проявляется двояко. Во-первых, правило об альтернативной подследственности прямо сформулировано для случаев, которые непосредственно указаны в ч. 3 ст. 151 УПК РФ, а во-вторых, это правило фактически действует в ситуациях реальной конкуренции предметных подследственностей двух и более ведомств.

В последнем случае окончательное решение по определению подследственности остается за прокурором. Прокурор определяет орган, да и саму форму предварительного расследования, что вытекает из его процессуальных полномочий, приведенных в п. п. 2, 4, 8, 9 ч. 2 ст. 37 УПК РФ.

Прокурор, руководствуясь ст. 153 УПК РФ, принимает решение о соединении уголовных дел, дает согласие на выделение уголовного дела. Решение о выделении уголовного дела, если оно выделяется в отдельное производство для производства предварительного расследования нового преступления или в отношении нового лица, может быть принято или самим прокурором, или дознавателем, следователем с согласия прокурора - на основании ч. 4 ст. 146, п. п. 2, 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ. В ст. 154 УПК РФ ничего не говорится о том, кто и по каким правилам определяет подследственность выделенного в отдельное производство уголовного дела. Полагаем, что последнее слово в решении этого вопроса - за прокурором.

Подследственность дознания

Подследственность — это совокупность закрепленных в УПК РФ юридических признаков уголовного дела, в зависимости от которых устанавливается конкретный орган (должностное лицо), правомочный (правомочное) и обязанный (обязанное) осуществлять по нему предварительное расследование.

Статья 151 УПК РФ устанавливает несколько видов подследственности:

- предметная (родовая);
- персональная (личная);
- территориальная (местная);
- альтернативная;
- по связи дел.

Предметный (родовой) признак является первичным для определения подследственности и зависит от вида и степени общественной опасности преступления. Дознание производится по уголовным делам небольшой и средней тяжести, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Дознание может осуществляться по уголовным делам и об иных преступлениях небольшой и средней тяжести, но только по письменному указанию прокурора.

Уголовно-процессуальная компетенция дознавателей различных ведомств разграничивается на основе предметного признака подследственности.

Так, согласно ч. 3 ст. 151 УПК РФ к предметной подследственности дознавателей ОВД относится более чем 100 составов преступлении.

В их числе преступления:

• против здоровья (умышленное причинение средней тяжести и легкого вреда здоровью (ст. 112, 115 УК РФ), истязание без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 117 УК РФ) и др.);
• против свободы f чести и достоинства личности (незаконное лишение свободы без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 127 УК РФ), клевета (ст. 128.1 УК РФ), оскорбление (ст. 130 УК РФ) и др.);
• против семьи и несовершеннолетних (вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 150 УК РФ), подмена ребенка (ст. 153 УК РФ) и др.);
• против собственности (кража, грабеж, мошенничество, вымогательство без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 158, ч. 1 ст. 161, ч. 1 ст. 159, ст. 163 УК РФ) и др.);
• в сфере экономической деятельности (регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ), незаконное предпринимательство без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 171 УК РФ) и др.);
• против интересов службы в коммерческих и иных организациях (превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст. 203 УК РФ));
• против общественной безопасности (заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), хулиганство без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 213 УК РФ) и др.);
• против здоровья населения и общественной нравственности (преступления, связанные с наркотиками и сильнодействующими веществами (ч. 1 ст. 228, ст. 228.2, ч. 1 230 УК РФ), жестокое обращение с животными (ст. 245 УК РФ) и др.);
• против экологии (загрязнение вод и атмосферы без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 250, ч. 1 ст. 251 УК РФ) и др.);
• против безопасности движения и эксплуатации транспорта (недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 266 УК РФ), нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 266 УК РФ) и др.);
• против правосудия (побег из мест лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 313 УК РФ), уклонение от отбывания лишения свободы (ст. 314 УК РФ));
• против порядка управления (оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ), самоуправство без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 330 УК РФ) и др.).

Вне зависимости от вида и категории тяжести преступления дознание не может производиться в отношении лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, а также лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение. В этих случаях обязательно производство предварительного следствия (ч. 1 ст. 434 УПК РФ). Если же указанные обстоятельства будут установлены в ходе производства дознания, то уголовное дело должно быть направлено прокурору для передачи по подследственности, т.е. следователю.

Пределы компетенции дознавателей ОВД определяет и персональная подследственность, которая определяется субъектом преступления. Так, дознаватели ОВД не вправе расследовать преступления, совершенные военнослужащими, или лицами, которые отнесены к особой категории (раздел 17 УПК РФ).

темы

документ Предварительное следствие
документ Приостановление и окончание предварительного следствия
документ Производство предварительного следствия
документ Следственные действия
документ Следственный эксперимент



назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами
важное

Ипотечные каникулы с 2020 года
Налог на скважину с 2020 года
Мусорная реформа в 2020 году
Запрет коллекторам взыскивать долги по ЖКХ с 2020 года
Изменения в законодательстве в 2020 году
Индивидуальный инвестиционный счет в 2020 году
Продление дачной амнистии в 2020 г.
Запрет залога жилья под микрозаймы в 2020 году
Компенсация ипотеки многодетным семьям в 2020 году
Запрет хостелов в жилых домах с 2020 года
Право на ипотечные каникулы в 2020
Электронные трудовые книжки с 2020 года
Как заработать на субаренде в 2019 г

Как перепродавать недвижимость с выгодой в 2019 году
Изменения в 2019 году


©2009-2019 Центр управления финансами. Все материалы представленные на сайте размещены исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Контакты Контакты