Принудительные меры, применяемые в целях предотвращения преступлений и административных правонарушений, угроз для жизни людей техногенного, природного и иного характера, связанных с ними вредных и опасных для общества последствий. Так, в соответствии со ст. 6 Федерального закона "О пожарной безопасности" должностным лицам Государственной противопожарной службы предоставлено право входить беспрепятственно в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара.
Наиболее распространенными и значимыми в плане обеспечения безопасности граждан являются такие административно-предупредительные меры, как проверка документов, досмотр багажа и личный досмотр в аэропортах, карантин.
Проверка документов является важной предупредительной мерой, в которой элементы административного надзора сочетаются с элементами административного принуждения.
Правовые основания проверки документов содержатся в ряде нормативных актов: Законе РФ "О полиции", Уставе патрульно-постовой службы полиции и др.
Предупредительной мерой, направленной на проверку людей, вещей и транспортных средств в целях недопущения к вывозу и ввозу запрещенных предметов и обеспечения общественной безопасности является досмотр. Он может производиться в аэропорту, на контрольно-пропускном пункте, на таможенном посту, в библиотеке и других местах.
Системой административно-принудительных мер санитарного характера, направленных на временную изоляцию больных и обсервацию лиц, соприкасавшихся с ними, для предотвращения распространения инфекционных заболеваний из эпидемического очага и ликвидации самого очага - является карантин.
Карантин - это метод принудительного предупреждения инфекционных заболеваний. Данную систему мер называют также карантинными мерами, мероприятиями, а к болезням, при которых они осуществляются, относят на сегодняшний день: чуму, холеру, натуральную оспу, желтую лихорадку, малярию, сибирскую язву, бруцеллез, ящур, сап, мелиондоз, пситтакоз и бешенство.
Конкретными карантинными мероприятиями являются: врачебный осмотр лиц, прибывающих из пораженной эпидемией местности; изоляция и госпитализация больных; обсервация лиц, бывших в контакте с больными; дезинфекция, дезинсекция и дератизация транспортных средств, товаров, вещей, пребывающих из мест, охваченных эпидемией; закрытие границы на участке, сопредельном с территорией, пораженной эпидемией; объявление территорий, которые подвергаются карантину. К карантинным территориям могут относиться: дом, общежитие, корабль, воинская часть, населенный пункт, район местности.
Обеспечение предупредительных мер
Оно нужно, если работодатель хочет не платить взносы «на травматизм», а направлять их на финансирование предупредительных мероприятий.
К таким мероприятиям, в частности, относятся:
• проведение спецоценки;
• обучение охране труда определенных категорий работников;
• приобретение спецодежды для работников-«вредников».
Полный перечень мероприятий, расходы на которые можно профинансировать, вы найдете в п. 3 Правил, утв. Приказом Минтруда N 580н (далее – Правила).
По общему правилу объем средств, который работодатель может направить на предупредительные мероприятия, не может превышать 20% суммы взносов от несчастных случаев, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату «несчастного» обеспечения, произведенных работодателем в предшествующем календарном году (п. 2 Правил).
Помимо заявления о финансовом обеспечении предупредительных мер, необходимо представить определенный пакет документов:
• план финансового обеспечения предупредительных мер (Приложение к Правилам);
• копию перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам спецоценки и/или копию/выписку из коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников);
• иные документы, перечисленные в п. 4 Правил.
Кстати, не забудьте заверить печатью (при ее наличии) копии документов, представляемых в ФСС (п. 6 Правил).
Заявление об обеспечении предупредительных мер подается в отделение ФСС по месту регистрации работодателя (п. 4 Правил).
Представить заявление, а также необходимый пакет документов нужно до 1 августа текущего года (п. 4 Правил), т. е. крайним сроком представления является 31 июля.
Имейте в виду, что перенос срока на более позднюю дату в случае, когда 31 июля выпадает на выходной, не предусмотрен. Соответственно, подать такое заявление и документы нужно в последний рабочий день, предшествующий 31 июля.
Также важно отметить, что откладывать подачу заявления на последний день чревато отказом ФСС в финансовом обеспечении предупредительных мер. Ведь может оказаться так, что на момент подачи заявления средства Фонда, выделенные на финансовое обеспечение предупредительных мер, уже распределены (пп. «в» п. 10 Правил).
Одну из причин отказа ФСС в финансовом обеспечении предупредительных мер мы назвали выше (средства Фонда уже распределены).
Кроме того, отказать Соцстрах может (п. 10 Правил):
• если на день подачи заявления у работодателя есть недоимка по взносам/пеням/штрафам, образовавшаяся по итогам:
• отчетного периода в текущем финансовом году;
• камеральной/выездной проверки;
• если работодатель представил неполный комплект документов;
• если представленные документы содержат недостоверную информацию.
Кстати, если Фонд отказал вам, устранив причину отказа, вы можете снова подать заявление и необходимые документы. Главное – успеть это сделать в отведенные сроки, т. е. не позднее 31 июля текущего года (п. 10 Правил). Конечно, если вам отказали из-за отсутствия средств, смысла заново подавать заявление нет.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Финансовое обеспечение на проведение мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний осуществляется Региональным отделением на основании Федерального закона № 417-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации» и в соответствии с Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденными приказом Минтруда России № 580н, за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке и не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем.
Особое внимание обращаем страхователей с численностью работников до 100 человек.
В случае, если указанные страхователи не осуществляли финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, то им предоставляется право направить на финансовое обеспечение указанных мер в объеме средств, рассчитанного, исходя из отчетных данных, за вычетом расходов на выплату обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний указанному виду страхования, произведенных страхователем в за данный период.
Сумма, разрешенная страхователю на финансовое обеспечение предупредительных мер, может быть направлена по усмотрению страхователя на проведение следующих видов мероприятий:
• проведение специальной оценки условий труда;
• реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
• приобретение работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств;
• санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
• обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием (далее – ЛПП);
• проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников;
• обучение по охране труда отдельных категорий работников;
• приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры);
• приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов);
• приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи;
• приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов, в том числе на подземных работах;
• приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно обеспечивающих проведение обучения по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте и (или) дистанционную видео- и аудио фиксацию инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников по безопасному производству работ, а также хранение результатов такой фиксации.
Кроме выплаты пособий, обязательное социальное страхование от НС и ПЗ предусматривает со стороны работодателя обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (ст. 1 Закона N 125-ФЗ).
Приказом Минтруда России N 580н введены в действие Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Оплачиваются расходы на предупредительные меры также за счет взносов на страхование от НС и ПЗ.
Работодатель вправе направить на их финансирование часть страховых взносов, не превышающую 20% сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.
К предупредительным мерам относятся:
а) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
б) реализация мероприятий по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучения на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
в) обучение по охране труда отдельных категорий работников;
г) приобретение для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ и (или) на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств;
д) санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
е) проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
ж) обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников, для которых указанное питание предусмотрено Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России N 46н;
з) приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры);
и) приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографы).
Рассмотрим некоторые из этих мер.
Аттестация рабочих мест по условиям труда.
В соответствии со ст. 212 ТК РФ “Работодатель обязан обеспечить:
…проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда…”.
Статьей 209 ТК РФ предусмотрено, что “аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда”.
Требования к проведению аттестации, оформлению и использованию ее результатов установлены Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России N 342н.
Требования указанного Порядка распространяются на работодателей – юридических и физических лиц (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (п. 1 Порядка проведения аттестации).
Организации не имеет права проводить аттестацию собственными силами, т.к. в п. 6 Порядка сказано, что аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по оценке рабочих мест на основании гражданско-правового договора.
Это подтверждается и тем, что работодатель не имеет права утверждать отчет об аттестации, если необходимые документы не подписаны аттестующей организацией (п. 7 Порядка).
Для организации и проведения аттестации работодатель должен издать приказ (п. 11 Порядка проведения аттестации).
Унифицированной формы приказа о проведении аттестации законодательством не установлено, поэтому его составляют в произвольной форме.
В приказ должны быть включены следующие сведения:
– о составе аттестационной комиссии;
– о председателе аттестационной комиссии, который должен быть представителем работодателя (п. 10 Порядка проведения аттестации);
– о сроке проведения аттестации.
Кроме того, в произвольной форме должен быть составлен и либо включен в текст приказа, либо добавлен как приложение к приказу график проведения работ по аттестации.
С приказом о проведении аттестации необходимо ознакомить всех членов аттестационной комиссии, а также иных лиц, указанных в приказе.
Все работодатели обязаны сообщать в ФСС РФ сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда (пп. 18 п. 2 ст. 17 Закона N 125-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 22 Закона N 125-ФЗ порядок представления данных сведений будет включен и в правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на страхование от НС и ПЗ.
Непроведение аттестации наказывается штрафом согласно ст. 5.27 КоАП РФ как нарушение законодательства о труде и об охране труда.
Его размер для должностных лиц организации составляет от 1000 руб. до 5000 руб., а для организации – от 30 000 руб. до 50 000 руб.
Этой нормой Кодекса предусмотрено и еще одно наказание: деятельность организации может быть приостановлена на срок до 90 суток. Если же будет выявлено повторное нарушение, руководителя фирмы могут дисквалифицировать на срок от года до трех лет.
Обучению по охране труда подлежат следующие категории работников:
• руководители организаций малого предпринимательства;
• работники организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалистов по охране труда;
• руководители (в т.ч. руководители структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений;
• руководители и специалисты служб охраны труда организаций;
• члены комитетов (комиссий) по охране труда;
• уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.
Работодатель обязан обеспечивать на каждом рабочем месте условия труда, соответствующие требованиям охраны труда. В частности, в обязанности работодателя входит приобретение и выдача за счет собственных средств СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (ст. 212 ТК РФ).
Под СИЗ понимаются средства индивидуального пользования, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения (п. 3 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России N 290н).
В соответствии со ст. 221 ТК РФ работодатель за счет своих средств обязан согласно установленным нормам обеспечивать не только их выдачу, но и хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Обеспечение работников спецодеждой и т.п. производится в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
В состав специальной одежды входят: специальная одежда, специальная обувь и предохранительные приспособления (комбинезоны, костюмы, куртки, брюки, халаты, полушубки, тулупы, различная обувь, рукавицы, очки, шлемы, противогазы, респираторы, другие виды специальной одежды) (п. 7 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденных Приказом Минфина России N 135н).
Отчет по предупредительным мерам
ФСС РФ письмом № 02-09-11/16-05-3685 обновил форму отчета об использовании сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.
Также фонд прокомментировал изменения, внесенные в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные приказом Минтруда России № 580н. Речь идет о приказах Минтруда России № 201н и № 353н.
Например, для обоснования финансового обеспечения расходов на приобретение СИЗ нужно дополнительно указать в перечне приобретаемых СИЗ их даты изготовления и срок годности. ФСС РФ сообщил, как проверить правильность указанной в перечне информации о дате изготовления и сроке годности СИЗ.
Фонд также уточнил: не подлежит финансированию за счет сумм страховых взносов:
• приобретение материалов и монтаж установок систем видеонаблюдения;
• приобретение персональных компьютеров для инженеров по охране труда.
Меры предупредительного характера
Меры административного предупреждения, являясь одним из видов административного принуждения, используются субъектами их применения в целях предупреждения правонарушений и обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан.
Принудительная природа состоит в том, что они выступают в виде определенных ограничений и запретов административно-правового характера в отношении того или иного физического, должностного или юридического лица Основанием применения мер административного предупреждения может быть необходимость обеспечить безопасность пассажирских перевозок на воздушном транспорте, реальное предположение о намерении лица совершить правонарушение, возникновение обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан при стихийных бедствиях, массовых мероприятиях и другие чрезвычайные ситуации, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.
Следовательно, под мерами административного предупреждения понимаются способы и средства, направленные на предупреждение правонарушений и недопущение их отрицательных, вредных последствий, а также на предотвращение наступления обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций Рассматриваемые меры по целям применения разделяют на две группы 1.
К первой группе относятся меры, которые применяются в целях предотвращения угрозы общественной и личной безопасности граждан, предотвращения наступления возможных нежелательных или вредных последствий, в частности:
1) введение карантина, то есть специального режима въезда (и выезда) в местности, пораженные эпидемией или эпизоотией;
2) закрытие участков государственной границы, участков дороги или улицы для движения в случае аварии, происшествия, проведения массового мероприятия;
3) принудительное выселение из домов, грозящих обвалом;
4) проведение государственного технического осмотра транспортных средств;
5) освидетельствование медицинского состояния лиц и санитарного состояния предприятий общественного питания;
6) проверка противопожарного состояния объектов;
7) досмотр транспортных средств;
8) досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров воздушных гражданских судов.
Характерным для указанных мер административного предупреждения является то, что они могут применяться к лицам даже при отсутствии в их поведении противоправных действий и лишены характера административной кары.
Ко второй группе мер предупреждения относятся меры, которые имеют целью предупредить правонарушение, им присуща четко выраженная профилактическая направленность.
Эти меры применяются в отношении некоторых категорий лиц после совершения ими противоправных деяний в целях предупреждения, недопущения совершения ими новых правонарушений.
Такими мерами являются:
1) установление административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
2) предостережение лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они занимаются проституцией;
3) наружный осмотр одежды лица, задерживаемого по подозрению в совершении преступления или административного правонарушения, и др.
Социальные предупредительные меры
В криминологической литературе предлагаются различные варианты классификации мер профилактики.
Наиболее удачной представляется классификация по следующим основаниям:
1. По уровню предупредительной деятельности выделяют две группы мер - общесоциального и специального (криминологического) характера.
Общесоциальная профилактика последовательно осуществляется всем прогрессивным развитием общества. Общесоциальное предупреждение преступности связано с наиболее значимыми и долговременными видами социальной деятельности, крупными мерами развития экономики, обеспечения прав, свобод, законных интересов граждан, поддержания культуры, укрепления законности, социальной защиты населения. Эти меры не ставят перед собой специальных целей борьбы с преступностью и предупреждения преступлений. Однако они имеют важный криминологический аспект, являясь основой специальной профилактики, поскольку их направленность на решение задач социального развития создает предпосылки ограничения преступности, противодействует криминогенным факторам.
Специальная (криминологическая) профилактика включает меры, направленные именно на устранение, ослабление, нейтрализацию криминогенных факторов, исправление лиц, совершивших или могущих совершить преступление.
Специальные криминологические меры предупреждения преступности осуществляются государственными органами, общественными организациями, частными предприятиями, другими организациями и гражданами. Именно специальная предназначенность и целенаправленность на борьбу с преступностью отличает эти меры от мер общесоциальной профилактики.
В то же время общесоциальные и специальные меры профилактики взаимосвязаны и взаимообусловлены. Общесоциальные меры создают соответствующую основу для реализации мер социальной профилактики.
2. По объему и направленности применения предупредительных мер в соответствии с задачами профилактики преступности различают общую, особенную и индивидуальную профилактику.
Общие профилактические меры направлены на устранение и нейтрализацию причин и условий преступности в целом.
Особенные меры осуществляются в рамках отдельных групп преступлений (например, совершаемых н/летними, рецидивистами, корыстных, насильственных и т.д.) и групп лиц, характеризующихся отрицательным поведением (злоупотребляющих спиртными напитками, наркоманами, занимающихся проституцией и т.д.; т.е. представляющими «группу риска»).
Индивидуальная профилактика представляет собой конкретизацию общесоциальных и специальных криминологических мер. Она подразделяется на непосредственную и раннюю профилактику. Такое деление обусловлено тем, что совершению преступления, как правило, предшествует антиобщественное поведение личности, порой длительное. Таким образом, возникает необходимость осуществления не только непосредственной профилактики, когда объектом профилактического воздействия выступает лицо, поведение которого дает основание ожидать с его стороны преступных деяний, но и ранней профилактики, когда лицо еще не стало на путь правонарушений, но находится в таких условиях, которые могут привести его на этот путь.
Т.е. индивидуальная профилактика проводится в отношении отдельных лиц, которые:
а) не совершили противоправных действий, но находятся в неблагоприятных условиях и под их влиянием могут совершить такие действия;
б) ведут антиобщественный образ жизни, совершают уголовно наказуемые деяния, характеризуются формированием мотива и умысла на совершение преступления, а также подготовкой к нему;
в) начали осуществление преступления, но не довели его до конца;
г) совершили преступление и могут допустить рецидив.
3. По масштабу меры предупреждения преступности могут быть общегосударственными, осуществляемыми на территории субъекта РФ, местными, осуществляемыми в пределах района, населённого пункта, конкретного объекта (микрорайона, предприятия, учебного заведения).
4. По механизму действия на преступность выделяют меры социально-экономического характера, организационно-управленческие, идеологические, технические и правовые.
К социально-экономическим относятся как меры социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения, так и меры оздоровления экономики в целом.
Организационно-управленческие меры предупреждения преступности направлены на устранение ошибок и упущений в управлении экономикой, социальной сферой, а также правоохранительной деятельностью, поскольку эти ошибки и упущения являются криминогенными факторами. В группу организационно-управленческих входят также меры совершенствования специальной профилактики преступлений и иных правонарушений, ее нормативного, информационного, методического и ресурсного обеспечения.
К идеологическим относятся меры предупреждения преступности, устраняющие или ограничивающие криминогенные факторы путем формирования у членов общества нравственной позиции, ориентированной на общечеловеческие ценности; меры, формирующие в общественном сознании нетерпимость к преступлениям и иным правонарушениям; меры повышения общей, бытовой, правовой культуры людей.
К техническим мерам относятся различные средства и приспособления, затрудняющие искажение количественных или качественных показателей при производстве, отпуске, хранении материальных ценностей; фальсификацию банковских операций; препятствующие проникновению в хранилища и жилища с целью совершения хищений; противодействующие возникновению аварийных ситуаций на производстве и транспорте; возникновению пожаров и т.п. (измерительные приборы, средства сигнализации, автоматические запирающие устройства и т.д.).
Правовые меры профилактики преступности включают:
а) совершенствование уголовного, уголовно-исполнительного, трудового, административного и других отраслей законодательства;
б) наличие правовых запретов и ограничений (например, регулирование торговли спиртными напитками, изготовления, приобретения, хранения и ношения оружия и т.д.);
в) правовую регламентацию деятельности субъектов профилактики;
г) воспитание правосознания, которое должно достичь уровня соблюдения правовых норм по личному убеждению;
д) воспитание профилактической активности личности.
5. Объект воздействия - это то, что противостоит субъекту в его практической и познавательной деятельности. Объектами профилактики преступности являются причины и условия совершения преступлений. Они подразделяются на объективные (внешние) и субъективные (внутренние).
К объективным относятся: влияние отрицательно направленных микро- и макросреды; конкретные жизненные (в т.ч. криминогенные) ситуации - внешние условия, способствующие совершению преступлений (недостатки в охране материальных ценностей, виктимное поведение жертвы и т.п.).
К субъективным относятся следующие причины и условия: мотивация преступного поведения конкретной личности, сформировавшаяся под негативным воздействием микро- и макросред; внутренние условия преступлений - наличие у личности индивидуальных психических и психофизиологических качеств (как генетических, так и социально приобретенных).
На устранение или нейтрализацию этих причин и условий и должны быть направлены профилактические меры.
6. То, каким образом меры профилактики классифицируются по субъекту применения, учитывая важность этого вопроса, мы рассмотрим более подробно.
Расходы на предупредительные меры
В соответствии с п. 3 ст. 22 Закона № 125-ФЗ Приказом Минтруда РФ № 580н утверждены Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее – Правила № 580н). Напомним, что в данные правила были внесены изменения. Рассмотрим их ниже.
Финансовое обеспечение предупредительных мер, проводимых за счет средств ФСС, осуществляется в размере, указанном в п. 2 Правил № 580н. Как следует из этого пункта, объем средств, направляемых ФСС на финансовое обеспечение, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных страхователем за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по названному виду страхования, произведенных страхователем за данный период.
При этом в случае, если учреждение с численностью работников до 100 человек не осуществляло финансовое обеспечение предупредительных мер в течение предыдущих двух лет, объем средств не может превышать:
• 20% сумм страховых взносов, начисленных за три последовательных года, предшествующих текущему финансовому году, за вычетом произведенных за этот период расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования;
• сумму страховых взносов, подлежащих перечислению им в ФСС в текущем финансовом году.
Перечень мероприятий по предотвращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, финансирование которых осуществляется за счет средств ФСС, приведен в п. 3 Правил № 580н.
Названный перечень был дополнен следующими мероприятиями (см. приказы Минтруда РФ № 201н, № 353н):
1) обучение охране труда работников организаций, отнесенных к опасным производственным объектам (пп. «в» п. 3 Правил № 580н);
2) приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, СИЗ, изготовленных на территории РФ, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств (пп. «г» п. 3 Правил № 580н). Расходы страхователя на приобретение специальной одежды подлежат финансовому обеспечению, если указанная спецодежда изготовлена на территории РФ из тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых является РФ;
3) приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) их комплексов (систем), непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов (пп. «л» п. 3 Правил № 580н);
4) приобретение приборов, устройств, оборудования или их комплексов (систем), непосредственно обеспечивающих (пп. «м» п. 3 Правил № 580н):
• проведение обучения работников вопросам безопасного ведения работ и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
• дистанционную видео- и аудиофиксацию инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников к безопасному производству работ, а также хранение результатов такой фиксации.
Решение вопроса об обращении за предоставлением финансового обеспечения связано с мероприятиями по улучшению и оздоровлению условий труда в учреждении, носит заявительный характер, поэтому средства выделяются по результатам рассмотрения соответствующего заявления, к которому прилагаются (п. 4 Правил № 580н):
• план финансового обеспечения предупредительных мер на текущий год;
• копия перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.
Заявление на бумажном носителе либо в форме электронного документа подается в территориальный орган ФСС по месту регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года с приложением документов, перечисленных в п. 4 Правил № 580н.
Следует отметить, что для обоснования финансового обеспечения предупредительных мер дополнительно представляют документы (их копии), обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер:
1. В случае проведения мероприятий, перечисленных в пп. «в» п. 3 Правил № 580н, представляют:
• копию договора с организацией, оказывающей услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, аккредитованной в установленном порядке;
• копию договора с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в которой проходили обучение работники организаций, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к опасным производственным объектам;
• копию уведомления Минтруда (Минздравсоцразвития) о включении обучающей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, и копию утвержденной программы обучения, копии приказов о назначении руководителей, специалистов по охране труда, свидетельства установленного образца о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре.
2. В случае проведения мероприятий, перечисленных в пп. «г» п. 3 Правил № 580н, представляют перечень приобретаемых СИЗ, в том числе с учетом результатов СОУТ, с указанием:
• профессий (должностей) работников;
• норм выдачи средств индивидуальной защиты (со ссылкой на соответствующий пункт типовых норм), а также количества, стоимости, даты изготовления и срока их годности. Кроме того, прилагаются копии сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ Техническому регламенту ТР ТС 019/2011 и сертификатов (деклараций) соответствия тканей, трикотажных полотен и нетканых материалов, использованных для изготовления специальной одежды, Техническому регламенту ТР ТС 017/2011.
3. В случае проведения мероприятий, перечисленных в пп. «л» и «м» п. 3 Правил № 580н, представляют:
• копии документов, подтверждающих приобретение организацией соответствующих приборов (устройств, оборудования);
• копии технических проектов и (или) проектной документации, которыми предусмотрено их приобретение и т. д.
Порядок принятия решения о финансовом обеспечении предупредительных мер зависит от суммы страховых взносов, начисленных страхователем за предыдущий год (п. 8 Правил № 580н). Например, в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет до 10 000,0 тыс. руб. включительно, решение принимает территориальный орган ФСС в течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов.
В силу п. 10 Правил № 580н территориальный орган ФСС вправе отказать в финансовом обеспечении в следующих случаях:
• у страхователя имеются не погашенные на день подачи заявления недоимка, пени, штрафы, образовавшиеся в текущем финансовом году по итогам отчетного периода, а также выявленная в ходе камеральной или выездной проверки недоимка и (или) начисленные по итогам проверки пени и штрафы;
• представленные документы содержат недостоверную информацию;
• предусмотренные бюджетом ФСС средства на финансовое обеспечение на текущий год полностью распределены;
• представлен неполный комплект документов.
Заметим, что перечень оснований отказа в финансовом обеспечении является исчерпывающим. Поэтому в случае отказа в выделении страхователю необходимых средств территориальный орган ФСС выносит мотивированное решение, направляемое заявителю, который может обжаловать его в вышестоящем органе территориального органа ФСС или в суде в порядке, установленном законодательством РФ.
В случае получения от территориального органа ФСС согласия на финансовое обеспечение предупредительных мер в соответствии с п. 12 Правил № 580н учреждение (страхователь):
а) ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов;
б) представляет в ФСС ежеквартально отчет, форма которого приведена в Письме ФСС РФ № 02-09-11/16-10779. Кроме того, сведения о расходовании средств на финансирование предупредительных мероприятий отражаются начиная с отчетности за I квартал в строке 9 таблицы 3 «Расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» формы 4-ФСС;
в) после завершения запланированных мероприятий представляет в ФСС документы, подтверждающие произведенные расходы. Следует отметить, что расходы, не подтвержденные документами либо произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, не подлежат зачету.
Предупредительные меры принуждения
Меры административного принуждения весьма разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создает объективные предпосылки для их классификации.
Меры административного принуждения применяются с целью предупреждения правонарушений или наступления тех или иных неблагоприятных последствий (например, эпидемии); если же правонарушение возникло, их цель – пресечь, прекратить его, и лишь позднее может появиться необходимость наказания правонарушителя. При этом применение административного наказания представляет собой реализацию административной ответственности за совершенное правонарушение, тогда как административные меры предупредительного характера могут применяться и при отсутствии правонарушений (например, личный досмотр пассажиров в аэропортах).
В ст. 27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривается возможность применения принудительных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Они применяются в целях пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, установления личности, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. В данном случае речь идет о мерах административного принуждения процессуального характера.
В зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправных посягательств на эти отношения, все меры административного принуждения можно подразделить на четыре группы:
1. административно-предупредительные меры;
2. меры административного пресечения;
3. меры административной ответственности;
4. меры административно-процессуального обеспечения.
Административно-предупредительные меры. Применение принудительных средств законодательство связывает, как правило, с фактом нарушения лицом возложенных на него правовых обязанностей. Однако угроза общественным и личным интересам и причинение человеку ущерба могут возникнуть вследствие не только правонарушения, но и стихийных бедствий, действий психически больных лиц и т. п. Следовательно, основанием для применения административно-предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особых, установленных законодательством обстоятельств как связанных, так и не связанных с действиями человека. Для их применения не требуется факт нарушения правовой нормы, а необходимо наступление, как правило, особых условий, предусмотренных гипотезой нормы. Это могут быть пожары, наводнения, эпидемии, эпизоотии, аварии, розыск преступника, несчастные случаи и т. п.
Административно-предупредительные меры можно разделить на четыре группы:
1. меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных, а нередко и тяжких последствий, например, введение карантина в местностях, пораженных эпидемией или эпизоотией, закрытие участков Государственной границы при вспышке опасных инфекционных заболеваний на сопредельной территории и др.;
2. меры, направленные на предупреждение правонарушений, причем не только административных правонарушений, но и преступлений (таможенный досмотр, проверка документов, удостоверяющих личность);
3. меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения своих обязанностей (реквизиция, принудительное медицинское освидетельствование и пр.);
4. особую группу составляют так называемые лечебно-предупредительные меры принуждения, назначение которых – не только обеспечить общественную безопасность, но и лечение опасных душевнобольных, наркоманов, инфекционных больных.
Меры административного пресечения. Реальные правонарушения представляют непосредственную угрозу охраняемым общественным отношениям, причиняют им вред. Интересы их защиты требуют немедленного принятия мер органами исполнительной власти и их должностными лицами в целях пресечения действий, нарушающих правовые предписания. Такими мерами являются, например, административное задержание нарушителя, запрещение эксплуатации неисправных машин и механизмов, приостановление работы магазинов или предприятий общественного питания при нарушении санитарных правил.
Суть подобных мер, несмотря на их многообразие, состоит в основном в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, организаций, нарушающих установленный порядок.
Значение этих мер в системе правоохранительных средств особенно велико, поскольку в ходе их применения пресекаются наиболее распространенные правонарушения – административные правонарушения, обеспечивается возможность привлечения нарушителей к ответственности.
Однако назначение мер административного пресечения не исчерпывается борьбой с административными правонарушениями. Они могут применяться также для прекращения преступных действий.
Таким образом, основаниями применения мер административного пресечения являются: во-первых, совершение правонарушения и, во-вторых, совершение объективно противоправных деяний или наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий. При таких обстоятельствах применение мер пресечения обусловливается необходимостью быстрого и эффективного прекращения различного рода посягательств на личную безопасность, права и свободы граждан, интересы государственных и общественных организаций.
Меры административного пресечения можно сгруппировать следующим образом:
• меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание и факт доставки в полицию и др.);
• меры имущественного характера (изъятие огнестрельного охотничьего оружия, снос самовольно возведенных строений);
• меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта, приостановление работы предприятий ввиду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности, и др.);
• меры финансового характера (прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др.);
• меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др.);
• меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (аннулирование разрешения, например: вида на жительство иностранного гражданина; приостановление действия лицензии);
• меры специального или исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водометов, резиновых палок, наручников и др.).