В течение долгих веков правоведение как система знаний о праве и государстве развивалось в общем русле научных представлений об окружающем мире. История юриспруденции как науки о праве, управлении и государстве началась еще в древности. Тогда изучали лишь некоторые сведения о праве. В Древней Греции судебное красноречие преподавалось стоиками в школах.
Юриспруденция (от лат. выражения Juris prudents – «знатоки (мудрецы) права», затем преобразованного в Jurisprudentia – «правоведение», «правовая наука») как относительно самостоятельное знание возникает в Древнем Риме. Это было связано с выделением правоведения в качестве обособленного вида деятельности. Однако изучение ее долго оставалось привилегией жрецов. Высший жрец, Тиберий Корунканий в 254 г. до н.э. заявил о своем желании преподавать право любому желающему, тогда же он начал проводить публичные лекции.
В I веке н.э. Сабин организовал частное юридическое общество. Там читались лекции, проводились диспуты, обсуждались вопросы права. Уже к IV-V веку н.э. было создано несколько таких школ в крупнейших городах того времени: Афинах, Риме, Бейруте, Александрии, Константинополе, Цезарее. Обучение в этих заведениях длилось 4 года, изучались Институции Гая, сочинения Папиниана и Павла. В 533 г., императором Юстинианом была издана конституция о введении 5-летнего курса обучения с обязательным изучением его Институций, Дигест и Кодекса Юстиниана.
При этом римскую юриспруденцию правильнее было бы рассматривать в широком смысле этого слова, а точнее с учетом ее соединенности с юридическим учением о государстве (юридическим государствоведением).
Но римская юриспруденция не стала еще наукой: она носила слишком практический, конкретный характер; ее содержание составляли знания-рецепты при решении споров, выбора варианта поведения в той или иной ситуации. Римлян в меньшей степени интересовала теория права (в ее современном понимании) и ее философские основы. В то же время именно прагматическая направленность римской юриспруденции послужила основой возникновения и развития европейского права, в ходе формирования которого пришлось воспользоваться римскими разработками. Однако этого не случилось бы без развития философии права.
Как известно, новый импульс юриспруденция получает в эпоху позднего Средневековья. Точнее, свое продолжение история развития юриспруденции получила уже в Х веке. В Павии была открыта школа, в которой преподавали лангобардское право. В ХI столетии в Болонье открыли школу права, а затем и в других городах Италии возникают первые университеты, в составе которых были юридические факультеты, на которых изучали римское право. Возникновение и распространение самой системы университетского образования непосредственно связано с появлением первых юридических школ, ставивших целью изучение римских юридических текстов, их толкование и обсуждение (диспуты). Именно в это время были заложены основы современной западной юриспруденции как самостоятельного научного направления, сформированного на основе философских обобщений и схоластических рассуждений и разработавшего общие для всего юридического сословия Европы понятия, принципы, категории права, а также их определения. Правда, только в ХVIII веке в университетские программы стали включать изучение национального права.
Дело в том, что в Новое время накопленные догматические и схоластические средневековые знания стали применяться в практической жизни. Одновременно происходит дифференциация юриспруденции: выделяются относительно самостоятельные отрасли – теория гражданского и уголовного права, несколько позднее – теория полиции (полицейского права), включавшая в себя вопросы внутреннего государственного управления.
Развитие юриспруденции в России начинается с ХVI века. Однако долгое время ее изучение носило случайный характер. В 1703-1715 гг. в Нарышкинском училище преподавалась этика с элементами юриспруденции, в 1720 году была основана коллегия юнкеров, которые должны были практически изучать юриспруденцию при коллегиях в 1726-1765 гг. ее преподавали в университете при Академии наук, в 1732 г. открыли Шляхетский корпус, в котором изучалась теоретическая юриспруденция.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Но началом российской юриспруденции все же следует считать 1755 год, когда был открыт Московский университет. Чтение отдельных лекций по юриспруденции здесь вскоре были заменены открытием в 1764 году юридического факультета. Во всех открываемых после этого университетах читалось право. Наконец, в 1835 году открылось училище правоведения для дворян, которое давало высшее юридическое образование.
Общеправовые вопросы до начала ХIХ века были предметом философии права. Однако параллельно с философией права юридическое обучение периода Нового времени неизменно включало вступительный курс, объяснявший будущим правоведам как римскую, так и более позднюю правовую терминологию, юридические понятия и правовые институты в целом. В историю юриспруденции этот курс вошел как «энциклопедия права», представлявший собой введение в профессию, вводное изложение догмы права и определенные философские основы его природы и свойств. Наиболее известным учебником была «Универсальная энциклопедия права» Г. Гунниуса, изданная в Кельне в 1638 г. («Encyklopaedia Jurus Universi»). В ней немецкий юрист в догматическо-описательном стиле изложил основы юридической науки и отдельных отраслей права, в частности, гражданского, канонического и гражданско-процессуального. Как энциклопедия права, так и философия права, считавшиеся обобщенными знаниями о праве, включались обязательными предметами для юридических факультетов.
В ХIХ веке господствующей доктриной в юриспруденции (и в науке в целом) становиться позитивизм. Позитивная юридическая наука должна изучать факты, а всякие метафизические рассуждения должны быть отброшены. Поэтому пробил час, когда философия права, изучавшая основные начала юриспруденции, должна была быть заменена теорией права. Последняя представлялась наиболее известными позитивистами преимущественно как дисциплина, обобщавшая данные отраслевых юридических наук. Однако фактическое становление теории права происходило несколько сложнее, чем просто замена одной дисциплины на другую. Потребность в обобщенной системе юридических знаний, вытекающая из факта того, что право невозможно наблюдать в его целостности, вылилась первоначально в конкуренцию философии права и энциклопедии права. Особенно ярко это проявилось в России.
В России энциклопедия права преподается практически во всех юридических вузах, начиная с конца ХVIII века (Десницкий С.Е., Золотницкий В.Т.). Можно назвать книгу К.А. Неволина «Энциклопедия законоведения» (Киев, 1839). Но в конце ХIХ века она утрачивает свои позиции и превращается в своеобразное «введение в специальность юриста». Это связано с отсутствием у данной дисциплины как предмета, так и метода исследования. Энциклопедия права по определению – это наука наук, содержащая в себе все то, что более подробно раскрывается в специальных науках. Это делает излишним существование либо самой энциклопедии права, либо отраслевых юридических наук. Получить краткое понятие о частях – не значит еще получить понятие о целом: «Из знания отдельных частей, - подчеркивал в связи с этим Н.В. Михайловский, считавший, что перед энциклопедией права должны быть закрыты университетские двери, - вовсе не вытекает знание целого как единого организма». А краткое, конспективное обозрение всех частей правоведения как учебного предмета «может принести скорее вред, чем пользу», поскольку юридическая наука, требующая для своего изучения большой работы, будет представляться чрезвычайно легкой, поверхностной.
В то же время философия права также оказалась неспособной дать целостное знание о праве, поскольку оставалась универсальной наукой о юридическом мышлении и абсолютных началах права. Очевидная недостаточность философии права, основанной на умозрении и пренебрегающей конкретным юридическим материалом, и энциклопедии права, «не имеющей границ», породили необходимость в новой дисциплине – теории права, обобщающей эмпирический материал отраслевых юридических дисциплин. Как пишет профессор Брюссельского университета Марк ван Хук, именно в России и зародилась дисциплина, ныне обозначаемая как теория права, где была представлена именами Коркунова, Петражицкого, Шершеневича.
Возникновение отечественной теории права как самостоятельной науки относится лишь ко второй половине ХIХ в., когда ее основы излагаются в сочинении М.Н. Капустина «Теория права. Общая догматика» (1868) с позиции юридического позитивизма, а затем и Н.М. Коркунова «Лекции по общей теории права» (1886) – в рамках социологического направления. Н.М. Коркунов к числу условий развития права отнес и государство. Поэтому его «Лекции» как первый учебник по теории государства и права переиздавался у нас до 1924 г.
С конца ХIХ века теория права институционализируется и становится базовой, методологической дисциплиной. При этом она основывается и на других философских подходах – психологическом - Л.И. Петражицкий (1867-1931), неокантианском, гегельянском, естественно-правовом, либеральном, индивидуалистическом - Б.А. Кистяковский (1868-1920), Б.Н. Чичерин (1828-1904), П.И. Новгородцев (1866-1920) и др. Несколько позднее, на рубеже столетий, в общую теорию права органически вплелось и юридическое государствоведение, придав данной науке и учебному предмету соответствующее звучание в качестве «теории права и государства». Именно в такой последовательности (сначала – право, а затем государство) данный курс первоначально и был определен как в специальной литературе, так и в официальных программах университетского образования в России.
Таким образом, юридическая наука в целом в России формировалась под заметным влиянием западноевропейской юриспруденции, где становление теории права также было связано с появлением «позитивной науки права», противопоставлявшейся спекулятивной философии права. Однако на Западе первым вариантом «позитивной науки» стала сначала не общая теория права, а так называемая «общая юриспруденция». Ее создатели – это Дж. Остин, основавший еще в 1832 г. «аналитическую юриспруденцию», А. Меркель, К. Бергбом и др. Но только в начале ХХ в. (т.е. после появления общей теории права в России) предмет «общей юриспруденции» в континентальной Европе постепенно изменился: от сравнительного анализа содержания норм и правовых понятий – к исследованию структур и функций правовых норм и правовых систем. Практически сложилась новая самостоятельная дисциплина – теория права.
Ее первые представители на Западе – Г. Кельзен и Л. Дюги, основавшие «Международный журнал теории права». Программа публикаций журнала была ориентирована на разработку общих для различных правовых систем проблем, таких, как природа права, соотношение государства и права, соотношение права и общества, фундаментальные понятия и методы правовой доктрины, взаимосвязь внутренних правовых систем с международным правопорядком.
Неслучайно поэтому утверждал один из основателей теоретической науки о праве Н.М. Коркунов, что в «какие-то полтораста лет мы почти успели наверстать отделявшую нас от западных юристов разницу в шесть с лишним столетий», хотя приходилось начинать с усвоения плодов чужой работы. Русские юристы могли пожаловаться «разве только на малое число людей, посвятивших себя научному изучению права, но никак не на их качество». Правда, труды этих российских ученых не получили в свое время признания на Западе, равно как и в послереволюционной России.
После революции 1917 г. была осуществлена попытка создать марксистскую теорию права. Вместо идеологического плюрализма, характерного для предреволюционной эпохи, на десятилетия утверждается монополия на истину исключительно за марксизмом-ленинизмом. Немарксистская и антимарксистская мысль либо игнорировалась, либо выступала мишенью для критики. В ней не находили ничего положительно. Юриспруденция была поставлена на службу классовым интересам, которые на практике, однако, интерпретировались исключительно с позиции административно-командной верхушки. Наука была провозглашена партийной. В результате «партийного» подхода юридическая наука лишилась объективности при анализе государственно-правовых явлений, что и привело к пренебрежению (как в теории, так и на практике) интересами индивида, его правами. Такой подход на основе ленинских принципов о классовой природе и назначении социалистического права обосновывался такими известными учеными-юристами, как Д.И. Курский (1874-1932), П.И. Стучка (1865-1932), Н.В. Крыленко (1885-1938), Е.Б. Пашуканис (1891-1937).
С конца 30-х годов в отечественном правоведении утвердилось положение, что право в русле официальной концепции следует понимать как результат правотворческой деятельности государства (точнее – коммунистической партии), что привело к тому, что право изучается вместе с государством (право ничто без государства). В результате теория права и государства становится теорией государства и права, о чем свидетельствовало название первого советского официального учебника. Развитию марксистско-ленинской общей теории государства и права способствовали труды видных советских ученых-юристов – Н.Г. Александрова (1909-1974), А.М. Васильева (1923-1988), А.И. Денисова (1907-1984) и др., под редакцией которых издавались основные учебники по теории государства и права.
Своеобразным итогом формирования материалистического толкования государства и права советской эпохи становится четырехтомный курс «Марксистско-ленинская общая теория государства и права», выпущенный в 1970-1973 гг. (к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина) и обобщивший все, что сделано советской наукой в области теоретического осмысления государственно-правовой действительности: установление и признание классовой природы государства и права, разработка учения об исторических типах государства и права, обоснование марксистской идеи об отмирании государства и права при коммунизме, критика буржуазного государства и права, выделение этапов развития социалистической государственности и т.д. Оценивая развитие теоретической науки о государстве и праве в 70-80-е годы ХХ века, нельзя не заметить, что если в области государствоведения успехи отечественных правоведов были весьма незначительными (с учетом господства марксистско-ленинских догм), то общеправовая теория обогатилась многими научными исследованиями в области теории правовых норм, правовых отношений, правосознания, правового статуса личности, чему способствовали проводимые в масштабе всей страны научные дискуссии по проблемам правопонимания, системы права, правоприменения. Несмотря на все деформации и господство официальной марксистско-ленинской идеологии, биение живой правовой мысли не прекращалось в нашей стране никогда.
Однако только с началом перестройки, благодаря которой стал возможен переход к новому мышлению и осуществлены реальные преобразования во всех сферах общественной жизни в нашей стране, была демонтирована господствовавшая партийно-советская система и обслуживавшая ее идеологически марксистско-ленинская юридическая наука. Наметился интерес к проблемам демократии, бюрократизации, правам и свободам человека, теории разделения властей, разрабатывается концепция правового государства.
Сейчас государство и право трактуются как важнейшие элементы цивилизации, как ценности, благодаря которым становятся возможным прогрессивное развитие общества и создание нового мирового порядка на основе общепризнанных принципов и норм. В условиях практического воплощения конституционного принципа идеологического многообразия отсутствует жестко установленная правовая идеология как система единственно правильных (с точки зрения правящей элиты) взглядов на право и государство. В связи с этим востребованными оказываются общетеоретические работы (как новые, так и прежних лет) ведущих отечественных теоретиков-правоведов: С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, В.М. Баранова, А.Б. Венгерова, Н.А. Власенко, В.Н. Карташова, Т.В. Кашаниной, С.А. Комарова, В.Н. Кудрявцева, В.В. Лазарева, В.В. Лапаевой, Е.А. Лукашевой, А.В. Малько, Г.В. Мальцева, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, Л.А. Морозовой, В.С. Нерсесянца, В.В. Оксамытного, А.С. Пиголкина, В.Н. Протасова, Т.Н. Радько, М.М. Рассолова, Ю.С. Решетова, Л.И. Спиридонова, В.М. Сырых, Ю.А. Тихомирова, Ю.Г. Ткаченко, В.Е. Чиркина, Ф.Н. Фаткуллина, Л.С. Явича и др.
Таким образом, современная отечественная теория государства и права, освобождаясь от ряда негативных черт (мифологичность, утопизм, спекулятивность, ортодоксальность, антиантропологизм) советской теории государства и права, продолжает развиваться в новых, перспективных направлениях. Она освобождается от тех научных конструкций, которые не позволяют объяснить сложные феномены политико-правовой действительности, ищет новые подходы. Так, в последнее время практически заново пересматриваются идеи философии права (А.П. Альбов, Э.А. Поздняков, Ю.В. Тихонравов, В.П. Малахов, И.П. Малинова), проблемы законности и правопорядка (А.Т. Боннер, В.М. Ведяхин, А.Ф. Ефремов, В.М. Горшенев, В.Н. Казаков, В.Н. Кудрявцев, А.Б. Лисюткин, Н.И. Муромцев), вопросы реализации права (В.И. Гойман, Ф.А. Григорьев), прав человека (Витрук Н.В., Глухарева Л.И., Крупеня Е. М., Лукьянова Е.А., Матузов Н.И.) и другие темы, которые были особенно тщательно выхолощены догматическим подходом в период застоя и стагнации науки.