Одним из признаков права является его системность. Термин «система» имеет греческое происхождение (systema) и переводится как «целое» либо как «составленное из частей». Причем система — это не простая сумма определенных частей, ее отличает непротиворечивость, взаимозависимость и упорядоченность составляющих ее элементов. Каждый из этих элементов в отдельности выполняет строго определенную функцию, а вместе они обеспечивают само существование всей системы. Иными словами, если какой либо элемент системы выйдет из строя, то приходит в негодность и вся эта система целиком.
Отношения, в которые вступают люди между собой, с объединениями людей, государственными органами, их должностными лицами и государством в целом, находятся в тесной взаимосвязи между собой, образуя как бы единое целое. А соответственно и право, опосредуя все эти общественные отношения, представляет собой некое целостное образование, именуемое системой права.
Система права, как и любая другая система, представляет собой некое сложноорганизованное единое целое, состоящее из отдельных элементов. Такими элементами являются нормы права, институты права (правовые институты), под отрасли права и отрасли права. И каждый из этих элементов выполняет свою вполне определенную функцию в обществе.
Отрасли и институты права
Основным элементом системы права является отрасль права. Право как единое целое поделено на определенные части, именуемые отраслями права.
В основу подразделения права на отдельные части положен материальный критерий — характер общественных отношений, регулируемых теми или иными правовыми нормами. По своему содержанию общественные отношения могут быть имущественными, финансовыми, земельными, трудовыми, таможенными, брачно-семейными и др. Каждый вид таких общественных отношений регулируется строго определенной группой правовых норм, в которых отражены характерные особенности и конкретная социальная направленность. Эти нормы в совокупности составляют отрасли права. Таким образом, отрасль права — это совокупность связанных между собой правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, т. е. определенный вид общественных отношений.
Отрасли права принято выделять по двум критериям: по предмету правового регулирования и по методу правового регулирования. Предметом правового регулирования (предметом той или иной отрасли права) являются качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы этой отрасли права. Например, предметом административного права являются общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления; предметом таможенного права являются общественные отношения, возникающие в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; предметом муниципального права являются общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления и решения населением того или иного муниципального образования вопросов местного значения, и т. д. А метод правового регулирования определяет совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных, относительно обособленных общественных отношений. Его еще называют юридическим критерием подразделения правовых отраслей. Например, для гражданско-правовых отношений характерен диспозитивный метод правового регулирования отношений, основанный на принципе равенства сторон — участников общественных отношений, а для уголовно-правовых отношений — императивный метод, основанный на принципе отношения власти и подчинения. По этому же критерию судебное право подразделяется на уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право.
Единство предмета и метода правового регулирования характеризуют, однако, далеко не все отрасли права. В последнее время стали появляться новые отрасли, такие, например, как космическая, компьютерная, экологическая и др., которые обособляются только по своему предмету, а метод регулирования для них либо еще просто не выработан, либо носит смешанный (комплексный) характер (сочетание императива и диспозитива), либо может и вовсе не иметь особого правового значения.
Среди правовых отраслей выделяют также отрасли материального права и отрасли процессуального права.
Термин «материальное право» обозначает правовые нормы, с помощью которых государство прямо и непосредственно влияет на общественные отношения. К группе отраслей материального права относятся, например, конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное право, гражданское право, трудовое право и ряд других отраслей. А термин «процессуальное право» обозначает правовые нормы, которыми регулируются отношения, возникающие в процессе расследования преступлений, рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских судебных дел. Гражданский процесс, уголовный процесс, арбитражный процесс и исправительно-трудовое право — это все примеры отраслей процессуального права.
Трактуя несколько иначе, можно сказать, что нормы (и соответствующие отрасли) материального права закрепляют права, обязанности и ответственность субъектов в определенной сфере правовой регуляции общественных отношений, а нормы (и соответствующие отрасли) процессуального права определяют процедуру и порядок реализации прав и обязанностей субъектов, а также порядок и процедуру реализации их ответственности за ненадлежащее исполнение своих прав и обязанностей.
Отрасли права как относительно самостоятельные подразделения системы права, в свою очередь, подразделяются на более мелкие элементы, именуемые институтами права.
Институт права — это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих разновидность определенного вида общественных отношений. Так, например, правовой институт собственности в гражданском праве представляет собой определенную группу взаимосвязанных норм одного вида, регулирующих отношения собственности. Лица, предствавительство, поручительство, исковая давность и пр. — это все примеры самостоятельных институтов гражданского права. Аналогичным образом и в других отраслях: конституционном (права человека, основы конституционного строя и т. д.), уголовном (преступление, наказание, уголовная ответственность несовершеннолетних и т. д.), таможенном (таможенный брокер, таможенный перевозчик, таможенный режим, временное хранение и т. д.), семейном (права и обязанности супругов, алиментные обязательства членов семьи и т. д.) и др.
В крупных и сложных по своему составу отраслях права принято выделять еще один самостоятельный компонент системы права — подотрасль права. Подотрасль права — это некое целостное образование в системе права, в состав которой входят несколько институтов той или иной отрасли права, для которых характерна высокая степень специализации входящих в них норм. Так, например, в гражданском праве в качестве под отраслей выделяют обязательственное право, авторское право, наследственное право и рад других под отраслей. А, например, избирательное право — это подотрасль конституционного права (хотя его иногда именуют и как институт конституционного права). Имеются также под отрасли в трудовом праве, уголовном праве и в ряде других отраслей.
В ряде случаев, например, в таможенном праве, объединение правовых институтов по степени высокой специализации входящих в них норм осуществляется не путем выделения отдельных под отраслей, а путем их группировки в соответствующие разделы права. Так, таможенное оформление — это раздел таможенного права. В него входит основной институт (глава 21 ТК РФ), три предметных института: предварительные операции, временное хранение и декларирование (главы 22,23 и 26 ТК РФ соответственно), а также два имеющих непосредственное отношение к таможенному оформлению вспомогательных правовых института: таможенный брокер и таможенный перевозчик (главы 24 и 25 ТК РФ). И в то же время в относительно небольших и тесно консолидированных правовых отраслях (таких как, например, гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное) самостоятельных под-отраслей вообще не выделяют.
Система права и система законодательства: их соотношение
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Система законодательства, как и система права, это некое единое целое, состоящее из отдельных частей. Таковыми частями являются нормативные правовые акты, состоящие из статей и разделов, и их совокупности — отрасли законодательства. И поскольку нормативные правовые акты являются внешней формой выражения правовых норм — первичных элементов системы права, то можно сделать вывод о том, что система права и система законодательства — это одно и то же. Однако это не так.
Основные различия системы права и системы законодательства состоят в следующем.
1. Первичным элементом системы права является правовая норма, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции, тогда как первичным элементом системы законодательства является статья нормативного правового акта, которая далеко не всегда содержит все три структурных элемента правовой нормы.
2. Система права — это внутренняя форма права, его содержание, его строение по правовым отраслям и институтам, тогда как система законодательства — это внешняя форма права, внешнее выражение институтов и отраслей права в нормативно-правовых актах в их совокупности.
3. Каждая отрасль права имеет единый предмет и метод правового регулирования, в силу чего нормы отрасли права отличаются довольно высокой степенью однородности, тогда как отрасли законодательства, регулируя определенные сферы экономической и социальной жизни людей, выделяются, как правило, только по предмету регулирования и не имеют единого метода.
4. Система права имеет первичный характер, тогда как система законодательства — вторичный: законодательство всегда производно от права, его целей и принципов. И если система права складывается объективно в соответствии с объективно существующими реальными общественными отношениями, то система законодательства преимущественно субъективна, ибо зависит от воли законодателя.
5. Система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, тогда как система законодательства помимо этого характеризуется еще и вертикальным (иерархическим) строением, поскольку она ориентирована не только на систему права, но и на форму государственного устройства (в частности, у нас в стране — федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации).
6. Отрасли законодательства могут, как совпадать с одноименными отраслями права — это отраслевое законодательство (например, уголовное, гражданское, трудовое, таможенное и др.), так и не совпадать с ними — внутриотраслевое законодательство или законодательство комплексного характера (например, горное, водное и лесное законодательство являются относительно самостоятельными внешними формами выражения земельного права как отрасли права, а вот законодательство об образовании, науке и культуре, военное, хозяйственное и транспортное являются комплексными отраслями и образуются посредством сочетания норм административного, гражданского и целого ряда иных отраслей права). Наличие последнего обусловлено не только ориентацией системы законодательства на отрасли права и государственное устройство, но и на отрасли (сферы) государственной деятельности (образование, наука, культура и пр.).
7. Система права и система законодательства не совпадают и по объему: законодательство не охватывает всего комплекса и разнообразия нормативности (право находит свое выражение помимо законов и подзаконных актов также и в правовых обычаях и юридических прецедентах), но в то же время включает в себя помимо формулировок правовых норм и иные элементы (преамбулы, названия разделов, глав и статей и пр.).
В целом же, система права и система законодательства выражают один и тот же феномен — право, но при этом несколько с разных его сторон: как бы внутренней и внешней, чем обусловлено их общее социальное назначение. А соотношение системы права и системы законодательства — это одно из наиболее трудных научных и практических проблем теории права, разрешить которую весьма не просто. Но среди ученых превалирует все же мнение, что с позиций системного подхода система права является некой надсистемой по отношению к системе законодательства, определяя признаки и критерии, по которым должен происходить отбор и построение элементов системы законодательства, процесс их упорядочения и систематизации.
Соотношение внутригосударственного и международного права
Международное право — это некая особая система юридических норм, регулирующих меж властные международные отношения посредством установления взаимных прав и обязанностей независимых субъектов этих отношений. В качестве таковых субъектов выступают, прежде всего, государства и в некоторых случаях нации и народы (так называемые первичные субъекты международного права), а также межправительственные организации либо государство-подобные образования типа Ватикана (производные субъекты международного права, создаваемые первичными субъектами).
Нормо-образование в международном праве происходит через заключение международных договоров и посредством формирования обычаев и обыкновений. Такие международные договора, обычаи и обыкновения появляются на свет исключительно по воле их участников, но в то же время могут противоречить нормам внутреннего законодательства того или иного государства. Поэтому возникает проблема соотношения внутригосударственного и международного права.
В большинстве цивилизованных государств современного мира (в том числе и в России, о чем упомянуто в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ) общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры с участием этих государств являются частью национальной правовой системы. Помимо этого, в законах большинства государств (и в России, в частности) содержится правило, согласно которому в случае наличия расхождений между положениями внутреннего законодательства страны и ее международными обязательствами преимущественную силу имеют международные обязательства. Таким образом, принятые теми или иными государствами на себя международные обязательства должны ими добросовестно соблюдаться и ссылки на свое внутреннее законодательство для оправдания несоблюдения субъектами правоотношений своих обязательств в международном праве не приемлемы.
В то же время сами по себе нормы международного права, содержащиеся в тех или иных международных договорах, создают определенные права и обязанности лишь для субъектов-участников этих договоров, т. е. для самих государств как таковых. Официальные же органы того или иного государства, его юридические лица и отдельные граждане непосредственно нормам международного права, как правило, не подчиняются и чтобы обеспечить фактическую реализацию международных обязательств на внутригосударственном уровне на практике осуществляются меры по включению международно-правовых норм в акты национального законодательства. Такая процедура именуется процедурой трансформации норм международного права в национальные правовые системы.
Взаимосвязь международного и внутригосударственного права проявляется и в том, что особенности национальной правовой системы любого государства неизбежно находят свое отражение в его внешней политике и учитываются в дипломатии других государств во взаимоотношениях с этим государством. Таким образом, неизбежным является не только влияние международного права на право внутригосударственное, но и наоборот — национальные правовые системы и их особенности оказывают свое влияние на процесс нормо-образования в международном праве.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
Приходит отец домой, а его ребенок плачет. Отец спрашивает ребенка: - Почему ты плачешь? Отвечает ему ребенок: - Почему ты мне папа, а я не сын тебе? Кто же это плакал?
Современный предмет, который мы называем также, как во времена Лермонтова называли конверт с письмом, написанным орешковыми чернилами. Что это за предмет?